Молитва 7 класс лермонтов

Содержание

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

История создания

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную

Твержу я наизусть»

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

«И дышит непонятная,

Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики («бремя», «благодатная»), что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная «у» (13 повторений в первом четверостишии): «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

Не понравилось? – Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Анастасия Гудяева 341
  2. 2. Руслана Арсланова 308
  3. 3. Вероника Васюк 255
  4. 4. Mariya Geof 194
  5. 5. Галина Потапова 151
  6. 6. Лейла Котяра 130
  7. 7. Казуми Като 124
  8. 8. Мелис Молдоташов 119
  9. 9. Кристина Проскурякова 113
  10. 10. Иван Насытко 109

  1. 1. Ramzan Ramzan 5,694
  2. 2. Iren Guseva 4,925
  3. 3. Александра Люханчикова 3,122
  4. 4. Мухаммад Амонов 3,064
  5. 5. Гузель Миннуллина 2,310
  6. 6. admin 2,288
  7. 7. Анастасия Гудяева 2,059
  8. 8. Алёна Кошкаровская 1,886
  9. 9. Елизавета Пякина 1,772
  10. 10. Виктория Нойманн 1,738

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

7 класс,литература Помогите сделать анализ двух стихотворений М.Ю.Лермонтова «Молитва» и «Ангел» по пану: 1)Тема и идея 2)Образы и их характеристика 3)Изобразительно-выразительные средства и их функции 4)Конфликт(если он есть) 5)Размер,ритм,рифма P.S.ОГРОМНЫЕ ТЕКСТЫ ИЗ ИНТЕРНЕТА МНЕ НЕ НУЖНЫ,КРАТКО И ПО ТЕМЕ,ЕСЛИ БУДЕТ СКОПИРОВАНО ИЗ ИНТЕРНЕТА -СРАЗУ БАН, ЕСЛИ НЕТ — ТО ПОСТАВЛЮ «ЛУЧШИЙ ОТВЕТ» Заранее спасибо)

Произведение-«Молитва»
1. Главная тема стихотворения Лермонтова «Молитва» — тема любви. Мольба о счастье любимой женщины, о её душе. Другая тема — трагедия духовного одиночества. 2. Это — монолог поэта, его внутренняя драма, одинокого странника с «пустынной душой». Он просит Богородицу за «деву невинную». В этой молитве за другого человека душа самого поэта умиротворяется и просветляется, обретает желанное утешение. 3. Стихотворение имеет своеобразный мелодический рисунок. Метрическая система стиха — четырёхстопный дактиль. Поэт использует: 1). Эпитет — «душу пустынную», «странника безродного», «деву невинную» и т. д. 2). Перифраза — «тёплой заступнице мира холодного». 3). Архаические слова (или их формы) и выражения — «покаяние», «пустынную», «в свете» и т. д. В последнем четверостишии Лермонтов использует интересную перифразу: «Срок ли приблизится часу прощальному»… Имеется в виду — смерть. 4. Это очень печальное и, в то же время, светлое стихотворение Лермонтова. Оно мне очень понравилось, потому что в нём, как и во многих других стихотворениях поэта, нет злости на этот мир, трагичности. «Молитва» — это гимн чистоте, нежности, душевной красоте.
Произведение -«Ангел»:
)Михаил Лермонтов «Ангел»2)В основу этого произведения легла детская колыбельная.3) Тема стихотворения – рождение нового человека, новой души «Он душу младую в объятиях нес для мира печали и слез».4)Первые два четверостишия — это описание «неба по­луночи» и песни, которую поет ангел.5) Автор использует — архаизмы, устаревшие слова.6)Сам автор.

Все о религии и вере — «анализ по литературе стихотворения молитва» с подробным описанием и фотографиями.

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца. Чего стоит хотя бы блестящее произведение «Демон». Но в «Молитве» автор отходит от своих убеждений. Он как бы отрекается от независимости и гордого одиночества.

Русские люди, даже получив прекрасное европейское образование, хранили глубоко в душе надежду на божественное покровительство. В «минуту жизни трудную» обращение к богу с молитвой было естественным и необходимым действием. Лермонтов находился на вершине своего творчества, он уже испытал серьезные потери и неудачи. «Демонизм» поэта в какой-то степени исчерпал себя. «Молитва» является еще одной попыткой автора найти гармонию в мире и обрести спокойствие.

Простые, заученные наизусть, слова «чудной молитвы» обладают огромной силой. Лермонтов не указывает их в произведении, не кается в своих грехах. По его мнению, содержание молитвы не имеет большого значения. Важно именно «созвучье слов живых», их загадочное сочетание, способное полностью очистить и успокоить душу человека.

Чтение молитвы облегчает тревожное состояние автора, разрешает все его сомнения. Исчезает без следа мучительное для Лермонтова ощущение одиночества. Через молитву происходит соприкосновение с высшей правдой и справедливостью. На автора опускается священная благодать, что позволяет ему с новыми силами жить дальше.

Текст произведения был впоследствии переложен на музыку. Стихотворение «Молитва» стало блестящим образцом христианской лирики. Это еще раз подчеркивает гениальность и разносторонность поэта, способного проявить себя в абсолютно противоположных жанрах.

Анализ стихотворения Лермонтова Михаила «В минуту жизни трудную…»

Михаил Лермонтов – человек, который всегда тонко чувствовал, и причем, несмотря на свой трудный характер, он мог понять человека, если он был добр и всегда готов был прийти на помощь. Лермонтов никогда в жизни не предавал себя, он всегда был верен себя и что главнее для него – своим принципам. В жизни ему не раз бывало трудно, ведь никто не может похвастаться, что бывало легко, и особенно этот поэт и писатель.

Произведение под названием «Молитва», Лермонтов написал в 1839 году. Именно в этом году случилось происшествие, которое и побудило его написать такое стихотворение. Это было тогда, когда князь по имени Одоевский подарил Лермонтову сборник средневековых текстов, которые состояли из духовных сюжетов. А также, книгу Евангелие он получил от князя.

Эти весьма необычные подарки не вызвали такие горькие обуревания у поэта, так как они была подарены другом. Это было дано ему князем затем, чтобы Лермонтов больше обращался к Богу, больше молился. Ведь именно в вере и в молитве мы, люди, можем найти успокоение и умиротворение. Это было не просто так, ведь Лермонтов славился своей не набожностью, а даже скорее, атеизмом, так как он возможно и не отрицал явление и существование Бога, но и не молился ему так часто, если вообще это делал во взрослой жизни, как другие люди в то время. Он также не посещал церковь, что вообще вызывало странные впечатления у людей, особенно из высшего общества, в которое он также входил.

Возможно, это бы какой-то протест против людей, аристократов, каких он всей душей ненавидел. А потому вскоре после получения подарка, Лермонтов написал произведение «Молитва». Это произведение очень коротко, но оно красиво и спокойно. Лермонтов пишет в нем, что молитва – это очень сильное действие, которое приносит успокоение возбужденному сердцу. Молитва – это то, что очень важно в нашей повседневной жизни, а не только тогда ,когда нам очень трудно.

Важно молиться и тогда, когда хорошо, а по другому – это уже не так честно перед Богом, которому мы непосредственно обращаемся. Лермонтов описывает все свои чувства и ощущения от молитвы. Также, поэт примерно в центре произведении описывает слов молитвы, а вернее их смысл, который всегда важен. Ведь то, что мы скажем – уже как-то по-своему священно. Лермонтов, который наверно немного отучился молиться, теперь как бы восхищен. А потому в стихотворении присутствуют слова – нежные, и даже ласковые.

Анализ стихотворения Молитва (В минуту жизни трудную…) по плану

Молитва (В минуту жизни трудную…)

Возможно вам будет интересно

Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.

С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.

Стихотворение «Я помню, любимая, помню» было написано Есениным в 1925 г. По многим свидетельствам оно было посвящено актрисе Августе Миклашевской. Поэт, как известно, был очень влюбчивым человеком, что всегда отражалось в его творчестве

Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…»

Последние записи

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’»плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

Краткий анализ стихотворения Молитва (Лермонтов М. Ю.)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Стихотворение молитва м. Ю. Лермонтова есть слова, которые несут особую силу.

Подходит запечатлеть словами то, насколько дорогая моя это молитва. С помощью ярких эпитетов: чудную молитва, Благодатная сила, его слов, непонятно, Святая прелесть, и олицетворение: гостиницы, прелесть дышит, стихотворение посвящено теме одиночества, поиску жизненного смысла (в твоей жизни, в быту что-то не ладится, а прочитав молитву, ты морально очищаешься, на душе легкость).

Лирический герой этого стихотворения представляется мне обычным человеком, который верит в силу живых слов, плачет, но понимает, что, помолившись, он избавиться от проблем (от мыслей), которые его тревожили.

Тип рифмовки этого стихотворения – перекрестный.

Есть сравнение – с души как бремя скатится сомненье; присутствует инверсия: в минуту жизни трудную (в трудную минуту жизни). Автор дает нам возможность почувствовать грустную, печальную картину, благодаря словам: грусть, трудно, непонятно, сомнения, плачется.

В начале стихотворения преобладают чувства печали, горя, и только в самой последней строчке раскрывается легкость, радость.

Итак, в стихотворении “Молитва” М. Ю. Лермонтова автор говорит нам о чудесных живых словах, имеющих огромную чудесную силу, кого-то она исцеляет, кому-то помогает в жизни.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме:

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва»

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1

Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

  • Образовательные:
    • Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
    • Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека
  • Развивающие:
    • продолжить формирование монологической речи;
    • реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
    • развивать познавательную активность.
  • Воспитательные:
    • воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
    • воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»

Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

· Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.

· Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?

· Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.

Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

· Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)

· Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

Для этого исследуем стихотворение «Молитва».

· Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?

· О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)

· Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)

На доске: По Библии( христианская книга) есть

· Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)

· А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет

Будет жить вечно

Попадет в рай или ад

Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.

Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.

( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.

· Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)

· От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

На доске: Значит, От тьмы к свету

Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.

Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:

· С какой интонацией читается стихотворение?

· Какие чувства вызывает в нас?

Похожа на молитву

· Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

· Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)

· Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

См. методичку: Благодать (по Библии) .

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.

а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)

· Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)

· Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: » грусть теснится «, эпитет: » в минуту жизни трудную «)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Но есть просвет – «молитва чудная».

· Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б)Перечитаем вторую строфу стихотворения.

· Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)

· Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)

· Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» – молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

На доске: от тьмы к свету

в) Перечитаем третью строфу.

· О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.

· Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Сомненье далеко – эпитет

Легко, легко – эпитет

Верится .плачется – безличные возвратные глаголы

· Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.

· Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)

· Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)

· Как называется этот художественный прием? (антитеза)

· Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?

4. А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.

5. Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

Моя душа, я помню, с детских лет

И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!

О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)

Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).

6. Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1

Тема урока: » Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

  1. Образовательные:
  1. Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
  2. Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека
  1. Развивающие:
  1. продолжить формирование монологической речи;
  2. реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
  3. развивать познавательную активность.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
  2. воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование : портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова: «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»

Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

  1. Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.

  1. Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?
  1. Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.

Итак, исследуя художественные средства, мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

  1. Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)
  2. Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

Для этого исследуем стихотворение «Молитва».

  1. Анализ стихотворения.
  1. Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?
  2. О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)
  3. Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)

На доске : По Библии( христианская книга) есть

  1. Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)
  2. А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет

Будет жить вечно

Попадет в рай или ад

Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.

Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.

( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.

  1. Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)
  2. От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

На доске: Значит, От тьмы к свету

Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.

Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:

  1. С какой интонацией читается стихотворение?
  2. Какие чувства вызывает в нас?

Похожа на молитву

  1. Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

В тетрадь записать цитаты:

  1. Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)
  2. Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

См. методичку: Благодать (по Библии) .

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.

а) Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)

  1. Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)
  2. Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: » грусть теснится «, эпитет: » в минуту жизни трудную «)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Но есть просвет – «молитва чудная».

  1. Когда лирический герой Лермонтова обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.

  1. Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)
  2. Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)
  3. Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» – молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

На доске: от тьмы к свету

в) Перечитаем третью строфу.

  1. О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.
  2. Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Сомненье далеко – эпитет

Легко, легко – эпитет

Верится .плачется – безличные возвратные глаголы

  1. Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.

  1. Как меняются чувства? (от грусти и тоски к вере и радости)
  2. Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)
  3. Как называется этот художественный прием? (антитеза)
  4. Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?
  1. А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.
  2. Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

Моя душа, я помню, с детских лет

И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!

О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)

Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).

  1. Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет лингвистический анализ поэтического текста.В процессе групповой работы учащиеся развивают мышление,память,внимание,пополняют словарный запас языка. Вырабатывается чувство .

в данной презентации содержатся репродукции картин М,Ю.Лермонтова, сравнительная таблица, обозначены средства художественной выразительности.

В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании урока словесности.Есть уроки русского языка и уроки литературы отдельно друг от друга. А вот у гимназистов прошлого века такое ра.

Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова”На севере диком. “.

Цель урока:познакомить обучающихся с интимной лирикой М.Ю.Лермонтоварассказать об адресатах любовной лирики поэтапомочь учащимся понять причину трагизма и глубоких страданий лирического героя любовной.

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой.

Обучение текстовой деятельности – один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо.

Помогие СРОЧНО!!! Даю 30баллов Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» 7 класс В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Главная тема:

Обращение к Богу,просьба утешения и поиск защиты.

Основная мысль:

В молитвах душа человека находит успокоение,покаяние и искренняя вера приносит умиротворение душе,защиту от бед и спасение от сомнений.

Проблематика стихотворения:

Философская лирика,столкновение душевных сил с реальным, суровым миром.Личные переживания поэта в трудное время ,смятение души и поиск успокоения.

Идея стихотворения:

Показать силу веры человека.Не каясь в грехах,и не прося о прощении,а за счёт простой молитвы человек находит в сердце настоящую веру,которая оберегает его и даёт успокоение.

Главные герои:

Лирический герой-сам автор.Стихотворение перекладывали на музыку и исполняли как романс.

Художественные средства выразительности:

Эпитеты:минута жизни трудная,молитву чудную,сила благодатная,непонятная, святая прелесть,живые слова.

Сравнения:с души как бремя скатится.

Метафоры:теснится в сердце грусть,дышит непонятная, святая прелесть в них.

Ассонанс-повторение гласных звуков,для придания мелодичности, замедлению и усилению динамики произведения.

Синтаксический параллелизм: И верится, и плачется, И так легко.

Динамика стихотворения:

Ритмичное, за счёт рифмы, стихотворение идёт по нарастающей,с замедленного темпа переходит вверх,на возвышенной ноте идёт подъём,которому способствует высокопарный стиль лексики.Первое четверостишие распевное,замедленное при помощи ассонанса, передаёт церковный стиль чтения молитв.Второе усиливает настроение,в третьем начинается душевный подъём.

Размер стихотворения:четырехстопный и трехстопный ямб,12-ти строфное стихотворение-три четверостишия.

Рифма:перекрёстная (1-3 ,2-4 строки рифмуются),попеременно мужская рифма(ударение на последний слог) и женская рифма(ударение на предпоследний слог).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *