Молитва отче наш в Библии

Подготовьтесь к чтению

Минуту-две помолчите, чтобы, как сказано в молитвослове, успокоить все свои чувства и настроиться на молитву и чтение Писания. Не открывайте в это время никакие лишние вкладки и не заходите в соцсети. Не отвлекайтесь ни на что.

Помолитесь

На церковнославянском языке

Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь.

На русском языке

Господи, Иисусе Христе, отверзи мне очи мои сердечные, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою, потому что странник я на земле. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумела чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей. На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом познания Тебя, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не во грех себе Слово Твое прочел, но во обновление и в просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный. Аминь.

Еще минуту помолчите.

Прочитайте Молитву Господню

9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(Матф.6:9-13)

Медленно перечитайте первое прошение: Да святится Имя Твое и подумайте над этими словами в течение двух-трех минут. Можете просто медленно повторять их вслух или про себя, сосредотачиваясь на их смысле. Если у вас возникли мысли или вопросы, запишите их.

Ответьте на вопросы:

Какие вопросы или мысли у вас вызывает это прошение?

Наш комментарий

Первое, о чем Христос заповедует нам просить нашего Небесного Отца – это о том, чтобы святилось Его Имя. Святить что-либо – это относиться к этому, как к святому, отделенному от нашей обыденной жизни, а значит, относиться с благоговением и любовью, со страхом осквернить и с желанием прославить.
Сейчас мы воспринимаем имя как простое обозначение человека или вещи. В древности, в том числе в Священном Писании, имя понималось как то, что связано с самой сущностью человека или вещи. Имя в Библии практически тождественно тому, кто его носит. Соответственно, просить о том, чтобы Имя Божие святилось, это в конечном итоге просить о том, чтобы Самому Богу воздавалась слава и чтобы к Нему Самому относились с благоговением и любовью. Противоположность этому – хуление Имени Божиего. С этим почитанием Бога связана и одна из десяти заповедей – заповедь не произносить Имени Божьего всуе.

Подробно о понимании имени в Священном Писании и Предании Церкви вы можете прочитать в книге митрополита Иллариона Алфеева «Священная тайна Церкви».

Ответьте на следующий вопрос
Почему первое, о чем мы просим в этой молитве, это о том, чтобы святилось Имя Божие?

Прочитайте следующие отрывки.
Послание к Римлянам, глава 2

17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю , и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.

Первое послание апостола Петра, глава 2

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Евангелие от Матфея, глава 5

13 Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
14 Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Первое послание Тимофею, глава 6

1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
(1Тим.6:1)

Перечитайте эти отрывки еще раз.

Ответьте на вопрос
Что здесь говорится об Имени Божием и Его Святости?

Сформулируйте в 10 словах основную мысль всех четырех отрывков

Прочитайте одно или несколько святоотеческих толкований на прошение о том, чтобы святилось Имя Божие.

Святитель Иоанн Златоуст
Святой Кассиан Римлянин
Блаженный Августин
Святитель Феофан Затворник
Святитель Николай Сербский

Святитель Иоанн Златоуст

«Да святится имя Твое», говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца небесного, но все почитать ниже хвалы Его – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! …Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда неизменяемую. …Ею созерцая и серафимы, славя Бога, так взывают: «свят, свят, свят» (Ис.6,3).

Св. Кассиан Римлянин

Достигши столь высокой степени сынов Божиих, мы не можем не гореть свойственною добрым деяниям любовью, которая заставит нас во всем искать не своей пользы, но славы Отца нашего. Посему и говорим: «да святится имя Твое», чем свидетельствуем, что наше чаяние, наша радость — есть слава нашего Отца, последуя Тому, Кто сказал: «ищай славы пославшаго Его, сей истинен есть, и несть неправды в нем» (Ин.7,18).

Блаженный Августин

Сказано, кто—Тот, к Кому обращаемся с молением и где Он обитает. (Это в словах: «Отче наш, иже еси на небесех»). Теперь посмотрим, о чем надлежит молить Его. Первое из всего, что испрашивается есть: «да святится имя Твое». О сем просим не в том смысле, будто бы имя Божие не было свято, но в том, да имеется оно святым у людей; т.е. так да ведом им будет Бог, чтоб они не почитали что-либо другое более святым и что оскорбить более боялись бы они, чем имя Его. Подобно сему, когда сказано: «ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его» (Пс.75, 1), то cиe должно не так понимать, как бы в одном месте Бог был менее велик, а в другом более; но там велико имя Его, где оно именуется по великости величия своего. Таким образом, там именуется имя Божие, как святыня, где именуется со благоговением и страхом оскорбить Его.

Чего ради просишь,—да святится имя Божие? — Оно свято. Что же и просить, да будет свято то, что уже свято есть?—К тому же когда просишь, да святится имя Его, не о Нем ли Его просишь, а не о себе?—Но уразумей (как должно смысл слова, и увидишь), что о себе просишь. Ибо того просишь, чтоб то, что само в себе всегда свято, святилось в тебе. Что значит «да святится»? Святым да имеется, да не презирается. Видишь ли теперь, что себе добра желаешь, когда сего желаешь. Ибо для тебя пагубно, когда презришь имя Божие, а не для Бога.

Когда говорим: «Да святится имя Твое», то самих себя убеждаем желать и искать, чтоб имя Его, которое всегда в себе свято есть, святым имелось у людей, т.е. не было презираемо; что не для Бога потребно, а для людей спасительно.

Феофан Затворник

К сим двум мыслям, как дополнение и приложение, можно прибавить следующие две.
Первая. Прославляется и благовейно чтится имя Божие, когда познаны бывают неизреченное всесовершенство Божие, и величие Его с неумытною правдою и судом, превосходящие меру постижения нашего. До познания сего можно доходить и собственным размышлением при руководстве божественного откровения. И смиренный Богомысленник не может не заключать своего богомыслия—или славословием Богу, предивному в совершенствах своих, или падением пред Ним в страхи и трепете, при представлении Его величия необъятного и Его страшной правды и судов неумытных. Но такие проявления славословия и благоговеинства, происходя от меры постижения Божиих свойств и величия, и сами не восходят выше сей меры, и далеко бывают от меры Божией. К тому же они проявляются вследствие натиска от ума на сердце, почему бывают поверхностны. Настоящее же словословие и благоговеинство бьют ключом из сердца, заставляя ум только изумляться. Сиe производится действием благодати Божией. Она дает чувству вкусить сколь благ и велик Господь, и за сердцем вводит в созерцание сего ум. И бывает тогда истинное славословие и благоговеинство в глубине души. Бывает и то, что у них однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда, И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы: да святится имя Твое. Даруй Господи, благодатью Твоею сердцу нашему вкусить, сколь благ еси, дивен и велик, и уму нашему войти в созерцание сего, чтоб наши славословие благоговеинство, хоть мало, подходили в меру Твою и водворившись внутрь нас, никогда не отходили от нас!—Не потому ли и повелел Господь говорить: «да святится», а не: да святим мы, что благодатные славословие и страх Божий, когда приходят, действуют сами собою, оставляя дух наш быть только сознавателем происходящего и вкушателем того.
Вторая. Да прославляется и да благовейно чтится имя Твое всеми людьми. Молящиеся о сем конечно сами славословят Бога и благоговеинствуют пред Ним, сознав долг свой к тому. Дети естественно и чтут и славят отца. Но самая любовь к отцу не даст им довольствоваться славою и почитанием отца только в своем кругу; они желают и ищут, чтоб отец их всеми был славим и чтим. Так и в отношении к Богу, именующие его Отцом своим не могут довольствоваться только своим Его прославлением и чествованием; но желают, чтоб и все люди славили Его и благоговеинствовали пред Ним. Так как cиe иначе исполниться не может, как распространением истинного познания о Боге, чрез распространение божественного откровения; то в желании, чтоб все славили и чтили Бога—Отца нашего, естественно выражается желание и того, чтоб распространялось благовестие о Боге и всеми было познано имя Его. Ибо Бог наш таков, что только познай Его, и уже не возможешь не славословить Его и не благоговеинствовать пред Ним. Блаж. Августин, выразив мысль, что в слове «да святится» содержится моление о том, да благоговейно чтится имя Божие, приложил: «и cиe—то совершает ныне Евангелие, возвещаемое всем народам!»—Св. Кассиaн после приведенных выше слов о желании славы Отцу небесному от лица детей, движимых любовью к Нему, присовокупляет: «сосуд избранный, будучи исполнен сими чувствованиями, желает «отлучен быти от Христа» (Рим.9,3), чтоб только приобрести Ему многочисленное семейство, и присовокупить к славе Отца своего спасение всего Израиля».—Тертуллиан туже мысль выражает: «молимся, да святится имя Божие не в нас только, кои уже присвоились Ему, но и в прочих людях, коих еще ожидает Божия благодать. Мы повинуемся заповеди, повелевающей нам молиться за всех, и даже за врагов наших (Mф.5,44). Не говоря: да святится имя Божие только в нас, мы тем самым говорим: да святится оно и во всех». Таким образом молясь: «да святится…», молимся да распространится во всем роде человеческом истинное Боговедение, чтоб из всех людей составилось одно семейство Божие, Бога именующих Отцом своим, славящих Его и благоговейно чтущих.
Есть еще третья мысль,—в слове: «да святится…»,— которую можно признать и дополнительною, как две предложенные пред сим, и принимать, как прямую мысль молитвы именно: да прославляется Бог жизнью нашею. Сию преимущественно мысль внушают все святые отцы.

Святитель Николай Сербский

Ты не становишься святее от наших славословий, однако, прославляя Тебя, мы делаем святее себя. Имя Твое чудесно! Люди препираются об именах – чье имя лучше? Хорошо, что и Твое имя вспоминают иногда в этих спорах, ибо в тот же миг глаголящие языки затихают в нерешительности оттого, что все великие человеческие имена, сплетенные в прекрасный венок, не могут сравниться с Твоим именем, Святый Боже, Пресвятый!

Когда люди хотят прославить Твое имя, они просят природу помочь им. Они берут камень и дерево и возводят храмы. Люди украшают алтари жемчугом и цветами и возжигают огонь растениями, их сестрами; и берут ладан у кедров, их братьев; и придают силу своим голосам звоном колоколов; и призывают животных прославлять имя Твое. Природа чиста, как Твои звезды, и невинна, как Твои ангелы, Господи! Смилуйся над нами ради чистой и невинной природы, воспевающей вместе с нами святое имя Твое, Святый Боже, Пресвятый!

Как нам славословить имя Твое?

Может, невинной радостью? – тогда помилуй нас ради наших невинных детей.

Может, страданьем? – тогда взгляни на наши могилы.

Или самопожертвованием? – тогда вспомни мучения Матери, Господи!

Имя Твое тверже стали и ярче света. Благо человеку, который возлагает надежды на Тебя и становится мудрее Твоим именем.

Глупцы говорят: «Мы вооружены сталью, так кто сможет дать нам отпор?» А Ты уничтожаешь царства крохотными насекомыми!

Страшно имя Твое, Господи! Оно озаряет и сжигает, как огромное огненное облако. Нет на свете ничего святого или ужасного, что не было бы связано с Твоим именем. О, Святый Боже, дай мне в друзья тех, у кого Твое имя врезалось в сердце, а во врагов тех, которые не желают и знать о Тебе. Ибо такие друзья останутся мне друзьями до смерти, а такие враги падут предо мной на колени и покорятся, как только переломятся их мечи.

Свято и ужасно имя Твое, Святый Боже, Пресвятый! Да будем помнить имя Твое в каждый миг нашей жизни, и в минуты радости и в минуты слабости, и вспомним его в наш смертный час, Отец наш небесный, Святый Боже!

Другие святоотеческие толкования на прошение «Да святится Имя Твое» вы можете найти
Ответьте на вопрос
Какие важные мысли вы увидели в святоотеческих толкованиях?

Ответьте письменно на следующие вопросы

1.Что лично я вкладываю в слова «Да святится Имя Твое»?
2.Благоговею ли я перед Именем Божиим? Не произношу ли Его всуе?
3.Что мне хочется сделать после ответа на эти вопросы?
4.Как я могу это осуществить?
5.Что мне хочется сейчас сказать Богу?

Подведите итоги
Что я вынес из ответа на личные вопросы?
Что важного для себя я вынес из сегодняшней встречи?
Домашнее задание
Вариант 1. Выделите 6 важных для вас областей своей жизни (например: работа, хобби, отношения с родными, отношения с друзьями и т.п.).
Каждый день отвечайте себе письменно в течении 20 минут на вопросы касательно одной из этих областей

Вопросы
Как у меня обстоят дела в этой области? (можно подробно описать, как обстоят дела)
Это больше способствует прославлению Бога или хулению?
Понимаю ли я, что и как мне нужно (с)делать, чтобы это больше способствовало прославлению Бога?
Есть ли у меня желание это сделать?
Нужна ли мне чья-то помощь для этого, или я справлюсь сам(а)?

Спустя минут 15 напишите, что вам дали ответы на эти вопросы. Можно воспользоваться такими вопросами
Легко ли мне отвечалось на предложенные вопросы?
Как это на меня повлияло?
Узнал ли я что-то новое о себе?
Что мне хочется сказать Богу по итогам ответов?

Идея выделить несколько важных областей жизни и размышлять каждый день над одной из них, а также большая часть вопросов взяты из ЖЖ психолога Дарьи Кутузовой и организованного ей сообщества «16 тем”. В рамках сообщества все темы прорабатываются гораздо глубже, каждые две недели происходит возвращение к ним, поэтому если кто-то ощутил пользу от такого подхода, имеет смысл записаться в это сообщество.

Вариант 2. Каждый день в добавление к молитвенному правилу читайте один или два из прославляющих Бога псалмов. Например, псалмы 112, 110, 28, 29, 32, 135, 138, 144, 102, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 117, 95. На наш взгляд, лучше читать по-русски (чтобы глубже проникнуться смыслом), пользуясь не Синодальным переводом, а переводом Юнгерова (он ближе к церковнославянскому, чем Синодальный перевод)

На следующей встрече по желанию можно поделиться результатами.

Материал подготовила Татьяна Зайцева,

редактор раздела Евангельских групп
пишите: tanuwa77@predanie.ru

Предыдущий выпуск: Сущий на небесах
Следующий выпуск: Да приидет Царствие Твое

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Татьяна Зайцева (Пашковская)

Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Богослов, поэт, нарративный практик.

  • — Поздравляю с прошедшими праздниками. Мы с вами постепенно привыкаем, что год от года жизнь становится все сложнее. Хочется пожелать, чтобы эта сложность не оказалась для нас избыточно тяжкой. Еще желаю всем радости, мира, способности делать свое дело в послушании Богу и готовности никогда его не бросать.
    Как обычно, я сегодня буду отвечать на ваши вопросы.

    Начну разговор с Евангелия, которое читалось в день Святого Богоявления. Святой евангелист Матфей говорит: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3, 13-17).

    Кратко повествование евангелиста, рассказывающее нам о Богоявлении — а насколько оно многопланово! Три слова описывают содержание этого праздника. Тремя словами называли этот день в разные исторические периоды: Крещением, Богоявлением и еще Просвещением. Просвещением кого? Спаситель был безгрешен и не имел нужды креститься. Об этом говорит и Предтеча, последний Ветхозаветный пророк: «Я ли Тебя крещу. Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Тогда кто просвещается? Иоанн? Но он был человеком, чей взор был светел и без того. Он увидел Христа не как пророка и учителя, а как кого-то большего и величайшего. Как того перед кем сам Иоанн, великий пророк, не имел права разрешить обуви своей. Тогда к кому относится просвещение? К миру. К народу Божию. Ко всем тем, что чтит этот праздник. И чтит не только по тому, что в этот день освящается вода. А потому, что человечеству является Триединство Святой Троицы. Три Лица Святой Троицы явлены в день Крещения. Глас Отца, сходящий в воды Иордана, Сын и Дух Святой, ниспускающийся в виде голубя. Явлена миру полнота Божьего откровения. Любовь Лиц Святой Троицы. И как бы ни было искусно, изощренно и тонко в дальнейшем богословие, в том числе и Богословие познания Пресвятой Троицы, ничего большего оно никогда больше оно не сможет сказать. Потому что явление во Иордане просветило всяк ум, ищущий Бога. И здесь та граница, дальше которой невозможно двигаться. У нас есть такая особенность: задавать неполезные вопросы, которые продиктованы праздным любопытством и какой-то вульгарной неделикатностью. Эти вопросы обычно касаются загробной участи, отношений Лиц Святой Троицы. Но все сказано предельно целомудренно. Вот Иисус вышел из воды, и вот открылись Небеса. Иоанн видел Святого Духа. А вместе с Иоанном Его увидело все человечество. Иоанн — обратите внимание — ни слова не говорит. Почему? Он никак не обращается ко Христу, не пытается остановить этот мир или у Господа получить объяснение. Он свидетельствует происходящее. Самый главный миг его жизни. Он к Нему пришел готовым. Он сделал то, ради чего пришел в этот мир. Это целомудрие Евангельского повествования. От него прямо исходит дыхание чистоты, непорочности без всяких примесей. Эта чистота нас с вами побуждает к тому, чтобы быть людьми собранными и умными. Умный человек не станет задавать вопросы, не имеющие отношения к Домостроительству Таин Божьих. Ответы на которые не скажут нам ничего нового, кроме того, что сказано в самом Писании. Которые никак не помогут нам двигаться за Богом. Мы с вами сейчас присутствовали на берегу Иордана. И для нас является Святой Дух, и звучит голос Отца. Ибо самому Христу и без этих явлений было известно, что Он неразлучен в любви с двумя другими Лицами Святой Троицы. Интересно, что слово «Богоявление» очень часто — и в XVII веке, и раньше в день этого праздника — звучало во множественном числе. И о воде Святого Богоявления говорили: вода Святых Богоявлений. Подчеркивая, что все Лица Святой Троицы Единой одновременно открывают Себя человеку. Вода явления Отца, вода явления Сына, вода явления Святого Духа. Искреннее желание Бога не скрыть Себя от людей, не зашифровать, не предъявлять человечеству ребусы и требовать разгадки тех или иных загадок, но любящее открытие себя такому ветхому и такому молодому человечеству. Вот то о чем мне хотелось сказать после прочтения этого Евангельского повествования.

    Тема, которую я хочу сегодня предложить для нашего разговора – о нашем умении и неумении слушать. Слушать Бога, церковь, священников и друг друга.

    Нередко, когда человек приходит на исповедь, он говорит: я молиться не умею, разумея, что он не знает слов из «Молитвослова». Или наоборот, считает даже грехом, читая те или иные молитвы, потом прибавлять свои. Спрашивает: это, наверное, грех? И ты пытаешься объяснить что-то, и видишь в какой — то момент, что он заскучал, что ему неинтересно. Потому что он для себя уже все решил. Что читать надо только по «Молитвослову», а добавлять какие-то свои собственные прошения — это грех. И человек тебя не слышит, его уши закрыты. То же самое происходит, когда человек не дает Богу вставить слово в этом разговоре. Разговор превращается в монолог. Человек беспрерывно что-то требует. Приходит прихожанин и говорит: я читаю 8 акафистов в день. Я спрашиваю: «А у вас остается время выслушать ответ? Просто 5 минут помолчать? Вы же непрерывно Богу что-то говорите. А где здесь ваше прошение?» Он говорит: «дело не в прошении, надо успеть все вычитать». Бог находится в более тяжелом положении, чем мы. Богу надо успеть все выслушать. А мы Ему не даем этой возможности. Он только одно услышал, а мы нагнетаем еще и еще. И это становится серьезной проблемой. Таким образом, нежелание слышать становится проблемой наших отношений с другими людьми. Мы все о них уже знаем: этот плохой, этот получше, у такого-то дочка пьяница. Никогда не надо торопиться с такими оценками. Человек многомерен, и нередко бывает, что тот, кого вы считаете плохим — оказывает вам помощь. А тот, на кого вы полагались, отходит в сторону, когда вам плохо. Надо учиться слушать Бога. Вот та тема, которую я хочу предложить для нашего сегодняшнего разговора, начиная отвечать на ваши звонки.

    — К кому обращена молитва «Царю Небесный» и «Отче наш»? и на иконе Святой Троицы, кто изображен посередине?

    — Здесь все просто. Молитва «Царю Небесный» обращена к Святому Духу. Хотя каждая молитва, если она обращена к Святому Духу — то одновременно ко всем Лицам Святой Троицы. Молясь Святому Духу, мы молимся всей Святой Троице. Но молитва «Царю Небесный» обращена преимущественно к Святому Духу. А «Отче наш» — ясно, что обращена к Богу Отцу.

    Что касается изображения Пресвятой Троицы, то с момента написания иконы Андреем Рублевым существует такое мнение. Но естественно это лишь мнение, потому что Лица Святой Троицы между собой по Естеству ровны. Но Богословское объяснение состоит в том, что в середине Центральный Ангел — это Спаситель Христос. А слева и справа находятся Отец и Святой Дух. Это объясняется тем, что если вы присмотритесь к иконе, вы увидите, что фигуры ангелов образуют как бы чашу, Чашу Литургии. А в центре этой Чаши находится Христос Спаситель. Вот поэтому общепринятая точка зрения такова, что в центре — Христос, а слева и справа — Отец и Дух Святой.

    — Нередко священники говорят, что заказные записки можно подавать за всех. Ведь если мы в записках будем писать тех людей, которые просто крещены, не будет ли это вливанием молодого вина в мехи ветхие?

    — Во-первых, вы сейчас почему-то напираете на слово «заказные записки», но это технические детали. В храмах есть такие записки, сякие записки — в любом случае вы все равно имеете в виду не записки, а проскомидию, часть Литургии, к которой вынимают частицы за живых и усопших. И поэтому заказная — не заказная — не имеет ни малейшего значения. Поминовение совершается по отношению к людям, которые крещены во святом православии. Единственной причиной, делающей такое поминовение не возможным, является непринадлежность человека к православной вере. Все остальное будет предельно субъективно. С вашей точки зрения — человек не участвует в литургической жизни? Я вам скажу — Мария Египетская вообще не участвовала в литургической жизни — и ничего, как-то вот, видите, и без заказных записок обошлась. Мы не можем восхищать себе право суда Божьего. Говорится: Мне отмщение, и Аз воздам. Я считаю очень вредным поветрие, распространившееся в последние годы, когда спрашивают: вот, он был человек нецерковный, можно ли его поминать в записках. Что значит «можно»? Если вы хотите о ком-то помолиться — вы должны это делать! Можно? Как будто возникает какая-то греховная ситуация с вашей стороны, не будет ли грехом о ком-то помолиться! Конечно, не будет! А мы с вами знаем, насколько мы сами церковные?! А, может, у Господа на эту тему другое мнение? Давайте не будем предвосхищать суд Божий. Слова требника ни в одном месте не предписывают нам отказывать людям, которые по крещению принадлежат церкви. Очень многие отпадают. Но для нас, например, если человек, допустим, был крещен и при этом покинул православие и даже, может быть, ему изменил, приняв другую веру — он для нас отпадший грешник. Для нас недействительно все то, что с ним происходило. Он — человек, нуждающийся в нашей молитве. Другое дело — может быть, не стоит брать на себя подвиги сверх того, что мы в состоянии умом воспринять, да и по чести говоря — нести. В строгом смысле Ленин — крещеный в православии человек. Другое дело, что это такой людоед и упырь, что мы с вами едва ли окажемся в состоянии о нем глубоко помолиться. Хотя церковь в вечерню святой Пятидесятницы сохраняет возможность помолиться даже за таких людей, которые держатся в аду. Что же, мы будем им отказывать? Если церковь разрешает в такой ситуации за «иже в аду держимых» молиться, то как можно отказывать людям, судьба которых Богом окончательно еще не решена?

    -Почему Христос явился именно в Израиле?

    — Так Он выбрал. Господь явился в Святой Земле. Оттого она и Святая. Не потому, что она такой изначально была, и поэтому Он там родился. Нет. Наоборот. Земля стала Святой, потому что Господь избрал ее, и там совершилось чудо Боговоплощения. А Христос никакой земле не обязан. Христос принадлежит нашей стране так же, как и другим странам мира. И пришел спасти, желая каждому спастися и в разум истинный прийти.

    У нас очень много святых, очень много Даров Духа сосредоточенно на огромной территории нашей страны. Но это люди совершали. Мы не являемся их наследниками автоматически. Мы должны сами что-то делать, чтобы этот дух унаследовать. А так просто заявить: мы — земляки Серафима Саровского, поэтому он нам должен передать особую благодать — это совершенно не по — Божьему. Это дико.

    Избегайте таких выражений, как «я вымолила». Это дурно пахнет. Это Господь решит, кого вы там вымолили, а кого нет. Если человек считает свою молитву сильной, а не просто говорит: я что-то тут перед Богом пискнул, Господи, Ты мое прошение не презри, полезно сотвори – это никуда не годится. Если человек считает, что он что-то вымолил, что у него хорошее духовное состояние — тут, прямо говоря, ему надо быть скромнее. Кто кого вымолил – лишь Христу известно. Это только плохие художники говорят: мое творчество, плохие писатели – моя литература. Не будем говорить: я вымолил, это не очень верно.

    Вся наша аскетика построена на простом понимании: всего должно быть в меру! И книг должно быть в меру, и хорошей музыки — в меру. Нельзя ни к чему окончательно привязываться. Привязаться можно только к любви Божьей. Ее почувствовать, жить в соответствии с ней. И тогда вам не будет сложно любить Бога и людей. Потому что у вас не будет усилия. Какое нужно усилие, чтобы любить людей? Никакого, если вам Бог дорог. Вы и на себя обратите внимание и себе не будьте противны. Тогда внутреннее гармоническое чувство вас никогда не покинет.

    — Если нет никаких свидетельств, крещен человек или нет? Получается, что я невольно согрешила поминовением, если они не крещены?

    — Если они не крещены, то поминовение их в записках лишено смысла. Потому что литургическое поминовение — это поминовение членов Церкви. Значит, они не члены Церкви. Значит, вы просто написали каких-то два слова, которые что-то обозначают. Я думаю, что это не какой-то злой умысел с вашей стороны, а, скорее, небрежность. Будете исповедоваться и об этом скажите. А больше здесь никакой трудности нет. Господь Своих знает!

    — В чем разница между записками?

    — Никакой. Я скажу, по крайней мере, о своем храме. Вся разница лишь в том, сколько вы хотите пожертвовать на храм. Все записки читаются в алтаре, все поминаются, и о всех тех, кто в этих записках упомянут, вынимается частица из просфор. Которые в конце Литургии погружаются в Кровь Христову, со словами: «Омый, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Кровью Твоей Честной». Грубо говоря, разница между простой запиской и заказной — как между общим вагоном и плацкартом. Никакой, просто стоимость разная. Хотя даже не стоимость, а ваше пожертвование.

    — Мне, бывает, говорят: не ходи в храм, просто читай утреннее и вечернее правило, молись перед едой, не делай ничего плохо. Что им отвечать?

    О.Александр: Это известная позиция. Я бы просто пример привел. Не надо ходить в душ? Лучше просто не пачкаться. Временя от времени чистить одежду и стараться не падать в лужи — и тогда вы будете все время чистым. Но жизнь показывает, что так не бывает. Что душ надо принимать. И что общение с Богом в Таинствах ничем заменить нельзя. Нельзя, находясь дома причаститься за Божественной Литургией. Потому что это общее делание всей общины. Это общая молитва нас всех. И Тело, и Кровь Христовы мы принимаем только за Богослужением. Человек нуждается во всех Таинствах.

    Хорошо понятны мотивы тех людей, которые предлагают так делать. Они невольно отгоняют людей от храма. Транслируют свои проблемы во взаимоотношениях с церковью. Всегда хочется, чтобы проблемы были не только у тебя, но и у всех остальных тоже. Тогда как-то не так начинаешь переживать свои собственные. Позиция в корне неверная! В храме, конечно, надо бывать. И, более того, мне кажется, что для христианина это вообще не вопрос. Это должно быть естественной потребностью.

    — Как полюбить молитву, можно ли научиться ей?

    — Действительно, апостол нас учит: непрестанно молитесь. И более того, он говорит, что нет такого места, где нельзя было бы молиться. Всюду можно молиться. Нет места, запрещенного для молитвы. И в этом смысле нет места грязного, нечистого, плохого, где бы ты не мог помолиться. Надо понимать, что подразумевается под молитвой. Это не значит, что у тебя повсюду в кармане должен быть молитвослов, и ты перелистываешь страницы и находишь молитвы, которые, тебе кажется, подходит. Это будет, скорее, благочестивым упражнением, но наша собственная молитва — она ведь личная! Тебе всегда есть о чем Богу сказать. На что-то пожаловаться, что-то попросить, вымолить прощение, поделиться радостью. Мы же не разговариваем друг с другом дома по специальному разговорнику! У нас бывают разные ситуации. Мы спрашиваем: что сегодня делаешь, как себя чувствуешь, все ли в порядке, благодарим, обсуждаем какие-то проблемы. И мы можем и должны с Богом обсуждать, что нас касается. И тогда находятся слова: Господи, мне стыдно! Или: Господи, у меня замечательно святки прошли, удалось с Божьей помощью в мире прожить и никого не обидеть, и никаких не натворить бед, спасибо Тебе, Господи! И тогда твое «спасибо» Богу уже становится молитвой. Мы ведь даже когда на улице человеку говорим «спасибо» — это уже молитва. Просто надо отдавать себе отчет в этом, потому что спасибо — это сокращенная форма «спаси Бог». Вы желаете человеку от Бога спасения. Вы желаете человеку от Него помощи. Поэтому всякий раз наша молитва должна сочетать наши обращения через молитвы, которые мы читаем, молитвы святых отцов и наше собственное прошение. Какой должна быть личная молитва по большей части: просительной, благодарственной, покаянной или просто славословие Богу и Богородице? Это имеет такое же отношение к тому, о чем я сейчас говорил. Это все равно, что спросить: каким у нас должно быть дыхание? Учащенным, замедленным, ровным, тихим? Оно такое, какое есть. Когда хочется Бога поблагодарить — мы благодарим, не надо расписывать раз навсегда все возможные случаи нашего общения с Богом. Случаев десятки, сотни, тысячи, миллион. Наше обращение должно быть в первую очередь естественным. Мы не должны стесняться разговаривать с Богом. Почему мы все время боимся собственной речи? Почему мы считаем ее чем-то плохим, неверным по отношению к иному. Например, к молитвам из «Молитвослова». Да так мы никогда не будем молиться всерьез. Мы как часто исповедуемся: не вычитал все молитвы. Ну, так и будем всю жизнь вычитывать. А когда молиться – то, друзья?

    — Бог не уничтожил дьявола для того, чтобы люди в искушении проверялись на то, настоящая у них благодать или прелесть?

    — Я не очень понимаю суть вопроса. Через искушения человека Бог проверяет? Но ведь Он не контролер на заводе, правильно ты изделие сделал или нет. Через искушения, которые чаще всего являются результатом собственного несовершенства, и послушание человека греху выясняется, является ли действительно Бог для человека самым главным в жизни? Действительно ли Он для него приоритетен — или так? Потому что мы же с вами знаем притчу о званных и избранных. Кому-то надо было испытать свой скот, кто-то недавно женился, у кого-то другие были дела…. И они не пришли на пир к Господину. Вот мы ведь, в общем, очень часто так делаем. Мы живем в тех условиях, в которых живем, но очень часто человек говорит: вот я на Крещение не приду, у меня работа. Это понятно, мы должны зарабатывать. Но когда человеку захочется поехать на отдых — он возьмет отгулы и спокойно этим временем пользуется. Потому что отдохнуть хочется, потому что устаем. То есть получается, что на Крещение прийти — это какая-то повинность, а отдохнуть — это для себя? Вот, и кто для нас тогда важнее? Я практически всегда призываю своих прихожан в первую и последнюю неделю Великого Поста, если есть возможность — брать отгулы. Если такой возможности нет — приходить хотя бы на одно Богослужение — либо утреннее, либо вечернее, но каждый день. Потому что и так очень мало, что от нас требует Спаситель. И так уже очень на многое закрывает глаза, но одно дело — понимать, что так делает Христос, жалея нас. А другое дело — что так и должно быть. Ну, ничего страшного, мы же должны своими делами заниматься. Говорят: Мы же не можем каждый праздник ходить в храм! Вот если бы так сказали человеку XIX века, что он не должен даже на Рождество и на Крещение бывать в храме!

    Господь тебя не бросил в трудную минуту — и ты тоже Христа не бросай в торжествах и радостях служб.

    — Как подавлять в себе раздражительность и грех?

    -Это огромная тема. Ее сложно сейчас начинать. Аскетика нас учит, что надо бороться не с проявлениями греха, а с его корнями. Надо установить, из-за чего мы раздражаемся, из-за чего гневаемся. Бывают очень простые вещи. Человек сердится, что у него мало свободного времени. У него есть возможность либо в уме, либо вслух с кем-нибудь перемыть всем кости, разозлиться, осудить. Бывает — от каких-то примитивных причин, от обжорства, например. Человек становится гневливым. Как в средние века говорили: желчь у него выходит. Надо смотреть, из-за чего это происходит, на кого именно мы раздражаемся — и потом уже бороться с корешками этого греха. Может быть, в следующей передаче мы сможем подробнее об этом поговорить.

    — Я работаю в такси. Как правило, молюсь за всех, кто мне встречается. Ну, не то, что молюсь, обращаюсь: Дай Бог здоровья, прости его, грешного и меня, грешного! А бывают и китайцы, и афроамериканцы. Могу ли я так делать?

    — Дурного нет ничего. Я бы только советовал: помяни меня, грешного, а их грешными не называйте. Господь Сам решит, кто грешный. Грешные мы сами. Если у вас есть желание помянуть этих людей — просто пожелайте им добра. Когда мы говорим человеку: Здравствуйте, или: Добрый вечер — мы уже ему желаем добра. Вот: Господи, помоги; Господи, сохрани. Это дело хорошее и дело правильное. Уж оно вреда точно не принесет. Кашу маслом не испортишь. А разве это не Божье дело иноверцам здоровья пожелать? Это ж люди, тоже творение Божие. Нам не надо быть высокомерными. И грешными называть только самих себя. Это вот одна пожилая дама, она всегда, когда читала свой помянник — то говорила: Господи, помяни грешного Георгия; Господи, помяни грешную Нину, и так далее. А почему грешную? Грешная — это я. Вот, я читаю помянник, я грешная, я свои грехи знаю, а мы не знаем о грехах тех людей и не можем предварить о них суд Божий. А дело вы хорошее делаете. У вас такой труд, который предполагает если не общение, то соприкосновение с большим количеством людей, значит неспроста это все так. Я, наверное, так бы на этот вопрос ответил.

    — Как понять, что мои добрые дела для Бога, а не просто добрые?

    — У нас не должно быть такого раздвоения. Надо просто делать дела незлые, и тогда Господь их примет. Я думаю, что у нас будет состояние духовное не очень внутренне здоровое, если мы будем думать вначале: так это доброе дело я для Бога сделал, оно зачисляется? Это 1:0 в мою пользу, или нет? А дальше — а вот это просто доброе дело, но оно не считается, в мою копилку не идет. Мы не должны так на это смотреть. Делайте то, что вы можете, соблюдайте заповеди и не причиняйте людям зла. А Христос, дай Бог, помилует. И всякие наши несовершенства покроет.

    — Что правильнее выбрать: пойти в храм на праздничное Богослужение или в это время помочь нуждающемуся человеку?

    — Обычно такой вилки не существует. Правильнее пойти в храм на праздничное Богослужение и помочь нуждающемуся человеку. А Писание говорит, кроме того: нищих всегда имеете, Меня же не всегда имеете. Поэтому, если речь идет о таких праздниках как Пасха и Рождество, здесь вообще речь не идет о выборе. Наше место в это время в храме. Если что-то экстраординарное не происходит. Помогать людям нужно во всякое время. И Бог найдет такое время, когда вы сможете людям помогать. Обычно это очень лукавая ситуация: я, мол, лучше помогу человеку, а потом не пойду в храм. Так и будет это вечно. А на самом деле такой вилки попросту нет.

    — Я работаю в аптеке, продаю различные противозачаточные средства, как быть?

    — Если это противоречит вашим убеждениям — не работайте в аптеке. Если вы работаете в аптеке, и для вас это место труда — то вы должны выполнять то, что вам предписывается по работе. И всё. Тут очень просто.

    Друзья! Обращаем Ваше внимание: для того, чтобы правильно исправить текст песни или добавить объяснение строк Автора, надо выделить как минимум два слова

    На голове капюшон, вроде лавэ не лишен,
    Ноги плетутся пешком, скоро сядет телефон,
    Плыли потоками фон, был бы битый микрофон,
    Люди бы внимательно внимали, задавая тон.
    Музыка трущоб — тут с кучами костры жгут,
    Лучшие ушли, ждут, но тебя не позовут,
    Слабые гниют, на руке перетягивая жгут,
    Довольно много боли пережито нам врут:
    Врут все, у кого законные патроны,
    Врут те, у кого под жопой тон есть,
    Это манифест мой вам, я в этом весь.
    На груди висит крест, только он имеет вес.
    И моя вера в лучшее непоколебимо,
    И пока стою на ногах не скажу «пока» любимым,
    Пока мне жарко летом, пока мне холодно в зиму,
    Пока я жив, ты не увидишь мою спину.
    Давали волю небесам, благословенными молитвам и богам,
    Довольно боли, не надо слез глазам.
    Давали волю небесам, благословенными молитвам и богам,
    Довольно боли, не надо слез глазам.
    Тут и там – х*ли нам, хожу по проводам,
    Много ран наполучал, меняя свой причал,
    Каждый день новый бой и пусть в конце прибой,
    Жизнь как соль, тает боль, меня не напугать водой.
    Каждый день, каждый раз я остаюсь один,
    Каждый день, каждый час и так по ходу досидим.
    Может быть это то, что называют крест,
    Так что, бро, если что, то на это все я дал добро.
    Все равно, как и что, главное — остаться тем,
    Кто пошел до конца — посмотрел, не пожалел,
    Как-то так этот мрак рождает этот страх,
    Как что брат, делай шаг, по-другому здесь никак.
    Рифмы скользят по биту, и дело ближе к ночи,
    Я потерялся на пути, мне одиноко очень.
    Что-то пошло не так, хорош, слезится глазам,
    Мой внутренний голос сказал: «Карабкайся сам!»
    Когда наступит закат этих последних дней моих,
    Буду молиться об одном, чтобы все,
    Что я успел сказать в этих текстах своих,
    Кому то помогли потом.
    Когда наступит закат этих последних дней моих,
    Буду молиться об одном, чтобы все,
    Что я успел сказать в этих текстах своих,
    Кому то помогли потом.
    Давали волю небесам, благословенными молитвам и богам,
    Чтобы все, что я успел сказать в этих текстах своих,
    Кому то помогли потом, когда наступит закат
    Этих последних дней моих, буду молиться об одном,
    Довольно боли, не надо слез глазам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *