Молитва о человеке

13418 Чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать?

Подробности Опубликовано 07.09.2017 07:16

13418 Чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать?
_Молитва_
Здравствуйте, скажите батюшка, чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся и какие чувства он может испытывать, т.е действует ли на него читаемая за него молитва (читаем о вразумлении, о покаянии его) .Сам он не знает, что за него молятся, (живет во зле, зависти и ненависти ко всем). Молимся молитвой по соглашению около двух месяцев, но отношения с человеком только ухудшились. Спасибо.

  • Ответить

27.08.17 Sun 10:58 — протоиерей Анатолий ГармаевNew
Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)
Я знаю какое-то число случаев, когда взрослый сын или муж кричали на мать, жену: «Прекрати молиться за меня». В другом случае человек угрожал: «Если ещё будешь молиться за меня, я сожгу все твои иконы». Знаю ещё семью, в которой каждый раз, когда мать начинала читать псалтирь за свою дочь, та врывалась в комнату и накидывалась на мать. Все приведённые здесь случаи относятся к одержимости. В последнем — открытое беснование дочери. В первом — тихая одержимость, которая в повседневности воспринимается близкими, как черта характера. Одержимость в этих чертах характера открывается, когда за человека начинают молиться.
Почему же молитва, на которую раздражается бес, не помогает человеку отложиться от беса? Тут тоже всё просто. Отложиться от беса — куда или к кому. Просто отложиться нельзя. Куда-то или во что-то или к кому. Куда-то — это значит, в среду церковных людей, туда, где собираются или где живут верующие. Признак этих собраний — тема разговоров: а) о вере, о спасении, о жизни по заповедям; б) о святых, о подвижниках; в) о нуждах, бедах, горестях или радостях знакомых им людей; г) об устроении Церкви, Отечества. Здесь нет пересудов, сплетен, политических, экономических или спортивных новостей, нет анекдотов, нет в разговоре соревнования, соперничества, горжения друг перед другом, комплиментов и проч.
Мимо бесов отложиться во что-то — это в церковную жизнь в храме и дома. А к кому-то — ко Христу, Матери Божией, к святым, ангелам. Потому, что всякий раз при любом из этих отложений — искренних, по-детски, и с чаянием небесной жизни — в ответ идёт поддерживающая благодать Бога. Тогда и бесу не по силам такой человек и человек сам чувствует, что Божие, к которому он склоняется, реально для него есть жизнь, не скука, не томление. Если человек не имеет этих трёх: куда-то, во что-то и к кому-то — тогда он остаётся при себе — своих грехах, страстях — охваченный бесом, сведённый с ним. За человека молятся, а ему нечем повернуться к этой помощи. Упрямству, своенравию дороже с бесом быть, нежели с Богом.
Есть люди не одержимые бесами, но преданные своим страстям. Родные и близкие таких людей направо и налево подают за них записки о здравии на проскомидию, заказывают сорокауст. В ответ на это человек, за которого подали, ввергается в свои страсти с нарастающей одержимостью. Только одержимость у него не бесами, а страстями. Про таких людей говорят, да и сам человек говорит о себе — одержимые идеей, или блудной страстью, зрелищами (телевизор), компьютерными играми, или модой на что-то (одежда, машины). Мы подаём за него на проскомидию, а он, отрекшийся когда-то от Бога и до сих пор оставаясь в этом отречении, весь предан своей страсти или страстям. Чем он будет реагировать на наши молитвы? Тем, что у него есть — страстями, т. е. ввергаясь в них с ещё большею силою. Поэтому в прежние времена на проскомидию подавали имена только верных, т. е. постоянных участников церковных богослужений. Как на молитву реагируют младенцы, одержимые страстями, наверное, уже всем давно известно. Когда их приносят в храм, они на одних молитвах богослужения ведут себя спокойно, молча, но на других вдруг начинают кричать, устраивать истерики. При этом, молитва закончилась, они умолкают. Выраженно и ярко это происходит на литургии: когда читается Евангелие, когда поют херувимскую, когда призывается Святой Дух на преложение даров на престоле и, наконец, когда этих младенцев подносят к причастию. Только что за два метра до чаши он спокойно сидел или лежал на руках. Когда до чаши осталось меньше метра, он вдруг начинает кричать, вырываться из рук, изгибаться дугой назад, пока его схватят, скрутят ему руки, с силой разожмут стиснутый рот и вольют Кровь Господню. Некоторые сразу успокаиваются, другие продолжают кричать до самой запивки.

У себя в храме я таких младенцев не причащаю. Я спрашиваю родителей, читали ли вы покаянный канон, чтобы причастить ребёнка? Нет, отвечают они. А вы исповедовались ради того, чтобы причастить ребёнка? Нет, — говорят они, — мы же только его хотим причастить. А когда сами причащались? Год или года два назад. Понимаете, что так нельзя. То, что происходит с ребёнком, это не столько он таков, сколько вы, его родители. Будете вы готовиться к причастию, будет вместе с вами и он готов. Причащать же ребёнка в осуждение нельзя. Кто-то обижается на это и с этого времени ходят в другие храмы. Кто-то начинает готовиться и семья ради ребёнка начинает воцерковляться. Увы, таких очень мало.
Из всего сказанного можно сделать вывод: одержимые бесами и одержимые страстями точно реагируют на молитвы, которые за них приносятся. А в наше время чаще реагируют противлением молитве. Что же теперь? Не молиться за них? Как же, не молиться, наоборот, нужно молиться. Без помощи свыше может ли человек сам войти в церковную жизнь? «Не вы меня избрали, а Я вас избрал». (Ин.15,16) — говорит Господь — «И те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Ап. 17,14). Поэтому «молитесь друг за друга»,(Иак. 5,16) — призывает нас апостол Иаков, «молитесь во всякое время духом» (Еф. 6,18) — присоединяется к нему апостол Павел. «Молитесь также и о нас, — просит он своих собратьев по вере (Кол. 4,3). За одержимых страстями, неверующих и нецерковных наших близких, но крещёных, Церковь молится. В монастырях имена таких людей подают на псалтирь, в приходских храмах принимаются простые записки, не на проскомидию. Сами верующие читают дома молитвы — псалтирь, акафисты, каноны, специальные молитвы святым. В городе Болгар прот. Владимир Головин благословляет чтение акафистов по соглашению по дням недели, так что на молитву в 20 и в 21 час по всей России одновременно становятся десятки тысяч верующих. В понедельник они молятся архангелу Михаилу, во вторник св. Иоанну Предтече и так до субботы. И у немалого числа людей в результате такой многотысячной молитвы менялась жизнь — семьи укреплялись, человек оставлял вредные привычки. Конечно, не у всех, но у тех, кто был так или иначе готов к переменам. Кроме этого во время литургии оглашенных в любом храме произносится молитва об оглашенных. В это время стоящие в храме пусть про себя мысленно молятся о своих близких, в том числе и о не крещённых, но ими оглашаемых, т. е. так или иначе посвящаемых в вопросы веры. Приведу пример и из своей жизни. Когда мой отец узнал от меня же, что я крестился, он выгнал меня из дома. Сказал, что у него больше нет сына. Было это примерно в 1984 году. Два года я просил о нём знакомых мне священников в Москве и монахов в Троице-Сергиевской Лавре. Они молились о нём. В итоге старец Наум в Лавре, я тогда окормлялся у него, неожиданно для меня говорит: «Поезжай к отцу завтра». «На самолёт будут ли билеты», — говорю ему. Он ничего не ответив, по своему обыкновению встал и вышел в коридор к ожидавшим его людям. Билет нашёлся. Кто-то отказался от него и кассир выдала его мне. Прилетел в Улан-Удэ. Дверь открыл отец. Говорю: «Я приехал». Глаза его наполнились слезами. Он позвал меня в дом. Мы обнялись. Радовались и плакали оба. Это был результат двухлетних молитв. Ещё через одиннадцать лет, я, будучи уже священником, крестил его, Сергия, маму Софию и сестру Надежду. В 2013 году привёз его к себе в Влгоград. Ему был 91 год. Здесь за два с половиной года он прошёл удивительный путь воцерковления и освоения Иисусовой молитвы. За день до своего дня рождения, прожив 94 года, он причастился и мирно отошёл ко Господу. Мама и сестра умерли раньше. Об этом есть фильм «Дедушка». Его можно посмотреть на YouTube «Православная Отрада» https://www.youtube.com/watch?v=b6sjVHZ1Y0k . И это тоже результат молитв многих людей за него. Сам бы он так не смог.

Так действие молитвы слышат и чувствуют люди одержимые бесами и страстями. Чувствуют ли молитву за них люди без явного одержания, хотя и грешные, и страстные? Чувствуют. На этом построены все живые отношения духовников с чадами. «Батюшка, помолитесь за нас, за меня — у меня то-то и то-то». Проходит время и люди благодарят: «Спаси вас Господи, батюшка. Дело поправилось, или операция прошла успешно, или я выздоровела, или дети выправились». Такие слова мы постоянно слышим и сами их говорим в ходе церковной жизни. Здесь нет выдумки, напротив, действенность молитв друг за друга делает церковную жизнь реальной и явственной. Вера, а вместе с нею религиозный опыт, реальность опыта подвигают верующих людей молиться друг за друга. Но много чаще и с большею ревностью люди обращаются к Богу не только от себя, но просят Бога услышать молитвы за нас тех людей, которые близки к Нему. «Молитвами святых отец наших, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, Господи, да совершится у нас или с нами то-то и то-то». «Молитвами апостолов милостиво очисти вся прегрешения наша» — молимся мы на службах. Ко множеству разных святых с множеством разных нужд обращается церковный народ на молебнах, которые десятки тысяч священников совершают каждую неделю. Тысячи людей не один раз заказывающие эти молебны, чувствуют ли на себе помощь, получают ли просимое? И чувствуют и получают. Иначе давно бы перестали ходить на молебны. Подобным же образом обращаются люди не только к тем, кто уже на небе, но и к тем, кто ещё не там, а пока на земле — это к старцам и старицам. «Помолитесь о нас» и старцы, и старицы молились во все прежние времена и молятся сейчас. Многое что происходит по их молитвам. Есть и в моей жизни опыт удивительного участия во мне блаженной Любушки (Сусаниной), архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Валериана Кречетова. Их молитвы дали мне опыт покаяния, какого без них я никогда бы не узнал. Об этом есть мой рассказ, который размещён на YouTube «Православная Отрада» — «Тридцать лет с архимандритом Кириллом (Павловым)», на 9-й и 40-й день после его смерти https://www.youtube.com/watch?v=FNgNZYAmTzI . Или аудиозапись на сайте otrada-volga.ru.
Что чувствовал и пережил Николай Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом Саровским, когда преподобный молился за него, об этом все знают. Подобное же участие света благодати пережил юноша Алексей, когда два дня находился при сорокаградусном морозе в карцере концлагеря вместе с отцом Арсением. Должны были замёрзнуть и умереть. Но вместо этого жили, укрытые божественным светом. Рассказ об этом в известной всем книге «Отец Арсений».
В воспоминаниях архимандрита Ефрема о духовном отце, преподобном Иосифе Исихасте в книге «Моя жизнь со старцем Иосифом» (М. Ахтырка, 2012 г.) есть два случая, когда старец спросил, кто пойдёт, а Ефрем вызвался поднять с берега на высоту 60 м. бочонок с маслом в 40 кг., а в другом случае благословил сходить в Карею — 4 часа хода — выполнить поручение и вернуться в назначенное время, меньшее, чем требуется для перехода туда и назад. Взвалив бочонок на плечи и сделав шаг, Ефрем пошатнулся, он был после тяжёлых трудов по повалке леса, и понял, что не пройдёт и десяти шагов, не то, чтобы подняться на высоту к скиту. «Матерь Божия, помоги, старец благословил, как я не выполню его благословение» — взмолился он. Помощь пришла. По мере подъёма бочонок делался всё легче и легче. Последние метры он буквально влетел на площадку скита и поставил бочонок к ногам старца и братьев. Старец завёл его в свою келейку и Ефрем увидел на полу лужицу — это были слёзы его духовного отца, который вымаливал у Матери Божией помощь послушнику. Такая была у старца молитва, а в ней любовь к Матери Божией и забота о своём послушнике. То же случилось и с переходом до Кареи и назад. Правда Ефрем опоздал на несколько минут. И тем не менее — невозможное сделалось возможным. Потому, что была молитва обоих: старца и послушника. А по их молитве и участие Божие в избранных Его.

Разве не об этом звучат слова на каждом богослужении, когда клирос поёт о таком Господе, Который Свои желания исполняет в избранниках Своих — «исполняющаго во благих желания Твоя». И в конце литургии священник берёт в руки дискос с вынутыми за многих людей частицами и высыпает их в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых твоих,» , т. е. тех, кто молится на небе в этот день, чья память празднуется Церковью и кто молится на земле, в данный час собранные в храме. Их молитвами омываются в Крови грехи поминаемых. «Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведники и путь грешных погубит» опять же молитвами всех, участвующих в богослужении. Такова сила молитвы искренно верующих людей. Но вместе с этим и предуготовленность тех, за кого молятся, на ком совершаются эти плоды молитвы.
Каждый день всякий верующий человек в утреннем правиле дома читает символ веры, а в нём слова о свойствах Церкви: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». «Во единую», как раз и значит единую в молитве. Церковь молитвою едина. В какой бы храм по разным городам России мы бы ни зашли, мы услышим те же молитвы богослужения, какие звучат и в нашем, родном для нас храме. Больше того, в какой бы иной православной стране мы бы ни зашли в храм, и там мы услышим те же молитвы богослужения, какие слышим и в своём храме. Отличие их только в том, что произноситься и петься они будут на языке того народа. А содержание их будет то же. И Господь, подтверждая это «едино» Своей Церкви, будет поддерживать эту единую молитву вседействующею благодатью Своею. И невозможно, чтобы в эту единую молитву, а через неё в единую Церковь вошла или вклинилась бы молитва какая угодно иная не православная. Тогда отходит благодать Божия и молитва совместная с католиками или протестантами, тем более с сектантами, и уж совсем очевидно, с людьми других верований, делаются произведением чисто человеческим. Да, прекрасно и профессионально исполненным, да, вполне искренним, и даже с верою, что люди молятся не кому-нибудь, а Богу — но при всём при этом больше, чем человеческим произведением эта молитва ничем иным не будет. Молитва к Богу, но Бога в ней не будет. Поэтому все правила святых отцов и святых соборов Церкви запрещают совместные моления с кем бы то не было, кроме православных. Такие молитвы и есть бездейственные. Красота пения, чтения в них будет, а благодати Божией не будет. Если не будет благодати, тогда такие совместные действия не принадлежат Церкви. Это действия, далеко отстоящие от Церкви.
Как же почувствовать, когда молитва в собрании религиозных людей совершается в Церкви, а когда вне Церкви? Если вместе молятся люди разных религий или разных христианских конфессий, очевидно, что такие действия не принадлежит Церкви. Какие бы при этом атрибуты видимой церковности не были бы привлечены для такой молитвы. А о внутреннем различении на уровне чувства — это уже большой и дополнительный разговор, потому что попытки различения — это уже путь к самообману, в итоге — к прелести. Правильно — держаться Бога, держаться с покаянием. Но об этом потом.

О молитве можно послушать мою проповедь на сайте otrada-volga.ru от 20 августа 2017 г. «Молитва — преображение — сила» . http://otrada-volga.ru/audiog
Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев

«О чем просить Бога в молитве, и о чем молиться грех»?

Вопрос с сайта:

У меня вопрос о молитве. Если человек долго молится и не получает просимого, то, насколько я знаю, есть две причины – либо еще не пришло время и человек недостаточно потрудился или чего-то не понял, либо просимое человеку не полезно. Как понять, нужно ли продолжать вымаливать у Господа, ведь известно много случаев, когда Господь все же давал просимое, но уже в наказание за то, что противились Его Воле и продолжали вымаливать? Как отличить горячую молитву от вымаливаний, противных Господу и Его Промыслу?

Ответ священника:

В наше время бесы, да и некоторые служители церковные, которые призывают молиться не о Царстве Небесном, но о богатых спонсорах, настолько задурили православным головы, что уже и церковные люди совершенно не понимают ЧТО такое молитва, ЧТО нужно просить и чего нельзя просить в молитве…

Но не стану утомлять вас в коротком письме учением святоотеческим о молитве, скажу лишь, что отцы Церкви учат: Просить у Бога земного, все равно, что у царя (президента) – грязи!

Поэтому, если вы будете просить в молитвах СПАСЕНИЯ, то НИКОГДА ваша молитва не поставится во грех.

И если Господь исполнит эту нашу просьбу, то ничего более христианину и не нужно.

Вот и ответ на ваш вопрос.

ВЫМАЛИВАНИЕ ГРЕХОВНОЕ – это когда молимся и просим у Бога грязи, т.е. мирских благ.

СПАСИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА – это молитва о СПАСЕНИИ!

***

О чем нельзя просить Бога в молитве и о чем нужно молиться по учению Церкви Христовой.

И если чего попросите во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю.

(Ин. 14, 13-14).

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

(Матф.6:31-33).

Все мне позволительно, но не все полезно.

(1 Кор. 10, 23).

Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

(Рим. 8, 26).

Надлежит тебе приступать к молитве с таким настроением, чтобы тебе желалось одной Божественной воли, а никак не своей собственной… Того же, о чем наверно знаешь, что оно благоугодно Богу, как, например, добродетели, ищи и проси для того, чтоб наипаче благоугодить Богу и добрее послужить Ему единому, а не с другою какою целию, хотя бы духовною.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809).

В молитве ищите благ не земных, а небесных.

Преподобный Исаакий Оптинский (Антимонов) (1810-1894).

Молясь, просил я часто себе того, что мне казалось хорошим, и упорствовал в прошении, неразумно принуждая Божию волю и не предоставляя Богу устроить лучше, что Сам Он признает полезным, но, получив просимое, впоследствии крайне скорбел, зачем просил я, чтобы исполнилась лучше моя воля, потому что дело оказывалось для меня не таким, как думал я.

Молись не о том, чтобы исполнились твои желания, потому что оные не во всяком случае согласны с Божиею волею, но молись лучше, как научен, говоря: Да будет воля Твоя (Мф. 6, 10) во мне.

Проси у Бога не приятного, но одного полезного. Если попросишь первого, Бог не даст, а если и получишь, оно пропадет.

Молись во-первых, об очищении от страстей, во-вторых, об избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении от всякого искушения и оставления.

Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.).

Просящий ничтожного у Царя честь его унижает.

Если кто попросит у царя небольшое количество грязи, то не только обесчестит себя ничтожностью прошения, как выказавший большое неразумие, но и царю нанесет оскорбление своим прошением. Так поступает и тот, кто в молитвах просит чего-нибудь земного.

Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему промышлению, что дает не только Своим и возлюбленным, но и чуждым познания Его.

Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле… Ты как человек часто почитаешь для себя полезным, что нередко бывает для тебя бесполезно.

Преподобный Ефрем Сирин (IV век).

Не будь дерзновен, хотя бы ты и стяжал чистоту.

Преподобный Иоанн Лествичник. (VI-VII век).

Когда молишься Богу, не говори: Господи, возьми у меня это и дай то. Но скажи: Господи, Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно. Помоги мне и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть в грехах моих, ибо я, грешный, немощен. Не предай меня врагам моим, яко к тебе прибегох. Избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое. Тебе слава и благодарение во веки. Аминь.

Преподобный Исаия (IV век).

Кто желает правильно служить Богу, тот не должен просить у Бога именно чего-либо, как-то слез или чего другого, сообразно мечте своей; должен просить у Бога, чтоб Бог дал ему то, что полезно для души его; человек не знает, что именно полезно для его души.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь всегда так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных и ближних в твою святую волю».

Преподобный Серафим Вырицкий (1865-1949).

1) Всего, что славы имени Его и нашей пользы, как телесной и временной, так духовной и вечной касается, должны просить, что в Его святом Слове повелено, обещано и что воля Его святая хочет, в том же Святом Писании открытая…

2) О духовных благах должно просить подобающим образом и ожидать без всякого сомнения, как необходимо нужных для нашего истинного блаженства…

3) Временных благ, например, здоровья, продолжения жизни, благополучия и прочего, должно не просто просить, а с приложением сего: если воле Его святой угодно, и нам просящим полезно.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Молясь, ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее силы: ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь не хочешь, Господи, подай.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский. (1815-1894).

Бог помогает там, где нужна Его помощь, там, где люди не могут ничего сделать по-человечески.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

«Православная станица» листок храма Рождества Христова станицы Митякинская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *