Молитва для усопших

1. Что значит поминать усопших?

Сначала обратим внимание на то, что в Церкви говорят об усопших, а не об умерших — это потому, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Потом зафиксируем еще один важный момент: поминание усопших в Церкви отличается от дней памяти, от воспоминаний о человеке. Поминание в Церкви — это, прежде всего, молитва.

2. Какой смысл молиться за мертвых, ведь они нас уже не слышат?

Молитва — это обращение к Богу, Богородице, Ангелам, святым. Молитва — наша беседа с ними, и в первую очередь с Богом — как с Творцом всего, и человека в том числе. Когда мы молимся, наше духовное начало, а именно наша душа и дух, входят в непостижимое, но тем не менее непосредственное соприкосновение с Богом и всем потусторонним таинственным миром.

Молитва за другого человека основана на том, что и другой — тоже существо духовное, тоже создан по образу и подобию Божьему, тоже сын Отца Небесного, вне зависимости от того, насколько на данный момент он эту связь со Своим Отцом осознает и ценит. Именно поэтому возможна молитва не только за нас самих, но и за тех, кто нам дорог, в том числе за души заблудшие. То есть молитва — это отношения в сфере духовной, но — и это крайне важно! — отношения, простраиваемые через наше ходатайство, наши прошения к Богу.

Все сказанное касается не только душ тех, кто еще здесь и в принципе имеет все, что позволяет человеку молиться, — мозг, волю, сердце, органы чувств. Еще в большей степени в нашей молитве нуждаются души, уже лишенные тела. Вот что об этом пишет великий русский святой Феофан Затворник: «Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, не разгораживаясь пополам умиранием».

Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. «В доме Отца Моего обителей много», — говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она «пребывает», пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.

Пришествие в наш мир Иисуса Христа, Его искупительная жертва за наши грехи, Его Крестная Смерть, а потом Его Воскресение из мертвых сделало нашу молитву за тех, кто уже вне рамок нашего земного мира, не просто словами прошения и надежды, а реальностью, связующей наш земной мир с миром горним.

3. Почему важно молиться об умерших близких?

Вот как на этот вопрос отвечал один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви архимандрит Кирилл (Павлов).

«Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим. И мы в то же время знаем, что в будущем будет только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им и изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире».

Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.

С другой стороны, именно потому, что духовная связь между живыми и умершими возможна, мы тоже получаем молитвенную помощь оттуда, от святых. Наши усопшие тоже духовно способны подавать нам сигналы, спасать нас.

4. Почему важна именно личная молитва, а не просто поданная записка в храм?

«Но наша беда, — говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов, — состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и так далее. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными». Что ж, может быть, — нет худа без добра! — самоизоляция 2020 года поспособствует нашей сосредоточенной молитве об усопших близких.

5. Как именно молится дома за усопших?

В этом году официальный сайт Московского Патриархата опубликовал «Последование панихиды пасхальным чином в день Радоницы для домашнего совершения», но если с непривычки это будет сложно, священники советуют трижды пропеть пасхальный тропарь (главную молитву Пасхи) «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав», а затем произнести молитву «Упокой, Господи, души усопших рабов твоих (перечислить имена)». А вообще традиция поминовения усопших дома существует с глубокой древности. В память об ушедших близких принято регулярно читать Псалтирь. Поминовение живых и усопших составляет часть утреннего молитвенного правила. И хотя, конечно, нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время Таинства Евхаристии, в этот раз жителям городов с самоизоляцией стоит поставить свой долг любви перед живыми выше долга любви перед умершими и помолиться дома.

6. Чем еще, кроме молитвы, можно изменить посмертную участь усопших?

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения… достойный его и его прославляющий: это милостыня».

Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.

7. И, наконец, а чему мы радуемся на Радоницу?

Пасха, Светлое Воскресение Христово — такой важный праздник, что длится не один день, а сорок (с 19 апреля до 28 мая). В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, как бы призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

То есть, смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова. Неслучайно, во время полной панихиды, которая совершается в этот день после богослужения, поются и пасхальные песнопения.

Заказать поминальную трапезу 8 (495) 100-31-17 | Традиционные блюда | Дни поминовения

Что говорят на похоронах и поминках

В час поминовения, пока не стихла боль утраты, первое, о чем нужно помнить — это деликатность. Узнайте как подобрать слова соболезнования, ознакомьтесь с примерами слов соболезнования и правилами некролога. Эти руководства дадут представление об этике поминовения и подскажут верные слова утешения.

Но поминальная речь имеет и свою специфику. В ней вы обращаетесь к целому кругу гостей, которые собрались, чтобы утешить близких, самим помянуть усопшего и послушать, что скажут о нем друзья и родственники. Ваших слов ждут, и ваша траурная речь может звучать с бОльшим пафосом, чем это принято при личном выражении соболезнования.

Слова скорби непосредственно на похоронах должны быть предельно краткими, но речь на поминках может и не ограничиваться парой фраз.

Поминальные слова скорби и траурная речь

Сначала представьтесь и, если это не очевидно всем, скажите, кем вы приходитесь покойному. На поминках выскажутся многие. Поэтому траурная речь должна быть лаконичной, а мысли выражены точно. Гости поймут, если фраза прервется от внезапного плача. Но неподготовленность, словоблудие, а тем более нетрезвый лепет, собравшиеся воспримут как знак неуважения к умершему. Не полагайтесь на импровизацию! Имейте с собой краткие тезисы, а дома или по пути на траурную церемонию повторите несколько раз свою поминальную речь.

Не пересказывайте биографию — достаточно поведать об одном ярком случае, эпизоде жизни, чтобы гости запомнили этот интересный факт. Важно чтобы описанное вами событие высветило одну из положительных черт покойного. Лучше рассказать о том эпизоде, который вы сами высоко оценили. Изучите примеры, как поминают знаменитостей их близкие (в каждом некрологе приведен эпизод из жизни и соболезнования).

Акцентируйте внимание публики на том свойстве характера, которое продемонстрировал ваш рассказ. Любая негативная черта имеет светлую сторону. Примеры комплиментарных синонимов:

  • О ворчливом человеке можно сказать «Он дал мне урок критичного взгляда на мир».
  • О прижимистом: «Осторожность, рациональность и дальновидность — вот то, чего не хватает всем нам сегодня, и чему можно поучиться у покойного».
  • Беспечность в финансах: «Он был так уверен в лучшем будущем…»
  • Подозрительность: «Знал человеческую натуру…»
  • Не очень умный: «Доверчивый, наивный, так верил людям…»
  • Надменный: «Знал себе цену, в его круг входили только лучшие…»
  • Упертый, упрямый: «Принципиальный…»
  • Поддающийся, без стержня: «Бесконфликтный… Его кредо — компромисс».

В траурной речи уместно поделиться личным опытом в отношениях с покойным. Конечно, не секретами и сплетнями. А вспомнить добрый поступок, слова, заботу, которая была проявлена им при жизни. Подчеркнуть значимость усопшего для Вас лично и выразить уверенность, что этот ваш взгляд разделяют все собравшиеся. В своей речи избегайте сложных «кудрявых» фраз, причастных и деепричастных оборотов, штампов и банальности. Говорите от души!

На поминках нельзя говорить о недостатках: «О покойном или хорошо, или ничего» — это основа основ этикета поминовения. Не стоит вспоминать, тем более, вслух, о неудачах, слабостях, грехах и обидах. Всепрощение, примирение, вспоминания о лучшем — вот нужная аура поминальной церемонии.

Слова скорби уместно дополнить цитатой мысли покойного: наказа, наставления, заповеди или моральной максимы, которую он озвучивал при жизни. Затем следует подвести траурную речь к упоминанию той пользы, которую он принес близким и обществу. Сделать вывод, что человек прожил жизнь не зря и обещать вечную память в сердцах родных и друзей покойного.

«Пусть земля ему/ей будет пухом! Вечная память!» Завершить свою поминальную речь можно и этими словами, но так поступят многие. Лучше подобрать уместную эпитафию, созвучную личности усопшего:

  • Если Вы или усопший — верующие люди, посмотрите здесь: религиозные эпитафии, христианские эпитафии, эпитафии-молитвы или фразы из Библии.
  • Если, наоборот, усопший — последовательный .
  • Для покойника , а также эпитафии о смысле жизни.
  • Много красивых идей слов скорби в универсальных или в эпитафиях от лица покойного.

Протокол поминовения

На поминках нужно, стоя, почесть усопшего минутой молчания. Миссию ведущего доверяют близкому семье человеку, который в траурной обстановке сможет контролировать свои эмоции. Он поочередно дает слово родным по степени близости — супругу/супруге, детям или родителям, ближайшим родственникам, а затем друзьям покойного.

Ведущий должен заранее заготовить несколько фраз, чтобы снять паузу и переключить внимание гостей, если речь выступающего будет прервана слезами. Поминальные слова принято произносить стоя.

Православная христианская традиция поминовения

Если покойный был верующим, тогда поминки нужно провести по церковным обычаям, с соблюдением церковных ритуалов. Речи и молитвы — это ключевые составляющие христианской церемонии поминовения. После молитвы об упокоении души усопшего ведущий церемонии должен поблагодарить всех гостей за за то, что они пришли на поминки и помолились за душу новопреставленного. Траурные речи произносятся, когда уже все собрались за столом.

В православной христианской традиции поминки начинают с 90 псалма и молитвы «Отче наш». Обстановка за столом сдержанная, разговаривать нужно тихо, полушепотом. Первое слово предоставляют главе семьи. Затем поминки ведет глава церемонии — уважаемый гостями близкий семье человек. Траурные слова на православных поминках произносят по старшинству. Все кто хочет высказаться, могут и должны получить слово.

Траурные тосты* на православных поминках завершают словами: Пусть земля будет пухом, а память вечной! Все пьют, не чокаясь и кланяясь портрету или свободному месту покойного.

* Спиртное не входит в православную традицию поминовения (см. «Поминальный стол»). Но практика помянуть «не чокаясь» глубоко укоренилась в народе. Важно соблюдать меру!

В православии известно, что, благодаря молитвам, отпеваниям и другим христианским обрядам, мечущейся душе новопреставленного становится легче. Доброе теплое слово от родни и друзей умиротворяет душу покойного и притупляет горе близких. В конце поминовения, вставая из-за стола, каждый кланяется портрету или в сторону места покойного. Уходя, выражают сочувствие родным. На поминках прощаться не принято.

Стихи на поминках? Да, но деликатно и в меру.

Выражая соболезнование лично, с глазу на глаз, обращаться к стиху нежелательно. Прочесть стихотворение собравшимся за общим столом друзьям покойного можно — ведь все ожидают скорбных изречений, воспоминаний и некоторого пафоса. Возможно в стихах. Главное, чтобы рифма не была пошлой, чтобы отражала лучшие черты покойного и соответствовала моменту. И была краткой. Или очень краткой.

Пример траурной речи на похоронах

Чтобы не сковывать «правильной», но неподходящей вам речью, мы вместо конкретного примера предложим оптимальную структуру поминального слова с примерами фраз.

Обращение:

  • Дорогие друзья и родственники !
  • Уважаемые гости!
  • Братья и сестры!
  • Дорогие родные и друзья нашего любимого

Персональное позиционирование по отношению к покойному (скромно):

О траурном событии (известие о смерти или воспоминание о похоронах):

  • Отец долго болел; мы понимали, что будет, но когда нам позвонили из больницы…
  • Когда я узнал, что умер, в этот вечер я ни о чем ином не мог думать.
  • Хотя дедушка прожил долгую жизнь, сообщение о смерти поразило меня.
  • Сегодня 40 дней, как мама покинула нас.
  • Год назад мы простились с , человеком уважаемым и достойным.

Несколько слов о лучших качествах усопшего:

  • Бабушка была добрейшим человеком, гостеприимной и хлебосольной хозяйкой.
  • Она была опорой и надежным тылом вот уже пять лет назад почившему супругу.
  • Его знали как шутника и оптимиста, с ним было легко и беззаботно.
  • Он дарил уверенность в будущем и был опорой для окружающих.

Процитируйте наказ, совет или нравственную ценность, которой усопший призывал следовать родных и близких. Затем в нескольких фразах расскажите о ярком случае или эпизоде жизни, который иллюстрирует положительное качество покойного. Хорошо, если этот ваш короткий рассказ дополнит мозаику мнений других гостей поминок. Закончите его, помянув покойного благодарностью или восхищением этим его свойством личности.

Закройте свою речь обещанием вечной памяти. В заключение допустимо использование рифмы, а, если новопреставленный был верующим человеком, и среди гостей много христиан, то завершить поминальное слово эпитафией-молитвой. Будьте краткими: длинная речь воспринимается с трудом. И нужно дать высказаться всем желающим гостям церемонии.

Суть поминок | Поминальный стол | Дни поминовения | Соболезнования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *