Молитва святому Василию острожскому

Деяния святых апостолов, глава 4, стихи 13-22

13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; 14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки. 15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою, 16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть ; 17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей. 18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса. 19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? 20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. 21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее. 22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.

Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 17-24

17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. 19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20 Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. 22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23 дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

На утрене читается

Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 1-9

1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 2 а входящий дверью есть пастырь овцам. 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

На Божественной Литургии читаются:

Послание к Евреям святого апостола Павла, глава 7, стихи 26-28, глава 8, стихи 1-2

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся Себя Самого. 28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, Сына, на веки совершенного.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2 и священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 9-16

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

12 мая: Святитель Василий,чудотворец Острожский

Святитель Василий родился в 1610 году в деревне Герцеговине, нахо-дившейся тогда, как и в современности, под мусульманским игом. Его юношески кроткий и нежный нрав вынес в течении жизни множество испытаний. Он был отдан для учения в близлежащий 3авальский мо-настырь, где его острый ум и великая любовь к церковному богос-лужению и писаниям святых Отцов помогли собрать ему мудрость в рассуждении небесного и земного. Еще юношей он вел жизнь, полную трудных подвигов и был пострижен с именем Василия. Вскоре был рукоположен в иеродиакона, а затем и во иеромонаха. Увидев попытки иезуитов обратить Сербию в унию, он предал гласности эти нападки на Святое Православие.

За это митрополит, никак не противоборствовавший еретикам, вернул его в монастырь. Наказания преследовали его всю жизнь. Продолжив свои подвижнические труды, будучи уже архимандритом, святитель Василий положил начало духовному и литургическому обновлению народа, основанному на интенсивном участии в литургической и аскетической жизни Церкви. Его часто можно было видеть переходящим из дома в дом и поучавшим сербов Евангелию Христову. Узнав об этом, мусульмане стали его искать с тем, чтобы убить. Временно бежав в Россию, святитель Василий вернулся, чтобы трудиться среди своего народа. Вскоре после открытия детской школы, он снова вынужден был бежать, на этот раз на Афон. Когда святитель Василий вернулся в Сербию, Патриарх, видя его благоговейный евангельский нрав, посвятил его в епископа, несмотря на то, что ему не было и тридцати лет. Святитель Василий безбоязненно обходил свою паству, принимая под свой омофор все епархии, епископы которых были замучены мусульманами. Спустя всего месяц после хиротонии, резиденции его была разрушена. Неустрашенный, он перенес свою кафедру в Острожский монастырь, расположенный на горном склоне. Святитель Василий управлял епархией более пятнадцати лет, проводя дни и ночи в молитве, посте и бдении, когда не посещал свою паству. Еще при жизни он был чудотворцем, исцеляя слепых и увечных. Но всего дороже для людей было само его светоносное присутствие среди народа во время их пленения. Святитель почил окруженным ярким, таинственным светом; и спустя семь лет после его смерти тело его было обретено нетленным и даже теплым, целым и благоухающим ароматом травы базилики. Из своей небесной обители святитель Василий воодушевляет и поддерживает своих преемников, труждающихся в наши дни, сохраняющих православных сербов, просвещая и укрепляя паству в их мученическом подвиге.

Монашество принял в Требинской обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. За добродетельную жизнь был возведен во епископа Захолмья и Скендерии. Он занимал кафедру во второй половине XVI века. Святитель Василий был добрым пастырем Христовых овец, и Господь подкреплял слово его различными чудесами. Скончался святитель Василий мирно и был погребен в городе Остроге в Черногории на границе с Герцеговиной.

Святой Василий, епископ Захолмский, родился в XVI веке в Поповой волости в Герцеговине от благочестивых родителей. В зрелом возрасте он оставил родительский дом и удалился в Требинскую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь он принял монашество. За добродетельную жизнь святой был возведен во епископа Захолмья и Скендерии. Он занимал кафедру во 2-й половине XVI века и был преемником по кафедре епископа Павла и предшественником епископа Никодима. Святитель Василий был добрым пастырем Христовых овец, и Господь подкреплял слово его различными чудесами. Для освящения души мудростью святых отцов-подвижников святитель путешествовал на Афон. Скончался святитель Василий мирно и был погребен в городе Остроге в Черногории на границе с Герцеговиной.

ТРОПАРЬ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА ЗАХОЛМСКОГО ИЛИ ОСТРОЖСКОГО (В ЧЕРНОГОРИИ, CЕРБСКОГО)

глас 4

От юности твоея всего себе Господеви отдал еси,/ пребывая в молитвах, трудех и постех, отче Богоносне,/ образ был еси добродетели твоему стаду;/ сего ради видя Бог твое благое произволение,/ поставляет тя Своей Церкви пастыря и добраго архиерея/ и по преставлении твоем соблюде святое тело твое нерушимо, святителю Василие./ Темже, яко имея дерзновение,/ молися Христу Богу/ спастися душам нашим.

КОНДАК СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА ЗАХОЛМСКОГО ИЛИ ОСТРОЖСКОГО (В ЧЕРНОГОРИИ, CЕРБСКОГО)

глас 8

Яко от младенства себе поработив Господеви,/ постом и бдением свое тело удручая, мудре,/ сосуд честен Духу Пресвятому явился еси,/ сего ради поставляет тя пастырем Своей Церкви,/ юже добре пасл еси./ Темже ко Господу отходиши, Егоже возлюбил еси./ Молимся ти, помяни и нас, верою чтущих святую память твою, да вси зовем ти:/ радуйся, всечестне отче Василие.
Акафист

Акафист святителю Василию Острожскому, Чудотворцу

Кондак 1

Богоносный архиерею Церкве Сербския, святый чудотворче отче Василие, от грешных и недостойных душ наших похвальную песнь тебе приносяще, и каясь во гресех наших, молим тя: пребуди и Дале, яко бых прежде, хранителю милосердый земли нашея, и спаси нас от всякия беды и напасти, да величаем тя во веки: Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Икос 1

Ангел во плоти между людьми явися, Василие чудотворче.Чудесною силою Духа Святаго связал еси вся искушения. Сего ради поем ти таковая:
Радуйся, отче отцов преподобных, многия вере правыя научивый!

Радуйся, неустанный служителю Евангелия, поучением и делы своя от зла нас спасавый!
Радуйся, Православия хранителю и учителю!
Радуйся, в скорбех века сего утешителю!
Радуйся, всякой болезни целителю!
Радуйся, пастырю овцы заблудшия и усердный их к Богу возвратителю!
Радуйся, душ алчущих питателю!
Радуйся, умов помраченных просветителю!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 2

Видих Господь великое благочестие твое от юности твоея и любовь чисту к Церкви. Сего ради украсит тя лепотою духовною и дар чудотворения ти дарова, да можеши исцеляти и спасати души человеческия от всякия недуги душевныя же и телесныя. Яко свечу негасимую посвяти тя Христос на служение архиерейское в дни тяжкия рода Сербскаго, да сохраниши и ныне всякого страждущаго и кающагося и с тобою вопиющаго Богу: Аллилуйя!

Икос 2

Разум человеческий познаша, отче богомудре, яко во тьму сомнений и неведения погружен, одарен же пребогато Духом Святым, всякаго подвигом своим вере Православной научиши. Сего ради восхваляем тя, отче преблаженне:

Радуйся, богомудре, яко неразумныя умудрил еси!
Радуйся, наставниче, яко сущих во тьме неверия просветил еси!
Радуйся, трубе богогласная, радость велию являющее!
Радуйся, ликование исцеленным дарующее!
Радуйся, на Небе и на земли прославленный!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 3

Сила Вышняго прослави тя в келии обители Острожской яко маслину многоплодную, иже точися милостию чудотворения народу Сербскому и всем взывающим к тебе, молящимся и славящим имя Господне: Аллилуйя!

Икос 3

Силу святую исповедника Христова имаши, терпением и любовию вся демонския мучения и злобу победиши. Сего ради венцем от слезы и молитвы нашея величаем тя, отче милосердый!

Радуйся, угодниче Божий, славою Небесною увенчанный!
Радуйся, служителю верный Пресвятыя Троицы, за верность свою награду Небесную приявший!
Радуйся, Церкве многострадальный обновителю, и в себе самом Храм Творцу соорудиша!
Радуйся, пустынножителю прекрасный, яко подвигами твоими пустыня Острожская яко лилия неувядаема и благоуханна процветоша!
Радуйся, силы нечистыя победителю, смиренномудрием насилие Агарянское посрамиша!
Радуйся, имя царское в своем имени носящее, и милость и славу у Царя Небеснаго в труде и бдении стяжаша!
Радуйся, слезами страдания своего слепоту нашу греховную омываеши!
Радуйся, тайн Небесных боговидче, помощь и утешение нам подавающе!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 4

Бурю посягательств безбожных усмирил еси, егда хотяше врази Божии Захумле от веры Православныя отвести, и научиши народ свой да не боится смерти, но греха, да постом и добродетельми поживе и молитвою с тобою да возвеличит Пресвятую Троицу, Триипостаснаго Бога единаго: Аллилуйя!

Икос 4

Услышаша вся дальняя о благочестии твоем от младости твоея, яко духовник сый земли святого Саввы. Сего ради слуги демонския страшным оружием злобы свое ятя гнаша. Ты же ся от брани мечем Божественнаго слова и Христу Богу до самыя кончины своея непорочно послужил, сего ради вопием ти:

Радуйся, за благочестие свое муки от врагов Христовых прияша!
Радуйся, в искушениих веру велику сохраниша!
Радуйся, народ сей от рабства Агарянскаго Крестом защитиша!
Радуйся, землю нашу духом своим освятиша!
Радуйся, великий беззащитных защитителю!
Радуйся, всякия слезы нелицемерныя утешителю!
Радуйся, всякия раны душевныя и телесныя целителю!
Радуйся, пастырю добрый, Захумля, Черногоры, Приморья и всех краев Сербских просветителю!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 5

Яко звезда пресветлая, от Бога свыше дарованная, в вышине духовной засияша и просветиша вся, седяща во тьме греха и сени смертныя. Сего ради славят тя вси, иже Творцу поющее:Аллилуйя!

Икос 5

Видих вся неправды и насилия, иже племя твое родное от врагов Христовых приях, пострадал еси с народом своим яко изгнанный правды ради. Сего ради пришед в келию Острожску и молитве и бдению всего ся предаде. Ради добра всех скорби великия претерпел еси и Бога чудесьми прослави, сего ради вопием ти:

Радуйся, до самыя смерти твоея свято Богу послуживый!
Радуйся, у Бога в светлости вечной заблиставый!
Радуйся, новаго престола митрополии Захумской зиждителю!
Радуйся, великий и непостижимый благодетелю!
Радуйся, вся молящиися тебе спасавый!
Радуйся, и забывши тя помогавый!
Радуйся, высоты Серафимов достигший!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 6

Славный проповедниче, отче святый, возжелал еси для мира мир и мир для души своея, и дабы братския вражды избегнути, чрез страдания великия Горы Афонстей достигоша. В край же свой возвратихомся, мудраго совета патриарха Сербскаго Паисия книголюбца послуша, и яко архипастырь нестрашимо взыдоша, да народ свой спасеши от напасти Агарянской и да тако Христу Спасу нашему послужиши: Аллилуйя!

Икос 6

Просия в Остроге святость жития твоего, сего ради люди, чудеса много познаша и болести и пороки свободишеся, Бога прослави и тебе благодарную песнь вопиюще:

Радуйся, владыко, в бедах сильный, нас, немощных, Небесной силой спасаеши!
Радуйся, в камени хладном теплоту Божественнуюобретоша!
Радуйся, многия пред честными мощами твоими примиривый!
Радуйся, труд апостольский показавый!
Радуйся, славы Ангельския удостоенный!
Радуйся, силою, Богом дарованною, яко древле Илия чудеса творящий!
Радуйся, теплою милостию своею и по упокоении своем нас не оставляющий!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 7

Егда пришед время оставити братию и из сего мира бреннаго отойти в Царство Небесное, учил еси пастыри и монаси: да хранят веру святую в народе твоем. Душу же твою чисту Херувимы ко Христу носяше и дивно вопияше Богу: Аллилуйя!

Икос 7

Новаго святаго дарова нам Господь и по преставлении твоем тело твое прослави, силою душ спасения и всякия немощи исцеления украсив. Сего ради вся вселенная днесь вопиет ти:

Радуйся, многоценных даров ковчеже!
Радуйся, источниче, слезми покаяния и прощения грешныя омываяй!
Радуйся, в себе жертвенник любви Евангельской воздвигоша!
Радуйся, злобу молитвою угасивый!
Радуйся, на камени веры православныя лозу благочестия утвердивый!
Радуйся, бессмертие на Небе унаследавый!
Радуйся, милостию Божией тление победивый!
Радуйся, мощи своя в ризницу исцелений претворивый!
Радуйся, другом духов бестелесных на Небеси учинивыйся!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 8

Люди великой тайне дивящееся, яко тленное в нетленное претваришеся и источником исцеления сташа. Разум наш то неразуме и верою единою познати могущее, яко сила Божия во святом теле присно живее. Сего ради припадем к твоим мощам святым, воспевая Богу: Аллилуйя!

Икос 8

Освящен и одарен свыше еси, Василие чудотворче, заступничеством твоим всим милостивно помогаеши, и молитв с верою взывающих к тебе не забываеши. Темже празднество твое святое празднующе, вопием ти:

Радуйся, Православия столпе непоколебимый!
Радуйся, доброте всяческия люди своя научивый!
Радуйся, смирения и незлобия торжество!
Радуйся, подвижничества украшение!
Радуйся, от путей погибели спасителю!
Радуйся, неусыпный за верных молитвенниче!
Радуйся, за вся люди теплый заступниче!
Радуйся, радости великия дарителю!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 9

Вси чины Ангельстии возрадовалися подвигам твоим и на Небо отшествию. С силами бестелесными в неизреченной славе пребываеши, и с нами телом освященным. В кратком житии земном заботился еси о всякой душе и бедах ея, и по преставлении своем чрез благодатныя мощи твоя милость на нас, грешных, изливаеши. Сего ради Бога благодарящее за сие восклицаем: Аллилуйя!

Икос 9

Чудесами твоими яко светом негасимым просветися земля наша и вси, иже притекают к честным мощам твоим, об исцелении души и тела молят тя. Сего ради вопием ти:

Радуйся, великий чудотворче, люди грешныя спасающий!
Радуйся, лекарю, раны вси исцеляющий!
Радуйся, расслабленным силу возвращаяй!
Радуйся, хромым хождение даруяй!
Радуйся, немых вещание возвращенное!
Радуйся, глухих слышание отворенное!
Радуйся, яко бесноватыя излечивый!
Радуйся, яко скудоумныя умудривый!
Радуйся, болящих исцеление!
Радуйся, страждующих радование!
Радуйся, верным в вере утверждение!
Радуйся, малодушных великодушие!
Радуйся, всих нас хвала и радование!
Радуйся святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 10

Всем людем возжела спастися Господь и сего ради тя показа прославлена и чудеса творяща, да Его учение им благовестише и покаянием к Богу приведоше, славящи Его: Аллилуйя!

Икос 10

Стено и защито сый всем, к тебе прибегающим, о преблаженне. Верою вознесся еси и любовию, иже языки Ангельстии превосходиши. Тобою хвалится и радуется Церковь Сербская и с нею вся вселенная:

Радуйся, предание апостолов сохранивый!
Радуйся, пророческое дарование приумноживый!
Радуйся, яко мученик, за веру пострада!
Радуйся, яко Иов Многострадальный, беды претерпе!
Радуйся, ревностию о Боге, яко пламенем невещественным пылаяй и святым отцам в богомудрии уподобивыйся!
Радуйся, дело богоноснаго владыки Саввы продолжиши, землю Сербскую просвещающе!
Радуйся, зеркало славы Небесныя!
Радуйся, чистым сердцем Бога узривый!
Радуйся, наитеплый Солнца Правды луче!
Радуйся, яко молния сети демонския попалиша!
Радуйся, яко огнь мысли нечистыя сжигоша!
Радуйся, зорю, мрак скорби велия прогнавша!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 11

Песнь не могуща прославити великия чудеса твоя, имиже ты всякому новому поколению человеческому о Боге проповедуюши! Пред тобою слово умолкни и суета земная пропаде. В деяниих твоих рай отверзешися, в Соборе святых поюще Богу: Аллилуйя!

Икос 11

Свеча света негасимая был еси на земли и ныне телом прославлен, к Свету Истинному нас приводиши. Во сне явил еси монаху радость велию, иже обрадова нас Господь! Братия обители Острожския приидоша и целоваша мощи твоя, взывающее:

Радуйся, святый отче Василие, яко живот бессмертный унаследова и засвидетельствова нам сие мощей твоих честных нетлением!
Радуйся, славой твоей нас спасающий!
Радуйся, веру правую нам показующий!
Радуйся, душ праведных веселие!
Радуйся, в бедах сущих к животу возвращение!
Радуйся, к высоте блаженства Богом вознесенный!
Радуйся, щитом воздержания вся ложныя чары мира сего посрами!
Радуйся, отче богоносне, Христа Бога в сердце непорочно носивый!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 12

Богом дарованную благодать на земли в благодеяниих людям приумножил еси. Сего ради к тебе в бедах и скорбех с теплою молитвою в сердце люди земли твоея притекают и стран сущих далече. И вси ожидают даров от Бога в чудесах твоих, вопиюще: Аллилуйя!

Икос 12

Воспеваем славное упокоение твое — Храма Бога Вышняго и селения Духа Божия чудотворящаго и со умилением покаянно вопием ти, величающее:

Радуйся, отче богомудре и милосерде!
Радуйся, сосуде воды животворящия!
Радуйся, Церкви Сербския диадемо многоценная!
Радуйся, смирения и кротости дивный светильниче!
Радуйся, смертен быша, для жизни вечныя душу сохранивый!
Радуйся, душу чисту и святу Создателю всяческих предавый!
Радуйся, от Господа славы вящея удостоенный!
Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

Кондак 13

Угодниче Божий, Василие чудотворче, прими милостивно сие моление наше яко молитву покаянну и измоли нам прощение и спасение у всемилостиваго Спаса Христа Бога нашего: Аллилуйя!

(Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

Молитва

Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помоги и мене грешному. Великий защитниче веры Православныя, защити и нас, твою веру святую исповедающих, и с надеждой к тебе приступающих. Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне — последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай нас от всех бед видимых и невидимых. Возжег ты землю Сербскую, яко вечную свечу пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным ныне пути наша освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий. Со всех краев света притекают к кивоту твоему больныя и немощня, и ты им помог еси: демонов отогнаша, путы диавольския растерзаша, здоровие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещенным и нкрещенным помози; иже во веки всим помогаеши, помози и мене грешному! Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели,. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Молитва Святому Василию Острожскому

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Оглавление: Святыни Черногории
  • Молитвы черногорским святым
  • Житие Василия Острожского в книге Монастырь Острог
  • Молитва

    Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помози ми грешному. Великий защитниче веры православныя, защити и нас, твою веру святую исповедующих и с надеждой к тебе приступающих. Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне, последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай ны от всех бед видимых и невидимых. Возжег ты землю Сербскую, яко свечу вечную пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным пути наша ныне освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий. Со всех света краев притекают к кивоту твоему больныя и немощныя, и ты им помогл еси: демонов отгнаша, путы диавольские растерзаша, здравие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещеным и некрещеным помози; иже вовеки всим помогаеши, помози и ми грешному! Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.


    Икона святого и богоносного отца нашего Василия Острожского Чудотворца Митрополита Захолмского.
    В начало

    Данная статья содержит: молитва василию острожскому о детях — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

    Молитва Василию Острожскому

    «Монастырь Острог» на Яндекс.Фотках О́строг (черногор. Ostrog) — действующий Сербский православный монастырь в Черногории, расположенный в горах на высоте около 900 м над уровнем моря (у подножия скалы Острошка Греда (Ostroška greda). Основан в XVII веке. В монастыре хранятся мощи его основателя — Святого Василия Острожского, чудотворца и исцелителя, скончавшегося 29 апреля (12 мая) 1671 г. В монастыре живут 12 монахов.

    Острог состоит из двух частей. Нижний монастырь был основан в середине XIX века, состоит он из келий и церкви Св. Троицы. В ней покоятся мощи св. новомученика Станко, 15-летнего мальчика, которому турки отсекли руки, в которых он держал святой Крест и не хотел его выпускать.

    Верхний монастырь отделен от Нижнего дорогой длиной около 5 километров, проходящей через лес. Однако паломники, идущие пешком, обычно пользуются более короткой пешеходной дорогой, которую можно преодолеть за 20—25 минут. Верхняя часть встроена в скальную нишу на высоте 900 м над уровнем моря, она двухуровневая, и там находятся самые важные достопримечательности монастыря. Эта часть комплекса

    состоит из двух небольших церквей: верхней – Крестовоздвиженской, 1665 г. (престол посвящен честному Кресту)

    и нижней – Введенской церкви девы Марии, 1667 г. (престол посвящен Введению Пресвятой Богородицы). Введенская церковь — это очень маленький храм, 3 на 3 метра, расположенный чуть выше Крестовоздвиженской

    церкви. Именно в Введенской церкви Святой Василий провёл 15 лет в молитвах. На скале — изображение-икона

    Василия Острожского. В реликварии Введенского храма хранится ковчег с чудотворными мощами Святого Василия Острожского.

    Монастырь как нельзя лучше свидетельствует о древних, более чем 300-летних очень тесных духовных связях сербско-черногорского народа с Россией. Именно путешествие в Россию позволило основателю монастыря,

    Василию Острожскому (1610-1671 гг.), собрать средства, книги и необходимую утварь для его основания в условиях, когда внизу в долине уже господствовали турецкие захватчики. Главное здание Верхнего монастыря перестроено в XIX в. по проекту русского архитектора Владимира Сукуренко, о чем свидетельствует памятная доска на фасаде храма.

    «Лоза Святого Василия Острожского» на Яндекс.Фотках Житие святого: «. отдав свою душу в руки Господа своего 29 апреля 1671 года. Упокоился он в своей келье, находящейся над острожской пещерой. Из скалы, возле которой он упокоился, потом выросла виноградная лоза, хотя земли там практически нет. » Надо сказать, что виноград с этой лозы имеет чудодейственную силу: раз в год, когда созревает виноград, совершается особый молебен о зачатии ребенка для женщин, страдающих бесплодием. Молитва святому и богоносному отцу нашему Василию, митрополиту Острожскому, чудотворцу

    Чудесная помощь святителя Василия Острожского, явленная иноверным

    В черногорской Цмнице сохранилась память о том, как одна турчанка родила в доме священника. Эта история произошла в 70-е годы XIX века в селе Г., Барского среза.

    Дело было так. Однажды поп Йоко из этого села был по какому-то делу в Скадаре (современная Албания) и там, сидя в дворовой кофейне, он услышал разговор о том, что в одном ближайших сел есть женщина, которая беременна уже более года и никак не может родить. Односельчане смотрели на это как на наказание Божье не только хозяину дома, но и всему селу. Услышав о таком неслыханном деле, отец Йоко тут же попросил присутствующих жителей того села, чтобы муж женщины и все село позволили ему отвести несчастную в монастырь Острог, откуда он надеется вернуть ее живой и здоровой вместе с новорожденным.

    Услышав такое предложение, односельчане решили вместе со священником доставить бедную женщину в Острог и отвезли ее по Скадарскому озеру до дома попа Йоко. На следующий день они пошли под Острог, где отец Йоко вместе с монахом совершил молебен о несчастной женщине.

    На следующее утро турчанка вернулись в священнический дом, где на третий день у нее начались схватки, и она родила красивого и здорового мальчика. Десять дней счастливая мать вместе с попадьей возились с новорожденным, а затем все с великой радостью вернулись в Скадар.

    Отец ребенка, благодаря Бога и святого Василия, позвал священника Йоко на угощение в свой дом, где они побратались в знак вечной дружбы.

    Это свидетельство было записано в 60-х гг. XX века Максимом Йововичем.

    Исцеление ослепшего турка

    15 января 1961 года иеромонах Серафим Кашич записал в монастырскую летопись Остога рассказ Симо Томова Станишича из села Поточила, засвидетельствованный его собственноручной подписью.

    По словам Симо его отец Томо и дядя Рашо, как и многие старые люди из тех мест рассказывали ему со слов своих отцов историю о чудесном исцелении одного ослепшего турка.

    Этот богатый турок из Скадара, управлявший, по словам некоторых, Скадарским краем, совершенно ослеп и долгое время ничего не видел. Он посещал многие мусульманские святыни, а под конец решил посетить и монастырь Острог, чтобы помолиться здесь Богу и чудотворцу Василию, потому что много был наслышан о заступничестве святого.

    Когда знатный турок добрался до Верхнего монастыря, монах хранитель раки, подвел его к мощам святителя. Турок поцеловал святыню, а монах прочитал над ним молитву и, подведя его к каменному сосуду, зачерпнул оттуда воды, которой турок умылся. Умывшись, турок сказал монаху и сопровождавшим его, что ощущает перед своими глазами свет. Приехавшие попросили монаха позволить им остаться переночевать в монастыре и были гостеприимно приняты на ночлег.

    На следующий день, когда расцвело, турок уже прозрел и сам пошел за монахом поклониться святому Василию. Затем он вновь умылся водой из каменного сосуда и стал собираться со своими спутниками обратно в Скадар. Из благодарности и благоговения к Острожскому святителю исцеленный не хотел ехать на коне и пошел до самого Скадара пешком.

    А после своего возвращения домой он послал монастырю богатые подарки. К сожалению, за давностью лет имя этого турка в народной памяти не сохранилось.

    Исцеление бесноватого мусульманина

    Пенсионер из Бара Петар П. в 40-х гг. XX века рассказывал Максиму Йововичу следующий случай.

    В августе 1905 года он находился вместе со своей женой в Остроге. Среди множества других посетителей его внимание привлек один связанный цепью бесноватый мусульманин из Боснии, которого водили двое крепких мужчин. Несчастный рвался, рычал и пытался освободиться от цепи, но у него ничего не получалось.

    Бесноватого подвели к святым мощам, где священник прочел над ним молитву и помазал его маслом из лампады. Когда больной немного успокоился, то начал дремать и отчетливо проговорил: «Пустите меня, не бойтесь! Этот наверху приказал, чтобы я выздоровел!» Изнемогая от усталости, он упал на плиты около раки и тут же заснул.

    Священник приказал не трогать его, пока он не проснется сам. Так мусульманин и проспал целый день и ночь. Через 24 часа он встал сам, и в добром расположении духа, веселый и здоровый вернулся домой. По словам Петара это чудесное исцеление оставило на него и всех присутствовавших неизгладимое впечатление.

    Исцеление молодого албанца

    Филипп Зекович из Никшича поведал иеромонаху Серафиму Кашичу об одном случае исцеления, свидетелем которого он был сам, и засвидетельствовал истинность своих слов собственноручной подписью в летописи Острога.

    «Это было в 1911 году на Троицын день, когда в Остороге собирается больше всего богомольцев. Я сам тогда был там и видел, как привезли на коне одного молодого человека из северной Албании, у которого были связаны руки и ноги.

    Это было в воскресенье, а на следующий день в понедельник этого же самого человека, до этого крепко связанного, я видел совершенно здоровым и нормальным. Это видел и весь собравшийся народ. Исцеленный постоянно молился Богу и крестился.

    С этого времени я почти каждый год посещал монастырь Острог».

    Исцеление анатолийского хаджи

    По свидетельству Байро Б. из Старого Бара в 1913 году, во время правления черногорского короля Николы, в барской бухте причалил паром из Стамбула. В Баре с корабля вместе с другими путешествующими сошел молодой ходжа из Анатолии (Малая Азия). Это был высокого роста, худощавый и очень бледный человек. В течение многих лет ходжа страдал от паралича и передвигался только при помощи костылей. Несмотря на то, что он был довольно богат, он так и не смог найти необходимых лекарств.

    Ходжа остановился на ночлег в Старом Баре и нашел здесь много своих соплеменников, с которыми мог поговорить на родном языке. Он рассказал, что видел сон о том, что должен пойти в монастырь Острог, чтобы получить исцеление. Вера в возможное выздоровление заставила его отправиться в столь далекое путешествие.

    Весной ходжа отправился в Острог и потом говорил, что был удивлен величественности этой редкой святыни и красотой окружавшей ее природы, которая его просто очаровала. В монастыре над ним по обычаю была прочитана молитва перед ракой с мощами святого чудотворца Василия, после чего ходжа действительно почувствовал, что здоров. Благодарный ходжа оставил в монастыре большое пожертвование и свои костыли и вернулся в Подгорицу пешком, а оттуда поездом добрался до Бара. На обратном пути он задержался на несколько дней в Старом Баре, где повсюду с легкостью ходил даже без палки.

    Так ходжа вернулся домой совершенно здоровым, благодаря Бога и Его славного чудотворца Василия Острожского, по молитвам к которому люди получают исцеления, не взирая на свое вероисповедание.

    Свидетельство Байро Б. из Старого Бара записал иеромонах Серафим Кашич.

    Исцеление сумасшедшей албанки

    Крестьянин из Албании Зефа Сиништович рассказывал отцу Максиму Йововичу об исцелении своей соседки Дроны Бершич.

    Дрона была выдана замуж за довольно богатого человека из близлежащего села, но затем повредилась рассудком и постоянно совершала грубые выходки в отношении домашних и ближайших соседей. Опасности для окружающих она не представляла, но ее частые припадки были невыносимы и для самой нее и для близких. Муж часто водил ее к врачу, но это не приносило успеха.

    Когда решили вести ее в Острог, муж не хотел и слышать об этом – как это его жена пойдет к «влашскому святому другой веры». Но все же в июле 1930 года ее повел в Острог кум Дода Кальевич, уроженец тех же мест.

    Они, как это было принято, приступили в раке с мощами, а потом попросили священника прочитать особую молитву над больной. В присутствии нескольких паломников, после прочитанной молитвы больная вышла наружу совершенно нормальной. Все были удивлены и поражены столь быстрым выздоровлением и Божией милостью, которая изливается на несчастных и больных.

    Свидетельство албанца Зефы Сиништовича, крестьянина из Груда в Албании записано Максимом Йововичем.

    Исцеление брачной пары мусульман

    Хайдар Ш. из села Кравари рассказывал: «Мой сосед, Ислам Д., состоятельный и умелый хозяин, в 1928 году женился на здоровой взрослой девушке Хаве из того же села. Не прошло и полгода со свадьбы, как однажды одновременно заболели и муж и его молодая супруга: они оба были скорченными настолько, что подбородком могли коснуться своих колен. Они лечились по советам и направлениям югославских и албанских врачей, искали помощи и совета у хаджей и попов из ближних и дальних окрестностей, но ничто им не помогало, и на протяжении долгих двенадцати лет они продолжали мучаться от сильных болей на горе своих родных.

    В 1940 году по совету своих друзей они отправились в монастырь Острог, чтобы поискать помощи от великого чудотворца Василия.

    От Скадара до Плавницы они плыли на корабле, а оттуда добрались на поезде до Подгорицы. Доехав до Нижнего монастыря, они с великими муками стали подниматься пешком в Верхний Острог, так что эта дорога заняла у них более половины дня.

    Добравшись, наконец, до Верхнего монастыря они вместе с другими паломниками приступили к раке с мощами святого. Когда священник читал молитву о здравии больных Ислам со своей женой, по совету священника, лежали под ракой и так там и уснули.

    Проснувшись спустя три часа, они почувствовали облегчение и смогли встать на ноги, выпрямившись, как абсолютно здоровые…

    На следующий день они вернулись пешком домой к великой радости своих домочадцев и всего села. В последствии у них родились здоровые дети, и они жили счастливо. В благодарность Богу и святому Василию супруги часто посещали эту великую православную святыню».

    Свидетельство Хайдара Ш. из села Кравари записал Максим Йовович.

    Исцеление умалишенного албанского мальчика

    Саид Ч. из села Р. рассказал следующее:

    «Вся округа в нашем крае знает о чудесном исцелении десятилетнего сынишки моего соседа, который несколько лет был совершенно умалишенным. Из его уст нельзя было услышать ни единого слова. Он постоянно стонал и ревел в бессознательном состоянии.

    В 1950 году отец привел его пешком в монастырь Острог и попросил монаха прочитать над больным молитву о выздоровлении. После вечерней молитвы, мальчик под богослужение заснул перед ракой, под которой его с большим трудом заставляли лечь.

    Когда он проснулся и встал, то его взгляд казался намного более осознанным, но он не мог ничего говорить. После чтения утренних молитв, перед тем как отправиться домой, мальчик заговорил и отчетливо сказал на албанском языке: «Я голоден, дайте мне хлеба!»

    К великой радости родителей и остальных присутствующих, сынок вернулся домой веселый и здоровый. В 1959 году он пошел в армию, на срочную службу, как способный и здоровый рекрут».

    Свидетельство записано Максимом Йововичем

    Петар Ч. из села С., Барского среза, долгое время лечил свою восьмилетнюю дочь, но ни один врач не мог ей ничем помочь. Девочка заболела и слегла в постель в 1942 году, так что не могла уже даже встать на ноги. Ее ножки совершенно иссохли и врачи только разводили руками, говоря, что всякое лечение уже бессмысленно. Так как в тех краях религиозная терпимость между католиками и православными с давних на завидной высоте, родители не считали для себя зазорным с великим упованием на Бога обратиться за помощью к Острожскому Чудотворцу, святому Василию, в надежде что их ребенку станет легче.

    К этой мысли они пришли после того, как мать однажды намазала девочку маслом принесенным из Острога, когда у нее была высокая температура, и после этого горячка быстро прошла.

    По освобождения Югославии от оккупантов родители решили отнести ребенка в Острог и, несмотря на то, что в это время были большие проблемы с транспортом, мать в августе 1945 года отправилась с ребенком в путь. С большими трудностями они, наконец, добрались до монастыря. Немного отдохнув, мать по совету монаха оставила ребенка на несколько часов под ракой с мощами святого Василия.

    Девочка тут же заснула, а когда она проснулась, ей было намного легче и она начала уже опираться на собственные ножки. На следующий день они с радостью вернулись домой, видя, что ребенок чувствует себя хорошо.

    Совершенно здоровая девочка играла с детьми и посещала школу.

    Записал Максим Йовович в 50-х гг. XX века.

    Исцеление скорченной мусульманки

    В 60-х гг. XX века Максим Йовович записал рассказ Радоша Ч. их Хорогоша в Воеводине.

    «С давних пор, – рассказывал Радош, – я начал посещать наши величайшие святыни, особенно монастырь Острог, дивясь многим чудесным событиям, которые часто там случаются и исцелениям больных, которые до того нигде не могли найти исцеления».

    Весной 1948 года он пришел вечером в Верхний монастырь и переночевал в нем. На следующий день он своими глазами видел как двое мусульман из Боснии, из окрестностей Рогатицы, привезли на коне больную женщину, возрастом около 30 лет. У женщины были скорченные ноги, и она постоянно, уже на протяжении нескольких лет, лежала дома. Женщина совершенно не могла передвигаться на своих ногах, и сопровождавшие внесли ее в храм и устроили лежать около раки с мощами. Так она пролежала здесь около трех часов, и над ней были прочитаны положенные молитвы. После этого, к великому удивлению присутствующих, при выходе из церкви женщина с легкостью и не испытывая боли уже могла опираться на ноги. Однако ее спутники все же поддерживали ее за руки.

    Через ночь ее уже не нужно было поддерживать, потому что она могла самостоятельно ходить и немного прогуливалась. На второй день, веселая и радостная, она месте со своими спутниками отправились домой, а позднее пришло известие от ее соседей, что она выздоровела полностью.

    Рассказ одного мусульманина из Мркоевца о своем исцелении

    Асан Б. из барского среза рассказывал Максиму Йововичу:

    «Я страдал от одной неизлечимой болезни, из-за которой врачи разводили надо мной руками. Я мучался много лет, так что жизнь мне была ненавистна. Я знал по преданиям моих предков, что многие наши земляки излечились от различных болезней, отправившись в Острог, чтобы поклониться и помолиться святому Василию Чудотворцу. Решил и я, чтобы мои ближайшие родственники отвели меня в монастырь Острог.

    Совершенно скорченного и неспособного сдвинуться с места, двое моих родственников отвезли меня туда весной 1932 года. Там я переночевал. На следующий день перед ракой надо мной была прочитана длинная молитва, а сам я, по совету священника, лег под раку. Некоторое время я слушал, как монах поминает в молитве мое имя и молится Богу о моем выздоровлении. В это время мной овладел какой-то глубокий сон, и я крепко заснул, не слыша уже ничего, что происходило около меня. Проспав два часа, я проснулся, чувствуя себя легким как перышко, и встал без чьей бы то ни было помощи на свои ноги. Я вернулся с сопровождавшими меня домой совершенно здоровым и вот сейчас, как здоровый человек, тружусь на всякой полевой и домашней работе и не таю своего чудесного исцеления, которое мне оказано по воле Божией, как и многим в монастыре Острог».

    Скорченный мусульманин выздоровел

    На Петров день 1926 года вместе с другими паломниками из Боснии в Остроге была и одна мусульманка со своим сыном. Сын с трех до 16 лет сильно болел и мог передвигаться только при помощи костылей, которые повсюду брал с собой. Самое разнообразное лечение не помогало.

    Однажды ночью мать видела сон о том, как один неизвестный человек говорил ей, чтобы она искала выздоровления для своего сына у влашского святого в Остроге. Не долго думая, она собралась, и вместе с одним родственником и больным они отправились в путь.

    После долгой дороги они добрались до монастыря и обратились к духовнику, который их принял и разместил вместе с другими паломниками. Там они оставались девять дней, постоянно молясь Богу, по совету священника. Больной с каждым днем чувствовал себя все лучше и лучше, а на десятый день отбросил костыли как совершенно уже ему ненужные и оставил их в монастыре. Так он совершенно здоровый вернулся домой, благодаря Бога за полученное исцеление. Благодарная мать, согласно данному завету, ежегодно приезжала в Острог и оставляла там щедрые пожертвования.

    Записал Максим Йовович.

    Исцеление сумасшедшего мусульманина

    Ольга Г. из окрестностей Бара рассказывала иеромонаху Серафиму Кашичу.

    «Когда в 1921 году моя свекровь пошла со своими соседками на поклонение в монастырь Острог, они встретили перед воротами Верхнего монастыря одного сумасшедшего мусульманина из Боснии. Этот больной был связан железными цепями, которые с осторожностью держали двое мужчин водивших его повсюду. Он рвался и рычал странным голосом: «Уведите меня отсюда! Я не хочу приступать к гяурскому святому!»

    На следующий день, рассматривая паломников у Нижнего монастыря, они видели того самого боснийца, как он сидел и пел под гусли и разговаривал с народом, как совершенно здоровый. Его спутники перед всеми присутствовавшими радостно рассказывали, как насилу втолкали его в монастырь, где перед ракой святого над ним была прочитана молитва. После молитв духовника, больной успокоился и через несколько часов был отпущен на свободу.

    Железные цепи, которыми он был связан, были оставлены в монастыре, где их можно увидеть и сейчас. Они служат убедительным свидетельством чудесного исцеления».

    Гяур – неверный, общее название для всех немусульман.

    Кондак 1

    Богоносный архиерею Церкве Сербския, святый чудотворче отче Василие, от грешных и недостойных душ наших похвальную песнь тебе приносяще, и каясь во гресех наших, молим тя: пребуди и Дале, яко бых прежде, хранителю милосердый земли нашея, и спаси нас от всякия беды и напасти, да величаем тя во веки: Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Икос 1

    Ангел во плоти между людьми явися, Василие чудотворче.Чудесною силою Духа Святаго связал еси вся искушения. Сего ради поем ти таковая:

    Радуйся, отче отцов преподобных, многия вере правыя научивый!

    Радуйся, неустанный служителю Евангелия, поучением и делы своя от зла нас спасавый!

    Радуйся, Православия хранителю и учителю!

    Радуйся, в скорбех века сего утешителю!

    Радуйся, всякой болезни целителю!

    Радуйся, пастырю овцы заблудшия и усердный их к Богу возвратителю!

    Радуйся, душ алчущих питателю!

    Радуйся, умов помраченных просветителю!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 2

    Видих Господь великое благочестие твое от юности твоея и любовь чисту к Церкви. Сего ради украсит тя лепотою духовною и дар чудотворения ти дарова, да можеши исцеляти и спасати души человеческия от всякия недуги душевныя же и телесныя. Яко свечу негасимую посвяти тя Христос на служение архиерейское в дни тяжкия рода Сербскаго, да сохраниши и ныне всякого страждущаго и кающагося и с тобою вопиющаго Богу: Аллилуйя!

    Икос 2

    Разум человеческий познаша, отче богомудре, яко во тьму сомнений и неведения погружен, одарен же пребогато Духом Святым, всякаго подвигом своим вере Православной научиши. Сего ради восхваляем тя, отче преблаженне:

    Радуйся, богомудре, яко неразумныя умудрил еси!

    Радуйся, наставниче, яко сущих во тьме неверия просветил еси!

    Радуйся, трубе богогласная, радость велию являющее!

    Радуйся, ликование исцеленным дарующее!

    Радуйся, на Небе и на земли прославленный!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 3

    Сила Вышняго прослави тя в келии обители Острожской яко маслину многоплодную, иже точися милостию чудотворения народу Сербскому и всем взывающим к тебе, молящимся и славящим имя Господне: Аллилуйя!

    Икос 3

    Силу святую исповедника Христова имаши, терпением и любовию вся демонския мучения и злобу победиши. Сего ради венцем от слезы и молитвы нашея величаем тя, отче милосердый!

    Радуйся, угодниче Божий, славою Небесною увенчанный!

    Радуйся, служителю верный Пресвятыя Троицы, за верность свою награду Небесную приявший!

    Радуйся, Церкве многострадальный обновителю, и в себе самом Храм Творцу соорудиша!

    Радуйся, пустынножителю прекрасный, яко подвигами твоими пустыня Острожская яко лилия неувядаема и благоуханна процветоша!

    Радуйся, силы нечистыя победителю, смиренномудрием насилие Агарянское посрамиша!

    Радуйся, имя царское в своем имени носящее, и милость и славу у Царя Небеснаго в труде и бдении стяжаша!

    Радуйся, слезами страдания своего слепоту нашу греховную омываеши!

    Радуйся, тайн Небесных боговидче, помощь и утешение нам подавающе!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 4

    Бурю посягательств безбожных усмирил еси, егда хотяше врази Божии Захумле от веры Православныя отвести, и научиши народ свой да не боится смерти, но греха, да постом и добродетельми поживе и молитвою с тобою да возвеличит Пресвятую Троицу, Триипостаснаго Бога единаго: Аллилуйя!

    Икос 4

    Услышаша вся дальняя о благочестии твоем от младости твоея, яко духовник сый земли святого Саввы. Сего ради слуги демонския страшным оружием злобы свое ятя гнаша. Ты же ся от брани мечем Божественнаго слова и Христу Богу до самыя кончины своея непорочно послужил, сего ради вопием ти:

    Радуйся, за благочестие свое муки от врагов Христовых прияша!

    Радуйся, в искушениих веру велику сохраниша!

    Радуйся, народ сей от рабства Агарянскаго Крестом защитиша!

    Радуйся, землю нашу духом своим освятиша!

    Радуйся, великий беззащитных защитителю!

    Радуйся, всякия слезы нелицемерныя утешителю!

    Радуйся, всякия раны душевныя и телесныя целителю!

    Радуйся, пастырю добрый, Захумля, Черногоры, Приморья и всех краев Сербских просветителю!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 5

    Яко звезда пресветлая, от Бога свыше дарованная, в вышине духовной засияша и просветиша вся, седяща во тьме греха и сени смертныя. Сего ради славят тя вси, иже Творцу поющее:Аллилуйя!

    Икос 5

    Видих вся неправды и насилия, иже племя твое родное от врагов Христовых приях, пострадал еси с народом своим яко изгнанный правды ради. Сего ради пришед в келию Острожску и молитве и бдению всего ся предаде. Ради добра всех скорби великия претерпел еси и Бога чудесьми прослави, сего ради вопием ти:

    Радуйся, до самыя смерти твоея свято Богу послуживый!

    Радуйся, у Бога в светлости вечной заблиставый!

    Радуйся, новаго престола митрополии Захумской зиждителю!

    Радуйся, великий и непостижимый благодетелю!

    Радуйся, вся молящиися тебе спасавый!

    Радуйся, и забывши тя помогавый!

    Радуйся, высоты Серафимов достигший!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 6

    Славный проповедниче, отче святый, возжелал еси для мира мир и мир для души своея, и дабы братския вражды избегнути, чрез страдания великия Горы Афонстей достигоша. В край же свой возвратихомся, мудраго совета патриарха Сербскаго Паисия книголюбца послуша, и яко архипастырь нестрашимо взыдоша, да народ свой спасеши от напасти Агарянской и да тако Христу Спасу нашему послужиши: Аллилуйя!

    Икос 6

    Просия в Остроге святость жития твоего, сего ради люди, чудеса много познаша и болести и пороки свободишеся, Бога прослави и тебе благодарную песнь вопиюще:

    Радуйся, владыко, в бедах сильный, нас, немощных, Небесной силой спасаеши!

    Радуйся, в камени хладном теплоту Божественную обретоша!

    Радуйся, многия пред честными мощами твоими примиривый!

    Радуйся, труд апостольский показавый!

    Радуйся, славы Ангельския удостоенный!

    Радуйся, силою, Богом дарованною, яко древле Илия чудеса творящий!

    Радуйся, теплою милостию своею и по упокоении своем нас не оставляющий!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 7

    Егда пришед время оставити братию и из сего мира бреннаго отойти в Царство Небесное, учил еси пастыри и монаси: да хранят веру святую в народе твоем. Душу же твою чисту Херувимы ко Христу носяше и дивно вопияше Богу: Аллилуйя!

    Икос 7

    Новаго святаго дарова нам Господь и по преставлении твоем тело твое прослави, силою душ спасения и всякия немощи исцеления украсив. Сего ради вся вселенная днесь вопиет ти:

    Радуйся, многоценных даров ковчеже!

    Радуйся, источниче, слезми покаяния и прощения грешныя омываяй!

    Радуйся, в себе жертвенник любви Евангельской воздвигоша!

    Радуйся, злобу молитвою угасивый!

    Радуйся, на камени веры православныя лозу благочестия утвердивый!

    Радуйся, бессмертие на Небе унаследавый!

    Радуйся, милостию Божией тление победивый!

    Радуйся, мощи своя в ризницу исцелений претворивый!

    Радуйся, другом духов бестелесных на Небеси учинивыйся!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 8

    Люди великой тайне дивящееся, яко тленное в нетленное претваришеся и источником исцеления сташа. Разум наш то неразуме и верою единою познати могущее, яко сила Божия во святом теле присно живее. Сего ради припадем к твоим мощам святым, воспевая Богу: Аллилуйя!

    Икос 8

    Освящен и одарен свыше еси, Василие чудотворче, заступничеством твоим всим милостивно помогаеши, и молитв с верою взывающих к тебе не забываеши. Темже празднество твое святое празднующе, вопием ти:

    Радуйся, Православия столпе непоколебимый!

    Радуйся, доброте всяческия люди своя научивый!

    Радуйся, смирения и незлобия торжество!

    Радуйся, подвижничества украшение!

    Радуйся, от путей погибели спасителю!

    Радуйся, неусыпный за верных молитвенниче!

    Радуйся, за вся люди теплый заступниче!

    Радуйся, радости великия дарителю!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 9

    Вси чины Ангельстии возрадовалися подвигам твоим и на Небо отшествию. С силами бестелесными в неизреченной славе пребываеши, и с нами телом освященным. В кратком житии земном заботился еси о всякой душе и бедах ея, и по преставлении своем чрез благодатныя мощи твоя милость на нас, грешных, изливаеши. Сего ради Бога благодарящее за сие восклицаем: Аллилуйя!

    Икос 9

    Чудесами твоими яко светом негасимым просветися земля наша и вси, иже притекают к честным мощам твоим, об исцелении души и тела молят тя. Сего ради вопием ти:

    Радуйся, великий чудотворче, люди грешныя спасающий!

    Радуйся, лекарю, раны вси исцеляющий!

    Радуйся, расслабленным силу возвращаяй!

    Радуйся, хромым хождение даруяй!

    Радуйся, немых вещание возвращенное!

    Радуйся, глухих слышание отворенное!

    Радуйся, яко бесноватыя излечивый!

    Радуйся, яко скудоумныя умудривый!

    Радуйся, болящих исцеление!

    Радуйся, страждующих радование!

    Радуйся, верным в вере утверждение!

    Радуйся, малодушных великодушие!

    Радуйся, всих нас хвала и радование!

    Радуйся святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 10

    Всем людем возжела спастися Господь и сего ради тя показа прославлена и чудеса творяща, да Его учение им благовестише и покаянием к Богу приведоше, славящи Его: Аллилуйя!

    Икос 10

    Стено и защито сый всем, к тебе прибегающим, о преблаженне. Верою вознесся еси и любовию, иже языки Ангельстии превосходиши. Тобою хвалится и радуется Церковь Сербская и с нею вся вселенная:

    Радуйся, предание апостолов сохранивый!

    Радуйся, пророческое дарование приумноживый!

    Радуйся, яко мученик, за веру пострада!

    Радуйся, яко Иов Многострадальный, беды претерпе!

    Радуйся, ревностию о Боге, яко пламенем невещественным пылаяй и святым отцам в богомудрии уподобивыйся!

    Радуйся, дело богоноснаго владыки Саввы продолжиши, землю Сербскую просвещающе!

    Радуйся, зеркало славы Небесныя!

    Радуйся, чистым сердцем Бога узривый!

    Радуйся, наитеплый Солнца Правды луче!

    Радуйся, яко молния сети демонския попалиша!

    Радуйся, яко огнь мысли нечистыя сжигоша!

    Радуйся, зорю, мрак скорби велия прогнавша!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 11

    Песнь не могуща прославити великия чудеса твоя, имиже ты всякому новому поколению человеческому о Боге проповедуюши! Пред тобою слово умолкни и суета земная пропаде. В деяниих твоих рай отверзешися, в Соборе святых поюще Богу: Аллилуйя!

    Икос 11

    Свеча света негасимая был еси на земли и ныне телом прославлен, к Свету Истинному нас приводиши. Во сне явил еси монаху радость велию, иже обрадова нас Господь! Братия обители Острожския приидоша и целоваша мощи твоя, взывающее:

    Радуйся, святый отче Василие, яко живот бессмертный унаследова и засвидетельствова нам сие мощей твоих честных нетлением!

    Радуйся, славой твоей нас спасающий!

    Радуйся, веру правую нам показующий!

    Радуйся, душ праведных веселие!

    Радуйся, в бедах сущих к животу возвращение!

    Радуйся, к высоте блаженства Богом вознесенный!

    Радуйся, щитом воздержания вся ложныя чары мира сего посрами!

    Радуйся, отче богоносне, Христа Бога в сердце непорочно носивый!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 12

    Богом дарованную благодать на земли в благодеяниих людям приумножил еси. Сего ради к тебе в бедах и скорбех с теплою молитвою в сердце люди земли твоея притекают и стран сущих далече. И вси ожидают даров от Бога в чудесах твоих, вопиюще: Аллилуйя!

    Икос 12

    Воспеваем славное упокоение твое — Храма Бога Вышняго и селения Духа Божия чудотворящаго и со умилением покаянно вопием ти, величающее:

    Радуйся, отче богомудре и милосерде!

    Радуйся, сосуде воды животворящия!

    Радуйся, Церкви Сербския диадемо многоценная!

    Радуйся, смирения и кротости дивный светильниче!

    Радуйся, смертен быша, для жизни вечныя душу сохранивый!

    Радуйся, душу чисту и святу Создателю всяческих предавый!

    Радуйся, от Господа славы вящея удостоенный!

    Радуйся, святый Василие, похвало рода нашего!

    Кондак 13

    Угодниче Божий, Василие чудотворче, прими милостивно сие моление наше яко молитву покаянну и измоли нам прощение и спасение у всемилостиваго Спаса Христа Бога нашего: Аллилуйя!

    (Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1)

    Молитва

    Святый Василие, великий угодниче Божий, всим помогающий, помоги и мене грешному. Великий защитниче веры Православныя, защити и нас, твою веру святую исповедающих, и с надеждой к тебе приступающих. Великий архиерею Божий, умоли Бога Вседержителя о всех людех твоих, а после всех и о мне — последнем и недостойном. Твердошский витязю духовный и подвижниче Острожский, спасай нас от всех бед видимых и невидимых. Возжег ты землю Сербскую, яко вечную свечу пред Престолом Бога Живаго, сего ради и нам грешным ныне пути наша освети и тьму скорби прогони. Молитвами и слезами пещеру Острожскую согреша, согрей ныне Духом Божиим и сердца наша, да спасемся и прославим Бога Всевышняго и тебя, святителю Божий. Со всех краев света притекают к кивоту твоему больныя и немощня, и ты им помог еси: демонов отогнаша, путы диавольския растерзаша, здоровие душевное и телесное людем дароваша. Тако и ныне крещенным и нкрещенным помози; иже во веки всим помогаеши, помози и мене грешному! Примиритель был еси братиям враждующим, и ныне вся враждующия и с братиями разделенныя примири, скорбящия возвесели, самовольныя укроти, болящия исцели,. Святый Василие, чудотворче и отче наш духовный, услыши чад твоих во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *