Молитва достойная есть

Набожные люди верят, что многие известные нам молитвы из церковных богослужений переданы человеку ангелами. Не стала исключением и молитва Пресвятой Богородице «Достойно есть», текст которой знают даже те, кто далёк от религии. И пусть история её появления больше похожа на красивую легенду — иногда искренняя вера в чудеса помогает нам в разных жизненных ситуациях.

Содержание

О молитве

Путь молитвы «Достойно есть» неразрывно связан с одноименной иконой Божьей Матери. Считается, что обе святыни имеют свойство исцелять душевные и телесные раны, помогать при масштабных эпидемиях, а также способствуют счастливой семейной жизни. Со словами молитвы верующие обращаются к Богородице за поддержкой в новых начинаниях, с просьбой заступиться и помочь обрести душевный покой. «Достойно есть» обязательно входит и в так называемый «Чин о Панагии» — торжественное шествие в честь Богоматери.

История молитвы

С возникновением молитвы связана интересная история тысячелетней давности. Неподалёку от святой горы Афон жил старец со своим послушником. Однажды мудрец отправился на ночную молитву, оставив ученика одного в келье. Поздно вечером в дверь к послушнику постучался незнакомый инок, который хотел отдохнуть после долгой дороги. После ужина они вместе стали читать молитвы и псалмы.

«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

После этих слов икону охватило необычайное сияние. Послушник попросил таинственного гостя записать молитву, но ни пера, ни бумаги под рукой не оказалось. Тогда инок начертал слова прямо на камне и быстро покинул келью.

Когда, возвратившись, старец услышал историю ученика, он понял, что их ночным посетителем был сам как Архангел Гавриил. С того самого момента икона «Милующая» получила своё новое название — «Достойно есть», а сама молитва прочно вошла в христианское богослужение.

Что нужно знать про икону «Достойно есть»?

Смысл и значение иконы колоссальны для каждого верующего христианина. Её автором считается Святой Лука. На иконе изображена Богоматерь, которая прижимает к себе маленького Иисуса. В руках у Христа — свиток с молитвой. «Достойно есть» долго странствовала по миру, но с конца Х века находится в Карейском монастыре на горе Афон.

Кому и в чём помогает обращение к Пресвятой Богородице?

С молитвой «Достойно есть» обращаются к Божьей Матери прежде всего во время крупных эпидемий.

Достойно есть. Текст молитвы

Изначально известная молитва была написана на греческом языке, поэтому если вы захотите использовать оригинальный текст, обязательно проверьте все ударения.

Текст на церковнославянском языке с ударениями

Текст молитвы на русском языке

Перевод

«Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем».

Даже если вы не считаете себя религиозным человеком, стоит попробовать обратиться к молитве. Произнесённая от всей души, она умиротворяет и даёт жизненные силы. Истинно же верующим православная молитва помогает найти себя, излечиться от всяческих болезней и обрести гармонию в душе.

Слушать молитву Богородице «Достойно есть»

@Κύριεἐλέησον.με

Происхождение песни Достойно есть

Книга 15. Поучение 38

I . В день прославления Божией Матери, честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, как поется в известной церковной песне, уместно будет, братия, побеседовать с вами о происхождении этой священной песни. Как часто слышим мы эту священную песнь в честь Пресвятой Богородицы: она поется ежедневно за богослужением. Но не только мы грешные прославляем Богородицу, — Ее прославляют небожители, — ангелы и все небесные воинства, потому что Она честнейшая херувимов; и замечательно, что ту же песнь, которою мы прославляем Матерь Божию, воспевают ангелы Божии на небе.

В одной келлии на св. горе Афонской подвизался с своим послушником один старец священноинок. Однажды пожелал он выслушать всенощное бдение под воскресный день в соборе и пошел туда, а ученик его остался дома. Настала ночь, и вот, юноша слышит стук в дверь. Отворяет и видит незнакомого странника-монаха. Он вводит его в келлию и оставляет на ночлег. Между тем настало время службы Божией, и оба они — и хозяин и гость, с благоговением начали в ночной тишине славословить Господа. Тихо текла своим порядком их всенощная служба; пришло время величать Пресвятую Деву Богородицу и славить честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, и вот они стали пред иконою ее и начали песнопение. Инок хозяин, полный сердечного умиления и благоговения ко Всепетой, трогательно запел: Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Но дивный гость сладким ангельским голосом начал: Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, — а к этому уже прибавил и Честнейшую до конца.

— Чудно! — воскликнул до слез растроганный новою песнью инок, — но мы поем только Честнейшую. А такой песни Достойно есть до сей поры никогда не слыхали и не только мы, но и предки наши. Впрочем, умоляю тебя: напиши мне эту песнь, чтобы и я мог так же, как ты, величать и славить Богородицу.

— Хорошо, — сказал незнакомец, — дай мне бумаги и чернил, я напишу тебе эту песнь для памяти.

— Прости, брате, — с прискорбием отвечал инок гостю, — занимаясь молитвой и рукоделием, мы редко в них нуждаемся, и потому сейчас нет ни того, ни другого.

— Так принеси мне хотя какую-нибудь каменную плиту, — сказал гость.

Инок хозяин сейчас же принес и подал ему плиту, а тот своим перстом начал писать на ней всю упомянутую песнь, и — о чудо! Как воск смягчился камень под рукой старца-посетителя: его пишущий палец глубоко врезывался в камень, и слова четко и ясно отпечатлевались на плите. Окончив писание, таинственный гость подал хозяину камень и сказал: «отныне навсегда так пойте и вы, и все православные христиане», — сказал и, как молния, вдруг исчез. Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам сложенную ангелами песнь в честь Матери Божией. Радость и трепет объяли смиренного инока юношу; долго он, пораженный чудом, с благоговением стоял пред начертанными рукою архангела словами и, не доверяя себе, ощупывал их руками, перечитывал и заучивал наизусть. На рассвете возвратился старец и застал своего ученика поющим новую песнь.

— Где ты так петь выучился? — спросил он ученика, удивленный его пением.

Ученик рассказал ему все, что случилось, показал и на самую доску с чудесным начертанием на ней песни: Достойно есть. С изумлением смотрел старец на эту исписанную неземною рукою каменную плиту, много раз перечитывал священную песнь и наконец, взявши камень, представил его на рассмотрение целого собора старцев и рассказал все подробности этого события. Тогда все прославили Господа и воспели Пречистой Его Матери новую песнь. Св. икону, пред которой архангел воспел эту песнь, стали называть Достойно есть; эта икона и по сие время находится на Афонской горе.

II . а) О, воистину достойно есть величати Богородицу!

Пресвятая Дева Мария, будучи подобной всем смертным, сделалась Материю Божией, бессеменно зачала, носила во чреве и родила Бога, Творца и Вседержителя.

Она, по успении Своем, взошла на небо и, как Матерь Божия, вознеслась превыше всех сил небесных, сделалась Госпожой и Владычицей мира; Ее славят, Ей поклоняются архангелы и ангелы, херувимы и серафимы.

Ее слушает, Ей повинуется вся тварь видимая и невидимая. Как нам, христианам, не ублажать, ежечасно даже, Пресвятой Девы Марии, когда Сам Господь благоволил вселиться во утробу Ее, и вследствие этого кто теперь ближе Ее к Сыну Божию, чтобы ходатайствовать пред Ним о нас грешных?

Кто, наконец, и любит нас больше Ее? Чудеса милостей Ее неисчислимы. Скольким иконам Своим сообщила Она чудотворную силу! А все для чего? Для того, чтобы тем удобнее нам было пользоваться токами Ее щедрот и благостыни. Поистине, Она для мира христианского — древо светлоплодовитое, от него же питаются вернии, древо благосеннолиственное, им же покрываются многи.

б) Матерь Божию, небесную Царицу и Владычицу мира, мы должны непрестанно призывать, к Ней прибегать во всяких бедах и напастях, возлагать на Нее всю надежду и упование, и от Нее ожидать себе милости, заступления и спасения; ибо Ей дана от Сына Ее и Бога нашего благодать спасать и покрывать род христианский; Она, по свидетельству св. Церкви, христиан предстательница, верных прибежище, стена необоримая. Она всех обидимых помощница, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, верных спасение, (молитва Богородице). К этой великой Заступнице прибегая, мы должны из глубины души взывать: Владычице, помози, на ны милосердовавши! Пресвятая Богородице, спаси нас!

в) Но, чтобы наши песнопения и молитвы были угодны Пресвятой Деве Марии, мы должны удаляться от грехов. В противном случае наши песнопения и молитвы не только не будут приятны Пречистой Матери Божией, но даже и оскорбительны для Нее. Вот что говорит об этом св. Димитрий Ростовский: «послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз! К вам и к себе обращаюсь: повторяем мы архангельское приветствие Пресвятой Деве — «Радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаемся, об истинном покаянии не заботимся. Что же мы думаем, — угодно будет наше моление, пение и поклонение Пресвятой Деве Богородице? Если бы кто вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, потом на ее глазах заклал бы его ножом в сердце, а затем подошел бы к ней и, кланяясь, стал бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мне милостива: угодны ли бы были матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами.

А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, как согрешаем, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери; повергаем, попираем и прободаем, снова распиная Его на кресте. И смотрит на все это Матерь Божия, а мы, распинатели Ее Сына, припадаем к Ней и говорим: радуйся! Милостива нам буди. Не прогневаем ли мы Ее еще больше? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую Она терпела при кресте Сына Своего и Бога нашего?»

III . К Богородице прилежно ныне притецем грешнии и смирении, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Достойно есть молитва текст

О тце́в все Афо́нское мно́жество, / собери́теся, ве́рно пра́зднующе, / днесь ра́дующеся и све́тло восклица́юще вси в весе́лии, / Бо́жия бо Ма́ти ны́не от А́нгела пресла́вно воспева́ется. // Те́мже, я́ко Бого́родицу, при́сно Сию́ сла́вим.

Ин тропарь, глас 4:

П ритеце́м, ве́рнии, со дерзнове́нием/ к Ми́лующей Цари́це Богоро́дице/ и умиле́нно воззове́м к Ней:/ низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя:/ град сей изба́ви от вся́каго обстоя́ния,/ мир да́руй ми́рови // и спасе́ние душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4:

П ритеце́м, ве́рнии, со дерзнове́нием/ к ми́лующей Цари́це Богоро́дице/ и уми́льно воззове́м к Ней:/ низпосли́ на ны ми́лости Твоя́ бога́тыя:/ Це́рковь на́шу сохрани́,/ лю́ди во благоде́нствии соблюди́,/ зе́млю на́шу изба́ви от вся́каго обстоя́ния,/ мир да́руй ми́рови // и спасе́ние душа́м на́шим.

П ра́зднует днесь весь Афо́н,/ я́ко песнь прия́т от А́нгела чу́дно/ Тебе́, Чи́стей Богома́тери,// Ю́же вся тварь чтит, сла́вящи.

Ин кондак, глас 8:

А рха́нгельский глас вопие́м Ти, Всецари́це:/ досто́йно есть, я́ко вои́стинну,/ блажи́ти Тя, Богоро́дицу,/ Присноблаже́нную и Пренепоро́чную, // и Ма́терь Бо́га на́шего.

О Пресвята́я и Преми́лостивая Влады́чице Богоро́дице! Припа́дая к святе́й ико́не Твое́й, смире́нно мо́лимся Тебе́, вонми́ гла́су моле́ния на́шего, виждь ско́рби, виждь беды́ на́ша и, я́ко любвеоби́льная Ма́ти, потщи́ся на по́мощь нам безпо́мощным, умоли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего: да не погуби́т нас за беззако́ния на́ша, но яви́т нам человеколю́бно свою́ ми́лость. Испроси́ нам, Влады́чице, у бла́гости Его́ теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние, и ми́рное житие́, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, и благослове́ние свы́ше на вся блага́я дела́ и начина́ния на́ша. И я́коже дре́вле призре́ла еси́ ми́лостиво на смире́нное славосло́вие послу́шника Афо́нскаго, воспева́вшего Тя пред пречи́стою ико́ною Твое́ю и посла́ла еси́ к нему́ А́нгела научи́ти его́ пе́ти песнь небе́сную, е́юже славосло́вят Тя А́нгели; та́ко и ны́не приими́ на́ше усе́рдное молитвосло́вие, Тебе́ приноси́мое. О Цари́це Всепе́тая! Простри́ ко Го́споду богоно́сныя Твоя́ ру́це, и́миже Богомладе́нца Иису́са Христа́ носи́ла еси́, и умоли́ Его́ изба́вити нас от вся́каго зла. Яви́, Влады́чице, Твою́ ми́лость к нам: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́ и сподо́би нас благоче́стно житие́ сие́ земно́е соверши́ти, христиа́нскую непосты́дную кончи́ну получи́ти и Небе́сное Ца́рствие насле́дити ма́терним хода́тайством Твои́м к Ро́ждшемуся от Тебе́ Христу́ Бо́гу на́шему, Ему́же со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Д осто́йно есть/ велича́ти Тя,/ Богоро́дице,/ Честне́йшую Херуви́м/ и Сла́внейшую // без сравне́ния Серафи́м.

Источник: http://diak.ortox.ru/*_bogorodice/view/id/4442

Икона «Достойно есть»

Данная икона находится на головном месте алтаря в Успенском соборном храме города Карее — столице Афонского монашеского государства. Дата явления 982 год, а 1864 год — прославление. Знаменитой и особо почитаемой икону Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») сделал следующий случай.

История иконы

В районе Карее в одной из пещер в X веке обитали православные старец и послушник. В 982 году в воскресную ночь 11 июня иеромонах отправился в обитель на всенощное бдение. Пономарь остался один. Ночью в дверь его кельи постучал незнакомец. Неизвестный инок не вызвал удивления у послушника — собратья часто проведывали друг друга. Послушник поклонившись, с вежливостью предложил воды. Наступило время всенощной. Они вместе исполняли псалмы, встав на колени перед иконой Божьей Матери «Милующая». Наступил час петь «Честнейшую Херувим». Таинственный странник сказал, что в их землях поют иначе. Перед словами «Честнейшей» добавляют «Достойно есть…», обращаясь к иконе Богородицы.

Послушав гостя, они вместе начали исполнять предложенный им вариант молитвы. В это время икона Божией Матери Милующая засияла великолепным божественным светом. Воспитанник старца плакал от радости. После этого он стал умолять гостя записать эти замечательные слова. Неизвестный взял камень, который под его пальцами стал мягкий, словно восковая свеча и начертал рукой молитву. Гость представился смиренным Гавриилом и исчез.

Скрижаль с чудесно начертанными словами молитвы была перевезена в Константинополь, для свидетельствования божественного чуда. Саму икону «Достойно есть» Милующую с большими почестями доставили в соборный храм Карее, где она и находится до сегодняшнего дня. В православных храмах России имеется большое количество списков иконы «Достойно есть» значение которой высоко ценится в православном мире. В знак почтения был возведен великолепный храм в Галерной гавани (Петербург). Здесь была установлена чудотворная икона «Милующая», присланная с Афона. В настоящее время список иконы находиться в Санкт-Петербурге в Смоленской церкви. Около двух тысяч лет чудотворный лик Милующей Богоматери освещает весь православный мир и пользуется большим почтением.

В чем помогает икона Божьей Матери «Достойно есть»

Прежде, чем обращаться за помощью к Божьей Матери, молиться на икону «Достойно есть», стоит хотя бы немного поинтересоваться ее историей. Слова, оставленные архангелом Гавриилом, во время посещения монашеской кельи, дошли до наших времен, благодаря тому, что были начертаны на каменной стене, словно на листе бумаги. Первое трактуется как «справедливо» или «по закону», следующее означает «существую». В правдивости оставленных фраз нельзя сомневаться, поскольку они дошли до наших дней из первоисточника.

Чудотворная икона обладает большой силой.

Обращение к ней способно отпустить даже самые тяжелые смертные грехи, но только при одном условии – молящийся человек осознал вину и раскаивается

Поэтому о чем молиться иконе Божией Матери «Достойно есть» каждый выбирает сам, исходя из потребности.
Часто гордость становится причиной больших проблем, очень сложно принять и осознать равенство всех людей. Если заметили за собой, что пренебрежительно относитесь к окружающим, считаете себя лучше или выше их, то необходимо просить прощения, поскольку тщеславие, гордыня входят в семь смертных грехов.

Икона «Достойно есть» с изображением Богородицы избавит душу от греховных заблуждений, очистит ум от неправильных убеждений.

Зависть – чувство разрушающее душу, она способно довести до большой беды. Избавить от негативных мыслей – вот в чем помогает икона Божией Матери «Достойно есть». Она поможет доброжелательно относиться к счастливым людям, не желать им зла, не завидовать чужим успехам.
Чревоугодие опасно для тела, души. Тем, кто утратил чувство меры, нужно молиться у иконы «Достойно есть». Это поможет испытывать радость даже от простых вещей, не стремясь к богатству и роскоши как единственной цели в жизни.

Если резюмировать, то данный образ способствует личному прогрессу в вере и избавляет верующих от грехов. Само явление образа связано с трудным подвижничеством и смирением, архангел Гавриил явился смиренному иноку и даже самого себя назвал смиренным, тем не менее, оба они стали свидетелями чуда.

Молитвы иконе

Тропарь, глас 4

Oтцев все Афонское множество,/ соберитеся, верно празднующе,/ днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии,/ Божия бо Мати ныне от Ангела преславно воспевается./ Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.

Ин тропарь, глас 4

Притецем, вернии, со дерзновением/ к Милующей Царице Богородице/ и умиленно воззовем к Ней:/ низпосли на ны милости Твоя богатыя:/ град сей избави от всякаго обстояния,/ мир даруй мирови/ и спасение душам нашим.

Кондак, глас 4

Празднует днесь весь Афон,/ яко песнь прият от Ангела чудно/ Тебе, Чистей Богоматери,/ Юже вся тварь чтит, славящи.

Ин кондак, глас 8

Архангельский глас вопием Ти, Всецарице:/ достойно есть, яко воистинну,/ блажити Тя, Богородицу,/ Присноблаженную и Пренепорочную/ и Матерь Бога нашего.

Величание

Достойно есть величати Тя, Богородице, Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Достойно есть»

О пресвятая и премилостивая Владычице Богородице! Припадающе к святей иконе Твоей, смиренно молимся Тебе: вонми гласу моления нашего, виждь скорби, виждь беды наша и, яко любвеобильная Мати, потщися на помощь нам безпомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего, да не погубит нас за беззакония наша, но явит нам человеколюбно Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его телесное здравие и душевное спасение, и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, православному воинству нашему на вся враги победу и одоление. И якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника афонскаго, воспевавшего Тя пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Ангела научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели, тако и ныне приими наше усердное молитвословие, Тебе приносимое. О Царице всепетая! Простри ко Господу богоноснеи Твои руце, имиже Богомладенца Иисуса Христа носила еси, и умоли Его избавити нас от всякаго зла. Яви, Владычице, Твою милость к нам: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози и сподоби нас благочестно житие сие земное совершити, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие наследити Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Достойно есть…» — молитва, дарованная ангелом

Целый ряд чудных молитв, которые мы постоянно слышим на богослужениях, передан нам ангелами и поэтому не оставляет равнодушными сердца истинно верующих. Это всем известные молитвы «Слава в Вышних Богу», «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», «Святый Божий, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Хочу напомнить тебе, мой православный брат или сестра, чудесную историю, связанную с появлением в нашем молитвенном обиходе еще одной столь любимой нами молитвы…

В десятом столетии в пещере неподалеку от Кареи, духовного и нынешнего административного центра святой Горы Афон, подвизались некий старец-иеромонах с послушником. Однажды субботним вечером 11 июня 982 года старец отправился в Лавру на всенощное бдение, а послушник остался в кельи. Поздно ночью в дверь постучался незнакомый монах. Послушник этому ничуть не удивился: обителей на Афоне много, многие отшельники живут пещерах или пустынных кельях высоко в горах, редко спускаясь к своим собратьям. Послушник поклонился страннику, предложил ему воды и отдохнуть с дороги.

Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы. Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному, добавляя перед такие слова: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

Когда же пришелец начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления. Он попросил гостя записать дивные слова, чтобы не забыть их. Однако, как на зло, в кельи не нашлось ни пергамента, ни бумаги, ни даже пера. Тогда гость подошел к каменной плите и начертил слова прямо на камне, под его рукой умягчившемся словно воск.

Затем гость, назвавшийся «смиренным Гавриилом», вдруг сделался невидимым, а икона еще некоторое время продолжала излучать чудесный свет. Потрясенный, послушник дождался старца, и рассказал ему о таинственном незнакомце, показав каменную плиту со словами молитвы. Духовно опытный старец сразу же понял, что в келью являлся никто иной, как Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери.

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру. Старец и послушник рассказали о случившемся проту Карейской Лавры. Тот благословил собрать Собор старцев, на котором было поведано о чудесном вестнике и его словах и показана плита, запечатлевшая на себе прикосновение ангельского перста. На соборе впервые купно вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», а камень же, с начертанными на нем словами, отправили в царственный град Константинополь патриарху, как свидетельство чуда. А икона Богородицы, ранее почитавшаяся, как «Милующая», перед которой впервые на земле была воспета эта молитва, с тех пор и стала называться «Достойно есть». Вскоре икону с почетом перенесли в соборный храм Кареи, где она стоит и доныне.

Плита же, с начертанной на ней Архангелом песнью, была перенесена в Константинополь во время патриаршества святителя Николая Хрисоверга († 995, память 16 декабря). Многочисленные списки с иконы «Достойно есть» («Милующая») свято чтутся в храмах русской и Украинской православной Церкви.

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Есть на земле место, к которому льнут Небеса, где ни на секунду не прекращается молитва, живут земные ангелы и на каждом шагу ощущается присутствие Пресвятой Богородицы. Гору Афон Пречистая избрала своим жребием и взяла под особенное попечение. Многие чудотворные иконы прославились на Афоне, а боговдохновенные молитвы афонских монахов спасали и продолжают спасать грешную землю от праведного гнева Божия. Но есть особая икона и особая молитва, история которых удивительна, чудесна и простыми человеческими мерками не объяснима. «Достойно есть» – этими словами православные величают Богородицу. А научил людей божественному песнопению святой благовестник, архангел Гавриил.

В 335 году стараниями императора Константина был воздвигнут на Святой Горе храм Успения Пресвятой Богородицы. Величественный по тем временам собор стал первым афонским храмом и доныне является центром духовной жизни иноческой республики. В алтаре его, напротив Престола, более тысячи лет пребывает чудотворный богородичный образ «Достойно есть». Икона – свидетельница многих бед, постигших храм, и соучастница его величия. С Афона невидимым светом она озаряет весь мир.

История почитания

Византийский церковный поэт и гимнограф Косма Маюмский составил текст величания Пресвятой Богородице «Честнейшую Херувим». Этот гимн пели в храмах Византии, Святой Руси, Иверии. Но в 980 году произошло событие, которое заставило внести некоторые изменения в текст гимна. И было это так. Неподалеку от Кареи в келье подвизались старый монах-отшельник и его молодой послушник. Старец имел обыкновение накануне воскресного дня уходить молиться в храм. Подвижнику же приказывал оставаться в келье и творить свое правило.

Прошло совсем немного времени и в дверь кельи постучались. Молодой инок открыл дверь и увидел монаха, которого раньше в здешних местах не встречал. Тот попросился войти, и уже через несколько минут оба молились перед образом Богородицы «Милующая».

В конце правила послушник старца начал славословить «Честнейшую Херувим». Таинственный гость, становив его, ромолвил: «Не так ты Пречистую величаешь. У нас это делают по-другому». Где это «у нас» инок понял позднее. А пока гость запел: «Достойно есть яко воистину…» и только в конце добавил «Честнейшую Херувим». «Так и молись», – закончил он. Послушник плакал от переполнявших его сердце чувств, а от иконы продолжало исходить неземное сияние.

Боясь забыть услышанные слова, молодой инок попросил гостя их записать. Но на чем, разве что на камне начертать? От прикосновения ладоней таинственного посетителя камень размягчился и по нему, как по глине, тот написал текст молитвы. А после сразу засобирался в путь. Провожая гостя, инок поинтересовался его именем. Тот ответил: «Гавриил» и стал невидимым.

Вернувшемуся старцу послушник подробно рассказал все случившееся с ним. Тот же пришел в умиление, услышав боговдохновенные слова молитвы. А когда его молодой сподвижник показал камень с надписью, заключил: «Чудесный гость, нас посетивший, – архангел Гавриил. А молитва эта – еще одна из возвещенных людям ангелами».

Весть о случившемся быстро распространилась по всему Афону. Пропетую архангелом молитву включили в православное богослужение. С тех пор и поныне на всех службах, за небольшим исключением, звучит это песнопение. Камень с написанным текстом афонские монахи отослали в Константинополь в подтверждение истинности своего рассказа. Икона же, перед которой Архангел Гавриил через афонского послушника научил всех христиан величать Богородицу, стала называться «Достойно есть», но и старое название «Милующая» за ней осталось.

За тысячу лет свое место икона покидала четырежды. Впервые в 1963 году – в дни празднования тысячелетия Святой Горы ее встречали в Афинах. В 1985 году икону привозили в Солуни по случаю празднования 2300-летия города. В 1987 году икона вновь была выставлена для всеобщего поклонения в древней элладской столице. Восемнадцать дней не истощал к ней человеческий поток. В 1994 году икона несколько дней пребывала на острове Крит.

Вразумление от иконы

В афонской летописи хранится повествование о том, как Пречистая Богородица вразумила иноков, не оказавших Ее образу должной чести и более того – хуливших на него. Издавна на восьмой день Пасхи монахи Кареи и близлежащих келий совершали крестный ход с иконой «Достойно есть». Но четыре насельника обители святого Дионисия отказались участвовать в этом священном действе. Они не только не пришли на службу в храм, но заперлись в своих кельях и не вышли навстречу образу, проносимому вдоль их обители. А двое из них кричали обидные слова и обзывали других монахов винопийцами и ядцами.

Не выдержала гнусного поведения Пресвятая Богородица. Внезапно пошел такой сильный дождь, что вода смывала все – вплоть до деревьев. А потом начался град, который уничтожил все насаждения на монашеских огородах. Но когда непогода закончилась, то все поняли: град падал только на огороды дионисиан. Все вдруг воспряло после дождя, только в обители хульников было грустно и страшно.

За презрение иконы и негодное поведение на монахов была возложена строжайшая епитимия. Весь год, до следующего крестного хода, провинившиеся иноки искренне каялись в соделанном. А при шествии иконы стояли на коленях, окропляя землю горькими слезами.

Подобное поведение позволили себе однажды насельники монастыря Кутлумуш. Они вообразили, что живущие в монастырях и кельях – разные по степени молитвенного подвига и приближенности к Богу монахи. И решили, что им недостойно участвовать в крестном ходе наряду с келиотами. За эту дерзость и были наказаны. Когда все молились в храме и готовились к крестному ходу, кутлумушцы остались в своей обители. На них напали морские разбойники, разворовали имущество монахов, многое сожгли. Узрев в этом явное Божье наказание, кутлумушцы попросили у Божией Матери прощения и больше не дерзали нарушать установленный для всех афонян древний обычай.

Иконография образа и молитвенная помощь

Молятся перед образом об исцелении от болезней – душевных и телесных. Молитва особенно помогает не заболеть во время эпидемий. Любое дело христианин начинает со слов «Царю Небесный», а заканчивает «Достойно есть». Если произошел несчастный случай, то помочь беде может обращение именно к этой иконе. Просят у Богородицы «Достойно есть» и о супружеском счастье.

Образ представляет собой поясное изображение Пречистой. Младенец прильнул к Матери и она поддерживает Сына под правую руку. Положение Богомладенца сходно с иконографией образа Взыскание. Иисус держит свиток с начерченными словами православного исповедания Богородицы. Такова иконография первоначального образа – того, перед которым впервые было возвещено богородичное славословие.

Более поздние варианты несут в своем изображении осмысление происшедшего события. В верхней части иконы воспаряют ангелы, а венчает композицию изображение Бога Отца в сонме ангелов. Присутствие ангельских чинов указывает на небесное происхождение песнопения, поведанного Гавриилом человечеству.

Поменялось в поздней иконографии и положение Богородицы и Христа – их царственный статус подчеркнут коронами над головами. А взоры обоих направлены на свиток. В некоторых вариантах надпись на нем содержит древнепророческое выражение о Царе мира Христе.

В русской иконографии, особенно стенописи, распространен другой, ростовой, вариант иконы. Пречистая изображена в тройной (реже в двойной) мандоле. Над Ней – изображение благословляющего Бога Отца. А вокруг – иерархия ангелов и святых. В обрамлении мандолы написан текст молитвы «Достойно есть».

Икона Достойно есть в России и чудеса от нее

В России во многих храмах есть списки с образа «Достойно есть». В Санкт-Петербурге ему построен храм. Ныне церковь действующая, и верующим она более известна как Храм Богородицы Милующей. До революции при храме были школа, больница, приют для бездомных. Советская власть храм закрыла и передала здания станции водолазной подготовки. Возрождение храма началось аж в 2006 году.

Одна из чудотворных икон, случаев исцеления от которой известно немало, находится в селе Белевка Самарской области. Известен случай исцеления от лейкемии четырехлетнего ребенка. Врачи отправили малыша умирать домой, отец ушел из семьи, а мама и бабушка не сдавались. Они отвезли ребенка в Белевку и прислонили к образу. «Горячо», – вскрикнул мальчик, а через восемь месяцев страшный диагноз врачами был отменен. В благодарность мать отреставрировала пришедший в бедственное положение образ. Работу реставратор оценил в 80 тысяч, но с его губ само собой сорвалось: 20. Оказалось, что именно столько осталось у женщины после безуспешного лечения сына у врачей.

В городе Нежине на Украине находится образ, привезенный с Афона в 1885 году. Икона много путешествовала по огромной стране, в которой все мы когда-то жили. И продолжает путешествовать. Огромная благодать обымает всех присутствующих в храмах, где она останавливается. К ней спешат за исцелениями, которые изливаются на верующих мощным потоком. По словам настоятеля храма, где постоянно пребывает образ, молитва перед иконой имеет силу разрешать всевозможные конфликты, особенно те, которые связаны с работой или взаимоотношениям граждан и государства. Известен случай, произошедший у образа два года назад. К иконе подошла женщина, которой на днях предстояла очень серьезная операция и помолилась перед ней. Она почувствовала в своем теле непривычное жжение. Через несколько дней женщина сообщила настоятелю, что после предоперационного осмотра врачи пришли в недоумение: ее почки были совершенно здоровы. Необходимость в операции пропала.

Русское присутствие в богоизбранном месте

В 1841 году неподалеку от того места, где когда-то стояла келья, был учрежден русский Андреевский скит. Главный собор обители до сих пор восхищает свой купол к небу и привлекает взоры православных паломников. Он – свидетельство былого величия русского присутствия на Святой Горе. Скит сильно пострадал в период так называемой имяславской смуты – мистического движения, возникшего в начале ХХ века в среде русских монахов на Афоне.

После октябрьского переворота в России иссякла материальная помощь инокам. А бушевавший три дня пожар 1958 года уничтожил почти все постройки, сгорела библиотека с древними рукописями, через четыре года упокоился о Бозе последний русский игумен. Прошло с тех пор более двадцати лет забвения. В конце 80-х в разрушенной обители поселились греческие монахи, и в 1992 году скит официально стал греческим.

День почитания иконы «Достойно есть» установлен Церковью 24 июня по новому стилю или 11 июня по православному летоисчислению. Именно в этот день, по преданию, архангел Гавриил посетил убогую келью неподалеку от Кареи.

На Святой Горе многое связано со словами «Достойно есть». Что и не удивительно. Величание это – венец молитвенного правила домашнего и вместе с «Тебе поем» является вершиной Евхаристического канона, без которого немыслима Литургия. В Греции даже паром, доставляющий на Афон паломников, носит такое имя. А ступающие на святой берег, произносят эту молитву как приветствие Хозяйке Горы, ее Верховной Игуменье – Пречистой Богородице. См. нашу статью Представительство России на Афоне.

«Аксиос!» — «Достоин!»
Новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье возведен на патриарший престол и отныне является предстоятелем Русской Православной церкви
Под возгласы «Аксиос!» (в переводе с греческого «достоин») митрополиты Киевский и Санкт-Петербургский, держа нареченного патриарха Кирилла под руки, трижды посадили его на трон в алтаре храма Христа Спасителя.
Он стал 16-м Святейшим патриархом Московским и всея Руси. В церковном календаре появилось два новых праздника: 1 февраля — день интронизации патриарха и 24 мая — день его тезоименитства.
Церкви — единство, обществу — диалог
Новый предстоятель РПЦ заявил, что будет хранить единство Церкви.
«Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату — блюститель чистоты веры», — сказал патриарх Кирилл.
Задача патриарха, отметил он, не допускать расколов и лжеучений. Разномыслие, подчеркнул он, «не должно ослаблять общих усилий по созиданию дома Божия».
Предстоятель РПЦ напомнил собравшимся слова святого Викентия: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь».
Еще одной своей задачей патриарх считает защиту «внешних канонических рубежей Церкви».
Интронизация
Интронизация нового патриарха впервые прошла в храме Христа Спасителя — главном российском православном соборе, восстановленном на месте взорванного в 1931 году.
Трон, на который был посажен 16-й патриарх, — тот самый, что был в прежнем храме. Перед разрушением храма его удалось перевезти в Троицкий собор Александро-Невской Лавры, где он хранился многие годы. После восстановления храма Христа Спасителя трон был возвращен на прежнее место.
Встречи
Президент Республики Молдова Владимир Воронин принял участие в церемонии интронизации Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
После церемонии интронизации нового Патриарха Московского и всея Руси Кирилла глава государства провел короткую встречу с Его Святейшеством, в рамках которой передал искренние поздравления.
Президент выразил надежду, что деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в качестве Предстоятеля Русской православной церкви будет способствовать укреплению традиций и идеалов православных христиан и триумфу добра и справедливости.
Патриарх Московский и всея Руси и президент Республики Молдова были едины во мнении о необходимости сохранения и усиления духовных связей, основанных на общих ценностях православных христиан, существующих между странами и народами России и Молдовы.
Глава государства пожелал Патриарху доброго здоровья, долгого и плодотворного духовного служения во имя укрепления веры и сплочения православных христиан. .
Избранный Патриарх Московский и всея Руси поблагодарил Президента Молдовы
Как сообщила пресс-служба Русской Православной Церкви (РПЦ), избранный Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Владимиру Воронину, от имени всех членов Поместного Собора Русской Православной Церкви, послание с благодарностью за теплые слова приветствия.
«Члены Поместного Собора с удовлетворением свидетельствуют о добрых отношениях, установившихся между Церковью и государством в Республике Молдова», — отмечено в послании.
«Достойно внимания то участие, которое Вы принимаете и в укреплении канонических норм жизни Православия в Молдове», — подчеркивается в послании избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, направленном Президенту Владимиру Воронину.
Напомним, что 27 января, перед началом Поместного Собора, на котором был избран новый Патриарх РПЦ, членам президиума Собора были зачитаны приветственные послания, поступившие от двух президентов — Молдовы и России.

Молитва «Достойно есть»

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

«Достойно есть» на церковнославянском языке

  • Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
  • Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке

История молитвы «Достойно есть»

Молитва — это общение с Богом. Некоторые молитвы, такие, как молитва «Отче наш» мы знаем из Писания. Церковные гимнографы пишут молитвы, которые мы можем прочитать в Минее, келейно люди обращаются в молитвах, которые пишут сами. У некоторых, таких как молитва «Достойно есть» — необычная история и значение. Молитва — это не всегда просьба, обращенная к Богу или благодарение. Мы славим Господа, Божию Матерь и святых, обращаясь к ним особым образом во время богослужения.

Молитвой «Достойно есть», как правило заканчивается молитвенное правило. Это — молитва Богородице. Молитва «Достойно есть» не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам. Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего. А Иисуса — Спасителем и Мессией.

Молитва «Достойно есть» создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть — не Богородица, а Христородица. Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария — Христородица, а не Богородица. Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва «Достойно есть» признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени «Пренепорочную», Матерью Бога.

После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Несторий отрицал Богоматеринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.

В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов. Слова «без истления» в молитве «Достойно есть» говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир. Бог Триедин и Бог-Слово — одна из Его ипостасей. «Сущая Богородица» — эти слова означают «подлинную Богородицу».

В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва «Достойно есть» состоит из двух частей. Вторая часть, начинающаяся с «Честнейшую херувим» появилась позже первой, которая начинается со слов «Достойно есть». В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский. Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.

Первая часть молитва «Достойно есть» возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха. Когда они вместе молились и читали молитву «Честнейшую херувим» и возгласил начало молитвы. Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *