Молитва по Библии

blog.i.ua/community/148/111067/

Вера и молитва

«Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото” (Тов.12:8) «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите” (Матф.21:22). Тот кто «просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа” (Иак.1:6-7). «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам” (Мк. 11,24). «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5:15).

О необходимости молитвы

Ближние и молитва

«Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга” (Иак.5:16). «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои” (Сир.28:2). «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан” (Сир.3:5). «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков” (1Тим.2:1).

=====

Беседа В.С.Стрелова с участниками Библейско-богословской школы Валдайского Иверского монастыря 11 августа 2019 г. Как можно использовать Священное Писание для молитвы, как молились герои Ветхого и Нового Завета, как молиться Псалмами (в аудио больше, чем в конспекте).

О молитве в Библии

Молитва, по определению катехизиса митр. Филарета Московского, это возношение ума и сердца к Богу. А по мысли одного из последних прославленных святых, Порфирия Кавсокаливита, она призвана стать дружеским разговором с Богом.

Но такова ли наша молитва?

Личная молитва православного христианина

Сегодня личная молитва обычного православного христианина довольно ограничена, если не сказать, скудна – как в плане содержания, так и по форме. В основном это молитва по молитвослову, который имеет как свои достоинства (молитвы составлены великими святыми), так и недостатки (молитвы собраны несистематически, т.е. некоторые важные темы отсутствуют, какие-то акценты преувеличены, и пр.).

Хотя у свт. Феофана и митр. Антония повторяется мысль о необходимости своей молитвы, многие ли отваживаются на то, чтобы обращаться к Богу своими словами? А кто может с уверенностью сказать про себя, что Бог ему отвечает?

Конечно, подлинно благочестивый человек сможет пребывать в общении с Богом, обращаясь к нему даже только словами «Отче наш». И все же для большинства людей ознакомление с библейской традицией молитвы даст больше свободы в выражении своей любви и преданности Богу, укажет пути роста в молитвенной жизни.

Писание и наша молитва

Само обращение к Библии уже может быть связано с молитвой. Перечислим по крайней мере четыре способа использования Библии для молитвы. Многие люди замечали, что регулярное чтение Библии меняло их внутренний мир, давало радость, укрепляло, наставляло, — и это неудивительно, ведь так Сам Бог первым обращается к нам. В трудных обстоятельствах принято искать ответы и утешение в Писании – это тот случай, когда Бог отвечает нам через Свое Слово. Даже простое чтение или слушание библейских текстов, особенно Псалмов, может быть ступенью к молитве – впитавшись, войдя в память сердца, они начинают звучать внутри. Наконец, молитвенное чтение Писания, т.наз. Lectio Divina, подает нам повод к молитве и приводит к созерцанию.

Один из современных практиков Иисусовой молитвы замечает, что даже она без погружения в Евангелие рискует стать просто мантрой, формой медитации.

Опыт великих мужей Ветхого Завета

Все великие герои Библии – от Авраама до самого Господа Иисуса – это великие мужи молитвы. Попробуем кратко наметить некоторые черты их молитвенной жизни.

Диалоги Бога с Адамом относятся к ситуации, когда между Богом и человеком нет никаких границ, возникших позднее в результате грехопадения. Опыт Адама в раю — это опыт прошлого, но и одновременного опыт будущего, когда нас снова ничего не будет отделять от Господа. Об этом полезно размышлять, но мы пока перейдем к более близкому нам сегодня опыту Авеля, первого человека, живущего в мире после падения.

Авель говорит с Богом на языке жертвоприношений (Быт. 4:3-5). Он приносит ему лучшее из своего стада в качестве всесожжения. Это выражение всецелой преданности Богу, любви, благодарности. Оказывается, действие может «говорить» не хуже слов! Позднее уже появятся жертвоприношения за грех, покаянные молитвы, но благодарность, хвала – это первые и самые высокие формы богообщения. Они, кстати, всегда будут сопровождать и других героев веры, начиная с Авраама.

Авраам, отец верующих. Его молитвенная жизнь начинается с того, что Бог обращается к нему (Быт. 12:1-4). Здесь – инициатива на стороне Бога, но как непросто было прислушаться, довериться этому голосу, звучащему в сердце! Молитва начинается со слушания и доверия, мы в этом не раз еще убедимся.

Мы не знаем, использовал ли Авраам когда-либо составленные другими молитвы. Но его собственные молитвы – сама простота. В коротких фразах Авраам открывает Богу переживания сердца (Быт. 15:1-6). Потом в псалмах это искусство достигнет невероятной высоты, но Авраам останется примером простоты и безыскусности.

А вот молитва ходатайства у Авраама, напротив, длинная (Быт. 18:17-33). Он терпеливо уговаривает Бога не губить города, где могут жить праведные люди. Авраам живет не только собой, его любовь распространяется на других и выражается в молитве. Это – урок Церкви на все времена: невозможно стремиться к высшему богообщению и не молиться за весь мир.

Но Аврааму ведомы и борения за веру. Это и эпизод заключения Завета (Быт. 15:11), и особенно – жертвоприношение Исаака (Быт. 22). Об этом, конечно, нужно говорить отдельно и много, потому что здесь — великая тайна большой глубины. Заметим лишь, что и внуку Авраама, Иакову, также придется пройти через борьбу с Богом (Быт. 32). Похоже, что борьба за веру, за молитву – испытание, которое предстоит пройти всем праведникам, не исключая Самого Иисуса (искушение в пустыне). Продолжать молиться, когда ответов нет, когда обстоятельства против тебя – это свидетельство подлинной любви к Богу. Такие испытания очищают от страхов и подготавливают к служению.

Период праотцев характеризуется тем, что Бог по-разному говорит и отвечает своим избранникам – и через свой Промысел, и через ангелов, и, в том числе, через сны и видения (история Иосифа, Быт. 37, 40, 41). Удивительный пример раба Авраама, Елиезера (Быт. 24:12-27), показывает, что даже самые простые люди, имея веру, могут рассчитывать на прямой ответ от Бога.

Период праотцев сменяется эпохой рабства и Исхода, и главное действующее лицо здесь — Моисей. Вся жизнь Моисея делится на три периода: когда он пытается действовать сам, когда узнает, что он ничто, и когда учится жить в постоянной близости и общении с Богом, узнавая, что Бог может совершить через него. Молитва Моисея – это не только слова. Иногда он внешне спокоен, а Бог слышит вопль (Исх. 14:10-15). Иногда его молитва выражается в позе, как в битве с амаликитянами (Исх. 17:8-13). И чаще всего его молитва – не за себя, а за других. Моисей действительно стал ходатаем за свой народ.

Но, пожалуй, главное событие в жизни Моисея – это его восхождение на гору Синай (Исх. 19, 20, 24). Всегдашнее напоминание о том, что богообщение – это не просто слова, а реальная Встреча и даже жизнь в Присутствии. Кто-то будет искать ее путем паломничеств, кто-то – входя внутрь себя путем молитв и очищения сердца. В лице Моисея мы видим великое напоминание о том, что, чтобы стать великим вождем, нужно стать не менее великим мистиком.

По недостатку времени мы пропустим все связанное с Аароном, хотя его путь мог бы многому научить. Мы также пропустим эпоху завоевания земли при Иисусе Навине и время судей. Там много интересного, но все это требует отдельного разговора. Разве что обратим внимание на Самуила. Его призвание на служение пророка – это великий пример того, что слушание должно предшествовать говорению (1 Цар. 3:1-10).

Перейдем к эпохе царств. Саул – пример от противного. Этот человек так никогда и не научился молиться. Бог для него всегда оставался только Богом Самуила (1 Цар. 15:30), источником силы и власти, но вовсе не Тем, с Кем возможен личный диалог.

А Давид, его преемник, – удивительный пример молитвенника. Он любит Бога, верен Ему, жаждет служить ему, — и не может не молиться. Музыка пробуждает в нем молитву, он не просто говорит, а и воспевает Господу. Он устанавливает часы богослужения, он и хвалит, и просит о заступничестве, и кается, и благодарит… Нет ни одного переживания, которое бы не было отражено в Псалмах. Исследуя их, можно видеть, как душа, обуреваемая самыми сильными аффектами, находит себя и разворачивается навстречу Богу. Псалмы – лучшая школа молитвы.

В эпоху царей действуют великие пророки. Не нужно думать, что пророчество – это что-то совершенно иное, чем молитва. Это – такое же богообщение, но только по инициативе Самого Бога, это не вопрос, а ответ. Это прикосновение Духа Божия. Пророчество возможно и сегодня, в новозаветной Церкви, но это тема отдельного разговора. Мы коснемся лишь эпизода с Илией. Великий пророк, по молитвам которого происходили невероятные чудеса, встречает Бога в веянии тихого ветра (3 Цар. 19:9-13). Снова – напоминание, что Бога стоит искать в тишине.

Опыт Христа и Церкви

И вот мы – на пороге Нового Завета.

Одной из самых великих жен молитвы является, безусловно, Мария, Мать Господа. Но какие молитвы мы у нее знаем? Самая первая ее молитва — это тихое согласие с волей Божией (Лк. 1:38). За ней следует славословие Бога (Лк. 1:46-56). Мы также знаем о ее ходатайственной молитве (Ин. 2:1-5). Без сомнения, у Креста она также молилась, но эта молитва покрыта молчанием евангелистов.

Для Сына ее, Иисуса, молитва – не просто выделенное время, хотя и это в том числе: Он целые ночи проводит в молитве (Лк. 6:12), особо молится в ключевые моменты своей жизни – перед избранием учеников, в Гефсимании, на Голгофе… И все же для Него, в отличие от остальных людей, богообщение является постоянной реальностью. Иисус. Само Его Имя несет в себе Имя Отца. И Он – постоянно в Духе Божием.

Вторая отличительная особенность молитвы Господа – это отношение. У Иисуса совершенно особые отношения с Богом – не как с Творцом и Господом, а как с Отцом (Мф. 11:27). Он может заявить о том, что Бог всегда Его слышит, даже то, что никто не знает так Отца, как знает Его Сын, и кому Сын хочет открыть.

В-третьих, у Иисуса нет молитв, которые были бы мимо цели. Если Бог иногда поправляет Своих пророков в их просьбах, то Иисус настолько един с Отцом, что вся его жизнь становится хвалой Отцу и исполнением Его воли (Ин. 8:29), вплоть до Креста.

А чему учит Иисус относительно молитвы? В принципе, все его притчи, чудеса так или иначе связаны с молитвой, но квинтессенцией всего является «Отче наш» (Мф. 6:9-13). Это не просто молитва, а целая программа молитвы, в которой вложено все. Эта молитва начинается со славословия, дышит доверием, сыновним послушанием, и, важно отметить, духом братства. Уже Израиль был призван к тому, чтобы видеть себя единым народом, и к этому же призваны и ученики Иисуса, разве что в большей степени – полагая души друг за друга (1 Ин. 3:16).

В День Пятидесятницы, день рождения Церкви, происходит то, о чем ветхозаветные люди только мечтали. Не просто отдельным избранникам на время, но всей Церкви дан Дух Божий (Деян. 2), который наставляет, укрепляет, свидетельствует в сердце о любви Божией. Место встречи человека с Богом – уже не только Храм, но и сердце самого человека (Рим. 8:14-16).

Вместе с тем, дух братства сохраняется. Ученики стараются пребывать единодушно вместе, потому что так лучше можно услышать глас Божий (Деян. 1:14, 13:1-3). В гонениях ученики не просят об избавлении, но просят о смелости (Деян. 4:24-31). По примеру Господа, они молятся за своих врагов, свидетельствуя о победе Божией над ненавистью и даже смертью (Стефан, Деян. 7). И Павел чуть ли не половину своих посланий посвящает восхвалению Бога и молитве за учеников.

Наконец, их молитва устремлена в будущее, и не случайно некоторые апостольские тексты оканчиваются страстным призывом: «Гряди же, Господи Иисусе!» (1 Кор. 16:22, Откр. 22:20)

Подлинность молитвенного опыта христианина

Молитвенная жизнь героев Библии чрезвычайно разнообразна: и по своим формам, и по содержанию. Молитва может быть уставной и спонтанной, вырываться из сердца или быть плодом размышлений и подготовки. Она может вдохновляться музыкой, а может рождаться в тишине. Мы кратко посмотрели, как можно использовать Библию в молитве, и какие замечательные уроки молитвы дают нам герои Ветхого и Нового Завета. А ведь мы только прикоснулись к этой теме, прошлись по поверхности, непосредственное погружение в тексты помогло бы увидеть все это намного глубже и полнее.

И все же некоторые в наш век думают, что изучать Библию для молитвы – слишком сложно. Не может ли все это быть заменено, например, медитацией? Но молитва верующего в Библии – это не «практика» работы с собой и своими состояниями (хотя это и происходит), а устремленность к Богу, диалогу с Ним. Молитва, временами начинаясь от собственных переживаний, неизменно восходит к тому, чтобы быть центрированной исключительно на Боге и Сыне Его, Иисусе Христе. Молитва – это общение с Богом и пребывание в Его Присутствии.

А подлинность молитвенной жизни свидетельствуется тем, что молящийся старается жить и поступать так, как жил и поступал наш Господь и Учитель: прославляя Отца и исполняя Его волю в этом мире.

Например, вся ходатайственная часть отнесена в конец, и ограничена лишь кругом близких молящемуся людей. Нет молитв за страну, Церковь, служителей Христовых… Славословие присутствует лишь в довольно кратких формах, а благодарение является лишь вступлением для покаянных по духу текстов, никогда не разворачиваясь в подлинное беспримесное ликование. Если уж ориентироваться на внебиблейский материал, то стоит гораздо большее внимание обратить на службы Утрени и Вечерни, которые обладают и большей цельностью структуры, и больше отвечают основному смыслу молитвы, ведь акцент в них – на Боге, а не состояниях верующего.

О том, как читать Писание в принципе, см. лекцию «Как читать Библию»

Не столь важно, будет ли это чтение вместе с Церковью по литургическим зачалам, по определенному плану или последовательно по книге. Главное, чтобы чтение было действительно регулярным, подобно регулярному приему пищи.

Об этом образе чтения см. нашу презентацию: Lectio Divina как практика чтения Священного Писания

Заметим, праведные – те, кто как раз молятся, ищут воли Божией. Когда человечество пренебрегает Богом, Его Духом, оно перерождается, и такому человечеству нет места в творении Божием (с этого начинается Потоп).

См. любое разделение псалмов по жанрам

См. нашу статью о псалмах проклятия на примере 34 псалма

Когда мы открываем наши Библии для чтения, мы никогда не остаёмся одни. Святой Дух витает над словами Бога и пребывает в них, готовый будоражить наши сердца, просвещать наши разумы и перенаправлять наши жизни, и всё это — для славы Христа (Евангелие от Иоанна, 16:14). Дух является решающим фактором в чтении Библии, превращая в сверхъестественное то занятие, которое иначе оставалось бы обычным и рутинным, и делая совершенно глупым её чтение и изучение без молитвы за наши глаза, разумы и сердца.

Молитва — это разговор, но не тот, который начинаем мы. Первым говорит Бог. Его голос звучит в Писании и, в наивысшем своём проявлении, в личности и работе Его Сына. И затем, чудо из всех чудес, Он останавливается, Он склоняется и Он приклоняет Своё ухо, чтобы послушать нас. Молитва фактически слишком хороша, чтобы быть правдой. Когда наши глаза сосредоточены на Божьих словах, Он также открывает к нам Своё ухо.

Как же нам молиться над нашими Писаниями? Вот четыре стиха, которыми вы можете молиться, когда вы открываете Слово Божье.

Псалом, 118:18: Открой мои глаза к чудесам

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» (Псалом 118:18). Мы просим Бога открыть наши духовные глаза, чтобы показать нам сияние славы, которое мы не способны увидеть самостоятельно. Без Его помощи мы — просто «душевные» люди с обычными глазами. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (1-е Послание к Коринфянам, 2:14).

«Видя не видят» – такими были слова Иисуса о тех, кто видели Его и Его учение только естественными глазами, без просвещающей работы Духа (Евангелие от Матфея, 13:13) Вот почему Павел молится за христиан: «(чтобы) Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего», (Послание к Ефесянам, 1:17–18).

Присоединяйтесь к псалмопевцу в молитве не просто о даре духовного зрения, но также о даре, чтобы видеть чудесные вещи в Божьем Слове. Чудо является замечательным противоядием, не дающим сбиваться с пути. Люди, культивирующие благоговение, сохраняют свои сердца горячими и мягкими, и сопротивляются искушениям охладеть и отпасть.

Евангелие от Луки, 18:38: Помилуй меня!

Молитесь подобно слепому у дороги: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня», (Евангелие от Луки, 18:38). До тех пор, пока эта наша жизнь продолжается, грех препятствует всякой встрече с Богом в Его Слове. Мы каждый день обманываем ожидания друзей и родных и, более того, — мы обманываем ожидания Бога. Так что когда мы открываем Божье Слово, будет уместно делать это со смиренной, сокрушённой, нищей мольбой искупленного человека: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!» (от Луки, 18:13).

Чтение Библии ежедневно побуждает нас к тому, чтобы мы принимали наши поражения, по-новому каялись и вновь целиком и полностью полагались на Его благодать. Молитва — это путь к тому, чтобы оставаться в восторге от Его благодати и взращивать в себе дух истинного смирения.

Послание Иакова, 1:22: Превращай меня в делателя Твоего Слова

Молитесь, чтобы Бог, открыв ваши глаза к чудесам и напомнив вам о достаточности Его благодати, производил реальные изменения в вашей жизни. Попросите Его позволить семенам из Писания приносить настоящие, заметные плоды в ощутимых действиях жертвенной любви по отношению к другим. «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Послание Иакова, 1:22). Вам не нужно искусственно извлекать один конкретный способ применения из каждого отрывка, но молитесь о том, чтобы Слово формировало, информировало и направляло вашу практическую жизнь.

Просите, чтобы Он делал вас человеком, проявляемая любовь которого становится больше, а не меньше, благодаря времени, посвящённому чтению и изучению Его Слова.

Евангелие от Луки, 24:45: Открой мне глаза на Иисуса

Это ещё один способ молиться Богу о том, чтобы Он открыл наши глаза к чудесам, но только более конкретный. Дела Божьи в Библии поднимаются как прекрасные горные цепи, но наивысшей вершиной являются и самую величественную перспективу являют личность и дела Его Сына.

Как сам Иисус учил после Своего воскресения, из всей Библии именно Он больше всего похож на универсальный ключ, открывающий значение каждого отрывка — каждой книги, каждого поворота событий, всей истории. Сначала «изъяснил им сказанное о Нём во всём Писании», (Евангелие от Луки, 24:27), затем Он научил Своих учеников, что «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах», (Евангелие от Луки, 24:44). И, делая это, «Он открыл их разумы к пониманию Писаний», (Евангелие от Луки, 24:45).

Великая цель чтения и изучения Библии следующая: узнавать Иисуса и наслаждаться Им. Это — нынешнее предвкушение грядущих небесных наслаждений. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Евангелие от Иоанна, 17:3). Это придаёт направление, сосредоточенность и цель нашему изучению. «Итак познаем, будем стремиться познать Господа» (Осия, 6:3). Это формирует огромные стремление и страсть в наших душах: «Я считаю всё потерей ради познания Христа Иисуса, моего Господа, которое имеет более высокую ценность» (Послание к Филиппийцам, 3:8, дословный перевод с английского перевода ESV).

Пусть ваши глаза будут широко распахнуты для Иисуса. До тех пор, пока мы не видим, каким образом читаемый нами отрывок Писания соотносится с личностью и работой Иисуса, мы ещё не завершили самый важный аспект нашего чтения.

Мы все отчаянно нуждаемся в том, чтобы Бог продолжал помогать нам видеть, и поэтому мы молимся.

Автор – Дэвид Мэтис / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод – Виталий Рогонский для ieshua.org

Дэйвид Мэтис (@davidcmathis) является выпускающим редактором веб-сайта desiringGod.org, пастором в церкви Cities Church в Миннеаполисе / Сент-Поле и внештатным преподавателем (адъюнкт-профессором) в Bethlehem College & Seminary. Он также написал книгу «Привычки благодати: Наслаждаясь Иисусом через духовные дисциплины».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *