Содержание
Православный Церковный календарь
Кондак 1
Взбра́нней Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от ве́чныя сме́рти благода́тию от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего и Твои́м ма́терним пред Ним хода́тайством, благода́рственная воспису́ем Ти, раби́ Твои́: я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед и ско́рбных обстоя́ний свободи́, зову́щих: ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Икос 1
А́нгел предста́тель по́слан бысть с Небесе́ рещи́ Богоро́дице: ра́дуйся, возвеща́я Боже́ственным воплоще́нием Христо́вым хотя́щую роди́тися от Нея́ Ра́дость всему́ ми́ру, в ско́рби погиба́ющу. Те́мже и мы, грехми́ обремене́ннии, наде́жду спасе́ния в Тебе́ улучи́вше, уми́льно взыва́ем Ти:
Ра́дуйся, Бо́жие ко гре́шным благоволе́ние; ра́дуйся, ка́ющихся пред Го́сподом Бо́гом кре́пкое заступле́ние. Ра́дуйся, па́дшаго Ада́ма воззва́ние; ра́дуйся, слез Е́виных избавле́ние. Ра́дуйся, грехо́вную отъе́млющая скве́рну; ра́дуйся, ба́не, омыва́ющая со́весть. Ра́дуйся, ро́ждшая Изба́вителя, беззако́ния на́ша ту́не очища́ющаго; ра́дуйся, всечу́дное всех к Бо́гу примире́ние. Ра́дуйся, мо́сте, вои́стину преводя́й нас от сме́рти к животу́; ра́дуйся, мир от пото́па грехо́внаго спа́сшая. Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная, Е́юже Госпо́дь к нам сни́де; ра́дуйся, вина́ всех обо́жения. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 2
Ви́дяще то́ки чуде́с, излива́емыя от святы́я Твоея́ ико́ны, блага́я Богороди́тельнице, я́ко Ты еси́ моля́щихся блага́я помо́щница, оби́димых засту́пница, ненаде́ющихся наде́жда, печа́льных утеше́ние, а́лчущих корми́тельница, наги́х одея́ние, де́вственных целому́дрие, стра́нных наста́вница, тружда́ющихся по́мощь, слепы́х прозре́ние, глухи́х благослы́шание, больны́х исцеле́ние, благода́рственне вопие́м о Тебе́ Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 2
Ра́зум недоразуме́нный находя́щих на ны лю́тых скорбе́й разуме́ти и́щуще, к Тебе́ прибега́ем, о Ма́ти и Де́во, утешения тре́бующе. Ты же, Я́ко блага́я, научи́ ны разуме́ти в них блага́го Сы́на Твоего́ милосе́рдое промышле́ние во спасе́ние душ на́ших и очище́ние мно́гих согреше́ний, да взыва́ем Ти ра́достно:
Ра́дуйся, обурева́емых ти́хое приста́нище; ра́дуйся, сумня́щихся изве́стное утвержде́ние. Ра́дуйся, еди́на Ма́ти милосе́рдия; ра́дуйся, ско́рая помо́щнице су́щим в беда́х и напа́стех. Ра́дуйся, скорбьми́ грехи́ на́ша очища́ющая; ра́дуйся, печа́лию на́ша не́мощи душе́вныя врачу́ющая. Ра́дуйся, су́етныя ра́дости ми́ра сего́ презира́ти нас науча́ющая; ра́дуйся, от ми́ра к преми́рным ум наш возводя́щая. Ра́дуйся, от любве́ земны́я к небе́сней Божией любви́ нас привлека́ющая; ра́дуйся, в са́мых страда́ниях на́ших утеше́ние и благода́тную жизнь нам подаю́щая. Ра́дуйся, обетова́ние благ ве́чных; ра́дуйся, Хода́таице ве́чныя ра́дости. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 3
Си́лою свы́ше укрепи́ мя, блага́я Влады́чице, неду́гующа те́лом и душе́ю, и посеще́ния Твоего́ сподо́би и промышле́ния, мрак уны́ния и ско́рби, облежа́щий мя, отгоня́юще, да спаса́емый Тобо́ю, непреста́нно вопию́ Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 3
Иму́щи бога́тство милосе́рдия неизрече́нное, всем скорбя́щим ру́ку по́мощи простира́еши, неду́ги врачу́ющи, стра́сти исцеля́ющи. Не пре́зри и мене́, блага́я Влады́чице, на одре́ не́мощи моея́ низлежа́ща и вопию́ща Ти:
Ра́дуйся, ми́лости сокро́вище многоце́нное; ра́дуйся, отча́янных еди́на наде́ждо. Ра́дуйся, те́ла моего́ врачева́ние; ра́дуйся, души́ моея́ спасе́ние. Ра́дуйся, тве́рдая кре́посте немощны́х; ра́дуйся, изнемога́ющих засту́пнице и укрепле́ние. Ра́дуйся, гнев Бо́жий Твои́м моле́нием ско́ро утоля́ющая; ра́дуйся, стра́сти на́ша си́лою моли́тв Твои́х укроща́ющая. Ра́дуйся, слепы́х зре́ние, глухи́х слы́шание; ра́дуйся, хромы́х хожде́ние, немы́х глаго́лание. Ра́дуйся, боля́щих благонаде́жное посеще́ние; ра́дуйся, Я́ко Тобо́ю по ме́ре ве́ры подаю́тся благода́тная исцеле́ния всем немощству́ющим. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 4
Бу́ря мно́гих бед и напа́стей обдержи́т мя, и волне́ния не ктому́ терплю́: Ты же, Я́ко ми́лостивая Ма́ти Спа́са моего́ и Бо́га, воздви́гни ру́це к Сы́ну Твоему́, моля́щи Его́, да при́зрит на лю́тую скорбь се́рдца моего́ и воздви́гнет мя из пучи́ны отча́яния, вопию́щаго Ему́: Аллилу́иа.
Икос 4
Слы́шащи, Пресвята́я Де́во и Ма́ти, Симео́на праведнаго прорече́ние: Тебе́ же Само́й ду́шу про́йдет ору́жие, слага́ла еси́ в се́рдце Твое́м вся глаго́лы сия́, разумева́ющи, я́ко ра́дость ма́терняго се́рдца о ча́дех мно́гих печа́лей в ми́ре сем быва́ет прича́стна. Те́мже, я́ко искуше́нней по вся́ческим и спострада́ти ма́терней ско́рби могу́щей, взыва́ем Ти:
Ра́дуйся, ра́дость ми́ру Христа́ Спаси́теля ро́ждшая; ра́дуйся, мир от скорбе́й избавля́ющая. Ра́дуйся, хуле́ния и клеветы́ на Сы́на Твоего́ терпе́вшая; ра́дуйся, страда́нием Его́ спострада́вшая. Ра́дуйся, ско́рбных матере́й утеше́ние; ра́дуйся, чад их благода́тное охране́ние. Ра́дуйся, в беда́х ско́рое нам заступле́ние; ра́дуйся, заблу́ждших исправле́ние. Ра́дуйся, младе́нцев пита́ние; ра́дуйся, ю́ных наставле́ние. Ра́дуйся, Ма́ти сиро́тствующих; ра́дуйся, вдов заступле́ние. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 5
Богото́чную Кровь Сы́на Твоего́, на Кресте́ за спасе́ние на́ше излива́емую, зря́щи, я́ко Раба́ Госпо́дня, смире́нно во́ли Отца́, И́же на небесе́х, повину́ющаяся, нам о́браз злострада́ния и терпе́ния яви́ла еси́, да и мы, в пещи́ искуше́ний и бед су́щии, вопие́м смире́нно Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 5
Ви́дя Тя Сын Твой и Бог при Кресте́ стоя́щую с возлю́бленным ученико́м и се́рдцем Ему́ сраспина́ющуюся, глаго́лаше: Же́но, се сын Твой, и ученику́: се, Ма́ти твоя́, всыновля́я Тебе́ вся ве́рующия в Него́. Мы же, я́ко о́бщницы ско́рби и страда́ний Сы́на Твоего́, име́юще в Тебе́ благу́ю Ма́терь, на Тя все упова́ние в ско́рби возлага́юще, вопие́м Ти:
Ра́дуйся, Ма́ти ро́да христиа́нскаго; ра́дуйся, усынови́вшая нас при Кресте́ Сы́на Твоего́. Ра́дуйся, Бо́га с челове́ки соедини́вшая; ра́дуйся, ве́рных Го́сподеви сочета́вшая. Ра́дуйся, А́гнице, ро́ждшая А́гнца, взе́мшаго грехи́ ми́ра; ра́дуйся, ча́ше, че́рплющая нам ра́дость от Исто́чника безсме́ртия. Ра́дуйся, спору́чнице спасе́ния гре́шных; ра́дуйся, взыска́ние поги́бших. Ра́дуйся, неча́янная гре́шных ра́досте; ра́дуйся, па́дших воста́ние. Ра́дуйся, цели́тельнице всех немоще́й; ра́дуйся, утоле́ние вся́кия печа́ли. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 6
Пропове́дуют ми́лости Твоя́, Богома́ти, вси концы́ вселе́нныя, и́бо честны́м покро́вом Твои́м покрыва́еши весь род христиа́нский, о не́мже непреста́нно мо́лишися Христу́ Спаси́телю на́шему и избавля́еши от всех бед благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́, ве́рно вопию́щия Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 6
Возсия́ благода́ть светоза́рная от пречу́дныя ико́ны Твоея́, Богома́ти, пред не́юже со слеза́ми припа́дающе, мо́лим Ти ся: отжени́ о́блак наше́дших на ны искуше́ний, да вопие́м Ти ра́достно:
Ра́дуйся, принося́щая к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу моле́ния ве́рных; ра́дуйся, и Сама́ у Престо́ла Сы́на Твоего́ непреста́нно моля́щаяся о нас. Ра́дуйся, предста́тельнице к Бо́гу, мир от бед спаса́ющая; ра́дуйся, засту́пнице ро́да христиа́нскаго, от Бо́га нам дарова́нная. Ра́дуйся, дре́во благосенноли́ственное, и́мже покрыва́ются мно́зи; ра́дуйся, дре́во светлоплодови́тое, и́мже пита́ются ве́рнии. Ра́дуйся, покро́ве ми́ру, ши́рший о́блака; ра́дуйся, земле́ обетова́ния, из нея́же тече́т мед и млеко́. Ра́дуйся, све́тлый о́блаче, ве́рныя непреста́нно освеща́ющий; ра́дуйся, сто́лпе о́гненный, наставля́яй избра́нныя к небе́сному насле́дию. Ра́дуйся, ни́во, растя́щая оби́лие щедро́т; ра́дуйся, пода́тельнице вся́кия бла́гости. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 7
Хотя́щи яви́ти то́ки чуде́с от Своея́ ико́ны, Всех скорбя́щих Ра́дости, повеле́ла еси́, Влады́чице, боля́щей Евфи́мии моле́бная пе́ния пред то́ю соверша́ти, и получи́вши исцеле́ние, всем пропове́дати ми́лости, ра́ди тоя́ ико́ны явле́нныя, да не сокры́т бу́дет исто́чник благода́тных изцеле́ний всем тре́бующим. Те́мже и мы не таи́м Твои́х благодея́ний, но благода́рственне прославля́юще Бо́га, вопие́м Ему́: Аллилу́иа.
Икос 7
Но́вая купе́ль Силоа́мская па́че о́ныя дре́вния яви́ся, Пречи́стая Влады́чице, храм Твой, в не́мже покланя́емся чудотво́рней иконе Твое́й: И́бо не еди́ною в ле́то и то́кмо пе́рвее входя́щим здра́вие те́ла подае́ши, но всегда́ вся́кий неду́г и вся́кую я́зву душе́вную и теле́сную врачу́еши с ве́рою и любо́вию к Тебе́ прибега́ющих. Сего́ ра́ди вопие́м Ти:
Ра́дуйся, купе́ль, в нейже вся ско́рби на́ша погружа́ются; ра́дуйся, ча́ше, Е́юже ра́дость и спасе́ние восприе́млем. Ра́дуйся, ка́меню, напои́вший жа́ждущия жи́зни; ра́дуйся, дре́во, услажда́ющее сла́ныя воды́ жите́йскаго мо́ря. Ра́дуйся, животво́рныя воды́ неистощи́мый исто́чниче; ра́дуйся, ба́не, омыва́ющая грехо́вную скве́рну. Ра́дуйся, скорбе́й на́ших услажде́ние; ра́дуйся, печа́лей на́ших утоле́ние. Ра́дуйся, боле́зней на́ших врачева́ние; ра́дуйся, бед избавле́ние. Ра́дуйся, де́монов попра́ние; ра́дуйся, враго́в посрамле́ние. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 8
Стра́нницы и прише́льцы вси есмы на земли́ сей, по глаго́лу апо́столову: беды́ от враго́в, беды́ от сро́дник, беды́ от лжебра́тии терпя́ще в лише́ниих мно́гих и ско́рбех. Ты же, Влады́чице, Я́ко Блага́я Одиги́трие, наста́ви нас к ти́хому приста́нищу, и моли́ Сы́на Твоего́ проще́нию прегреше́ний нам пре́жде конца́ дарова́тися, да непреста́нно вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 8
Все житие́ на́ше на земли́ боле́зненно и печа́ли испо́лнено от клеветы́, досажде́ния, укоре́ния и ины́х многови́дных бед и напа́стей: немощству́ет бо те́ло, изнемога́ет и дух наш. К Тебе́ у́бо прибега́ем, Богома́ти, пред пречи́стою ико́ною Твое́ю припа́дающе, испо́лни ра́дости и весе́лия ско́рбная сердца́ на́ша, да вопие́м Ти:
Ра́дуйся, путеводи́тельнице, к небе́сному оте́честву нас руководя́щая; ра́дуйся, Цари́це не́ба и земли́, врата́ ра́йская нам отверза́ющая. Ра́дуйся, ми́лостивая, нас ми́лующая; ра́дуйся, домострои́тельнице, житие́ на́ше до́бре устроя́ющая. Ра́дуйся, руно́ ороше́нное, е́же Гедео́н предви́де; ра́дуйся, блаже́нное чре́во, невмести́маго все́ми Бо́га вмести́вшее. Ра́дуйся, купино́ неопали́мая; ра́дуйся, неруши́мая стено́. Ра́дуйся, живоно́сный исто́чниче; ра́дуйся, цве́те неувяда́емый. Ра́дуйся, умягче́ние злых серде́ц; ра́дуйся умиле́ние благи́х. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 9
Всякая жите́йская в ми́ре сем сла́дость печа́ли быва́ет прича́стна: сла́ва не стои́т, бога́тство мимотече́т, ле́пота и здра́вие увяда́ют, дру́зи и и́скреннии сме́ртию отъе́млются. Услади́ у́бо на́ша ско́рби, благи́х вино́вная, Твою́ нетле́нную даю́щи ра́дость нам, вопию́щим Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 9
Вети́и многовеща́ннии недоуме́ют, ки́ими словесы́ скорбя́щия утеша́ти, но Сама́, Влады́чице, возглаго́ли сердца́м на́шим утеше́ние, благода́ти Твоея́ луча́ми о́блак ско́рби на́шея и мрак уны́ния разгоня́ющи, да взыва́ем Ти:
Ра́дуйся, обра́довавшая наде́янием на Тя всех христиа́н; ра́дуйся, ра́досте и умире́ние ми́ру. Ра́дуйся, пода́тельнице Боже́ственныя бла́гости; ра́дуйся, наде́ждо благ ве́чных. Ра́дуйся, кораблю́ хотя́щих спасти́ся; ра́дуйся, приста́нище жите́йских пла́ваний. Ра́дуйся, ве́рная храни́тельнице упова́ющих на Тя по Бо́зе; ра́дуйся, оде́ждо наги́х дерзнове́ния. Ра́дуйся, храни́тельнице всех и утвержде́ние; ра́дуйся, всех ве́рных огражде́ние и свяще́нное прибе́жище. Ра́дуйся, по́моще ве́рно моля́щихся Тебе́; ра́дуйся, све́тлое благода́ти позна́ние. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 10
Спасти́ хотя́й род челове́ческий от ве́чныя му́ки и непрестаю́щия ско́рби, Человеколю́бец Госпо́дь в присноде́вственную утро́бу Твою́ всели́ся и Тебе́, Ма́терь Свою́, дарова́ погиба́ющим в по́мощь, покро́в и защище́ние, да бу́деши печа́льным утеше́ние, скорбя́щим ра́дование, отча́янным наде́жда, ве́чныя му́ки Свои́м хода́тайством избавля́ющая и к небе́сному весе́лию приводя́щая всех, ве́рно вопию́щих Сы́ну Твоему́ и Бо́гу на́шему: Аллилу́иа.
Икос 10
Стена́ еси́ де́вам, Богоро́дице Де́во, и всем к Твоему́ покро́ву прибега́ющим. Те́мже мо́лим Тя: заступи́, покры́й и соблюди́ всех си́рых и безпомо́щных от искуше́ний, озлобле́ний и бед, Тебе́ с любо́вию взыва́ющих:
Ра́дуйся, сто́лпе де́вства; ра́дуйся, чистоты́ и целому́дрия сосу́де избра́нный. Ра́дуйся, во́инствующим на плоть целому́дрием изря́дное венча́ние; ра́дуйся, во и́ночестве благоскорбя́щим пода́тельнице ве́чнаго ра́дования. Ра́дуйся, пла́мень страсте́й изменя́ющая; ра́дуйся, мрак искуше́ний прогоня́ющая. Ра́дуйся, наста́внице целому́дрия; ра́дуйся, чистоты́ огражде́ние. Ра́дуйся, исправле́ние челове́ков; ра́дуйся, Е́юже от паде́ния воста́хом. Ра́дуйся, тве́рдое ве́ры утвержде́ние; ра́дуйся, прия́тное моли́твы кади́ло. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 11
Пе́ние всеумиле́нное прино́сим Ти, раби́ Твои́, Богоро́дице, я́ко всеси́льней засту́пнице ро́да на́шего: утоли́ боле́зни многовоздыха́ющих душ на́ших, укроти́ гнев Бо́жий, пра́ведно на ны дви́жимый грех ра́ди на́ших, изба́ви нас от вся́кия лю́тыя ско́рби и боле́зни, вопию́щих о Тебе́ Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 11
Светоприе́мная свеща́, у́глем благода́ти Бо́жия возжже́нная, яви́ся нам пречестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице, на освяще́ние на́ше и утеше́ние. Мы же, любо́вию чту́ще ю и с ве́рою припа́дающе к ней, вопие́м Ти:
Ра́дуйся, си́льным Твои́м заступле́нием от всех бед нас избавля́ющая; ра́дуйся, от тру́са и пото́па нас защища́ющая. Ра́дуйся, от гла́да душе́внаго и теле́снаго нас снабдева́ющая; ра́дуйся, огнь росо́ю моли́тв Твои́х угаша́ющая. Ра́дуйся, от сме́ртнаго губи́тельства нас спаса́ющая; ра́дуйся, в бра́нех кре́пкая помо́щнице. Ра́дуйся, от наше́ствия иноплеме́нных нас огражда́ющая; ра́дуйся, от междоусо́бныя бра́ни охраня́ющая. Ра́дуйся, пла́вающих ле́гкое по вода́м прехожде́ние; ра́дуйся, путеше́ствующих до́брая води́тельнице. Ра́дуйся, пле́нных свобожде́ние; ра́дуйся, от належа́щаго праведнаго преще́ния Бо́жия ско́рое избавле́ние. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 12
Благода́ти зало́г восхоте́вши да́ти ро́ду на́шему, цельбоно́сную ико́ну Твою́ яви́ла еси́ нам, Богома́ти, от нея́же то́ки чуде́с с ве́рою приходя́щим источа́ются, неду́зи врачу́ются и ско́рби утоля́ются. Сего́ ра́ди ра́достно о Тебе́ вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Икос 12
Пою́ще Твоя́ ми́лости и чудеса́, Богороди́тельнице, хва́лим Тя вси, я́ко тве́рдую предста́тельницу на́шу, и со умиле́нием покланя́емся Тебе́, моля́щейся о нас, и про́сим: воздви́гни ру́це к Сы́ну Твоему́, да всегда́ в сей жи́зни и по сме́рти на́шей милосе́рдие Его́ неотсту́пно бу́дет от нас, взыва́ющих Ти:
Ра́дуйся, непосты́дное на́ше упова́ние в животе́ и по преставле́нии на́шем; ра́дуйся, упова́ющим на Тя ми́рен коне́ц жития́ сего́ подаю́щая. Ра́дуйся, в день су́дный на́ша наде́ждо и защище́ние; ра́дуйся, Судии́ праведнаго умоле́ние. Ра́дуйся, гее́нны ве́чныя избавле́ние; ра́дуйся, наде́ждо ве́чнаго спасе́ния. Ра́дуйся, ключу́ Ца́рствия Христо́ва; ра́дуйся, две́ре ра́йская. Ра́дуйся, мо́сте, к небесе́м приводя́й; ра́дуйся, всех ка́ющихся гре́шников прибе́жище и блага́я засту́пнице. Ра́дуйся, А́нгелов ра́досте; ра́дуйся, всех пра́ведных сла́во и утеше́ние. Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, всех скорбя́щих Ра́досте.
Кондак 13
О Всепе́тая Богообра́дованная Ма́ти, ро́ждшая на ра́дость не́бу и земли́ Царя́ Христа́, Бо́га на́шего! Услы́ши глас скорбя́щих раб Твои́х, и прие́мши сие́ ма́лое моле́ние на́ше, изба́ви нас от вся́ких бед, скорбе́й и напа́стей; неду́ги на́ша исцели́, напра́сныя клеветы́ потреби́, вся́ку зло́бу и вражду́ отжени́ от нас и бу́дущия изми́ му́ки о Тебе́ вопию́щих: Аллилу́иа.
(Этот кондак читается трижды, зате́м 1-й икос и 1-й кондак)
Моли́тва
О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, вы́шшая Херуви́м и честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в ско́рби су́щим: ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея хода́таица, и Я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́: никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас, ны́не в день ско́рби пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належа́щия на нас ско́рби и печа́ли в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же ны сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емыя ра́дости в Ца́рствии Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего. Ами́нь.
Всех Скорбящих Радость
«Всех Скорбящих Радость»
Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)
1688 год
Скорбященская церковь на Большой Ордынке, Москва
- Всех скорбящих Радость с грошиками
- Решневская Скорбященская икона
24 октября (6 ноября)
Изображения иконы на Викискладе
«Всех Скорбя́щих Ра́дость», «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.
Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконы совершается 24 октября (6 ноября). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.
Иконография
«Всех Скорбящих Радость» — начальная строка одной из богородичных стихир. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым, работавшим в европейской стилистике.
Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским влиянием (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, Образ умиления и посещения в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появляются только после прославления иконы в 1688 году.
Помимо изображения Богородицы, традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр. 12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария), свиток или хлеб. Существуют извод, где Богоматерь изображается без Младенца со скипетром в правой руке, тогда как левой передаёт «алчущим питание», хлеб.
Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы, в том числе и в его западном типе Мизерикордия.
История иконы
Прославление
Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.
Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной. Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».
По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:
— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом.
И был ответ:
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда. Служба иконе «Всех скорбящих Радость» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.
Дальнейшая история
Событие получило широкий отклик (так как Ефимия была родной сестрой покойного патриарха), «помимо Сказания были составлены служба и молитвы иконе, а изографы царской иконописной мастерской при Оружейной палате стали создавать с неё списки». Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья (см. ниже), оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве.
При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По некоторым сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, по одной из версий, является вкладом патриарха Алексия I, подарившего её храму, когда в нём в 1948 году были возобновлены службы. Это точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.
Особенности иконографии
Московская икона «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.
Списки
Список царевны
Около 1710—1711 года царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), переезжая вместе со двором в Санкт-Петербург, вывезла икону «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке. Все справочники по богородичным иконам по этому пункту расходятся во мнениях: некоторые считают, что она увезла список, другие, что список был оставлен в Москве вместо оригинала. В любом случае, обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные. Сообщается, что эта икона была в рядах русских войск в Прутском походе 1711 года.
Икона, привезённая царевной в Петербург, была украшена окладом и поставлена в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. В 1713 году при дворце была устроена богадельня, к ней после смерти царевны в 1716 году приписали её домовой храм. Императрица Екатерина II также почитала икону и в 1768 году во время эпидемии оспы ходила к ней на богомолье перед тем, как сделать прививку от этой болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. При Екатерине II был создан также новый оклад для иконы. В 1817—1818 годах по проекту архитектора Л. Руска церковь полностью перестроили, и икону установили в особой нише справа от иконостаса.
Список иконы был выполнен на кипарисной доске размером 69,0 × 51,2 см. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом. В него поместили мощи многих святых и после торжественного освящения 3 августа, совершённого митрополитом Григорием (Постниковым) возложили на икону.
В храме также находилось три копии, сделанных со списка царевны, ни одна из которых не сохранилась:
- первая точно повторяла иконографию списка царевны и была украшена окладом, сделанным ещё при царевне Наталии Алексеевне. В 1847 году её без оклада передали в полоцкий Спасо-Ефросиниевский монастырь, а в храме поместили её копию работы П. М. Шамшина.
- две другие имели видоизменённую иконографию с добавлением фигур страждущих и были выполнены в живописной манере. Одна (293,4 × 226,7 см) находилась на хорах и была написана в 1858 году художником Ф. А. Бронниковым. Вторая (213,5 × 124,5 см) находилась в нише на наружной стене. Она была создана в 1869 году художником И. А. Тюриным на медной доске в память пятидесятилетия перестройки храма.
Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.
В петербургском Спасо-Преображенском соборе сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но, как отмечают исследователи, это заблуждение, так как сохранилась старинная литография с изображением иконы царевны, и икона из Спасо-Преображенского собора с ним не совпадает. Возможно, это чтимый список в драгоценном окладе, который, как известно из документов, хранился рядом с иконой царевны в Скорбященской церкви. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.
Список «с грошиками»
Всех скорбящих Радость с грошиками — список с иконы «Всех скорбящих Радость» с прилипшими к красочному слою во время пожара медными монетами (на списках с иконы монеты изображаются краской). Имеет размеры 53,5 × 35,5 см, относится к типу «Умиление и посещение в беде страждущим». По стилю живописи датируется XIX веком. В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа), а распоряжением патриарха Алексия II от 2 апреля 1998 года указано именовать её Санкт-Петербургской иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того как 23 июля 1888 года над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза:
Молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу.
Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы. К первым из них относятся: 6 декабря 1890 года — 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками, и 7 февраля 1891 года — 26-летней Веры Белоноговой, лишившейся голоса из-за болезни горла.
В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги и земельный участок на строительство каменного храма, который был освящён 2 августа 1898 года (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. В. Иванов).
В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена (сохранилась лишь часовня; проспект Обуховской Обороны, 24), и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).
Празднование иконе «Всех скорбящих Радость с грошиками» совершается 23 июля по юлианскому календарю (5 августа в XX и XXI веках). В московском храме на Ордынке 23 июля празднуется так же, как и 24 октября, хотя не считается престольным праздником.
Другие списки, почитаемые чудотворными
Известны многочисленные списки образа Богородицы «Всех скорбящих Радость», находившиеся в различных городах России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Им приписывают различные чудеса, послужившие причиной их местного почитания. Ниже приведён ряд наиболее известных списков, с которыми связаны самостоятельные предания.
- Решневская — получена в дар от странствующего монаха благочестивой вдовой Марией Савич, которая, получив от иконы чудесную помощь, построила ей каменный храм в селе Решнёве Кременецкого уезда Волынской губернии. В 1650 году при освящении храма по молитве матери был исцелён от паралича младенец.
Икона является копией Иверской, но местными жителями именуется «Всех скорбящих Радость». Празднование иконе совершается 7 августа (24 июля по юлианскому календарю). - В церкви больницы Киево-Печерской Лавры, поставленная туда, по преданию, основателем больницы святым князем Николаем Святошей. Образ прославился многочисленными исцелениями. По преданию, сторож больницы замечал несколько раз женщину, приходившую в больницу к тяжелобольным, которые после этого выздоравливали. Однажды он увидел на стене над умирающим монахом в отблеске лунного света изображение Богоматери. Больной тоже увидел это видение и выздоровел.
- В вологодской тюремной больнице, принадлежавшая, согласно позднему и недостоверному преданию, святому князю Ивану Андреевичу (в иночестве Игнатию). Икона участвовала во всех городских крестных ходах. Не позднее 1827 года икону украсили серебряным позолоченным окладом. Этот список не сохранился.
- В Воронеже в Богословской церкви. По преданию, в царствование Петра I один воевода, проезжая по реке Воронеж мимо храма, отказался от предложения адъютанта поклониться иконе, сказав: «У вас всё чудотворно». Поднявшаяся буря, грозившая затопить лодку, вызвала у воеводы раскаяние и желание приложиться к иконе, что и было им исполнено. Икона почиталась чудотворной, ей приписывали многочисленные исцеления и в благодарность за них украшали вотивными привесами. Ей было установлено дополнительное празднование на третий день после дня Святой Троицы.
- Список из тверской кладбищенской церкви, первоначально находившийся в кафедральном соборе города. Первое сообщение об исцелении от него датируют второй половиной XVIII века. В дальнейшем исцеления списку приписывались неоднократно, и к 1776 году икона была украшена многочисленными вотивными привесами. Особо икона прославилась исцелениями в холерные 1848 и 1853 годы. После эпидемии её украсили серебряным золочёным окладом.
- В Тобольске находился список иконы, созданный на рубеже XVII—XVIII веков (подновлён в 1745 году). Начало почитания иконы неизвестно, но в 1752 году, когда её переносили в новый храм, на ней уже был серебряный золочёный оклад. Храмовая опись 1795 года сообщает, что на иконе было множество вотивных привесов, колец, крестов и драгоценных камней. Икона особо почиталась купцами, которые ежегодно носили её в торговые ряды для молебнов. Икона не сохранилась, по её воспроизведениям XIX века (во многих храмах Тобольска были её чтимые списки) известен её размер 71 × 53 см. Иконография относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (Мизерикордия).
- Список из Скорбященской церкви Дома милосердия в Харбине (Китай), основанного в 1920-х годах. Икона была даром сотрудницы епископа Нестора (Анисимова), и вскоре священник обнаружил обновление тёмных красок на иконе, приведшее к обновлению образа. Это стало началом почитания иконы среди православных Харбина. В 1950-х годах церковь была закрыта, и вся её утварь и убранство перешли государству. Староста церкви З. Л. Тауц-Зверева смогла получить разрешение вывезти икону в Гонконг, откуда в 1965 году её перевезли в США, где поместили в синодальном соборе Русской православной церкви заграницей.
Примечания
- Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 118. — 512 с.
- Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
- Комашко Н. И., Соловьёва И. Д. Безмин, Иван Артемиевич // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. IV. — С. 446-447. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9.
- 1 2 3 4 5 6 Комашко Н. И. Богоматерь «Всех скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 1—2(14). — С. 22—34.
- 1 2 3 4 5 6 Н. И. Комашко. «Всех скорбящих Радость», икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 707-717. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
- 1 2 Васильева А. В. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дата обращения 6 ноября 2009. Архивировано 26 января 2012 года.
- Боголепов И. Пресвятая Матерь Божия, как радость для всех скорбящих и сказание об ея иконе с сим наименованием, с четырьмя словами в день праздества этой иконы 24 октября : в память 200 летия первого чудесного откровения благодати Божией от иконы «Всех скорбящих Радости», находящейся в Москве, на Ордынке. — М.: Типо-литогр. И. И. Любимова, 1888. — С. 14—15.
- 1 2 Погожев Е.П. (Евгений Поселянин). Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Октябрь. Дата обращения 31 октября 2009. Архивировано 26 января 2012 года.
- Сказание о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости. — М.: Тип. Вильде, 1892. — С. 25—28.
- Позднее одна монета отпала.
- Чудотворные иконы Богоматери / Составители А.А Воронов, Е.Г. Соколова. — М., 1993. — С. 38.
- Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб.: Вера, 1997. — С. 356-357.
- Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб.: Вера, 1997. — С. 479-480.
- Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклоняться. — Репринтное воспроизведение издания. — СПб.: Вера, 1997. — С. 480-481.
- Киселёв А., прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. — М., 1992. — С. 110—112.
- Молитва перед иконой «Всех скорбящих радость» в проекте Полный православный молитвослов.
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Празднование 24 октября/6 ноября
Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли:
В Тебе — надежда и спасенье.
Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней
Склони всевидящее око.
Святая Русь — твой светлый дом
Почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем:
Иной никто о нас не знает.
О, не оставь Своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От наших скорби и страданья.
Одно из стихотворений, переписанных
царственными страстотерпцами в Тобольске
Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…
Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.
Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» — «Где же найти такую Целительницу?» — смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость», а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби — не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.
Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».
В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.
Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон — на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге — являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.
Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе — так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.
23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».
На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние — темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках — благословляющий Спаситель, вокруг — Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.
Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.
Стихира, глас 2,
поемая на молебне вместо тропаря
Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы о помощи иконе «Всех Скорбящих Радость»
Небесные силы поддерживают человека в самые тяжелые моменты жизни. Молитва чудотворной иконе «Всех Скорбящих Радость» обязательно будет услышана, ведь Богородица во все времена считалась заступницей и помощницей рода человеческого.
Икона «Всех Скорбящих Радость»
Происхождение иконы доподлинно неизвестно. Согласно преданию, образ, на котором, помимо Богородицы, изображены страдающие недугами люди и исцеляющие их ангелы, впервые был явлен в московском Преображенском храме.
Икону стали почитать как чудотворную после того, как сестра московского патриарха, страдающая тяжелой болезнью, получила исцеление. Когда женщина обращала к Богоматери молитву, она услышала голос Пречистой Девы. Страждущей была ниспослана весть о том, что она получит исцеление от чудотворного образа, хранящегося в храме Преображения. Женщина тут же попросила принести икону «Всех Скорбящих Радость» к ней в дом для молебна. Сразу же после богослужения женщина чудом излечилась.
С тех пор перед чудотворной святыней верующие возносят молитвы о спасении от душевных скорбей и физических недугов. В тяжелые моменты жизни люди обращаются к ней с просьбами о помощи, и Богородица помогает человеку преодолеть трудности, направляет его на правильный путь.
Молитвы о помощи
Молитву перед иконой «Всех Скорбящих Радость» нужно совершать, только когда в душе царит мир. Необходимо изгнать из себя негативные эмоции, особенно по отношению к другим людям, и попросить Богоматерь о прощении грехов. Только потом можно приступать к молитве о помощи.
- Надежда страждущих, сила беспомощных, заступница обиженных, Пресвятая Матерь Преблагословенного Бога, Святая и Непорочная Дева! К тебе одной в скорбях прибегаю, уповая на бесконечную милость твою. Ужасает меня недостоинство грехов моих, но отдаю судьбу свою светлому твоему образу, который слепым дал зрение, страждущим исцеление, потерявшим надежду — успокоение. Просвети и исправь меня, избавь от всякой скорби и беды, помоги в трудах духовных и земных, да послужат они во славу светлого имени Твоего. Не обойди меня бесконечной своей милостью, не оставь меня без божественной твоей благодати, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
- Царица преблагая, Пречистая Богородица, пристанище сирых, скорбящих радость, обижаемых защита! Узри беду и скорбь мою, помоги мне, немощному. Разреши трудность мою, ибо нет мне другой защиты и помощи, кроме Тебя, Благой Утешительницы. Прими моление мое, помоги мне от грехов очиститься и укажи мне праведную дорогу. Защити от навета вражеского и недобрых людей, будь помощницей неотступной во все дни жизни моей. Да охранит меня святое Твое заступничество и молитвы к Сыну Твоему и Богу Спасителю Нашему. Аминь.
Святые силы никогда не оставляют человека без помощи. Молитесь о себе и близких и не забывайте нажимать на кнопки и
Первый список этой иконы Пресвятой Богородицы был создан царским иконописцем не более чем за 5 лет до явления чуда. По преданию лик «Всех скорбящих радость» в первый раз показал себя как чудотворящий в 17 веке в столичном приходе на Ордынке. Благодаря молебну перед этой иконой оправилась от язвенной немощи Евфимия, кровная родственница патриарха всея Руси Иоакима.
С тех самых пор неустанно благодетельствуют просящим молитва Пресвятой Богородице «Всех Скорбящих Радость».
Тексты молитвы
Молитва иконе Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» настолько пришлась по сердцу верующим, что со временем текст ее превратился во множество подвидов. Но наиболее популярными и эффективными являются только 4 молитвы.
Первая молитва
Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вторая молитва
Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.
Третья молитва
О, Пресвятая Владычице Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея ходатаица, и яко Мати Божия и Мати Милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся, отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временной жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Четвертая молитва
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде; темже убо, о Мати чадолюбивая вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица, предстоящи Престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити; сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши, се зриши беду нашу и скорбь, яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подажь нам слезы покаяния к очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем к Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше, Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем целы и сохранены Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
4 молитвы иконе Божией матери «Всех скорбящих радость» 4.4 (88.18%) 22 голос.
(о здравии собственном, родных и близких, излечения от болезней духовных – маловерия, уныния, отчаяния и скорби)