Митрополит агафангел ярославский

Святитель — исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Александр Преображенский), родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в семье священника Лаврентия. Родители будущего святителя жизнью своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие — вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.
О своих отроческих религиозных переживаниях святитель вспоминал так: «Я… любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что все персть, все пепел, все сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших свое земное странствование».
В 1871 году юноша поступил в Тульскую Духовную семинарию и здесь пережил первые серьезные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали привитым ему в семье традициям церковного благочестия. Александр стал подумывать о профессии врача, но постоянное общение с отцом помогло ему преодолеть эти сомнения, и в 1877 году он поступил в Московскую Духовную Академию. Здесь он смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, которым всегда славилась Троице-Сергиева Лавра.
В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Академию со степенью кандидата богословия. Александр Лаврентьевич был назначен на должность преподавателя латыни в Раненбургское Духовное училище Рязанской епархии (ныне город Чаплыгин, в составе Воронежской епархии), а 7 декабря 1882 года его назначили помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. В том же году он вступил в брак, но, не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр потерял супругу и новорожденного младенца почти одновременно. «Жизненный путь, избранный мною, — не мой жребий… я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому», — так он вспоминал урок, вынесенный из этих тяжких испытаний. 7 марта 1885 года Александр Лаврентьевич принял монашеский постриг с именем Агафангел (в память мученика IV века), а вскоре был рукоположен в сан иеромонаха.
В 1886 году иеромонах Агафангел назначается на должность инспектора Томской Духовной семинарии с возведением в сан игумена, а в 1888 году он становится ректором Иркутской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 года в Иркутском Вознесенском монастыре архимандрит Агафангел был рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 по 1897 год Владыка управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 году становится епископом Рижским и Митавским, а с 1910 года возглавляет кафедру Виленскую и Литовскую, будучи с 1904 года в сане архиепископа.
Все преобразования духовных учебных заведений в своей епархии святитель стремился подчинить одной цели: научить юношество прежде всего любить молитву. Вообще церковное просвещение и жизнь евхаристическая были важнейшими сторонами деятельности Владыки. Много он сделал для улучшения жизни простых сельских священников, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открывал приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность епархиального свечного завода.
К намечавшемуся Поместному Собору 1905 года святитель Агафангел составил, по поручению Святейшего Синода, отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, где говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами. Трудился Владыка и над преобразованием приходской жизни, развивая в ней принцип соборности. Немало занимался он и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, немало постоянных пенсионеров. «Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, уважение к чужому мнению — вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним», — свидетельствуют о нем современники.
В 1912 году архиепископ Агафангел был награжден бриллиантовым крестом на клобук. В постановлении о награждении подчеркивалась его неизменная благожелательность к духовенству и мирянам, соединенная с твердостью.
С 1913 года Владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Вскоре его возводят в сан митрополита. С началом Первой мировой войны в 1914 году архипастырь организовывает фонды помощи армии, госпитали для раненых солдат, назначает священников в действующую армию. В 1917-1918 годах является членом Предсоборного присутствия, затем членом Поместного Собора. С 1918 года он является членом Высшего церковного управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.
12 мая 1922 года Святейший Патриарх, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передаче им полномочий на церковное управление, вручив митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».
3 июня 1922 года появился так называемый «Меморандум» за подписями нескольких архиереев Русской Православной Церкви, в котором предательски заявлялось, что обновленческое Всероссийское церковное управление является «единственной канонически законной церковной властью». Пастырей призывали считать распоряжения этого незаконного органа управления «законными и обязательными».
В этот труднейший и опаснейший момент митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издал Послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призвал верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За свое сопротивление обновленцам в их попытке захватить церковную власть святитель немедленно подвергся аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в нескольких тюрьмах, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашев Нарымского края Томска.
В своем завещании Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя — священномученики митрополит Петр (Полянский) и митрополит Кирилл (Смирнов). Органы ГПУ пытались поставить у кормила Церкви послушную группу архиереев во главе с архиепископом Григорием (Яцковским). Однако митрополит Сергий (Страгородский), назначенный митрополитом Петром своим заместителем на время ссылки всех трех Патриарших Местоблюстителей, запретил эту группу.
Тучков, начальник особого секретного отдела ОГПУ, сделал попытку оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истек в конце 1925 года. В апреле 1926 года произошла его встреча с Владыкой в Пермской тюрьме. Святителю предложили принять высшую церковную власть. Цель этого предложения — столкнуть ведущих иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы и тем самым лишить Церковь законной иерархии. Владыка, конечно, не мог располагать в ссылке всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского). В Перми в апреле 1926 года он издал послание, которым известил о своем вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Однако вскоре, после переписки с Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), святитель понял реальное положение дел и отказался принять на себя обязанности Местоблюстителя — «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Лишенный властолюбивых устремлений, он советует митрополиту Петру передать Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому).
Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, архипастырь призвал своих викарных архиереев — епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (Кобранова), с тем чтобы составить обращение, где говорилось, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола, и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.
Однако тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, владыка Агафангел до конца жизни старался служить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчетливой дипломатии и политической борьбе, необходимых для удержания в руках внешней административной власти.
Переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье святителя Агафангела. Сердечные приступы участились, и в середине сентября он слег в постель. Перед кончиной он часто приобщался Святых Таин. 3 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Двенадцать ударов колоколов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине исповедника. Погребли митрополита Агафангела лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.
Владыка Агафангел причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

В.Я. ВОЛКОВ.

АГАФАНГЕЛ (Преображенский) (27 сентября 1854, с. Мочилы Венёвского уезда Тульской губ. — 16 октября 1928, Ярославль), священноисповедник, митрополит Ярославский и Ростовский (1913 — 1928), местоблюститель Патриарха в 1920-е гг.

1 фотоСмотреть фотогалерею 1 фото из

Родился в семье священника. Учился в Тульской духовной семинарии и Московской духовной академии (до 1881).

После одновременной смерти жены и сына в 1885 г. принял постриг с наречением имени Агафангел, рукоположен в сан иеромонаха. В 1889 г. рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1893 г. — епископ Тобольский и Сибирский. В 1897 г. — епископ Рижский и Митавский, с 1904 г. — архиепископ. В 1910 г. — архиепископ Литовский и Виленский.

С 22 декабря 1913 г. — архиепископ Ярославский и Ростовский. В 1917 г. возведен в сан митрополита.

В мае 1922 г. облечён полномочиями местоблюстителя Патриарха. Не имея возмож­ности приступить к управлению Церковью из-за вмешательства советской власти, призывал епис­копов к самостоятельному управлению епархиями, противодействовал обновленческому движению. По обвинению в антисоветской деятельности находился под домашним арестом с 28 июня 1922 г. в ярославском Спасо-Преображенском монастыре, в конце 1922 г. был помещен в тюрьму в Ярослав­ле, затем заключён в Таганскую тюрьму в Москве. В ноябре 1922 г. сослан в Нарымский край.

1 мая 1926 г. вернулся в Ярославль. Объявил о своем вступлении в обязанности Патриаршего местоблюс­тителя, но вскоре отказался от своих прав в пользу митрополита Сергия (Страгородского).

6 февраля 1928 г. прекратил административное подчинение митрополиту Сергию в связи с не­приятием его деятельности, подчиняющей Церковь диктату государственной власти. После долгой полемики и выяснения позиций 10 мая 1928 г. послал ему примирительное письмо, оговорив испол­нение его распоряжений велением религиозной совести.

Мудрость и исповедническая позиция свт. Агафангела помогли выстоять и не допустить уничтожения РПЦ в годы гонений на веру.

Скончался 16 октября 1928 г. Погребен в склепе Леонтьевского храма г. Ярославля.

Причислен к лику святых в чине священноисповедника на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 г. Ныне мощи свт. Агафангела обретены и почивают в Казанском соборе Казанского женского монастыря г. Ярославля.

Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) родился 27 сентября 1854 г. в селе Мочилы Веневского уезда Кормовской волости Тульской губернии. Родители новорожденного – священник Христо-Рождественской церкви села Мочилы Лаврентий Иоаннович Преображенский и его законная жена Анна Ивановна Преображенская. Восприемниками при крещении младенца Александра 2 октября 1854 г. были Аполлон Николаевич Волков, помещик села Мочильское Городище Михайловского уезда Рязанской губернии и Юлия Михайловна Садовникова, дочь Елены Михайловны Садовниковой, титулярной советницы, помещицы деревни Покровка. В 1867 г. Александр Преображенский поступил в Веневское уездное духовное училище, которое успешно окончил в 1871 г. В 1871 г. Александр поступил в Тульскую духовную семинарию. Лишившись кормильца-отца, 12 февраля 1876 г. Александр подал прошение в правление семинарии о принятии его на казенное содержание. Как лучший ученик семинарии, в 1877 г. Александр Преображенский получил направление в Московскую духовную академию, где обучался на казенном содержании. В 1881 г. он блестяще окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, которой был удостоен за сочинение на тему «Шестоднев экзарха Болгарского. Опыт исследования языка и текстов Шестоднева по списку 1263 г.». С 11 августа 1881 г. по 7 декабря 1882 г. Александр Преображенский служил преподавателем латинского языка в Ранненбургском духовном училище (Рязанская губ.). В 1882 г. вступил в брак. С 7 декабря 1882 г. служил помощником смотрителя Скопинского духовного училища (Рязанская губ.). В 1883 г. после одиннадцатимесячной супружеской жизни последовала неожиданная смерть его жены и малолетнего сына. 7 марта 1885 г. Александр Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафангел. 10 марта 1885 г. епископом Рязанским и Зарайским Феоктистом в Рязанском кафедральном соборе иеродиакон Агафангел был рукоположен во иеромонаха, 14 декабря 1886 г. — во игумена. 4 декабря 1886 г. игумен Агафангел был назначен инспектором Томской духовной семинарии, 20 января 1888 г.- ректором Иркутской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. в Вознесенско-Иннокентиевском монастыре города Иркутска архиепископ Иркутский и Нерчинский Вениамин и епископ Селенгинский Макарий совершили хиротонию архимандрита Агафангела во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. 17 июля 1893 г. епископ Агафангел был переведен на самостоятельную Тобольскую и Сибирскую кафедру, где проявил себя деятельным миссионером. В мае 1897 г. епископ Агафангел отбыл в Санкт-Петербург для четырехмесячного присутствия в Святейшем Синоде. 4 октября 1897 г. владыка Агафангел был назначен епископом Рижским и Литовским, 6 мая 1904 г. был возведен в сан архиепископа. С 13 августа 1910 г. возглавлял Виленскую и Литовскую кафедру. 6 мая 1912 г был награжден правом ношения креста на клобуке. С 22 декабря 1913 г. архиепископ Агафангел был переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, в апреле 1917 г. был возведен в сан митрополита. В 1917 г. митрополит Агафангел присутствовал в Святейшем Синоде, был членом Предсоборного Совета. С 15 августа владыка Агафангел был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг., 6 марта 1918 г. он избирается членом Высшего Церковного Совета при Святейшем Тихоне, Патриархе Московском. После того, как 9 мая 1922 г. власти объявили о привлечении Святейшего Патриарха Тихона к судебной ответственности по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, 12 мая того же года Первосвятитель направил председателю ВЦИК М.И.Калинину письмо: «Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшем от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела (Преображенского), или Петроградского Вениамина (Казанского)». 16 мая 1922 г. арестованный Патриарх Тихон передал митрополиту Агафангелу управление Русской Православной Церковью. 18 мая 1922 г. при прямом содействии властей было образовано обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ), занявшее Троицкое подворье – резиденцию Святейшего Патриарха Тихона. Сразу же после этого в Ярославль приехал глава живоцерковников В. Красницкий и предложил митрополиту Алексию подписать воззвание «инициативной группы духовенства». Владыка твердо отказался. В результате уже 20 мая у него был произведен обыск, а сам митрополит был вызван в Ярославское ГПУ для допроса. 14 июня митрополит Агафангел вновь был вызван для допроса, на следующий день с него взяли подписку о невыезде с места жительства. 1 июня был арестован митрополит Вениамин, 10 июня над ним и частью духовенства начался судебный процесс. 16 июня было опубликовано заявление, подписанное митрополитом Сергием (Страгородским), архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым), в котором названные архипастыри признавали обновленческое ВЦУ единственной канонически законной церковной властью. 18 июня 1922 г. митрополит Агафангел составил послание «К архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви», в котором призвал не признавать захвата высшей церковной власти обновленцами и перейти к самостоятельному управлению епархиями, сообразуясь с канонами и архиерейской присягой. 28 июня Ярославское ГПУ произвело у митрополита Агафангела обыск, а затем заключило его под домашний арест в Ярославский Спасский монастырь. Вскоре митрополит Агафангел был переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве, где 28 ноября 1922 г. комиссия НКВД СССР по административным высылкам приговорила его к 3 годам ссылки в Нарымский край. С 28 ноября по 28 декабря митрополит Агафангел находился в Таганской тюрьме, с января 1923 г. по август 1925 г. – в ссылке в Нарымском крае, селе Колпышево (400 верст от железной дороги), но по окончании срока ссылки владыка Агафангел был удержан властями в заключении до 1926 г. 7 апреля 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон. В составленном им 7 января 1925 г. завещании было указано, что после его кончины права и обязанности Патриарха передавались Местоблюстителю митрополиту Кириллу (Смирнову), «если же он не сможет вступить в отправление их, то таковые переходят к высокопреосвященному митрополиту Агафангелу; если же и ему не представится возможности осуществить это, то к высокопреосвященному Петру (Полянскому), митрополиту Крутицкому». Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, Местоблюстителем Патриаршего Престола стал митрополит Петр. 6 декабря митрополит Петр составил распоряжение, в соответствии с которым исполнение обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола переходило к Нижегородскому митрополиту Сергию (Страгородскому) в случае невозможности митрополиту Петру самому исполнять указанные обязанности. 9 декабря митрополит Петр был арестован, 14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода архиепископу Гавриилу (Красновскому), викарию Московской епархии, о своем вступлении во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Комиссия по проведению в жизнь декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» при ЦК РКП(б) совместно с ОГПУ реализовывала планы по разрушению и расколу Русской Православной Церкви, и с этой целью пыталась создать как можно больше административных церковных центров. При поддержке властей был образован Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) во главе с Екатеринбургским архиепископом Григорием (Яцковским). В марте 1926 г. митрополит Агафангел был доставлен в Пермскую тюрьму, в апреле состоялась его встреча с начальником 6-го секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучковым. Сознательно вводя митрополита Агафангела в заблуждение, Тучков сообщил ему, что получившие от митрополита Петра благословение на возглавление русской церковной иерархии митрополит Сергий и ВВЦС ведут между собою борьбу за власть, которая вызвала раскол в епископате, и что это обстоятельство не дает возможности государственным органам зарегистрировать ни митрополита Сергия, ни архиепископа Григория в качестве Главы Церкви. Для преодоления этого раскола Тучков предложил митрополиту Агафангелу как можно скорее вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя. 18 апреля 1926 г. митрополит Агафангел выпустил в Перми обращение к архипастырям, пастырям и верным чадам Русской Православной церкви, в котором объявил, что вступает в права Патриаршего Местоблюстителя. Обращение вызвало неоднозначное отношение епископов. Большинство архипастырей заявило, что действия митрополита незаконны, и они будут по-прежнему признавать Патриаршим Местоблюстителем только митрополита Петра. Группа архиереев украинских епархий обратилась к митрополиту Агафангелу с просьбой отказаться от намерения возглавить Русскую Православную Церковь при законном Местоблюстителе. По возвращении в Ярославскую епархию 1 мая 1926 г. митрополит Агафангел был лишен властями прописки в Ярославле и с середины июня 1926 г. был вынужден поселиться в одной из деревень на реке Толге. От епархиального содержания митрополит Агафангел отказался. Митрополит Агафангел обнаружил, что викарные архиереи и духовенство Ярославской епархии разделились в оценке его действий: викарные архиепископы Иосиф (Петровых) и Серафим (Самойлович) стали убеждать святителя отказаться от полномочий Местоблюстителя ради церковного мира. 13 мая митрополит Агафангел и митрополит Сергий встретились в Москве для обсуждения создавшегося положения. Митрополит Агафангел настаивал на передаче ему церковной власти, митрополит Сергий согласился, но просил владыку Агафангела отсрочить вступление в должность Патриаршего Местоблюстителя до освобождения митрополита Петра. Однако 16 мая митрополит Сергий отправил митрополиту Агафангелу письмо, в котором отказывался от достигнутого соглашения, поскольку оно было заключено за спиной законного Первоиерарха (Митрополита Петра), сохранявшего должность Местблюстителя. В течение месяца продолжалась активная переписка. Наконец, опасаясь усиления церковной смуты, 27 мая митрополит Агафангел направил митрополиту Сергию телеграмму, в которой сообщал, что ради мира церковного намерен отказаться от местоблюстительства. Спустя несколько дней митрополит Агафангел получил от митрополита Петра письмо, написанное еще 22 мая, в котором последний соглашался с намерением Митрополита Агафангела вступить в права Местоблюстителя. Митрополит Агафангел, вновь укрепившись в намерении возглавить Русскую Православную Церковь. Сообщил о письме митрополита Петра митрополиту Сергию. Однако митрополит Сергий считал, что полученное из тюрьмы распоряжение Первоиерарха могло быть реализовано лишь под ответственность реально правящего Заместителя, обладавшего всей полнотой информации, необходимой для принятия правильного решения. Столкнувшись с непреклонной позицией митрополита Сергия и единомышленных с ним архиереев, митрополит Агафангел во избежание умножения распрей 8 июня 1926 г. объявил, что отказывается от притязаний на пост Местоблюстителя. В конце 1927 — начале 1928 гг. возникло новое смятение в Церкви, связанное с Декларацией митрополита Сергия, опубликованной 29 июня 1927 г., и с частыми перемещениями архиереев с кафедры на кафедры по требованию гражданской власти, что рассматривалось епископатом как прямое вмешательство в жизнь Церкви. Викарии Ярославской епархии убедили митрополита Агафангела отделиться от Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия. 6 февраля 1928 г. было составлено соответствующее обращение к митрополиту Сергию, подписанное митрополитом Агафангелом и рядом архиереев. 10 февраля митрополит Сергий направил митрополиту Агафангелу письмо, в котором просил не разрывать церковного общения и своим авторитетным именем и мудрым советом поддержать его усилия, направленные на устроение церковных дел. Позднее митрополит Агафангел разъяснил, что не отрицает принципиально власти митрополита Сергия как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, но исполнять его распоряжения, «смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны», не мог и не может. Возникновение «Ярославской оппозиции» во главе с известным далеко за пределами своей епархии старейшим иерархом Русской Церкви крайне обеспокоило митрополита Сергия, следствием чего стало направление в Ярославль ряда посланников с разъяснениями его позиции: в феврале – митрополита Тверского Серафима (Александрова), в марте – архиепископа Вятского Павла, в мае – архиепископа Ювеналия (Масловского) и Московского благочинного протоиерея Владимира Воробьева. После продолжавшейся в течение 3 месяцев переписки 10 мая 1928 г. митрополит Агафангел и его викарии направили Заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию письмо, в котором сообщили, что не прерывали молитвенного общения с ним. Осенью 1928 г. здоровье митрополита Агафангела ухудшилось. Предчувствуя близость кончины, он послал священника к митрополиту Сергию, испрашивая у него прощения и церковного мира, а также заявляя о своем безусловном подчинении. 2 октября митрополит Агафангел пожелал принять таинство Елеосвящения. 16 октября в половине 11-го утра митрополит Агафангел скончался. Отпевание митрополита Агафангела возглавили архиепископ Павел (Борисовский) и Варлаам (Ряшенцев), епископ Любимский, викарий Ярославской епархии, в сослужении пятидесяти священников и более чем двадцати диаконов. Проститься с любимым архипастырем пришли многие тысячи верующих. Митрополит Агафангел был погребен в склепе под храмом Святителя Леонтия Ростовского в Ярославле. 11 июля 1985 г. митрополит Агафангел был реабилитирован. 12 ноября 1998 г. были обретены мощи митрополита Агафангела, которые в настоящее время находятся в храме во имя Святителя Леонтия Ростовского. По представлению Ярославской епархии митрополит Агафангел был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. как Священноисповедник митрополит Агафангел (день памяти — ст.ст./н.ст.- 03.10/16.10, а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских – первое воскресенье, начиная с 25.01/07.02).
А.В. Соколов
ЛИТЕРАТУРА
ГАРФ, Ф.6343, оп.1, д.263, л.74.
ГАТО, Ф.3, оп.15, д.356, л.889 об.-890.
ГАТО, Ф.6, оп.2, д.174, л.45-46.
ГАТО, Ф.6, оп.2, д.596, л.1-2, 2 об.
ГАТО, Ф.3, оп.17, д.321, л.53 об.
Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), священномученик, митрополит Ярославский и Ростовский // Православная энцикл.- М., 2000.- Т.1.- С.235-237: фото.
Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митрополит // За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956: Биогр. справ.- М, 1997.- Кн.1.- С.32-37.
Агафангел (в миру Преображенский Александр Лаврентьевич) // Тульский биогр. слов.- Тула, 1996.- Т.1.- С.12-13.- Библиогр. в конце ст.
Высокопреосвященнейший Агафангель: // Россия в ее прошлом и настоящем. В память трехсотлетия царствования Державного Дома Романовых.- М, 1915.- вкл.
Преосвященный Агафангель, Епископ Тобольский и Сибирский (А.Л.Преображенский) // Альманах современных русских государственных деятелей.-СПб., 1897.- С.527.
Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943: Сб.: В 2-х ч. / Сост. М.Е. Губонин.- М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Ин-т; Братство во Имя Всемилостивого Спаса , 1994.- 1064 с.- (Материалы по новейшей истории Русской православной Церкви).
На с. 218-221, 421, 456-457, 463, 467, 475, 478, 493 – о митрополите Агафангеле.
Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним: В 2-х кн. / Дамаскин (Орловский), иеромонах.- Тверь: Булат, 1992-1996.
См.: Кн.2.- С.370-400 – о митрополите Агафангеле
Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Т.1. Документы. Материалы. Деяния I-XVI.- Репр. воспр. изд. 1918 г.- М.: Изд. Новоспасского монастыря, 1994.- 144, 188, VI с.
На с.60 – о митрополите Агафангеле.
Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в русской церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия: григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история / Иоанн (Снычев), митрополит.- 2-е изд., доп.- Сортавала: Изд-во Сортавальской кн. тип., 1993.- 272 с.: ил.
На с. 80-121, 175-177 – о митрополите Агафангеле.
Мануил (Лемишевский В.В.), митрополит. Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно): В 6 т. / Мануил (Лемишевский В.В.), митрополит.- Erlangen , 1979-1989.
См.: Т.1.- С. 32-38 – о митрополите Агафангеле.
Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью: В 3-х кн.- Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1993.
См.: Т.2.- С. 79 – о митрополите Агафангеле.
Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Ч.1. Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский): / Под ред. протоиерея Н.Лихоманова.- Романов-Борисоглебск (Тутаев): Православное братство св. благовер. Князей Бориса и Глеба, 2000.- 157 с.: ил., факсим.
Польский, М., протопресвитер. Новые мученики Российские: В 2-х ч. / М. Польский, протопресвитер.- Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль).- М.: Т-во «Светлячок», 1994.
См.: Ч.1.- С.144-147 – о митрополите Агафангеле.
Иерарх Русской Православной Церкви — Агафангел / Подгот. Т. Чуликов // Красное знамя.- 1999.- 19 мая.
Интернет-ресурсы:
http://orthodox.etel.ru/2001/27/mitropolit.htm (Проверено 13.08.08)
http://www.fond.ru/book/book2.htm (Проверено 13.08.08)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *