Мне великому государю всякого человека

Крестоцеловальная запись царя Василия Ивановича Шуйского.

1 июня 1606 года

Крестоцеловальная запись (присяга) царя Василия IV является первой попыткой письменного ограничения монархической власти в России. Она запрещала репрессии без суда и конфискацию имущества у родственников преступников. Из-за нелегитимности и скорого свержения царя его присяга осталась лишь эпизодом. Произвольные репресии и конфискации имущества (в отличие от XV-XVI вв. не массовые) продолжали иметь место в XVII и I половине XVIII вв. Грамота приводится на языке оригинала с объяснением непонятных слов и выражений.

Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго Бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова Бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.

И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.

Памятники по истории смутного времени. М., 1909. № 6

Повторяется возникшая в XVI в. легенда о происхождении Рюриковичей от римской императорской династии. Александр Невский (1221-1263) – сын владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, княживший в Переяславле-Залесском, Новгороде и Владимире (с 1252), одержавший ряд блестящих побед над шведами и немецкими крестоносцами и проводивший политику полного подчинения татарам. Происхождение Шуйских от Александра Невского является спорным. Большинство историков считают основателем суздальской ветви его младшего брата Андрея Ярославича. В тоже время некоторые выводят Шуйских от Андрея Александровича, третьего сына Александра Невского. Животы – имущество. Гостей – богатых купцов. Чёрные люди – торговцы, ремесленники и крестьяне, зависимые непосредственно от государства (а не частных владельцев). Казнити – наказать.

Крестоцеловальная запись Василия Шуйского — запись принципов, по которым Василий Шуйский обещал править. Была принята в 1606 году. Василий Шуйский целовал крест о соблюдении этих принципов, после чего запись распространялась по областям России. Структурно документ четко делится на две части: в первой обосновываются права Василия Шуйского на русский престол, а во второй даются обещания, касающиеся соблюдения прав бояр. Запись имеет большое значение для истории России, поскольку является первой попыткой ограничить самодержавные права государя.

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного християнства, учинилися есьмя на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, ёгоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на Суздалской удел разделишась, не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати.

И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии. И поволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску дойдет и до смертные вины, и после их у жен и у детей дворов, и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов3 ложных мне, великому государю, не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное християнство без вины не гибли; а кто на кого солжет, и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

На том на всем, что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всеа Русии, целую крест всем православным християнам, что мне, их жалуя, судити истинным праведным судом, и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *