Митрополит варсонофий

Свт. Варсонофий Казанский

Варсонофий Казанский (ок. 1495 — 1576), епископ Тверской, чудотворец, святитель

Память 11 апреля, 4 октября на перенесение мощей , в Соборах Казанских и Тверских святых

В миру Иоанн, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим.

В мае 1512 года крымские ордынцы, под предводительством царевичей Ахмата и Бурнаша, сыновей хана Менгли-Гирея, напали на Серпухов и Варсонофий семнадцатилетним юношей был взят в плен. Был увезен в Крым и продан в рабство. В суровых испытаниях ему пришлось много терпеть, но, уповая на Господа, будущий святитель жил как послушник в монастыре, навыкая послушанию, незлобию и терпению. Мало спал и ел, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе ожесточённые сердца иноверцев. Постепенно он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски.

Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына оттуда. Блаженный Иоанн возвратился домой. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял постриг, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием.

Строгой и богоугодной жизнью преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В обители познакомился с святителем Акакием, епископом Тверским, предсказавшим, что Варсонофий будет его преемником на кафедре.

В 1544 году, по благословению митрополита Московского Макария, был поставлен во игумена Никольского Песношского монастыря.

В 1553 году на пути в Кириллов монастырь Песношскую обитель посетил царь Иоанн Васильевич, обративший внимание на опытного настоятеля, знатока татарского языка и обычаев. В 1555 году, возведенный в сан архимандрита, вместе со святыми архиепископом Гурием и архимандритом Германом, был направлен в новоучрежденную Казанскую епархию для основания монастыря. 31 (или 27) июля того же года прибыл в Казань вместе с иноками Песношского монастыря Тихоном, Феодоритом, Иовом, Андроником и Сильвестром, а также иноком Андроникова монастыря Симеоном. При помощи государя, около 1557 года братия основала Казанский Преображенский монастырь. Вскоре архимандрит Варсонофий освятил первый монастырский храм — Никольский, а немного позднее — Преображенский собор. Обитель была снабжена обширными вотчинами и быстро росла, устраиваясь по составленному Варсонофием уставу . Благодаря знанию татарского, Варсонофий ревностно проповедовал Евангелие татарам. Святой тайно от всех носил вериги. Благодаря его способности исцелять душевные и телесные недуги имя его стало известно далеко за пределами Казани; немало больных, приходивших к нему за врачеванием, принимали Христианство. 2 декабря 1563 года постриг в великую схиму, а 5 декабря — совершил чин отпевания святителя Гурия Казанского.

В 1567 году святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и хиротонисал его во епископа Тверского и Кашинского. В том же году освятил Вознесенский храм в Оршине монастыре. Несмотря на епископский сан, оставался смиренным подвижником, каким был прежде. Дни он проводил в трудах, ночи — в молитве, отдыхая шил клобуки, которые дарил инокам и епископам. Непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему.

Его святительство в Твери пришлось на смутные годы опричнины. В 1569 году святитель Филипп, томившийся в заключении на Тверской земле, в Отрочь монастыре, был лишен жизни Малютой Скуратовым. Святителю Варсонофию не дали знать о кончине и тело святого Филиппа погребено в присутствии Малюты.

Удрученный старостью и телесными недугами в 1570 году удалился на покой и вернулся в основанный им Казанский Преображенский монастырь, где и скончался 11 апреля 1576 года . Святитель был погребён Казанским архиепископом Тихоном у алтаря Преображенского собора, рядом со святителем Гурием.

Почитание

4 октября 1595 года при подготовке к строительству нового храма Преображенской обители мощи святителей Гурия и Варсонофия были обретены нетленными, а гробы их оказались полны благоуханного мира. При открытии гробниц страждущие разными болезнями, одержимые нечистым духом получали скорое исцеление. Тогда же Казанские просветители были прославлены по указу первого патриарха Московского, святителя Иова. По повелению святых царя Феодора Иоанновича и патриарха Иова житие святителей Гурия и Варсонофия составил Казанский митрополит и будущий патриарх священномученик Ермоген, который хорошо знал Варсонофия в бытность священником, а затем освидетельствовал чудесное нетление и благоухание его мощей .

Вскоре к соборному храму Спасо-Преображенского монастыря был пристроен южный придел во имя святителей Гурия и Варсонофия и в нем поставлены мощи святых, в приличествующих ковчегах, один подле другого. 20 июня 1630 года по распоряжению управлявшего тогда Казанской епархией митрополита Матфея мощи святителя Варсонофия были поставлены на правой стороне между столбами главной церкви. Во время пожара 1694 года мощи были повреждены огнем, после чего их положили в серебряную раку на прежнем месте. Служба святителям Гурию и Варсонофию была составлена Ростовским митрополитом святителем Димитрием.

Мощи святителя покоились на прежнем месте до 1918 года. В сентябре того года, после закрытия монастыря, их перенесли в собор Богородицкого женского монастыря. Затем мощи святителя Варсонофия были помещены в Центральный Исторический музей ТАССР, где хранились в подвалах. В 1980-е годы, во время проведения очередного субботника, мощи были уничтожены; сохранилась лишь серебряная рака. Впоследствии она выставлялась на всеобщее обозрение в Центральном Историческом музее Республики Татарстан. Небольшая частица мощей святителя Варсонофия сохранилась в иконе трех святителей Казанских, которая находится в кладбищенском храме Ярославских чудотворцев города Казани, над ракой с мощами святителя Гурия Казанского.

Документы, литература

Использованные материалы

  • Липаков Е. В., Чугреева Н. Н., «ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 — 1576)», Православная энциклопедия, т. 6, с. 670-672:
    • — использован только общий биографический раздел
  • «Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец», календарь портала Православие.Ru:
  • «17 октября — обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского», официальный сайт Русской Православной Церкви, 16 октября 2006:
  • Рощектаев Андрей, «Бывший Спасский монастырь и его основатель — святитель Варсонофий», официальный сайт Татарстанской митрополии, 24 апреля 2015:
  • «Свт. Варсонофий II, Казан. чуд.», официальный сайт Тверской епархии, 22 сентября 2013:

К этому празднованию приурочено и празднование Собора Казанских святых.

Устав, написанный святым Варсонофием, хранился в Казанском Преображенском монастыре до 1918 года. Ныне утрачен.

В литературе XIX века встречается утверждение, что святитель Варсонофий, вернувшись в Казань из Твери, принял великую схиму. Однако, это сообщение отсутствует в тексте первоначального жития святого, составленного свт. Ермогеном.

Рукописный подлинник жития — автограф святителя Ермогена — до 1918 года хранился в Казанском Преображенском монастыре.

Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (Судаков Анатолий Владимирович)

Дата рождения: 3 июня 1955 г.

Дата хиротонии: 8 февраля 1991 г. Дата пострига: 30 марта 1978 г. День ангела: 24 апреля

Страна: Россия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи.

В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу, в 1973-1975 гг. проходил службу в рядах Советской армии.

В ноябре 1975 г. после демобилизации из армии устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил).

В 1976-1979 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В октябре 1977 г. принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. В лавре нес послушание помощника ризничего и помощника благочинного.

В 1982-1986 гг. обучался в Московской духовной академии, защитил кандидатскую диссертацию по истории Афона.

Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где не раз сослужил митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси.

После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию.

С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления.

В 1987 г. возведен в сан архимандрита.

В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия.

8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск.

В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа.

Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари.

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии.

В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси.

С 27 июля 2009 г. — секретарь Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. (журнал № 142) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии.

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода — возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

С мая по октябрь 2011 г. временно управлял новообразованной Ардатовской епархией.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Мордовской митрополии.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка Октябрьского р-на г. Саранска Республики Мордовия.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 г. (журнал № 8) назначен Преосвященным Санкт-Петербургским и Ладожским, главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. (журнал № 4) освобожден от должности управляющего делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 9 июля 2019 г. (журнал № 70) освобожден от обязанностей секретаря Межсоборного присутствия.

Образование:

1979 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия.

Епархия: Санкт-Петербургская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Санкт-Петербургская митрополия (Глава митрополии) Научные труды, публикации:

Книги:

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 тт.

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998.

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999.

Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004-2005.

Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006.

Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. / Сост. и пред. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998.

Статьи и послания:

Рождественское послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского. // Саранские епархиальные ведомости (далее — Сар. ЕВ), 1992-2006.

Пасхальное послание Преосвященного Варсонофия, епископа Саранского и Мордовского. // Сар. ЕВ, 1993-2006.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 1999, № 2, с. 3-7.

Приветственное пасхальное послание Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 2000, № 4, с. 16.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по случаю 10-летнего Патриаршего служения. // Сар. ЕВ, 2000, № 6, с. 3.

Приветственный адрес Высокопреосвященнейшему Серафиму, архиепископу Пензенскому и Кузнецкому. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с. 3-5.

Послание ректору Саранского православного духовного училища священнику Александру Пелину. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с.9.

Иисус Христос — наша жизнь и надежда. Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 7, с. 8-27.

Доклад на Епархиальном собрании 8 ноября 1996 г. // Сар. ЕВ, 1996, № 3-10, с. 6-15.

Обращение к предпринимателям епископа Варсонофия, председателя Мордовского республиканского комитета российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса А.Е. Иутина и членов Епархиального совета. // Сар. ЕВ, 1993, № 6, с. 5-7.

Послание клиру и пастве Саранской епархии по случаю канонизации первого святого на мордовской земле — старца Феодора Санаксарского. // Сар. ЕВ, 1999, № 8, с. 10-13.

Приветствие епископа Саранского и Мордовского Варсонофия при встрече Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре 3 августа 1993 г. // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 6-7.

Приветствие участникам Сретенских чтений. // Сар. ЕВ, 1994, № 2, с. 8.

Приветствие участникам выставки «Живи, икона!» 9 апреля 1997 г. // Сар. ЕВ, 1997, № 4-5, с. 11-13.

Приветствие участникам конференции, посвященной памяти священника А.И. Масловского. // Сар. ЕВ, 1998, № 11-12, с. 6-9.

Привественное слово участникам IV Сретенских образовательных чтений. // Сар. ЕВ, 1999, № 3, с. 7-10.

Слово на празднике «День Победы» 9 мая 1993 г. // Сар. ЕВ, 1993, № 5, с. 6-7.

Слово на III Сретенских образовательных чтениях 19 февраля 1998 г. // Сар. ЕВ, 1998, № 3-4, с. 19-22.

Слово по случаю 1-го выпуска Саранского духовного училища. // Сар. ЕВ, 1997, № 7, с. 7-9.

Слово на Кирилло-Мефодиевских чтениях «Пушкин и Православие». // Сар. ЕВ, 1999, № 7, с. 26-32.

В неделю святых жен мироносиц. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 4, с. 19-22.

Второе посещение удела Божией Матери. // Сар. ЕВ, 1996, № 11-12, с. 17-45.

Выступление на Епархиальном совете 14 декабря 1999 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 2, с. 15-21.

Домашняя молитва. // Сар. ЕВ, 2000, № 2, с. 42-44.

«Монастыри — это опора для людей»: Беседа с епископом Саранским и Мордовским Варсонофием, священноархимандритом Санаксарского монастыря. / Интьервью Огудиной Н. // Сар. ЕВ, 1999, № 8, с. 22-28.

«Мы — не задворки мировой цивилизации». Интервью с епископом Варсонофием. // Сар. ЕВ, 1998, № 1-2, с. 21-23.

На Афонской горе. // Сар. ЕВ, 1999, № 1, с. 11-21 (см. также: Изв. Мордо-вии, 1999, 17, 24 марта).

На торжествах в Пскове. // Сар. ЕВ, 1994, № 8-10, с. 7-9.

О любви к ближним и врагам. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 5, с. 16-19.

О посте. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 3, с. 35-38.

Паломничество на Кипр и Ближний Восток. // Сар. ЕВ, 1999, № 11, с. 7-37 (см. также: Изв. Мордовии, 1999, 12, 14, 15 октября).

Паломничество к святыням Италии. // Сар. ЕВ, 1998, № 8-10, с. 8-20 (см. также: Изв. Мордовии, 1999, 17, 24 февраля).

Паломничество на святую гору Афон. // Сар. ЕВ, 1993, № 10-11, с. 25-47.

Пасха среди лета! // Сар. ЕВ, 1991, 26 ноября (спецвып.).

Поездка в Псковскую епархию. // Сар. ЕВ, 1999, № 6, с. 8-11.

Празднование Владимирской иконы Божией Матери. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 6, с. 37-41.

Преподобный Сергий Радонежский и его обитель. Проповедь. // Сар. ЕВ, 1999, № 10, с. 15-18.

40 мучеников Севастийских. Проповедь. // Сар. ЕВ, 2000, № 3, с. 29-31.

Слово на обеде в гостинице 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, С. 63.

Слово в Иоанно-Богословском соборе 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 64.

Вступительное слово перед началом Торжественного акта, посвященного 2000-летию Рождества Христова 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 65.

Доклад Торжественном акте 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 66-75.

Заключительное слово на Торжественном акте 3 августа 2000 г. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 76.

Слово в Иоанно-Богословском монастыре. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 77.

Приветственный адрес Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 78-79.

Слово на праздничном обеде в Архиерейских покоях. // Сар. ЕВ, 200, № 9, с. 80.

Слово на приеме у главы Республики Мордовия. // Сар. ЕВ, 2000, № 9, с. 82.

Во благо и спасение. Интервью. // Мордовия — 7 дней, 1997, 27 марта.

Епископ Варсонофий: «В Мордовии нет почвы для лютеранства». Интервью. // Сов. Мордовия, 1992, 28 июля.

Епископ Варсонофий: «Не надо требовать покаяния только от России». Интервью. // Изв. Мордовии, 2000, 6 января.

Епископ Варсонофий: «В юбилейном году мы должны как следует потрудиться…». Интервью. // Изв. Мордовии, 2000, 1 марта.

Епископ Варсонофий подарит колокол тому, кто сможет его поднять. // Столица С, 1999, 16 апреля.

Во благо и спасение. Интервью. // Мордовия — 7 дней, 1997, 27 марта, спецвыпуск приложения «Вестник СБ», № 4.

«Мы должны взяться за руки…». Интервью. // Изв. Мордовии, 1997, 11 ноября.

Начался Великий пост. Интервью. // Веч. Саранск, 1998, 5 марта.

Таинство. Беседа с епископом Варсонофием. // Изв. Мордовии, 1995, 4 февраля.

Алексий II согласен с канонизацией адмирала Ушакова: На вопросы «Столицы С» отвечает епископ Саранский и Мордовский Варсонофий. // Столица С, 2000, 3 августа. Лит.: Преосвященнейший Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Биография. — В кн.: Саранская епархия. — Саранск, 1996.

Награды:

Церковные:

Светские:

  • 2002 г. — государственный орден Дружбы;
  • 2014 г. — звание «Почетный гражданин Республики Мордовия»;
  • 2018 г. — почетный доктор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого;
  • 2020 г. — знак отличия «За заслуги перед Санкт-Петербургом»;
  • почетная грамота Республики Мордовия;
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»;
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *