Молитва агапита

Икона Святого преподобного Агапита Печерского, иконописец Юрий Кузнецов

Истории неизвестны дата рождения и мирское имя преподобного Агапита Печерского – врача безмездного, который считается первым лекарем Киевской Руси. Известно только, что родился он в Киеве и полагали его блаженным, что жил он в XI веке, не позднее 1073 года – то есть при жизни преподобного Антония Печерского, монаха из Афона, который был родом из Любеча, города княжества Черниговского. Вместе с преподобным Феодосием, что был из Василькова, города в Киевском княжестве, основал Киевскую Печерскую обитель на берегу Днепра.
Наиболее полное его жизнеописание составил по Киево-Печерскому патерику XI века Дмитрий Ростовский, оно включено в его труд «Жития святых». Для нас биография преподобного Агапита становится подробной только после того, как он из Киева пришел в пещеру к преподобному Антонию за исцелением. Исцеления Агапит ожидал через постриг в иноческий чин. После пострига Агапит остался при преподобном Антонии, служил ему и во всем следовал житию преподобного, а тот наставлял инока и позволял ему присутствовать при исцелениях больных.
Агапит видел, как Антоний исцелял недужных своей молитвой, но чтобы те не искушались чудотворчеством, преподобный давал им еще и травы полезные, но не они были причиной выздоровления, а чудотворная молитва Богу. Блаженный Агапит жил, не имея ничего в собственности, только самое необходимое, как и многие святые подвижники. Беря во всем пример со старца, он многие годы трудился. Если заболевал кто-то из братии, Агапит уходил из своей кельи и неотлучно находился при больном – ухаживал за ним, перекладывал малоподвижного, готовил ему еду и постоянно молился Господу о его исцелении, давая при этом ему травы из тех, что варил себе в пищу, – он во всем следовал примеру своего великого наставника. И, конечно, видя такой молитвенный и человеческий труд, Господь не оставил Агапита и наделил и его даром исцеления. Вскоре в Киеве стало известно о целителе Агапите, к нему стали приходить больные и отходили от него здоровыми.
В те же времена в Киеве жил врач и маг, имени которого в патерике не сохранилось, там он записан как Армянин – по вере и происхождению. Одной из способностей этого искуснейшего лекаря было умение, взглянув на больного, определить срок его кончины. Если болезнь была смертельной – он отказывался лечить больного. И все у него шло удачно, пока не заболел первый боярин великого князя Всеволода. Армянин предрек ему смерть через восемь дней. Отчаявшийся боярин повелел перенести его в Киево-Печерскую обитель. Там он принял от блаженного Агапита травы, которые подал тот ему с молитвой, и исцелился.
Об этом исцелении стало известно в Киеве, что, конечно, подорвало лекарскую репутацию Армянина. Тогда тот, с целью в свою очередь навредить блаженному, послал в Печерский монастырь человека, осужденного на смерть, чтобы тот принял перед Агапитом яд и умер. Однако молитвою и травами, которые Агапит готовил для себя, блаженный исцелил умирающего. Тогда озлобившийся маг попытался отравить самого Агапита, через своих единоверцев послав ему отравленное питье, но Агапит выпил зелье без всякого вреда для себя, ибо сказано в Евангелии от Марка о служителях Господних: «… если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мрк. 16; 18).

Случилось так, что в Чернигове занедужил сам князь Владимир Мономах. Армянин начал его лечить, но лечение было безуспешным – болезнь не оставляла князя, только становилась крепче. И вот, уже понимая, что кончина близка, Мономах обратился к тогдашнему игумену Печерской обители Иоанну (преподобный Антоний в то время уже отошел ко Господу) с просьбой отпустить к нему блаженного Агапита, ибо тот был его последней надеждой на исцеление. Игумен сказал Агапиту о княжеской просьбе, но тот, который никогда не выходил из монастырской обители, смиренно ответил, что он не пойдет к князю, поскольку и ко всем тогда идти придется: «Прошу тебя, отче, не побуждай меня выходить за монастырские ворота ради славы человеческой, избегать которой обещался я пред Богом до последнего издыхания. Если позволишь, лучше я удалюсь в иную страну и потом опять возвращусь сюда, когда минет эта нужда», – пишет в «Житиях» Дмитрий Ростовский.
Однако игумен убедил блаженного Агапита послать князю хотя бы трав «от пищи его», тот согласился, князь принял травы, а блаженный вознес за него молитву, и Мономах был исцелен.
После выздоровления князь сам посетил Печерскую обитель, чтобы увидеть и одарить княжескими дарами своего целителя, но тот, избегая земных почестей и прославления, удалился. Князь отдал золото игумену, но позже все-таки прислал одного из своих бояр со многими дарами к блаженному. И тот вновь не принял даров, сказав, что «исцелял он силою не своею, но Христовой». Боярин упрашивал Агапита, говорил, что если бы он принял дары, тем утешил бы того, кому через блаженного Бог послал исцеление. После этих слов Агапит согласился принять дары, но просил со смирением передать князю, что и все, что тот имеет, не его, чужое, повторив евангельскую истину, что ничего из земных сокровищ, когда наступит его последний час, князь с собою не возьмет. А потому надо князю раздавать милостыню, «ибо Сам Господь, Который находится среди обездоленных, избавил его от смерти, я же сам по себе никакого успеха не имел бы; и прошу, чтобы он не ослушался этих наставлений моих, дабы не пострадать более сильно», – так записано в «Житиях».
Однако княжеское золото постигла та же участь, что и в первый раз: блаженный Агапит вынес дары из кельи, будто бы хотел спрятать, а на самом деле бросил и скрылся. Игумен увидел это, взял золото и раздал его нищим. Князь Владимир Мономах не посмел ослушаться воли святого и стал с тех пор раздавать щедрую милостыню всем нуждающимся.
Настало время, и после всех трудов занемог и сам блаженный Агапит. Тогда к старцу пришел тот самый Армянин и стал спрашивать, какими средствами лечится преподобный. На это он ответил, что здравие подает Бог, чем вызвал замечание Армянина, что Агапит ничего не знает о лекарском искусстве. Маг взял за руку блаженного и сказал, что жить тому осталось три дня. И если за это время произойдет исцеление, то он изменит свою жизнь, примет крещение, постриг и станет таким же монахом. На это блаженный Агапит ответил ему, как пишет Дм. Ростовский, «с горячностью»: «Так вот способ твоего врачевания: больше говорить о смерти, чем о помощи! Если ты искусен, дай мне жизнь; если не можешь этого, зачем унижаешь меня и осуждаешь на смерть в третий день? Меня же известил Господь, что через три месяца отойду я к Нему».

Армянин же не поверил ему и настаивал, что через три дня старец отойдет ко Господу. Тут к Агапиту, который был болен сам, принесли другого болящего. Преподобный показал траву Армянину, но тот сказал, что такой травы не знает, и предположил, что она из Александрии. Тем временем блаженный дал вкусить травы больному, помолился, и тот стал здоровым. Однако, когда он предложил вкусить той же травы Армянину, тот отговорился тем, что в эти дни у него пост. Преподобный спросил, какой тот веры, и, узнав, что он – иноверец, потребовал немедленно оставить его келью.
Блаженный Агапит действительно прожил еще три месяца и отошел ко Господу 1 июня 1095 года по старому стилю. Братия с пением погребла его в пещере святого преподобного Антония. Узнав, что старец покинул сей мир в тот срок, который знал про себя сам, Армянин пришел в Печерский монастырь к игумену Иоанну со словами: «Блаженный Агапит явился мне и сказал: «Ты обещался принять иноческий образ; если солжешь, то погубишь и жизнь, и душу”. Я верую, что явившийся мне свят, и если бы хотел он дольше жить здесь, то это даровал бы ему Бог. Я полагал, что он не переживет трех дней, а Бог прибавил ему три месяца, а если бы он желал, то жил бы и три года. Но я думаю, что сам он как святой захотел оставить нас, стремясь в Царство святых, и если преставил его Бог из временной жизни в сей обители, за то даровал ему жизнь вечную в обителях небесных. Поэтому желаю скорее исполнить повеление этого святого мужа».
После наставления игумена новообращенный последовал примеру блаженного Агапита и навсегда остался в монастыре, где принял кончину.
Преподобный Агапит оставил после себя учеников – преподобный Алимпий (Алипий) иконописец считается первым дерматологом, преподобный Дамиан – первым педиатром, преподобный Прохор стал первым русским фармацевтом. Они все упокоены в пещерах Киевской лавры рядом со своим учителем, над гробом которого установлена краткая надпись: «Прп. Агапит Печерский — врач безмездный».
Ныне киевские ученые установили, что примерный возраст его был 60 лет, значит, дата рождения приходится на 1035 год. С.А. Никитин по своей уникальной методике реконструкции черепа восстановил для нас внешний облик преподобного – тонкое и мудрое лицо его теперь открыто нам.
Канонизация Агапита состоялась примерно в первой трети XIII века, что соответствует периоду составления Киево-Печерского патерика. Почитание началось во второй половине XVIII века.
Какие есть изводы иконы
Иконописных изображений преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, существует немного. На одном изводе он изображен в черном одеянии инока, в скрещенных руках его – склянка с лекарством, пучок трав и свиток. За спиной – вид Киево-Печерской обители. Лицо святого аскетично и сосредоточенно. На другом изводе преподобный изображен в черном клобуке, но алом одеянии, это более ранний византийский стиль, что особенно ясно видно по изображению фона: слева – вход в пещеру, где была келья блаженного старца, справа – стены обители. Еще один, также поздний извод изображает святого в синей одежде со свитком в руках.

На иконе преподобного Агапита кисти Ю.Э. Кузнецова, который взял для своего извода тот канонический вариант, где святой изображен в черном одеянии, иноческая ряса, сохраняя основной тон, сияет теплыми тонкими узорами: ими всегда иконописец наделяет одежды чудотворцев. Он раскрывает их внутренний образ, одевая в чудесные ризы, которые лучатся светом радости, а значит – надежды на исцеление и, прежде всего, духовное и душевное.
Значение иконы
С иконы Святого преподобного Агапита Печерского, врача безмездного, глядит на нас длиннобородый старец, в правой руке его – сосуд с ложечкой, которой давали в древности врачи лекарства недугующим, в левой – снопик лекарственных трав, отварами из которых он исцелял больных, и свиток. На одном из списков иконы этот свиток развернут, и там читаются слова: «…николиже исцелих силою моею, но Христовою» – «…никогда не исцелял силою моею, но Христовою». Он смотрит с состраданием, очень внимательно, будто заглядывая внутрь, в душу, о спасении которой пекся в первую очередь, ибо знал, что излеченное тело при пренебрежении жизнью духа – бессмысленно. Все здешнее, материальное, земное рано или поздно подходит к неизбежному окончанию своего пути в мире сем. Даже обладая самым крепким здоровьем, мы уходим, и наше физическое тело по законам природы превращается в тлен, бессмертна лишь душа. Что будет с нею, если не было прижизненной заботы о ее состоянии, ее здоровье? Что дальше, если нет в ней Бога?
«Жизнь без Тебя – мгновение пустое», – говорил преподобный в своей молитве Господу, и Им была насыщена каждая секунда, каждое мгновение его земного жития, и потому мощи его уже тысячу лет нетленны. Это ли не образец того, что полная добровольная принадлежность души Богу сообщает и телесному ее носителю вечную жизнь в буквальном смысле, ибо сам святой по-настоящему жив возле Бога Живого, Иисуса Христа. Жив настолько, как и прочие святые, что мы можем обращаться к нему, говорить с ним, просить его о спасении наших душ и тел, и видим, как на протяжении десяти веков эти исцеления происходят.
Чудеса от мощей святого преподобного Агапита Печерского длятся и по сей день. Но после реконструкции его по методу Герасимова, о которой мы уже говорила в разделе «События из жизни святого», удивительные вещи, происходящие при мощах святого, привлекли внимание ученых других специальностей. Например, исследователями было замечено, что возле честных мощей преподобного растения растут быстрее и становятся более крупными и крепкими. Неожиданным образом, без явных внешних воздействий структурируется вода, что, как известно, приводит к изменению ее качества – структурированная вода благотворно действует на человеческий организм. Вблизи мощей снижен радиоактивный фон и уменьшается количество бактерий, то есть пребывание возле раки преподобного Агапита уже имеет оздоровляющий эффект. Также было замечено, что в некоторые дни такое воздействие усиливается многократно. Это поле, необъясненное пока с точки зрения эмпирической науки, безусловно, Божественного происхождения и связано с действием Святого Духа, присутствующего здесь: святой не мыслил своей жизни без непрерывного стяжания Его. Усердие преподобного в том было так велико, духовный подвиг во спасение своей и других душ для Бога столь бескорыстен и самоотвержен, что только в этом, очевидно, стоит искать возможное объяснение чудес от мощей и его, и других святых, чьи останки пережили века практически без искажения своих прижизненных черт. Если эти объяснения вообще стоит искать, вместо того чтобы просто радоваться диву от святыни, как мы просто радуемся внезапным посещениям Божией благодати…
О том, что святой Агапит Печерский не покидает нас, не оставляет своим попечением, говорит еще одно необъяснимое чудо. На портале «Дивное Дивеево», в новостях от 18 февраля 2012 года, было опубликовано сообщение об удивительном событии: в Свято-Покровской церкви Полтавы, где находится икона с частичкой мощей святого, на стекле, покрывающем икону, отпечаталось изображение его. Произошло это в рождественские праздники, когда настоятель о. Николай снял с иконы киот со стеклом, чтобы позолотить нимб над головой святого. Икона была не старая, ее написал в 2008 году художник Петр Гуменюк, который и до того писал иконы и для этого храма, и для других.
Настоятель забрал икону домой, а киот со стеклом оставил в церкви, не заметив перемены в нем из-за неяркого освещения. На другой день было солнечно, и работники храма сразу заметили, что стекло мутноватое. Они не сразу поняли, в чем дело, вынесли киот на улицу, на солнце, и тут – просто были ошеломлены: на стекле киота, как негатив, полностью отпечатался образ святого. Причем пейзажа со зданиями Киево-Печерской лавры на заднем плане, который обычно изображается на списках иконы Святого Агапита Печерского, не было, проявились только его образ и звездочка, куда были вложены мощи. Очевидно, энергия, исходящая от толики их, явила здесь свое удивительное действие.
Образ поместили в другой киот, а этот поставили рядом, и даже неверующие полтавчане заходили посмотреть на это нерукотворное чудо. На экспертизу киот решили не возить. Со времен Туринской плащаницы отпечатки, проявления изображений святых на стекле, покрывающих их иконы, и другие чудесные феномены, происходящие с образами, давно известны, но научного обоснования им так не находится. Если на это нечто, таинственное для нас, есть воля Божия, то стоит ли, как Фоме неверующему, пытаться, образно говоря, «вложить пальцы» в ту область непознанного, где умственное ничего не даст – даст только вера и доверие Ему. Другое дело, если задаться другими вопросами: не как это произошло с точки зрения объяснения механизма, законов чистой физики, которые здесь неприложимы, а зачем? О чем Господь через святого своего говорит с нами?
Возможно, что это напоминание нам о том, о чем часто забываем, даже стоя перед иконой. Образ святого – не просто нарисованный или отпечатанный лик. Первообраз сей момент смотрит на нас через образ, и сострадательный и строгий. Внимательный взгляд святого преподобного Агапита Печерского скажет многое, если человек приходит к его иконе с верой и любовью. Нам есть о чем его просить и есть за что благодарить. Дивный пастырь болящих телом и скорбящих душою, преподобный врач, всю жизнь стремившийся уподобиться Тому, Кто есть Первейший «Врачу душ и телес», Отцу нашему Небесному, он – с нами, со всеми, кто прибегает к нему за животворной и чудесной его помощью.
Потому вновь хочется закончить и этот рассказ радостными словами: «Дивен Бог во святых своих!»

В Википедии есть статьи о других людях с именем Агапит.

Митрополит Агапит

Митрополит Могилёв-Подольский и Шаргородский
до 17 августа 2015 года — архиепископ

c 5 января 2013 года

Предшественник

епархия учреждена

Архиепископ Северодонецкий и Старобельский
до 20 июля 2012 года — епископ

14 декабря 2007 года — 20 декабря 2012 года

Церковь

Украинская Православная Церковь

Предшественник

Иларий (Шишковский)

Преемник

Пантелеимон (Поворознюк)

Епископ Мукачевский и Ужгородский

26 июля 2000 года — 14 декабря 2007 года

Предшественник

Евфимий (Шутак)

Преемник

Марк (Петровцы)

Епископ Хустский и Виноградовский

22 ноября 1998 года — 26 июля 2000 года

Избрание

5 ноября 1998 года

Предшественник

Мефодий (Петровцы)

Преемник

Иоанн (Сиопко)

Образование

Киевская духовная академия

Имя при рождении

Иван Васильевич Бевцик

Рождение

6 марта 1965 (53 года)
село Давыдовцы, Кицманский район, Черновицкая область, УССР

Принятие священного сана

1988 году

Принятие монашества

1988 году

Епископская хиротония

22 ноября 1998 года

Награды

Митрополит Агапит (в миру Иван Васильевич Бевцик; 6 марта 1965, село Давыдовцы, Черновицкая область) — архиерей Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), митрополит Могилёв-Подольский и Шаргородский.

Тезоименитство — 14 июня (преподобного Агапита Печерского).

Биография

Родился 6 марта 1965 года в селе Давыдовцы Черновицкой области.

По окончании средней школы поступил в Черновицкое музыкальное училище, которое окончил в 1983 году.

В 1985 году зачисляется в число братии Свято-Духовского мужского монастыря Вильнюса.

В 1988 году по просьбе архимандрита Ионафана (Елецких), наместника Киево-Печерской Лавры, послушник Свято-Духовского монастыря переведён в эту обитель, где и был пострижен в монахи с именем Агапит — в честь преподобного Агапита Печерского, врача безвозмездного.

В 1988 году рукоположён в иеродиаконы, а в 1990 году — в иеромонахи.

В сентябре 1992 года назначен настоятелем Свято-Троицкого храма возрождающегося Ионинского монастыря в Киеве. По воспоминаниям епископа Ионы (Черепанова): иеромонах Агапит «собрал ядро нашей братии и на пустом месте создал здесь монастырь. Мне оставалось только поддержать начатое им. При нём, собственно, при полном отсутствии средств стали вестись восстановительные работы. Он совершенно не отчаивался, видя полнейшую нищету и запустение. Тогда по воскресным дням на службы к нам ходило не более 20 человек — причём, в основном старушки из окрестных домов. Но и при таком убожестве, в такой нищете отец Агапит решительно приступил к реставрации храма. Шаг за шагом, постепенно».

22 июля 1994 года, после возведения в сан архимандрита, назначен наместником монастыря.

В 1994 году окончил Киевскую духовную семинарию. В 1998 году — Киевскую духовную академию, защитив работу на тему «Роль Вселенских и Поместных Соборов в формировании христианского богослужения».

5 ноября 1998 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви архимандрит Агапит назначен епископом Хустским и Виноградовским.

Хиротония во епископы состоялась 22 ноября 1998 года в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры.

26 июля 2000 года назначен епископом Мукачевским и Ужгородским.

С 14 декабря 2007 года — епископ Северодонецкий и Старобельский.

20 июля 2012 года возведён в сан архиепископа.

Решением Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года освобождён от управления Северодонецкой и Старобельской епархией и почислен на покой с местопребыванием в Свято-Троицком Ионинском монастыре Киева.

5 января 2013 года был назначен архиепископом Могилёв-Подольским и Шаргородским.

17 августа 2015 года возведён в сан митрополита.

Награды

  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени.(2008)

Примечания

  1. http://orthodoxy.org.ua/data/monastyri-episkopa-iony.html-0
  2. Состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви
  3. Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 20 декабря 2012 | УКРАЇНСЬКА ПРАВОСЛАВНА ЦЕРКВА. Проверено 7 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
  4. Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 5 января 2013 года | УКРАЇНСЬКА ПРАВОСЛАВНА ЦЕРКВА. Проверено 7 января 2013. Архивировано 11 января 2013 года.
  5. Патриаршее поздравление епископу Северодонецкому Агапиту с 10-летием архиерейской хиротонии

Ссылки

  • Агапит, архиепископ Могилев-Подольский и Шаргородский (Бевцик Иван Васильевич) на сайте patriarchia.ru
  • Биография на официальном сайте УПЦ
  • Энциклопедия «Древо»
  • Агапит (Бевцик) на сайте «Русское Православие»

Память 14 июня

Преподобный Агапит, узнав о том, какие чудеса и исцеления совершает основатель святой Печерской обители, преподобный Антоний, пришел к нему, ища душевного исцеления через пострижение в святой иноческий чин, и получил его. Кроме того, Господь даровал ему дар своей молитвой исцелять других. Но, скрывая дар, данный его молитве, он подавал больным братьям монастыря и всем приходящим к нему за исцелением зелье, которое варил себе в пищу, как будто оно было лекарственное.

В то время жил в Киеве один врач, родом и верой армянин, подобного которому в городе еще не было. Осмотрев больного, близкого к смерти, он узнавал и говорил ему день и час смерти, никогда не ошибаясь, но при этом и не пытаясь такого человека лечить. Один из таких больных был принесен в Печерский монастырь; армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть. Но преподобный Агапит дал ему зелье, и тот исцелился. Армянин начал завидовать преподобному и прислал к нему осужденного на смерть, которому повелел дать яд, чтобы он выпил его перед Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелья, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор иноверный армянин еще больше того разозлился на преподобного. И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелья. Блаженный же выпил и остался невредим.

После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену, прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Преподобный, который никогда не покидал стены обители, передал для князя зелье, после чего тот совершенно выздоровел.

Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. Князь еще раз послал своего боярина к Агапиту с подарками, но тот не хотел брать, а когда по смирению взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

После многих трудов и богоугодных подвигов заболел сам безмездный врач. Узнав это, врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зельем лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, которым Сам Господь, как Врач души и тела, подаст здравие». Армянин понял, что он не понимает во врачевании и сказал: «Ничего не умеет этот человек в нашем искусстве». Потом, взяв его за руку, сказал: «Истину говорю я: на третий день он умрет. Если же переменится мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом». Блаженный же с гневом сказал: «Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи. Если ты искусен — дай мне жизнь. Если же это не в твоей власти, что досаждаешь мне, приговаривая меня к смерти через три дня. Бог оповестил меня, что я отойду к Нему по истечении трех месяцев». Армянин снова сказал: «Ты уже весь изменился; такие, как ты, не живут никогда дольше третьего дня». Старец так изнемог, что уже сам собой не мог двигаться.

В это время к преподобному Агапиту принесли еще одного больного для исцеления, и он чудом встал, как будто бы не болел, и, взяв свое обычное зелье, которое употреблял в пищу, показал армянину со словами: «Вот зелье, которое служит мне лекарством. Смотри и разумей». И больной исцелил. Преподобный и армянину предложил отведать зелья, так как больше в келии у него не было ничего съестного. Но армянин отказался, и выяснилось, что он иной веры. Храня предание основателей монастыря держаться Православной веры, преподобный Агапит праведным гневом выгнал его со своей келии и, как сам и предсказывал, прожил еще три месяца и, немного поболев, отошел к Господу. Армянин после его смерти пришел к игумену и, отрекшись от армянской ереси, принял постриг в святой обители.

Отдельно память преподобного Агапита врача Печерского празднуется 14 (1 по ст. ст.) июня.

Кондак 1

Избранный учениче великаго учителя преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антония дивный подражателю жития его святаго, святче отче Агапите, песнью восхвалим тя с любовию заступника нашего; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися выну о спасении нас грешных, от всяких бед избавляя зовущих ти:

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Икос 1

Ангелов любезную чистоту от юности твоея возлюбил, блаженне Агапите, к добродетелей подвижнику, преподобному Антонию притекл еси, и от него во иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был еси; темже славим тя воззвании сими:

Радуйся, богоноснаго Антония добродетелей и даров наследниче.

Радуйся, на высоту совершенства духовнаго возшедый.

Радуйся, молитвами усердными дар врачевания и чудотворения от Господа получивый.

Радуйся, из глубины души воздыханиями чистоту душевную стяжавый.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 2

Видев Всевидец Господь благое души твоея изволение, блаженне Агапите, еже поработати Ему безленостно, внуши преподобному Антонию благословити тя на жестокое и острое в пещернем затворе житие. Ты же благословение святое с верою прием, в пещере покой вечный обрел еси Единому Богу работая в пениих, бдениих и пощениих немолчно воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев преподобный Антоний произволение Божие возсияти в сем иноце вельми благоугодным начинаниям и душевноспасительным намерениям, изобильно насытил духовною сладостию и в добродетелех укрепил есть, чесо ради вопием ему таковая:

Радуйся, преподобнаго Антония нравы себе усвоивый.

Радуйся, тою житию усердно поревновавый.

Радуйся, сыновью любовь к нему стяжавый.

Радуйся, и от него зело возлюбленный.

Радуйся, самовидче его подвигов.

Радуйся, во врачевании недугов ему споспешествующий.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 3

Силою Божиею укрепляемый, святе Агапите, великия иноческия труды подъял еси, да благословит дело рук твоих во славу имени Его святаго на спасение и врачевание всех с верою и надеждою к тебе притекающих и неленостно возносящих песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 3

Имея помысел чист и непорочну совесть и памятуя рекшаго: «Болен бе и посетите Мене: понеже сотвористе единому от сих братий Моих меньших — Мне сотвористе…» недугующих иноков под свой покров отечески приемля, якоже родители чада своя, утешал еси, отраду своим попечением подающе, и отеческою ласкою тяжесть болезни облегчающе, молитвою с одра болезни воздвигал еси. Сего ради приими от нас богохваления таковая:

Радуйся, в добродетелех богоискусный подвижниче.

Радуйся, во Христе всю братию монашескую возлюбивый.

Радуйся, недужных иноков смиренный и неусыпный служителю.

Радуйся, за подвиги временнаго жития покой вечный обретший.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 4

Бурю многомятежнаго житейскаго моря безбедно прошел еси блаженне, и в пристань безстрастия достигл еси, окормляем заповедями Христа Бога яже быша светильник ногама твоима и свет стезям твоим. Темже ныне в горних обителех водворяешися, сладце поя Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мысли о благоугоднем житии твоем, блаженне Aгапите, прихождаху к тебе: ови послушати поучений твоих, ови исцелений от различных недугов прияти, ихже ты с отеческою любовию приемля, руководствовал еси ко спасению, отгоняя всяк недуг и всяку немощь. Сего ради мы прибегаем к тебе, великому помощнику и целителю, славяще тя сице:

Радуйся, безмолвия любителю, обитель подвиги своими украсивый.

Радуйся, спасения многих душ человеческих виновниче.

Радуйся, болезнующих грехми врачу благоискусный.

Радуйся, воине Христов, полки невидимых врагов победивый.

Радуйся, ближняя твоя искренне возлюбивый.

Радуйся, спасению их душевному и исцелению телесному усердно послуживый.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 5

Боготечное светило быв угодник Божий, всех к Солнцу Правды — Христу путеводил еси примером жития твоего святаго; иже все бысть посвящено на служие Богу и ближним твоим: нищая и убогая милостиво питал еси. Темже блаженство милостивых унаследовал еси, и со святыми поеши вечно хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 5

Видим тя, блаженне отче Агапите, достигшаго в меру мужа совершенна о Христе и преисполненна дарований Божественных в Евангелии Христове обетованных верным последователем Бога Слова. Темже, чудящеся твоим подвигом, поем ти хвалебно:

Радуйся, в глубине сердца бисер драгий Господа Иисуса Христа обретый.

Радуйся, имя Его Божественное, во устех и в сердце своем выну имевый.

Радуйся, на земле алкавый и жаждавый, ныне же нетленныя пищи на небеси насыщаяйся.

Радуйся, нищету хранивый, нищих от глада избавляяй.

Радуйся, иго Христово благое и легкое искренне возлюбивый.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 6

Проповедник быв житием твоих Евангельских добродетелей, отче блаженне, плоть твою постом и молитвою поработил еси, и во славу Божию пожил еси; лучами своих подвигов всезлобнаго врага армянина нечестиваго, завистию и гневом палимаго, и своими злостными ухищрениями веселящагося, не токмо посрамил еси, но и к свету Христовой истины привел еси, поучая за все благодарити и славословити Господа, поя Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв в пещере святыя обители сия, яко богоносное светило, блаженный Агапите, светом добрых дел и врачеваний, умилил еси души и сердца человеков, а нечестиваго врача и завистника и его безстудное безумие посрамил еси. Тем убо святому и блаженному угоднику сему умильно зовем:

Радуйся, врачевание нечестиваго армянина посрамивый.

Радуйся, обреченнаго на смерть тем же армянином недугующаго со одра болезни воздвигнувый.

Радуйся, осужденнаго на смерть и напоеннаго смертным ядом, чудесно исцеливый и от смерти избавивый.

Радуйся, испивый смертный яд от врага, и по слову Господню: «Аще что и смертное испиют, не повредит им» — живот невредимый сохранивый.

Радуйся, злобу и коварство врагов своих посрамивый.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 7

Хотение единое имел еси, блаженне отче, еже Богу угождати и спасению душевному и здравию телесному ближних твоих благочестно служити, темже келлия твоя пещерная бысть врачебница благоотишная всякому человеку — нищему и богатому, князю и убогому. Ты же единое в сердце имея: «Всем вся бысть», врачевал не взирая на лица, призывая вкупе с сердцем и усты немолчно возглашати Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя чудотворца великаго познаша славный князь Владимир Мономах, на одре болезни возлежащ, пребывая при кончине своей, слезно молил еси блаженнаго Агапита притекти и исцелити его, но той, монашеский обет соблюдая, николиже стен обители оставляти посла зелие от трапезы своея, и князь вкусив ею, здрав восташа. Таковой силе твоего чудотворения и нелицеприятия дивящеся, вопием ти хвалебно:

Радуйся, крине пещернаго прозябения.

Радуйся, мира Христова благоухание.

Радуйся, не скрывый талант врачевания, тебе Домовладыкою врученный.

Радуйся, ради сильных мира сего обета иноческаго не нарушивый.

Радуйся, славы ради высшего звания славу человечскую ни во чтоже вменивый.

Радуйся, Великаго князя Владимира Мономаха с одра смертнаго недуга былием, тобою благословенным и молитвою подъял еси.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 8

Странника и пришельца в мире сем помышлял еси себе быти, Агапите блаженне, темже о богатстве земнем всякое попечение отложил еси. Всякое стяжание суетное возбраняя, приходящих к нему разделяти достояние свое с нищей братией, и в их лице самому Христу служити поучал еси, немолчно воспевая хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, отче блаженне, о Бозе и угождении Ему присно призывал еси, умоляя ничтоже предпочитати паче любве Христовы и памятуя реченное Христом: «Не собирайте себе сокровища, идеже моль и ржа истребляют, а собирайте себе сокровища на небеси», не пожелал ради благ временных лишитися благ вечных, отвергал еси вся дары тебе князем приносимыя, поучая роздати их нищей братии и убогим. Тем же и мы таковое твое нищелюбие восхваляя зовем ти сице:

Радуйся, нищету паче богатства возлюбивый.

Радуйся, мзду за свое врачевание отвергая и раздати ю нищим и убогим повелевая.

Радуйся, блаженство нищих унаследовавый.

Радуйся, последния укрухи хлеба твоего с неимущими разделяти поучавый.

Радуйся, любовь к Богу любовию к ближним своим свидетельствовавый.

Радуйся, похвалами молитвенными до днесь в обители Киево-Печерской Лавры зело почитаемый.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 9

Всем приходившим в обитель молитв и врачевания ради, блаженне отче, дивно бысть видети тебе, нищетно в келлии твоей пребывающаго, обаче ты всех равною любовию принимал еси, коемуждо слово душевное или исцеление сотворял еси, научая всех пети виновнику всех Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут достойно воспети подвиги чудотворений твоих, блаженне Агапите, мы же таковым подвигом дивящеся, дерзаем венчати тебе, аще и недостойнии, похвалами таковыми:

Радуйся, на скрижалях сердца твоею Закон Христов написавый.

Радуйся, от глубины сердечныя, добрая и душевноспасительная наставления человеком износивый.

Радуйся, пещерный гражданине, грады и веси наполнивый славою твоих чудотворений.

Радуйся, Богом возлюбленный и ближними твоими благословляемый.

Радуйся, образ совершенства о Христе в себе явивый.

Радуйся, иго Христово благое и легкое искренне возлюбивый.

Радуйся, Aгапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 10

Спасения надежу стяжал еси при исходе твоем, блаженне отче Агапите, и яко пшеница зрелая во время пожатия, кончиною благою преселился еси в день, тебе заранее предуказанный Господом, во обители горняя, прияти мзду от руки праведнаго Мздовоздаятеля Христа, иже вчини душу твою со духи святых, немолчно возглашающих пред престолом славы Его победную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный раб и последователь был еси, отче Агапите, темже по неложному Его глаголу: «Идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет», мы чтуще тя, сердцем несумненно, яко ты со Христом во обителех блаженства вечнаго водворяешися и радости нетленныя наслаждаешися, яко истинный Того угодник: от нас же слышиши благохваления сия:

Радуйся, предсказания нечестиваго армянина о твоей смерти посрамивый.

Радуйся, о дне твоей блаженной кончины oт Господа возвещенный.

Радуйся, душу твою в руце Господа радостно предавый.

Радуйся, откровенным лицем славу Трисиянного Божества созерцавый.

Радуйся, телом смертным в обители погребенный.

Радуйся, душею безсмертною к Сиону горнему воспаривый.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 11

Пение Пресвятей Богородице приносиши, блаженне отче наш Агапите, и об обители нашей святей и подвизающихся в ней, и о всех с любовию к тебе притекающих присно ходатайствуеши, прося мира свыше и благопоспешения всем возносящим достодолжная похвалы Триединому Богу, воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника тя добрых дел, блаженне отче, исповедуем быти и прославляем прославльшаго тя Господа, иже чудесы многими мощи твоя ознаменована: струй бо исцелений благодатных источаеши от них недужным, и подвизаеши верныя вопити тебе:

Радуйся, земный ангеле и небесный человечe.

Радуйся, безмезднаго врачевания источниче.

Радуйся, мира многоцелебнаго преисполненный фиале.

Радуйся, от раки твоея святыя исцеления обильно пoдаваяй.

Радуйся, скорбящих утешителю.

Радуйся, унывающих ободрителю.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 12

Благодать Господню испроси нам, отче Агапите, почитающим с любовию святую память твою и усердно притекающим к честней раце мощей твоих, от неяже чудесныя исцеления подаеши недужным. Темже тебе, чудотворения даром от Бога прославленному, прилежно молимся: исцели наша недуги душевныя и телесныя и помози нам предстательством твоим спасение вечное получити, да вкупе тобою воспоем Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги твоя, блаженне отче, ублажаем равноангельское житие твое, дивимся чудотворениям твоим, молитвенно почитаем святую память твою, и припадающе к раце мощей твоих, умильно взываем:

Радуйся, Пресвятыя Богородицы достойный предстателю.

Радуйся, пещерожителей славо и похвало.

Радуйся, святыя обители сея, вкупе с Антонием и Феодосием присное охранение.

Радуйся, подвизающихся в ней благонадежное заступление.

Радуйся, приходящих в ню на поклонение благий предстателю.

Радуйся, почитающих память твою небесный покровителю.

Радуйся, Агапите, душевных и телесных недугов скорый целителю.

Кондак 13

О преблаженне отче Агапите! Ты горе на небеси, мы же долу на земли, удаленныя от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею, обаче дерзаем приносити тебе сие малое похвальное пение, еже милостивно прием, моли Господа и Владыку нашего избавити нас погибели вечныя и сподобити блаженства святых, вопиющих Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Агапиту, врачу Печерскому

О всеблаженне Агапите, земный Ангеле и небесный человече! Припадаем к тебе с верою и любовию и молим ти ся прилежно: яви нам смиренным и грешным святое свое заступление; се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих просити о потребах наших Господа и Владыку нашего, но тебе, молитвенника благоприятнаго, к Нему предлагаем и просим тя со усердием многим: испроси нам от благости Его благопотребная дары душам и телесем нашим, веру праву, любовь ко всем нелицемерну, в злостраданиих терпение, тяжкими болезнями одержимым — от недугов исцеление, под бременем скорбей и напастей неудобоносимых падающих и жития своего отчаявшихся твоими молитвами получити скорое облегчение и избавление. Не забуди, блаженне отче, и обитель сию святую, присно тя чтущую, но соблюди ю и всех живущих и подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих невредимыми от искушений диавольских и всякаго зла. Егда же приспеет наше от временнаго сего жития отшествие, и к вечности преселение, не лиши нас помощи твоея небесныя, но молитвами твоими всех нас приведи в пристанище спасения и наследники яви нас быти всесветлаго Царствия Христова, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога Отца и Сына и Святаго Духа и твое вкупе с преподобными Антонием и Феодосием отеческое зaступление во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *