Моисей заповеди

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Данные строки представляют третью из десяти заповедей, которые согласно Священному Писанию были даны Моисею Богом на горе Синай (Исход 19:10-25). Но заповеди эти были даны не только народу Израиля, но и всем нам как схема жизни, как некий внутренний закон, который указывает нам правильный путь, но не лишает свободы действий, подсказывает, как необходимо жить, но не лишает свободы выбора. Бог даровал нам эти заповеди независимо от того, будем ли мы их исполнять, будем исполнять все или только некоторые. Важно осознавать, что они являются выражением Божественной любви к нам, ибо ведут нас к праведной жизни, которая угодна Господу, дают нам возможность стать еще ближе к Нему.

О чем же говорится в этой заповеди?

Третья заповедь запрещала неблагоговейное, праздное употребление имени Божия в шутках, беседах, разговорах мирского характера. Нарушением этой заповеди является не только произнесение имени Господа, но и легкомысленное употребление клятвы, богохульство, нарушение обетов, данных Богу, призвание имени Божьего в пустых житейских делах.

Нарушая эту заповедь, осознано или не осознано, мы забываем, что имя Божье должно произноситься с благоговением, поскольку оно свято и обладает величайшей силой. Об этом могут свидетельствовать многочисленные новозаветные истории, в которых имени Божьему подчинялась природа, им совершались чудеса, исцеления, изгнания бесов.

Для каждого верующего человека самые яркие, добрые чувства в жизни связаны с Господом Богом, с Его именем. Чувства, которые появляются у нас при мысли о Боге, являются самыми ценными для нас, они никогда не имеют негативную, темную сторону. Следовательно, произнесение имени Божьего должно быть осознанным. Но… к сожалению, большинство из нас страдает таким недугом, как частое использование так называемых слов-паразитов во время разговора. Часто они являются результатом бедности словарного запаса или же просто дурной привычкой. Конечно же, мы не вкладываем в них какого-либо смысла, то есть произносим их всуе (без необходимости, напрасно). Человеку характерно привыкать к употреблению слов без цели, без толку.

И вот общество настолько упразднило слова «Господь» и «Бог», что стало употреблять их в разных случаях по надобности и без надобности. Мы готовы произносить Имя Господне всегда, в любой ситуации, как например: «Слава Богу, что преподаватель не спросил на уроке…», «Слава Богу, успел на работу…», споткнулся — «Ой, Господи» и т.д.

Мы перестали придавать словам значение, не ощущаем больше благочестивого трепетного страха при произношении имени Божьего. В то время как святые отцы нашей церкви падали на колени при одном упоминании имени Господня, отдавали свои жизни, вставая на его защиту.

Имя Божье всегда должно вызывать у нас чувство Его полного присутствия, использовать его нужно, как можно реже, только при обращении в молитве или рассказе о Нем. Но это ни в коем случае не означает, что остальные слова не должны иметь для нас какой-либо ценности, в конце концов, мы ответственны за каждое произнесенное нами слово.

Имя Господне мы вспоминаем, когда бывает страшно, когда теряется всякая надежда, имя Господа Иисуса Христа, придает нам храбрости и умиротворяет наши души. Когда человек остается один, разочарованный в родных и близких, единственное имя, которое может его поддержать в этом суетном мире и помочь сохранить в нем надежду, является имя Господне. Как же мы можем так праздно относится к нему?

Уместно будет привести в пример мудрую притча, которая очень точно рассказывает о том, как нужно относиться к имени Господню.

Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». Отвечает ему странник миролюбиво: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться — Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Давайте же благоговейно, с верой в душе, с любовью и трепетом в сердце относиться к святому имени Всемилостивого Господа нашего и в суете мирской научимся не произносить Его всуе, ибо «…именем Господа Бога нашего хвалимся» (Псалом 19:8).

  • Заповеди Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.

    Смертных семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех — это невыполнение определенного запрета.

    Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).

    Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.

    10 заповедей Божиих на русском языке, в оригинале из Библии, можно пояснить следующим образом:

    Три первые заповеди рассказывают нам, как относиться к Богу: поклоняться только Ему, не верить в богов иных религий, языческих богов, не поклоняться темным и неизвестным духам. Не делать кумиров, то есть не поклоняться как Богу ничему земному. Не призывать Имя Божие просто в разговоре, не нарушать клятвы перед лицом Божиим:

    1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим. 2. Не делай себе кумира… Не поклоняйся им и не служи им… 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

    Четвертая заповедь призывает отдавать часть времени служению Богу и ближнему, работать с усердием, старанием. Не лениться, но и не предаваться разгулу, веселью с забвением других и излишествами.

    4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему…

    Пятая заповедь — относиться с уважением, заботиться материально и душевно о родителях, давать им любовь и поддержку, хотя бы молиться о них Богу, если у вас сложные отношения.

    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

    Шестая заповедь запрещает покушаться и на жизнь других людей, и на собственную; запрещает наносить вред здоровью другого, только в целях самозащиты; говорит, что человек виноват и в том случае, если не остановил убийство. Самоубийство — также страшный грех; мы отдаем то, что даровано нам Богом и другими — жизнь, оставляя в страшном горе своих близких и друзей, обрекая на вечные мучения свою душу.

    6. Не убивай.

    Седьмая заповедь запрещает половые отношения вне брака. Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека.

    7. Не прелюбодействуй.

    Восьмой заповедью Господь наставляет нас, что нельзя не только брать чужого имущества, но, что важно для современного мира, обсчитывать и «обвешивать», совершать мошеннические сделки, брать взятки.

    8. Не кради.

    Девятая заповедь запрещает любую ложь и обман. Зачастую люди, недавно пришедшие в церковь, спрашивают, нужно ли всегда на все вопросы говорить только правду. Разумеется, заповедь нужно исполнять разумно. Если вы храните чужой секрет или говорить правду неудобно — честно скажите, что не можете сейчас ответить на вопрос по ряду причин. И, конечно, эта заповедь запрещает клевету и интриги.

    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    Десятой заповедью Бог благословляет нас радоваться тому, что есть у нас, не завидовать и не роптать на устроение своей жизни и жизни ближнего.

    10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего.

    Кроме 10 заповедей, Церковь называет 7 смертных пригрешений, частично указанных в Заповедях. Название «смертный» означает, что совершение этого преступления, а особенно привычка к нему — страсть (например, человек не просто вступил в половую связь вне семьи, а имел ее долгое время; не просто разгневался, а делает это регулярно и не борется с собой) ведет к смерти души, необратимому ее изменению. Это значит, что если человек не исповедует свои согрешения в земной жизни священнику в Таинстве Исповеди, они врастут в его душу, станут своеобразным духовным наркотиком. После смерти не столько Божие наказание, сколько сам человек вынужден будет отправить в ад — туда, куда ведут его дела.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *