Анализ стихотворения «В минуту жизни трудную» Лермонтова
Лермонтов вошел в поэтический мир, прежде всего, как бунтарь-одиночка. С самых ранних произведений он развивает романтический образ поэта, противостоящего толпе. Главные устремления лирического героя – достижение свободы и независимости. Параллельно он разрабатывает демоническую тему. Идеал Лермонтова – мятежный дух, стоящий выше людских и божественных законов. Естественно, такие настроения были очень далеки от христианского смирения и покорности. Многие считали поэта вольнодумцем и безбожником.
Именно поэтому стихотворение «В минуту жизни трудную», или «Молитва», резко выделяется на общем фоне творчества Лермонтова. Оно было написано в 1839 г., вскоре после возвращения поэта из ссылки. Обращение к религиозной теме можно объяснить мучительным поиском выхода из непростой ситуации. Защита Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» вызвало царскую опалу и закрыло для Лермонтова двери во многие дома высшего общества. К нему стали относиться с подозрением и недоверием. Будучи еще молодым человеком, поэт с горечью признает, что не находит в людских сердцах отклика на свои призывы к справедливости. Его отчужденность от мира только усиливается.
Маловероятно, что Лермонтов испытал внезапное религиозное озарение. Просто вера осталась единственным средством к спасению, когда другие возможности уже исчерпаны. Есть свидетельства, что на поэта сильно повлияло общение с М. Щербатовой, призывавшей его обратиться к Богу.
Спокойное и грустное стихотворение все равно не укладывается в религиозные стандарты. В нем вообще не упоминается Бог, святые или какие-либо библейские персонажи. Автор не прибегает к покаянию, что по идее следовало бы сделать в первую очередь, учитывая его жизнь и поступки. Он смиряет свою гордость, но не признает за собой ошибок. Молитва Лермонтова проста и легка. Конкретное ее содержание совершенно не важно. Значение имеет само «созвучье слов живых». Их сочетание имеет невероятную силу, позволяющую человеку сбросить с себя тяжелый груз накопленных переживаний и страданий. Молитва способна очистить душу и дать возможность и дальше нести свой жизненный крест.
Стихотворение удивительно лирично и музыкально. Впоследствии на его основе был создан романс.
Стих «В минуту жизни трудную» стал ярким образцом религиозной лирики. В наше время он очень высоко ценится среди последователей неортодоксальных христианских учений.
Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»
Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения. Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.
В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».
Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».
В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.
В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.
Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.
Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.
Метки: Лермонтов
«Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру,
И когда не принимал похвал,
И не ставил в грош свою карьеру,
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться,
Но особый риск хранился в том,
Что в себе хранили те страницы…
Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах,
Не красавец, но лихой корнет,
Поразившей смертью напоследок…
( Ан. Дементьев )
Лермонтов, порывистый, неотразимый и язвительный корнет, ранимый, тонкий и обидчивый поэт, с затравленным и грустным взглядом глубоких, темных глаз, незримо шествует со мной всю мою жизнь…
Постигнуть великую тайну Лермонтова, созерцание им небесного горнего мира в земной жизни, дерзали В. Соловьев и В.Розанов, Д.Мережковский и Ив. Ильин, Ир. Андроников и П. Висковатый… И мы с наслаждением погружаемся в их философские, литературные изыскания, но кто из них достигнул истины, что-то понял в суровой судьбе ( суде Божьем каждому человеку!) Лермонтова и в его словесно- поэтическом гении?!.
Хоть миновало двести лет, а явление на земле Лермонтова, по-прежнему, вечная, неизъяснимо притягательная и глубокая тайна русской литературы и русской православной души…
Но и сейчас, как в давней юности, я ощущаю незримое присутствие Лермонтова в моей жизни, и для меня, по-прежнему, «Лермонтова грустные глаза на землю с Неба смотрят одиноко»…Надо только духовно трудиться, чтобы проникнуть в суть его мучительных поисков земного счастия и любви, тоскливых, грустных, но и мудрых, просветленных строк, и тогда увидишь в них светлую, детскую, теплую веру в жизнь бесконечную, в бессмертие души…
Всякий раз в день памяти Лермонтова я вспоминаю стихотворение Лермонтова «Молитва»
В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Стихотворение «Молитва» написано Лермонтовым в 1839 году для княгини Марии Алексеевны Щербатовой ( в девичестве Штерич)..,
Особенно полно и достоверно об этом можно прочитать в воспоминаниях А.О. Смирновой и Д.А.Столыпина.
Со 2 сентября 1838 года Лермонтов стал бывать в салоне С.Н. Карамзиной.., в 1839 году там он однажды и познакомился с юной, девятнадцатилетней вдовой (князь Щербатов умер через год с небольшим после венчания, был дурным, распутным человеком и раннее вдовство считалось благословением Господним) княгиней Марией Щербатовой, образованной, блистательно умной, обворожительной синеглазой и светловолосой красавицей…
Почти ежедневно Лермонтов стал бывать в доме княгини Щербатовой, или на даче в Павловске, и, редко читавший свои произведения в великосветских гостиных, для милой Машеньки он читал часто и охотно… Однажды, после прочтения «Демона», она задумчиво сказала Лермонтову…»Мне Ваш Демон нравится, я хотела бы опуститься с ним на дно морское и полететь за облака…»
А.О. Смирнова вспоминает, что » как-то Лермонтов жаловался на уныние, и Машенька велела ему молиться, когда у него тоска… Лермонтов сказал, что позабыл все молитвы…Княгиня удивленно спросила…» И «Богородице, Дево, радуйся…» забыли?.. Она научила его этой чудной молитве, и он обещал так молиться всегда…» А потом Лермонтов написал это удивительное стихотворение-молитву …» В минуту жизни трудную…», это была чудная молитвенная надежда на смирение и блаженство в его жизни, дарующая утешение и покой его мятежной душе… Ангельская песнь Пресвятой Богородице!., эта древняя молитва согревала одинокое сердце Лермонтова, с именем Божией матери входила в его душу святая теплота божественной благодати…Может быть, эта была последняя вечерняя молитва Лермонтова перед предательским убийством…
Рождение их взаимных теплых и нежных чувств сопровождали пересуды, сплетни и злословие.., Марии Щербатовой Лермонтов посвящает стихотворения- «М.А.Щербатовой»( чудное, драгоценное лирическое создание Лермонтова, которое княгиня опубликует сама уже после гибели поэта ) и «Отчего…», в нем кроткой любовью вздыхает растерзанное сердце поэта, звучит, как печальная музыка, как вздох последней памяти любви.., все знают эти строки…
Мне грустно, оттого, что я тебя люблю,
И знаю : молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье…
Однажды на балу, 21 летний, горячий и влюбленный соперник, атташе Эрнест де Барант, бросил вызов Лермонтову за слишком явное предпочтение его княгиней Щербатовой… Дуэль… Затем, внезапная смерть двухлетнего сына, Мария Щербатова восприняла ее как наказание Божие, и еще одно непоправимое злосчастье, ибо по завещанию князя Щербатова , потеряв сына, она лишалась состояния, наследство возвращалось в семью князя…Эта прекрасная, нежная сердцем женщина могла бы стать спасением Лермонтову, она его по-настоящему любила, она плакала о нем…
Очень интересно прочитать записи строгих бесед о Михаиле Лермонтове в скиту со своими духовными чадами великого оптинского старца отца Варсонофия ( Плиханкова) в 1909-1912гг.
Прозорливый старец полагал , что Лермонтов осознал суету мирской жизни и устремился бы в монастырь, если бы остался жив , был бы среди тех, кто «толпился у врат Царства Небесного …», что «мысли поэта, выраженные в его стихах, есть исповедь его, хотя сам писатель и не сознает этого…»
Старец признавал: » В стихотворении «В минуту жизни трудную…» выражается настоящая молитва, при которой «и верится, и плачется, и так легко, легко».
Другой священник, отец Сергий сказал о Лермонтове…» религиозный аромат его поэзии прекрасен «.., и это свежее, божественное дыхание ощущают все, кто по-настоящему понимает и любит Михаила Лермонтова.