Моисей и сепфора

Раздел ведет рав Элиягу Эссас

Сколько жен было у Моше?

Сколько было жен у Моисея ?

Виктор
Кривой Рог, Украина

Как рассказывает Тора, брат и сестра Моше — Аарон и Мирьям — заметили, что после своего пребывания на горе Синай Моше живет в отдельном шатре и никогда не уединяется с женой, как это принято в брачных отношениях. Так продолжалось много лет, и с точки зрения Аарона и Мирьям поведение брата — «отстранение” от столь красивой и достойной женщины (звали ее — Ципора) выглядело неправильным. Они обсудили это между собой, а затем вызвали Моше для разговора.

Отметим, что эта фраза — очень емкая и удивительная. Разберем ее.

Почему жена Моше называется здесь «кушитской” (из народа Куш) женщиной? Ведь мы знаем, что ее звали Ципора и была она из народа Мидьян (см. Шемот, гл. 2, ст. 21).

И еще: почему в начале фразы говорится — «жену кушитскую взял”, а потом вновь, в той же фразе, повторяется — «женщину кушитскую взял”?

Мидраш Ялкут Шимони (параграф 168) рассказывает о периоде жизни Моше, начиная с того момента, когда он бежал из Египта (ему было тогда около 20-ти лет) и до события, когда он — у колодца в пустыне — познакомился с семью дочерями Итро. Одна из них — Ципора — стала его женой.

Из Египта Моше попал в страну Куш (большая империя, занимавшая территорию нынешней Эфиопии). Молодой правитель Куша сделал Моше своим советником. В период тяжелых войн, которые вела эта империя с государствами Ближнего Востока, проявились качества Моше — и в военном деле и в ведении хозяйства страны.

Правитель заболел и умер, и руководство страны попросило Моше встать во главе империи. И в знак «вечного союза” ему определили в жены вдову правителя Куш.

Однако Моше, помня наказ Авраама своему слуге Элиэзеру — не брать в жены дочерей народов, которые произошли от Хама (см. Берешит, гл. 24, ст. 3), а к ним как раз относились народы Куша, Кенаана и т.д., не стал жить с кушиткой, как муж с женой.

В конце концов, она «взбунтовалась” и уговорила царедворцев расторгнуть их брачный договор с Моше.

Моше был изгнан из Куша (с подарками, правда), и вот мы, читая Тору, находим его 50 лет спустя у колодца в пустыне страны Мидьян (юг современной Иордании).

Теперь мы понимаем, о какой «жене кушитской” вспоминает Мирьям.

И все равно неясно, почему Мирьям, говоря о настоящей жене Моше — Ципоре, припоминает вдруг давнюю историю с вдовой правителя Куша.

В Талмуде, в трактате Моэд Катан (лист 16) говорится, что слово куши (имя прилагательное от слова куш) означает не только «чернокожий”, но и «очень красивый”. В Талмуде об этом сказано так: «Как чернокожий человек выделяется среди белых, так и очень красивый (человек) выделяется среди обычных людей. И его называют — куши

”.

Так что, делая Моше выговор, Мирьям упоминает о необыкновенной красоте Ципоры, одновременно намекая на то, что в отношениях с Ципорой он ведет себя так же, как с кушитянкой.

Осталось разъяснить два вопроса.

Первый: почему Моше, который сознательно лишил себя интимной жизни с женой из царского рода — кушиткой, так легко согласился взять в жены Ципору, которая, кстати сказать, тоже не принадлежала семье из рода Авраама?

Объяснение находим в книге Зоѓар (часть 1, лист 28). Дело в том, что душа Моше Рабейну была порождением души Эвеля (сына Адама, брата Каина). Душа Итро, отца Ципоры — порождением души Каина. Каин убил Эвеля, потому что хотел забрать себе в жены сестру, родившуюся одновременно с Эвелем (см. на сайте ответ на вопрос «Кто жена Каина?”

).

В Торе сказано, что Моше сидел у колодца, когда встретил семь дочерей Итро. Это означает, что он находился в тот момент в пророческом состоянии (как Яаков, когда — тоже у колодца — встретил Рахель; колодец — символ глубины и ясности). И увидел, что в космическом смысле Ципора — и есть его жена, что соединение с ней — путь исправления великой трагедии в истории Каина и Эвеля. Ибо она, Ципора — от сестры Эвеля.

И действительно. Итро (духовный «потомок” Каина) отдает Моше свою дочь (то есть — как бы «возвращает” сестру Эвелю, которую забрал Каин).

И это с достаточной ясностью объясняет волнение Мирьям и Аарона по поводу того, что между Моше и Ципорой, как им показалось, произошел разрыв.

А теперь — второй и последний вопрос.

Почему Моше все же уединился в шатре и жил отдельно от жены?

На горе Синай произошел надъестественный, сверхдуховный контакт души Моше с Высшими мирами. Только так могла быть получена Тора. И поскольку передача Торы — для записи — продолжалась всю оставшуюся жизнь Моше, Всевышний определил для него иной образ жизни: он поддерживал постоянный контакт — как бы объединяясь с ней — с Шехиной, средой, через которую проходит реальное ощущение Всевышнего и которая дает возможность получения Торы.

Автор текста Элиягу Эссас

Приветствую Вас тоже, Рубен!

Жену Моше (Моисея) звали Ципора. Но происходила она на самом деле не из Эфиопии. Да, в упомянутом Вами эпизоде, где о ней говорят Мирьям и Аарон, ее называют кушит. Буквально — из Куша, то есть Эфиопии. (А в современном иврите этим словом вообще называют любого чернокожего). Но мудрецы поясняют, что в данном случае имеется в виду другое: как черный цвет кожи эфиопа — очевидный факт, который никто не может отрицать, так и красота Ципоры была очевидна и неоспорима. Еще одно объяснение: как чернокожий выделяется среди белых, так Ципора выделялась своими праведными делами.

А была Ципора дочерью Итро, сановника в стране Мидьян, расположенной к востоку от Земли Израиля (как и ряд других стран — Моав, Аммон, Эдом). О том, как Моше с ней познакомился, рассказано в главе Шмот (2:15-21). Моше, который вырос в Египте, вынужден был оттуда бежать после того, как фараон приговорил его к смерти (за убийство египтянина, который избивал еврея). Сначала Моше оказался (уже действительно) в Эфиопии, где правил много лет, но потом пришлось бежать и оттуда. Об этом говорят мудрецы, но сама Тора этот эпизод опускает и переходит сразу к следующему: Моше прибывает в Мидьян. Там он видит, как пастухи не позволяют семи девушкам взять воду из колодца (а по некоторым версиям даже пытаются их утопить). Моше спасает девушек. Они оказываются дочерьми местного сановника Итро, который отказался от идолопоклонства и был за это подвергнут остракизму. Поэтому его дочерей и не пускали к колодцу.

Услышав от дочерей о пришельце, который их спас, Итро велит пригласить его к столу, и в конечном итоге выдает за него одну из сестер — Ципору.

В мидраше приводятся интересные подробности этой истории, которые раскрывают характер Ципоры, и история ее свадьбы с Моше. Уже у колодца Моше увидел, насколько она красива и праведна, и попросил ее руки. Но она ответила: это не так просто. У отца в саду воткнут в землю чудесный посох, созданный еще при Сотворении мира и переданный во владение Адаму. Он переходил из поколения в поколение, был у Авраама, Ицхака и Яакова, а от Яакова перешел к его сыну Йосефу. После смерти Йосефа (который к тому времени был вторым человеком в Египте) его забрал фараон, а Итро, бывший тогда одним из главных его советников, увидел посох и украдкой забрал. После того, как он воткнул посох в землю у себя в саду, его невозможно было вытащить. И когда к Ципоре начали свататься, Итро решил, что отдаст ее только тому, кто вытащит этот посох. Но до сих пор это никому не удавалось. Пришел Моше в сад Итро и легко вытащил посох. Итро поразился и сразу понял: наверное, это и есть человек, которому суждено вывести евреев из Египта. Но и испугался — погибнет много египтян, страна будет разорена, хорошо ли это? По другим версиям, Итро также побоялся, что, поскольку Моше беглец, за ним могут прийти египтяне или жители Эфиопии, а тогда и его самого накажут за укрывательство. Поэтому он заточил Моше в темницу и оставил там на много лет.

Но Ципора, которая была впечатлена благородством Моше и полюбила его, подумала: как я могу спасти этого праведника? И нашла способ. Сказала отцу: жены у тебя нет, а дочерей семь. Пусть шестеро пасут овец, а я буду домохозяйкой. И в течение всех этих лет она тайно носила Моше еду со стола отца. А под конец напомнила отцу о Моше, убедила, что теперь опасаться уже нечего — за ним так и не пришли, и предложила выяснить, что же с ним случилось. Проверили — оказалось, что он выжил. Это убедило Итро в великой праведности Моше и в том, что с ним Б-г. Поэтому он уже с радостью отдал ему в жены Ципору.

Потом, когда Б-г приказал Моше вывести еврейский народ из Египта, он взял было с собой Ципору и двух сыновей, которых та ему родила. Но встречавший его Аарон резонно заметил: мы ведь хотим вывести евреев из Египта, зачем же ты приводишь туда новых? Моше принял аргумент и отослал Ципору с детьми обратно к отцу в Мидьян, дожидаться, когда евреи выйдут из Египта. После этого Итро вместе с Ципорой и ее детьми пришел к Моше уже в пустыню.

Наконец, в упомянутом Вами эпизоде Мирьям и Аарон критикуют Моше за то, что в то время он уже не жил вместе с Ципорой, хотя другие пророки, такие, как они сами, продолжали свою супружескую жизнь: мол, одно другому не противоречит. Но их критика признается несправедливой: Моше был уникален тем, что Б-г мог обратиться к нему с указаниями в любую минуту, и он был обязан сохранять ритуальную чистоту, что не всегда возможно при нормальной супружеской жизни.

С уважением, Меир Мучник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *