Могилев монастырь

Свято-Никольский монастырь в Могилеве — православный женский монастырь Белорусского экзархата Русской Православной Церкви.

История обители

Возникновение монастыря в Могилеве тесно связано с историей храма в честь святителя Николая, который в 2022 году будет отмечать свое 500-летие. Первый деревянный храм сгорел дотла во время пожара. На его месте был построен каменный храм с помещением «для особ духовных, чернецов, попов и дьяков». Так началась история монастыря. Это было в XVII веке, когда Киевским митрополитом стал Петр (Могила). Митрополит Петр был из рода знаменитых молдавских и валашских господарей Могил. Будучи признанным богословским авторитетом и образованнейшим человеком, он имел большое влияние в Речи Посполитой. Петр Могила добился от короля Владислава IV и польского сейма признания права существования в Речи Посполитой Православной Церкви наряду с униатской. Именно поэтому король согласился на строительство в Могилеве православного храма во имя святителя Николая. Кирпичный неотапливаемый храм с приделами в честь Крестителя Господня Иоанна и святого великомученика Димитрия Солунского был освящен в 1672 году.

Судьба монастыря оказалась драматичной. Как женская обитель он действовал с 1637 по 1719 год. При обители было создано двухклассное церковно-приходское училище и богадельня. Северная война со шведами и пожары нанесли монастырю значительный ущерб, и в 1719 году оставшиеся монахини были переведены в Барколабовский монастырь. Никольский монастырь был преобразован в мужской, который просуществовал до 1754 года. После упразднения монастыря его Никольский собор действовал как приходской храм до 1930-х годов.

При архиепископе Георгии (Конисском), в 1793 году, было начато строительство зимней отапливаемой церкви, освященной через пять лет во имя Онуфрия Великого.

ХХ век в судьбе монастыря

Во время Первой мировой войны, в 1915–1917 годы, в Могилеве находилась ставка Верховного Главнокомандующего. Царская семья хорошо запомнилась жителям Могилева. Император Николай II и жившие в это время здесь в специальном железнодорожном вагоне члены императорской семьи посещали Свято-Никольский собор монастыря, чтобы помолиться на Божественной литургии.

Весть о расстреле царской семьи в июле 1918 года довольно быстро дошла до Могилева. В Никольском соборе была отслужена панихида по убиенным, на которую пришло множество горожан. При словах «За убиенных рабов Божиих Николая, Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» раздались рыдания, и люди в храме опустились на колени. Так Могилев простился с мучениками.

В советское время монастырь был разграблен, утварь храмов изъята, уникальные росписи, украшавшие стены и своды Свято-Никольского собора, затерты цементным раствором. В 1934 году монастырь был закрыт. В Свято-Никольском соборе власти устроили пересыльную тюрьму, в которой было искалечено и погублено немало человеческих судеб и жизней. В живых остался один-единственный свидетель тех ужасных злодеяний. Убитых и умерших от холода заключенных закапывали на месте, в алтарной части собора. Прямо под тем местом, где располагался жертвенник, были найдены останки женщины с ребенком на руках.

Сама Могилевская епархия прекратила свое существование в 1937 году.

После войны в Никольском соборе располагалась книжная база.

Возрождение

В 1989 году с восстановления Могилевской епархии началось возрождение Свято-Никольского женского монастыря. У жителя Могилева, резчика по дереву, чудом сохранилась точная копия поражающих своей красотой царских врат Никольского собора. Сегодня воссозданные царские врата во всем своем великолепии снова распахиваются в храме перед верующими.

В 1991 году был освящен зимний Свято-Онуфриевский храм обители, а летом того же года монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, подаривший обители литое паникадило.

Архитектурный комплекс обители состоит из Свято-Никольского собора, включенного ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений Европы в стиле барокко, Онуфриевского храма, дома для паломников, колокольни, усыпальницы, нового двухэтажного корпуса с трапезной для сестер.

Вот уже 25 лет при монастыре действуют сестричество во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также воскресная школа для детей, молодежный православный хор, имеется богатая библиотека.

Ежегодно 6 августа проходит крестный ход от монастыря к дому, где жил святитель Георгий (Конисский), возглавивший единственную православную в Речи Посполитой Могилевскую епархию в 1755 году и много сделавший для защиты прав православных в католическом государстве.

Древний и одновременно новый монастырь, как сказочная птица Феникс, зримо восстал из пепла, превратившись в духовный центр Могилевщины.

Память о царственных мучениках жива

В настоящее время левый придел Никольского собора посвящен святым царственным мученикам, в нем находится освященный как икона портрет царя Николая II, обнаруженный в 2000 году, когда царственные страстотерпцы были прославлены Церковью. В этом же приделе находится список с иконы Божией Матери «Троеручица», перед которой мученики молились в Ипатьевском доме.

Монастырь выступил инициатором строительства храма-памятника в честь новомучеников ХХ века как символа нашего покаяния и благодарности всем, кто был замучен за веру в ХХ веке. В основание храма заложен привезенный из Екатеринбурга камень из дома Ипатьевых.

Как доехать до монастыря

Свято-Никольский монастырь ежегодно принимает сотни паломников. Гости Могилева могут добраться до обители городским транспортом — автобусом № 39 (выходить на остановке «Котовского»).

Подготовила послушница Татьяна Кладиева

Комплекс Свято-Никольскго монастыря С площади Орджоникидзе открывается вид на Подниколье и живописную пойму Днепра, которая в весенний разлив сильно затопляется и раньше называлась Болонья. Издавна, после спада воды, эти места использовались местным населением под огороды. Сейчас это санитарная зона одного из водозаборов городского водоканала. В древности здесь, на незатопляемой части заливных лугов, т. н. гриве, сформировалась Гривлянская сотня, а затем и Покровский посад, где до нашего времени полностью сохранился единственный в Восточной Беларуси комплекс Никольской церкви архитектуры виленского (белорусского) барокко. Церковь имеет богатую и сложную историю.

С площади Орджоникидзе открывается вид на Подниколье и живописную пойму Днепра, которая в весенний разлив сильно затопляется и раньше называлась Болонья. Издавна, после спада воды, эти места использовались местным населением под огороды. Сейчас это санитарная зона одного из водозаборов городского водоканала. В древности здесь, на незатопляемой части заливных лугов, т. н. гриве, сформировалась Гривлянская сотня, а затем и Покровский посад, где до нашего времени полностью сохранился единственный в Восточной Беларуси комплекс Никольской церкви архитектуры виленского (белорусского) барокко. Церковь имеет богатую и сложную историю.

Впервые она упоминается в инвентарях городов Витебска и Могилева. Фрагментарно известно, что изначально церковь была деревянной и размещалась в Старом городе (Нагорский посад). 25 апреля 1580 года она была освящена, а в 1598 году ограблена.

Из Барколабовской летописи известно, что при церкви у священника Федора Сасина в 1607 году некоторое время жил и учил детей грамоте Дмитрий Нагой (Иванович), будущий Лжедмитрий II («Тушинский вор»), который отсюда отбыл в Москву в качестве наследника царского трона.

Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими лицами, имевшими непосредственное отношение к церковной жизни города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV фундуш на постройку в Гривлянской сотне Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных и чернцов …».

В 1637 году, когда Могилевской епархией управлял епископ Сильвестр I Коссов, гривлянские прихожане построили временную Никольскую церковь с женским монастырем при ней. А в 1646 году мещане Могилева получили королевский привилей «на строительство каменной (мурованой) Николаевской церкви на грунтах, купленных гривлянскими мещанами, не униатами».

Королевская грамота обеспечивала православным спокойное, свободное от насилия униатов и замковой администрации существование церкви и монастыря. Мещанам разрешалось иметь в год два канона и две ярмарки при церкви «на зимнего и весеннего Николу». Копия этой грамоты с печатью хранилась в Свято-Никольском храме еще в 1848 году.

Строительство Никольского летнего каменного собора в дошедшем до нас виде началось только в 1669 году и было закончено в 1672-м, когда его освятили. В нем были сооружены два придела: правый — во имя св. Иоанна Предтечи, левый — во имя св. Великомученика Дмитрия Солунского.

В 1697 году царский стольник П.А. Толстой, характеризуя обитель, отмечал в своих путевых заметках: «За городом — монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения. Апреля в 5 день, в понедельник святой недели, был у обедни в Николаевском девичьем монастыре, там церковь каменная, иконостас великий, золоченый…».

Свято-Никольский женский монастырь действовал с 1637 по 1719 год, после чего был преобразован в мужской, а в 1754 году — закрыт. Открывшись позднее, храм стал приходским. В целом, монастыри здесь действовали 117 лет.

Во второй половине XVIII века собор был реставрирован, а в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекаревич сделал в нем капитальный ремонт. После смерти его прах покоился в храме, но в XX веке могилу разрушили и разграбили.

В свое время при храме действовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. На монастырской территории до нашего времени находится зимняя церковь 1793—1796 гг. постройки, освященная во имя святого Преподобного Онуфрия Великого (Онуфриевская церковь).

С 1901 года в Никольском соборе служил священник Михаил Лещинский, который в 1934 году умер и похоронен на Мышаковском кладбище. После его смерти храм был закрыт. Накануне Рождества в 1930 году со всех церквей Могилева сняли колокола, а в 1937 году перестала существовать и Могилевская епархия. Перед войной, в связи с переносом столицы Беларуси в Могилев, церковь планировалось взорвать, а на ее месте построить фонтан для будущего городского парка культуры и отдыха. В 1936—1937 гг. в Никольской церкви размещалась пересыльная тюрьма, а с 1946 года — книжная база. В 1954—1955 гг. стены и своды храма были оштукатурены цементным раствором. Местные жители рассказывали, что штукатурка изготавливалась строителями с добавлением соли, чтобы раз и навсегда уничтожить напоминающие «о религиозном дурмане» для народа уникальные фрески XVII века.

В 1972—1978 гг. в храме на своде купола и в алтарной части частично были выявлены и раскрыты ранние росписи XVII века. Это были фрески, выполненные по сухой штукатурке в свете малиновых, золотистых и изумрудно-зеленых тонов. С 1956 по 1990 год разными организациями здесь проводились реставрационные работы, в итоге которых здание собора пришло в еще больший упадок.

Но так не могло быть вечно, и 6 июля 1989 года по благословению Патриарха Пимена и постановлению Святого Синода Русской Православной Церкви Могилевская епархия была восстановлена. Управляющим епархией назначили высокопреосвященного Максима (в миру Борис Иванович Кроха), архиепископа Тульского и Белевского.

После передачи верующим Могилева комплекса бывшего Свято-Никольского женского монастыря, Св. Патриарх Алексий II благословил восстановление и возрождение женского монастыря. Историческим событием для монастыря был день 18 июня, когда Алексий II, вместе с сопровождающими его иерархами, навестил монастырь, осмотрел восстанавливаемые храмы, жилой корпус монахинь и передал свое благословение первым обитателям монастыря.

В 2002 году владыка Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский, умер (похоронен в монастырском дворе), новым управляющим епархией назначен епископ Софроний. В старой постройке, еще до реставрации, прямая стена монастыря в одном месте делала небольшой изгиб. Именно здесь когда-то похоронили бывшего священнослужителя, и, прокладывая стену, на том месте специально сделали угол, чтобы не повредить могилу (сейчас стена выпрямлена). Позже останки перенесли в часовенку. Хоронили покойников около церквей по давней традиции. Считалось, что так они быстрее попадают в рай.

Сегодня мы можем наблюдать отреставрированный культовый архитектурный комплекс, который состоит из каменных зданий Никольской и «теплой» (зимней) Онуфриевской церквей, 2-этажного жилого дома, колокольни. Окружает территорию каменная ограда с въездными воротами.

Никольская церковь 3-нефовая, 3-апсидная крестово-купольная базилика — характерный пример виленского (белорусского) барокко и Могилевской школы зодчества. На низком световом восьмигранном барабане лукообразный купол объединяет обе части храма в единую композицию. Декоративное убранство ярусов главного фасада создает впечатление целостности, разнообразия и богатства, придает памятнику необычайную красоту. Ярусы имеют разную высоту, что подчеркивает стремление здания вверх.

Внутреннее пространство храма 2 рядами колонн (по три в каждом) разделено на 3 нефа, барабан купола опирается на 4 столба. Интерьер когда-то был богато отделан фресковыми росписями. Своды купола украшала фресковая композиция XVIII века «Троица новозаветная», а на парусах — образы 4-х апостолов с символами. Стены между оконными проемами расписаны в 2-х уровнях на библейские и евангельские темы. Все они были созданы в 1-й половине XVIII века. Реставраторам удалось воссоздать фрески только на своде купола.

Иконостас храма Выдающееся художественное произведение знаменитого храма — 4-ярусный иконостас, выполненный могилевскими мастерами-резчиками и позолотчиками XVII века в технике сквозной деревянной резьбы с позолотой. Он сейчас полностью восстановлен и отреставрирован в первоначальном виде. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз — любимый мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, изготовленному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 годах.

Никольский собор — выдающийся памятник белорусской архитектуры XVII века — предложено внести ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений в стиле барокко.

Рядом с главным храмом находится небольшая, выполненная в строгом классическом стиле Онуфриевская церковь. Зимой Никольская церковь не работала, обогреть такое большое здание было невозможно, и все богослужения проходили в теплой Онуфриевской церкви.

В углу ограды находится небольшая часовенка-колокольня, в которой ныне покоятся останки погибших в 1930-е годы. В 1992 году владыка Максим принял решение укрепить фундамент Никольского собора с северной стороны. Во время земляных работ были обнаружены многочисленные останки убитых людей. Большинство найденных черепов были пробиты либо пулей, либо острым металлическим предметом. По воспоминаниям одного из бывших узников Мартина Федоровича Малиновского, во времена сталинских репрессий в Никольском храме находилась пересыльная тюрьма для заключенных, большинство из которых были осуждены безвинно. В неотапливаемой церкви тесными рядами стояли двухъярусные нары, на которых в лютые зимние холода многие из узников замерзали во сне. Мертвых собирали, а слабых и тяжелобольных добивали штыками и закапывали здесь же, в алтарной части собора, рядом с живыми.

Молчаливым свидетелем тех страшных событий остались бывшие осужденные, кому удалось выжить, да старинная кованая дверь в храм со смотровым окошком для надзирателя. Позже останки замученных узников были вынесены и закопаны снаружи у стены храма. В 1992 году все обнаруженные человеческие скелеты были перезахоронены в часовне на территории монастыря. Теперь сестры обители регулярно совершают в часовне панихиды, молясь об успокоении душ осужденных и безвинно замученных людей.

Среди почитаемых святынь монастыря находится список одной из наиболее древних икон Могилево-Братской Божьей Матери, куда он был передан из Борисоглебской церкви. Единственное отличие на ней от классического списка — над головами Богородицы и дитя Иисуса нарисованы короны, которые указывают на то, что икона коронована и католической церковью, почитается и уважается католическими верующими. Среди таких икон на Беларуси — Белыничская и Жировичская. Икона отреставрирована и сейчас представляет собой яркий пример высокопрофессионального мастерства Могилевской иконописной школы.

Икона Белыничской Божьей Матери В соборе монастыря находится один из списков чудотворной иконы Божьей Матери Барколабовской. На этой иконе имеется стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоить Богомати/ тамо источаеть реки Благодати сей дру-/ гiй образъ какъ на месте зрети прибегай/ те къ ней, отцы и дети/ тамо въ молитвахъ успехъ получають съ верою/ молясь за все то/ дознають». Эта икона, написанная в середине второй половины XVIII века, сверху имела образы ангелов, коронующих Божью Матерь (сохранились частично), и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилевским ювелиром П. Слижиком.

В Онуфриевской церкви монастыря имеется еще один список Барколабовской иконы, сделанный с чудотворной иконы XVII века и приобретенный в 1992 году. Перед ней горят три лампады, полученные в дар из греческих Фессалоников. Каждый день перед этой иконой после Божественной литургии служится молебен.

Имя Царя-мученика Николая II и его трагическая судьба хорошо известны в Могилеве. Здесь он находился в особенно тяжелые для него мартовские дни 1917 года. Отрекшись от российского престола, он пытался предотвратить кровопролитие и братоубийственную гражданскую войну. В Спасской церкви император в последний раз со слезами на глазах присутствовал на Божественной Литургии. Отсюда начался его путь на русскую Голгофу: взятие под стражу, заключение в тюрьму и мученическая смерть в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.

14 августа 2000 года в Храме Христа Спасителя в Москве на Архиерейском соборе совершилась канонизация членов императорской семьи. В тот же день в Могилеве необычный случай помог найти парадный портрет императора Николая II в полный рост. Найден он был в нише стены старой части здания по ул. Пионерской. В помещении, где самоубийством покончил с жизнью один из предпринимателей, проводился ремонт. Мастера вскрывали окровавленные доски пола и стен, за которыми и нашли тайник. Хотя образ Николая II на картине и не был каноническим, по просьбе владыки Максима портрет был перенесен в монастырь, где находится теперь уже как почитаемая прихожанами и паломниками икона.

В Никольской церкви монастыря хранится и одна из копий иконы Белыничской Божьей Матери. Оригинал чудотворной иконы Божьей Матери находился в Белыничском монастыре и когда он был православным, и когда временно принадлежал католикам (икона утрачена в годы Великой Отечественной войны). Каждый из паломников, кто с верой приходил в белыничский храм, по рассказам очевидцев, получал избавление от болезней. В Могилевской епархии существовал обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру, необходимо было навестить Белыничский монастырь и, получив благословение, отправляться в путь. Одигитрия Белыничская для восточного региона Беларуси была такой же почитаемой святыней, как Божья Матерь Жировичская для западного края.

Борисенко Н.С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край (сборник экскурсий). Части I—II./
Николай Борисенко. — Могилев: Могилев обл. укрупн. тип., 2007. — 832с.: ил.

Комплекс Свято-Никольскго монастыря

С площади Орджоникидзе открывается вид на Подниколье и живописную пойму Днепра, которая в весенний разлив сильно затопляется и раньше называлась Болонья. Издавна, после спада воды, эти места использовались местным населением под огороды. Сейчас это санитарная зона одного из водозаборов городского водоканала. В древности здесь, на незатопляемой части заливных лугов, т. н. гриве, сформировалась Гривлянская сотня, а затем и Покровский посад, где до нашего времени полностью сохранился единственный в Восточной Беларуси комплекс Никольской церкви архитектуры виленского (белорусского) барокко. Церковь имеет богатую и сложную историю.Впервые она упоминается в инвентарях городов Витебска и Могилева. Фрагментарно известно, что изначально церковь была деревянной и размещалась в Старом городе (Нагорский посад). 25 апреля 1580 года она была освящена, а в 1598 году ограблена.

Из Барколабовской летописи известно, что при церкви у священника Федора Сасина в 1607 году некоторое время жил и учил детей грамоте Дмитрий Нагой (Иванович), будущий Лжедмитрий II («Тушинский вор»), который отсюда отбыл в Москву в качестве наследника царского трона.

Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими лицами, имевшими непосредственное отношение к церковной жизни города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV фундуш на постройку в Гривлянской сотне Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных и чернцов …».

В 1637 году, когда Могилевской епархией управлял епископ Сильвестр I Коссов, гривлянские прихожане построили временную Никольскую церковь с женским монастырем при ней. А в 1646 году мещане Могилева получили королевский привилей «на строительство каменной (мурованой) Николаевской церкви на грунтах, купленных гривлянскими мещанами, не униатами».

Королевская грамота обеспечивала православным спокойное, свободное от насилия униатов и замковой администрации существование церкви и монастыря. Мещанам разрешалось иметь в год два канона и две ярмарки при церкви «на зимнего и весеннего Николу». Копия этой грамоты с печатью хранилась в Свято-Никольском храме еще в 1848 году.

Строительство Никольского летнего каменного собора в дошедшем до нас виде началось только в 1669 году и было закончено в 1672-м, когда его освятили. В нем были сооружены два придела: правый — во имя св. Иоанна Предтечи, левый — во имя св. Великомученика Дмитрия Солунского.

В 1697 году царский стольник П.А. Толстой, характеризуя обитель, отмечал в своих путевых заметках: «За городом — монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения. Апреля в 5 день, в понедельник святой недели, был у обедни в Николаевском девичьем монастыре, там церковь каменная, иконостас великий, золоченый…».

Свято-Никольский женский монастырь действовал с 1637 по 1719 год, после чего был преобразован в мужской, а в 1754 году — закрыт. Открывшись позднее, храм стал приходским. В целом, монастыри здесь действовали 117 лет.

Во второй половине XVIII века собор был реставрирован, а в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекаревич сделал в нем капитальный ремонт. После смерти его прах покоился в храме, но в XX веке могилу разрушили и разграбили.

В свое время при храме действовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. На монастырской территории до нашего времени находится зимняя церковь 1793—1796 гг. постройки, освященная во имя святого Преподобного Онуфрия Великого (Онуфриевская церковь).

С 1901 года в Никольском соборе служил священник Михаил Лещинский, который в 1934 году умер и похоронен на Мышаковском кладбище. После его смерти храм был закрыт. Накануне Рождества в 1930 году со всех церквей Могилева сняли колокола, а в 1937 году перестала существовать и Могилевская епархия. Перед войной, в связи с переносом столицы Беларуси в Могилев, церковь планировалось взорвать, а на ее месте построить фонтан для будущего городского парка культуры и отдыха. В 1936—1937 гг. в Никольской церкви размещалась пересыльная тюрьма, а с 1946 года — книжная база. В 1954—1955 гг. стены и своды храма были оштукатурены цементным раствором. Местные жители рассказывали, что штукатурка изготавливалась строителями с добавлением соли, чтобы раз и навсегда уничтожить напоминающие «о религиозном дурмане» для народа уникальные фрески XVII века.

В 1972—1978 гг. в храме на своде купола и в алтарной части частично были выявлены и раскрыты ранние росписи XVII века. Это были фрески, выполненные по сухой штукатурке в свете малиновых, золотистых и изумрудно-зеленых тонов. С 1956 по 1990 год разными организациями здесь проводились реставрационные работы, в итоге которых здание собора пришло в еще больший упадок.

Но так не могло быть вечно, и 6 июля 1989 года по благословению Патриарха Пимена и постановлению Святого Синода Русской Православной Церкви Могилевская епархия была восстановлена. Управляющим епархией назначили высокопреосвященного Максима (в миру Борис Иванович Кроха), архиепископа Тульского и Белевского.

После передачи верующим Могилева комплекса бывшего Свято-Никольского женского монастыря, Св. Патриарх Алексий II благословил восстановление и возрождение женского монастыря. Историческим событием для монастыря был день 18 июня, когда Алексий II, вместе с сопровождающими его иерархами, навестил монастырь, осмотрел восстанавливаемые храмы, жилой корпус монахинь и передал свое благословение первым обитателям монастыря.

В 2002 году владыка Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский, умер (похоронен в монастырском дворе), новым управляющим епархией назначен епископ Софроний. В старой постройке, еще до реставрации, прямая стена монастыря в одном месте делала небольшой изгиб. Именно здесь когда-то похоронили бывшего священнослужителя, и, прокладывая стену, на том месте специально сделали угол, чтобы не повредить могилу (сейчас стена выпрямлена). Позже останки перенесли в часовенку. Хоронили покойников около церквей по давней традиции. Считалось, что так они быстрее попадают в рай.

Сегодня мы можем наблюдать отреставрированный культовый архитектурный комплекс, который состоит из каменных зданий Никольской и «теплой» (зимней) Онуфриевской церквей, 2-этажного жилого дома, колокольни. Окружает территорию каменная ограда с въездными воротами.

Никольская церковь 3-нефовая, 3-апсидная крестово-купольная базилика — характерный пример виленского (белорусского) барокко и Могилевской школы зодчества. На низком световом восьмигранном барабане лукообразный купол объединяет обе части храма в единую композицию. Декоративное убранство ярусов главного фасада создает впечатление целостности, разнообразия и богатства, придает памятнику необычайную красоту. Ярусы имеют разную высоту, что подчеркивает стремление здания вверх.

Внутреннее пространство храма 2 рядами колонн (по три в каждом) разделено на 3 нефа, барабан купола опирается на 4 столба. Интерьер когда-то был богато отделан фресковыми росписями. Своды купола украшала фресковая композиция XVIII века «Троица новозаветная», а на парусах — образы 4-х апостолов с символами. Стены между оконными проемами расписаны в 2-х уровнях на библейские и евангельские темы. Все они были созданы в 1-й половине XVIII века. Реставраторам удалось воссоздать фрески только на своде купола.

Иконостас храма

Выдающееся художественное произведение знаменитого храма — 4-ярусный иконостас, выполненный могилевскими мастерами-резчиками и позолотчиками XVII века в технике сквозной деревянной резьбы с позолотой. Он сейчас полностью восстановлен и отреставрирован в первоначальном виде. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз — любимый мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, изготовленному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683—1685 годах.Никольский собор — выдающийся памятник белорусской архитектуры XVII века — предложено внести ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений в стиле барокко.

Рядом с главным храмом находится небольшая, выполненная в строгом классическом стиле Онуфриевская церковь. Зимой Никольская церковь не работала, обогреть такое большое здание было невозможно, и все богослужения проходили в теплой Онуфриевской церкви.

В углу ограды находится небольшая часовенка-колокольня, в которой ныне покоятся останки погибших в 1930-е годы. В 1992 году владыка Максим принял решение укрепить фундамент Никольского собора с северной стороны. Во время земляных работ были обнаружены многочисленные останки убитых людей. Большинство найденных черепов были пробиты либо пулей, либо острым металлическим предметом. По воспоминаниям одного из бывших узников Мартина Федоровича Малиновского, во времена сталинских репрессий в Никольском храме находилась пересыльная тюрьма для заключенных, большинство из которых были осуждены безвинно. В неотапливаемой церкви тесными рядами стояли двухъярусные нары, на которых в лютые зимние холода многие из узников замерзали во сне. Мертвых собирали, а слабых и тяжелобольных добивали штыками и закапывали здесь же, в алтарной части собора, рядом с живыми.

Молчаливым свидетелем тех страшных событий остались бывшие осужденные, кому удалось выжить, да старинная кованая дверь в храм со смотровым окошком для надзирателя. Позже останки замученных узников были вынесены и закопаны снаружи у стены храма. В 1992 году все обнаруженные человеческие скелеты были перезахоронены в часовне на территории монастыря. Теперь сестры обители регулярно совершают в часовне панихиды, молясь об успокоении душ осужденных и безвинно замученных людей.

Среди почитаемых святынь монастыря находится список одной из наиболее древних икон Могилево-Братской Божьей Матери, куда он был передан из Борисоглебской церкви. Единственное отличие на ней от классического списка — над головами Богородицы и дитя Иисуса нарисованы короны, которые указывают на то, что икона коронована и католической церковью, почитается и уважается католическими верующими. Среди таких икон на Беларуси — Белыничская и Жировичская. Икона отреставрирована и сейчас представляет собой яркий пример высокопрофессионального мастерства Могилевской иконописной школы.

Икона Белыничской Божьей Матери

В соборе монастыря находится один из списков чудотворной иконы Божьей Матери Барколабовской. На этой иконе имеется стихотворная надпись: «Въ Варкалабове стоить Богомати/ тамо источаеть реки Благодати сей дру-/ гiй образъ какъ на месте зрети прибегай/ те къ ней, отцы и дети/ тамо въ молитвахъ успехъ получають съ верою/ молясь за все то/ дознають». Эта икона, написанная в середине второй половины XVIII века, сверху имела образы ангелов, коронующих Божью Матерь (сохранились частично), и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилевским ювелиром П. Слижиком.В Онуфриевской церкви монастыря имеется еще один список Барколабовской иконы, сделанный с чудотворной иконы XVII века и приобретенный в 1992 году. Перед ней горят три лампады, полученные в дар из греческих Фессалоников. Каждый день перед этой иконой после Божественной литургии служится молебен.

Имя Царя-мученика Николая II и его трагическая судьба хорошо известны в Могилеве. Здесь он находился в особенно тяжелые для него мартовские дни 1917 года. Отрекшись от российского престола, он пытался предотвратить кровопролитие и братоубийственную гражданскую войну. В Спасской церкви император в последний раз со слезами на глазах присутствовал на Божественной Литургии. Отсюда начался его путь на русскую Голгофу: взятие под стражу, заключение в тюрьму и мученическая смерть в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.

14 августа 2000 года в Храме Христа Спасителя в Москве на Архиерейском соборе совершилась канонизация членов императорской семьи. В тот же день в Могилеве необычный случай помог найти парадный портрет императора Николая II в полный рост. Найден он был в нише стены старой части здания по ул. Пионерской. В помещении, где самоубийством покончил с жизнью один из предпринимателей, проводился ремонт. Мастера вскрывали окровавленные доски пола и стен, за которыми и нашли тайник. Хотя образ Николая II на картине и не был каноническим, по просьбе владыки Максима портрет был перенесен в монастырь, где находится теперь уже как почитаемая прихожанами и паломниками икона.

В Никольской церкви монастыря хранится и одна из копий иконы Белыничской Божьей Матери. Оригинал чудотворной иконы Божьей Матери находился в Белыничском монастыре и когда он был православным, и когда временно принадлежал католикам (икона утрачена в годы Великой Отечественной войны). Каждый из паломников, кто с верой приходил в белыничский храм, по рассказам очевидцев, получал избавление от болезней. В Могилевской епархии существовал обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру, необходимо было навестить Белыничский монастырь и, получив благословение, отправляться в путь. Одигитрия Белыничская для восточного региона Беларуси была такой же почитаемой святыней, как Божья Матерь Жировичская для западного края.

До нашего времени сохранился единственный в Восточной Белоруссии комплекс Николаевской церкви архитектуры белорусского барокко.

Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими особами, имевшими непосредственные отношения к церковной жизни города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV разрешение на постройку в Гривлянской сотни Свято-Никольского храма с помещениями «для особ духовных и чернцов». В 1646 году мещане Могилева получили королевскую привилегию «на строительство каменной Николаевской церкви на грунтах, купленных гривлянскими мещанами, не униатами». Королевская грамота обеспечивала православным спокойное существование церкви и монастыря от насилия униатов и замковой администрации. Мещанам позволялось иметь в год два канона и две ярмарки при церкви «на зимнего и весеннего Николу». Копия этой грамоты с печатью находилась в Никольском храме еще в 1848 году.

Строительство Никольского летнего собора началось только в 1669 году и закончено в 1672 году, когда он был освящен.

В 1697 году царский стольник П.А. Толстой, в подорожных записках отмечал: «За городом — монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения. Апреля 5 день, в понедельник святой недели, был у обедни в Николаевском девичьем монастыре, там церковь каменная, иконостас великий,золоченный…»

Женский монастырь существовал до 1719 года, затем в него были водворены монахи. В 1754 году мужской монастырь был закрыт. С тех пор Николаевская церковь стала приходской. Кроме главного престола во имя св. Николая, церковь имела еще два придела: правый — во имя усекновения главы Иоанна Крестителя, левый — во имя св. Дмитрия Салунского.

В 1708 году из церкви были забраны шведами риза с иконы Дмитрия Салунского и серебряные предметы культа. Во время пожара города 8 сентября 1708 года обгорели купола, сгорели колодки колоколов, хоры, двери, но алтарь удалось сохранить. Резной иконостас работы могилевских резчиков и позолотчиков XVII столетия, также иконописцев в середине XVIII столетия был реставрирован.

К 1855 году в разных местах внутри храма был виден ряд стенных росписей до 10 сюжетов, а также в правом и левом боковых алтарях, на стенах, в куполе, на его своде. В 1823 году был подновлен иконостас, а в 1857 году вызолочен.

Настоятелем храма в 1901 году стал молодой священник Михаил Тимофеевич Плещинский. О состоянии церкви свидетельствует акт от 20 октября 1901 года, составленный Плещинским совместно с дьяконом Керножицким и старостой церкви Подгородниковым. В акте отмечалось ветхое состояние частично поломанного иконостаса с опавшей позолотой, требовавшего разборки и перепозолоты, а иконы — подновления. Замене и ремонту подлежали части престола. Цоколь внутри храма и боковых приделов осыпался. Оконные переплеты, главы церкви и кресты на них, как и вся крыша и наружные стены, требовали перекраски, а ограда церкви и трое ворот — ремонта. Внутренний ремонт стен затянулся до 1906 года. При проведении работ по старым росписям в ряде мест была сделана новая.

Храм функционировал до 1924 года. После смерти его старого настоятеля Плещинского, 34 года прослужившего храму и прихожанам, его закрыли. Заброшенная могила настоятеля на Машековском кладбище заслуживает того, чтобы о ней заботились. После войны в церкви была расположена книжная база.

В 1954—55 годах стены и своды были перетерты цементным раствором и оштукатурены. Во время реставрационных работ в наше время частично были вскрыты прежние ранние росписи второй половины XVII века на своде купола, в алтарной части. Погребенные под слоем масляных красок, последующих побелок и штукатурок XIX—XX веков, эти вскрытые фрески, исполненные по сухой штукатурке, предстали ныне в свете своих малиновых, золотистых, изумрудно-зеленых тонов.

На монастырской территории находится и зимняя церковь 1793—96 гг. постройки, освященная во имя св. Преподобного Онуфрия Великого (Онуфриевская церковь).

В советское время монастырь был закрыт.

6 июля 1989г. Могилевская епархия была восстановлена. Управляющим епархии был назначен высокопреосвященный Максим (в миру Борис Иванович Кроха). В 2002 г. владыка Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский, умер (похоронен в монастырском дворе), новым управляющим епархии назначен епископ Софроний.

Сегодня мы можем видеть отреставрированный архитектурный комплекс, который сложился из каменных зданий Никольской и «теплой» (зимней) Онуфриевской церкви, 2-х этажного жилого дома, колокольни. Окружает территорию каменная ограда с въездными воротами. Никольский храм — самый древний памятник нашего города. Основан в 1669 году. Главный фасад собора отличается ярусным построением, выделяется своей нарядностью. Такой прием был характерен для архитектуры костелов. Две башни на фасаде — это тоже элементы культовых зданий западноевропейской архитектуры. Однако художественное оформление фасада основано на местных белорусских приемах, оно далеко от архитектуры костелов и находится в родстве с декорацией памятников московского зодчества. Каждый ярус оформлен пилястрами и колоннами, которые покрыты лепным орнаментом, изображающим растения.

Никольский храм — выдающийся памятник белорусской архитектуры XVII века — предложено внести ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений в стиле барокко.

Интерьер некогда был богато разрисован фресковыми росписями. Свод купола украшала фресковая композиция «Троица новозаветная» (XVIII ст.). Стены между оконными проемами разрисованы на 2-х уровнях на библейские и евангельские темы. Все они были созданы в 1-й половине XVIII-го столетия. Но жаль, обновить удалось только фрески на своде купола. Самое выдающееся художественное творение знаменитого храма — 4-х ярусный иконостас, выполненный могилевскими мастерами-резчиками и позолотчиками в XVII ст. в технике художественной деревянной резьбы с позолотой. Он сейчас полностью обновлен и отреставрирован в первоначальном виде. Его деревянные колонны покрыты удивительной резьбой — виноградные лозы переплетаются друг с другом в самых замысловатых узорах.

По характеру резьбы он близок к иконостасу, выполненному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами, среди которых работал и Клим Михайлов, уроженец Шклова и как предполагают создатель иконостаса Николаевской церкви. Как на новое чудо света, дивились могилевчане на творение Клима Михайлова. «Никогда еще с такой живостью и знанием природы не выполнялись в резьбе цветы, фрукты, травы… Масштабная связь колонн, покрытых ажурной резьбой, с фигурой человека придавала всему устройству человеческий характер», — писал о работе Клима Михайлова историк.

В соборе монастыря находится одна из копий чудотворной иконы Божьей Матери Барколабовской. Эта икона, написанная в середине второй половины XVIII ст., вверху имела изображения ангелов, коронующих Божью Матерь (сейчас они частично утрачены) и серебряный оклад (не сохранился), создан в 1781 году могилевским ювелиром П. Слижиком. Находится в соборе монастыря одна из копий иконы Божьей Матери Белыничской. Оригинал чудотворного образа Божьей Матери (сегодня судьба неизвестна) находился в Белыничском монастыре.

Каждый из паломников, кто с верой приходил в белыничский храм, по свидетельству очевидцев, получал избавление от болезни. В Могилевской епархии бытовал обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую Лавру, необходимо было посетить Белыничский монастырь и, получив благословение, отправиться в путь. Одигитрия Белыничская для восточного региона Беларуси была такой же почитаемой святыней, как Божья Матерь Жировичская для западного края.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *