Святые уральской земли
15 августа 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА установлено празднование в честь Собора Екатеринбургских святых.
День празднования в честь Екатеринбургских святых был приурочен к 29 января/11 февраля – дате образования в 1885 году Екатеринбургской Епархии. В Собор при его установлении были включены имена 63 святых, подвизавшихся и мученически скончавшихся на территории Епархии в XVII–ХХ столетиях.
В Соборе Екатеринбургских святых прославляются: святой праведный Симеон Верхотурский, преподобные и праведные подвижники XVII–ХХ веков, а также святые XX века – Царственные страстотерпцы и новомученики и исповедники Церкви Русской, принявшие поношения и смерть за имя Христа.
Особым почитанием в Епархии пользуется святая великомученица Екатерина Александрийская (IV век), имя которой носит кафедральный город Екатеринбург.
Дни церковного празднования в честь великомученицы Екатерины (7 декабря), праведного Симеона Верхотурского (25 мая, 25 сентября, 31 декабря), Царственных страстотерпцев (17 июля) стали в Екатеринбургской Митрополии особо чтимыми торжествами и собирают на соборную молитву множество священнослужителей и мирян, паломников со всех концов православного мира.
Сугубо известны и чтимы на Урале следующие иконы Пресвятой Богородицы: «Знамение» Верхнетагильская; «Всецарица», находящаяся в Свято-Троицком мужском монастыре с. Тарасково г. Новоуральска; Тихвинская, чтимый список которой находится в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре г. Екатеринбурга; Табынская икона.
Святая великомученица Екатерина Александрийская (24 ноября/7 декабря 306)
Собор Екатеринбургских святых:
Страстотерпцы Царь Николай, Царица Александра, Царевич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия (4/17 июля 1918)
Страстотерпец Евгений Боткин (4/17 июля 1918)
преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара (5/18 июля 1918)
святой праведный Симеон Верхотурский (прославление – 18/31 декабря, перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье – 12/25 сентября, второе обретение святых мощей – 12/25 мая)
преподобный Василиск Сибирский (29 декабря/11 января (1824))
преподобный Зосима (Верховский) (24 октября/6 ноября (1833))
преподобный Илия (Чеботарев) (местная память: 30 ноября/13 декабря (1900); общецерковная: в Соборе Екатеринбургских святых)
преподобный Арефа (Катаргин) (местная память: 15/28 мая (1903);общецерковная: в Соборе Сибирских святых)
блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (местная память: 1/14 июля, 8/21 декабря (1706); общецерковная: в Соборе Сибирских святых)
блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (Собор Сибирских святых)
Святые, прославленные в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
(по уездам, в которых они совершали свое служение на момент кончины):
священномученик Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский (21 октября/ 3 ноября (1937))
Екатеринбургский уезд:
священномученик Иосиф Фомич Сиков, священник Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода Екатеринбургского уезда (14/27 июня (1918))
священномученик Петр Симеонович Смородинцев, священник Иоанно-Предтеченской церкви села Кочневского Екатеринбургского уезда (23 июня/6 июля (1918))
священномученик Павел Иванович Чернышев, священник Успенской церкви Ново-Уткинского завода Екатеринбургского уезда (7/20 июля (1918))
священномученик Иоанн Степанович Плотников, диакон Сретенской церкви Пышминского завода Екатеринбургского уезда (30 июля/12 августа (1918))
священномученик Владимир Павлович Холодковский, священник Николаевской церкви села Тупицынского Камышловского уезда (после революции – Пышминского района) (31 июля/13 августа (1937))
священномученик Вячеслав Георгиевич Луканин, диакон Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (3/16 августа (1918))
священномученик Петр Иванович Иевлев, священник Спасо-Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (26 августа/ 8 сентября (1918))
священномученик Иоанн Всеволодович Вишневский, священник церкви во имя святого Прокопия Устюжского села Федьковка Екатеринбургского уезда (19 ноября/2 декабря (1920))
Верхотурский уезд:
преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) (14/27 января (1961))
священномученик Сергий Александрович Увицкий, священник Выйско-Николаевской церкви поселка Нижне-Тагильский завод Верхотурского уезда (27 февраля/12 марта (1932))
священномученик Константин Стефанович Богоявленский, священник Михаило-Архангельской церкви села Меркушинского Верхотурского уезда (14/27 июля (1918))
священномученик Николай Александрович Удинцев, священник Вознесенской церкви села Коптеловского Верхотурского уезда (25 июля/7 августа (1918))
священномученики Иоанн Иоаннович Шишев и Иоасаф Степанович Панов, священники Георгиевской церкви села Мироновского Верхотурского уезда (13/26 августа (1918))
священномученик Павел Иванович Фокин, священник Сретенской церкви села Мурзинского Верхотурского уезда (27 августа/ 9 сентября (1918))
преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (30 августа/12 сентября (1918))
священномученики Петр Федорович Дьяконов и Алексий Николаевич Кузнецов, священники Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода Верхотурского уезда (18 сентября/1 октября (1918))
преподобномученики Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин), монахи Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (17/30 октября (1918))
Ирбитский уезд:
cвященномученик Алексий Петрович Кротенков, священник Николаевской церкви села Ницинского Ирбитского уезда (5/18 апреля (1930))
священномученик Константин Виссарионович Словцов, священник Пророко-Ильинской церкви села Егоршинского Ирбитского уезда (20 июля/2 августа (1918))
священномученик Платон Горгониевич Горных, священник Покровской церкви села Покровского Ирбитского уезда (27 июля/9 августа (1918))
священномученик Стефан Григорьевич Хитров, священник Богоявленской церкви села Краснослободского Ирбитского уезда (5/18 августа (1920))
священномученик Константин Иванович Попов, священник Вознесенской церкви села Лягушинского (Клепининского) Ирбитского уезда (13/26 августа (1918))
священномученик Александр Нилович Медведев, диакон Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (28 августа/ 10 сентября (1918))
священномученик Петр Андреевич Снежницкий, священник Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (7/20 сентября (1918))
священномученик Николай Петрович Пономарев, диакон Николаевской церкви села Шогрышского Ирбитского уезда (28 июля / 10 августа(1918))
Камышловский уезд:
священномученик Василий Владимирович Победоносцев, протоиерей Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (10/23 июня (1918))
священномученик Петр Иоаннович Корелин, священник Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (16/29 июня (1918))
священномученик Василий Степанович Милицын, священник Спасо-Преображенской церкви села Алексеевского Камышловского уезда (25 июня/8 июля (1918))
священномученик Аркадий Николаевич Гаряев, священник Николаевской церкви села Боровского Камышловского уезда (1/14 июля (1918))
священномученик Александр Иванович Попов, священник Введенской церкви села Травянского Камышловского уезда (8/21 июля (1918))
священномученик Константин Николаевич Лебедев, священник Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда (9/22 июля (1918))
священномученики Стефан Васильевич Луканин, священник Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда, Георгий Платонович Бегма и Нестор Иоилевич Гудзовский, диаконы той же церкви (10/23 июля (1918))
священномученик Василий Иванович Инфантьев, священник церкви во имя святителя Димитрия Солунского в селе Таушканском Камышловского уезда (12/25 августа (1918))
священномученик Николай Васильевич Бирюков, священник Спасо-Преображенского женского монастыря Каменского завода Камышловского уезда (20 августа/2 сентября (1919))
священномученик Константин Николаевич Алексеев, священник Свято-Троицкой церкви села Троицкого Камышловского уезда (Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (1918))
Новомученики и преподобные, подвизавшиеся на территориях других епархий, которые ныне относятся к Екатеринбургской Митрополии:
священномученик Феодор Иванович Распопов, священник Михаило-Архангельской церкви села Туринская Слобода Туринского уезда Тобольской губернии (8/21 июля (1918))
священномученик Лев Евфимиевич Ершов, священник Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (20 августа/2 сентября (1918))
священномученик Александр Иванович Малиновский, священник Введенской церкви села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда Пермской губернии (20 августа/2 сентября (1918))
священномученик Алексий Иванович Будрин, протоиерей Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (28 августа/10 сентября (1918)).
Новомученики и преподобные, подвизавшиеся на территориях, ранее принадлежавших Екатеринбургской епархии, ныне относящихся к другим епархиям:
преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит, настоятель Вознесенского храма города Касли (16 / 29 июля (1938))
священномученик Алексий Архангельский
священномученик Петр Васильевич Беляев
Священномученик Ефрем Долганев, протоиерей (16/29 июня)
Священномученик Михаил Макаров (16/29 июня)
Мученик Константин Минятов (16/29 июня)
Мученик Афанасий Жуланов (2/15 августа)
В скобках приводятся даты памяти (обычно совпадают с датой кончины).
Дата памяти. Точная дата его кончины, к сожалению, неизвестна.
Екатеринбургская епархия заявила, что схиигумен Сергий (духовник Среднеуральского женского монастыря) стал священников вопреки канонам.
Ранее отец Сергий в видеоролике рассказывал, что был судим. Напомним, в 1985 году Николай Романов был осужден на четыре года за хищение государственного имущества и аварию, приведшую к гибели человека. В ходе процесса сознался в убийстве при разбое с отягчающими обстоятельствами. По совокупности был приговорен к 13 годам колонии. Отбывал наказание до 1997 года.
Священник заявлял, во время визита патриарха Алексия II в Екатеринбург он сказал отцу Сергию: «Монах, священник и наместник», а владыка Викентий указывал ему на необходимость принятия священнического сана. По словам священника патриарх и владыка знали за что он отбывал наказание. Но в Екатеринбургской епархии с этим не согласны.
«25 декабря 2001 года иеродиакон Сергий (Романов) был рукоположен в сан пресвитера архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Хиротония была совершена в мужском монастыре во имя святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме. Подтверждений тому, что хиротония совершалась с ведома и по указанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, не имеется»,- рассказали в пресс-службе епархии.
В личном деле схиигумена Сергия (Романова) нет справки о судимости, также отсутствует какое-либо упоминание статьи, по которой он был осужден. «Убийство является абсолютным препятствием к рукоположению, исключений из данного правила каноны не предусматривают»,- добавили в епархии.
Напомним, 3 июля пройдет заседание церковного суда. Ранее митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл лишил схиигумена Сергия проповедовать после его высказываний о псевдопандемии коронавируса и чипировании населения под видом вакцинации. В Екатеринбургской епархии не исключали, что в случае неявки священника решение по его делу может быть принято без него.
Структура и направления работы Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии
Цель деятельности миссионерского отдела, согласно «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г.), состоит в том, чтобы распространять православную веру, воцерковлять людей для новой жизни во Христе, передавать опыт богообщения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
– нести Слово Божие людям, которые еще не слышали православного свидетельства;
– просвещать всех крещеных, но остающихся вне благодатной таинственной жизни Церкви людей к духовному деланию, побуждать их к ответственному молитвенному предстоянию перед Богом и активной христианской позиции;
– проповедовать православные идеалы в обществе людей, находящихся вне лона Церкви;
– разъяснять значения Таинств;
– формировать условия для активного участия новообращенных в жизни прихода для их воцерковления;
– противодействовать тоталитарным сектам, экономическим и псевдонаучным культам.
I.Сектор внутренней миссии
Внутренняя миссия обращена к членам Церкви, включая тех, кто крещен, но недостаточно просвещен в православной вере, не имеет опыта участия в таинственной жизни Церкви, и служить духовному возрастанию ее членов.
Цель — утверждение веры в колеблющихся и малоцерковных христианах, воцерковление крещеных, но невоцерковленных православных христиан; привлечение к Церкви людей через оказание им социальной помощи, через заботу и внимание со стороны представителей Церкви.
II. Сектор по работе с представителями нехристианских религий, атеистами и агностиками.
Внешняя миссия обращена к тем, кто находится вне Православной Церкви. Адресатом внешней миссии Церкви являются приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений — как религиозных (нехристианских), так и нерелигиозных (светских). Результатом ее является приобщение к Церкви новых членов и вовлечение новообращенных членов в жизнь уже существующих общин.
Цель — деятельность, направленная на свидетельство истины Православия в сравнении с нехристианскими религиями и учениями; работа, направленная на противостояние прозелитической деятельности неправославных и нехристианских миссионерских объединений и проповедников; диалог с неверующими и агностиками.
Направления работы:
- работа с представителями нехристианских религий, утратившими связь со своей религиозной традицией в т.ч. с мигрантами;
- работа с атеистами и агностиками;
- работа с учеными (диалог науки и религии).
III. Сектор изучения деструктивных, псевдорелигиозных культов.
Цель – изучение и сбор информации по тоталитарным , экономическим (сетевому маркетингу) и псевдонаучным культам.
Направления работы:
- работа с псевдохристианскими культами;
- работа с представителями экономических и псевдонаучных культов (предупреждение и реабилитация).