Молитва а ночь

Старцы благословляют молиться ночью. Почему? Может небо свободно от дневных помех? ( Отвечает прот. Дмитрий Смирнов)

— От времен Христа были заведены ночные предстояния, всенощные, которые, собственно, и сейчас существуют. В монастырях моления проходят ночью. И старцы, с которыми я общаюсь, благословляют молиться ночью, после 12. Мне хочется это понять. Может быть, Бог оказывает предпочтение человеку, который трудится, когда все хотят отдыхать? Или небо свободно от дневных помех?

— Дело в том, что христианство в древности было распространено исключительно в жарких странах. Там до сих пор люди спят днем. Молиться ночью, когда прохладно, там обычное дело. Потом это было усвоено повсюду. А монастырский уклад вообще таков, что можно вставать в 4-5 утра, ложиться в 8 вечера. В деревне, вместе со скотиной, можно вставать и трудиться, согласно световому дню. А ночью тихо, птички умолкают. Насекомые не жужжат. Ничто не отвлекает. Это верно.

Но молимся мы ночью не потому, что небо свободно. Небо — внутри нас. А потому, что покой в душе и ничто не мешает. Вот почему совершается ночная молитва, а не потому, что в темное время дня она как-то особенно воспринимается Господом.

-Есть опасение, что после кончины Патриарха Алексия в Церкви будут перемены, будет такое «православие-лайт», как пишет журнал «Фома». И еще вопрос. Почему-то в начале утренних молитв во всех молитвословах говорится: «молитв ради пречистой твоей Матери, преподобных богоносных отец наших». А в конце «преподобных богоносных отец и всех святых наших». Почему такая разница?

— Дело в том, что молитвы составлялись не на компьютере, не созидалась именно такая, симметричная композиция. Даже в Евангелии есть две редакции молитвы «Отче наш». Может быть, Господь несколько раз о ней говорил, а может быть, апостол один так запомнил, а другой так. Это специально так промыслом Божьим было устроено, чтоб люди не застревали на мелочи. Словам в христианстве и всяким формулировкам не придается самодовлеющего значения. Это все либо магия, либо фарисейство, либо наделение обряда самого, как такового магической силой, что является грехом. Молитва — вещь свободная. Поэтому здесь так вот, а здесь этак. И что такого? Да ничего. Смысл-то не меняется.

Теперь по поводу, есть ли опасения? Ну, во-первых, многие люди, по своей такой падшей природе, выше среднего склонны ко всяким подозрениям, фобиям. Церковная политика будет меняться? Ну, безусловно, а как же? Вообще, если сравнить сегодняшнюю церковную политику, с политикой двадцатилетней давности, она изменилась радикально. Если сравнить политику сегодняшнюю и десятилетней давности, она тоже очень изменилась. И вообще-то она постоянно меняется. Причем, год от года, но меняется плавно. Потому что Церковь — организм консервативный, Церковью управляют люди не юные, склонные к порывистым решениям, но умудренные опытом. Поэтому каких-то резких, крутых изменений вряд ли стоит ожидать. Политика патриарха Тихона была одна, Петра митрополита Крутицкого, местоблюстителя — другая. Во времена патриарха Сергия — третья. Алексия I — четвертая, а Пимена — пятая. А Святейшего Алексия II- шестая. Нормальное дело. А что? Внутренняя политика государства меняется, а Церковь, что, не будет меняться? так и будем дуболомно переть, как по рельсам? Даже за время 19-летнего патриаршества Святейшего Алексия очень много изменилось. Вы можете почитать его Послания, которые он ежегодно направлял своим клирикам и пастве. По ним можно проследить, как менялась церковная политика. Поэтому не извольте беспокоиться. Глава Церкви — Господь наш Иисус Христос. Поэтому врата адовы ее не одолеют.

— На радиостанции «Свобода» было несколько передач, посвященных памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Люди, которые имели счастье хоть немного общаться со Святейшим Патриархом, даже и считавшие себя неверующими, все как один отзывались о нем очень хорошо. А вот обычные православные, никогда близко не знавшие Святейшего, возводили какие-то надуманные обвинения. Почему так бывает?

— Православные друг другу рознь. Берия был крещеный. Ленин был крещеный, Сталин был крещеный. И этот список можно продолжать, понимаете? Что такое православный? Это, вообще-то, Бог может определить. Есть такие люди, которые себя позиционируют как православные, а на самом деле — волки в овечьей шкуре. Про них Христос говорил, и святые апостолы записали в Евангелии слова: «Они вышли из нас, но никогда нашими не были». Есть люди, которых можно оспаривать, просвещать. Всякие мнения имеют место быть, и по теперешним временам каждый человек вправе высказываться.

А радио «Свобода» существует на деньги Центрального разведывательного управления США. За что ЦРУ готово платить деньги? Только за подрывную деятельность. Поэтому и люди там подбираются определенные. Иногда, для того, чтобы создать имидж объективности, кого-то поприличней зовут. Вот там такой трудится Яшка Кротов. Он–то про себя говорит, что священник. А откуда? Где он получил сан? Ему даже стыдно сказать, от какого человека. Потому что это человек, отлученный от Церкви. Яшке очень хотелось быть священником. И он поступил по Евангелию. Сказано: «Кто не входит в дверь, а прелазит инуде, тот вор и разбойник». То есть, он пришел к открытым вратам Московской Патриархии, ему отказали в посвящении. Он перелез через забор, нашел какого-то раскольника, совершенно неприличного человека — в эти Святые дни даже не хочется его имя называть — и тот его «посвятил». То есть он понимает, что он жульнически это все сделал и на самом деле не является никаким священником. Понимаете, даже у нас в стране не нашлось иуды, так вот нашли самозванца, ряженого Яшку. Он человек с высшим образованием. Журналист, очень разносторонний, развитый. Но он не священник, а жулик. Его на «Свободу» приглашают. И он там из себя изображает такого вот либерала, и прочее.

С другой стороны, что тут делать? Пусть говорят. Как в известном анекдоте — «Нехае колывещут». Нам даже интересно, что в определенных кругах думают, на том берегу Атлантического океана, ну и Тихого, в том числе. Что здесь нам по-русски рассказывают. И очень даже легко определить: что они хвалят — на 90% барахло. То, что они критикуют — это золото. Редко что-то нейтральное прозвучит. Поэтому вполне легко ориентироваться.

-У меня два вопроса. На утреннем правиле я молюсь за всех детей, за своих близких, в общем, семь раз читаю молитву Пресвятой Богородице, и потом молитвенное призывание святого я тоже произношу от имени всех своих детей. Можно так читать? Или же есть другие действенные молитвы, чтобы мне можно было только за себя читать? И второй вопрос — можно ли в пост грызть семечки?

— Ну, если зубов не жалко, то можно. А так лучше, конечно, не грызть, а избирать какой-то другой способ лущения этих полезных семян. А так это вполне постная пища.

Теперь по поводу других молитв. Никаких особенно сильных текстов не существует. Силу молитве придают две вещи — милостыня и пост. Если мы воздерживаемся от всех видов греха, и если творим милостыню, необязательно нищим подаем, а вообще всем и всегда. Начиная с того, чтобы место уступить. Кончая тем, чтобы нуждающимся денег дать. Вот эти две вещи делают молитву сильной. А не семь раз, восемь, шестнадцать — это не играет никакой роли. Только работа сердца в молитве делает ее приятной Богу. Только качества самого человека, его смирение, кротость, вот такие вещи.

— Почему именно митрополита Кирилла, вопреки Канонам Церкви о том, что старейший должен возглавлять, избрали временно исполняющим обязанности Патриарха?

— Мы с вами отстали от жизни. Устав церкви уже поменялся. Такая была норма, когда я учился в семинарии. Мы проходили, что Местоблюстителем становится старейший по хиротонии. С тех пор прошло уже много-много лет. И эта норма изменилась. Теперь Местоблюстителя избирают из своей среды члены Священного Синода, тайным голосованием. Вы, не зная современных норм церковного права, уже заранее обвиняете в нарушении канонов. Вот поэтому русская пословица говорит: «Не говори гоп, не перепрыгнув через овражек». Вот, поэтому прежде, чем высказывать обвинения, нужно сначала ознакомиться с действующими правилами.

— У меня большая просьба — расскажите в память о Патриархе о какой-нибудь встрече, которая в свое время оставила впечатление у Вас. И еще вопрос. Кто был духовником Патриарха?

— Духовником был архимандрит Кирилл. Встречи со Святейшим бывали, помимо регулярных богослужений, в которых я имел счастье участвовать, в разных Храмах, но чаще всего в Кремле. Конечно, бывали личные встречи и по работе отдела Московского Патриархата, который я возглавляю, и по другим поводам. И все эти встречи очень памятны. Как величайшая драгоценность, они хранятся в моем сердце. Это было общение с великим человеком необычайной доброты, любви, ума, благородства, образования. Все эти качества в нем присутствовали в превосходной степени. Кто приходил к Святейшему Патриарху, всегда благоговели перед ним. Но в то же время он держался всегда так просто, чувствовалось, что вот он, твой отец. И я к нему тоже испытывал такие же чувства, как к родному отцу. Когда я думаю о своем покойном отце, у меня возникает такое теплое чувство. Вот также и со Святейшим Патриархом. Вспоминаю его улыбку, как он руку держал, его жесты. Эти штрихи сливаются в единый образ. Он всегда был ровен, деликатен, очень внимателен. Участлив к человеку. Всегда такое впечатление производил, что он остерегался даже чем-то человека обеспокоить. Или как теперь говорят, напрячь. В нем была удивительная христианская деликатность. Может быть, природная, может быть, от воспитания его родителями, а может быть — уже благоприобретенная. Мне трудно об этом судить. Он мне и по возрасту в отцы годился.

— По радиопрограмме «Маяк» было сказано, что лицо у Патриарха Алексия было покрыто тканью. А почему?

— Когда отпевают священнослужителей, всегда накрывают голову платом или воздухом, которым покрывают Святые Дары во время евхаристии. Потому что священник есть свершитель Тайн Божьих. Меня будут отпевать и тоже, я надеюсь, лицо платом накроют. Такой в Церкви древний обычай.

— Кому принадлежит вот эта фраза: » Любите врагов своих, ненавидьте врагов Церкви …

— …и гнушайтесь врагами Отечества». Святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому. Он 49 лет был главой Церкви. Святитель Филарет был величайший мудрец. Способности его ума использовал даже император Александр II, когда потребовалось составить манифест «Об освобождении крестьян». Этот текст написал митрополит Филарет. От него осталось несколько томов проповедей и резолюций, которыми он украшал прошения, поступавшие к нему. Они исполнены удивительной мудрости.

— Как правильно подавать записки за усопшего Патриарха?

— Ну, я не знаю, тут трудно как-то написать неправильно. Но думаю, что если Вы напишете неправильно, тот, кто будет читать эту записку, обязательно разберется. Главная задача, чтобы было из текста ясно, о ком Вы хотите молиться. Есть такое разделение условное. Одни пишут » о здравии», другие «за упокой». Хотя иногда и людям надо молиться не о здравии, а больше о спасении души. Поэтому, строго говоря, и это неправильно. А «за упокой» — всегда правильно. Потому что молятся о упокоении души и о том, чтобы Господь очистил грехи этого человека. Я думаю, даже если просто написать «Алексия», и Вы будете в душе знать, кого Вы имеете в виду, то Господь и эту молитву примет. Даже если Вы будете просто молиться в своем сердце, поминая усопшего Святейшего Патриарха — эта молитва придет к Престолу Божьему, так же, как и та, которая будет подана в Алтарь.

— У меня личный вопрос. Есть родственница, и у нее умер отец. Осталась квартира. У нее шесть детей, а он жил с женщиной, которая не имеет права на эту квартиру. Эта сожительница мою знакомую шантажирует, требует от нее части жилплощади, и та уже в сомнениях, не знает, как поступить. Я хотела услышать Ваше мнение.

— Есть правило о наследстве. Если нет завещания, оно на любовниц не распространяется. Понятно, что любому человеку, кроме так уж хорошо воспитанных, всегда хочется хапнуть то, что не принадлежит ему. Я бы посоветовал с этой дамой просто прекратить общение. Тогда прекратится и шантаж. Можно будет спокойно подавать соответствующие документы. И даже вступить в наследство уже фактически. То есть приехать и начать заниматься этим имуществом. Как ближайшие родственники, наследники имеют полное право.

— У меня плохое зрение, миопия. Из-за моего состояния здоровья, может быть, из-за характера, трудно найти невесту. То мне кто-то не нравится, то я не понравлюсь. Я воцерковлен, но у меня были такие случаи, когда мне после таинства даже хуже становилось. Вот подскажите, как жить, чтобы не впадать в уныние.

— Ну, сразу три темы в одном вопросе. То я не нравлюсь, то мне не нравится. Значит, есть проблема с женитьбой. Но вообще-то у нас в России самая главная проблема с женихами. Поэтому в общем, если Вы себя как-то обозначите в пространстве, я думаю, что найдутся невесты. Многие готовы даже выйти замуж за людей, которые приходят из тюрьмы. А Ваше заболевание — не такая уж страшная, катастрофическая вещь.

Теперь по поводу унынья. Если оно носит болезненный характер, то здесь может помочь лекарство. Но я бы вам посоветовал проконсультироваться со специалистом — невропатологом, психоневрологом, психиатром. Сейчас существуют разные виды терапии, которые вам за две недели могут помочь. Врач определит, какая Вам нужна медикаментозная помощь. Если уныние — страсть сердца, то тут, конечно, нужно посоветовать исповедь, частое причащение, обязательно хотя бы раз в году пособороваться. Ну, и конечно, просить у Бога, чтобы он этот дух уныния отогнал.

— Ушел из жизни Патриарх Алексий, и кажется, что Россия осиротела. Что должно быть сделано ради того, чтобы память о нем была не только на словах, но и созидательная, в делах?

— Надо сохранить наследие Святейшего Патриарха. С его именем связано открытие сотен монастырей, рукоположение в сан сотен священников лично им освящено более 200 храмов лично. Наш Святейший Патриарх за свою жизнь, надо сказать, немаленькую, совершил столько, сколько ни один иерарх за всю историю Церкви. Господь нам велел дерево судить по плодам. И вот если собрать все плоды, которые Святейший Патриарх в своей жизни принес на алтарь Церкви и Отечеству, это будет такая гора, с которой ничто не сравнится. Казалось бы, человек был уже не юный, но он совершил нечто, что и молодому не под силу. Это превышает всякие человеческие разумения. Показывает, что с ним был Бог, потому что иначе это просто необъяснимо.

Как это сохранить? Вы знаете, это в некотором смысле не нашего ума дело. Такие великие люди не изглаживаются из памяти Церкви. Его имя вписано в историю Церкви и нашего государства бриллиантовыми буквами. После него осталось огромное количество его печатных трудов, количество кинофотодокументов, просто тома. Мы служили над ним, усопшим, заупокойную службу. И вот, мы служим — а народ идет. Несут маленьких детей, идут очень пожилые люди, под 90. Все сословия — от самых, так сказать, высших эшелонов власти и кончая самыми простыми мирянами, которые 10 часов в очереди отстояли. Понимаете, это же не просто так — человека поднять в такой сыроватый вечер, чтобы он куда-то пошел, стоял часами для того, чтобы в течение 30 секунд пройти мимо гроба. Разве найдется еще в России такой человек, которого бы так почитали? Ну, хоть самый великий артист, министр, президент? Нет, не найдется. Поэтому как забыть? Можно сравнить, когда привозили мощи целителя Пантелеимона. То есть, его проводы в Царство Божье всем народом совершаются так, как будто перед нами уже признанный Церковью святой человек. Вот мы с вами умрем, но мы такому не сподобимся. И это же людей никто не заставлял, не собирал, не приказывал. Люди шли по зову сердца — это значит, сколько же добра в людях он пробудил! Своей деятельностью, своим образом. Все, кто знаком был с Патриархом — я многих таких светских людей знаю — говорили с благоговением: «Я повидал Патриарха». Сам я в основном с генералами общаюсь, и в его присутствии они были как дети, как мальчишки, они были счастливы, у них глаза горели, что Патриарх их обласкал, благословил, кому -то что-то подарил. Это для них как драгоценнейшая святыня, хотя люди с оружием дело имеют, и их слову десятки тысяч повинуются. А вот перед Патриархом они все как зайчики. Потому что чувствуют величие этого человека, обаяние его личности, его сана. Его такой любви, которую нигде не встречали раньше — ни на службе, ни в семье. Святейший Патриарх являл настоящую христианскую любовь. Он был удивительный в этом смысле миссионер, людям было достаточно просто на него смотреть. Поэтому не надо беспокоиться о том, чтобы сохранить его память. Многие люди пытались сохранить память о себе. Помните, у нас был метрополитен имени Лазаря Моисеевича Кагановича. Ну, и где этот Каганович? Кто помнит из россиян, где он вообще похоронен? Только помнят, что храм Христа Спасителя он лично взорвал. Ручку поворачивал. И все прошло, и нет, и даже метрополитена нет имени его. Еще и лысый был, пройдет время — эту тварь зароют на помойке, и его имя изгладится из памяти людской. В учебнике будет написано, что вот жил такой злодей, будут в том же параграфе, где и Гитлер, его рассматривать. Так что-что, а уж светлейшая память Патриарха Алексия, я думаю, никогда не изгладится из истории.

— -По телевизору показали сюжет, как представители разных вероисповеданий, конфессий высказывали свое мнение об усопшем Патриархе. И меня это смутило. Даже расстроилась немножко. Как будто реклама какая-то была. Может быть, я неправильно что-то поняла?

— Вы какая-то чудная. Вот вы поймите — что такое журналист? Это человек, создающий сюжет, который будет многим интересен. Это же интересный факт, что умер глава Церкви, а разные люди, далекие от Церкви, они все равно, несмотря на все свои разности, выражают почтение Святейшему Патриарху. Ну, понятно, журналист не думал, что это им какая-то реклама. Да и какая им в этом реклама? Ну, кто может конкурировать с Церковью? Сектантство появляется там, где нет Церкви. Оно у нас распространилось очень быстро в 90-е годы, потому что церквей еще было мало. А сейчас, что может секта предложить взамен православию? Просто смешно. Я вот помню, служил еще в Алтуфьевском храме. Приходила такая хорошенькая девушка, глазки голубенькие, волосики беленькие. Я смотрю, ходит в храм, а не крестится. Потом ко мне подошла: можно мне с вами поговорить? Я говорю: пожалуйста. Думаю, уже заинтересовалась. Спрашиваю: а Вы кто будете? Она говорит — адвентистка седьмого дня. Но вижу, что Вы человек верующий. Хочу вас пригласить к нам. Может быть, вы познаете истинную веру. Отвечаю ей: смотри. Я старше тебя в два раза. А ты хочешь, чтобы я из православной Церкви ушел в ваш, так сказать, обрубок, тупик. Что может адвентизм мне, православному попу, предложить? Хочешь, я тебе дам книжечку почитать? Она — давайте. И дал ей брошюру Алексея Степановича Хомякова о Церкви. Она прочла и говорит: у нас такого уровня литературы нет. Я говорю: ну, вот видишь. А это вообще мирянин. Он даже не был священником. А если бы тебе почитать Исаака Сирина? Она, увидев, что я верующий человек, решила меня обратить в истинное учение адвентистов седьмого дня, которому всего сто лет от роду. Но она даже историю своей секты не знала. Мне пришлось ей кое-чего подрассказать. И поэтому, какая тут может быть конкуренция, если у нас миряне, как Хомяков пишут о Церкви произведения высочайшего, глубочайшего уровня богословия!

Вы знаете, мне звонили и мусульмане, и иудеи, и выражали свое соболезнование в связи с кончиной Патриарха Алексия. А один иудей даже сказал: вот, такой молитвенник почил в Боге. Понимаете, он же разбирается, он сам молится Богу! И вот засвидетельствовал. Знаете, это дорогого стоит. Когда человек — христианин прожил такую жизнь, что ним склоняют головы даже представители других религий. Не просто пишут официальное письмо, а именно от сердца. Чувствуют величие, благородство такую духовную высоту, личность настоящего христианина. Вот это очень важно. Поэтому зря Вы смущаетесь.

— Я слышала от людей, которые лично были знакомы с Патриархом Алексием, что это был святой человек. Он столько сделал для нашей Церкви, для нашего народа! Скажите, пожалуйста, наверное, когда-нибудь встанет вопрос о его канонизации? И если встанет, то когда примерно?

— Понимаете, какое дело. Это совершенно неважно. Придет время — и Церковь как-то осознает это, и будут молиться Патриарху, обращаться за его помощью. На его могиле в Елоховском соборе будут чудеса совершаться по молитвам к нему. Это станет заметно. Вот как блаженная Ксения или блаженная Матрона. Это не то, что взяли, канонизировали — и народ пошел. Нет, сначала идет народ, а потом уже происходит канонизация. Происходит фиксация прославления самим народом. Начало этой канонизации вот сейчас идет, понимаете? Народ свидетельствует о величии христианского духа этого человека. Потому что начало прославления человека — это его отпевание. Что такое отпевание? Вы почитайте текст. Это же прославление жизни усопшего христианина, особенно отпевание священников. Вы почитайте этот текст. Возьмите в церкви Требник или попросите у кого-нибудь на время. А можете купить себе, Требник — очень хорошая и полезная книга, чтобы не только со слуха воспринимать таинство там соборования или крещения, или венчания, когда будете участвовать, а будете по тексту следить, о чем там батюшки и дьяконы молятся, будете глубже воспринимать. — Кто раздает быть — одному Авелем, другому Каином, одному Яковом, другому там Исавом? Наука говорит — генетика. Народ — так на роду написано. А что говорит Церковь? Что-то нигде не найду.

— Здесь участвует много вещей. Гены — безусловно. Ну, а то, что на роду написано — это не так. Бог хочет всех спасти. Но человек сам выбирает, поступать по своим страстям или по совести. Участвуют в этом и обстоятельства жизни. Поэтому с сироты один спрос. А с человека, который вырос в профессорской семье — другой. А если этот профессор был псих, то третий. Это очень все важно для каждого человека. Но все-таки последний выбор человек делает сам. Не то, что у Каина было на роду убить Авеля. Ничего подобного. Если бы Каин Авелю не позавидовал, то и этого убийства и не произошло бы в первом поколении жителей Земли. Может быть, случилось бы много позже. Поэтому тут человек сам ответственен. А если сказать, — на роду написано, тогда зачем в тюрьму сажать? Убил, а это у него на роду написано. Так он, значит, и не виноват. Нет, вина человека всегда присутствует. А вот условия воспитания и генетика — это смягчающие вину обстоятельства.

— Я скорблю со всеми православными людьми о смерти Его Святейшества. И хотел бы Вас, батюшка, спросить. Несмотря на это печальное событие, наши средства массовой информации, особенно телевидение и радио, нисколько не урезали своих развлекательных и всяких непотребных программ. Неужели нельзя было решить этот вопрос? Слов не находится от возмущения. Ушел такой человек! А вся эта грязь по телевидению как шла, так и идет все время.

— А Вы подайте на них в суд. У нас есть статья в Уголовном кодексе «Оскорбление чувств верующих, возбуждение религиозной вражды. И будем надеяться, выиграете. И тогда в другой раз им будет неповадно. Ведь сам президент издал Указ, где рекомендовал все увеселительные передачи отменить! Президент свое дело сделал. А остальное — дело совести и вкуса этих безобразных людей, которые определяют политику нашего телевидения. Так что я Вам советую — займитесь. Ну, что толку в эфире выражать сомнения? Вы делом докажите. А еще лучше — чтобы собралась группа людей, потому что давно пора как-то с этим разбираться. Если мы, народ, сами не встанем на защиту своего эфира — никто нам не поможет. У нас в стране нет органа, который бы это регулировал. Мы должны сами. Можно, даже могу подсказать идею, как это сделать. Собрать человек пять тысяч перед началом сессии Государственной Думы. И депутатам сказать: мы вас пропустим туда, внутрь, только тогда, когда вы сейчас все здесь обязуетесь, чтобы всякую мерзость по телевизору не показывали, ни нам, ни нашим детям. Тогда мы вас запустим. Вот и все. И никто не сможет вас разогнать. Это же элементарно. И очень демократический способ. Без драки, без всяких дурацких там факельных шествий. Все очень демократично. Там удобное место есть, где обычно машины паркуются. Придти заранее, занять это место. И моментально вопрос будет решен. Не заметить это будет невозможно. А пять тысяч человек для Москвы — это вообще ерунда. Можно на одних мобильниках, с помощью СМС, собрать такую толпу народа. А с помощью компьютера вообще народ подтянется, и с Урала, и откуда хочешь, потому что телевизор-то общий.

Всего вам доброго. Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, Святейшего Патриарха Алексия. Царствие ему небесное и вечный покой. Аминь.

Время наступления ночной молитвы (аль-‘иша) в местности, где вечерняя заря исчезает очень поздно

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Согласно единодушному мнению ученых, вхождение времени молитвы является условием правильности молитвы. Сказал Всевышний Аллах:

Когда вы завершите молитвенный обряд, помяните Аллаха, будь то стоя, сидя или лежа. Когда же вы будете в безопасности, то совершайте полную молитву. Воистину, молитвенный обряд для верующих предписан в строго определенное время (сура ан-Ниса, аят 103).

Шейх ас-Са‘ади, да помилует его Аллах, сказал: То есть молитва обязательна для выполнения в свое время. Это указывает на ее обязательность и на то, что у молитвы есть время, и только при выполнении в этот срок молитва будет верной. Сроки каждой молитвы – это установленные времена молитв, которым следует и молодой, и пожилой мусульман, как ученый, так и неученый (Тафсир ас-Са‘ади. С. 198).

Во-вторых.

Начало времени закатной молитвы наступает с закатом солнца на горизонте, а окончание ее и вхождение ночной молитвы – с исчезновением красной вечерней зари.

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру ибн аль-‘Аса, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Время закатной молитвы наступает с заката солнца, пока не погаснет вечерняя заря; время ночной молитвы (продолжается) до середины ночи (Муслим № 612).

Времена молитв, что упомянуты в хадисе, касаются тех стран, где в сутках бывают и день, и ночь; в таком случае не имеет значения то, что светлое время суток длиннее, а ночь короче, если только времени ночной молитвы недостаточно для ее выполнения. Если времени для выполнения ночной молитвы недостаточно, то для определения времени ночной молитвы необходимо опираться на ближайшую местность, где длительность ночи и дня достаточны для выполнения всех пяти молитв.

Ваш вопрос относится к вопросам, поиски ответов на которые заботит ученых. Этот вопрос обсуждался между ними, проводились исследования, выводились религиозно-правовые решения (фетвы), а некоторыми учеными были написаны отдельные доклады. Например, доклад Время ночной молитвы и время окончания предрассветного завтрака (начала утренней молитвы) в местности, где вечерняя заря исчезает поздно, а утренняя наступает рано. Ее автором является председатель центра исламских исследований в г. Стамбуле доктор Тайар Алтын Кулач. В этом вопросе ученые высказывали три мнения:

1. Первое мнение: разрешается совмещать закатную и ночную молитвы, так как существует затруднение, которое не является меньшим, чем дождь, и другие;

2. Второе мнение: необходимо определять время ночной молитвы предположительно; некоторые ученые призывали опираться на время ночной молитвы в Мекке, среди приверженцев этого мнения автор вышеупомянутого доклада;

3. Третье мнение: следовать времени ночной молитвы так, как положено по Шариату, то есть дожидаться исчезновения вечерней зари, и это в случае, если времени для совершения ночной молитвы достаточно.

Это третье мнение мы видим верным, и на это мнение указывают пророческие тексты. Также это мнение было высказано в фетве Организации больших ученых, в фетве Постоянного Комитета по выдачам фетв, а также это было мнением шейха Ибн ‘Усеймина, шейха Ибн База и других ученых.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Времена молитв устанавливаются в той местности, где в течение суток сменяются ночь и день, не принимая во внимание равенство дня и ночи по длине и значительную или незначительную разницу между ними.

Что же касается местности, где в течение суток ночь и день не сменяют друг друга, то подобное может быть постоянным на протяжении всего года или в течение нескольких дней.

Если рассматривать ситуацию, когда такое положение возникает лишь в нескольких днях в году, например, в течение года ночь и день сменяют друг друга в сутках, но в некоторые времена года день бывает на протяжении всего времени суток. В этом случае: или на горизонте бывает явление, по которому можно определить время молитвы (например, свет становится более ярким или исчезает совсем), и тогда необходимо опираться на это явление; или его не бывает, и тогда необходимо ориентироваться на время молитвы в последний день до того, как начинаются полярные дни и полярные ночи…

Если же на протяжении всего года ночь и день не сменяют друг друга в течение суток, то становится необходимым определения времен молитв для всех дней. Муслим приводит хадис от ан-Науаса ибн Сам‘ана, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о Даджале, что придет в Конце Света. Тогда его спросили о том, сколько Даджаль будет пребывать на земле, на что он ответил: „Сорок дней. День, словно год, и день, словно месяц, и день словно неделя, а остальные дни как обычные дни“. Его спросили: „О посланник Аллаха, тот день, что как год, достаточно ли нам будет, если мы совершим молитвы одного дня? “ Он ответил: „Нет, определяйте времена молитв для него (то есть разделите этот день на обычные дни и делайте намаз через обычные интервалы времени – прим. пер.)“.

Если в определенной местности ночь и день не сменяют друг друга в течение суток, то время молитв необходимо определить приблизительно. Но как, и опираясь на что?

Некоторые ученые считали, что необходимо ориентироваться на среднее время: так, ночи отводится двенадцать часов, и столько же – дню. Из-за того, что в этой местности мы не можем определить время молитв, мы принимаем ее за среднюю местность. Как и в случае, когда у женщины бывают кровотечения по болезни, и у которой нет регулярных дней менструации, и она не может выделить менструацию посредством каких-либо признаков.

Другие ученые считают, что необходимо ориентироваться на ближайшую к этой местности страну или местность, в которой день сменяет ночь на протяжении года. Так как если невозможно определить время молитвы в самой местности, то принимается в расчет местность, что более всего похожа на эту, а ею является ближайшая местность, где в течение суток ночь сменяет день.

И это мнение является более верным, так как оно сильнее по доказательствам и ближе к действительности» (Маджму‘ фатауа аш-шейх аль-‘Усеймин. Т. 12. С. 197 — 198).

Этого же мнения придерживается Организация больших ученых Саудовской Аравии, и его подтвердил Постоянный Комитет по выдачам фетв. Фетву Постоянного Комитета мы приводили в ответе на вопрос № 5842, где было сказано:

…и другие хадисы, которые были переданы об определении времен пяти молитв и которые были переданы на словах и в действиях. Таким образом, так как для определения времени молитвы необходимо следовать признакам, которые разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то нет различий между местностью, где день длиннее, а ночь короче, или наоборот, ночь длиннее, а день короче.

Посмотрев на расположение местности, где вы обучаетесь, мы обнаружили, что там, в течение суток, день сменяет ночь, и время ночной молитвы не настолько коротко, что невозможно совершить молитву. Поэтому, вам необходимо совершать молитву в соответствии со временем ее наступления по Шариату.

В-третьих.

Если ночная молитва наступает очень поздно, так, что в своевременном ее совершении возникают большие трудности, то нет греха в совмещении закатной и ночной молитв и совершение их во время закатной молитвы.

В ответе на вопрос № 5709 мы привели слова шейха аль-‘Усеймина, да помилует его Аллах: Если вечерняя заря пропадает задолго до наступления утренней зари, и времени для совершения ночной молитвы достаточно, то им необходимо подождать, пока не пропадет вечерняя заря. Если же ждать им тяжело и очень затруднительно, то в этом случае они могут совместить ночную молитву с закатной и совершить их вместе во время закатной. Это делается для облегчения и удаления трудностей….

В постановлении Съезда по исламскому праву, который проводила Всемирная исламская лига (Рабита аль-‘алим аль-ислями), сказано:

«Члены собрания обсудили вопрос о временах совершения молитвы и соблюдения поста в тех странах и городах, что расположены в крайних широтах. Они также прослушали шариатские, астрономические исследования, которые представили некоторые члены собрания, и просмотрели демонстрационный материал, разъясняющий научную сторону вопроса, что было рекомендовано на одиннадцатом собрании Лиги. Они постановили:

«…В-третьих: города, расположенные в высоких широтах, можно подразделить на три группы.

Первая территория: сюда относятся все города и села, что расположены между 45° и 48°градусами северной широты и южной широты. В этой местности признаки для определения начала и окончания молитв очевидны в течение суток, несмотря на долготу или короткость времен молитв.

Вторая территория: сюда относятся все города и села, что расположены между 48° и 66° северной широты и южной широты. Здесь несколько дней в году признаки, по которым можно определить начало времен молитвы, отсутствуют. Например, вечерняя заря, после исчезновения которой наступает ночная молитва, не пропадает, а окончание закатной молитвы удлиняется, пока не наступает время утренней молитвы.

Третья территория: города и села выше 66° северной широты и южной широты и до полюсов. Здесь в течение продолжительного времени в году отсутствуют признаки определения начала молитвы ночью или днем.

В-четвертых. Жители первой территории должны совершать молитву в соответствии с тем временем молитв, что положено по Шариату, и также в соответствии с ним соблюдать пост: начинать с истинной утренней зари и до заката солнца. То есть действовать в соответствии с шариатскими текстами об определении времен молитв и поста. Человеку, который не в состоянии соблюдать пост в этот день, и не в состоянии его завершить из-за долготы светлого времени суток, может прервать его и возместить в другие дни…».

Это именно та территория, к которой относится город, упомянутый в вопросе.

Следующее постановление Съезда по исламскому праву подтверждает предыдущее постановление, а также разрешает тому, кому затруднительно совершать ночную молитву своевременно, совершать ее вместе с закатной. Но при условии, что это не совершается постоянно на протяжении всего года, и этому разрешению следуют лишь те, у кого есть уважительная причина ему следовать. В постановлении сказано:

«Если признаки времен молитв обнаруживаются, но вечерняя заря, исчезновение которой является признаком наступления ночной молитвы (‘иша), пропадает очень поздно, то Съезд считает, что необходимо совершать ночную молитву в строго установленное время ночной молитвы по Шариату. Те, кому трудно ожидать наступления времени начала ночной молитвы и совершать ее вовремя, могу совмещать молитвы. Например, студенты, служащие и работники в свои рабочие дни. Это совершается в соответствии с текстами, призывающими удалять затруднения в этой общине. Среди подобных текстов хадис, что приводит Муслим и другие от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал: „Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совместил полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с ночной, в то время, когда не было ни дождя, ни опасности“. Затем Ибн ‘Аббаса спросили о причине его поступка, на что он ответил: „Он не хотел трудностей для своей общины“.

Но это не должно быть общим правилом для всех жителей той местности на протяжении всего этого срока, чтобы разрешение (рухса) совмещать молитвы не превратилось в непоколебимую решимость (‘азима).

Наличие или отсутствие трудности определяется по обычаю, что может быть различным у людей, проживающих на разных территориях и в различных ситуациях» (Девятнадцатая сессия, которая происходила в резиденции Всемирной исламской лиги (Рабита аль-‘алим аль-ислями), в Мекке с 22го по 27го шаууаля 1428 года по хиджре, что соответствует 3 – 8 ноября 2007 году. Постановление второе).

В-четвертых.

Что же касается слов о том, что между началом закатной молитвы и началом ночной молитвы примерно час и тридцать две минуты, то мы не обнаружили их ни у шейха Ибн ‘Усеймина, ни у какого-либо другого ученого. Выше мы уже упомянули слова шейха, да помилует его Аллах, в которых он ни говорит об этом и ни считает верным это мнение. Возможно, произошла ошибка в передаче слов от шейха, и, возможно, шейх, да помилует его Аллах, имел в виду время между началом закатной и началом ночной молитвы, которое обычно для стран и городов, расположенных в средней части земного шара, или в Саудовской Аравии. Это мнение ближе к достоверности.

Некоторые слова шейха:

А) Время ночной молитвы ‘иша в действительности не связано с призывом на молитву. Так как иногда, в некоторые времена года, между закатом солнца и начало времени ночной молитвы проходит час и пятнадцать минут, иногда час и двадцать минут, иногда час и двадцать пять минут, а иногда час и тридцать минут. Оно меняется, оно не постоянно во все времена года (Джаласат рамадания).

Б) Он также, да помилует его Аллах, сказал: Время закатной молитвы — с заката солнца и до исчезновения красной вечерней зари. Иногда между началом закатной и началом ночной молитвы проходит час и тридцать минут, иногда час и двадцать минут, иногда час и семнадцать минут. Оно меняется (Маджму‘ фатауа аш-шейх аль-‘Усеймин. Т. 7. С. 338).

Таким образом:

1. В тех странах и городах, где в течение двадцати четырех часов ночь сменяется днем, необходимо придерживаться времен молитв так, как они должны быть по Шариату, несмотря на долготу или короткость ночи;

2. В тех странах, где в течение суток ночь не сменяет день, необходимо следовать тому времени молитв, что установлено в ближайшем поселении, где ночь и день сменяют друг друга в течение суток;

3. В тех поселениях, где вечерняя заря сливается с утренней, или она исчезает, но времени для выполнения ночной молитвы не достаточно, необходимо выполнять эту молитву в соответствии с расписанием ближайшего к ним города, где времени для выполнения ночной молитвы достаточно;

4. Людям, у которых есть извиняющие их причины и которым трудно ждать наступления ночной молитвы, позволительно совмещать ночную молитву с закатной.

А Аллаху ведомо лучше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *