Молитва симеона нового богослова

Молитвы

(Последование ко Святому Причащению)

От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой, и не презри моих ни словес, ниже образов, ниже безстудия. Даждь ми дерзновенно глаголати, яже хощу, Христе мой, паче же и научи мя, что ми подобает творити и глаголати. Согреших паче блудницы, яже уведе, где обитаеши, миро купивши, прииде дерзостне помазати Твои нозе, Бога моего, Владыки и Христа моего. Якоже ону не отринул еси пришедшую от сердца, ниже мене возгнушайся, Слове: Твои же ми подаждь нозе, и держати и целовати, и струями слезными, яко многоценным миром, сия дерзостно помазати. Омый мя слезами моими, очисти мя ими, Слове. Остави и прегрешения моя, и прощение ми подаждь. Веси зол множество, веси и струпы моя, и язвы зриши моя, но и веру веси, и произволение зриши, и воздыхание слышиши. Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая. Несоделанное мое видесте очи Твои, в книзе же Твоей и еще несодеянная написана Тебе суть. Виждь смирение мое, виждь труд мой елик, и грехи вся остави ми, Боже всяческих: да чистым сердцем, притрепетною мыслию, и душею сокрушенною, нескверных Твоих причащуся и пресвятых Таин, имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем; Ты бо рекл еси, Владыко мой: всяк ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне убо сей пребывает, в немже и Аз есмь. Истинно слово всяко Владыки и Бога моего: божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом трисолнечным, просвещающим мир. Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавца, дыхания моего, живота моего, радования моего, спасения миру. Сего ради к Тебе приступих, якоже зриши, со слезами, и душею сокрушенною избавления моих прегрешений прошу прияти ми, и Твоих живодательных и непорочных Таинств причаститися неосужденно, да пребудеши, якоже рекл еси, со мною треокаянным: да не кроме обрет мя Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворящих Твоих словес. Сего ради к Тебе припадаю, и тепле вопию Ти: якоже блуднаго приял еси, и блудницу пришедшую, тако приими мя блуднаго и сквернаго, Щедре. Душею сокрушенною, ныне бо к Тебе приходя, вем, Спасе, яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе, ниже содея деяния, яже аз содеях. Но сие паки вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит Бога моего многое долготерпение, и человеколюбие крайнее; но милостию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным. Сия дерзостна творят мя, сия вперяют мя, Христе мой. И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся вкупе и трепеща, огневи причащаюся трава сый, и странно чудо, орошаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи. Ныне благодарною мыслию, благодарным же сердцем, благодарными удесы моими, души и тела моего, покланяюся и величаю, и славословлю Тя, Боже мой, яко благословенна суща, ныне же и во веки.

Преподобный Симеон Новый Богослов

День памяти: 12 марта

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные Богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Литература

В Викицитатнике есть страница по теме
Симеон Новый Богослов

  • Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Н. Новгород, 1996. копия ISBN 5-88213-014-X
  • Епископ Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. Издание второе. СПб.:Алетейя, 2001 ISBN 5-89329-338-X
  • Симеон новый Богослов / Митрополит Иларион (Алфеев) // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Симеон Новый Богослов / Иеромонах Иларион (Алфеев) // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
  • Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в Святоотеческое богословие. — Мн.: Лучи Софии, 2001. ISBN 985-6171-40-7
  • Прп. Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка
  • Лурье В. М. Луч света в темном веке: Симеон Новый Богослов и догматика византийских Dark Ages //»ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии» № 1/2 (003-004), СПб, 2013.
  • Челышев П. В. Философия на рубеже тысячелетий (X—XI века). — М.: МГГУ, 2001. (О Симеоне Н. Б.) Переработанное переиздание под заголовком: Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист. — М.: Православный приход храма св. вмч. Димитрия Солунского, 2004. ISBN 5-87301-112-5

>преподобный Симеон Новый Богослов

День памяти: 12(25) марта, 12 октября (25 октября) (греч.)

Детские и юношеские годы

Святой Симеон Новый Богослов родился в состоятельной семье провинциальных дворян, в Пафлагонии (Малая Азия), в местечке Галати, в 949 году.

Родители стремились дать сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеон достиг одиннадцатилетнего возраста, отец привёз его в Константинополь. В соответствии с планами отца, после получения образования Симеон должен был поступить на государственную императорскую службу.

Дядя Симеона, Василий, занимавший важное место и пользовавшийся определенным влиянием при дворе, обещался похлопотать за племянника и лично представить его государю. Однако строительство светской карьеры не было центром желаний самого Симеона. Пройдя курс обучение на уровне среднего образования, он даже не возжелал получить высшее, хотя такие возможности у него были.

В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже желал посвятить себя Богу. Но как это сделать? Какие шаги предпринять? И Симеон стал искать святого человека, который бы наставил и направил его по нужному пути. У многих из окружения Симеона такое желание, при его положении и возможностях в светской жизни, вызывало недоумение. Кто-то ему говорил, что такого святого, которого он ищет, не существует, что он его ни за что не найдёт. Симеон же молился и взывал к Богу о помощи.

Наконец, он встретил искомого праведника, пожилого монаха из Студийской обители. Его также звали Симеоном. Первое время Симеон продолжал жить гражданской жизнью, однако регулярно советовался со своим духовным отцом. Постепенно возрастал возрастом духовным, приучался к молитвенному деланию. Однажды, во время ночного моления, он сподобился созерцания необыкновенного свечения. Внутренне он наполнился неописуемой радостью. Как считается, в этом мистическом опыте Симеон стал очевидцем Божественного света.

Вскоре после периода религиозного воодушевления, как это случалось и с другими подвижниками, Симеон несколько охладел и вернулся к обыденной жизни. Правда, при этом, молитвами старца, он всё же избегал бесстыдных греховных желаний, грязных греховных поступков и дел. В таком состоянии Симеон пребывал несколько лет.

Монашеская жизнь

Наконец, при содействии Божьем, Симеон принял окончательное решение отречься от суетной светской жизни и вступить в ряды монашеского братства.

Поступив в Студийский монастырь, он встретил здесь своего духовного отца, давнего наставника, Симеона Благоговейного. Питая к нему неподдельное, искреннее уважение, Симеон с ревностью исполнял все его требования. Между тем, многие монахи отнеслись к столь сильной привязанности Симеона (к своему духовному отцу) неоднозначно. Им казалось, что такая привязанность слишком чрезмерна, что его послушание духовному отцу противоречит общему правилу подчинения игумену.

Симеон, искренне полагая, что духовника даровал ему Бог, не желал ослаблять послушания, и в результате неудовольствия братий был вынужден покинуть обитель.

Его новым пристанищем стал небольшой монастырь святого Маманта, также именуемый Ксерокеркской обителью. При этом он продолжал пребывать в послушании у Симеона Благоговейного (продолжавшего подвизаться в Студийском монастыре).

В новой обители Симеон вскоре принял монашеский постриг. Искренняя вера, ревность и добродетельность преподобного не остались незамеченными братиями и начальством монастыря, и уже вскоре Симеон удостоился возведения в иерейское достоинство, а спустя три года был возведён в сан игумена. Симеону был тогда тридцать один год.

Игуменство

Ко времени избрания Симеона на должность игумена обитель св. Маманта пребывала в плачевном состоянии: существенная часть зданий представляла собой полуразрушенные постройки; духовно-нравственный уровень немногочисленных монахов, страдавших от отсутствия надлежащего руководства, оставлял желать лучшего.

Возглавив обитель, преподобный бросил все свои силы и на восстановление её внешнего благообразия, и на преобразование внутренней жизни. На этом поприще он проявил себя как хороший организатор, чуткий, отзывчивый наставник и отец.

С помощью Божьей, а к Нему он взывал непрестанно, ему удалось переломить ситуацию к лучшему. В свою очередь это способствовало увеличению количества братий.

Характерной особенностью преподобного Симеона Нового Богослова как пастыря являлась приверженность идеям о возможности и даже необходимости ощущать присутствие Божье не только на высших ступенях подвижничества, но и на ранних этапах этого пути. В данном отношении святой Симеон именуется мистиком в самой узкой интерпретации этого слова.

Искренне веря, что Христос подаёт благодать всем, подлинно ищущим единения с Ним, он желал передать свой духовный опыт, в том числе опыт мистических переживаний встреч с Богом, всем братиям, широкому кругу людей.

При этом, конечно, подчеркивал, что для того, чтобы жить с Богом и в Боге, со Христом, во Христе, необходимо смиренно идти своим крестным путём, соблюдать заповеди, непрестанно молиться, исполнять рекомендации духовника.

Со временем преподобный Симеон приобрел широкую известность. Многие люди, в том числе сановитые особы, приходили к нему в поисках ответа на те или иные жизненные вопросы. Кто-то желал встать под его духовное окормление.

Между тем, по мере укрепления строя и порядка духовной жизни в обители некоторые из монахов стали выражать в отношении своего игумена непонимание, недовольство. Требования преподобного Симеона относительно монашеской жизни казались им слишком завышенными. Это привело к возрастанию напряженности в отношениях, которая, в конце концов, привела к разладу, а затем и к открытому конфликту.

Несмотря на усиливавшиеся сложности в управлении монастырём, преподобный не считал правильным и уместным чрезмерное ослабление предъявляемых к братиям требований, продолжал их вести хотя и по трудному, однако же спасительному пути в Царство святых.

Приблизительно через пятнадцать лет после вступления отца Симеона в должность настоятеля обители недовольные братия, приблизительно тридцать человек, устроили возмущение. Пытаясь изгнать его, они прервали его проповедь в храме и уже бросились в его сторону. Однако, отец Симеон сохранил спокойствие духа и пристально посмотрел на бунтовщиков. Это несколько охладило их пыл. Как сообщается в Житии преподобного Симеона, сама обитавшая в нём, как в святом, благодать удерживала их, отбрасывала прочь.

Возмутители так и не дерзнули наложить свои руки на игумена. Вместо этого они выбежали из церкви, выломали затворенные двери обители и ринулись в Патриархию. Изложив свои жалобы, они стали искать поддержки у Патриарха Сисинния, но тот, вникнув в суть дела, признал настоятеля правым, бунтовщики же были осуждены на изгнание из монастыря.

Между тем, отец Симеон, проявив милосердие и пастырскую заботу, приложил все старания, чтобы обидчики возвратились в обитель.

Последние годы жизни

После этого случая он ещё десять лет управлял монастырем, а затем, приблизительно в 1005 году, оставил руководство с благословения Патриарха Сергия. По всей вероятности, причиной этого решения послужило стремление к уединенному безмолвию. Вместо отца Симеона игуменом стал его ученик, Арсений. Сам же он остался жить при обители.

Между тем, деятельность и духовное творчество преподобного Симеона продолжало вызывать недовольство противников, на сей раз — среди представителей иерархии Константинопольской Церкви. Особо острое недовольство выказывал синкелл Стефан, бывший Никомидийский митрополит.

Он всячески порицал отца Симеона как за то, что тот «чрезмерно» славил своего почившего о Господе духовного отца, так и за его учение. Отчасти это было вызвано непониманием позиции Симеона, но отчасти (как полагают) — банальной человеческой завистью.

Конфликт продолжался несколько лет, вплоть до начала 1009 года, когда Симеон, при содействии церковных иерархов, возбужденных синкеллом Стефаном, был изгнан из обители.

Вскоре духовный сын отца Симеона, Фагура, движимый ревностью о благочестии, передал ему в управление молитвенный дом святой Марины. Помощью Божьей преподобный основал здесь небольшой монастырь.

Тем временем последователи преподобного прилагали усердие, чтобы оправдать своего наставника и учителя. В целях же самооправдания преподобный отправил Патриарху книжку, содержание которой было, затем, исследовано на одном из заседаний Синода и признано ортодоксальным.

Вызванный из изгнания святой Симеон, прибыв в Константинополь, был радостно встречен своими последователями. Патриарх готов был возвести его в епископское достоинство, и высказал это намерение преподобному. При этом он предложил ему вернуться в обитель, из которой когда-то был изгнан, и посоветовал быть более умеренным. Но преподобный отнесся к предложению холодно, ответив, что не он начал спор.

В дальнейшем он продолжал служить Богу в обители святой Марины. Он значительно реконструировал её, расширил границы. В этот период святой Симеон составил значительную часть своих «Гимнов».

В конце земной жизни он страдал от болезни желудка, а затем стал быстро терять свои силы. 12 марта 1022 года он мирно почил о Господе.

В честь преподобного Симеона Нового Богослова по благословению старца Порфирия Кавсокаливита в конце 1980-х годов построен первый храм и мужской монастырь.

Моли́тва преподо́бному Симео́ну Но́вому Богосло́ву

Творе́ние преподо́бнаго Никоди́ма Святого́рца

О богоно́сный и христоно́сный и духоно́сный о́тче Симео́не, Но́вый Богосло́ве, преподо́бных похвало́, иерее́в сла́во, богосло́вов услажде́ние, моли́твы у́мныя учи́телю, Бо́га просла́вльший и от Бо́га просла́вленный в житии́ твое́м, па́че же по сме́рти, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, ра́досте духо́вная и душе́вное весе́лие нам, смире́нным твои́м рабо́м и недосто́йным твои́м сыно́м, со благогове́нием и любо́вию пра́зднующим свяще́нную и светоно́сную па́мять твою! Приими́ песнь сию́, ю́же прино́сим ти я́ко да́р ничто́жный и мале́йший, за вели́кия благода́тныя да́ры, и́хже вси́ наслади́хомся, прие́мше я́ от тебе́, из кни́ги свяще́нных слове́с твои́х, и не отве́ржи сию́, я́ко твоего́ великоле́пия недосто́йну: отню́д бо не́мощни есмы́, е́же досто́йно восхвали́ти тя, толи́каго богосло́ва ве́лия. И в житии́ сем сохраня́й нас моли́твами твои́ми от вся́каго вре́да душе́внаго и теле́снаго, ви́димых же и неви́димых враг, моля́ непреста́нно И́же в Тро́ице Бо́га, да сподо́бит и нас, смире́нных, та́инственно ощути́ти посреде́ се́рдца на́шего у́мная де́йства боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха, ю́же погуби́хом, увы! нераде́нием на́шим и страстьми́; в бу́дущем же ве́це изба́ви ны твои́ми си́льными хода́тайствы от стра́шнаго осужде́ния и му́ки ве́чныя, и сподо́би на́с ве́чнаго блаже́нства во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.

Хотя прп. Симеон Новый Богослов скончался 12 марта 1022 (27), однако по причине выпадения памяти святого на Великий пост, празднование памяти Церковь перенесла на 12 октября.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *