Молебные пения

скачать в формате .pdf

Таже диакон глаголет ектению великую:
Миром Господу помолимся.
Лик: Господи помилуй.
И прочая даже до: О богохранимей стране нашей: Прилагает и сия:

О еже благословити доброе намерение рабов Своих (или раба Своего) имярек, и благоизволити благополучно начати и спешно, кроме всякого препятия, во славу Свою скончати, силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, Господу помолимся.

О еже труждающимся делателем благопоспешество в сем подати, и дела рук их исправити и в совершение силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа спешно произвести, Господу помолимся.

О еже ко благому тщанию рабов Своих (или раба Своего) имярек благопоспешество со всяким довольством, силою, действом и благодатию Пресвятаго Своего Духа подати, Господу помолимся.

О еже приставити делу сему и делателем Ангела Хранителя, еже невидимо отразити вся противныя вещи, видимых и невидимых врагов, и во всем благопоспешество, к сооружению же мудрость, и к совершению силу, силою, действом и благодатию Пресвятаго Своего Духа подати, Господу помолимся.

Таже: О избавитися нам: И прочая.

Иерей возглас: Яко подобает Тебе всякая слава:
Посем диакон: глас 2: Бог Господь:

Тропарь:

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.

Слава, глас 6:

Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо, елика хощеши, яко сильный Бог творити можеши.

И ныне, глас тойже:

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Диакон: Вонмем. Премудрость. Вонмем.
Чтец: Прокимен, глас 4:
Буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи. Стих: И призри на рабы твоя и на дела твоя.

И чтет Апостол к Филипписием, зачало 241

Братие, якоже всегда послушасте мене, не якоже в пришествии моем точию, но ныне много паче во отшествии моем, со страхом и трепетом свое спасние содевайте. Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении. Вся творите без роптания и размышления, да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна посреде рода строптива и развращена, в нихже являетеся якоже светила в мире, слово животно придержаще, в похвалу мне в день Христов.

И иерей чтет Евангелие от Матфея, зачало 20 от полу:

Рече Господь: просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется. Или кто есть от вас человек, егоже аще воспросит сын его хлеба, еда камень подаст ему? Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему? Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящым у Него.

По Евангелии лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Диакон глаголет ектению:
Помилуй нас, Боже, по велицей милости твоей, молимтися, услыши и помилуй.
Прилагает сия:

Призри, Человеколюбче, милостивым Твоим оком на рабы Твоя (или на раба Твоего) имярек, к Твоему благоутробию верою припадающыя (или припадающаго), и услышав моления их (или его), благое намерение и дело их (или его) благослови, и благополучно начати и спешно кроме всякаго препятия во славу Твою совершити, яко всесильному Царю молимтися, услыши и помилуй.

Во всем споспешествуяй всем во благое, Господи, милостивно и рабом твоим (или рабу Твоему) имярек, поспешествуй, Спасе, и во благополучное совершение делу их (или его) спешно произвестися, благослови, молимтися, всемогий Владыко, услыши и помилуй.

Ангела Твоего Хранителя пристави делу сему, благоуветливе Господи, и еже воспятити вся препятия видимых и невидимых врагов, поспешство же во всем ко благополучному совершению делающым сотворити, молимтися, преблагий Спасе, услыши и помилуй.

Во славу Твою вся творити повелевая, Господи, рабом Твоим (или рабу Твоему) имярек, ко Твоей славе дело свое начинающым, благословением твоим поспешество благополучное с довольством к совершению подаждь, здравие им (или ему) со благоденствием даруя, молимтися, Вседаровитый Творче, услыши и помилуй.

Иерей возглас: Услыши ны, Боже, Спасителю наш:
Диакон: Господу помолимся.
Лик: Господи помилуй.

Иерей же чтет молитву сию:

Господи Иисусе Христе, Боже наш, приими усердное моление наше и благослови благое намерение и дело рабов Твоих (или раба Твоего) имярек, яже благополучно начати, и без препятия всякаго ко славе Твоей совершити. Делателем благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою Пресвятаго Твоего Духа спешно произвести сотвори! Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.
Таже обычный отпуст.

скачать в формате .pdf

Предисловие

Последование молебных пений на праздники Последование молебных пений на Новый год Иное последование молебного пения на Новый год без канона Иное последование молебного пения на Новый год с обхождением вокруг храма (по требнику Петра Могилы) Святого славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова Всемирное воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня Обновление во Иерусалиме храма Святого воскресения Христа и Бога нашего Святой мученицы Анастасии Узорешительницы Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого апостола, первомученика и архидиакона Стефана Святого апостола, первомученика и архдиакона Стефана (другое) По плоти обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святое богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Поклонение честным веригам святого и всехвального апостола Петра Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святого священномученика Ермогена, патриаха московского и всея Руси Святого славного и всехвального апостала и евангелиста Иоана Богослова Преподобного и благоверного князя Иоанна Углического, во иноцех Игнатия, Вологодского чудотворца Положение честной и многоцельной ризы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в царствующем граде Москве Празднество всемилостивого Спаса Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Пренесение в Константин град нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Неделя мясопустная. Воспоминание страшного суда Последование молебного пения в неделю мясопустную Суббота пятой седмицы святой четыредесятницы. Похвала пресвятой Богородицы Неделя шестая святой четыредесятницы. Вход Господень в Иерусалим Неделя святой Пасхи. Тридневное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Неделя первая по Пасхе. Уверение святого апостола Фомы Четверток шестой медмицы по Пасхе. Вознесение Господа и Бога нашего Иисуса Христа Неделя седьмая по Пасхе. Святая пятидесятница В понедельник Святого Духа Неделя вторая по пятидесятнице. Всех святых в земле Русской просиявших. Последование молебного пения всем святым, в земле русской просиявшим Последование общего молебна Последование молебного пения в праздник св. равноап. кн. Владимира. Воспоминания крещения Руси Молебные пения на различные потребы Последование молебного пения на всякое прошение Последование молебного пения перед началом дела Последование молебного пения о недугущих Иное последование молебного пения о недугующих (Без канона) Последование молебного пения о путешествиях Иное последование молебного пения о путешестующих (без канона) Последование молебного пения о хотящих по водам плыти Иное последование молебного пения о хотящих по водам плыти (Без канона) Последование молебного пения о хотящих по воздуху шествовати Иное последование молебного пения о хотящих по воздуху шествовати (Без канона) Последование молебного пения пред началом учения в низших и средних школах Последование молебного пения перед началом в высшей школе Последование молебного пения во время бездождия Последование молебного пения во время безведрия Последование молебного пения о сущих в скорбях и различных обстояниях Последование молебного пения о умножении любви и о искоренении ненависти и всякой злобы Иное последование молебного пения о умножении любви в соединении с параклисом пресвятой Богородице Последование молебного пения о врагах ненавидящих и обидящих нас Последование молебного пения о сущих в темницах и заточении Последование молебного пения во время войны Последование молебного пения в нашествие варваров Последование молебного пения о прекращении войн и о мире всего мира Последование молебного пения об отечестве (Составлено в августе 1941 г.) Последование молебного пения об отечестве (Чин совершаемый мирянином) Последование молебного пения во время губительного поветрия и смертоносныя заразы Последование в различные литии и бдения молебнов Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу Последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием Иное последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием (Без канона) Последование благодарственного молебного пения по получении милостыни Последование молебнаго пения с акафистом Чин краткого молебного пения о сохранении творения Божия

Предисловие

Из всех чинопоследований так называемого частного богослужения чаще других совершаются последования различных молебнов, и как дополнение к общественному богослужению в праздники, и пред местными святынями, и в качестве всенародных мирских молений по особым случаям, и, чаще всего, по желанию и по просьбам отдельных верующих.

Последование молебна – это сокращенное последование праздничной утрени, от которой сохраняются: псалом 142, последний в шестопсалмии, Бог Господь и тропарь, псалом 50, канон, ектении сугубая и малая, а иногда и великая, и Евангелие со всем, что на утрени предшествует ему и сопровождает, начиная от прокимна и кончая возгласом: Милостию и щедротами: В качестве образца полного молебна с каноном в богослужебных книгах дается «Последование параклиса, сиречь молебного пения ко Пресвятой Богородице».

К сожалению, молебны по полному чину с пением или хотя бы чтением не только припевов, но и всех тропарей канона, у нас совершаются лишь в редких случаях. Обычно на молебнах поются одни только канонные припевы и особые молебные катавасии по 3-й и 6-й песням канона. На молебнах Господу Богу, совершаемых как по разным случаям, так и в великие праздники, всегда поется одна и та же катавасия, лишь с несколько изменяемым, применительно к случаю, окончанием: «Избави от бед и скорбей рабов Твоих, Владыко Всемилостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему всех Владыце, Господу Иисусу», или «…к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, в Троице Святей славимому Богу», или «…к Тебе прибегаем, к милостивому Избавителю нашему, на Кресте распеншемуся Господу Иисусу». Являясь завершением просительных припевов: «Милостиве Господи, помилуй нас» или «Милостиве Господи, услыши молитву рабов Твоих, молящихся Тебе» и подобных, катавасия эта не может быть признана вполне соответствующей на молебнах хвалебно-благодарственных, с радостно-торжественными припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» и др. Особенно резким диссонансом катавасия «Избави от бед и скорбей…» становится в великие Господские праздники, когда не только все молебное и покаянное насколько возможно устраняется из богослужения, но когда и просительное сокращается до крайних пределов, когда главное содержание всего богослужения – хвала и славословие. На хвалебно-благодарственных праздничных молебнах и катавасия должна быть хвалебно-благодарственная, без упоминания о бедах и скорбях, по возможности даже и без просительного элемента. С другой стороны, на молебнах просительных о различных нуждах чувствуется недостаточность употребления всегда одной и той же общей катавасии и потребность особых нарочитых катавасий, только для данных случаев составленных.

Кроме молебнов с канонами в так называемой «Книге молебных пений» дается ряд более кратких молебных последований без канонов. В старопечатных книгах и для некоторых из этих последований имеются нарочитые каноны. А так как пение на молебнах даже одних канонных припевов и катавасий весьма содействует усилению молитвенного настроения, то было бы желательным пополнить некоторые последования «Книги молебных пений» внесением в них соответствующих канонов или хотя бы одних канонных припевов и катавасий. В конце иерейского молитвослова имеется отдел: «Службы на различные потребы». Но это не отдельные самостоятельные чинопоследования, а молитвословия, предназначенные для внесения их в потребных случаях в чинопоследование литургии, и в большинстве заимствованные из соответствующих последований Большого Требника и Книги молебных пений. Составленные в Южной России эти службы отражают узко местную практику. Во всяком случае, устав Православной Великороссийской Церкви не знает никаких дополнительных к даваемому в служебнике чину проскомидии молитв на проскомидии, каковыми начинается большинство названных служб иерейского молитвослова и для которых даже сам молитвослов не указывает точно, в какой именно момент проскомидии они должны произноситься. Более того, наш церковный устав, ограждая завершительную службу суточного богослужебного круга – литургию – от всяких дополнений сверх указанных Типиконом, не предусматривает возможности внесения каких-либо дополнительных прошений и на литургийных ектениях. По Типикону (см. главу 8) все чинопоследование литургии вкладываться в тесные рамки одного часа времени, а все дополнительные моления на разные случаи и потребы должны быть совершаемы до литургии или, в виде исключения, после нее. В соответствии с этим и службы иерейского молитвослова приличнее совершать отдельно от литургии в качестве самостоятельных молебнов, в каком виде большинство из них и излагается в Книге молебных пений. Те же немногие службы молитвослова, каковым нет соответствующих последований ни в Большом Требнике, ни в Книге молебных пений1, легко могут быть перестроены по чину молебнов2. Эти новые молебные последования, кроме совершения их в потребных случаях, по просьбе отдельных верующих было бы соответственно совершать и в определенные дни в качестве дополнения к общественному богослужению.

Так молебное пение «О умножении любви» в наше время оскудения христианской любви приличествовало бы соединять с молебным пением апостолу любви Иоанну Богослову в его праздники (26 сентября, 8 мая); молебен о врагах соединить с молебном первомученику архидиакону Стефану, который первый из христиан повторил молитву Спасителя о врагах: «Господи, не постави им греха сего» (27 декабря, 2 августа); молебен об узниках соединить с молебном апостолу Петру в день поклонения его веригам (16 января), в дни памяти святой мученицы Анастасии Узорешительницы (22 декабря) и наших русских святых князя Иоанна Угличского, проведшего всю жизнь от детства до глубокой старости в Вологодской темнице (19 мая) и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (17 февраля и 12 мая), скончавшегося в темнице, к молитвенному предстательству которого, по некоторому откровению, следует обращаться узникам наших дней. Для молебнов на разные потребы в «Книге молебных пений» и в «Большом Требнике» назначаются особые на каждый случай псалмы. Но нередко в этих псалмах, иногда очень длинных всего два-три стиха относятся непосредственно к предмету моления. Поэтому было бы соответственнее для молебнов на разные потребы составить особые избранные псалмы, подобные псалмам, поемым с величаниями в полиелейные праздники. Опыт такого рода изменений и дополнений в существующих молебных последованиях и составления некоторых новых последований предлагаются ниже. Попутно в молитвословиях и песнопениях, заимствованных из богослужебных книг, сделаны опыты исправления церковно-славянского текста.

«Чудеса велия, ихже несть числа, сотвори΄вый, Безсмертне, на рабы Твоя милости Твоя, Боже, яко Милостив, покажи, и содержащыя нас ныне свободи болезни, моленьми Рождшия Тя и лика страстотерпцев Твоих».

«Ангелов, Архангелов и пророков, апостолов, мучеников, преподобных же, иерархов, священномучеников Твоих молитвами, плач рабов Твоих обрати, Всесильне, в радость: исцели болезнь, облегчи΄ недуги и здравие нам даруй».

«Слава»: «Душ же и телес Врача, в милости богатаго, Господа Тебе молю: исцели страсти моя многия, болезней изыми и скорбных мя, яко Благ и Един Благодетель, и спасай верою чистою Тя величающих».

«И ныне», Богородичен: «Щедраго рождшая и Милостиваго, и Владыку, и Создателя, и Господа, ныне на мне покажи Твоя обычно щедроты и лютаго мя избави недуга, изнуряющаго душу мою, Дево Богородице, и подаждь ми здравие, яко да непрестанно величаю Тя».

По окончании канона: «Достойно есть яко воистину…», Трисвятое и по «Отче наш» возглáс, затем тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава»: «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом…», «И ныне»: «Милосердия двери отверзи нам…»,

Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…» до прошения: «Еще молимся о Богохранимей стране нашей…», а затем — особые прошения, по Требнику:

«Согреши΄хом и беззакóнновахом, и сего ради праведный Твой гнев пости΄же нас, Господи Боже наш, и сень смертная обы΄де нас, и ко адовым вратóм прибли΄жихомся. Но к Тебе, Богу нашему, в болезни нашей умильно вопием: пощади, пощади люди Твоя, и не погуби до конца, смиренно молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Животом и смертию влады΄чествуяй, Господи, не затвори в смерти дýши рабов Твоих, но престани от гнева и остави ярость, зане исчезают яко дым дни΄е наши, и и΄зсше крепость наша и погибаем до конца грех ради наших. Милостив буди рабом Твоим, в покаянии со слезами молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Помяни яко плоть есмы΄, Господи, дух ходя΄й, и не обращáяйся, и милостивно отврати гнев Твой, праведно на ны движимый, имже яко мечем безгодно посещаеши нас, устави болезнь и утоли язву, напрасно губя΄щую нас. Не мертвии бо восхвалят Тя, и в болезни сердца стеня΄ща молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Паче всех согрешихом Тебе и беззакóнновахом, Владыко, и аще покаяния не стяжáхом, предложение наше вместо покаяния приими, и на милость преложи΄, смертоноснаго недуга и болезней лютых, яко Всесилен, свободи рабы Твоя, болезненно стеня΄ще молим Ти ся, скоро услыши и помилуй».

«Не помяни беззаконий и неправд людей Твоих и не вниди в суд с рабы Твоими, нижé уклонися гневом от рабов Твоих. Аще беззакония нáзриши, Господи, кто постоит? прах бо и пепел есмы΄, и состав наш яко ничтоже пред Тобою, но яко Щедр и Человеколюбец умилосердися и не погуби нас во гневе Твоем со беззаконьми нашими, молим Ти ся, Боже Преблагий, услыши и помилуй».

«Не хотяй смерти грешных, но еже обратитися и живым быти им, яко живота Источник, оживотвори нас праведным Твоим судом, смерти достойных: Бог бо еси, живыми и мертвыми обладáяй, и не погуби нас во гневе прещения Твоего, воплем крепким в горести сéрдца со слезами молим Ти ся, услыши и помилуй».

«Милостивно при΄зри, Господи, на озлобление людей Твоих, и умилосердися, и повели Ангелу простершему руку свою, еже погубити всех нас, якоже иногда при Давиде повелел еси, еже довлети ныне, и удержати руку свою, да не до конца нас погуби΄т. И мы бо в покаянии Тебе исповéдающеся, яко Давид, вопием: согреши΄хом и беззакóнновахом, и нéсмы достойни Твоего милосердия, но Ты Сам, яко Щедр, единаго ради благосердия Твоего умолéн быв, покажи милости Твоя древния и пощади люди и овцы пáжити Твоея, молим Ти ся, скоро услыши и помилуй».
Священник возглашает: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…» и по возглашении диакона: «Со умилением паки и паки преклоньше колена, Господу помолимся» читает молитву:

«Господи Боже наш, при΄зри с высоты Святыя Твоея на молитву нас, грешных и недостойных рабов Твоих, беззаконьми нашими Твою благость прогневавших и благоутробие Твое раздраживших, и не вниди в суд с рабы Твоими, но отврати страшный гнев Твой, праведно на ны движимый, утоли губительное прещение, устави грозный Твой меч, невидимо безгодно секущий нас, и пощади нищих и убогих рабов Твоих, и не затвори в смерти дýши наша, в покаянии сокрушенным сердцем и со слезами к Тебе, Милосердому, Благоувéтливому и Благоприменительному Богу нашему, припáдающих. Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Дорогие братья и сестры!

Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим блаженный и безмятежный Рай.

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).

Записки делятся на две категории:

разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,

и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

Записки с разовым поминанием (на одну службу)

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

Записки с многоразовым поминанием

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш Свято — Никольский храм.

С уважением, священник Фёдор Зинченко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *