Молитва за обидчика

Гнев и Агрессия: как молиться за обидчиков и врагов

Не только учителя духовности, но уже даже ученые и научные работники советуют молиться за своих обидчиков и врагов.

Научное исследование, которое проводили специалисты американского университета Огайо показало, что когда группу испытуемых людей провоцировали на гнев, выливая обидные слова в их адрес, и после того обидимый человек начинал молиться за своих обидчиков, через несколько минут физиологические показатели стресса значительно падали, а гнев постепенно сходил на нет.

Ученые пришли к выводу, что молитва особым образом влияет на нервную систему: избыточный электрический потенциал в нейронах головного мозга гасится в процессе молитвы. В результате этого падает уровень гормонов стресса в крови.

Сегодня даже многие ученые рекомендуют молитву в качестве лучшего средства избавления от приступов гнева и агрессии.

Как следует относиться к обиде и обидчикам

Многие святые отцы наставляли о том, как относиться к обидчикам и нанесенной обиде. В их наставлениях содержится и указание на то, что любая обида, нанесенная нам – возвращается к нам в соответствии со Вселенским Законом, за посеянное в жизни недоброе: «Достойное по делам моим приемлю».

Например, Святитель Игнатий Брянчанинов наставлял об обиде так:

Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной. Сам Христос своим примером показывает нам, как следует молиться за обижающих нас:

“Прости им Господи, ибо не ведают что творят”.

На страницах Священного Писания Христос множество раз сам лично или через своих учеников-апостолов, указывает на необходимость прощения и примирения с обидчиками, обращаясь к каждому из нас:

  • “…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас”, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.”
  • “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним…”
  • “И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши…”
  • “Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем…”
  • “Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив благословляйте…”
  • “Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа”.

Последние комментарии

Просьба: копировать статьи с активной ссылкой на источник | Школьникам: математика в Севастополе

Молитва за обидчиков православие

Почему надо молиться за здравие врагов?

МОЛИТВА ЗА ВРАГОВ

Сущность покаяния заключается в том, что бы исправиться и творить добрые дела. Без добрых дел вера мертва. А добрые дела это не только милостыню подавать, но и молиться за врагов, т. е. за тех, кто обижает нас, кто нам в тягость. Такая молитва тоже вменяется нам в милостыню.

А почему? Да потому, что когда ближние дела ют нам пакости, тогда они одежду души своей загрязняют грехами, а ради наших молитв Гос подь вновь очищает их души, прощает им грехи. Вот, например, подумали они плохо о нас — это равносильно тому, как если бы они в своем подвенечном наряде вытрясли половики или вы чистили печную трубу. Они обязательно покро ются пылью, сажей. А пыль от грехов — это не простая пыль: от нее не так-то просто избавиться. Если они забудут покаяться, что думали о нас плохо, то эта греховная пыль так и останется на них или на нас, если мы плохо думали о других. На общей исповеди втайне кайся Богу в таких грехах (грех помыслов) и сокрушайся о.

Я слышала такую версию. Тот, кто вас критикует (прямо или за глаза), тот забирает Ваши недостатки, как раз то он берет что критикует. Поэтому надо радоваться, что Вас осуждают. Часть Ваших грехов заберут. Но специально провоцировать на критику людей нельзя, это не работает, будет хуже.

Поищите есть притча о глиняных шариках.

Потому что каждый человек, есть творение Бога.

Каким бы он не был.В том числе и наши враги, это тоже его творение.

В Библии сказано:

Ближние это не то как в наше понимании, близкие, родные, а вообще все люди в принципе.

То есть людей надо стараться любить.Потому что так заповедовал Бог.И потом, нет безгрешных людей.Мы и сами порой обижаем других и делаем больно.И не всегда бывает поступаем с другими справедливо.

Поэтому врагов надо не осуждать и стараться их прощать.А молится для того, что бы Господь помог им обрести веру и отойти от злых дел и помыслов.Что бы даровал им.

Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто огонь в керосин льешь пламя всё больше и больше разгорается.

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: Не ведят бо, что творят. Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься.

Люби же врага; не ему ты чрез это благодетельствуешь, а себе самому. Как? Делая это, ты уподобляешься Богу. Тот, если будет любим тобою, получит от того небольшую пользу; – он будет любим подобным себе рабом; а ты, если будешь любить подобного себе раба, то получишь великую пользу – ты сделаешься подобным Богу. Но что, скажешь, если он зол? Тем большая готовится тебе награда.

Такое расположение ко врагам более всего поможет нам и будет величайшим выкупом грехов наших в тот страшный день (суда).

Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имя рек), прости.

Объясняет протоиерей Федор БОРОДИН.

Когда мы обижаемся, душа не просто болит, душа начинает злиться, возмущаться, осуждать, а порой и мстить. Так болит задетое самолюбие. По гордости своей (надеюсь, никто в здравом уме не скажет, что он не горд), человек, не в уме, так в сердце, ставит себя в центр этого мира. Вокруг него, как вокруг центра, вращаются по орбитам другие люди.

А ведь в центре у христианина должен быть Господь. Но человек не хочет расставаться со своей картиной мира, и когда что-то ее искажает, он испытывает боль, гнев, раздражение — обижается.

Конечно, бывает, когда с нами действительно поступают несправедливо, плохо, когда сознательно причиняют боль, зло. И мы стараемся отойти или вовсе, временно или навсегда, перестаем общаться. Эти действия мы совершаем потому, что нами руководит обида. Но невозможно себе.

Для духовной помощи православному христианину в нашей Церкви существует множество треб и служб. Одной из очень популярных молитвенных обращений к Богу является сорокоуст о здравии. Что же это такое и чем он отличается от любой другой молитвы?

Что такое сорокоуст

Сорокоуст — это особое церковное поминовение, совершаемое по просьбе православного христианина. Суть его заключается в том, что в течение 40 дней каждый раз, когда служится литургия, священник в алтаре вынимает частичку из просфоры за каждого человека, имя которого подано на сорокоуст.

Далее все вынутые частички погружаются в Чашу с Кровью Христовой, над которой читается специальная молитва с прошением омыть грехи каждого человека, который был поминаем. В конце службы чаша с этими частицами выносится на причастие, и прихожане приобщаются одному из наибольших дарованных человечеству чудес — Телу и Крови Христовой.

Важно. Такое поминовение в алтаре с последующим причастием — это наиболее полная.

2. Зажигаем свечу от лампадки (следите, что б воск не капал туда) или от чужих свечей.

3. Ставим свечу в свободное место и закрепляем ее так, что б не упала и не соприкасалась с другой рядом свечой.

4. Ставя свечу за здоровье себе (и/или близьких), произносим такие слова (что по душе):

“Господи Иссусе, Сыну Божий, Помилуй меня грешного (ю) (имя свое), без числа согрешил (ла) я, Господи, прости меня” Или же обращаемся в молитве к тому святому, кто на иконе со словами: “Святый угодниче Божий (имя святого), моли Бога обо мне, грешной(м) (или имя, за кого просите)”. Если к Богородице обращаемся: “Пресвятая Богородице, спаси.

Сразу – отступление и пояснение.

Под словом «наказывать» мы будем подразумевать выражение «возвращать врагам их зло», поскольку наказывать врагов будем не мы, но Бог, энергия и механизмы кармы.

Но далее в этом материале, будет употребляться слово «наказывать» для краткости, в контексте «возвращать врагам их зло».

Почему так? За одного врага помолился от всего сердца, с любовью, простил его, да еще и сорокоуст ему за здравие заказал, и свечу ему за здравие поставил – и враг «отвалился», прекратил свои выходки, получил «по рукам» от Сил Небесных? А за другого, молись-молись, прощай его, желай ему добра. и без толку, пока в лоб ему не дашь. только тогда до него «дойдет», что делать зло — это плохо и больно для него самого?

Попробуем разобраться. А разобраться нужно, потому что правильный метод противодействия врагу поможет сэкономить время и силы, избежать.

Во многих религиях мира принято трепетное отношение к огню. Он считается священным, потому что дарит людям свет и тепло, разгоняет мрак ночи. Первые христиане вынуждены были удаляться для богослужений в подземелья, и совершали службы по ночам, поэтому обойтись без огня им было никак нельзя.

Зачем в церкви ставят свечи?

Зачем ставят свечи за упокой?

Зачем ставить свечи за здравие врагов?

Зачем нужно ставить свечки в 3 церквях?

За что ещё можно поставить свечи в церкви?

Зачем в церкви ставят свечи?

Свечи в храмах стали использоваться наряду с лампадами в эпоху Средневековья. Сначала.

Не редкость, когда у человека есть враги, которые всячески стараются помешать или навредить. Можно попытаться снизить или нейтрализовать влияние таких людей, заказав в церкви сорокоуст за здравие врагов.

Многие люди не знают, как бороться со своими врагами и как избавится от их влияния и снизить негатив. Иногда некоторые обращаются за помощью к различным магам и целителям, которые проводят ритуалы черной магии. Это большой грех. Ответственность за данные поступки ложится на плечи не только того, кто это сделал, но и того, кто заказал данные ритуалы. Наказать обидчика, избавиться от чужого негативного влияния можно обратившись в церковь и заказав для своего недруга ритуал сорокоуст, при котором врагу желают здравия.

Многих интересует, почему именно 40-уст за здравие и почему нужно пожелать неприятелям здоровья и долголетия. Оказывается, число сорок — это символическая цифра, которую можно часто встретить в Священном Писании. С ней связано множество библейских.

«Ибо, если возлюбите любящих вас, какая вам награда?»

Здравствуйте Батюшка. Помогите разобраться.

Во многих руководствах к Исповеди «В помощь кающимся».

Как грех упоминается –

Молись ли за врагов своих.

Но вопрос в другом.

1) Во-первых, непонятно кого считать врагами?

Людей, которые тебе козни откровенные творят, захватчики,

инакомыслящие, иноверцы или кого?

К примеру, восточная философия гласит –

Зла нет – есть болезнь.

Следовательно, злых и плохих людей нет, а есть больные, и молиться нужно за их здравие.

2) Во-вторых, чего ждать от этих молитв.

Конечно того что бы людям стало лучше, в их дома и сердца пришло счастье,

они прозрели и забыли про всё на свете и стали жить мирно и радостно.

В этой связи непонятно как к примеру выглядела бы молитва русского войска перед Куликовской битвой за здравие «татар оступившихся».

Подборка православных молитв на тему защиты от нападок, притеснений, злых языков и негативно настроенных к вам в людей, том числе и недоброжелателей на работе.

Этот молитвенный щит укроет вас не только от лихого человека, но и защитит от нечистой силы, и чародейства направленного против вас.

Но для начала давайте разберёмся, почему почти у каждого из нас есть личные недруги, или как минимум недоброжелатели?

Я не истина, но по моему мнению, дело обстоит так

Личные враги у нас, по заслугам нашим и они нам просто необходимы для духовного роста, для того, чтобы набираться жизненной мудрости и расти духовно.А вот по Библии, если у тебя есть разделение на друзей и недругов, то это значит, что ты пока еще не следуешь второй заповеди Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

«Благословляйте проклинающих вас» – заповедует Христос

И это правильно, ведь насилием насилие не остановить, а любовь может всё.

Хотя, что и говорить, принять это.

Как учиться домашней молитве

Как молиться за обидчиков и врагов

Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам.

…Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Евангелие от Матфея ( 6,14-15).

“. любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.” (Лук. 6:27-36)

Данная подборка молитв предназначена для тех, кого преследуют те люди, которых можно назвать «враги».

Если нет сил справиться самому, нужно обращаться к «высшей инстанции». Для чего? Остановить злобу человеческую, прекратить преследования, унижения, клевету, «поедание» человека человеком. Чтобы заткнулись и перестали добивать Вас. Чтобы злоба и ненависть вражеская вернулась к ним и «утопила» их самих.

Это справедливо, поскольку за помощью Вы обращаетесь к Богу и святым Его.

Данные молитвы стоит читать НАД ФОТОГРАФИЕЙ своего врага, обидчика.

Если врагов несколько — над группой фотографий этих людей.

Если фотографий нет, или их невозможно достать — над листом бумаги, где.

Как правильно ставить свечи в церкви?

Как поставить свечи и помолиться О здравии ?

Свеча, зажжённая перед образами – это наша мизерная жертва Богу. Сегодня, когда храмы освещаются электричеством, зажжение свечей под образами в полноте обрело своё главное предназначение – молитвенное горение перед Богом, Девой Марией, угодниками Божими.

В храме свечи о здравии принято ставить в любые подсвечники (как правило они такие как на снимке, но на высокой ножке, кроме тех, которые стоят на канунном столе и предназначены для свечей. которые ставятся о упокоении (смотрите материал ниже). Но есть храмы, в которых нет канунных столов и свечи о здравии и о упокоении ставятся в любой подсвечник, ведь главное – молитва:

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников и благодетелей и всех православных христиан.

В этой молитве мы не упоминаем своё имя, но: молитесь о.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои.

Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное.

Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли.

Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они.

Также спрашивают

«Мир Вам» не финансируется какой-либо организацией, фондом, церковью или миссией.

Существует на личные средства и добровольные пожертвования.

По вопросам сотрудничества и рекламы пишите

Молитвы Святителя Тихона Задонского

Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

* * *

Кто тебе или словом, или делом обидит, ты на того не гневайся, но прости ему от сердца и, отошедше, помолися о нем, глаголя:

Господи, остави ему (или ей).

Молитва Преподобного Силуана Афонского об оскорбляющих нас

Душа не может иметь мира, если не будет молиться за врагов. Душа, наученная молиться от благодати Божией, любит и жалеет всякую тварь, и особенно человека, за которого страдал Господь на кресте и болел душою за всех нас.

Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов: потеряли смирение и любовь к Богу.

Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние», — и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.

Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще — совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые.

Добрый человек думает: всякий, заблудившийся от истины, погибает, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святаго — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.

Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух, и если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.

Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай, и муку: мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Так отсюда еще начинается вечная жизнь; и мука вечная отсюда начинается.

Молитва вдовы о защите, о помощи, о просвещении и умягчении обидчиков Святой Равноапостольной Великой Княгиней Ольгой

О премилостивый Господи Боже мой Иисус Христос, прилпе душе моя по Тебе, и мене прият десница Твоя: приклони ухо Твое ко мне и услыши молитву мою. И дай ми путь обрести, имже ми получу угодити Тебе: бо жажду источника спасения.

Помощник ми буди и не остави мене. Боже Спасителю мой, яко Отец мой и мати моя остависта мя, и супруга лишена бых; от него же единаго сына прижих, и той непокорен и неверен, такоже и людие неверни.

Ты же, Господи, едину мя на упование призвал еси.

Аз же, Господи, на милость Твою уповах и на пучину щедрот Твоих надежу душа моя возлагаю и, к Тебе прибегая, молюся: научи мя творит волю Твою и спаси мя от рода сего строптиваго, множества неверных людей.

Аще они заблудили суть от Твоея благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия Своего ради, не презри их, но посети и в разум призови, и своему познанию приведи.

Якоже и от мене древле учюженую присвоил еси достоянию Твоему, тако, Господи, и люди сия, болящая неверием, исцели благоверием и, к Себе обратив, привлецы, да и ти, некогда просвещении Тобою бывше, прославят имя Твое Пресвятое Отца и Сына и Святаго Духа в род, и в роды, и вовеки.

Нагорная проповедь

«Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44).

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39).

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3).

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» ( Иак.5:16).

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек» ( 1Пет.1:22–23).

«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:8–9).

«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22).

«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Иоан.4:21).

«Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему» ( Сир.29:2).

«Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» ( Пс.100:5).

«Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» ( Притч.11:12).

«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» ( Притч.14:21).

«Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом» ( Сир.10:6).

«Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего. Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18).

«Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его» ( Сир.22:26).

«Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои» ( Сир.28:2).

«Помни заповеди и не злобствуй на ближнего» ( Сир.28:7).

«Помогай ближнему по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же» ( Сир.29:23).

«Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» ( Зах.8:17).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Втор.5:20).

«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10).

«Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:9).

«Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» ( Рим.15:2).

«Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал.5:14).

«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» ( Еф.4:25).

Толкования Священного Писания

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить.

1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, – что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос – вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: Его слушайте (Мф. 17:5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно.

2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: Любите врагов ваших, – то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: любите врагов ваших.

Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не любит. Ибо такой и естественного лишился разума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя любит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного, – говорит апостол (1 Тим. 5:8). О таком говорится: Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17:13).

Об истинном христианстве.

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить. Поскольку в главе о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку, сказано, что есть любовь христианская и каковы ее плоды, поэтому здесь о том не предлагается; там смотри, читатель. Ибо между ближними нашими не только приятели и друзья наши, но и враги наши имеются в виду, которых Христос нам повелевает любить: «Любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Но предлагаются здесь только причины, которые побуждают нас к любви к врагам нашим: 1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, — что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос — вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: «Его слушайте» (Мф. 17:5). Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно. 2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: «Любите врагов ваших», — то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: «любите врагов ваших». Если бы ты попал в такое несчастье, что по законам и монаршему определению следовала тебе смертная казнь, и нашелся бы такой добрый человек, который бы тебя не только от той казни избавил своим ходатайством и тем, что претерпел за тебя различные бедствия, но и в высокую монаршую милость привел, ты бы все, что тебе ни повелено от него было, по воле его без сомнения исполнял; разве бы только крайне неблагодарным захотел явиться такому великому благодетелю. Но эта любовь, это благодеяние, хотя и велико, однако в сравнении с Христовою любовью, которую Он нам показал, — как ничто, ибо это временное, и смерти этой по естественному закону никому миновать невозможно. Ибо Христос не от временной, но от вечной смерти избавил нас: «не тленным серебром или золотом, но драгоценною Своею Кровью» искупил нас от той вечной горести (1 Пет. 1:18-19). «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15:3). И не только от того бедствия избавил, но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12), и наследие вечного царствия отворил. Эта высочайшая Его к нам любовь требует от нас, чтобы не только друзей, но и врагов наших по заповеди Его любить старались, если хотим Ему благодарными быть. Открой Евангелие Его святое, и оно представит тебе любовь Его эту. Оно покажет тебе, что Он ради нас «образ раба принял» (Флп. 2:7), «обнищал» (2 Кор. 8:9), «не имел, где головы приклонить» (Мф. 8:20), трудился, из города в город, из села в село ходил, проповедуя Евангелие царствия, плакал, болел, гонение, поношение, хулы, заушение, оплевание, посмеяние, терновый венец претерпел, страдал, умер и погребен был. Все это неповинно и ради одной к нам любви претерпел, и так нас от смерти, ада и дьявола искупил, и Небесному Своему Отцу в милость привел. Эта Его такая любовь может и должна умягчить и убедить сердце наше к любви к врагам нашим. Человека-благодетеля, ежели бы от временной смерти избавил нас, во всем бы слушали мы, если бы хотели ему благодарными быть. Не тем ли более достоин того Сын Божий, Который нас смертью Своею от вечной смерти искупил и к вечному блаженству дверь нам отворил? Кто хочет любить Христа, Искупителя своего, тот слово Его соблюдать будет. «Кто любит Меня, — говорит Он, — тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). Иначе никакой любви ко Христу не имеет, что бы ни делал и ни исповедовал о себе. Итак, если любви ко Христу не имеет тот, кто врагов своих не любит, что же сказать о тех, которые не любят никакого зла не делающих им? О, как далеко отстоят таковые от христианства и Христа! 3) Сам Он нас, врагов Своих, так возлюбил, что и умер за нас, чтобы так с Небесным Отцом нас примирить и в вечное блаженство привести. Посмотри в книгу святого Евангелия, и увидишь, что Христос за грешников и нечестивых умер. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». И еще: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:8-10). Итак, и мы должны, по примеру Его, врагов наших любить, если хотим учениками Его, то есть христианами, быть. Ибо христианин не иное что есть, как ученик Христа.

Собрание сочинений. Том III. Глава 13. О любви к врагам. § 267.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *