Молитва при венчании

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.

Блаженны все, боящиеся Господа.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Ходящие по путям Его.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Плоды трудов твоих ты будешь есть.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Блажен ты, и хорошо тебе будет.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая по сторонам дома твоего.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Сыновья твои — как саженцы масличные вокруг трапезы твоей.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Да благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима во все дни жизни твоей.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля.

Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.

Затем священник обращается к жениху и невесте с поучительным словом, объясняя им, в чем состоит Таинство Брака и как богоугодно и достойно им следует жить в супружестве.

По окончании же слова спрашивает священник жениха:

Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?

И отвечает жених: Имею, честной отче.

Священник: Не давал ли обещания иной невесте?

Жених: Не давал, честной отче.

И тотчас священник, обращаясь к невесте, спрашивает и ее:

Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и твердую мысль взять себе в мужья этого (имя), которого здесь пред собою видишь?

И отвечает невеста: Имею, честной отче.

Священник: Не давала ли обещания иному мужу?

И отвечает невеста: Не давала, честной отче.

Тогда возглашает диакон: Благослови, владыка!

Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!

Хор: Аминь.

Ектения великая

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О рабах Божиих (имя) и (имя), ныне сочетающихся друг с другом в общение брака и о спасении их Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О благословении этого брака, как брака в Кане Галилейской, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Да возвеселятся они, видя сынов и дочерей, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Да будет даровано им утешение добрыми чадами и безупречное житие, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

О даровании им и нам всех ко спасению прошений, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Об избавлении их и нас от всякой скорби, гнева, и нужды Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Хор: Господи, помилуй.

Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возгласно: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник возглашает следующую молитву: Боже пречистый и всего творения Создатель, ребро праотца Адама по Своему человеколюбию претворивший в жену, и благословивший их, и сказавший: «Плодитесь, и размножайтесь, и владейте землею», и объявивший их обоих единым целым через супружество: ведь ради этого оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую, и тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает. Ты служителя Твоего Авраама благословивший и отверзший утробу Сарры, и соделавший его отцом множества народов! Исаака Ревекке даровавший, и рождением чад ее благословивший! Иакова с Рахилью соединивший и двенадцать патриархов от него явивший! Иосифа и Асенефу сочетавший, плод деторождения — Ефрема и Манассию им даровав! Захарию и Елисавету принявший и Предтечею Своим их чадо объявивший! От корня Иессеева по плоти израстивший Приснодеву и от Нее воплотившийся, и родившийся для спасения рода человеческого! По неизреченному Твоему дару и многой благости пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший, дабы явить, что Твоя воля есть законное супружество и от него деторождение: Сам Владыка Всесвятой, прими прошение нас, молящих Тебя, и, как там, и здесь невидимо попечение Свое явив, благослови этот брак и подай этим рабам Твоим (имя) и (имя) жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное, радость о детях, неувядаемый славы венец. Сподоби их увидеть детей у детей своих, ложе их в безопасности от козней вражиих сохрани, и дай им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея и всякого блага, чтобы они могли уделять их и нуждающимся, даруя вместе и тем, кто с ними, все, ко спасению просимое.

Ибо Ты — Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник же возглашает и следующую молитву: Благословен Ты, Господи, Боже наш, священнодействия таинственного и чистого брака Совершитель, и супружества телесного Законодатель, непорочности Хранитель, житейских благ Распорядитель! Сам и ныне, Владыка, создавший в начале человека, и поставивший его царем творения, и сказавший: «Не хорошо одному быть человеку на земле: сотворим ему помощника, соответствующего ему». И, взяв одно из ребр его, Ты создал жену, увидев которую, Адам сказал: «Это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей: она наречется женой, ибо от мужа своего она взята. Потому оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую», и «тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает». Сам и ныне, Владыка Господи, Боже наш, ниспошли благодать Твою небесную на этих рабов Твоих, (имя) и (имя): и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Захарию и Елисавету. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Ноя в ковчеге. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Иону во чреве кита. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты святых трех отроков от огня, ниспослав им росу с небес. И да придет на них та радость, которую испытала блаженная Елена, когда обрела священный Крест. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты Еноха, Сима, Илию. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты сорок святых Твоих мучеников, ниспослав им с небес венцы. Вспомни, Господи, Боже наш, и воспитавших их родителей: ибо молитвы родителей утверждают основания домов. Вспомни, Господи, Боже наш, рабов Твоих, участников брачного торжества, собравшихся ради радости этой. Вспомни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя) и благослови их! Дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное. Возвысь их как кедры ливанские, как виноградную лозу ветвистую. Даруй им семя в колосе, чтобы, имея всякое довольство, изобиловали они всяким делом добрым и Тебе благоугодным. И да увидят сыновей у сыновей своих, как саженцы масличные вокруг трапезы их. И, благоугодив пред Тобою, да воссияют как светила на небесах, в Тебе, Господе нашем, Которому подобает слава, власть, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник же возглашает и следующую молитву: Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле. Сам и ныне, Владыка, ниспошли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай этого раба Твоего (имя) и эту рабу Твою (имя), ибо по воле Твоей сочетается с мужем жена. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть единую, даруй им плод чрева, утешение прекрасными детьми.

Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Затем священник, взяв венцы, венчает первым жениха, говоря:

Венчается раб Божий (имя) с рабою Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Также венчает и невесту, говоря:

Венчается раба Божия (имя) с рабом Божиим (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Также благословляет их трижды, возглашая:

Господи Боже наш, славою и честью увенчай их!

Диакон: Будем внимать!

Священник: Мир всем!

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Прокимен, глас 8

Возложил Ты на главы их венцы из драгоценных камней, / жизни они просили у Тебя и Ты дал им. Стих: Ибо дашь им благословение во век века, возвеселишь их радостью пред лицом Твоим. Ср. Пс 20:4б, 5а, 7

Диакон: Премудрость!

Чтец: К Эфесянам послания святого апостола Павла чтение.

Диакон: Будем внимать!

Послание к Эфесянам, зачало 230б

Братья, благодарите всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, подчиняясь друг другу в страхе Христовом. Жены да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он — Спаситель тела. Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего–либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою. Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. Что же касается вас, пусть каждый любит свою жену, как самого себя, а жена да боится мужа. Еф 5:20–33

Священник: Мир тебе!

Чтец: И духу твоему.

Диакон: Премудрость!

Аллилуия, глас 5

Стих: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8

Диакон: Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие!

Священник: Мир всем!

Хор: И духу твоему.

Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Диакон: Будем внимать!

Евангелие от Иоанна, зачало 6

В то время был брак в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак. И когда недостало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: вина у них нет. И говорит ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. Говорит Матерь Его слугам: сделайте все, что Он вам скажет. Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений Иудейских, вмещавшие по две или три меры. Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху. И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином — и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, — зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе. Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. Ин 2:1–11

Священник: Мир тебе, благовествующему!

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Ектения сугубая

Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим.

Хор: Господи, помилуй.

Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй.

Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (3).

Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении рабов Божиих (такого–то и такой–то — имена новобрачных),

Хор: Господи, помилуй (3).

Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник произносит следующую молитву: Господи, Боже наш, по спасительному Твоему промыслу удостоивший брак в Кане Галилейской открыто почтить Своим пришествием, Сам ныне рабов Твоих (имя) и (имя), которым Ты благоволил соединиться (друг с другом), в (мире и) единомыслии сохрани, священным их брак яви, непорочным их ложе соблюди, совместной жизни их незапятнанной пребывать благоволи, и удостой их достигнуть старости почтенной, с чистым сердцем исполняющими заповеди Твои

Возгласно: Ибо Ты — Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Хор: Господи, помилуй.

Дня сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.

Хор: Подай, Господи.

Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник возглашает: И удостой нас, Владыка, с дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать.

Народ: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем!

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши пред Господом преклоните!

Хор: Тебе, Господи.

Также приносится общая чаша, и священник благословляет ее, произнося следующую молитву.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник: Боже, все сотворивший силою Твоею, и утвердивший вселенную, и украсивший венец всего, Тобою сотворенного, и эту общую чашу подавая сочетавшимся ко общению брака, благослови благословением духовным.

Возгласно: Ибо благословенно Твое имя, и прославлено Твое Царство, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Также священник, взяв общую чашу, преподает им трижды: сперва мужу, а потом жене,

И тотчас священник берет их и трижды обводит вокруг аналоя, восприемник же сзади придерживает венцы. И поет священник или хор следующие тропари:

Глас 5

Исаия, ликуй! / Дева зачала во чреве / и родила Сына Эммануила, / Бога и человека, / Восток — имя Ему. / Его величая, мы Деву восхваляем.

Глас 7

Святые мученики, / прекрасно подвизавшиеся и увенчанные, / ходатайствуйте пред Господом / о помиловании душ наших.

Слава Тебе, Христе Боже, / Апостолов похвала, мучеников радость, / тех, чья проповедь / — Троица единосущная.

Затем священник приподнимает венец жениха и говорит:

Возвеличься, жених, как Авраам, и будь благословен, как Исаак, и умножься, как Иаков, шествуя в мире и исполняя в правде заповеди Божии.

И, приподнимая венец невесты, говорит:

И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, и возвеселись, как Ревекка, и умножься, как Рахиль, веселясь о своем муже, храня пределы закона: ибо так благоволил Бог.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник молитву: Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший! Благослови этих рабов Твоих, по Твоему промыслу соединившихся ко общению брака: благослови их при входе и выходе их, умножь все блага в жизни их, прими венцы их в Царство Твое, незапятнанными, и безупречными, и безопасными от вражьих козней соблюдая их во веки веков.

Хор: Аминь.

Священник: Мир всем.

Хор: И духу твоему.

Диакон: Главы ваши пред Господом приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

И молится священник: Отец, Сын, и Святой Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица, единое Божество и Царство, да благословит вас, и да подаст вам долголетие, счастье в детях, успех в жизни и вере, и да исполнит вас всех благ на земле, и да удостоит вас вкусить и обещанных будущих благ, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых, аминь.

Затем все подходят и поздравляют их; и после взаимного целования и священник произносит отпуст.

Диакон: Премудрость!

Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй (3) Благослови.

Священник говорит отпуст: В Кане Галилейской Своим присутствием брак священным объявивший, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых Богом венчанных царей и равноапостольных Константина и Елены, святого великомученика Прокопия и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец.

Хор: Аминь.

Следующая глава >>

Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора)

Поучение 3-е. День венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (О молитве Церкви за Царя в день венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора) I. Молиться за царя значит молиться за себя, молиться за все царство, молиться

Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство)

Поучение 4-е. День священного венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича (Значение священного венчания на царство) I. Вся земля русская торжественно празднует настоящий день в память священного венчания и таинственного помазания

Брак без Церковного венчания

Брак без Церковного венчания При рассмотрении этого вопроса следует учитывать один существенный факт: когда заключался гражданский брак, был ли муж или жена уже в вере или она оба — в неверии. В том случае, если при вступлении в брак супруги не участвовали в таинствах

О последовании венчания

О последовании венчания Держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, жених и невеста, торжественно выходят на середину храма. Впереди них идет священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а

Таинство венчания

Таинство венчания Приведём цитату описания таинства венчания из статьи «Венчание» сайта «Проект «Основы Православия»». Нижеприведённое высказывание ценно тем, что его смысл касается всех таинств церкви, а не только венчания:»Каждое таинство — это обновление человека,

Порядок венчания второбрачных.

Формирование чинопоследования венчания

Формирование чинопоследования венчания Таинство венчания складывалось на протяжении многих столетий на основе трех самостоятельных элементов: обряда возложения венков на головы брачующихся, благословения вступающих в брак епископом и совместного причащения жениха и

Таинство Венчания

Таинство Венчания Казалось бы, при чем здесь Христос? Есть жених, есть невеста, люди полюбили друг друга и решили жить вместе, создать семью и растить детей. Может быть, дело в том, что Христос благословляет нашу совместную жизнь? Согласны ли мы с таким пониманием? Церковь

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.Блаженны все, боящиеся

Последование венчания

Последование венчания Аще убо хотят в тожде время венчатися, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 127, сице: людие же на кийждо стих глаголют: Сла?ва Тебе?, Бо?же наш, сла?ва Тебе?.Блаже?ни вси боя?щиися Го?спода.Сла?ва Тебе?,

Кто и где совершает Таинство Венчания

Кто и где совершает Таинство Венчания Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но

В чем состоит таинство венчания?

3. В чем состоит таинство венчания? Вопрос:В чем состоит таинство венчания?Отвечает священник Константин Слепинин:Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло

Подготовка к обряду венчания

Подготовка к обряду венчания Если у жениха и невесты нет никаких препятствий для вступления в церковный брак, можно за две – три недели до предполагаемого торжества приступить к выбору храма. В каждом конкретном храме могут быть свои правила, поэтому надо поговорить с

Обряд венчания

Обряд венчания Молодые люди, вступая в христианский брак, должны точно знать, какая ответственность на них возложена, какой смысл заложен в обряд венчания.Ведь брак, в церковном понимании – это тайна и открытие друг для друга одновременно. Это новое проявление личности.

Последование венчания Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом. Хор поет 127-й псалом, прославляющий благословенное Богом супружество.Жених и невеста становятся на разостланный на полу

Кто и где совершает Таинство Венчания Таинство может совершать только законно поставленный «белый» священник, не находящийся под каноническим запрещением. Монашествующее священство, по обычаю, не венчает. Сына или дочь священника должен венчать другой священник, но

Приведу ее текст сразу в русском переводе, для большей понятности. Красивая и весьма трогательная молитва, впрочем, могущая вызывать некоторые вопросы. Наиболее загадочное место лично для меня выделяю жирным шрифтом:

Благословен Ты, Господи, Боже наш, священнодействия таинственного и чистого брака Совершитель, и супружества телесного Законодатель, непорочности Хранитель, житейских благ Распорядитель! Сам и ныне, Владыка, создавший в начале человека, и поставивший его царем творения, и сказавший: «Не хорошо одному быть человеку на земле: сотворим ему помощника, соответствующего ему». И, взяв одно из ребр его, Ты создал жену, увидев которую, Адам сказал: «Это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей: она наречется женой, ибо от мужа своего она взята. Потому оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую», и «тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает». Сам и ныне, Владыка Господи, Боже наш, ниспошли благодать Твою небесную на этих рабов Твоих, (имя) и (имя): и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Захарию и Елисавету. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Ноя в ковчеге. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Иону во чреве кита. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты святых трех отроков от огня, ниспослав им росу с небес. И да придет на них та радость, которую испытала блаженная Елена, когда обрела священный Крест. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты Еноха, Сима, Илию. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты сорок святых Твоих мучеников, ниспослав им с небес венцы. Вспомни, Господи, Боже наш, и воспитавших их родителей: ибо молитвы родителей утверждают основания домов. Вспомни, Господи, Боже наш, рабов Твоих, участников брачного торжества, собравшихся ради радости этой. Вспомни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя) и благослови их! Дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное. Возвысь их как кедры ливанские, как виноградную лозу ветвистую. Даруй им семя в колосе, чтобы, имея всякое довольство, изобиловали они всяким делом добрым и Тебе благоугодным. И да увидят сыновей у сыновей своих, как саженцы масличные вокруг трапезы их. И, благоугодив пред Тобою, да воссияют как светила на небесах, в Тебе, Господе нашем, Которому подобает слава, власть, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков.
В общем, понятно, что в этой молитве все выдающиеся ветхозаветные праведники намеренно собраны вместе. Не вызывает, в общем, вопросов упоминание супружеских пар: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иосифа и Асенеф, Захарии и Елисаветы, Иоакима и Анны. Хотя… Авраам кроме Сарры имел еще рабыню Агарь или наложницу Хеттуру, от которых, соответственно, у него были дети. А вот с любимой больше всех Саррой у него как раз долго ничего не получалось! Захария и Елисавета были также долго бесплодны, до преклонных лет своих. Иоаким и Анна – небиблейские персонажи, но про них предание рассказывает ту же историю. В общем, получается, что не так просто с этим благословением: молодые люди, вступающие в церковный брак, готовы ли вы претерпеть те же испытания в супружестве, что претерпели они, десятки лет ожидая своих первенцев? Но именно пройдя через такие попущенные испытания, они были вознаграждены детьми, навсегда вошедшими в мировую историю…
Остальные просьбы о сохранении брака, об упоминании 40 мучеников Севастийских с ниспосланными им венцами тоже, в общем, понятны. Брак это не только радость, но и взаимное бескровное мученичество (о чем далее поется специальное песнопение), в котором всегда есть место не только подвигу (причем, как ни странно, от разных бытовых мелочей прежде и чаще всего, по которым почти ни одна семья не избегает каких-то разногласий и препирательств). Но вот теперь самое загадочное прошение: «помяни их, Господи, Боже наш, как помянул Ты Еноха, Сима, Илию». Вот всегда читал эти строки на венчании и как-то не удосуживался задать себе вопрос «а почему!?», хотя чувствовалось само по себе сочетание этих трех имен необычным. И сам бы себе, возможно, так и не задал его, если бы не один мой знакомый-певчий, который меня об этом на днях спросил прямо. И я был поставлен, откровенно признаться, в тупик!
Ну в самом деле, если бы Сим был упомянут, скажем, с Иафетом, то вопросов бы никаких не возникло, и к теме супружества и семьи это прекрасно бы подошло:
«благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9, 26-27). Но почему Сим поставлен в одном ряду с Енохом и Илией?.. Енох, правда, согласно Писанию, «родил сынов и дочерей» (Быт. 5, 22), а затем вдруг «и не стало его, потому что Бог взял его» (5, 24). Устойчивое устное предание настаивает здесь на том, что он живым был взят на небеса и не умирал физически. Рядом с ним упоминание пророка Илии тогда по-своему логично, поскольку он тоже был взят живым на огненной колеснице (4 Цар. 2, 12). Но в отличие от Еноха, нигде не ясно, имел ли пророк Илия жену и детей вообще, постоянно странствуя и обличая израильтян за отступничество. Какое отношение имеют оба эти праведника к вступающим в брак? Пусть, значит, брак этих венчающихся будет так же вознесен на небо в его единстве и нерасторжимости, как были вознесены Енох и Илия, не увидев смерти? Допустим. Но причем здесь в связи с ними Сим?… Трое имен, упомянутых в одной связи, ведь явно не случайно, как и само число 3 всегда в таких случаях символично. А может, Сим тоже не увидел смерти, как Илия и Енох?… Но Библия это отрицает.
В книге «Библейские смыслы»покойный Б.И. Берман приводит одну интересную точку зрения, имеющую место в иудаизме, где Сим (Шем) отождествляется с Мелхиседеком:
«Малки-Цедек — не имя, а титул: «Царь-Праведник». Это был старший сын Ноаха Шем, который жил и правил в Шалеме — в месте, сущность которого целостность и мир (шалом). Это то место, к названию которого Авраhам приставил «иеру» («видение», там, где ему Бог явился) и которое царь Давид сделает двойным: два Иерусалима — Иерушалаим.
Шем, праведный царь Шалема, был священнослужителем (коhеном) Бога Всевышнего. Хотя Шем и праведник (цедек) и служит Всевышнему, он вполне уживается с Содомом. Видимо, его праведность такого особого рода, что он может жить рядом с тем кромешным злом, которое творится в Содоме. После победы Шем сам благословляет победителя: «Благословен Аврам Богу Вышнему, обретающему (конэ) небо и землю (шамаим ва арец)» (Б.14:19).
Это благословение дается Авраhаму не для того, чтобы он стал человеком благословенным свыше, а для того, чтобы ему самому стать благословением (брахой) для Бога Вышнего, который «конэ шамаим ве арец». Попробуем понять Шема. То обстоятельство, что праведный Шем служит Богу, не означает, что для него нет других богов, кроме Него. Шем — священнослужитель Высшего, Бога над всеми богами, Властелина, всеми владеющего. Поразительная победа крохотного войска Авраhама над огромной силой четырех царей изменила взгляд Малки-Цедека на характер владычества Бога в Мире и Истории. Для Шема ясно, что Авраhам победил не вооруженной силой, а силой своей праведности. «Конэ», о котором он говорит, это обретение не силой руки, а иное владение, в котором выражается нравственная сторона отношения Бога к Миру. Бог Авраhама, понимает Малки-Цедек, это Бог этически осваивающий сотворенные Им Небо и Землю, заново обрабатывающий их нравственной духовной силой, заново «делающий» как пишет РаШИ, Небо и Землю».
Но тогда это явно расходится с христианским взглядом на Мелхиседека как яркого прообраза Христа:
«Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7, 1-3).
Сим же, согласно Писанию, прожил 600 лет и умер (Быт. 11, 12).
Возникает следующий вопрос: а не был ли применен образ Мелхиседека хотя бы отчасти к Симу, образ которого был позаимствован из иудейского толкования, в его упоминании в данной молитве? В том смысле, что пусть брак молодоженов будет так же вечен, как священство Мелхиседека?..
Разумеется, интересно само по себе происхождение данной молитвы, довольно позднее, учитывая, что сам чин браковенчания сложился лишь в средневековье.

Таинства

ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ

Что такое Таинство Венчания?
Кто может вступать в церковный брак?
В каких случаях церковное Венчание не совершается?
В какие дни Венчание не совершается?
Как подготовиться к Таинству Венчания?
В чем заключается роль поручителей (свидетелей)?
Как вести себя во время совершения Венчания?
Как происходит Обручение?
Как совершается Венчание?
Какой должна быть праздничная трапеза после Венчания?

Что такое Таинство Венчания?

Венчание относится к Таинствам Церкви Христовой. Семья установлена Богом при сотворении мира и человека. Принимая свободное решение создать семью, верующие люди, как чада, приходят к Своему Отцу Небесному за благословением и поддержкой. Они становятся родоначальниками новой христианской семьи, которая строится всю последующую жизнь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). В этом и состоит цель Венчания.
Есть люди, которые живут без Венчания много лет и вырастили прекрасных детей, но, если они по-настоящему любят Бога, то они с радостью прийдут на Венчание, чтобы восполнить свою совместную жизнь благословением Творца, через Которого утверждается всякая жизнь и всякое доброе дело.

Кто может вступать в церковный брак?

В Православной Церкви могут венчаться мужчина и женщина. Желающие венчаться должны быть верующими православными христианами, глубоко осознающими, что брак совершается на всю жизнь и что супруги призваны хранить верность друг другу.
Православная Церковь считает лучшим, чтобы оба будущих супруга исповедовали одну православную веру: «Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000)
В Западной Европе распространена практика смешанных браков. Исходя из соображений пастырской заботы, Русская Православная Церковь благословляет совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии крещения и воспитания детей в православной вере. Такой же практики придерживаются в большинстве Православных Церквей.

В каких случаях церковное Венчание не совершается?

Зарегистрированный в органах власти брак не сообщает заключенному союзу благодать, но в то же самое время не считается Церковью блудным сожительством. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в Церкви.
* Церковь не допускает вступление в брак в четвертые или пятый раз.
* Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
* Венчание невозможно, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять Крещения перед Венчанием.
* Венчание не допускается, если один из будущих супругов фактически или формально состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а, если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на вступление в новый брак.
* Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и духовное родство (если они являются крестными родителями одного ребенка).
* В соответствии с каноническими правилами не венчаются в Церкви браки, заключенные между православными и нехристианами (мусульманами, иудеями и представителями других религий). Одновременно Церковь признает такие союзы в качестве законных и не считает их блудным сожительством.

В какие дни Венчание не совершается?

Будьте внимательны: Венчание возможно совершать только в определенные дни года.
Не разрешается совершать Венчание в течение всех четырех постов (Великий, Рождественский, Успенский, Апостольский), в Сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки).
Не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны только в связи с особыми обстоятельствами.

Как подготовиться к Таинству Венчания?

Прежде всего, готовящиеся к венчанию должны зарегистрировать брак в государственных органах страны проживания. Они должны заполнить анкету (спросить на приходе), принести копии необходимых документов.
Перед Венчанием необходимо встретиться со священником. Цель встречи состоит в беседе о значении брака и семьи. Ради собственной пользы жених и невеста призываются внимательно познакомиться с учением Церкви о браке и семье.
Перед Венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Возможно совершить это накануне Венчания. До брака мужчина и женщина не должны вступать в интимные отношения.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которые станут благословлением жениха и невесты на семейную жизнь. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Ранее одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом, символизирующим жену. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Также необходимо приобрести венчальные свечи и белое полотенце (рушник).

В чем заключается роль поручителей (свидетелей)?

Жених и невеста могут пригласить поручителей (свидетелей). Но это не является обязательным. Поручители должны быть православными людьми и относиться к Таинству Венчания с благоговением. Лучше всего, чтобы это была семейная пара, крепость которой уже проверена временем.
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли «дружка», «подружие» или «шаферы», а в богослужебных книгах (требниках) — «восприемники». Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. Как правило, они хорошо знали жениха и невесту, а потому поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Обязанности поручителей при бракосочетании состоят в том, чтобы молиться за новую семью и по возможности помогать в ее становлении. Поэтому в поручители приглашаются люди, имеющие успешный опыт семейной жизни.

Как вести себя во время совершения Венчания?

Во время бракосочетания все гости призываются усердно молиться Богу о будущей семье. Невнимание и неблагоговение жениха и невесты, их гостей к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, моды, или же по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет огромное влияние на всю последующую семейную жизнь.

Как происходит Обручение?

Венчанию предшествует обручение. Обряд начинается каждением жениха и невесты. Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту и дает им зажженные свечи.
Первая молитва о женихе и невесте — это молитва об обручающихся и о спасении их. Цель супружества — построение крепкого союза мужчины и женщины, а также рождение и воспитание детей для продолжения рода человеческого. Священник произносит молитву к Господу о том, чтобы Он благословил жениха и невесту на всякое благое дело. После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Кольца – это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Переде Венчанием кольца помещаются на правой стороне святого Престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому Престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения. Кольца на святом Престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника, трижды происходит обмен колец в честь и славу Пресвятой Троицы. Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается Венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи торжественно входят на середину храма. Они становятся на разостланный на полу белый плат, который символизирует единство их будущей семьи и чистоту намерений. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
После этого начинается Венчание. В начале Таинства священник произносит три пространные молитвы. В первой молитве священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».
Во второй молитве священник молит Господа, чтобы Он благословил, сохранил брачующихся. «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские» как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем».
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты Венчания. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу собравшихся верующих и ожидают благословения Божия.
Настает торжественнейшая, святейшая минута Венчания. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!». При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны в эту минуту усиленно молиться за жениха и невесту.
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, показывающему путь взаимной любви до самоотвержения. Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. (1 Кор. 7, 4—5). Муж и жена — члены Церкви. Они равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский: Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Затем новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш». После молитвы Господней приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при Венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этого союза. Супружество их будет вечным шествием рука об руку. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. По окончании Таинства новобрачные скромным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг ко другу.

Какой должна быть праздничная трапеза после Венчания?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. После Венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом. Не стоит омрачать веселье, упиваясь спиртными напитками, произнося бесстыдные речи и исполняя нескромные песни, дико отплясывая. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, «неведущаго Бога и Христа Его», а не только для нас, христиан.
Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам».
Брачный пир должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Необходимо заранее подумать о программе торжества и мудро его составить.

Обручение и Венчание (о чинопоследовании)

Жених и невеста вошли в храм. Они стоят на дорожке еще не в центре храма, а в притворе (у западной стены), потому что над ними будет совершен обряд Обручения. Невеста – в белоснежном платье, символизирующем ее чистоту и невинность. Само слово «невеста» означает неведомая для мужчины, непознанная. Жених выглядит торжественно и серьезно. Таким ответственным и серьезным будет он и в супружеских отношениях. Он стоит напротив образа Христа, виднеющегося вдалеке на иконостасе, она — напротив Пресвятой Богородицы, Которая на другой стороне царских врат на самом востоке храма. Молодые стоят с трепетом и благоговением.
Навстречу молодым выходит процессия: свещеносец, диакон и священник. Первым делом священник благословляет брачующихся и дает им в руки свечи. Свеча символизирует горение. В данном случае – горение в вере и в любви, которым пламенеют жених и невеста.
Затем священник с диаконом совершают каждение, являя тем присутствие Святого Духа. Они кадят Евангелие и Крест, лежащие в центре храма, иконостас с его образами, а затем брачующихся и всех присутствующих в храме — всех, кто несет в себе образ Божий. И как священнослужители кланяются им, так и те, кому кадят, ответствуют поклонением.

(далее все молитвы в переложении на русский язык)

Диакон возглашает: «Благослови, владыко!»
Священник: «Благословен Бог наш: всегда ныне и присно и во веки веков»
Диакон произносит ектению («ектения» – «протяжное моление» греч.):
«Миром Господу помолимся! (миром — то есть с душевным спокойствием, в твердой уверенности, что на все воля Божия, а мы должны доверять) о рабах Божиих (имена), ныне обручающихся друг другу, и о спасении их Господу помолимся!
о том, чтобы Бог дал им детей для продолжения рода, исполнил их всякое доброе прошение, Господу помолимся!
о том, чтобы Бог ниспослал им совершенной любви, мира в супружестве, Своей помощи, Господу помолимся!
о том, чтобы сохранили единомыслие и устояли в твердой вере, Господу помолимся!»

Вновь и вновь мы от всей души обращаемся к Господу за помощью. И верим, что Он откликнется.
Далее священник произносит молитву: «Боже вечный, посторонних людей соединивший и давший им неразрушимый союз любви! Некогда благословивший Исаака и Ревекку, и показавший их наследниками Твоего обещания (речь идет об обещании от потомка Авраама произвести великий народ), Сам, Господи, благослови и вот этих рабов Твоих (имена), наставляя их на всякое доброе дело…»
Сам чин Обручения происходит так: Священник берет кольцо и начертывает им крест: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И так же обручается невеста — рабу Божию… Отметим, что священник надевает жениху на палец кольцо невесты, а невесте – кольцо жениха. И затем либо сам трижды переменяет кольца, либо это делает диакон, либо «друг жениха». По троекратной перемене «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» жених и невеста остаются уже каждый со своим кольцом.

Обручальный перстень существовал с глубокой древности. Ведет он свое происхождение еще с дохристианских времен. Там был только один перстень и одевался он женихом на палец невесты. Этот драгоценный перстень был знаком того, что жених разделяет свои богатства с одной единственной девушкой. Этот перстень был обычно с драгоценным камнем. Известно, что значение обручальному перстню придавалось в Ветхом Завете — об этом речь в молитве, завершающей обручение — перстней положение. Сегодня обручальными кольцами считаются золотые, тогда как в древности (в Византии и в Древней Руси) мужской перстень был железным (или серебряным), а перстень невесты — золотым. В качестве обручальных можно использовать не только кольца привычной формы, но и перстни с камнями, украшенные надписью и др.
После Обручения и особых молитв о здравии, совершенной любви, мире в отношениях и помощи от Бога, молодых вводят на середину храма. По старинной традиции им под ноги постилают белоснежное полотно – опять же, знак чистоты вступающих в брак и искренности их намерений. У них в руках – те зажженные свечи, которые они приняли в начале обручения от священника как знак горения в вере и любви.
Священник спрашивает жениха: «Имеешь ли (имя) желание доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жены сию (имя), которую перед собою видишь?..» Те же вопросы задаются невесте…
Начинается чинопоследование брака возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа!» Это самый торжественный возглас православного богослужения. Им обычно начинается Божественная литургия. Венчание, это — откровение Царства Христова для тех, кто «имеет очи — видеть, и уши — слышать». До IX века Церковь не знала обряда бракосочетания, независимого от Евхаристии на литургии. Брак совершался именно через общение на самой Литургии: оба — жених и невеста — подходили к самой Чаше Христовой на Божественной Литургии. Начальный возглас о Царствии Божием также напоминает о том, что достижение Царства Небесного должно стоять в центре устремлений молодоженов.
Далее диакон произносит ектению: «Миром Господу помолимся!
О рабах Божиих (имена), ныне соединяющихся друг с другом в брачное общение, и о спасении их, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог благословил брак сей, как когда-то в Кане Галилейской, Господу помолимся.
О том, чтобы Бог подал им целомудрие, детей, все на пользу и ко спасению, Господу помолимся».
Такими и другими высокими словам молятся священнослужители, брачующиеся и гости в начале Таинства Венчания.
Далее священник громко читает несколько молитв. Вот как звучит в сокращении первая из них: «Бог Пренепорочный и Творец всего мироздания! Ребро праотца Адама, по Твоей великой любви к людям, в женщину преобразивший и благословивший их словами: Плодитесь и множитесь и наполняйте землю и обладайте ею, и показавший их соединившимися в одну плоть… Сам, Владыко Пресвятой, прими молитвы нас, рабов Твоих… благослови брак сей и дай рабам Твоим (имена) жизнь мирную, долгую, целомудрие, друг к другу любовь, соединенную союзом мира, семя долгожизненное, радость в детях и невянущий венок (неувядающий венец) славы Небесной. Удостой их видеть внуков, ложе их утверди в непорочности и дай им благодать от источников небесных и от щедрот земли. Наполни их дома пшеницею, вином и маслом и всяким добром, вразуми их этим делиться и с нуждающимися…».

Во время второй молитвы поминаются имена мужей и жен благословенных браков в Священном Писании: от Авраама и Сарры, до родителей Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Так данный брак «вписывается» в библейское измерение жизни, жизни вечной. «Благослови их Господи, Боже наш, так, как Ты благословил Авраама и Сарру! Благослови их, Господи, Боже наш, так …». Это седмеричное благословение, проходящее через весь Ветхий Завет и подводящее ко входу в Новый Завет, описывает — как и семь дней недели — полноту круга времени исторического. Но и выводит выше него. Ибо в Евангелии читается о первом чуде, совершенном Христом. И не случайно оно совершено Спасителем именно на браке, и не случайно именно по просьбе Его Матери (Евангелие от Иоанна, глава 2, см. ниже).

После третьей молитвы священник берет венец и провозглашает: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой. То же повторяется с невестой: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию…». После этого священник торжественно возглашает, воздевая руки и призывая сошествие Святаго Духа на брачущихся: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» Этот возглас повторяется трижды, и каждый раз священник благословляет брачующихся. Это очень важный момент. Собственно, в древности надевание венков и краткая молитва соединенная с благословением молодым и считались Таинством Брака. Сегодня чин приобрел более торжественный вид, но сердцем, ядром чина Венчания все равно является момент надевания венцов (или вручения их свидетелям) и священническое благословение.

Венцы над головами брачующихся держат свидетели. Но если молодые просят, чтобы венцы надели им на голову, эту просьбу, конечно, мы удовлетворяем. Почему венцы не надеваются на головы, а вручаются свидетелям? Духовная сторона — дружба, помощь, поддержка: можно вспомнить, что когда Моисей в войне с Амаликом воздевал руки — Израиль побеждал. Когда опускались руки Моисея от естественной усталости, Израильтяне были побеждаемы… и вот братья стали поддерживать руки Моисея, и народ одержал победу. Поддержка друзей, готовых потрудиться, важна. И обычно собирают именно шестеро мужчин (трижды двое), которые держат венцы, меняясь — в частности при трех обхождениях вокруг Евангелия в конце венчания. Но есть и чисто практическая сторона: у всех головы разные (по размеру), у невесты часто бывает фата, особая прическа и т.д. Кроме того, есть опасность, что венцы, во время шествия молодых упадут или сползут с головы. Удобнее держать их над головами.

Но бывает, что шестеро друзей не нашлось. В таком случае совет свидетелям (шаферам, кумовьям): держать венец над головой невесты или жениха – достаточно трудное занятие, руки могут сильно устать. Держите венец одной рукой. Когда она устала, можно сменить.

В наши дни приходится видеть, что венец над невестой держит не мужчина… Это ужас. Действительно, это отображает — быть может — нашу неблагополучную современность. Пожалуй можно было бы утвердить в правилах, для посрамления мужского пола, чтобы одна женщина во время всего венчания держала оба венца на вытянутых руках! На самом деле, до революции это было не мыслимо. А потом уже — женщины прокладывали железные дороги и асфальтировали пути… куда? в светлое будущее? Это наша беда. Такая несчастная традиция сложилась разве что вследствие того, что церковные браки венчались десятилетиями тайно. К священнику, готовому взять на себя такой риск и венчать при запертых дверях храма эту пару привела другая пара, прежде у него повенчавшаяся. Кому держать венцы? Все ясно. В Русской Зарубежной Церкви сохранилась вышеописанная традиция: шестеро шаферов держат венцы. Но можно и восемь и десять! Только обходов вокруг Евангелия всегда будет три.

После положения венцов (вручения их шаферам) и благословения, провозглашается Прокимен: «Положил еси на главах их венцы от камений честных. Они просили жизни у Тебя и Ты дал ее им» (по церковно-славянски: «живота просиша у Тебе, и дал еси им». Следуют чтения из Священного Писания — чтение из Апостола и Евангелия. Апостольское чтение – это фрагмент Послания к Ефесянам 5, 20-33. Слова из этого чтения: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела ; и вот, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене свой: и будет двое одна плоть. Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-25, 28-33). Таковы подлинные отношения мужа и жены. «Боится» — конечно не в нашем смысле какой-то «трусости», но в смысле библейском: пусть благоговейно относится, почитает, любит. Такое понятное и известное выражение апостола и какое призвание оно на самом деле раскрывает: Христос – муж; Церковь – жена. А нам жить по этому образу.

Что касается Евангельского чтения, то здесь речь о первом чуде, совершенном Господом. Это в Кане Галлилейской, и именно на браке, и именно по просьбе Пречистой Матери — превращение воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства Брака. Но и указывает на то, что время Христа тогда «еще не пришло». Пришло оно, когда Он восходил на Крест, совершая Свой брак с Невестою-Церковью. В ночь до самого распятия Спаситель уже не превращал воду в вино. Он взял Чашу вина и сказал Апостолам собранным: «Пейте от неё все, сия есть кровь Моя Нового Завета…», так возвел Он первое чудо (вода-вино) на высшую ступень (вино-Кровь), в вечное последнее Чудо — празднуя Свою крестовоскресную Пасху: Святое Причастие.

Если видеть это духовными очами, то невозможно гостям суетиться, разговаривать, сидеть на лавках, что-то обсуждая «по ходу действия». Для брачующихся наступил важнейший, всеобъемлющий момент их жизни. Как не молиться, не соучаствовать в эти таинственные минуты духовного торжества? Нет, гости — не зрители, а участники, потому что в молитве участвуют все. О чем молиться? О том, чтобы брак состоялся, чтобы он продлился долгие годы, и чтобы Бог даровал Свою благодать молодоженам. Чтобы они преуспевали в любви, вере и служении.

После молитвы Господней «Отче наш…» священнику подносят чашу с вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Если венчание происходит на Божественной Литургии, то брачующиеся восходят на амвон для Святого Причащения в венцах. неповторимый в жизни момент. Эту Чашу Причастия заменяет вне Литургии приносимая общая чаща — ковшик с вином. Троекратно испивают из нее молодожены — во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь. Это слова, которые звучали, когда каждого из них — нашедших теперь во Христе друг друга — по отдельности крестили, и помазывали священным миром на Царство. Ныне они приемлют это царственное измерение друг в друге, друг через друга, и друг для друга. Эта чаша, напоминающая о брачном пире в Кане Галилейской, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе. Каждый испивает из чаши трижды. В Византии этот обряд совершался не в храме, а дома. Молодые пили при входе в дом чашу с вином, которую им подавали родители (как у нас сегодня обычай встречать молодых хлебом-солью), а потом разбивали ее об пол. Это чаша их совместной жизни, и никто кроме них пить из нее не будет.

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их епитрахилью и ведет молодых вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в левой руке, держа правой их скрепленные епитрахилью руки, и он символизирует здесь Самого Христа, который ведет мужа и жену. Вперед идет Крест, а Евангелие, вокруг которого идут новобрачные, означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути. Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери, и гимн мученикам: «Святии мученицы, добре страдальчествовавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Почему такие песнопения в радостный день Браковенчания? Потому, что супружеская жизнь не легка. И на путях этой жизни непременно будут скорби, тернии, болезни. Но Церковь, напоминая нам о мучениках, говорит, что не должно унывать. Бог с нами. Он укрепит, даст сил перенести все невзгоды и вознаградит, если все смиренно перенесем, венцами победителей в Царствии Небесном.

Венцы снимаются. Священник произносит: «Возвеличься, жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мире и твори в праведности заповеди Божии». Затем обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сарра, веселись, как Ревекка, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог». Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов, теперь с молодоженами.
Заканчивается Таинство торжественной молитвой, обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь Небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, благих чад, совершенство в жизни и в вере».

«Благоденственное и мирное житие здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие подаждь, Господи, рабам Твоим, ныне браковенчанным (имена), и сохрани их на многая лета!» – заканчивает диакон.
Хор отвечает: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!»

Брачная пара целует крест. Свечи гасит священник — они сохранятся для молитв дома. И если обручение совершалось у входа в храм, а самое венчание в центре храма, то теперь священник возводит молодоженов наверх к самому входу в алтарь, к «царским вратам», туда где полнота рая, где иконы Христа-Спасителя и Пресвятой Богородицы — и они целуют эти образы, напротив которых стояли, каждый со своей стороны отображая — мужское и женское естество в послушании Богу. И теперь уже — после этой высшей и главной встречи — навстречу родным, как объединенные в Боге, к таковым теперь подходят поздравлять молодоженов их родители, близкие и друзья. Первыми — свидетели, затем – родители и все прочие.

В добрый путь! Но никак не — вон из храма, прочь от хранящихся там венцов, а на путь духовного восхождения среди мира сего, на путь совместного углубления жизни, на путь оцерковления и живого восприятия того, что воспринято здесь на веки веков.

Обет молодоженов — древний и очень красивый ритуал, который совершается сразу после того, как жених и невеста подтвердили свое согласие на брак. Новобрачные обещают любить друг друга до конца жизни и заботиться о своем супруге, как о самом себе.
Еще сто лет назад все женихи и невесты произносили одни и те же тексты клятв, закрепленные религиозными канонами. Молодожены учили их наизусть по богослужебным книгам или просто повторяли слова обета за священником. Но с появлением светского брака тексты клятв стали более разнообразными, и сегодняшние молодые могут выбрать любые слова, которые придутся им по сердцу, будь то каноническая христианская клятва или индуистский обет верности. Можно придумать и свою собственную клятву.
Примеры свадебных клятв и обетов. Вы можете использовать их или написать свои, «вдохновившись» после прочтения.
Классическая свадебная клятва
Сегодня мы стали одним целым и я клянусь быть с тобой вместе в болезни и здравии, в богатстве и бедности, пока смерть не разлучит нас.
Клянусь хранить верность и нежность к тебе, принимать твои недостатки с любовью, радоваться твоим победам и поддерживать тебя в моменты поражений. Вместе мы всё и всегда преодолеем.
Православная клятва
Православная клятва произноситься тихо, во время венчания, и пара обещает быть любящей и верной друг другу. Текст клятвы выглядит, как правило, так: «Я, ___, беру тебя, ___, в свои мужья (жены) и обещаю любить и уважать, всегда быть преданным и не оставлять до самой смерти. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
» Перед всевидящим оком Господа и свидетелями, стоящими здесь, мы обязуемся любить и беречь друг друга все годы, что пошлёт нам Господь.
Наше прошлое и будущее соединились сегодня в бесконечный и неразрывный союз.
Да будут наши обручальные кольца вечным символом истинной и непреходящей Любви!»
Католическая свадебная клятва
«Я, ___, беру тебя, ___, в законные мужья (жены), чтобы всегда быть вместе в радости и горе, в бедности и богатстве, в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас».
Или:
«Я, ___, беру тебя, ___, в свои мужья (жены). Обещаю хранить верность, быть всегда рядом в горе и радости, болезни и здравии. Я буду любить тебя и уважать до конца моей жизни».
Христианская свадебная клятва
Если пользоваться цитатами из Библии, то моя любовь к тебе долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается. И я клянусь, что так и будет, пока я могу дышать и пока моё сердце бьётся. Клянусь любить тебя, пока ты в этом нуждаешься. Но даже если ты перестанешь нуждаться, я не смогу тебя разлюбить.
Нежная свадебная клятва
Клянусь любить и опекать тебя, беречь, холить, лелеять, баловать, защищать тебя до скончания веков. Клянусь, что моя нежность и верность не будут разочаровывать тебя. Наше счастье зависит только от нас двоих, обещаю, что я буду всю жизнь делать все от меня зависящее, чтобы это счастье было вечным.
Клятва «Вручение ключа от сердца»
«Сегодня я хочу разделить с тобой свою жизнь и вручаю тебе ключ от моего сердца. Доверься моей любви – она подлинна и реальна.
Я обещаю быть тебе верным другом, лучшей любовницей и единственной женой. Я всегда буду разделять твои мечты, надежды и чаяния. Я обещаю всегда быть рядом с тобой. Если ты упадёшь, я подниму тебя; если ты заплачешь, я утешу; если ты засмеешься, я разделю твою радость. Всё, что есть во Вселенной, всё, чем я обладаю в этой жизни — всё твоё, отныне и во веки веков».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *