Молитва гавриилу зырянову

Покровитель всех целителей

В церкви считается, что любая икона по сути своей чудотворна, если у вас хватает веры это заметить. Важно знать, что молитесь вы не самой иконе — это смахивало бы на идолопоклонство. Через нее вы передаете свою просьбу Господу и святым.
Святой Пантелеймон считается покровителем всех целителей. К нему принято обращаться со следующей молитвой: «О, великий угодниче Христов, страстотерпче и врачь многомилостивый Пантелеймоне! Умилосердися надо мною, грешным рабом, услыши стенание и вопль мой, умилостиви небеснаго, верховного Врача душ и телес наших, Христа Бога нашего, да дарует ми исцеление от недуга, мя гнетущаго. Аминь». Эта короткая молитва исцелила многих. Бывало, даже скептически настроенные доктора удивлялись, не будучи в силах объяснить с научной точки зрения процесс излечения. Икона Богоматери «Призри на смирение» считается чудотворной. Она исцеляет при болезнях печени».

Неизлечимые болезни

«Всецарица» (по-гречески она называется «Пантанаса»)- эта икона необходима тем, кто, по словам медиков, обречен. Она помогает при онкологических заболеваниях. Считается, она может сотворить чудо. Иногда бывает, что после молитв человек не исцеляется от опухоли, а она как бы «застывает», «замораживается» в той стадии, на которой человек пришел с просьбой к Богу. Есть группа больных, которые переходили все сроки, у которых должно было произойти и метастазирование, и переход в другую стадию, но все «остановилось».
Раковые опухоли помогают исцелять также мощи Святого Феодосия Черниговского (находятся в Никольском соборе Петербурга). Православная церковь считает его покровителем всех страдающих лучевой болезнью и пострадавших от чернобыльской катастрофы.

От пьянства и наркомании

В среде излечившихся алкоголиков есть огромное количество историй о том, как чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» помогла избавиться от хронического алкоголизма и даже от наркомании.
Икона «Неупиваемая Чаша» до сих пор хранится в подмосковном Серпухове. В последнее время сюда все чаще приезжают не только алкоголики, но и наркоманы. Монахи рассказывают, как однажды юноша-наркоман помолился Богоматери. Но спустя пару дней не выдержал и достал шприц, чтобы ввести себе наркотик. На глазах у парня и его девушки шприц расплавился, точно он был из воска.

От лишнего веса и травм

Помогают не только старинные иконы. Всего несколько лет назад к лику святых был причислен схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Он был очень тучным человеком. Смеясь, Гавриил говорил о своей полноте. «Есть где благодати разгуляться!» Сегодня иконе схиархимандрита молятся те, кто хочет похудеть. Молитва святому будет особенно эффективна, если при этом поститься. Кстати, пост — это не просто запрет есть мясо. Это прежде всего борьба со страстью, с чревоугодием. Также при ожирении помогает молитва Спасителю, Божьей Матери и святому, имя которого вы носите. К Богоматери болящие обращаются с молитвами особенно часто. Но следует четко знать, какой именно иконе молиться. Например, Козельщанская икона Божией Матери помогает при травмах, болезнях суставов и костей. Оригинал иконы находится в Рождество-Богородичном монастыре под Полтавой.
Икона Божией Матери, именуемая «Державная», — при душевных болезнях, сумасшествии. Находится в Москве, в заповеднике «Коломенское».
«Споручница грешных» спасает от эпилепсии. Списки с нее находятся по всей России.
К помощи Федоровской Богоматери прибегают при трудных родах, параличе и других болезнях. Икона находится в Федоровском соборе Ярославля.

От прочих болезней

Никто не станет лечить перелом ноги с помощью аспирина или скипидарной мази. Потому что для каждой болезни — свое лекарство. Также и чудотворные иконы. У каждой свое поле деятельности, своя «специализация».
От головной боли хорошо помогает молитва Иоанну Крестителю (Иоанну Предтече). Языческая царица Саломея велела отрубить ему голову. Голова святого, преподнесенная ей на большом блюде, стала символизировать героизм святого Иоанна, пророчествовавшего о пришествии Иисуса Христа. От болезней глаз следует молиться перед иконой Казанской Божьей Матери. А также святому мученику архидиакону Лаврентию, мученику Лонгину-Сотнику, святителю Гурию.
От болезней горла — святым мученикам Власию и епископу Севастийскому.
От болезней ума — святому юродивому Андрею.
От болезней желудка — преподобному Феодору Студиту или великому мученику Артемию.
При женском кровотечении — преподобному Ипатию.
При трудных родах — святой великомученице Екатерине, пророку Захарии и праведнице Елисавете (именно они были родителями святого Иоанна Предтечи).
От бесплодия — праведникам Иоакиму и Анне. По библейскому преданию, у них долго не было детей, и, уже когда Анна потеряла всякую надежду иметь ребенка, Господь даровал ей дочь — Марию. Ту самую, которая впоследствии родила Иисуса Христа.
Об исцелении детей — святой великомученице Параскеве, святому праведному Симеону Богоприимцу. Если заболел ребенок, следует прочитать акафист Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радости». Храм этой иконы находится в Москве на Ордынке. При детских болезнях также помогает молитва у иконы Тихвинской Богоматери.
От паралича — святому преподобному Иакову Железноборовскому, преподобному Александру Свирскому.
От бессонницы — семи отрокам в Ефесе. Как сказано в Библии и Коране, эти отроки уснули в Ефеской пещере и проспали 40 лет. А когда проснулись, то выглядели точно так же, как много лет назад. Только не осталось в живых тех людей, кто когда-то знал их.
И самое главное, прося святого о помощи, следует, что называется, «самому не плошать». Бессмысленно молиться об исцелении от гастрита и тоннами поедать вредные для желудка продукты. Надо помнить, что самое эффективное лечение — комплексное. Лечение и тела, и духа. Как писал Серафим Саровский, «исцеления даются по вере». Так что, врачуя тело, не забывайте о душе!

Узким и тернистым путём преподобный Гавриил Седмиезерный, Спасо-Елеазаровский вошёл в вечность. За свою жизнь старец Гавриил не по своей воле был вынужден сменить шесть обителей. Его тихий молитвенный подвиг всегда сопровождали болезни, доносы завистников, вражда и клевета. Однако безропотность и постоянство в любви ко всем помогли стяжать ему истинную святость.

«Ты – Мой»

Преподобный Гавриил (Зырянов) Родился будущий старец Гавриил 14 марта 1844 года в деревне Фроловой Ирбитского уезда Пермской губернии. Родители его, Феодор и Евдокия Зыряновы, были зажиточными крестьянами, знали грамоту и сына научили читать по Псалтири. Ганя (Гавриил) был единственным сыном в семье Зыряновых, две его старшие сестры впоследствии стали монахинями.

Мальчик от рождения был слабым и болезненным ребёнком, поэтому мать его много молилась о здоровье своего чада, давала обеты. Вместе со своими родителями Ганя тоже рано полюбил ходить в храм Божий. Ему было года три или четыре, когда случилось необычное. Мальчик, глядя в окно, пытался заново пережить в своём воображении Пасхальную службу, которая ему очень нравилась, когда неожиданно на небе появился необъяснимый свет и радуги, образующие крест. Затем некий голос сказал: «Ты – Мой!» «Чей?» – поинтересовался Ганя. «Божий!» – был ответ.

После этого обрадованный мальчик побежал к родителям. Скача перед ними на одной ноге, он твердил: «Я не ваш, я не ваш!» «Чей же?» – недоумевали родители. «Я – Богов», – радостно отвечал Ганя.

Чудесное исцеление

После пламенной молитвы праведный Симеон явился Гавриилу и пообещал исцелить его

В том, что Господь близко и слышит молитвы в вере призывающих Его, Ганя смог убедиться тоже ещё в детстве, после случая его чудесного исцеления. Тогда ему было уже более 10 лет. Шла первая седмица Великого поста. Матушка не разрешала Гане кататься на деревенской горке на санках. Однако он без спроса решил покататься и сразу же налетел на палку, из которой торчал огромный гвоздь, которым он и проткнул себе ступню.

Праведный Симеон Верхотурский Мальчик сразу понял, что был наказан за своё непослушание родителям. Глубоко в этом раскаиваясь, Ганя забрался в сенник и стал горячо молиться праведному Симеону Верхотурскому, прося его об исцелении. Ганя обещал святому, что если рана его заживёт, то он сам сходит на поклонение к мощам святого. После продолжительной и пламенной молитвы праведный Симеон явился Гавриилу во сне и пообещал исцелить его, если тот исполнит своё обещание, на что Ганя ответил согласием. Утром мальчик, к своему огромному удивлению, обнаружил, что рана у него на ноге зажила, и на её месте была видна уже молодая кожица.

«Будешь монахом!»

Вскоре Ганя исполнил своё обещание – вместе с другими паломниками он посетил Верхотурье, находившееся в 280 верстах от родной деревни. Здесь с ним произошло ещё одно необычное событие. Когда паломники уже собрались домой, Ганя вспомнил, что у него в кармане остались пятаки, которые он не успел раздать нуждающимся. Тогда перед ним предстал какой-то странник, похожий на преподобного Симеона, каким он явился мальчику во сне перед исцелением. Ганя отдал ему свои пятаки, но перед этим услышал от странника непонятные тогда для него слова: «Будешь монахом! Будешь схимником!» Только спустя много лет он понял, что слова эти были пророческими.

«Есть Бог!»

Прошло несколько лет, и ещё раз Ганя познал силу молитвы – то, что Бог и святые всегда его слышат. В ту пору он был уже юношей, но физических сил ему недоставало, чтобы помогать родителям в сельском хозяйстве. И тогда мальчик стал усиленно молиться своему Небесному покровителю архангелу Гавриилу, чтобы тот даровал ему необходимые силы. Прошло некоторое время, и неожиданно, когда Ганя начал рубить дрова, он почувствовал, как силы в нём умножились, и вся физическая работа с тех пор давалась ему легко. О необычайной силе юноши может свидетельствовать хотя бы тот факт, что теперь Ганю с места не могли сдвинуть вместе даже шестеро человек.

И он воззвал к Богу: «Пусть будет пшеница!», робко прибавив: «если Ты есть…»

Но не только физическая сила его умножилась, что не менее важно – у юноши возрастала и вера в Бога. Особенно способствовал этому ещё один чудесный случай. В один год в деревне из-за грозы, сопровождавшейся бурей и градом, случился неурожай пшеницы. Тогда поколебалась Ганина вера в Бога. «Неужели Он мог допустить такое бедствие?» – думал он. Или же… юноша старался отогнать от себя богохульные мысли, гнал от себя сомнения. И тогда он исполнился дерзновения и воззвал к Богу: «Пусть будет пшеница!», робко прибавив: «если Ты есть…». И сам ужаснулся своих последних слов. Однако Ганя сразу же услышал в ответ гром и голос: «Будет пшеница!» Он упал на землю, и первой радостной его мыслью было: «Есть Бог!»

Когда все крестьяне начали собирать побитую пшеницу, Ганя уговаривал отца подождать неделю, потом ещё одну. За это время стали выпадать мелкие дожди, пшеница начала оживать и расти. Когда Зыряновы её собрали, то перемолотым зерном наполнился весь амбар, так что дверь даже невозможно было закрыть.

После этого чудесного случая Ганя впервые заговорил о монастыре и в желании посвятить свою жизнь Богу был уже неотступен.

Оптина пустынь

Оптина пустынь

Вместе с тем родители Гани были категоричны и не хотели отпускать в монастырь своего единственного сына, помощника и кормильца семьи. Особенно же воспротивился этому решению отец. Однажды, после очередной Ганиной просьбы отпустить его в монастырь, отец схватил сына за волосы и стал хлестать ремнём. Но как только он его отпустил, Ганя упал отцу в ноги и снова спокойным голосом попросил благословение на монастырь. Сражённый таким смирением и кротостью, отец больше не мог устоять и благословил сына на монастырь.

Так 13 августа 1864 года Гавриил Зырянов оказался в Оптиной пустыни. Старцами тогда были иеросхимонахи отец Амвросий и отец Иларион, а настоятелем – игумен Исаакий. Гавриила приняли в число братии. Первым его послушанием стала работа в хлебной, позже к этому послушанию добавилось пение на клиросе.

Испытание болезнью

Однажды после потной работы в хлебной Гавриил поднялся на колокольню, чтобы звонить, и его сильно продуло. На следующий день у него обнаружили тиф. Несколько излечив эту болезнь, Гавриила не смогли избавить от другой – перемежающейся лихорадки, которая промучила его целых пять лет. За это время он сильно исхудал и, обессилевший, ничем не мог помогать братии. Гавриила стали одолевать тяжкие помыслы сомнения. Он начал думать, что приход его в монастырь не был угоден Богу, что болезнь его стала следствием непослушания родителям, что теперь он только в тягость обители и не приносит никакой пользы.

Отягчённый такими мыслями, Гавриил решил оставить Оптину пустынь. С этим решением он пришёл попрощаться к старцу Амвросию. Прозорливый батюшка смог разглядеть, что такая бесовская брань постигла Гавриила из-за того, что при поступлении в монастырь он не исповедал один грех. После того как Гавриил, вспомнив, исповедал этот грех, батюшка назначил ему небольшую епитимию и благословил на новое послушание – на рыбные ловли в 50 верстах от Оптиной.

Новое послушание и исцеление

На новом месте, благодаря свежему воздуху и благоприятному климату, Гавриил стал быстро поправляться, вскоре к нему вернулся аппетит. Однажды случилось так, что ему пришлось остаться здесь одному, а съестных припасов по ошибке не оказалось. Тогда Гавриилу не осталось ничего другого, как есть редьку с огорода. Именно после этого организм его стал приходить в норму.

Ветер подхватил горящую копну и отнёс в ту деревню, из которой был поджигатель

Однако враг воздвиг на Гавриила другое искушение. Однажды мужики из соседней деревни захотели взять монастырский невод, в чём Гавриил им отказал. За это они решили отомстить ему, и один из мужиков поджёг копну соломы возле его избы. Гавриил выбежал с иконой «Знамение» и стал между домиком и копной. Неожиданно ветер подхватил горящую копну и отнёс в ту деревню, из которой был поджигатель. Причём удивительно, что от копны загорелся только дом того мужика и сгорел, в то время как остальные дома остались неповреждёнными. Так злоумышленник был наказан.

Возвращение в Оптину

Вскоре Гавриил был переведён назад в Оптину. Он нёс послушания вначале в погребе, затем снова был назначен в хлебную, затем в булочную и, наконец, переведён в «игуменскую кухню». Здесь ему пришлось терпеть многие насмешки и издевательства от братии. Дело в том, что Гавриил был неопытен в кулинарном деле и в то же время очень доверчив. Зная это, старшие по кухне назначали ему разные несуществующие послушания: например, попросить «зашеину» у старшего келейника игумена. С этим Гавриил и обращался к келейнику. Тот понимал, что братия смеётся над Гавриилом, объяснял ему, а насмешников ругал.

Всё это свидетельствует о чрезвычайной простоте и наивности отца Гавриила. Но вскоре он сам хорошо освоил кулинарное мастерство и научился готовить лучше всех. Однако душа его скорбела о том, что монахом он ещё не стал. И хотя Гавриил уже был облачён в рясофор, но постриг над ним всё откладывался, в то время как остальная братия, даже многие из тех, кто пришёл в обитель позже него, уже были пострижены в мантию. Тогда Гавриил решил, что, видимо, в этом монастыре он не нужен. Он вспомнил и странное предсказание ему Оптинского старца Мелхиседека: «Учись петь и читать хорошо: тебе придётся быть в Москве». С такими мыслями Гавриил решил отставить Оптину пустынь и отпросился вначале на богомолье в Киев с тремя другими монахами.

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Посетив Киев, Гавриил со своими спутниками поехали в Москву, где остановились в Высоко-Петровском монастыре. Настоятель знал Гавриила и раньше и предложил ему перейти в эту обитель, обещая скорый постриг в мантию. Вскоре был получен и перевод от митрополита Иннокентия. Когда Гавриил вернулся в Оптину пустынь и сообщил о полученном переводе, отец игумен стал его уговаривать остаться, обещая тоже в скором времени постричь его в монахи. Однако чтобы сам игумен не считал его человеком колеблющимся, Гавриил решил отказаться от Оптиной и окончательно перешёл в Высоко-Петровский монастырь.

С этих пор начался период жалоб и доносов настоятелю на Гавриила

Он пришёл сюда 28 декабря 1874 года. Сразу же Гавриил был назначен экономом и расходчиком (ответственным за хранение и расход продуктов), а также нёс послушание на клиросе – пел и читал. Очень скоро он зарекомендовал себя как хороший хозяин, что вызвало зависть и недовольство братии, которая даже угрожала ему расправой. С этих пор начался период жалоб и доносов настоятелю монастыря на Гавриила. Однажды архимандрит Григорий, управлявший тогда обителью, поверив ложным обвинениям, заменил Гавриила на должности эконома другим человеком. Однако вскоре это привело обитель к большим убыткам, и настоятель был вынужден просить прощения у Гавриила – и вновь поручил вести ему хозяйство.

Новое искушение

Следует отметить, что сам Гавриил все интриги и клевету на него братии переносил спокойно и молился об исправлении своих обидчиков. Однако враг спасения воздвиг на него новую брань, более тяжёлую, чем эта. Однажды Великим постом Гавриил встретился взглядом с одной барышней – прихожанкой храма. У него в сердце возникло неведомое раньше чувство. Барышня тоже стала чаще посещать службы, после которых передавала записки с описанием своих чувств Гавриилу. Эта брань продлилась около года, и только усиленной молитвой и заступничеством Пресвятой Богородицы Гавриилу удалось одержать победу над этой страстью.

Постриг и иеродиаконство

Наконец состоялось долгожданное пострижение Гавриила в мантию. Произошло это 13 (26) августа 1876 года, в день памяти святителя Тихона Задонского, в честь которого он и получил своё новое имя. Вскоре после этого – 20 февраля 1877 года – состоялось рукоположение отца Тихона в сан иеродиакона. Примечательно, что накануне этого он видел необычный сон, в котором Можайский владыка дал ему 20 копеек и приказал вымыться в бане «от семи лет», что подразумевало под собой исповедь от семи лет перед посвящением.

Отец Тихон обладал прекрасным голосом и необычайно хорошо держал себя во время службы. Это ещё более разозлило его завистников и недоброжелателей. Вражда против Тихона всё более возрастала. Он и сам давно хотел удалиться в другой монастырь, подальше от столицы, где было столько мирской суеты. Советовал ему это сделать и старец Амвросий из Оптиной пустыни, с которым Тихон вёл переписку. Однако с переменой обители он не торопился, пока не получил извещение от Господа. Во сне он увидел подъехавший к нему экипаж, и голос сказал: «Это для тебя. Готовься в Богоявленский монастырь!»

Богоявленский монастырь

Несмотря на то, что настоятель Высоко-Петровского монастыря не хотел отпускать отца Тихона из своей обители, он вынужден был согласиться и отпустить его. Переход в Богоявленский монастырь состоялся 19 августа 1880 года. Здесь главным послушанием отца Тихона стало диаконское служение. Его благоговейная манера служить и прекрасный голос быстро сделали отца Гавриила известным и за пределами монастыря. Часто его приглашали служить в другие храмы, что приносило немалую прибыль обители. Однако своего желания удалиться подальше от суеты Тихон не оставлял. С этим намерением он берёт у настоятеля отпуск, чтобы посетить Раифскую пустынь, которая находилась в 30-ти верстах от Казани. С неохотой отпустил его настоятель, предчувствуя, что к ним отец Тихон уже не вернётся.

Раифская пустынь

Раифская пустынь

В Раифской пустыни Тихон оказался 29 июня 1881 года (по документам – 1882 года). Здесь у него возобновились приступы лихорадки, и он вынужден был остаться. Игумен обители очень хорошо относился к отцу Тихону. 24 апреля 1883 года он рукоположил его в иеромонаха, а также сделал духовником братии.

Приблизительно в это же время у отца Тихона открылся дар прозорливости

Приблизительно в это же время у отца Тихона открылся дар прозорливости. Этот дар несколько пугал и вызывал зависть даже у настоятеля обители, хотя он и уважал Тихона. Последний же хотел навсегда связать свою жизнь с Раифской пустынью, однако неожиданно пришёл указ о его назначении казначеем архиерейского дома в Казани. Прослужив на этой должности всего один месяц (октябрь 1883 года), отец Тихон хотел вернуться в Раифу, но по наговору клеветников отец настоятель уже не захотел принимать его обратно. Так иеромонаху Тихону вновь пришлось сменить обитель – на сей раз местом его земного пристанища стала Седмиезерная пустынь.

Седмиезерная пустынь

На новое место служения отец Тихон был переведён 7 ноября 1883 года. Наместник Седмиезерной пустыни сразу же назначил его духовником братии, а несколько позже – ещё и благочинным. Очень быстро батюшка завоевал авторитет и доверие братии, тепло к нему относился и наместник обители.

Вокруг образа появился сияющий венец, который охватил собой руки отца Тихона

Главной святыней пустыни считалась Седмиезерская икона Божией Матери. Однажды, во время совершения иеромонахом Тихоном молебна перед этим чудотворным образом, произошло чудо. Когда старец стал осенять иконой молящихся, они неожиданно упали на колени и, явно чем-то поражённые, начали взывать: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Как выяснилось, в то самое время вокруг образа появился сияющий венец, который охватил собой даже руки отца Тихона. Сам батюшка видел только, что воздух вокруг иконы словно порозовел. Впоследствии на месте этого явления был сооружён храм.

Очень часто с Седмиезерской иконой батюшке приходилось совершать длительные крестные ходы. Это несколько тяготило его, поскольку рассеивало внимание и погружало в суету. Отец Тихон всё больше стал задумываться о принятии схимы, чтобы всецело посвятить себя молитве. Он даже просил Господа, чтобы Он ниспослал ему какую-либо болезнь, которая бы оградила его от лишней суеты. И вскоре действительно тяжкая и мучительная болезнь поразила отца Тихона.

Вначале батюшка надорвался, один вытягивая огромный воз из оврага, и сразу же после этого отравился маринованными грибами. В результате на целых пять лет он оказался прикованным к постели: полтора года ему пришлось лежать на одном боку, ещё полтора – на другом, и ещё два года он пролежал на спине. Если добавить к этому, что от слабого сердца батюшке приходилось «умирать» по несколько раз на день, то можно представить, насколько тяжёлым было посланное испытание.

Однако сам иеромонах Тихон всегда с умилением вспоминал об этом периоде своей жизни, он говорил, что Господь посылал ему силы и утешение в этой скорби. После очередного видения, в котором ему предстал распятый Спаситель, Пресвятая Богородица и молящаяся о нём мать, старец вспомнил о своём намерении принять схиму. Постриг сразу же был совершён. Произошло это 5 октября 1892 года. По просьбе батюшки ему вернули имя, данное при крещении, в честь архангела Гавриила.

Исцеление от болезни

Святитель Тихон Задонский Однажды батюшка сподобился нового видения, в которых ему были показаны уготованные ему Небесные келлии. Когда иеросхимонах Гавриил рассказал подробно об этом видении наместнику обители, тот предложил отслужить панихиду по схимонаху Евфимию, первоначальнику Седмиезерной пустыни. После этой панихиды здоровье стало понемногу возвращаться к старцу. Однако увиденные им райские обители стали наводить на мысли о скором переходе в вечность. И тогда отец Гавриил был удостоен нового видения, из которого стало понятно, для чего продлевается его земная жизнь. Об этом в видении он был извещён святителем Тихоном Задонским: «Пусть молится об умерших!»

С этих пор батюшка усилил свою молитву об усопших, а когда силы его стали понемногу возвращаться, решил даже построить часовню для поминовения умерших. Однако архиепископ Казанский вместо часовни благословил его строить храм. Среди духовных чад батюшки, число которых быстро росло, сразу же нашлись благотворители. Храм в честь святителя Тихона Задонского и преподобного Евфимия Великого был построен и освящён 16 октября 1899 года. С тех пор здесь стали служиться заупокойные службы. Возле храма, памятуя о скорой смерти, батюшка решил построить и усыпальницу для себя.

В 1900-м году отец Гавриил был награждён от Священного Синода наперсным крестом. По смерти наместника Седмиезерной пустыни архиепископ Казанский Арсений предложил возглавить обитель иеросхимонаху Гавриилу, однако тот категорически отказывался от этой должности, даже становился на колени перед владыкой. Наконец, ссылаясь на своё слабое здоровье, ему всё-таки удалось уговорить архиепископа Арсения. И лишь после того, как трое наместников за короткое время сменили друг друга на этой должности, владыка заставил отца Гавриила взять управление обителью на себя. Это назначение было утверждено в феврале 1902 года, а 9 июня того же года батюшку возвели в сан схиархимандрита.

Настоятель обители

За короткое время отцу Гавриилу удалось привести в порядок дела обители, упорядочить богослужение. Он значительно расширил хозяйство, увеличилось и число братии. Однако не всем это пришлось по духу. Часть братии взбунтовалась против строгих порядков, однажды даже хотела убить своего настоятеля. Снова посыпались доносы на батюшку. Показательно, что, имея определённую власть, он не наказывал бунтовщиков и клеветников, хотя мог бы в любой момент выгнать их из монастыря. Но старец, сохраняя доброжелательность, продолжал молиться за них, надеясь на их покаяние.

Однако после серии доносов новому архиепископу Казанскому, плохо знавшему отца Гавриила, последовало несколько ревизий пустыни. По ложным обвинениям старец был отстранён от должности наместника и остался без каких-либо средств к существованию. Произошло это в июле 1908 года.

Спасо-Елеазарова пустынь

Спасо-Елеазаровский монастырь

Обладая даром исцеления, отец Гавриил старался его скрыть, подавая людям гомеопатические лекарства

После пережитого огромного потрясения отец Гавриил был принят своим духовным сыном игуменом Ювеналием (Масловским) в Спасо-Елеазарову пустынь во Пскове. Здесь до 1915 года он нёс послушание духовника обители. Сюда же к нему приезжали и его духовные воспитанники из Казанской духовной академии. Однако молва о батюшке быстро распространялась, и всё больше людей стало обращаться к нему за помощью. Обладая даром исцеления, отец Гавриил старался его скрыть, подавая людям разные гомеопатические лекарства.

Батюшка очень скорбел, что по причине слабого здоровья не может сам служить, и тогда было принято решение построить у него домовую церковь. Первое пожертвование на это благое дело было внесено Великой княгиней Елисаветой Феодоровной Романовой. Она присутствовала и на освящении уже построенного храма, которое состоялось 7 августа 1910 года. Посвящён храм был Небесному покровителю батюшки – архангелу Гавриилу. Спустя три года, также на средства благоволившей к нему Великой княгини, была построена и усыпальница для батюшки с расположенной рядом с ней часовней. Силы отца Гавриила постепенно угасали.

Великая княгиня Елизавета Федоровна и схиигумен Гавриил (Зырянов)

Переезд в Казань и кончина

Однажды бесы явно явились в келлии батюшки и угрожали ему: «Мы тебя и отсюда выгоним!» «На всё воля Божия!» – смиренно отвечал старец. Когда в 1914-м году началась война, это ещё больше подорвало силы и здоровье отца Гавриила. Народ потоком шёл к нему, прося молитв и утешения. Из-за слабого здоровья и сильных переживаний батюшка вынужден был 24 августа 1915 года переехать в Казань к своим духовным чадам.

19 сентября у схиархимандрита Гавриила началось воспаление в правом лёгком. После причащения 23 сентября он видел полосу света, которая падала с неба и сужалась у него на сердце. 24 сентября 1915 года батюшка преставился. Последними его словами были: «Спастися подобает многими скорбями».

29 сентября гроб с телом отца Гавриила был перенесён из Казани в Седмиезерную пустынь, где он и был погребён под храмом Евфимия Великого и Тихона Задонского, который сам построил.

25 декабря 1996 года схиархимандрит Гавриил (Зырянов) был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии.

Слова и наставления преподобного Гавриила (Зырянова), Седмиезерного

  • Преподобный Гавриил Седмиезерный Любовь к Богу и ближним – душа всех подвигов благочестия, конец всех выспренних стремлений духа.
  • Бога должно любить для Самого же Бога. Эта любовь, по учению Спасителя нашего, должна обнимать собою и оживотворять все силы души.
  • Будем ходить как приставники к дому Владыки, пред очами Его, – тогда само собой явится страх Божий. Он сделается непогрешимым руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий.
  • Боголюбие необходимо для всех и каждого в отдельности. Оно есть богатство неокрадомое и есть всемогущая сила, как сила творческая, сила вечного живота.
  • Нужно любить Бога и жить Им, вдыхать и выдыхать духом любви Божией.
  • Ничего нет отраднее любви и нет ничего сильнее ее, возвышеннее и приятнее, ничего нет обширнее и лучше ее ни на небе, ни на земле, потому что любовь происходит от живого источника – Бога и может найти покой только в Боге, превыше всего творенного.
  • Душа через молитвенное тяготение к Богу соединяется с Ним таинственно, а, соединяясь, вселяет в себя силу Божию и отображает в себе совершенство Божие, становится образом Божиим, носителем Божества. Душа становится всезрящим оком многоочитым, как будто спереди, и сзади, и с боков у неё очи.
  • Только чистые сердцем могут зреть Бога, – то есть не одну только идею или образ Бога, а иметь жизнь Божию, всю Его мудрость, любовь и благость, – и всё это как бы осязательно.
  • Душевный мир наипаче в том состоит, чтобы общую пользу наблюдать и хранить, как свою собственную. Где такого мира нет, там уже разделение, там всё приходит в скудость, там лучшие дома разоряются, и города падают. Где же есть согласие и мир, там всё процветает. Ибо мир есть основание и источник всякого блага.
  • Господь исполняет прошения и молитвы любящих Его, ибо они и просят только того, что угодно Ему, и желать чего-либо иного не могут, то есть несогласного с Его святой волей.
  • Памятуй всегда о Боге – и небом сделается ум твой.
  • Пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца, подобно тому, как и один коготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту.
  • Крест всегда есть, везде и всюду ожидает нас, и мы не можем избежать его, потому что мы сами себя не избежим и везде найдем себя.
  • Если мы желаем внутреннего мира и заслужить венец бессмертия, то с сердечною радостию возьмите крест свой и несите его – всякий, и тогда он сам понесет всякого из нас и приведет к желанному концу, где оканчиваются все страдания, но такой конец не в здешнем мiре.
  • Тщеславный – бесплатный работник. Труд несет, а награды не получает; как дырявый мешок не сохраняет в себе того, что в него положено, так тщеславный губит мзду добродетели.
  • Радуйся смирению, ибо порождается им высота великая, пасть не могущая.
  • Берегитесь оскорблять Духа Божия, за это гнев Божий приходит! «А кто Духа Христова не имеет, тот и не Христов» (Рим. 8, 9). Старайтесь не грешить!

Сегодня исполняется 100 лет со дня кончины преподобного Гавриила (Зырянова). Схиархимандрит Гавриил, духовник преподобномученицы великой княгини Елизаветы, оставил десятки учеников, будущих исповедников: никто из них не отрекся от Христа в застенках НКВД, не ушел в обновленчество. Сам преподобный принял схиму в возрасте 48 лет и прошел трудный путь — через тяжелую болезнь, клевету и изгнание из монастыря. В молодости Гавриила бил отец за стремление в монастырь, а в старости к схимнику каждый день стекались сотни людей.

Преподобный Гавриил (Зырянов) и преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. Спасо-Елиазаров монастырь, 1910 г.

«Если Ты есть….»

…Ганя ничком, как бездыханный, лежал на земле. Когда он пришел в сознание, первой его мыслью было: «Есть Бог, есть Бог!»

Минутой раньше будущий схиархимандрит Гавриил, а пока Ганя, единственный мальчишка в большой крестьянской семье, лежал в поле и молился, и эта молитва была наполовину с отчаянием и сомнением. Лето кончается, а на глазах мальчика получасовой ураган с градом побил пшеницу. Честный и тяжелейший труд его отца и всей деревни пошел прахом, их ждет голодная зима, крестьяне в унынии и смятении. И в душу подростка закрадывается сомнение: если Бог благ, как Он допустил это?..

Подросток просил чуда, молился, лежа на земле, и последними словами этой молитвы были: «Да будет пшеница…»

«Он хотел иметь чудо доказательством истинности бытия Божия, — пишет епископ Варнава (Беляев), автор одного из жизнеописаний старца Гавриила. — И прошептал в страшном ужасе, добавив не трепещущими устами, а, скорее, одним умом, где-то там внутри, без слов: «…если Ты есть”».

— Вдруг, — передавал отец Гавриил, — над моей головой среди ясного неба раздался гром или как бы громоподобный голос с небес сказал мне: «Будет пшеница…»

Фото: С.М. Прокудин-Горский. 1910 г.

Вскоре установилась хорошая погода: дневная жара и ночные дожди. Крестьяне стали собирать остатки урожая. Ганя уговорил отца подождать еще недельку — пшеница будет лучше! Будет же пшеница… «Шкуру с тебя сдеру, если пропадет», — ответил отец, но поддался на уговоры и стал ждать. И с каждым днем его раздражение сменялось удивлением и благоговением: пшеница росла… А когда стали собирать, снопы уродились в рост человека, так что урожай едва смогли запереть в сарай!

«Божья…», — говорил Зырянов-отец, сняв шапку и проходя по полосе…

«Монах будешь… Схимник будешь»

Что такое молитва, Евангелие, храм, будущий схиархимандрит Гавриил, конечно, знал с раннего детства, но, видимо, через личное сомнение и утверждение в вере должен пройти каждый.

Он воспитывался в глубоко религиозной семье зажиточных государственных крестьян Федора и Евдокии Зыряновых. Грамотные родители читали Псалтирь, Евангелие, жития святых. И детей воспитывали в духе прочитанного: все мысли направлялись к Богу. Мать маленького Гани увещевала сына так: «Вот ты шалишь, своими шалостями грехи выращиваешь, а потом и сам с ними не сладишь».

Мать Гавриила стояла на коленях: «Господи, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит. Что же мне с ним делать?”

Гавриил вспоминал ее, стоящую на коленях перед образами, со слезами молящуюся вслух: «Господи, вот, я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним делать? И сам погибнуть может и меня погубить…» Мальчику становилось жаль мать, и он уже и сам начинал вместе с ней молиться.

Несмотря на религиозность семьи, как гром среди ясного неба грянули слова подросшего Гавриила: «Благословите в монастырь!» — «Не пущу!» — кричал отец, а после продолжительных просьб просто взял и отлупил двадцатилетнего сына как маленького. Очень сильно отлупил, на глазах у сестер и матери. А тот как ни в чем не бывало снова: «Тятенька, отпустите в монастырь». Пришлось отпустить. Прощалась и плакала вся деревня: статного, красивого, работящего парня провожали на путь иночества, чтобы никогда в этой жизни больше не увидеть. Отец его упал в обморок от этих переживаний. Но Ганя назад не поворотил. Да и помнил, как один странник в паломничестве предрек ему: «Монах будешь… Схимник будешь».

В Оптиной

Стать и красоту Гавриил не потерял и в старости. В биографической книге «Тернистый путь к Богу» епископ Варнава (Беляев) пишет о старце Гаврииле так: «Увидев его, невольно поражались: огромный и ростом, и какой-то внутренней статью седовласый старец, в котором сразу угадывался нравственный богатырь; добряк, шутник, негодующий при столкновении с малодушием и цинизмом и плачущий в умилении пред очередным свидетельством сострадания Божьего».

Но пока перед нами — молодой послушник, приехавший в Оптину пустынь.

Оптина пустынь. Вид со стороны реки Жиздры. XIX век.

«В Оптиной мы чувствовали себя как в среде святых и ходили со страхом”

«Мы чувствовали себя там как в среде святых и ходили со страхом, как по святой земле, — вспоминал он потом об обители. — Я присматривался ко всем и видел: хотя были разные степени, но все они по духу были равны между собой; никто не был ни больше ни меньше, а были все одно — одна душа и одна воля — в Боге». Но вскоре и здесь его постигает новое сомнение, новое испытание веры…

Однажды, простудившись на колокольне после послушания в жаркой пекарне, Гавриил тяжело заболел. Хворь не оставляла его пять лет: «Я болею, лежу, лихорадка замучила. Пользы обители не приношу — очевидно, Богу не угодно, чтобы я в монастырь поступал. Значит, пошел против Бога и отца с матерью», — с этими мыслями, еле передвигая ноги, опираясь на палочку, послушник отправляется к старцу Амвросию.

— А умрем — тоже пользы никому не будет, — насмешливо ответил на эти помыслы старец и развеял его сомнения. А потом помолчал и сказал: «Думается мне, что ты при поступлении в обитель не во всем покаялся. Оставил грех — вставил и лазейку для бесов».

Брат Гавриил подумал-подумал, но ничего не припомнил. «Ну, вылезай!» — пошутил старец Амвросий и ударил Гавриила ладонью по лбу.

Преподобный Амвросий Оптинский

И тут будущий схимник вдруг вспомнил, как в родной деревне «в Великий Четверг сделал наговор над пояском и хлебом и этим добился того, что их корова сама без пастуха и провожатого стала приходить домой. Дело обыкновенное в деревне, он его и за грех не считал…»

Отец Амвросий благословил послушника ехать на рыбные ловли, верст за 50 от монастыря, для охраны пруда. Ехал болезный инок под хохот нескольких сот мужиков, работавших в поле: стояла жара, а он — в шубе да в шапке из-за лихорадки. Но вскоре, за год послушания, болезнь оставила страдальца.

Великая схима в 48 лет

Шли годы, а послушник оставался послушником. Постригом его обходили. Однажды старший друг, келейник игумена, признался ему: «Я просил игумена постричь тебя в мантию, а он ответил: «Да-а, постриги его — а он уйдет от нас”». И тогда отец Гавриил действительно решил уйти вопреки уговорам.

«Уйдя из Оптиной, — пишет епископ Варнава, — он потом много раз убеждался, что такого доброго устроения, какое нашел там, нет нигде, но ни разу не пожалел о своем поступке. Ибо отправился за любовью Божией».

Старец Амвросий советовал молодому монаху: «Бежать куда угодно, только не жить в Москве”

В 1874 году инок поступил в Высоко-Петровский монастырь в Москве, где и принял постриг с именем Тихон. Но через 8 лет бежал и оттуда — таков был совет старца Амвросия: «Бежать куда угодно, только не жить в Москве». Монах удалился в тихое место, каковым оказалась Раифская пустынь под Казанью. Но уже в следующем году он переехал оттуда в Седмиезерскую Богородицкую пустынь, где и прожил 25 лет. Там же произошло его становление как старца.

Свято-Евфимиевский храм Седмиезерной пустыни. Современный вид

И становление это было связано с тяжким недугом. Помогая вытаскивать телегу из ямы, он надорвался. 5 лет пролежал в постели, мучился с сердцем, то выскакивавшим из груди, то будто замиравшим…

В возрасте 48 лет отец Тихон принял великую схиму, попросив наречь его прежним именем в честь Архангела Гавриила.

О болезни, поиске ее смысла и жажде любить Бога он писал так:

«Я жаждал любить Бога всем сердцем. Но как любить? Если любить Бога, — нужно быть достойным Бога, а я видел себя не только грешником, но и коснеющим во грехах своих. Желание любить Бога крепко возрастало до горения, а как любить, чтобы сердце удовлетворилось в своем желании, я не знал… Все способы испытал, на которые указывают: т.е. делать все доброе, быть милосердным к ближним… Не раз оставался чуть прикрытым, раздавая все нуждающимся, терпел голод и холод, скрывая это от других, обиды терпел, не мстил за обиды, старался любить врагов и любил их, как то повелено Господом. Но самой любви-то к Богу я в себе не ощущал, да и страсти мои ясно говорили, что я чужд этой Божественной любви… Я чувствовал, что сила жизни — в любви к Богу, сила творческая, благодатная…

И вот, Господу моему было угодно, чтобы я заболел; и я заболел, а любви этой еще не испытал в себе; заболел и сильно плакал во время болезни о том, что остался побежденным во грехах моих — грехом, а любви-то еще не имею… Спешу каяться не раз и не два, очень много каюсь и получаю радость…

Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал

Чем более я страдал, тем легче себя чувствовал. Я ощущал сильную потребность причащаться — и меня причащали. По Причащении Св. Таин мой дух окрылялся неизреченной надеждой на Бога, а сердце переполнялось благодарностью ко Господу Иисусу Христу. Здесь-то мне, убогому, и открылась в необъятной полноте любовь Божия к миру в искуплении человеческого рода. Эта любовь заговорила как бы во мне, внутри всего моего существа, с такой силой ко Господу, что я не чувствовал и своих страданий… Я осознавал себя глубоко грешным, но в то же время горячая надежда на спасающую любовь и милость Господню неизменно окрыляла мой дух. Слезы умиления лились из очей, а что переживало при этом сердце, я не могу и описать… Я не чувствовал потребности в пище; тяготился, когда меня посещали другие. Я блаженствовал, уязвленный любовию ко Господу, желал остаться, хотя бы навечно, один и страдать, но только с Господом и в любви к Нему. Вот что такое Боголюбие и вот что оно делает с душой человека!»

Так родился в мир старец…

Открытый и всегда веселый

Прп. Гавриил (Зырянов) Через некоторое время отец Гавриил становится наместником монастыря. Не имея духовного образования, он был талантливым самоучкой, на память цитировал труднейшие места из святых отцов. Все силы старец вкладывал в благоустроение обители. Вокруг него появляются ученики и множество посетителей. Особые отношения складываются со студентами Казанской духовной семинарии — молодежь старец очень любил. Он был веселым и открытым. «Смотрите, — шутил отец Гавриил, — чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!»

«Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов”

«Батюшка-старец был всегда приветливый, любил шутить и терпеть не мог сумрачных монахов, — описывает его один из посетителей, будущий архиепископ Вологодский Стефан (Знамировский). — Он долго и тяжело болел; в результате этой болезни у него явилась болезненная полнота». Однажды в период учебы в Казанской духовной академии будущий владыка вместе с двумя друзьями-студентами (один из которых — архимандрит Симеон (Холмогоров) — станет автором наиболее полного жизнеописания схиархимандрита Гавриила) приехал к старцу. Тот встретил их: «Вы, верно, думали увидеть схимника, всегда плачущего и худого, а вот видите, какой я толстый и всегда веселый».

Во время этой встречи Холмогоров почти не говорил, не задавал вопросов. Прощаясь, он подошел под благословение последним и услышал от отца Гавриила неожиданное: «А ты постригайся». Он ответил: «Благословите». И друзья вышли. Сокурсники, ошеломленные словами старца, стали возмущаться: «Как ты мог ответить «Благословите”, если никогда и не говорил о монашестве, ты ведь любишь общество, светское пение, музыку, вечера!». На что будущий отец Симеон ответил: «Ведь вы же не знаете, что у меня на сердце». Вскоре он принял постриг…

Клевета и изгнание

С 1902 года у отца Гавриила окормлялась великая княгиня Елизавета Федоровна

С 1902 года у отца Гавриила окормлялась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Очень скоро ее постигло сильнейшее горе — гибель ее мужа, генерал-губернатора Москвы Сергея Александровича Романова, погибшего от рук террориста. И, быть может, старец был тем, кто подготовил ее духовно и помог пережить трагедию.

Прп. Гавриил (Зырянов) С ростом популярности подвижника растет и зависть к нему. На старца доносят некоторые из братии, обвиняя в плохом ведении хозяйства и присвоении монастырского имущества. Не разобравшись в деле, начальство увольняет его с должности наместника…

Отец Гавриил в итоге оказывается на вокзале, где ему едва хватает денег на билет. Поезд увозит страдальца в Псков, где его ждет в Свято-Елиазаровском монастыре его ученик, будущий священномученик Иувеналий (Масловский). Через некоторое время оказывается, что обвинения в адрес схиархимандрита были ложными — это доказала комиссия. Но поздно…

В Свято-Елиазаровской пустыни старец становится широко известен: поток посетителей к нему доходит до 150 человек в день, за советом идут люди самых разных сословий, приезжают целыми семьями, целыми паломническими группами. На средства великой княгини Елисаветы Федоровны в обители строят домовую церковь, чтобы слабый здоровьем отец Гавриил мог бывать на службах. Прозорливость подвижника становится очевидной.

И сгущающиеся над Россией тучи отец Гавриил не мог не видеть…

Почему мы боимся взять крест?

Уже и в семинариях было неспокойно. В 1907 году один из его ближайших учеников архимандрит Симеон, на тот момент ректор Тамбовской семинарии, становится жертвой покушения: в него выстрелил революционно настроенный студент семинарии. Пуля попала в позвонок, и нижняя часть тела осталась парализованной. Сильные боли сопровождали мужественного монаха всю жизнь… После покушения старец взял отца Симеона к себе в Спасо-Елиазаровскую пустынь, где тот прожил до самой смерти своего благодетеля в 1915 году, укрепляясь в вере и мужестве.

Ни один из учеников старца не предал Христа, не стал обновленцем

Среди учеников старца — много новомучеников и исповедников. Ни один из них не предал Христа, не стал обновленцем. Вот только некоторые имена: священномученик Иувеналий (Масловский), священномученик Анатолий (Грисюк), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Иннокентий (Ястребов), архиепископ Гурий (Степанов), архиепископ Стефан (Знамировский), епископ Иоасаф (Удалов)…

«Почему же мы боимся взять крест, с которым можем достигнуть Царствия Небесного? — писал старец Гавриил. — В кресте спасение, в нем жизнь, в нем защита от врагов: «Сим побеждай”. В кресте сила души, в кресте обилие радостей небесных, в кресте обилие духа, верх добродетели и совершенство святости… Итак, возьмемте всякий свой крест и последуем за Иисусом, и мы достигнем жизнь вечную».

Седмиезерский преподобный

24 сентября 1915 года старец отошел ко Господу. На отпевании были сестры Марфо-Мариинской обители и, конечно, великая княгиня. Погребальная процессия отправилась в то место, откуда при жизни подвижника изгнали: братия Седмиезерской обители встретила своего бывшего наместника с раскаянием… И имя его осталось навсегда связано с монастырем, где он провел большую часть жизни и от которого потерпел самую большую несправедливость. В 1996 году схиархимандрит Гавриил Седмиезерский был прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии, и мощи его с 2000 года покоятся в восстановленной обители.

Икона прп. Гавриила (Зырянова) в Седмиезерной пустыни

Чудом уцелел в месиве революции храм, построенный преподобным. Это двухэтажная Свято-Евфимиевская церковь в Седмиезерской пустыни, на первом этаже которой он в свое время заповедал читать неусыпаемую Псалтирь. В 1928 году храм остался единственным монастырским зданием, которое не сравняли с землей по приходу советской власти. Сегодня немногочисленная братия вновь, сменяя друг друга, читает здесь Псалтирь…

Вся жизнь схиархимандрита Гавриила — свидетельство последних слов, произнесенных им на смертном одре: «Спастися подобает многими скорбями». А вместе с тем — и слов, сказанных когда-то маленьким Ганей своим родителям:

— Я не ваш, я не ваш.

— А чей же ты?

— Я — Божий.

Преподобный Гавриил (в миру Зырянов Гавриил Михайлович; 14 марта 1844 г., деревня Фролово (приход села Бобровского) Ирбитского уезда Пермской губернии — 24 сентября 1915 года, Казань), Седмиезерский. Первоначально Житие преподобного старца Гавриила составил его ученик, архимандрит Симеон (Холмогоров).

Родился в семье зажиточных государственных крестьян, крещен во имя архангела Гавриила. Евгения и Анна, его сестры, впоследствии приняли постриг с именами Евстолия и Агния. В детстве Гавриил часто болел, ради выздоровления сына Зыряновы дали обет не употреблять мяса и спиртного. В 18 лет Зырянов совершил паломничество в верхотурский монастырь святителя Николая Чудотворца к мощам святого праведного Симеона Верхотурского, который несколько раз являлся юноше в видениях и предсказал ему монашество. 13 августа 1864 года (по другим сведениям, 16 августа 1865) поступил послушником в Оптину пустынь, 31 июля 1872 года, после увольнения из сословия государственных крестьян, был официально зачислен в обитель и пострижен в рясофор. Нес послушания на колокольне, в хлебной, в просфорне, был распорядителем на игуменской кухне, духовно окормлялся у преподобного Амвросия (Гренкова) и преподобного Илариона (Пономарёва). В 1874 году тяжело заболел, жил в избе на монастырской ловле у Митина завода, выздоровел по молитвам Оптинских старцев.

Стремление Гавриила принять постриг не одобрял настоятель пустыни преподобный Исаакий I (Антимонов). Осенью 1874 года Гавриил посетил Киев, Москву. По приглашению архимандрита Григория (Воинова) 28 декабря 1874 года поступил в Высокопетровский монастырь, 1 февраля 1875 года зачислен в братию, 13 августа того же года пострижен в мантию с именем в честь святителя Тихона Задонского, 20 февраля 1877 года рукоположен во диакона. Утверждение архимандрита Симеона (Холмогорова), что преподобный служил экономом, не подтверждается официальными документами. Из-за доносов и интриг некоторых насельников 14 августа 1880 года иеродиакон Тихон перешел в московский Богоявленский монастырь. Обладал хорошим голосом (тенор), часто сослужил епископу Дмитровскому Амвросию (Ключарёву), стал известен в светских кругах любителей церковного пения, что вызывало зависть других иеродиаконов Богоявленской обители.

Иеродиакон Тихон поддерживал переписку с Оптинскими старцами, по совету преподобного Амвросия покинул Москву, в июне 1882 года получил отпуск и отправился в Раифский Богородицкий монастырь, где в декабре того же года был принят в число братии, 24 апреля 1883 года рукоположен во иерея. Утверждения архимандрита Симеона, что в Раифском монастыре преподобный Гавриил был официальным братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архимандритом Вениамином (Аверкиевым). 7 октября 1883 года был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в Седмиезерную пустынь, 3 марта 1889 года указом архиепископа Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней монастыря — Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от которой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 года надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 октября 1892 года по благословению архиепископа Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь архангела Гавриила.

5 лет преподобный Гавриил не вставал с постели, часто причащался Святых Христовых Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», — писал он впоследствии. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, которые приходили к нему за советами (около 10 тысяч рублей), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пустыне была построена церковь во имя преподобного Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к отцу Гавриилу архиепископ Казанский Арсений (Брянцев) 16 октября 1900 года освятил этот храм, а 8 августа 1901 года назначил преподобного исполняющим обязанности, а затем наместником Седмиезерной пустыни, с 9 июня 1902 года — в сане архимандрита.

Старец Гавриил наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку. Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту отца Гавриила была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню монастыря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила бо́льший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на преподобного Гавриила был в 1908 году и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиепископ Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 года схиархимандрит Гавриил и казначей иеромонах Тихон были отстранены от должностей. По словам архимандрита Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впоследствии был оправдан). Официально выселенный из обители, отец Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани.

В конце июля 1908 года старец Гавриил приехал в псковский Елезаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архимандрит Иувеналий (Масловский). Для отца Гавриила был построен домик с церковью во имя архангела Гавриила, освященной 7 августа 1910 года. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) схиархимандрит Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались священномученик Игнатий (Лебедев), схиигумения Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели Казанской духовной академии, будущие архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский). Великая княгиня Елисавета Феодоровна несколько раз посещала старца Гавриила, присутствовала на его похоронах. Преподобный бывал у княгини в Марфо-Мариинской московской обители. Он окормлял насельниц псковского Старого Вознесения Господня и псковского Иоанно-Предтеченского монастырей.

С 1912 года состояние здоровья у преподобного Гавриила ухудшалось. Предчувствуя скорую кончину, подготовил усыпальницу в Елеазаровой пуст. Наступление немецких войск летом 1915 года и угроза оказаться на оккупированной территории заставили отца Гавриила в августе 1915 года уехать в Казань. Тяжелобольной старец поселился на квартире инспектора КазДА архимандрита Гурия (Степанова). Перед кончиной старец причастил иеромонах Иона (Покровский). Похоронен в церкви преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского Седмиезерной пустыни. В 1928-1929 годы обитель была закрыта и впоследствии разорена, захоронение преподобного Гавриила осквернено. Мощи святого вместе с Седмиезерной Смоленской иконой сохранил иеросхимонах Серафим (Кашурин).

В 1981 году по благословению епископа Казанского Пантелеимона (Митрюковского) изображение преподобного Гавриила Седмиезерного было помещено на иконе Собора Казанских святых, которая находится в кафедральном Никольском соборе. В 1996 году Синодальная комиссия по канонизации рассмотрела материалы к прославлению старца, 25 декабря 1996 года канонизация схиархимандрита Гавриила (Зырянова) была утверждена Святейшим Патриархом Алексием II. В том же году были составлены тропарь и кондак, в 1998 году — акафист преподобному. С 1997 года мощи преподобного Гавриила находились в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семианрии, с 30 июля 2000 года — в восстановленной Седмиезерной пустыни. Частицы мощей и иконы преподобного Гавриила имеются в церкви Иоанна Кронштадтского и Елеазаровом монастыре.

Источник: Православная Энциклопедия, Т. 10, С. 195-197

Теги: преподобный Гавриил Седмиезерный святые Казанской епархии история Казанской епархии

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и Его Пречистыя Матери неленостный служителю! Теплый о нас молитвенниче к Богу и Его любве образ чудный и совершенный! Приими от нас недостойных подобающую ти похвалу и, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед и скорбей избавляй, да зовем ти:

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Икос 1

Архангелу тезоименитаго и его житию подобника провиде тя всея твари Зиждитель словесы пророческими: — «Се, Мой еси!» Ты же от юности глас сей с Небеси услышав, всем сердцем возлюбил еси Бога возлюбившаго тя, преподобне отче Гаврииле. Сего ради зовем ти:

Радуйся, от юности Богом избранный;

Радуйся, в гражданство Небесное званный;

Радуйся, мира сего красоту ни во чтоже вменивый;

Радуйся, ангельское житие измлада возлюбивый;

Радуйся, иго Христово верно восприявый;

Радуйся, благодать онаго житием оправдавый;

Радуйся, издетска образ молитвы слезныя;

Радуйся, родителей благочестивых отрасль боголюбезная;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 2

Видев красоту Божественнаго видения, осенившаго тя благодатию Духа Святаго, родителей твоих удивил еси, не их чадом ся называя, но Божиим. Темже усердно последовал еси Своим тя Назвавшему, непрестанно взывая к Нему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным постиг суету и непостоянство мира сего, преподобие Гаврииле, от юности твоея вечных благ возжелал еси и сотворил себе обиталище Святаго Духа. Мы же творим тебе пение сицевое:

Радуйся, воздержанию от юности себе обучивый;

Радуйся, постом и молитвою стрелы лукаваго до конца отразивый;

Радуйся, сподобивыйся Божественнаго призвания;

Радуйся, удостоивыйся от Господа оправдания;

Радуйся, Христа Бога всем сердцем возлюбивый;

Радуйся, яко по заповедем Его право ходивый;

Радуйся, бранею праведности облеченный;

Радуйся, светом боговедения просвещенный;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 3

Силою свыше от раны своея избавлен был еси, преподобие Гаврииле, в немощи праведному Симеону Верхотурскому помолився, и его молитвами исцелився пел еси Богу, Дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 3

Идущу тебе во обитель Верхотурскую издалеча ко многоцелебным мощем угодника Божия во исполнение обета, ему данного, узрел еси святаго в виде странника дивнаго. Милостыню же ему сотворив, услышал еси от него: » Монах будеши, схимник будеши, зде будеши». Мы же, дивящеся Божию о тебе благоволению, зовем ти:

Радуйся, всего себя водительству Божию предавый;

Радуйся, узкий и прискорбный путь монашескаго жития Его волею избравый;

Радуйся, древних подвижников усердный соревнителю;

Радуйся, добродетелей христианских рачителю;

Радуйся, молитвами праведнаго Симеона исцеленный;

Радуйся, в монашестве его предстательством предвосхищенный;

Радуйся, любве ради Господа отечество оставивый;

Радуйся, к воздержанному житию себе от юности наставивый;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 4

Бурею сомнений смутився и родительскаго гнева убоявся, яко класы хлебныя градом уязвленныя увеща отца оставити, у Самаго Бога испросити изобилия нивы дерзнул еси. Услышав же громоподобный глас с Небеси и зря велия дары Божия, воспе Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша велие житие Богомудрых отцев и старцев Оптиной пустыни и благочестию их подражати желая, благословения родительскаго испросил еси, отче преподобие. Они же, смирению твоему дивящеся, благословиша тя на тесный путь иноческаго жития. Мы же, восхваляюще твое благое изволение, поем ти:

Радуйся, любовь велию к Богу показавый;

Радуйся, в силе Его преспевавый;

Радуйся, любовию божественною распаленный;

Радуйся, образом жития отцев пустынных плененный;

Радуйся, преподобным Амвросием благословенный;

Радуйся, старцем Мелхиседеком от уныния и скорбей огражденный;

Радуйся, пустыннолюбцев в искании Бога усердный сподвижниче;

Радуйся, за враги своя и за вся теплейший молитвенниче;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 5

Боготечная великая светила, сияющия в пустыни Оптиной, облисташа тя, отрасль благую, ты же, духовным учителем подражая незлобием и кротостью, возсиял еси новою звездою и вкупе с ними взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видел еси со скорбию яко, игумен, иноческаго пострижения тя лишает, обаче не возможе то поколебага крепости произволения твоего. Ты же, старческаго благословения испросив, во град Москву пришел еси. Мы же, видяще тя тяжкий крест на себе сим возложившаго, поем ти:

Радуйся, не ради риз, но покаяния радионашество приемый;

Радуйся, сладости плотския богомудре презревый;

Радуйся, братолюбия прилежный строителю;

Радуйся, постнически испытавый в Московских обителех;

Радуйся, таланты своя в земли не сокрывый;

Радуйся, сети тщеславия и гордыни сокрушивый;

Радуйся, унывающих столпе утешения;

Радуйся, монашествующим образе терпения;

Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 6

Проповедует стольный град Москва труды твоя и подвиги, богомудре Гаврииле, идеже во двою обителех потрудился еси, да новоначальному монашеству образ древнеотеческий будеши, научающий братию достойно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси от Уральския страны яко светило светозарное, преподобне отче, светом богопросвещенным освящая обителей множество. Посреде же них и Раифская пустынь, идеже священства удостоился еси. О сем тя ублажающе, воспеваем ти сице:

Радуйся, хранителю старческих повелений;

Радуйся, сопричастниче тайных откровений;

Радуйся, восприявый древних отец следы;

Радуйся, на зловерныя и враждотворцы от Бога получив победы;

Радуйся, яко тобою зависть попирается;

Радуйся, яко молитвами твоими к Богородице бесы изгоняются;

Радуйся, в любви Христу дивный подражателю;

Радуйся, тоя яко единаго богатства стяжателю;

Радуйся, преподобне отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 7

Хотя верен быти подражатель Агнца Божия, кротость и смирение Его себе усвоив, от завистных человек всякия обиды и скорби безропотно претерпел еси, егда из обители во град Казань удален бе; но ведый, яко скорбьми временными подается вечное спасение, взывал еси Спасу всех: Аллилуиа.

Икос 7

Новым повелением архиереовым стопы своя направил еси, отче присноблаженне, в пустынь при седми езерах, идеже Пресвятая Богородицы чудотворный образ стояше. Ты же, прославляя Ю, и обитель сию, паче прежняго прославил еси, егда поставлен бысть архимандритом тамо. Мы же тя прославляем сице:

Радуйся, крине благоуханный пустыннаго прозябения;

Радуйся, Божия Матери чадо возлюбленное и верное;

Радуйся, Ея почитателю непоколебимый и благоусердный;

Радуйся, союзом добродетелей удобренный;

Радуйся, пустыни Седмиезерской благоукрасителю;

Радуйся, иноческих подвигов ревнителю;

Радуйся, путем к Небеси Боголюбие избравый;

Радуйся, в злостраданиих смирением вся поправый;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 8

Страшный недуг порази тя, отче преподобие, имже на одре болезни пять лет держимо бе многострадальное тело твое, якоже иногда и души то него разлучатися. Ты же, прославление прп. Серафима предвосхищая, к помощи его в немощи взывал еси. По исцелении же образ его на немже идеже Мати Божия со мученики чудотворцу Саровскому явися, написа, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе предал еси воздвижению новаго храма, прп. отче, по приятии великия схимы помышляя, яко в храме сем по всем усопшим непрестанно Псалтирь чтома будет. В нем же литургисая, узрел еси светозарное видение всех святых, молящихся у Престола Владыки, Себе Самаго в жертву приносяща за ны, поющия Тебе:

Радуйся, созерцателю лучезарнаго Божественнаго видения;

Радуйся, всех святых увидевый пред Господом на молении;

Радуйся, благоволением Богоматере осененный;

Радуйся, боголюбче, дарами свыше одаренный;

Радуйся, равную любовь к ближним живым и почившим простиравый;

Радуйся, храм для неусыпнаго чтения Псалтири создавый;

Радуйся, яко ничтоже имея ко строению, подвижеся к оному, на Бога уповая;

Радуйся, яко по благословении архипастыря чудно создася церковное здание;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 9

Все множество человеческое удивися еже на земли во плоти твоему терпению и незлобию, преподобие отче, егда непорочна и праведна тя зряще и о благочестии ревнующа возмутишася против тебе братия законопреступная хотяща убити тя. Ты же, моля Господа, взывал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Велие твое терпение и теплую ко Христу любовь никтоже по достоянию поведати возможет, еда бесовским обещаниям угождая, изгнаша тя из обители клеветы ради, преподобие отче Гаврииле. Ты же пресели во Спасову обитель в пределех Псковских, идеже премного потрудился еси. Мы же, волю Божию в сем разумевающе, поем ти:

Радуйся, правило благочестия и веры;

Радуйся, за оныя поношения и изгнания претерпевый;

Радуйся, от братии поруганный, бесчестие в почесть себе вменивый;

Радуйся, козни нечестивых человек смирением победивый;

Радуйся, потоками слез спасительных орошенный;

Радуйся, истиннаго незлобия и братолюбия образ совершенный;

Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испивший;

Радуйся, за ненавидящих тя с любовию Господа моливший;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 10

Хотящу ти спасти чада твоя, к тебе во Ж множестве притекающая и предвидящу тебе годину лихолетия и на Церковь Христову гонения, ихже своим житием изобразил еси, любовь ко Господу яко корень всех благих заповедал еси им имети и тако претерпевати вся, до конца взывающе Богу: Ашшлуиа.

Икос 10

Стены Стасовы обители не возмогоша укрыти тя отче Гаврииле, мнози бо видяху тя равноангельна житием и прихождаху к тебе; слышавше же глаголы жизни вечныя, прославиша духовныя твоя подвиги во многих градах и весех Российских. Тем же и мы чествуем тя сими похвальными словесы:

Радуйся, великия княгини Елисаветы духовный наставниче;

Радуйся, архипастырем и пастырям тихое и верное пристанище;

Радуйся, иночествующим помощниче богомудрый и скорый;

Радуйся, чадом своим и нам путеводителю на неудобовосходимыя горы;

Радуйся, вослед себе собор учеников ко Христу приведый;

Радуйся, с ними, яко отец со чады, прияти мзду Небесную к Нему возшедый;

Радуйся, слезами твоими землю и воды наша освятивый;

Радуйся, житием своим будущия скорби Церкви Русския изобразивый;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 11

Пение всякое не довлеет к похвале твоей, отче преподобие, кто бо возможет по достоянию прославити многотрудное житие твое или восхвалите подвиги твоя? Токмо видяще тя паки, аще бо и в час смертный, людие града Казани плачуще взываша к Призывающему тя: Аллилуиа.

Икос 11

Светильника тя добрых дел, преподобие, исповедуем быти, яко теплыми молитвами ко Христу Богу и Пречистой Его Матери, о граде нашем и обители твоей ныне пред Ними ходатайствуеши и светом Божественныя любве согреваеши души и сердца приходящим к тебе и поющим тебе сице:

Радуйся, светильниче Божественного света;

Радуйся, молитвенниче усердный к Богу и Его Матери Всепетой;

Радуйся, боголюбче, еще на земли созерцавый Свет Небесный;

Радуйся, ради онаго избравый путь тяжкий и тесный;

Радуйся, почитающим святую память твою Небесный покровителю;

Радуйся, в горния обители нам путеводителю;

Радуйся, вестниче любве Божия, к примирению с Господом всех призываяй;

Радуйся, подвигом веры в любви к Нему нас укрепляяй;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 12

Благодати Божия светлое жилище быв в житии твоем, преподобие отче Гаврииле, и по смерти не оставлявши нас твоим предстательством пред Господом, научая и ныне учащихся, како подобает идти тесным путем спасения, прославляя, благодаря и взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя труды и подвиги, ублажаем тя, дивный старче, яко аще и преставился еси от нас, но жив сый и предстоя духом твоим пред Богом, ходатайствуеши за ны. Мы же, предстояще раце многоцелебных мощей твоих, прославляем тя:

Радуйся, Российския земли духовное укрепление;

Радуйся, граду Казани похвало и утверждение;

Радуйся, Ангелов и всех святых собеседниче;

Радуйся, Царствия Христова наследниче;

Радуйся, молитвенниче за ны неусыпный;

Радуйся, предстателю о нас непостыдный;

Радуйся, яко на Небеси Богоначальную Троицу зриши;

Радуйся, яко оставив мощи твоя на земли всем помощь твориши;

Радуйся, преподобие отче Гаврииле, любве Божия источниче неоскудеваемый.

Кондак 13

О, пречудный старче, преподобие отче наш Гаврииле! Приими малую сию похвалу от недостойных и неразумных чад твоих. Присно моли о нас Пречистую Богородицу, яко пред честным Ея образом изливал еси слез потоки прося мира отечеству нашему, здравия и спасения всем живущим в нем. И ныне Сыну Ея Христу Богу нашему возноси молитвы и о нас, чтущих память Твою и вкупе с тобою поющих Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Гавриилу (Зырянову), старцу Седмиезерной пустыни

О преподобие и богоносне отче наш, всечестный старче Гаврииле, отцев славо и праведных похвало! Во дни земнаго жития твоего в Спасовой и Богородичной обителех многия на путь правый наставивый, падшым руку помощи подавый, всем милостив и сострадателен отец бывый и новых мучеников Церкви Святой воспитавый! Ты и ныне, всеблаженный старче, в небесней пребывая обители, паче умножавши любовь твою к нам, грешным и недостойным чадом твоим, искушаемым злобою, унынием и неправдою. Сего ради к цельбоносным мощем твоим припадаем и смиренно молим тя: не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя и поминающих святую память твою, буди нам помощник скорый во всяких скорбех, бедах и напастех, соблюди нас от всех видимых и невидимых враг, отжени от нас облак страстей и просвети наши очи сердечныя, исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления смиренно потребуем. Испроси нам у Господа Бога нашего в мире и покаянии скончати живот наш, от мытарств и вечныя муки избавитися и сподобитися Царства Небеснаго с тобою и чадами твоими, ду¬ховными, во страданиих своих венцы приявшими нетленныя, и со всеми святыми, от века благоугодившими Господу и Богу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *