Содержание
святитель Иларион Киевский
Дни памяти: 27 февраля (12 марта) , 28 сентября (11 октября) (Собор преподобных отцов Киево-Печерских)
Митрополит Иларион (прозвище Русин) первый русский по происхождению митрополит в Киеве.
Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущую святых апостол и попы многы набдящю, в них же бе презвутер именемь Ларион — муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ныне ветхый манастырь Печерьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лето 6559»), его («Лариона») «постави Ярослав митрополитом … собрав епископы».
В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится: «Се яз князь великий Ярослав сын Володимерь, по данию отца своего съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун; аже не подобаеть сих тяжь судити князю, ни боляром — дал есмь митрополиту и епископом».
Дальнейших сведений нет; но под 1055 годом Летопись Новгородская II упоминает имя другого митрополита — Ефрема, из чего предполагают, что сразу по смерти Ярослава 20 февраля 1054 года он был смещён. Его противоканоническое поставление (Киевская митрополия находилась в составе Константинопольского Патриархата и Киевские митрополиты поставлялись решением Вселенского Патриарха и императора) могло быть обусловлено тем, что по смерти митрополита Феопемпта Русь находилась в состоянии войны с Византией.
«Возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в России
Христианство на землях Руси начало распространяться задолго до её официального крещения князем Владимиром. Жители одной из величайших христианских держав того времени — Византийской империи — проникали вглубь Восточной Европы с торговыми или духовными миссиями, постепенно обращая в свою веру местное население. По мнению ряда историков, массовое крещение русских могли провести братья-проповедники Кирилл и Мефодий в ходе своего путешествия в соседнюю Хазарию в 860—861 годах.
В 954 или 957 году крещение во время своего визита в Константинополь приняла киевская великая княгиня Ольга. Её сын Святослав взглядов матери не разделял, в отличие от внука Владимира: по легенде, пообщавшись с иудеями, мусульманами и христианами западного обряда, киевский князь по разным причинам отверг их религии. И только христианство восточного обряда нашло отклик в его душе. В 987 или 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом, после чего состоялось крещение всей Руси.
Христианство на Руси
Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.
- И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
- © Государственный Русский музей
В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.
Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.
Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.
Духовная самостоятельность
За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.
- К. Лебедев. Крещение киевлян
- © Wikimedia commons
На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.
«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.
Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.
«С венчанием Ивана IV на царство это событие стало неизбежным. Московское царство представило себя как законного наследника Второго Рима — Византии, где была так называемая симфония властей — светской и церковной. Одним из условий этой гармонии было соответствие сана патриарха высоте царского сана», — рассказал RT кандидат исторических наук, доцент МГПУ, писатель Игорь Андреев.
«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.
В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.
- Грамота об учреждении патриаршества в России
- © xpam-xpicta.ru
На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.
Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.
Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.
«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.
«Конкретная дата стала во многом делом случая, дополненного усилиями царского шурина Бориса Годунова, который выступал за возвышение статуса царской власти и московской церкви», — добавил он.
По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.
«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.
Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в Церкви. Первоначально был епископом христианской церкви, резиденция которого находилась в главном городе, или метрополии (Μητρόπολις), провинции Римской империи.
Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах Никейского Вселенского Собора 325, который окончательно определил его место в церковной организации.
Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (ἤ ἐπαρχία). Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго их власть не творити без него» . Зонара в толковании этого канона именует первенствующих епископов «архиереями митрополии» , то есть центра той или иной провинции империи.
В Русской Церкви титул первоначально, в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола, присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.
Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительною автономией от Киевского митрополита.
Киевская кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление. Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков. Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении Митрополита находились:
все «люди церковные» ;
все преступления мирян против церкви и веры, благочиния, с включением святотатства;
все дела, относящиеся к браку, правам родителей; споры о наследстве;
наблюдение за верностью торговых весов и мер.
В 1147 на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был поставлен митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако получил отказ.
С учреждением Московского патриаршества в 1589 году произошло возведение 4-х кафедр (Новгородской, Ростовской, Казанской и Крутицкой) на степень митрополичьих; но образования митрополичьих округов (митрополий — по примеру иных Восточных Церквей) не произошло: все российские иерархи — правящие архиереи — по своим административным и судебным правам остались равны; митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.
Фактически, с конца XVIII века вплоть до восстановления патриаршества в конце 1917 года, в Российской империи были только 3 епископских кафедры, с которыми обычно соединялся митрополичий сан её предстоятеля: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года) . Титул митрополита имел с 1852 года Иосиф (Семашко) , Литовский и Виленский.
Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)
В издательстве Сретенского монастыря вышло церковно-научное издание «Митрополиты Древней Руси (X–XVI века)». Автор — архимандрит Макарий (Веретенников).
Макарий (Веретенников), архимандрит. Митрополиты Древней Руси (X–XVI века). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 1256 с.
Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X–XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.
Архимандрит Макарий (Веретенников) родился в 1951 году в городе Магнитогорске. Среднее образование завершил в 1969 году в городе Караганде. В 1972 году по благословению митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа († 1975) подал прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. В 1974 году окончил МДС и поступил в Академию. В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную работу «Всероссийский Митрополит Макарий и его церковно-просветительская деятельность». С сентября 1978 года преподавал Историю Русской Церкви в семинарии. 17 марта 1982 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом († 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество в честь преподобного Макария Египетского. С сентября 1982 года по июль 1985-го обучался на богословском факультете Университета им. Мартина Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме Святой равноапостольной Марии Магдалины на историческом кладбище в городе Веймаре. По возвращении из Германии преподавал в МДСиА.
В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
- Предисловие
- Подвиг апостола Андрея
- Предыстория Русской иерархии
ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА
- ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
- Святой Митрополит Михаил (988–992
- Митрополит Леонтий (992–1008
- Митрополит Иоанн I (до 1018–1035
- Митрополит Феопемпт (1035–1047
- ГЛАВА II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫ
- Святой Митрополит Иларион (1051–1054)
- Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона
- Митрополит Ефрем (1055–1061)
- Написание Митрополита Ефрема
- Митрополит Георгий (1062–1076
- Георгия, Митрополита Киевьского, стязанье с латиною; вин числом 70
- Святой Митрополит Иоанн II (1076–1089)
- Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому О указание от правил обличително на ереси латынския Иоанна Митрополита Русскаго ко архиепископу Римскому о опресноцехъ
- Митрополит Иоанн III (1090–1091)
- Святой Митрополит Николай (1093–1104)
- Митрополит Никифор I (1104–1121)
- Поучение Митрополита Русскаго Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем
- Митрополит Никита (1122–1126)
- Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на
- Митрополит Михаил II (1130–1145)
- Святой Митрополит Иларион (1051–1054)
- ГЛАВА III. НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИ
- Митрополит Климент (Смолятич; 1147–1155)
- Святой Митрополит Константин I (1156–1159)
- Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор
- Митрополит Феодор (1161–1163)
- Митрополит Иоанн IV (1164–1166)
- Митрополит Константин II (1167–1170)
- Месяца августа въ 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божии
- Митрополит Михаил III (1171–1174)
- Митрополит Никифор II (1175/76–1202)
- Митрополит Матфей (1209–1220)
- Митрополит Кирилл I (1225–1233)
- Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу
- Митрополит Иосиф (1236–1240)
- ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯ
- Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242–1281)
- Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу
- Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь
- Святой Митрополит Максим (1283–1305)
- Поучение святителя Максима
- Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии
- Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242–1281)
- ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ
- Чудотворец Митрополит Пётр (1308–1326)
- Поучение смиреннаго Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом
- 1308–1326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви)
- Поучение Петра Митрополита Киевскаго и всея Руси
- Поучение Петра Митрополита
- Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во Сборе
- Святой Митрополит Феогност (1328–1353)
- 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра
- Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси
- Чудотворец Митрополит Алексий (1354–1378)
- Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом
- Поучение смиреннаго Алексия Митрополита всея Руси игуменомь и попом и дьакономь и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецьского: благодать вам и мир от Бога свыше
- 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита
- 1378 г. — Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всеа Руси, нового чудотворца
- Чудотворец Митрополит Пётр (1308–1326)
- ГЛАВА VI. СМУТА В МИТРОПОЛИИ
- Архимандрит Михаил († 1379) — кандидат на Русскую митрополию. Митрополит Пимен (1380–1389)
- Святой Митрополит Дионисий I (1384–1385)
- 1382 г. — Грамота Суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития
- 1383 г. — Послание святителя Дионисия князю Димитрию Донскому. От иного послания о повинных
- ГЛАВА VII. БЕДЫ И УСПЕХИ МОСКОВСКОЙ РУСИ. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДА
- Cвятой Митрополит Киприан (1375–1390–1406)
- Духовная грамота Митрополита Киприана
- Святой Митрополит Фотий (1408–1410–1431)
- Митрополиту России
- 1420 г., 24 января. — Жалованная грамота Митрополита Фотия Горицкому монастырю
- Разрешительная грамота-молитва Митрополита Фотия
- Cвятой Митрополит Киприан (1375–1390–1406)
- ГЛАВА VIII. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ, БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
- Митрополит Герасим (1433–1435)
- 1414 г. — Настольная грамота Митрополита Фотия епископу Владимиро-Волынскому Герасиму
- 1434 г., ноябрь. — Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму
- Митрополит-кардинал Исидор (1436–1441).
- Окружное послание Митрополита-кардинала Исидора
- 1440 г., июля 27. — Грамота Митрополита-кардинала Исидора
- 1441 г., февраля 5. — Уставная грамота Киевского князя Александра Владимировича собору Святой Софии в Киеве и Митрополиту Киевскому и всея Руси Исидору
- Послание князя Василия Васильевича инокам-святогорцам
- Повесть Симеона суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его
- Митрополит Герасим (1433–1435)
ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
- ГЛАВА I. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
- Чудотворец Митрополит Иона (1448–1461)
- 1459 г. — Послание от Митрополита в Литву ко всем владыкам о православной вере, и о укреплении, и о Григории Митрополите, Сидорове ученице
- 1459 г., декабря 13. — Посыльная от всех владык рускых к владыцем литовьскым, которые рукоположение приняли от Ионы Митрополита, о Григорьи Митрополите, что вышел из Риму на митрополью Киевскую
- До 1461 г. — Отступная запись Л. Корыткова Митрополиту Ионе
- Благословенная грамота Митрополита прихожанам собора
- Святой Митрополит Феодосий (1461–1464)
- 1462 г., январь. — Поучение Митрополита Феодосия о чуде-исцелении у мощей святителя Алексия Московского
- Слово похвально святым верховным апостолом Петру и Павлу. Творение Феодосия, архиепископа всея Руси
- 1462 г., августа 4. — Жалованная грамота Митрополита Феодосия игумену Парфению, настоятелю монастыря Архангела Михаила в Суздале 1464 г., апреля 4. — Настольная грамота Митрополита Феодосия митрополиту Кесарии Филипповой Иосифу
- *Послание*
- Святой Митрополит Филипп I (1464–1473)
- 1465 г. — Грамота Митрополита Филиппа настоятелю Покровского монастыря «на Богоне» игумену Льву
- 1467 г. — Лист Дионисия Патриарха Константинопольского до Москвы писаныи
- Чудотворец Митрополит Иона (1448–1461)
- ГЛАВА II. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КНЯЗЯ НА ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ
- Святой Митрополит Геронтий (1473–1489)
- 1480 г., ноября 13. — Соборное послание духовенства Русской Церкви великому князю Иоанну Васильевичу на Угру
- Месяца августа в 27 день пренесение мощем Святейших Митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа
- Сказание о блаженном и преосвященном святем Геронтии Митрополите Московском
- Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490–1494)
- Соборный приговор 1490 года
- Святой Митрополит Симон (1495 – † 1511)
- Послание инока диакона, к архиепископу моление
- 1501 г., 1 февраля. — Ставленная грамота Митрополита Симона, данная преподобному Корнилию Комельскому
- 1503 г., августа 6. — Соборное определение о невзимании со священнослужителей мзды при хиротонии
- 1503 г., 12 сентября. — Соборное определение о вдовых попах и диаконах и о запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях
- Святой Митрополит Геронтий (1473–1489)
- ГЛАВА III. СВЕДЕННЫЕ С ПРЕСТОЛА
- Митрополит Варлаам (1511–1521)
- 1516 г., июль. — Послание Константинопольского Патриарха Феолипта Митрополиту Варлааму о милостыне
- 1516–1517 гг. — Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия Митрополиту Варлааму об отправлении в Москву Святогорского старца Максима Грека со сопутниками
- 1516–1517 гг. — Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия Митрополиту Варлааму о милостыне
- Митрополит Даниил (1522–1539)
- 1537 г., май. — Наказ Митрополита Даниила, данный епископу Сарскому и Подонскому Досифею и архимандриту Симоновскому Филофею о речах к князю Андрею Иоанновичу Старицкому для вызова его в Москву и в случае отказа предать его проклятию
- Послание Митрополита Даниила
- 1539 г., марта 26. — Отреченная грамота Митрополита Даниила
- Святой Митрополит Иоасаф (1539–1542)
- 1526–1527 гг. — Полюбовная разъезжая Михаила Кузьмина Зубова и его сына Андрея и старцев Троице-Сергиева монастыря Сергия Кузьмина и Иоасафа Скрипицина Зубовской земле сельца Нового с троицкой землей села Скнятинова в Кинельском стане Переяславского уезда
- 1548 г., ноябрь. — Переписка Митрополитов Макария и Иоасафа
- Из материалов Стоглавого Собора
- Митрополит Варлаам (1511–1521)
- ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
- Чудотворец Митрополит Макарий (1542–1563)
- 1547 г., января 16. — Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV
- 1552 г., ноябрь. — Вкладная запись Митрополита Макария в сентябрьской Успенской Четией Минее
- 1555 г., август. — Грамота Митрополита Макария Виленскому католическому епископу Павлу
- Месяца декабря в 31 день сказание вкратце о житии и пребывании иже во святых отца нашего чюднаго Макария, Митрополита Московскаго и всеа Росии чюдотворца
- Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московскаго и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы
- Митрополит Афанасий (1564–1566)
- 1564 г., февраля 2. — Соборная грамота о белом клобуке
- Послесловие Апостола, изданного в Москве в 1564 году
- 1564 г., сентября 29. — Богомольная грамота Митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею
- Чудотворец Митрополит Макарий (1542–1563)
- ГЛАВА V. ЦАРСКИЙ ПРОИЗВОЛ
- Чудотворец Митрополит Филипп II (1566–1568)
- 1555 г., августа 7. — Грамота Митрополита Макария в Великий Новгород
- 1566 г., 20 июля. — Приговор об избрании на Московскую митрополию Соловецкого игумена Филиппа
- 1566 г. — Грамота Митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь
- 1567 г., ноября 24. — Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю войны с Крымским ханом и Польским королем
- Митрополит Кирилл III (1568–1572)
- Отпускная грамота Митрополита Кирилла
- 1571 г., март. — Грамота Митрополита Кирилла Константинопольскому Патриарху Митрофану
- Митрополит Антоний (1572–1581)
- 1578 г. — Послание благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича и всего освященного Собора к великим страстотерпцем и исповедником великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору, имеющему образ сицев
- 1575 г., декабря 20. — Жалованная грамота Митрополита Антония святителю Суздальскому Варлааму
- 1580 г., декабря 27. — Ставленная грамота Митрополита Антония
- Митрополит Дионисий II (1581–1586)
- Чин поставления Митрополита Дионисия
- 1581 г., августа 1. — Грамота Митрополита Дионисия Смоленскому епископу Сильвестру
- 1584 г., октября 30. — Царская тарханная грамота Митрополиту Дионисию на слободку Святославлю
- 1586 г., июня 17. — Грамота Митрополита Дионисия на строительство храмов в монастырских селах Ипатьевской обители
- Житие Митрополита Дионисия
- Чудотворец Митрополит Филипп II (1566–1568)
Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова
Заключение
Некоторые итоги исследования
Приложение
Древнее «часомерие»
Список сокращений, используемых в библиографических ссылках
Об авторе
Иларион Русин, (+ 2-я пол. XI в.), митрополит Киевский и всея Руси, святитель
Память 21 октября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских Ближних пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых
Жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.
Святой Иларион родился в семье Нижегородского священника и сам был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава.
По словам преподобного Нестора Летописца:
«Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал. Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу…»
Впоследствии эту пещеру занял Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.
Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто «муж книжный», но обладал духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Церкви.
Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград, хотя Русская Церковь была в то время митрополией в составе Константинопольского Патриархата и ее предстоятелями до этого были греки. Святитель Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Это литературное произведение свидетельствует не только о богословских знаниях, но и о риторических и писательских дарованиях его автора, что заставляет предполагать, что Иларион получил высшее образование в Византии. Участвуя в посольстве ко французскому королевскому двору (ок. 1048), он имел возможность познакомиться также с Западной Европой.
Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом Киевским в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом (по другим сведениям, он так и не был утвержден и с этим связано его недолгое правление). Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности.
На время его правления приходится освящение 26 ноября 1052 (1053) г. каменной церкви монастыря св. Георгия в Киеве, основанного Ярославом.
С именем Илариона связано составление церковного устава (номоканона) князя Ярослава. Впрочем этот факт ставится под сомнения учеными, относящими этот номоканон к позднейшему времени (XII-XIII вв.) .
Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого, 20 февраля 1054 г., святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Ефрем.
Молчание летописи о кончине свт. Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка поставления киевских митрополитов и, вероятно, последовало вскоре после смерти Ярослава в феврале 1054 г.
Оставленное им духовное наследие живет в Русской Церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы – «Слово о законе и благодати», известное в более 50 списках XV-XVI веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание которое стало образцом епископской присяги в Русской Церкви.
Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей, святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево-Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября) так и в службе всем Киево-Печерским святым (2-я Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви.
Труды
Литература
Использованные материалы
- Статья в портале «Православие.ru»:
- Статья в портале «Русское Православие»:
- Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:
- Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
Иларион Русин
— святитель, митрополит Киевский.
† 1067, память 21 октября/3 ноября, 28 августа/10 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских святых.
Родился в семье нижегородского священника и сам был священником в княжеском селе Берестове. Уже в эти годы Иларион вел строгую подвижническую жизнь. Он ископал себе пещеру на берегу Днепра и временами оставался в ней для тайной, уединенной молитвы. Впоследствии эту пещеру занял преподобный Антоний Печерский. От преподобного Антония Иларион принял монашеский постриг.
В 1051 году Собором русских архиереев святитель Иларион был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Он вошел в историю Русской Церкви как первый из ее Предстоятелей, русский по рождению и поставленный на митрополию Собором русских епископов. Позже святитель Иларион был утвержден Константинопольским патриархом.
Святитель Иларион отличался прекрасным для своего времени образованием, был блестящим духовным оратором. Его деятельность проходила в период утверждения и укрепления христианства на Руси. Для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности. Будучи проповедником христианства, митрополит Иларион писал труды, в которых прославлял христианство, показывал его превосходство перед старой верой. «Уже не зовемся более идолослужителями, но христианами, — говорил он, — мы более уже не безнадежники, но уповаем на жизнь вечную, не строим более капищ, но зиждем церкви Христовы; не закалаем бесам друг друга, но Христос закалается за нас и дробится в жертву Богу и Отцу». Духовное наследие митрополита Илариона до сего дня живет в Русской Церкви.
Первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года кончины святителя, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) его уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит.
В 1054 году митрополит Иларион удалился от управления митрополией.
Скончался он в 1067 году и причислен к лику святых. Память его празднуется 28 августа.
Труды:
Молитва к Богу от лица всей новопросвещенной Руси // Чтения в Обществе истории и древностей российских. — 1848, кн. 7, № 11, с. 21-41;
Литература:
Н. Д. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 12.
Журнал Московской Патриархии. — 1951, № 6, с. 46-48.