Мне завещал отец во первых

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь. — Я. А. Коменский ДЕЙСТВИЕ IV ЯВЛЕНИЕ 12 Ч а ц к и й за колонною, Л и з а, М о л ч а л и н (потягивается и зевает), С о ф и я (крадется сверху). Л и з а Вы, сударь, камень, сударь, лед. М о л ч а л и н Ах! Лизанька, ты от себя ли? Л и з а От барышни-с. М о л ч а л и н Кто б отгадал, Что в этих щечках, в этих жилках Любви еще румянец не играл! Охота быть тебе лишь только на посылках? Л и з а А вам, искателям невест, Не нежиться и не зевать бы; Пригож и мил, кто не доест И не доспит до свадьбы. М о л ч а л и н Какая свадьба? с кем? Л и з а А с барышней? М о л ч а л и н Поди, Надежды много впереди, Без свадьбы время проволочим. Л и з а Что вы, сударь! да мы кого ж Себе в мужья другого прочим? М о л ч а л и н Не знаю. А меня так разбирает дрожь, И при одной я мысли трушу, Что Павел Афанасьич раз Когда-нибудь поймает нас, Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу? Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного. Дай Бог ей век прожить богато, Любила Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его. Мой ангельчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь и простыну. С о ф и я (в сторону) Какие низости! Ч а ц к и й (за колонною) Подлец! Л и з а И вам не совестно? М о л ч а л и н Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Л и з а Сказать, сударь, у вас огромная опека! М о л ч а л и н И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека… Л и з а Который кормит и поит, А иногда и чином подарит? Пойдемте же, довольно толковали. М о л ч а л и н Пойдем любовь делить плачевной нашей крали. Дай обниму тебя от сердца полноты. (Лиза не дается.) Зачем она не ты! (хочет идти, София не пускает.) С о ф и я (почти шепотом, вся сцена вполголоса) Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. М о л ч а л и н Как! Софья Павловна… С о ф и я Ни слова, ради Бога, Молчите, я на все решусь. М о л ч а л и н (бросается на колена, София отталкивает его) Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!.. С о ф и я Не помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! как острый нож оне. М о л ч а л и н (ползает у ног её) Помилуйте… С о ф и я Не подличайте, встаньте. Ответа не хочу, я знаю ваш ответ, Солжете… М о л ч а л и н Сделайте мне милость… С о ф и я Нет. Нет. Нет. М о л ч а л и н Шутил, и не сказал я ничего, окроме… С о ф и я Отстаньте, говорю, сейчас, Я криком разбужу всех в доме, И погублю себя и вас. (Молчалин встает.) Я с этих пор вас будто не знавала. Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их; Но чтобы в доме здесь заря вас не застала, Чтоб никогда об вас я больше не слыхала. М о л ч а л и н Как вы прикажете. С о ф и я Иначе расскажу Всю правду батюшке, с досады. Вы знаете, что я собой не дорожу. Подите.- Стойте, будьте рады, Что при свиданиях со мной в ночной тиши Держались более вы робости во нраве, Чем даже днем, и при людях, и в яве, В вас меньше дерзости, чем кривизны души. Сама довольна тем, что ночью все узнала, Нет укоряющих свидетелей в глазах, Как давиче, когда я в обморок упала. Здесь Чацкий был… Ч а ц к и й (бросается между ними) Он здесь, притворщица! Л и з а и С о ф и я Ах! Ах!.. (Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе в комнату.) ЯВЛЕНИЕ 13 Те же, кроме М о л ч а л и н а. Ч а ц к и й Скорее в обморок, теперь оно в порядке, Важнее давишной причина есть тому, Вот наконец решение загадке! Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! А милый, для кого забыт И прежний друг, и женский страх и стыд: За двери прячется, боится быть в ответе. Ах! как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич!- Молчалины блаженствуют на свете! С о ф и я (вся в слезах) Не продолжайте, я виню себя кругом. Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен! Л и з а Стук! шум! ах! Боже мой! сюда бежит весь дом. Ваш батюшка, вот будет благодарен.

Вопросы для самопроверки.

Вариант 1.

(Простой уровень)

1. Укажите годы жизни А. С. Грибоедова.
а) 1799-1837 гг.
б) 1795-1829 гг.
в) 1800-1835 гг.
г) 1803- 1855 гг.

2. В каком городе родился А. С. Грибоедов?
а) в Москве
б) в Петербурге
в) в Орле
г) в Твери

3. В каком учебном заведении учился А. С. Грибоедов?
а) в Московском университете
б) в Петербургском университете
в) в Царскосельском лицее
г) в Петербургском инженерном училище

4. По профессии А. С. Грибоедов был:
а) чиновником Министерства внутренних дел
б) дипломатом
в) литератором
г) военным

5. Укажите, к какому направлению литературы относится творчество А. С. Грибоедова.
а) классицизм
б) сентиментализм
в) реализм
г) романтизм

6. В каком году была закончена автором комедия «Горе от ума»?
а) в 1821 г.
б) в 1824 г.
в) в 1825 г.
г) в 1829 г.

7. Определите, какой конфликт является основным, ведущим, сюжетообразующим в комедии А. С. Грибоедова.
а) любовный конфликт
б) конфликт поколений
в) конфликт общественный (между представителями «века нынешнего» и «века минувшего»)
г) психологический, происходящий в душе главного героя

8. Сколько времени длится действие комедии «Горе от ума?»
а) 3 дня
б) одна неделя
в) одни сутки
г) один год

9. Сколько времени отсутствовал в Москве Чацкий»
а) 1 год
б) 3 года
в) полгода
г) 5 лет

10. Кто из героев комедии сказал о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы»?
а) Софья
б) Фамусов
в) Лиза
г) Чацкий

11. С какой целью едет Чацкий в дом Фамусова после долгого отсутствия?
а) чтобы обличить фамусовское общество
б) искать покровительства у Фамусова
в) возобновить светские знакомства
г) сделать предложение Софье

12. Выражение «злые языки страшнее пистолетов» принадлежит:
а) Фамусову
б) Софье
в) Лизе
г) Молчалину

13. Кто пустил слух о сумасшествии Чацкого?
а) Софья
б) Фамусов
в) Хлестова
г) Лиза

15 Кому принадлежит высказывание о комедии «Горе от ума», что в ней «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
а) И. А. Гончарову
б) А. С. Пушкину
в) А. С. Грибоедову
г) П. А. Катенину

16. Какой персонаж комедии «Горе от ума» не является представителем «фамусовского общества»?
а) Софья
б) Молчалин
в) Хлестова
г) князь Федор

17. Кто из перечисленных героев не является внесценическим персонажем?
а) князь Федор
б) Кузьма Петрович
в) Татьяна Юрьевна
г) Скалозуб

18. Определите авторов следующих высказываний.
а) Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья, —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
б) Ученье — вот чума,
Ученость —вот причина,
Что ныне пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
в) Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,
А книги сохранят так: для больших оказий.
г) Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

А) Скалозуб
Б) Чацкий
В) Фамусов
Г) Молчалин

19. Определите, кому принадлежит следующее вы называние о главном герое комедии.
Все, что говорит он, — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными…
а) В. К. Кюхельбекеру
б) А. С. Пушкину
в) И. А. Гончарову
г) А. И. Герцену

20.Назовите автора критической статьи «Мильон терзаний».
а) А. С. Пушкин
б) В. К. Кюхельбекер
в) П. А. Катенин
г) И. А. Гончаров

Покаяние как добродетель

Таким образом, мы видим, что в покаянии самое главное — вектор, направление жизни. Если у плотского человека вектором жизни является его «Я», то у человека покаявшегося вектор жизни направлен к Господу.

Архимандрит Платон (Игумнов), рассуждая о покаянии, пишет: «Смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении греха и в обращении к добродетели. Поскольку обычно человек постоянно находится во власти страстей, всякое эпизодическое раскаяние в совершенных грехах еще не является вполне адекватным понятию покаяния. Человек должен стремиться сбросить с себя ненавистный и чуждый его природе грех и непрерывно обращать силы своего ума к Богу, чтобы его покаяние стало новым самоопределением в свободе и увенчалось торжеством благодати в личной жизни»79.

Отсюда следует, что покаяние не только вектор жизни, но и постоянный процесс, который должен совершаться в человеке непрестанно, как непрестанно действуют в нем страсти.

Необходимость покаяния

Нет такого предела совершенства человеческого, при котором покаяние было бы уже излишним. Новоначальные через покаяние приобретают начатки благочестия, преуспевающие через покаяние укрепляют его, совершенные через покаяние утверждаются в нем.

Авва Сисой, будучи святым и находясь на смертном одре, просил о времени для покаяния: Рассказывали об авве Сисое. Когда он болел, сидели у него старцы и с некоторыми он разговаривал. Старцы спрашивали его: «Что ты видишь, авва?” — «Вижу, — отвечал он, — что идут за мной, и прошу их, чтобы дали мне несколько времени на покаяние.” Один из старцев говорит ему: «Если и дадут тебе некоторое время, можешь ли теперь принести спасительное покаяние?” — «Я не могу этого сделать, — отвечал старец, — но хотя бы поплачу о своей душе, и этого довольно для меня”»80.

Всемогущество покаяния

Святитель Игнатий пишет: «Сила покаяния основана на силе Божьей: Врач Всемогущ, — и врачество, подаваемое Им, всемогуще»81.

Нам достаточно вспомнить равноангельную Марию Египетскую, бывшую блудницу. Можно вспомнить святых мужей Моисея, Давида, Флавиана, которые были разбойниками, а потом взошли на вершины добродетельной жизни.

Свидетельством прощения согрешившего диакона явилось то, что только после его молитвы пошел дождь: Брат спросил одного старца: «Если случится человеку по действию диавола впасть в искушение, бывает ли польза для соблазняющихся через него?”. На это старец рассказал ему следующее. В киновии Египетской был один именитый диакон. Некий должностной гражданин, гонимый архонтом, пришел в киновию со всем своим домом. Диакон, по действию диавола, пал с его женой и положил срам на всех. Пошел он к одному любимому им старцу и рассказал ему о случившемся. У старца внутри его келии было одно темное, потаенное место. Диакон начал упрашивать его, говоря: «Погреби меня здесь живого и никому не открывай это.” Он вошел во мрак и принес истинное покаяние. Через год наступила засуха. При совершении общей молитвы было открыто одному из святых: «Если не выйдет и не помолится диакон, скрытый таким-то старцем, то не будет дождя.” Слышавшие подивились и вывели диакона из места, где он был. Он помолился, и пошел дождь. И соблазнившиеся прежде получили гораздо большую пользу от его покаяния и прославили Бога»82.

Причины покаяния

Самая главная причина покаяния — действие на сердце человека благодати Божьей: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20).

Вторая причина покаяния — наши личные усилия как отклик на призыв благодати Божьей. Наши усилия в первую очередь должны быть направлены на вражду с грехом, самоукорение, тщательное исполнение заповедей Божьих и отказ от осуждения.

Плоды покаяния

Искреннее исповедание грехов. Человек начинает замечать даже тонкие греховные помыслы. Появляется доверие духовнику, желание служить ближним. Получают развитие добродетели покорности и послушания. Нрав человека становится простым, непритворным, нелицемерным. Появляются умилительные, покаянные слезы, приносящие успокоение и радость душе.

Главное свидетельство того, что грехи нам отпущены — ненависть ко греху.

Добродетель послушания

Определение добродетели

Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или, наоборот, послушание есть умервщление членов телесных при живом уме. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения… Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его (т. е. наставник). Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения» (Леств.4:3).

Священное Писание о добродетели

Удивительное послушание оказывает Исаак Аврааму: «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров» (Быт.22:9).

«Спроси отца твоего, и он возвестит тебе старцев твоих, и они скажут тебе» (Втор.32:7).

«И Он (Иисус) пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них (родителей). И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2:51).

«Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин.6:38).

«Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6–8).

«Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4:19).

Важность послушания

В «Древнем Патерике» повествуется, что Бог ничего не требует от новоначального, кроме послушания. Всем известны такие высказывания: «Послушание — корень смирения. Послушание выше поста и молитвы. Послушание — добровольное мученичество». Почему это так? Приведем несколько примеров.

Добродетель послушания выше других добродетелей: Пришли однажды к Великому Памво из скита четыре брата, одетые в кожу, и каждый из них рассказывал ему о добродетели другого. Один много постился, другой был нестяжателен, третий стяжал великую любовь, о четвертом они говорили, что он уже двадцать два года прожил в повиновении старцу. Авва Памво отвечал им: «Скажу вам, что выше всех добродетель четвертого. Каждый из вас по своей воле приобрел ту добродетель, которую имеет, а тот, отвергшись своей воли, исполняет волю другого. Такие люди подобны исповедникам, если они до самого конца пребудут в послушании»83.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *