Молитва о единстве церкви

Что такое автокефалия?

Автокефалия (в переводе с греческого — «самовозглавление») — статус поместной Церкви, предполагающий её административную независимость от других Церквей. Автокефальная Церковь — это часть Вселенской Православной Церкви, единая с остальными Поместными Церквями в литургическом общении. Автокефальная Церковь не может возникнуть в отрыве от канонической Православной Церкви — например, в случае, если какая-либо группа людей сама провозгласит себя церковью, без канонического поставления священников и епископов православными иерархами. Сегодня в мире 15 Автокефальных Церквей:

  • Константинопольская (более 2 млн чел.)
  • Александрийская (более 6,5 млн. чел.)
  • Антиохийская (1 млн 370 тыс. чел.)
  • Иерусалимская (130 тыс. чел.)
  • Русская (крупнейшая по численности верующих, 50–100 млн чел.)
  • Грузинская (4 млн чел.)
  • Сербская (10 млн чел.)
  • Румынская (16 млн чел.)
  • Болгарская (около 8 млн чел.)
  • Кипрская (420 тыс. чел.)
  • Элладская (около 8 млн чел.)
  • Албанская (около 700 тыс. чел.)
  • Польская (500 тыс. чел.)
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
  • Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.).

Право предоставления автокефалии, а также само содержание этого термина сегодня не определены ясно и окончательно, поэтому провозглашение автокефалии — один из проблемных вопросов в Церкви.

С точки зрения Русской Православной Церкви, автокефалия предполагает право самостоятельно совершать мироварение и избирать главу Церкви. Автокефальная Церковь также издаёт свои уставы и решает вопросы, связанные с устройством и внутренним порядком Церкви.

Факты об автокефалии:

  • В VII веке предстоятель Константинопольской Православной Церкви подчинялся архимитрополиту Антиохии.
  • В 1448 году, после заключения унии между католиками и Константинопольским патриархатом, Русская Церковь с целью сохранить чистоту веры стала де-факто автокефальной. Константинополь официально признал это в 1598 году.
  • В 1923 году попытку отделиться от Русской Церкви предприняла Белорусская. В Минске состоялся Собор мирян и духовенства под руководством епископа Мелхиседека (Паевского) (1919 — 23 июля 1922, 1926 — 12 июля 1927), на котором тот был провозглашён митрополитом и была предпринята попытка создать автономную Белорусскую церковь, независимую в управлении от Московского патриархата. По причине нарушения канонического порядка — самопровозглашения митрополита — Русская Церковь не одобрила решение об автономии. Автономная церковь (параллельно с канонической Белорусской Православной Церковью) просуществовала на территории Белоруссии до 1944 года. Независимую церковь активно поддерживали фашисты. В 1944 году с освобождением Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков автономная церковь ушла в эмиграцию.
  • В 1970 году образовалась Православная Церковь в Америке. Несмотря на удалённость североамериканского материка, её административную независимость долгое время не хотели признавать другие Поместные Церкви, в первую очередь, Константинопольская.

Ситуация в Украине

В Украине сегодня действуют две самопровозглашённые церкви — параллельно с канонической Церковью, признаваемой во всём мире. «Украинской автокефальной православной церкви» решение Москвы или Константинополя не требовалось — она сама объявила себя автокефальной, заручившись поддержкой украинского правительства в 1919 году. Поскольку большинство православного духовенства, в том числе епископы, отказались в неё вступать, особенность этой церковной организации в том, что они самосвяты — первых «священников» и «епископов» рукоположили… миряне, а все последующие были поставлены этими предыдущими.

Вторая из самопровозглашённых — «Украинская православная церковь Киевского патриархата», отколовшаяся от канонической Украинской Православной Церкви в 1992 году.

«Киевский патриархат»

Его возглавил расстриженный митрополит Русской Православной Церкви Филарет (Михаил Денисенко). Ещё в мае 1990 года, будучи Местоблюстителем Патриаршего Престола в Москве, на встрече с духовенством Тернопольской епархии он порицал участников автокефального раскола, говоря, что раскольники действуют по прямой указке националистических организаций, обосновавшихся за границей. Однако два года спустя резко сменил свою позицию.

С июля 1990 года Филарет возглавил каноническую Украинскую Православную Церковь в сане митрополита. Первый президент независимой Украины Леонид Кравчук решил добиваться создания независимой Поместной Украинской Православной Церкви из канонической УПЦ. Митрополит Филарет, однако, выступил против полной автокефалии. Но уже через год он меняет своё решение. Созванный им Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принимает решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви, и обращается к Московскому Патриархату за утверждением этого решения. Однако на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отзывают свои подписи от этого решения, объяснив их угрозами и давлением со стороны Филарета. Также на Соборе в Москве были зачитаны обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. По этим причинам Собор перенёс рассмотрение вопроса.

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за:

  • жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1:7-8; святых апостолов правило 27-е),
  • внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18:7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е),
  • клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е),
  • публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е),
  • совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е),
  • учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е).

Будучи по факту мирянином, расстриженный митрополит Филарет Денисенко учредил собственную церковь, не признаваемую Поместными Церквями. Таким образом, вторая раскольническая организация на Украине пошла по пути первой — по факту, всех её непризнанных иерархов рукоположил мирянин.

С 1992 года «Киевский Патриархат» добивается признания остальных Поместных Церквей

Так, Филарет решил пойти на объединение с Украинской Автокефальной Православной Церковью, которую он ещё недавно обличал как раскольническую. 25–26 июня 1992 года в киевской приёмной Филарета прошло собрание нескольких епископов УАПЦ, депутатов Верховной рады Украины, обслуживающего персонала митрополии, которое было названо «Объединительным собором двух церквей — УПЦ и УАПЦ». Своим решением «собор» решил… упразднить УАПЦ и каноническую УПЦ. После этого 30 июня 1992 года Филарет отправился в Константинополь, где попросил признать его «церковь». Константинопольский патриарх, однако, на это не пошёл. Следом за этим в 1993 году УАПЦ вышла из состава «Киевского Патриархата».

25 марта 2000 года «Киевский Патриархат» издал «томос» о создании греческого экзархата во главе с «архимандритом» Тимофеем (Кутальяносом), рукоположенным 26 марта в «митрополита Корсунского». Однако Элладская Церковь раскольников тоже не признала.

В 1997 году за раскольническую деятельность Михаил (Филарет) Денисенко был отлучён от Церкви Архиерейским собором РПЦ.

Обособление обеих самопровозглашённых церквей было не духовным решением, а сугубо политическим шагом под влиянием общих настроений национализма и стремлений украинского народа к государственной самостоятельности и независимости от Москвы. Так, раскольнические структуры в Украине с 1990-х годов силой захватывают православные храмы и совершают избиения верующих другой (канонической) Церкви, показывая, что в первую очередь руководствуются не религиозными, моральными принципами, а политическими мотивами.

Особенность «Украинской православной церкви Киевского патриархата» в том, что её «иерархи» активно участвуют во внецерковных дебатах, делая сугубо политические заявления, не относящиеся к церковным, духовным, этическим или моральным вопросам. Так, во время событий декабря 2013 — января 2014 года они неоднократно высказывались в поддержку евромайдана, а во время крымского кризиса 2014 года её глава сравнил президента РФ Владимира Путина с Гитлером.

Последние заявления самоизбранного «патриарха Филарета»

содержат попытки разжигания межнациональной розни и гражданской войны на территории государства Украины. 5 февраля 2015 во время «молитвенного завтрака» с участием президента США Барака Обамы он наградил сенатора Джона Маккейна… орденом святого Владимира I степени и обратился к президенту со следующими словами:

«Мы просим Соединённые Штаты помочь Украине защитить свою территорию. Мы можем и сами выпускать вооружения, но сейчас мы просим помочь нам».

23 марта 2015 года «патриарх» отметил, что «корень зла находится в тех людях, которые живут в Донбассе».

Заявление президента Украины об автокефалии

Обращение к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии от имени действующего президента Петра Алексеевича Порошенко прозвучало 17 апреля 2018 года.

«Единая Православная Поместная Церковь не станет государственной. Все верующие имеют право свободно избирать себе как конкретный храм, так и церковную юрисдикцию», — написал Порошенко в своём Twitter.

Однако ни одной религиозной организации с таким названием в Украине не существует. Более того, механическое объединение раскольнических структур УАПЦ и УПЦ КП с канонической УПЦ без покаяния раскольников и вне восстановления евхаристического и молитвенного общения немыслимо. Кроме того, согласно тому же вышеприведенному заявлению президента, каноническая Церковь в Украине по-прежнему отделена от государства, а значит, президент или правительство не могут вмешиваться в её дела и принимать за неё какие-либо решения.

Ответ Константинопольского Патриархата был обтекаемым:

«Вселенский Патриархат заинтересован в сохранении Всеправославного единства и заботится о Православных Церквях во всем мире, особенно о Церкви Украинской Православной Нации, которая получила спасительную христианскую веру и святое крещение от Константинополя».

В Константинополе также заявили, что будут координировать свои действия с другими Поместными Православными Церквями в решении этого вопроса.

В канонической УПЦ напомнили, что

«в соответствии со статьей 35 Конституции Украины, Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни Церковь решает самостоятельно».

Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявил, что

«создание автокефальной Церкви — это процесс, который не может быть инициирован светской властью».

Что происходит сегодня?

1 сентября в ходе Архиерейского собора Константинопольской Церкви в Стамбуле патриарх Варфоломей заявил, что берёт на себя инициативу по преодолению украинского раскола, «поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему». В качестве достаточных аргументов для этого патриарх привёл просьбы украинского правительства и лидера раскольнического «Киевского патриархата».

7 сентября 2018 года патриарх Константинопольский Варфоломей назначил епископов в Украину. Накануне этого решения патриарх Московский и всея Руси Кирилл предпринял поездку в Стамбул для встречи с Константинопольским патриархом. К сожалению, аргументы Русской Православной Церкви не были услышаны Константинополем.

Священный Синод РПЦ заявил, что выражает решительный протест и глубокое возмущение в связи с опубликованным 7 сентября 2018 года коммюнике Генерального секретариата Священного Синода Константинопольского Патриархата, в котором сообщается о назначении двух иерархов этой Церкви — архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) — «экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве.

Глава Синодального отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион отметил, что РПЦ разорвет отношения с Константинополем, если там признают автокефалию (независимость) «Украинской православной церкви»:

«Если Константинополь доведет свой коварный план по предоставлению автокефалии, это значит, что автокефалию получит группа раскольников. Каноническая церковь эту автокефалию не примет, мы в Русской церкви конечно эту автокефалию не признаем, и у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать отношения с Константинополем».

14 сентября в Москве было созвано внеочередное заседание Священного Синода РПЦ. Во время его открытия Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что происходящее сегодня в Украине повторяет историю начала ХХ века:

«То, что сейчас происходит в связи с направлением так называемых экзархов, является зеркальным отображением того, что предпринимал Константинопольский Патриарх в 1920-е годы, когда наша Церковь во главе со Святейшим Патриархом Тихоном находилась в тяжелейших условиях, — продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Патриарх испытывал тягчайшее давление со стороны властей, инспирируемая властями раскольничья организация — обновленческая „церковь“ — набирала силы, и тогда Патриарх Константинопольский Григорий VII принимает решение послать в Москву так называемую комиссию якобы по просьбе неких православных. Естественно, Русская Православная Церковь никаких просьб в адрес Патриарха Григория VII не направляла, — видимо, их направляли раскольники-обновленцы. И Патриарх Тихон написал очень ясное, канонически обоснованное письмо с протестом против того, чтобы на каноническую территорию Русской Православной Церкви, которую он возглавлял, неканоническим путем была направлена некая „комиссия“ со стороны другой Поместной Церкви. Мы знаем, в каких тяжелейших условиях находился тогда Патриарх Тихон. Но несмотря на то, что Патриарх был практически лишен свободы, он мужественно и четко определил позицию.

Поскольку происходящее ныне на Украине, как я уже сказал, является зеркальным отображением того, что имело место в начале XX века, мы должны следовать той линии, которую очень мужественно определил Святейший Патриарх Тихон в тяжелейшие для нашей Церкви годы и которая является единственно правильной и канонически обоснованной».

В качестве комментария к решениям Синода митрополит Волоколамский Иларион отметил, что мы должны

«молиться об уврачевании раскола — не через его легитимизацию, а через покаяние и вразумление тех, кто отпал от единства Церкви».

Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, выступая на телеканале «Интер», заявил:

«Мы самостоятельная Церковь. И у нас есть все атрибуты независимости, которые нужны нам сегодня для нормального служения Богу и народу. У нас есть свой Синод, независимый ни от кого. У нас есть Архиерейский Собор, независимый ни от кого, решения нашего Собора независимы — никто не имеет права наложить на них вето. У нас есть церковный суд, который является конечной инстанцией. У нас всё есть своё: у нас экономическая, административная независимость… Томос будет ограничением свободы, которую мы сегодня имеем. Нам этого не нужно. У нас есть независимость, самостоятельность, есть все атрибуты свободной жизни, необходимые для церковного успешного духовного служения людям. То, что у нас есть с Московским Патриархатом духовные, молитвенные, канонические, культурные связи — это нормально. Так должно быть. Церковь не является политической организацией, которая сегодня одного любит, а другого ненавидит, а завтра будет наоборот. Церковь всех любит, мы всех любим. Мы любим Москву, мы любим россиян, мы любим американцев, мы любимо африканцев, мы любим азиатов — мы всех любим. У нас нет врагов. У нас есть неприятели, которые противятся нам, но они не являются нашими врагами. Мы о них молимся».

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан на проповеди в день памяти прп. Иова Почаевского, частью жизненного подвига которого была борьба с последствиями заключения Брестской унии и образования Греко-католической церкви, отметил, что единственный способ преодоления раскола во все времена — возвращение раскольников через покаяние в лоно Церкви:

«В течение четверти века мы видели, какие люди из нашей среды уходили в раскол, как там совершались незаконные рукоположения, и вопрос уврачевания раскола становилось всё сложнее и сложнее обсуждать. Мы понимали, что ведём переговоры с людьми, которые ещё в нашей среде засвидетельствовали свой аморальный образ жизни, своё недуховное поведение, прославились такими поступками, из-за которых были изгнаны из канонической Церкви, и вдруг объявились как священники, а потом и епископы „Киевского патриархата“. Механическое объединение с такой „церковью“ было абсолютно неприемлемо. Мы осознавали всю сложность проблемы и искали пути её решения».

Решение Константинопольского патриарха о назначении экзархов в Украину он прокомментировал следующим образом:

«Сегодня Константинопольский патриарх проявил себя не как пастырь, а как политик. Политики руководствуются собственной выгодой. Если есть возможность приобрести определённый ресурс или территорию, они это делают, не обращая внимания ни на какие нравственные и духовные нормы. Христианин, пастырь, священнослужитель никогда не может действовать как политик. Для него нравственное измерение поступка всегда должно быть самым главным, вопрос выгоды никогда не ставится на первое место».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *