Молитва оптинских старцев песня

составитель Терещенко Т.Н.
Симфония по творениям преподобных Оптинских старцев. Том 1

Вас более всего беспокоит, и упрекаете себя, что больше печетесь об угождении наставникам, нежели Богу, что мысль о том, что вы всякий грех должны исповедывать мне, больше удерживает вас, нежели страх прогневать Господа; и в самое желание угодить Богу вкрадывается желание иметь свидетеля в людях. Эти помыслы ведут вас к самонадеянности. Не страха ли ради Божия вы каетесь во грехах перед Богом, имея свидетеля – служителя Его, которому вверены ключи решать и вязать. Это не есть ради угождения человеку, но более Богу. Святой Иоанн Лествичник в 4-й Степени пишет: «Душа, о исповеди грехов своих размышляющая, удерживается, как уздой, от беззакония, ибо мы не исповеданные нами преступления впредь как бы во мраке бесстыдно повторяем. Являемая язва не растравляется на горшее, но уврачуется». Это мнение противно вашему.

Потому, хотя, как вам мнится, и боясь исповедать грех человеку, удерживаетесь от него, очищаете себя от страстей и грехов, то вы тут ничего не теряете, а приобретаете благочестие и спокойствие совести. Но гораздо смиреннее, а следовательно, и прочнее, не думая, что сами собой, но молитвами другого это получили; высоким же путем шедшие многие пали велием падением. Рассудите, страха ли ради моего вы удерживаетесь от грехов? Я не сердцеведец. Ежели вы что от меня и скроете, взыскивать с вас и обличать не буду, и нечего вам меня бояться; из этого видите, что страх Божий понуждает вас исповедывать грехи, а следовательно, и удерживаться от них, а не мой (прп. Лев, 20).

* * *

За раскаяние твое да простит тебя Господь, и мы, недостойные, прощаем и разрешаем, но это – в некоторое только тебе утешение, впрочем, непременно должна сказать духовнику, хотя не так подробно, но прикровенно, ибо там исполняется чин и читается духовником разрешительная молитва (прп. Лев, 20).

Что вы изволите вопрошать нашу худость с истинным откровением о прежних поползновениях, которые хотя и исповедывали духовникам, но бремя отягощений и от совести не облегчается, но обременяет и смущает, т.е. не удовлетворены как следует, и видно, что не такие искусные духовники, которым вы исповедывали, и потому святые отцы-духоносцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим воспринять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и, тем очистив свою совесть и душу, вновь положили новый фундамент, то есть очистив и облегчившись от тяжкого бремени… Так я, многогрешный, и вашей любви советую просить и молить Премилосердого Господа и Бога, дабы послал вам Своим Промыслом такого духоносного отца, которому бы вы могли исповедать все свои от юности до сего возраста согрешения и который бы вам мог внушить и разъяснить важность их, то хотя мы теперь и не в силах оных епитимию удовлетворить, то хотя достодолжным раскаянием и слезами удовлетворим за оные и умилостивим Премилосердого Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силу возмогать против всеобщего врага – диавола, и когда вас Господь по вашей вере и усердию удостоит таковым духоносцем и вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутри своей души мир и радование сердца и умиление, орошающее и утешающее вас утешением неоцененным (прп. Лев, 20).

Приступая к Таинству Исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждой. Со страхом – как Богу, прогневанному грешником.

В смирении – через сознание своей греховности. С надеждой – ибо приступаем к Чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на Кресте и омыл Пречистой Своею Кровью…

В случае смущения и забвения грехов своих можно, идя к Таинству, записать их для памяти и при забвении, с позволения духовника, посмотреть в записку и объяснить ему. Подобные примеры встречаются в житиях и учениях святых отцов (прп. Макарий, 20).

При исповеди надо пояснять все свои грехи, кроме разве когда забудешь, а не поверхностно говорить, ибо не исповедаемый грех и не разрешается, разве что по забвению не изъяснишь. После исповеди надо блюсти себя от греховных действий. Но если и случится на кого оскорбиться или зазреть кого: в этом, примирясь с оскорбившим, быть спокойным, а за зазрение – саму себя зазреть и укорять, дабы не беспокоить старца, а если прилучится удобный случай видеть его, то по мере греха и чувству совести можно сказать ему оный вкратце; писать можно грехи свои, соображаясь с нашей исповедью, ибо мы в течение времени после исповеди много согрешаем и забываем; главное, в исповеди надо иметь сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит, и ежедневно надо иметь испытание самих себя и укорять себя, за содеянное нами приносить перед Богом покаяние, что и читаем в третьей молитве на сон грядущих (прп. Макарий, 20).

На вопрос твой: исповедовать ли особо тот грех, который прежде уже исповедовала, – отвечаю: если его еще не делала, то о том уже не нужно говорить духовнику, но чувствовать свою греховность надо; память своих грехопадений приводит нас к смирению (прп. Макарий, 20).

Бояться срама при исповеди – тоже от гордости; обличив себя перед Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение (прп. Макарий, 20).

На вопрос твой об исповеди подробно скажу: святые отцы не советуют грехов чувственности изъснять подробно, чтобы памятью подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя (прп. Макарий, 20).

Заочно же на исповеди я не могу разрешать грехов: на это есть правила церковные, даже и лично в чужой епархии не должно принимать на исповедь. Ты, написав ко мне свои немощи, может быть, и получала облегчение в совести Божией милостью, но я разрешить заочно власти не имею (прп. Макарий, 20).

Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, – то опасно, что может прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому Бог искушает нас противными к познанию нашей немощи, к терпению и смирению (прп. Макарий, 20).

Когда духовный отец по данной ему от Бога власти сказал вам: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», – эти слова должно принять так, что языком его произнес их Сам Иисус Христос, и в ту же самую минуту разрешение это подтверждается на небеси Богом Отцом и Святым Духом. Видите, сколь милостив Бог к кающимся грешникам!.. Этим словом духовного отца разрешаются не одни только устно исповеданные грехи, но и неисповеданные по забвению или по неведению, одни только те грехи духовный отец разрешить не может, которые грешник с намерением утаивает от стыда и страха, каковых грехов и Сам Бог не прощает. Ваши же грехи все прощены и разрешены, и хотя верой и надеждой на милосердие Божие о спасении своей души должны мирными в духе своем быть, понеже грехи юности – неведения вашего – не воспомянутся перед Богом, в чем уверяю вас святым именем Его. Сомнение же ваше о разрешении грехов своих есть действие противного духа, и весьма опасное, которому отнюдь не должно верить. Хотя бы мы с вами грехами своими превзошли от века всех грешников, то и в то время отчаиваться не должно в милосердии Божием, ибо Он того ради и Сына Своего Единородного послал с небес в мир, да спасет грешных; убо и нас с вами премногогрешных по велицей милости Своей спасет и наследниками Царствия Своего соделает (прп. Антоний, 20).

О повседневной исповеди твоей пишешь, что… чувствуешь в себе большую перемену и большую чувствуешь пользу, пиша о себе каждый день, и на сердце у тебя легко и хорошо, просишь объяснить твое недоумение, отчего с тобою так? В этом действует Таинство откровения или исповеди, которую ты пишешь, объясняя о себе, как на духу. И сама ты видишь – томившая тебя страшная тоска по написании оставляет – и это всегда так бывает от откровения (прп. Иларион, 20).

Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как по вашему сознанию священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенного значения не имеет.

Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и приготовьте его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще можете ему говорить иногда полушутливым тоном: «Ты ведь молодой князь, через такие поступки не ударяй себя лицом в грязь» (прп. Амвросий, 1).

Когда вы пишете мне о какихлибо немощах своих душевных, то после кажется вам, что это производит во мне отвращение! Напротив, я всегда ублажаю тех людей, которые искренно исповедают свои ошибки и явно открывают свои немощи и недостатки (прп. Амвросий, 1).

Объяснять, кому следует, свое душевное устроение весьма полезно и доставляет внутреннее облегчение; но нужно войти во вкус сего собственным опытом, при доверии и оставлении собственных разумений (прп. Амвросий, 1).

Поговеть можно бы съездить в Лавру, да, кажется, нет надобности. Можно и в Москве поговеть и исповедаться у того же о. С… так будет проще. Впрочем, посмотри сама, а по-моему, все равно. Кому ни исповедуй, только исповедуй искренно, что после последней исповеди найдется тяжелого или легкого на совести. Если что вспомнится из прежней жизни неисповеданное по забвению, и это должно исповедать (прп. Амвросий, 1).

В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцевидцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя уклонению, и осторожности, и охранению себя через страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи (прп. Амвросий, 1).

Надобно исповедывать, в чем согрешили и как согрешили, – вот и все. Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь и прочитать самому перед духовником. Будет и ему понятно и незатруднительно, исповедывающемуся – легко и отрадно (прп. Амвросий, 1).

Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но затем опять за свое принимается (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

все должно говорить; сказать, что осуждаю, и помыслы проносятся, а повторять их не надо. Это враг наносит. Ефрем Сирин называет это лаянием бесовским. Если спросит: какие? – тогда можно сказать (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

Свои грехи говори и себя больше вини, а не людей (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

Едва удосужился я прочитать длинное и искреннее твое исповедание. Отныне положим начало благого исправления, которое бывает не без труда и понуждения, в терпении, со смирением. Но унывать не должно и не должно думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно с Божией помощью (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

Всем не только можно, но и должно заботиться о благоугождении Господу. Но чем благоугождать Ему? Прежде всего, покаянием и смирением. Но тебе это мало. Ты хочешь Господа иметь своим должником. Ты пишешь: «Господь для меня все сделал, а я для Него ничего. Легко ли это?» Если кто кому должен, то, не заплатив долга, нельзя затевать подарки. Так и мы прежде всего должны заботиться об уплате греховного долга посредством смиренного покаяния, которое совершается до самого гроба. Но ты спрашиваешь: «Разве при исповеди и постриге не прощаются все прежние грехи? И нужно ли до смерти каяться на молитве в прежних грехах и вспоминать их или же предать их забвению и не смущать мысли прежними делами?» Тебе уже было говорено, что о плотских грехах никогда не следует вспоминать в подробностях, особенно же на молитве не следует исчислять по виду подобные грехи, но должно вообще считать себя грешным и неоплатным должником перед Господом. Святой апостол Павел сподобился получить не только прощение грехов, но и апостольское достоинство, а все-таки причислял себя к грешникам, глаголя: из которых я первый(1Тим. 1, 15). Притом должно знать, что грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: ныне же будешь со Мною в раю(Лк. 23, 43). Но и после этого обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам при Таинстве Исповеди и при принятии монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести, т.е. потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов. Еще должно помнить евангельское слово Самого Господа:милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13), т.е. чтобы благоугодить Господу, нужно более всего заботиться, чтобы не осуждать других и вообще иметь снисходительное расположение к ближним (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

Исповедать все полезно с самоукорением, а с негодованием на других какая польза и от полных объяснений?(прп.Амвросий,3,ч.3).

А лошадей крала? Я ответила:

Нет.

– Ну вот, видишь, и не во всем, – сказал старец, улыбнувшись.

На мои слова, что совсем не умею исповедоваться, батюшка заметил:

От исповеди выходишь, как святая (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

На письмо твое ответствую, что можешь писать все, только покороче и поразборчивей. Никаких тут умений не нужно. Что сделала, так и пиши, что сделала. Главное, не ври и не скрывай, хотя бы что было и нехорошо, ибо и аз человек зело грешный. А потому стыдиться некого. Все исповеданные тобой в письмах немощи не важны, но важны тем только, что ты, потакая им, наживешь себе беду и будешь тогда возиться, да поздно будет. Лучше теперь ободрись (прп. Анатолий, 18).

С удовольствием прочел твои помыслы нехорошие, не потому чтобы они мне нравились, а что ты, хоть и с понуждением ради ложной стыдливости, открываешь их – но все же открываешь. Авсе, делающееся явным, свет есть (Еф. 5, 13). И что диавол, как осиновый лист на ветру, трепещет, когда кто спешит открыть греховные помыслы. Пишешь: «Сию мысль я долго в себе скрывала и ничто так не трудно было говорить, как это». – Да в том-то и искусство и коварство диавольское, что он страшит тем, что нам полезно. Благо есть исповедатися Господеви (Пс. 91, 2)131. «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». А враг этим старается возбудить ложный страх, ложный стыд: только скажи, ну и пропала. Ан вот не пропала, я более полюбил тебя за откровенность. И М. меня этим именно теперь и прельстила – все вылила наружу, и Господь ей, видимо, помог. Она возвратилась новой. Ты думаешь, если не откроешь мне своих немощей, то я сочту тебя за святую? Жди! (прп. Анатолий, 18).

Старайся прежнее забывать да приноси покаяние перед Богом. Если что не исповеданное имеешь из прежней жизни, то надо исповедать духовнику на исповеди, а то все будешь вспоминать оное (прп. Иосиф, 19).

Ты грехи-то свои исповедуй не священнику, а Самому Господу, только без утайки, от всего сердца. Священник представляет посредника между тобою и Богом, а потому польза исповеди зависит от твоей чистосердечности. Если будешь исповедовать лукаво у чудотворца, то пользы не будет душе, и наоборот. Так грешно думать о священниках в Таинстве Покаяния. Не каждый священник может давать нужные советы монашествующим, и только, а исповедь твоя тут ни при чем. Ты описала свои грехи, значит, и знаешь, что их не надо делать, а для этого проси у Господа помощи, смиряйся, никого не суди, а только себя одну: храни от соблазна зрение и другие чувства, через которые в душу лезет всякий мусор (прп. Иосиф, 19).

Духовнику на исповеди надо говорить все, но в подробности не входить, т.е. сказать: приходили такие-то и такие помыслы, – но в каком виде и какие, если были, лица, не надо, а особенно если на лицо духовное – на самого духовника приходили мысли (прп. Иосиф, 19).

Пишешь, что не можешь своему батюшке говорить грехи. Это нехорошо и грешно, это враг тебя смущает. Почему же ты не можешь ему говорить? Что он, что я, что другой священник – у всех благодать одна, и надо исповедоваться каждому с верой. А будешь скрывать, то и прощения не получишь. Стыдиться тут нечего – каешься Богу, а не священнику (прп. Иосиф, 19).

Грехи никогда не надо скрывать или говорить неясно, но старайся объяснять так, как они были (прп. Иосиф, 19).

Непременно надо сказывать духовнику все на исповеди.

Если забываешь, то проси Господа, чтобы память дал, можно раньше на бумаге записывать, а потом и прочитать.

Что исповедуешь, то и прощение получишь, и с помощью Божией в другой раз не будешь делать. А скрывать – большой грех и вред (прп. Иосиф, 19).

Вы знаете, какая у диавола тактика? Вам это надо знать. Он, зная, что какой-либо человек имеет грех, более или менее тяжкий, старается, чтобы человек в нем не покаялся. С этой целью он всячески умаливает степень тяжести греха, внушая такие мысли: «Это неважно, бог тебе это простит», – и тому подобное. И даже старается, чтобы человек забыл об этом грехе. Но когда этому человеку удается как-либо исповедать духовнику на исповеди грех, то диавол всячески увеличивает тяжесть греха, внушая, что грех этот настолько велик, что Бог даже никогда не простит. И старается привести человека в уныние и отчаяние. Видите, как хитер враг. Он отлично знает, что исповедью смываются все грехи, поэтому и не допускает человека до исповеди, а если он исповедуется, то враг всячески смущает (прп. Варсонофий, 20).

У нас, в скиту, держатся устава Афонской горы… Все иноки причащаются 5 раз в год, но по благословенной причине можно и чаще…

Впрочем, исповедываться можно всегда, даже каждый день, и у нас исповедуются очень часто. Скитяне даже каждый день приходят к старцу на откровение помыслов, а монастырская братия – раз в неделю. И от монастырской братии, особенно от скитян, требуется высокая жизнь по заповедям Христовым, жизнь равноангельская. Наши почившие старцы осуществили эти высокие заветы, и Господь прославляет их. Тела их, веруем, лежат нетленны (прп. Варсонофий, 29).

Приходят ко мне для совета, а мне возвещается спросить:

Не грешна ли ты в том или том?

Она отвечает:

Да, грешна.

И не исповедовала этот грех?

Нет.

А у нас в Оптиной исповедовалась?

Да.

И не сказала?

Нет.

Надо исповедаться обязательно, это ничего, что ты была уже на исповеди.

И вдруг побледнеет: «Ах! Ах!» – и падает без чувств. Ее выведут из моленной, посадят или за скитом на лавочке, или в первой комнатке, где нищие. И сидят они иногда целый час, некоторые возвращаются, а некоторые не возвращаются уже более ко мне. Сегодня вот одна сидела целый час, а когда пришла в себя, я спросил ее, было ли с ней что-либо подобное прежде. Она отвечала:

Никогда ничего подобного не было со мной.

Это, конечно, вражеское. Она таила свой грех, что и нужно диаволу, ибо за этот смертный грех она должна была идти в ад, да еще и сам неисповеданный грех разрушительно действует в человеке. Так что диавол держит в своих руках капитал, да на него еще проценты получает. А исповедью греха все это уничтожается. Поэтому-то диавол и не хотел выпускать из рук своих жертву и старался обмороком помешать исповеди. Да… А некоторые и не возвращаются, так и уходят. Но я в этом случае утешаюсь примером батюшки о. Макария. Когда его недоброжелатели отводили от него людей, часто даже приехавших издалека, возводя на него клеветы, подобные тому, что он в бесовской прелести, он говорил: «Ну, что же, значит, им, то есть приезжавшим, Господь не благословил» (прп. Варсонофий, 32).

Дело не в сложности исповеди, а в сокрушении сердца: Господь смотрит на сердце (1Цар. 16, 7). (прп. Нектарий, 25).

Исповедь – это духовный суд. Исповедник – судья, а исповедающий свои грехи – преступник. И, как кающемуся преступнику, подобает ему иметь не только душевное сокрушение о содеянном зле, но и телесно выражать свою виновность, ибо душа и тело человека неразрывны (прп. Никон, 21).

Считаю нужным напомнить вам, что я всегда особенно обращал внимание на тщательную исповедь.

Есть указание у святых отцов и у епископа Игнатия Брянчанинова, что греховные навыки и страсти не поддаются уврачеванию без исповеди. Всякое врачевание будет неполным и недостаточным без исповеди, а при помощи исповеди они удобно искореняются. Поэтому я прошу вас всегда обращать особенно внимание на исповедь, всегда тщательно готовиться к ней и чистосердечно исповедовать все свои согрешения. И я всегда старался неспешно и тщательно каждого из вас исповедать и подробно спрашивал, чтобы ничего не оставалось на совести. А если кто по неразумию не все откровенно и чисто исповедал, то пусть исповедует, чтобы совесть была неоскверненной.

Духовника бояться нечего и стыдиться его не должно. Духовник все знает, все грехи знает, так как у него не одна душа, а сотни исповедуются, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек ни был. Наоборот, всякий исповеданный какой-либо тяжкий грех возбуждает во мне особенную заботу о душе, и я никогда не изменялся и не могу измениться в своем отношении к душе, какие бы ни были исповеданы ею согрешения. Наоборот, я больше о ней болею, беспокоюсь, забочусь о ее уврачевании и спасении. Поэтому старайтесь ничего не скрывать, старайтесь чисто исповедываться (прп. Никон, 20).

Необходимость исповеди подробной доказывается не только внутренними переживаниями человека, но и самим чином исповеди, изложенным в Требнике церковном.

Сделать такое примечание побудило то, что некоторые, стыдясь духовника, по различным причинам ищут способа не сказать на исповеди всего подробно, говоря в общих словах или так, что духовник не может ясно понять, что сделано, или даже совсем утаивая, думая успокоить свою совесть различными рассуждениями с собой в своей душе. Тут враг нашего спасения умеет в извращенном виде напомнить слова святых отцов и даже Святого Писания, чтобы не допустить человека до спасительной и необходимой исповеди грехов перед духовником в том виде, как они были сделаны. Но если совесть у человека не потеряна, она не дает ему покоя до тех пор, пока на исповеди не сказано все подробно. Не следует лишь говорить подробности лишние, которые не объясняют сути дела, а только живописно рисуют их. Такую живопись картин греха, не чуждую услаждения воспоминанием греха, особенно в блудных делах, отцы не советуют дозволять себе, чтобы сердце, еще любящее грех, не умедлило и не усладилось грехом (прп. Никон, 20).

Многие ищут как необходимого духовника высокой жизни и, не находя такого, унывают, и потому редко, как бы нехотя, приходят на исповедь. Это большая ошибка. Надо веровать в само Таинство Исповеди, в его силу, а не в исполнителя Таинства. Необходимо лишь, чтобы духовник был православный и законный. Не надо спорить, что личные качества духовника много значат, но надо веровать и знать, что Господь, действующий во всяком Таинстве Своею благодатью, действует по Своему всемогуществу независимо от этих качеств (прп. Никон, 20).

Очень дорого иметь благоговейного духовника, с которым можно было бы посоветоваться и выяснить те или иные вопросы жизни духовной и просто побеседовать, дабы согреть духовной беседой холодное сердце и получить подкрепление духовное в скорбях, нас окружающих, – но, если не можем сразу найти такого, весьма неразумно совсем не прибегать к исповеди. Это подобно тому, если кто, не имея хорошего веника для уборки своего дома, совсем не будет вычищать его. Нет хорошего веника, возьми какой есть, лишь бы было в доме чисто. Или, не имея хороших дров, совсем не будет топить дом и будет мерзнуть.

Другие хотят сделать каждую исповедь беседой духовной. Может быть, это и хорошо, и даже иногда необходимо, но не всегда есть к тому возможность по времени и другим причинам. По существу же это две вещи различные. Однажды два юноши были на исповеди у одного духовника, с которым до исповеди у них были неоднократные беседы. В беседах, конечно, высказывались ими различные мнения, может быть, и не согласные друг с другом, и вообще, как во всякой беседе, могли быть лишние слова и отклонения несколько в сторону от духовного предмета. После исповеди эти юноши в разговоре коснулись того, как исповедовал их тот духовник. Один сказал: «Когда я во время исповеди позволил себе что-то сказать, как бы прося разъяснения или не соглашаясь с замечаниями духовника, то он меня строго и властно оборвал, сказав: “Раз ты пришел на исповедь, то и кайся во смирении, не время тут рассуждать”. Это произвело на меня впечатление. Это было сказано со властью».

Надо заметить, что времени было с излишком и нельзя было заподозрить духовника в том, что он не нашелся что сказать, – видимо, это был его взгляд на исповедь (прп. Никон, 20).

Кто в простоте сердца скажет свои согрешения с сокрушением и смиренным чувством, с желанием исправиться, тот получит прощение грехов и мир совести своей силой благодати Божией, действующей в Таинстве (прп. Никон, 20).

Я как бы только теперь понял всю необходимость, всю святость, все величие этих двух Таинств – Покаяния и Приобщения Тела и Kрови Христовых. Все пророки, апостолы и Сам Христос Спаситель и Его Предтеча Иоанн Креститель, все они начинали свою проповедь словом: «Покайтесь!»

Тяжело, когда сознаешь себя виновным; нам прямо необходимо покаяться, сознаться в своих грехах, высказать все, что нас тяготит, а когда мы высказываем все это, нам становится уже както легче. А здесь наше исповедание своих грехов принимает Сам Господь наш Иисус Христос. Он разрешит нас от ужасного бремени греховного, успокоит нашу совесть и подкрепит нас. Вот что нам дает это Таинство, но только в том случае, если мы искренно сознаем себя виновными, искренно каемся в своих грехах и надеемся на Божию милость, ибо Он принимает всякого грешника, самого ужасного, утопающего во грехах, будь только он смирен сердцем. Сознай свою виновность и приди ко Христу с покаянием, не показным, а с искренним. Вот если мы будем смотреть на покаяние так, то, приступая к нему, мы должны будем сознать все величие этого Таинства и потому приготовить себя надлежащим образом.

Приготовление к Таинству Покаяния должно состоять в самоуглублении, посте и молитве. Для того чтобы познать все свое недостоинство перед Богом, увидеть все свои грехи, увидеть всю грязь и низость своей жизни, необходимо углубиться в самого себя и разобрать все свои поступки. Пост необходим для нас при этом как умерщвление плоти для того, чтобы оторваться от плоти и всего земного и мыслить о Боге и небесном (прп. Никон, 32).

ИСПОВЕДЬ НОВОНАЧАЛЬНОГО

До исповеди каждый должен постараться привести на память все свои грехи. Нужно внимательно и строго проследить свою жизнь, чтобы припомнить не только грехи, сделанные после последней исповеди, но и давние, не исповеданные по забвению.

А затем взять бумагу и ручку, и записать все свои личные грехи на листок по образцам и примерам (или по ассоциации с ними), приведенным ниже. Причем, стараясь именовать свои грехи буквально одним словом, чтобы не запомышлять и беречь время исповедующего священника. Например, вспомнив все случаи своего воровства, обозначить их одним словом: «воровал» (но при этом иметь в виду все до единого вспомнившиеся в этот раз эпизоды воровства). А все случаи блуда (которые ни в коем случае, в отличие от других грехов, нельзя вспоминать в подробностях), написать одним словом «блудил» или «изменял». И так далее, и тому подобное.

Исповедуй грехи свои откровенно, помня, что рассказываешь их не человеку, но Самому Богу, Который и так знает грехи твои, но хочет твоего раскаяния в них. И нельзя стыдиться священника: он лишь свидетель твоего покаяния и хорошо знает, что все мы подобострастны и легко подвержены грехопадениям.

Исповедуй каждый вид греха отдельно и ни в коем случае не общими словами и фразами: грешен, виноват и тому подобное. Св. Златоуст говорит: «Не только должен сказать: «согрешил», или «я – грешен», но и все виды грехов должно изъявлять. «Обнаружение грехов, — говорит св. Василий Великий, — подлежит тому же правилу, как и объявление телесных недугов врачу.» Грешник есть духовнобольной, а священник, или, вернее, Господь, принимающий исповедь, есть врач: открой перед Ним свои язвы и получишь исцеление.

Не старайся на исповеди оправдать себя каким-либо образом: обстоятельствами, немощью и т.д.

Исповедуй свои грехи с твердой надеждой на то, что они непременно будут тебе отпущены. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — то обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если же исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды!»

И перед исповедью дома самому два или три раза прочитать свой личный список грехов и, четко и правильно крестясь на каждом упоминании совершенного, попросить Господа отпустить их и помолиться Богу о том, чтобы нам помог исправиться и больше не грешить.

Надо также думать о том, как исправить свой образ жизни, стать лучше, больше делать добра. Накануне причастия и перед литургией следует с сердечным умилением прочесть молитвы, положенные перед причастием. Эти молитвы можно найти в молитвеннике. К положенным молитвам следует прибавить и свои прошения к Богу.

Обращение к кающимся Митрополита Филарета Вознесенского

Приходи на исповедь с сердечным сокрушением, с сознанием своей вины, с болью в сердце о том, что ты много нагрешил. Вспомни, как Господь тебя Своим Промыслом, Своей благостью, Своей державной Десницей останавливал, отводил от греха, а ты отстранял Его Десницу, не слушал Его закона, не внимал Его предостережениям и упорно грешил и грешил…

А если нет у тебя такого покаянного сознания и скорби — то принеси Господу хотя бы печальное сознание этой своей нераскаянности. В этом кайся Богу. Согрешить-то ты согрешил, а каяться не умеешь — так хотя бы это сокрушенно исповедуй, Господь и этого смиренного покаяния не отвергнет и дарует тебе Свою благодать.

Святые Отцы говорят нам, что, во время покаяния истинно кающийся исповедует всё и при этом дает обещание Господу исправить свою жизнь. Вот мы — великие грешники, и грехов у нас несчетное количество, но для того и дается человеку время говения, для того Церковь и призывает его к усиленной молитве и посту, чтобы он, сосредоточившись, разобрался в своей душе и, увидев, осознал главный свой грех, свою главную слабость – а она есть почти у каждого.

Церковь и призывает его к усиленной молитве и посту, чтобы он, сосредоточившись, разобрался в своей душе и, увидев, осознал главный свой грех, свою главную слабость – а она есть почти у каждого.

За время говения необходимо дать себе отчет в том, что больше всего обременяет и связывает твою душу, чтобы при вопросе духовного отца, в чем ты больше всего грешен, ты смог бы сразу ответить.

При этом никогда не следует сомневаться в том, что как бы велики ни были наши грехи, как бы тяжко мы ни пали, но, если мы искренно и сокрушенно исповедуемся, — Господь, Который сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон,» и нас не изгонит и дарует нам милость и прощение. Аминь.

ОБРАЗЕЦ ИСПОВЕДИ ДЛЯ ВПЕРВЫЕ ПРИСТУПАЮЩИХ К ТАИНСТВУ ПОКАЯНИЯ

Исповедую Тебе Господу Богу моему и перед тобой, честный отче, все мои грехи, которые я сотворил до настоящего дня и часа делом, словом, помышлением:

Согрешил равнодушием к Богу, несоблюдением Божиих Заповедей, праздников, постов, молитвенных правил и других церковных установлений, презрением и уклонением от помощи св. Храму и нуждающимся.

Согрешил ложным стыдом показать себя христианином, рассеянностью при молитве, небрежным и неправильным совершением крестного знамения (точки Креста: центр лба – пупок, правое плечо – левое плечо, при этом точка на левом плече НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не должна быть ниже точки на правом!), пропуском богослужений и небрежностью.

Согрешил неоткровенностью на исповеди, невниманием к богослужениям, проповедям, к чтению духовных книг и нерадением к своему спасению.

Согрешил сомнениями в вере, суеверными предрассудками, посещением гадалок, экстрасенсов, колдунов, гаданием и азартными играми.

Согрешил ожесточением, непослушанием, роптанием, прекословием, своеволием, укорами, злоречием, ложью и смехом.

Согрешил празднословием, осуждением, лестью, непокорством, оскорблением ближних, сквернословием, непочтительностью к родителям, небрежением о нуждах семьи, невоспитанием детей в законе Божием.

Согрешил мечтанием, услаждением греховными мыслями, страстными взглядами, рукоблудием, соблазнительным поведением, нарушением целомудрия, нарушением супружеской верности, непотребством и блудом.

Согрешил мрачными мыслями, унынием, расслабленностью, отчаянием, мыслями о самоубийстве и ропотом.

Согрешил лукавством, корыстолюбием, обманом, злонравием, обидами, безрассудством, вероломством, непримиримостью, удержанием долгов, воровством и скупостью.

Согрешил гордостью, тщеславием, самохвальством, враждой, честолюбием, злопамятностью, ненавистью, раздорами, интригами, божбой и притворством.

Согрешил насмешливостью, мщением, употреблением возбудительных средств, курением и пьянством.

Согрешил приобретением ненужных вещей, жадностью, немилосердием, завистью, гневом, клеветой, дерзостью, безпечностью и раздражительностью.

Согрешил чревоугодием, вообще излишеством в питье и пище, леностью, напрасной тратой времени перед телевизором, смотрением пошлых фильмов и слушанием буйной и возбудительной музыки.

Согрешил делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием — всеми моими чувствами душевными и телесными.

Каюсь перед Господом Богом во всех своих грехах, прошу у Него прощения, искренне о них сожалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться.

Не перечисленные здесь, но вспомнившиеся грехи надо также сказать духовнику.

Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не нужно, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяли, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь.

Говоря о грехах, не следует называть имена других лиц — соучастников греха. Они должны сами раскаяться за себя.

ИСПОВЕДЬ, СОСТАВЛЕННАЯ В ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну, и Свя­тому Духу, о всех моих грехах.

Исповедаю, во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный и от самого Крещения до сего времени живущий во грехах.

Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих маловерием и неверием, сомнением и вольным мнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением дос­таточной преданности воле Божией.

Непокорностью к распоряжениям Промысла Божия.

Упорным желанием, чтобы все было «по-моему».

Человекоугодием и пристрастною любовью к тва­ри.

Нестаранием раскрыть в себе полного познания Бога и воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха пред Ним, надежды на Него, любви к Нему и ревности о славе Его.

Согрешил: порабощением себя страстям: сластолю­бию, корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, раболепству духу времени, мирским обычаям против совести, с нарушением заповедей Божиих, любостя­жанию, чревоугодию, лакомству, объядению, пьянству.

Согрешил: божбою, ложною клятвою, нарушени­ем клятвы, неисполнением обетов, принуждением дру­гих к божбе, клятве, неуважением к святыне и благочес­тию, хулою на Бога, на святых и на всякую святыню, богохульством, кощунством, призыванием Имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.

Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, уничижающими честь праздников, неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом, леностью к молитве и к чтению Священного Писания, оставлением утренних и вечерних молитв, утаиванием грехов на ис­поведи, нестаранием о должном приготовлении к причастию Святых Тайн, неуважением к священным пред­метам и небрежным изображением на себе крестного знамения, несоблюдением постов по уставу Церкви, ле­ностью к труду и недобросовестным исполнением по­рученных работ и дел по долгу службы, потерей много­го времени напрасно, в праздности, рассеянности.

Согрешил: непочитанием родителей и начальников, неуважением старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешил: напрасным гневом, оскорблением ближ­них, ненавистью, причинением вреда ближнему, враж­дою, злопамятством, соблазном, советом на грех, под­жигательством, несохранением человека от смерти, от­равлением, убийством (детей во чреве) или советом к сему.

Согрешил: плотскими грехами — блудом, прелю­бодеянием, сладострастием, страстными поцелуями, нечистым осязанием, засматриванием на красивые лица с вожделением.

Согрешил: сквернословием, услаждением нечисты­ми мечтами, произвольным похотным раздражением, супружеским невоздержанием в посты, воскресные и праздничные дни, кровосмешением в духовном и плотском родстве, излишним щегольством с желанием нравиться и пре­льщать других.

Согрешил: воровством, присвоением чужой соб­ственности, обманом, утаиванием найденной вещи, принятием чужой вещи, неуплачиванием долга по ложным причинам, препятствием в выгодах других, тунеядством, лихоимством, святотатством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, роскошью, игрой в карты, вообще безпорядочной жизнью, коры­столюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

Согрешил: ложным доносом и свидетельством на суде, оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением чужих грехов и слабостей, подозрительностью, сомнением в чести ближнего, осуждением, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лукавством, обманом, лицемерным обращением с другими, лестью, пресмыкательством пред высшими по должности и имеющи­ми преимущества и власть; болтливостью и праздно­словием.

Не имею: прямодушия, искренности, простоты, вер­ности, правдивости, уважительности, степенности, ос­торожности в словах, благоразумной молчаливости, ох­ранения и защищения чести других.

Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью, мысленным прелюбодеянием (вожделением), корыстолюбивыми и горделивыми мыслями и желаниями, своекорыстием и плотоугодием.

Не имею: любви, воздержания, целомудрия, скром­ности в словах и поступках, чистоты сердца, безкорыс­тия, нестяжательности, щедрости, милосердия, смирен­номудрия, вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Согрешил: унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью нечистой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, жела­ниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за безпамятства моего не упомянул.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искрен­не об этом жалею и желаю раскаяться и впредь не гре­шить и всевозможно удерживаться от грехов.

Со слезами молю Тебя, Господа Бога моего, помоги мне утвердиться в моем намерении жить по-христиан­ски, а исповеданные мои грехи прости, яко Благ и Человеколюбец.

Прошу и тебя, честный отче, в присутствии которо­го все это я исповедал, да будешь мне свидетелем в день судный против диавола, врага и ненавистника рода че­ловеческого, и да помолишься о мне грешном Господу Богу моему.

Прошу тебя, честный отче, как имеющего от Хри­ста Бога власть разрешать исповедающихся и отпускать грехи их, прости меня, разреши и помолись о мне греш­ном.

ОБРАЗЕЦ ИСПОВЕДИ ДЛЯ ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ

Исповедую Господу Богу моему и перед тобой, отче честный, все мои безчисленные прегрешения, которые я сотворил до настоящего дня и часа. Ежедневно и ежечасно согрешаю неблагодарностью к Богу за Его великие и безчисленные ко мне благодеяния и попечение обо мне, грешном.

Согрешил: маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством, насмешками над святыней, священнослужителями, сомнением и вольным мнением, боязнью исповедовать свою веру и отречением от Бога, не ношением Креста, обращением к другим религиозным учениям, суеверием, верой в приметы, гаданием, чтением гороскопов, обращением к целителям, колдунам, экстрасенсам, сам занимался целительством; самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждой на самого себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией.

Согрешил: непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастной любовью к твари и вещам, сребролюбием. Не старался познавать волю Божию, не имел благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его.

Согрешил: неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, в изобилии изливаемые на каждого из нас и в целом на весь человеческий род, непамятованием о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, тоской, отчаянием, мыслями о самоубийстве, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.

Согрешил: порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, курению, наркомании, пристрастию к азартным и компьютерным играм, пристрастию к компьютеру и телевизору, зрелищам и увеселениям.

Согрешил: божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, мыслях, сквернословием, матерной бранью, употреблением «черных» слов, то есть с именем дьявола.

Согрешил: непочитанием праздников церковных, работой в праздники, пропускал воскресные и праздничные службы, не ходил в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стоял неблагоговейно; согрешил разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, опозданием к службе, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходил из храма до окончания службы, женщины в нечистоте прикасались к святыням.

Согрешил: нерадением к молитве, оставлением чтения Святого Евангелия и других Божественных книг, святоотеческих поучений, духовной литературы.

Согрешил: забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагал старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходил на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал приступать к Причастию. Редко ходил в храм и причащался.

Согрешил: нарушением постов и нехранением постных дней — среды и пятницы, (которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых).

Согрешил: невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешил: непослушанием начальству и старшим, самонравием, самочинием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел.

Согрешил: непочитанием родителей своих, ссорами с ними, оставлением молитвы за них, непочитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством, детей не воспитывал в православной вере.

Согрешил: неимением христианской любви к ближним, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, превозношением, презрительным отношением, причинением вреда ближним, драками и ссорами, злословием и оскорблением, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, злорадством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, лихоимством. Согрешил убийством, делал(а) аборты или участвовали в этом грехе, пользовалась противозачаточными средствами абортивного действия.

Согрешил: немилосердием к бедным, не имел сострадания к больным и калекам; согрешил скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

Согрешил: лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, насмешками, остротами, ложью, обманом, воровством, нечестностью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешил: забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешил: невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, смехотворством, рассказывал непристойные анекдоты, допускал скабрезные шутки, пел и слушал греховные, непотребные песни; согрешил разглашением грехов и слабостей ближнего, обижал людей, согрешил осуждением, пересудами, сплетнями, клеветой, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью.

Согрешил: невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, блудными помыслами, блудом мысленным, рассматриванием соблазнительных картин, рукоблудием и всякого рода самоуслаждением, нечистым сновидением и ночным осквернением (семяизвержением во сне), нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, различными плотскими грехами, излишним щегольством, кокетством, безстыдством, флиртом, желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каюсь и в прочих моих грехах, которые из-за безпамятства моего я не помянул.

Каюсь перед Господом Богом во всех своих грехах, прошу у Него прощения, искренне о них сожалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться.

Еще каюсь и прошу прощения в том, что по забвению не исповедал.

Прости и разреши меня, отче честный, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Христовых Тайн, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ

Мы согрешаем:

1. Гордостью.

2. Неблагодарностью.

3. Склонностью на худое дело.

4. Непокорством.

5. Самооправданием.

6. Ослеплением ума.

7. Самодовольством.

8. Почитанием себя разумными и мудрыми.

9. Самолюбием.

10. Самомнением.

11. Самонадеянностью.

12. Невниманием к суду Божию.

13. Своенравием.

14. Самохвальством.

15. Самоугодием.

16. Самочинием.

17. Наглостью.

18. Оскорблением.

19. Властолюбием.

20. Славолюбием.

21. Велехвалением.

22. Возношением.

23. Высокомерием.

24. Высокосердием.

25. Высокоумием.

26. Непослушанием.

27. Ретивостью.

28. Прилогами.

29. Парением, помыслами, мечтательностью.

30. Желанием учить.

31. Отступлением от Бога.

32. Богохульством.

33. Кощунством.

34. Нечестием.

35. Неправоверием.

36. Заблуждением.

37. Суеверием.

38. Неправдой.

39. Противлением добру.

40. Противоречием.

41. Непостоянством.

42. Прелестью.

43. Ересью.

44. Чародейством.

45. Волшебством.

46. Гаданием.

47. Неверием.

48. Любоначалием.

49. Настаиванием на своем.

50. Командованием (страсть).

51. Люблением почести.

52. Надменностью.

53. Тщеславием.

54. Кичением.

55. Завистью.

56. Злорадством.

57. Небрежностью.

58. Небрежением.

59. Пренебрежением.

60. Презрением людей.

61. Презорством.

62. Превозношением.

63. Продерзостью.

64. Неимением любви к ближним.

65. Поруганием.

66. Порицанием.

67. Унижением других.

68. Нечувствием.

69. Неуважением.

70. Человеконенавистничеством.

71. Чванством.

72. Подозрением.

73. Подсматриванием.

74. Подслушиванием.

75. Наушничеством.

76. Укорением.

77. Отвержением.

78. Невежеством.

79. Неблагоразумием.

80. Неблагоговением.

81. Неведением.

82. Хвастовством.

83. Притворством.

84. Вкусом.

85. Тайноядением.

86. Неприличным вкушением пищи.

87. Насыщением.

88. Многоядением.

89. Чревоугодием.

90. Гортанобесием.

91. Чревобесием.

92. Пресыщением.

93. Объядением.

94. Прожорством.

95. Разленением.

96. Леностью.

97. Безделием.

98. Развлечением.

99. Сонливостью.

100. Дреманием.

101. Неумеренностью сна.

102. Долгоспанием.

103. Многоспанием.

104. Ослаблением.

105. Скитанием помыслов.

106. Невоздержанием.

107. Человекоугодием.

108. Пьянством.

109. Забвением.

110. Омрачением ума.

111. Балагурством.

112. Безчинством.

113. Безчестием.

114. Сквернословием.

115. Зрением.

116. Слухом.

117. Безумием.

118. Безпечностью.

119. Безсовестностью.

120. Безстыдством.

121. Болтливостью.

122. Задорностью.

123. Кокетством.

124. Лукавством.

125. Легкомыслием.

126. Ласкательством.

127. Сложением в мысли с грехом.

128. Нечистотой.

129. Любопытством.

130. Суесловием.

131. Многоглаголанием.

132. Шутками неподобными.

133. Смехом.

134. Смехотворством.

135. Праздностью.

136. Празднословием.

137. Пустословием.

138. Напыщенностью.

139. Любопоказностью.

140. Украшением (чрезмерным).

141. Наряжением для соблазна.

142. Страстью к нарядам.

143. Соблазном.

144. Роскошью.

145. Щегольством.

146. Негой.

147. Телолюбием.

148. Натиранием лица.

149. Обонянием.

150. Помаванием очей с злым умыслом.

151. Показностью.

152. Насмешливостью.

153. Недальновидностью.

154. Распущенностью.

155. Мечтанием.

156. Растлением.

157. Помыслами греховными.

158. Беседой со страстными помыслами.

159. Похотением.

160. Сочетанием с греховным помыслом.

161. Соизволением на грех.

162. Осязанием.

163. Блудом.

164. Любодеянием.

165. Прелюбодеянием.

166. Соперничеством.

167. Ревновнием, ревнивостью.

168. Развратом.

169. Распутством.

170. Расточительностью.

171. Советом на грех.

172. Плотоугодием.

173. Непотребством.

174. Ненасытимостью.

175. Насилием.

176. Мужеложством.

177. Скотоложством.

178. Деторастлением.

179. Малакией (рукоблудием).

180. Кровосмешением.

181. Содомией (противоестественным соитием).

182. Скопотворством.

183. Раболепством.

184. Грехолюбием.

185. Сластолюбием.

186. Желанием удобств этой временной жизни.

187. Нерадением.

188. Сребролюбием.

189. Утаением чужого.

190. Безсердечием.

191. Рвением.

192. Пристрастием к чему-либо.

193. Вещелюбием.

194. Любостяжанием.

195. Присвоением чужого.

196. Изворотливостью.

197. Божбой.

198. Скупостью.

199. Жадностью.

200. Торгашеством.

201. Мздоимством.

202. Лихоимством.

203. Святотатством.

204. Воровством.

205. Взяточничеством.

206. Корыстолюбием.

207. Разбоем.

208. Идолослужением, идолопоклонством.

209. Рассеянностью.

210. Вспыльчивостью.

211. Гневом.

212. Раздражительностью.

213. Буесловием.

214. Негодованием.

215. Неразумием.

216. Нерассуждением.

217. Несдержанностью.

218. Нетерпением.

219. Сварливостью.

220. Осуждением.

221. Пересудами.

222. Перечением.

223. Спорами.

224. Любопрением.

225. Поношением.

226. Срамословием.

227. Ссорами.

228. Раздоролюбием.

229. Дерзостью.

230. Бранчливостью.

231. Злоречием.

232. Злословием.

233. Яростью.

234. Огорчением.

235. Серчанием.

236. Недовольством.

237. Ложью (словом, жизнью).

238. Неприязнью.

239. Лицеприятием.

240. Несогласием в добром.

241. Несознательностью.

242. Обманом.

243. Пленением.

244. Запальчивостью.

245. Двоязычностью.

246. Двоедушием.

247. Злопамятством.

248. Злобой.

249. Злохитростью.

250. Издевательством.

251. Неправедной клятвой.

252. Враждой.

253. Враждолюбием.

254. Побоями.

255. Предательством.

256. Проклятием.

257. Оклеветанием.

258. Памятозлобием.

259. Несострадательностью.

260. Безчувствием.

261. Уязвлением.

262. Досаждением.

263. Жестокосердием.

264. Жестокостью.

265. Ненавистью.

266. Душегубством.

267. Лжесловием.

268. Лжесвидетельством.

269. Кровопролитием.

270. Коварством.

271. Клятвопреступлением.

272. Клеветой.

273. Извращением слов.

274. Лицемерием.

275. Лестью.

276. Унынием.

277. Ропотом.

278. Печалью.

279. Надутостью.

280. Безпокойством.

281. Боязнью.

282. Маловерием.

283. Малодушием.

284. Равнодушием.

285. Скрытостью (утаением грехов).

286. Ожесточением.

287. Окаменением сердца.

288. Стыдением в покаянии.

289. Смущением.

290. Сомнением.

291. Безнадежием.

292. Ужасанием.

293. Страхом.

294. Отчаянием.

295. Хулой.

296. Убийством (словом, делом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *