Митрополит киевский

Владимир, митрополит (Сабодан Виктор Маркианович)

Дата рождения: 23 ноября 1935 г.

Дата смерти: 5 июля 2014 г. Дата хиротонии: 9 июля 1966 г. Дата пострига: 26 августа 1962 г. День ангела: 28 июля

Страна: Украина Биография:

Родился 23 ноября 1935 г. в с. Марковцы Летичевского р-на Хмельницкой обл. Украины в крестьянской семье.

В 1954 г. поступил в Одесскую духовную семинарию, в 1958 г. — в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1962 г. со степенью кандидата богословия. После окончания академии преподавал в ОДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления.

14 июня 1962 г. рукоположен во диакона, на следующий день — во иерея, 26 августа пострижен в монашество.

В 1965 г. окончил аспирантуру при МДА, назначен ректором ОДС, возведен в сан архимандрита.

В 1966 г. назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

23 июня 1966 г. решением Священного Синода определен быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

9 июля 1966 г. хиротонисан во епископа Звенигородского.

28 ноября 1968 г. назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего экзарха Украины.

20 марта 1969 г. переведен на Черниговскую и Нежинскую кафедру, назначен временно управляющим Сумской епархией.

С декабря 1970 г. по апрель 1973 г. — ответственный редактор журнала Украинского экзархата «Православний вiсник».

18 апреля 1973 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором Московских духовных школ.

9 сентября 1973 г. возведен в сан архиепископа.

18 апреля 1978 г. получил звание профессора МДА, 5 июня 1979 г. в МДА защитил диссертацию с присвоением ученой степени магистра богословия.

16 июля 1982 г. переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, возведен в сан митрополита.

28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Западной Европы.

30 декабря 1987 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

27 мая 1992 г. Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Скончался 5 июля 2014 г. Погребен 7 июля 2014 г. перед храмом Рождества Божией Матери в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Образование:

Одесская духовная семинария.

1962 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Награды:

Церковные:

Светские:

  • 2013 г. — орден Александра Невского (РФ);
  • орден Дружбы народов;
  • украинский государственный орден кн. Ярослава Мудрого III-V ст.

Публикации на портале Патриархия.ru

Слово Блаженнейшего митрополита Владимира после молебна на Владимирской горке в Киеве

Блаженнейший митрополит Владимир: Христианство стало верой нашего народа, сформировало нашу культуру и национальную идею

Свидетельство как проповедь Слова Божия в современном мире. Доклад митрополита Киевского и всея Украины Владимира на ХІІ Международных Успенских чтениях

Обращение Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира по случаю 20-летия канонизации и обретения честных мощей священномученика Владимира (Богоявленского)

Блаженнейший митрополит Владимир: «Я живу интересами Церкви»

ВЛАДИМИРКО́ ВОЛОДА́РЕВИЧ, Во­ло­ди­мир­ко Во­ло­да­ре­вич (? – февр. 1153, Галич), князь га­лиц­кий (1141–44, 1145–1153). Из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей, сын Во­ло­да­ря Рос­ти­сла­ви­ча, отец Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Ос­мо­мыс­ла. По­сле смер­ти от­ца (1125) по­лу­чил города Зве­ни­го­род и Белз с во­лос­тя­ми. В 1125–26 ус­пеш­но вы­дер­жал борь­бу с бра­том – пе­ре­мышль­ским кн. Рос­ти­сла­вом Во­ло­да­ре­ви­чем, пы­тав­шим­ся ли­шить его вла­де­ний. По­сле смер­ти бра­та при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям Пе­ре­мышль, пе­ре­дав пле­мян­ни­ку – Ива­ну Рос­ти­сла­ви­чу Бер­лад­ни­ку Зве­ни­го­род. В 1130-е гг. ока­зы­вал под­держ­ку венг. ко­ро­лю Бе­ле II Сле­по­му в борь­бе с польск. князь­я­ми. В 1139 под­дер­жал став­ше­го ки­ев­ским кн. Все­во­ло­да Оль­го­ви­ча и со­вер­шил вме­сте с двою­род­ным бра­том Ива­ном Ва­силь­ко­ви­чем не­удач­ный по­ход про­тив вла­ди­ми­ро-во­лын­ско­го кн. Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча. По­сле смер­ти Ива­на Ва­силь­ко­ви­ча (1141) при­сое­ди­нил его вла­де­ния к сво­им, сде­лал сво­ей сто­ли­цей Га­лич. Вско­ре ос­лож­ни­лись от­но­ше­ния В. В. с ки­ев­ским кн. Все­во­ло­дом Оль­го­ви­чем, что ста­ло след­ст­ви­ем во­кня­же­ния во Вла­ди­ми­ре-Во­лын­ском в кон. 1142 сы­на ки­ев­ско­го кня­зя – Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча. В. В. опа­сал­ся, что во­кня­же­ние Свя­то­сла­ва по­ме­ша­ет пла­нам рас­ши­ре­ния его влия­ния на юго-за­па­де Ру­си. В 1144 про­тив В. В. вы­сту­пи­ла мощ­ная кня­же­ская коа­ли­ция во гла­ве с Все­во­ло­дом Оль­го­ви­чем. Не имея воз­мож­но­сти про­ти­во­сто­ять этим си­лам, В. В. об­ра­тил­ся к Иго­рю Оль­го­ви­чу с прось­бой при­ми­рить его с бра­том в об­мен на бу­дущую под­держ­ку при за­ня­тии по­след­ним ки­ев­ско­го сто­ла. В ре­зуль­та­те был за­клю­чён мир, В. В. за­пла­тил ки­ев­ско­му кня­зю 1200 (по др. дан­ным – 1400) гривен се­реб­ра, а Все­во­лод Оль­го­вич вер­нул В. В. два го­ро­да – Уши­цу и Ми­ку­лин, за­хва­чен­ные уча­ст­во­вав­шим в по­хо­де кн. Изя­сла­вом Да­ви­до­ви­чем. В хо­де этой кам­па­нии В. В. ут­ра­тил Га­лич, где по при­гла­ше­нию ме­ст­ных бо­яр во­кня­жил­ся его пле­мян­ник – зве­ни­го­род­ский кн. Иван Бер­лад­ник. Од­на­ко уже в февр. 1145 В. В. вер­нул се­бе Га­лич. В 1146 он за­хва­тил по­гра­нич­ный го­род Ки­ев­ско­го кн-ва При­лу­ки. В от­вет ки­ев­ский князь пред­при­нял не­удач­ный по­ход на Га­лич. В хо­де про­ти­во­стоя­ния Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча и Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча Дол­го­ру­ко­го в борь­бе за Ки­ев В. В. с 1150 вы­сту­пал на сто­ро­не по­след­не­го. В февр. 1150 стал по­сред­ни­ком на их пе­ре­го­во­рах, а вско­ре же­нил сы­на Яро­сла­ва на до­че­ри Юрия Дол­го­ру­ко­го Оль­ге. По­сле за­хва­та Кие­ва Изя­сла­вом Мсти­сла­ви­чем в авг. 1150 под­ход войск В. В. вы­ну­дил его ос­та­вить го­род. В кон­це ав­гу­ста или на­ча­ле сент. 1150, по­сле но­во­го всту­п­ле­ния в Ки­ев Юрия Дол­гору­ко­го, в Кие­во-Пе­чер­ском мон. В. В. и Юрий Дол­го­ру­кий офор­ми­ли до­го­во­ром во­ен. со­юз. Воз­вра­ща­ясь в Га­лич, В. В. вы­бил из По­го­ры­нья Мсти­сла­ва Изя­сла­ви­ча и без­ус­пеш­но пы­тал­ся за­хва­тить Луцк. Осе­нью 1150 по прось­бе Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча венг. вой­ска ата­ко­ва­ли Га­лиц­кое кня­же­ст­во, взя­ли г. Са­нок и ра­зо­ри­ли ок­ре­ст­но­сти Пе­ремыш­ля. В февр. – мар­те 1151 В. В. со­вер­шил по­ход на Ки­ев, без­ус­пеш­но пы­та­ясь пре­дот­вра­тить во­кня­же­ние там Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча. На об­рат­ном пу­ти пе­ре­бил близ г. Са­по­гынь венг. «по­мочь», ко­то­рую вёл от­цу Мсти­слав Изя­сла­вич. Ве­ро­ят­но, то­гда же В. В. су­мел за­хва­тить г. Бужск на Во­лы­ни, а так­же го­ро­да Шумск, Ти­хомль, Вы­го­шев и Гной­ни­цу в По­го­ры­нье. В 1152 про­тив В. В. со­вер­шил по­ход Изя­слав Мсти­сла­вич при ак­тив­ной под­держ­ке венг. ко­ро­ля Гей­зы II. По­сле по­ра­же­ния под Пе­ре­мыш­лем, по­няв бес­по­лез­ность со­про­тив­ле­ния и при­тво­рив­шись тя­же­ло­ра­не­ным, В. В. про­сил венг. ко­ро­ля пре­кра­тить во­ен. дей­ст­вия, под­кре­п­ляя прось­бы цен­ны­ми по­дар­ка­ми ар­хи­епи­ско­пу и ок­ру­же­нию ко­ро­ля. В ито­ге был за­клю­чён мир при ус­ло­вии воз­вра­ще­ния В. В. за­хва­чен­ных го­ро­дов ки­ев­ско­му кня­зю, од­на­ко по­пыт­ка Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча по­са­дить сво­их по­сад­ни­ков в за­ня­тых В. В. го­ро­дах за­кон­чи­лась не­уда­чей. Осе­нью 1152 В. В. пы­тал­ся прий­ти на по­мощь со­юз­ни­кам – Юрию Дол­го­ру­ко­му и нов­го­род-се­вер­ско­му кн. Свя­то­сла­ву Оль­го­ви­чу, оса­ж­дав­шим Чер­ни­гов, од­на­ко эта по­пыт­ка бы­ла пре­се­че­на ки­ев­ским кня­зем. В нач. 1153 В. В. фак­ти­че­ски вы­гнал из Га­ли­ча по­сла ки­ев­ско­го кня­зя боя­ри­на Пет­ра Бо­ри­сла­ви­ча, от­прав­лен­но­го к не­му с тре­бо­ва­ни­ем вер­нуть не­за­кон­но за­ня­тые им го­ро­да, по­сле че­го ско­ро­по­стиж­но скон­чал­ся.

Михаил I (+ 992/998), митрополит Киевский, святитель

Память 15 июня в день преставления, 30 сентября на перенесение мощей в 1730 году, в Соборе Киевских святых

Исторические гипотезы

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие русские летописи или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в «Степенной книге» и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в 1839 году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев.

Митр. Платон (Левшин) писал:

«Некоторые летописцы почитают сего Леонтия первым митрополитом Киевским и всея России. Сие можно согласить так, что Михаил был прислан или сам, по ревности к вере, со Владимиром выйти согласился не столько для управления Церкви Российской, которая только что возрождалась, в сан ее митрополита, сколько для насаждения веры христианской, нужных на первый случай духовных учреждений, и может почитаем быть как апостол Российской Церкви; а Леонтий прислан уже по обращении всего народа в точном характере митрополита Киевского и всея России для управления духовенства и всей Церкви Российской и с надлежащим постановлением, какие должны быть его права и какая по духовным делам власть. И сие видно из того, что Михаил митрополит хотя привел с собою шесть епископов, но никого никуда в правление епархии по городам не определил; а сие учинил уже митрополит Леонтий» . Митрополит Московский Макарий (Булгаков) полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леон Киевский был вторым митрополитом с 992 до 1003 года.

С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Карамзин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в X веке.

Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил Руссов Черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь.

Протоиерей П.Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов, А. С. Павлов, М. Чельцов, граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский.

По А. В. Поппэ , источник предания о митр. Михаиле — так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 967 (987?) г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.

Жизнеописание

Был родом сириец или, по другим летописным данным, болгарин или серб. Когда св. равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением он послал в Царьград просить для этого пастырей. Для этого патриарх свт. Николай II Хрисоверг прислал в Корсунь шесть епископов, множество священнослужителей и клириков во главе с митрополитом Михаилом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли также иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей» .

Из Корсуни вместе с новокрещеным князем митрополит прибыл в Киев в 989 году где начал своё ревностное служение по распространению Христианства на Руси. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десятинный в честь Успения Пресвятой Богородицы на постройку которого святитель Михаил благословил великого князя Владимира и куда перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. С митрополитом Михаилом связывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а с прибывшими с ним из Царьграда монахами – основание Киево-Межигорского монастыря.

После крещения Киева первосвятителю предстояло обращать народ всей русской земли и для этого он посетил с проповедью главные после Киева города русские — Новгород в 990 году и Ростов Великий в 991 году. В Новгород он отправился в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина. Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров. В Ростове успех его проповеди был значительнее: он крестил без числа людей, воздвиг много церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления. Им была основана первая деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове и поставлен епископом свт. Феодор Грек. За годы служения святителя Михаила храмы открывались также в Переяславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском и других городах Руси.

Летописец повествует, что при святом Михаиле «вера православная расцвела и засияла, как солнце». Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется «Первоначальником» Русской Церкви. Святитель упокоился от своих трудов в Киеве в 992 году . Днем кончины предание называет 15 июня.

По надписи XVIII в. у его раки (приведенной в «Описании Киево-Печерской лавры» митрополита Евгения) в 994 г. в царствование Василия и Константина, при патриархе Николае Хризоверге, пришел в Киев с крестившимся кн. Владимиром присланный из Царьграда святитель Михаил Сирин, который и был первым митрополитом всея России; он крестил сыновей Владимира и киевлян и в один год обратил в христианство всю землю русскую; умер в 998 году и погребен в Десятинной церкви.

«Православная энциклопедия» обозначает дату кончины более расплывчато: «кон. X — нач. XI в. (?)»

Почитание

Изначально мощи святителя покоились в Десятинной церкви, законченной в 996 году, а около 1103 года, при Печерском игумене Феоктисте, они были обретены нетленными и перенесены в Антониеву пещеру . Они пребывали в Ближних Пещерах Лавры вплоть до 1730 года, когда по представлению архимандрита Романа (Копы) и по именному указу от 23 июля, были перенесены 1 октября того же года в великую соборную Печерскую церковь. Здесь они почивали открыто в специальной раке вплоть до 3 ноября 1941 года, когда Успенская соборная церковь была взорвана.

Когда он причтен к лику угодников, точно неизвестно, но его имя значится в списке преподобных Антониевой пещеры и у Кальнофойского в 1638 году. Также в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 году в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено его имя. Лик святителя Михаила традиционно пишут на самом распростаненном варианте иконы Собора Киево-Печерских святых, известной с первой половины XVIII века . Однкао, в общих месяцесловах Русской Православной Церкви, его, как и прочих Печерских преподобных, не было. Указами Святейшего Синода 15 июня 1762 года, 18 мая 1775 года и 31 октября 1784 года дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом 6 августа 1795 года поведено было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона (фрагмент)

Дне́сь проро́чествие во апо́столех Первозва́ннаго испо́лнися,/ се бо на сих гора́х возсия́ благода́ть и ве́ра умно́жися:/ и, и́же неве́рием обветша́вшии,/ Боже́ственною купе́лию отроди́шася,/ и бы́ша лю́дие обновле́ния,/ ца́рское свяще́ние, язык свят, Христо́во ста́до,/ ему́же ты пе́рвый па́стырь яви́лся еси́,/ я́ко пе́рвее Креще́нием послужи́вый./ И ны́не, предстоя́ Вла́дыце Христу́ Бо́гу,/ моли́ всем сыно́м ру́сским спасти́ся:// и́маши бо дерзнове́ние я́ко иера́рх Бо́жий и священнослужи́тель.

Кондак, глас 2

Моисе́й вторы́й Росси́и яви́лся еси́, о́тче,/ пренесы́й мы́сленный виногра́д от еги́петскаго идолослуже́ния/ в зе́млю, проро́чествием предуви́дену./ Бу́дет, рече́, утвержде́ние ве́ры на земли́,/ и на ве́рсех гор Ки́евских превознесе́тся па́че лива́на/ плод, пита́ющ ми́ра всего́,/ от него́же вкуси́вше,// ублажа́ем тя́, Михаи́ле, Бо́жий иера́рше.

Использованные материалы

Митрополит Платон (Левшин). «Краткая Российская Церковная история» Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010, стр. 28

По Иоакимовской летописи.

Из службы свт. Михаилу.

дядя св. Владимира по матери

Дата по свидетельству Никоновской летописи.

Злотникова И. В., Флоря Н. Б. Михаил, свт. (пам. 30 сент.), митр. Киевский. — Православная энциклопедия, т. XL, с. 546.

Согласно «Описанию» Киево-Печерской Лавры митрополита Евгения (Болховитинова). Также по свидетельству надписи на ныне уничтоженной раке в которой покоились мощи. См. . См. также Жития Святых свт. Димитрия Ростовского, .

«Глава 34», Дятлов. В., ред., Патерик Киево-Печерский, т. 1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004, 248.

В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «сыново́м».

В сентябрьской Минее в этом слове ударение поставлено иначе: «версе́х».

В сентябрьской Минее это слово дано в форме: «пита́яй».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *