Молитва звонаря перед звоном

Православная молитва звонаря

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века.

Названия колоколов

Виды звонов. Благовест

Виды звонов. Трезвон

Виды звонов. Перезвон

Виды звонов. Перебор

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны воскресные. Литургия

Звоны будничные

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 3 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу

Звоны на Архиерейских богослужениях

На основе этих Уставных рекомендаций, был составлен Звонарский Устав Патриаршего Кафедрального Собора во Имя Христа Спасителя в Москве.

Текст Соборного звонарского Устава, утвержденный благословением Святейшего Патриарха Алексия, также представлен на нашем сайте.

© ОБЩЕСТВО ЦЕРКОВНЫХ ЗВОНАРЕЙ. 2004-2013

Сайт содержит материалы, которые выражают точку зрения разработчиков сайта.

Материалы и отзывы, присланные на наш сайт, не рецензируются.

Памятка для звонаря

Основные положения

1. Перед звоном на службе необходимо взять благословение у служащего священника,

2. На колокольне перед звоном необходимо помолиться.

3. Звонарь должен проводить профилактический осмотр колокольни раз в месяц.

Благовествуй земле радость велию,

Хвалите небеса Божию славу.

Господи, гласом звона сего священного,

Всякое стремлени к ленности от сердца моего отжени.

И спешно мя на молитву и всякое дело благое,

Силою своею сотвори. Аминь.

Благовест – одиночные удары в большой колокол.

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.

Перебор – по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».

Перезвон – поочерёдные удары от большого к малым, без удара «во вся».

Водосвятный перезвон – удары от большого к малым по 7 ударов в каждый.

Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.

Распространенные ошибки
  1. Нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне всегда должен отбивать целые доли. Нельзя забывать про благовестник во время звона и нарушать равномерность его ударов.
  2. Залипание языков. Язык колокола должен производить резкие точечные удары. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается.
  3. Остановка при ошибках ритмических рисунках звона. Если вы совершили ошибку в звоне, нельзя останавливаться. Необходимо продолжить звон с тем же темпом, а, по возможности, повторить вашу ошибку (перебивку).

Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):
  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон.
  3. Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон.
  4. Звон на «Честнейшую херувим»: от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектинье – благовест — 9 медленных (с промежутком 15-20 секунд)
  5. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
  1. К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон.
  2. На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных (с промежутком 20-25 сек).
  3. По окончании Литургии:трезвон (во время целования Креста).

Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер):

  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.

Профилактический осмотр колокольни

  1. Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
  2. Осмотр хомутов всех колоколов.
Техническое состояние колокольни

Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих — проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.

Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.

Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!

Московская Школа Звонарей Ильи Дроздихина

В Школу Звонарей принимаются все желающие в возрасте от 14 лет, набор – ежемесячный, адрес школы – Каширское шоссе, 59-4 (храм Николая Чудотворца в Сабурово).

При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром.

На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

Система управления звоном

Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.

Зазвонные – 3 самых маленьких (от 5 до 12 кг).

Благовестники – большие колокола (от 450 кг).

Малые колокола связываются в т.н. «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт (высота от пола 1 метр) и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для этого устанавливаются специальные педали под правую ногу.

За время нашей работы мы перепробовали огромное количество материалов для струн и педалей и пришли к выводу, что самым надежным и долговечным является стальная цепь.

Московская традиция звона

Московские звоны – быстрые и пасхальные.

В основе, разумеется, лежат равномерные удары благовестника (826 кг) на целую долю, средние (160 и 290 кг) отбивают половинки, а главная особенность этого звона – пропуски верхних ударов на зазвонных колоколах (9 кг).

Этот звон легко напеть: ТАМ – ТАРАТАМ – ТАРАТАРАТАРАТАМ – ТАРА…

Наш буклет

Учебные материалы

Советуем посмотреть

Наследие звонарей

ON-LINE ТРЕНАЖЕР

НАШИ ДРУЗЬЯ

Календарь звонов

Облако меток

© 2011 ШКОЛА ЗВОНАРЕЙ. Почтовый адрес: 115561, Россия, Москва, Каширское шоссе, 146-1-76, Дроздихину И.М.

воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Записки звонаря

Ветер сразу перебивает дыхание, мороз кусает за щеки, снежинки прилипают к ресницам.

Звонарь – послушание ответственное, приравнивается к обязанности пономаря, потому что он является как бы связующим звеном между храмом и небом.

Колокольный звон прогоняет уныние и наполняет душу радостью. Перед совершением звона мы молимся: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу…», просим Господа отогнать всякое уныние с леностию от сердца и подготовить душу к молитве и добрым делам.

Перебор – поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся», завершающийся праздничным трезвоном – положен при погребении, он символизирует возрастающую человеческую жизнь на земле, от младенчества до зрелости.

Ин. И. рассказывала, что когда она впервые переступила порог монастырских ворот, раздался удар благовестника: «Этот звук пронзил душу насквозь – дошел до самого сердца. В тот миг я поняла: это был Божий призыв.

Спустя неделю я приехала в монастырь уже с вещами, а спустя несколько лет сама стала звонарем».

Колокольный звон умиротворяет, успокаивает, призывает к молитве и заставляет задуматься о Боге, о вечности.

Елицы

В нашей сети появилась возможность подавать записки в Храм Рождества Христова в Вифлееме (Святая Земля) на Молебен о прощении греха аборта у святых мощей Вифлеемских младенцев. Подробнее: https://zapiski.elitsy.ru/church/vifleemskie-mladentcy-mucheniki

Молитва звонаря

Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, всякое стремление к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, силою Своею сотвори. Аминь.

Устав Церковного звона

Устав Церковного звона

Порядок церковного звона (уставные рекомендации):

Виды звонов. Благовест

Виды звонов. Трезвон

Виды звонов. Перезвон

Виды звонов. Перебор

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны воскресные. Литургия

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 3 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу

Звоны на Архиерейских богослужениях

Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос упорядочивания звона в Русской Православной Церкви. Современные звонари часто испытывают трудности в понимании последовательности звонов, их символического предназначения. Чтение существующей уставной литературы помогает мало. Непреодолимые противоречия, размытые указания и неполнота охвата материала – все эти проблемы связаны не столько с неосведомленностью авторов, сколько с существованием множества местных обычаев и частных звонарских практик. Буквально каждый приход, монастырь, а тем более – регион, привносят в церковный звон что-либо своё.

Молитвы перед началом звона

Молитвы во время звона

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века.

В слове “благовест” ударение ставится на первый слог! “Благовест” – это всегда название звона, а не колокола. Колокол, в который производят благовест, называется – благовестником!

Звоны воскресные. Всенощное бдение

Звоны Воскресные. Литургия

Звоны Великого Поста. Общие положения

Звоны Великого Поста. 1 седмица

Звоны Великого Поста. 2 седмица

Звоны Великого Поста. 4 седмица

Звоны Великого Поста. 5 седмица

Звоны Страстной седмицы

Звоны на Пасху и Светлую седмицу.

Звоны Светлой седмицы

Звоны на Архиерейских богослужениях

УСТАВ ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ

Представленный Устав имеет в своем основании работу священника К. Никольского “Учебный устав богослужения” (глава “О колоколах и звоне”). Однако в данном Уставе есть некоторые звоны, не предусмотренные Типиконом, а потому не отмеченные у Никольского (например, звон в конце 1 часа и т.п.). В этих случаях нужно смотреть сноски в каждой таблице.

Благовест в первый по величине колокол (считая от больших).

Благовест в 4 по величине колокол; 9 ударов; редко.

Благовест в 1 колокол в оба края.

Звон в два малых колокольчика в один прием (то есть одночастный звон)

Звон без первого по величине колокола, два приема.

Звон во все колокола, включая первый в три приема.

Звон в один прием в колокола, исключая первый, второй, третий и четвертый колокола звукоряда.

При святом без знака

При шестеричном святом

При славословном святом

При полиелейном святом

При святом с бдением

В Двунадесятый праздник

Отдание Двунадесятого праздника

В день Храма (Престольный праздник).

Перезвон восходящий по одному удару в каждый колокол.

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗВОНА

1. Благовест ко всенощному бдению: “ударяет в великий кампан не скоро, поя Непорочны или 50 псалом двенадцатью”.

2. Для звона времени полагается меньше: прочтение однажды 50 псалма.

3. Звон к утрени: прочтение однажды 50 псалма.

ПЕРИОД ПЕНИЯ ОКТОИХА

Если после 9 часа служится малая вечерня и бывает расход, то к началу великой вечерни бывает благовест, указанный в соответствующей графе (9 час при этом не читается т.к. был прочитан перед малой вечерней).

ВЕЧЕРНЯ ИЛИ ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

Навечерия Р.Х. иБогоявления

Звон на великую вечерню, если она служится после малой, производится сряду

Здесь и далее см. графу

Благовест в недельные дни указан лишь в таких случаях, когда не служится все-

Если служится всенощное бдение, то благовест к утрени начинается во время пения «Ныне отпущаеши», а звон при начале Шестопсалмия.

Звон начинать либо во время пения Полиелея, либо во время прокимна перед

Евангелием. Заканчивается при начале чтения Евангелия.

Количество ударов данного благовеста может равняться и 25 (или другому какому числу), что зависит от местной традиции исполнения.

В навечерия Р.Х. и Богоявления к Царским часам

В современной звонарской практике есть привычка исполнять здесь звон, какой положен и к началу вечерни (в основном это касается больших праздников от X и выше). Хотя в Типиконе этот звон не предусмотрен.

Навечерия Р.Х. и Богоявления

Звон к Литургии производится в начале вечерни, о чем смотри соответствующую таблицу.

В современной звонарской традиции есть привычка исполнять на Малый вход указанный благовест /хотя Устав этого не предусматривает/. Если за службой присутствует или служит архииерей, то звон здесь не производится, а вместо него исполняется звон на Великом входе (см. Особенности архиерейского богослужения).

Начинается от пения «Достойно и праведно есть…» и продолжается по «Достойно есть…» (или до Задостойника) включительно. На ранней Литургии звон полагается только если она совершается «по рану» (т.е. ночью), в противном же случае не бывает.

В КОНЦЕ ЛИТУРГИИ

Звон целодневный до начала вечерни следующего дня

В современной звонарской практике здесь производится такой же звон, какой был к началу Литургии. Это замечание касается только служб от X и выше. Для других знаков звон не производится.

ОСОБЕННОСТИ АРХИЕРЕЙСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

До начала крестного хода: Перезвон ä /7/ частый.

От начала хода: звон –1.

Если крестный ход проходит с остановками по сторонам храма, то звонарь на время остановок звон прекращает.

б. По окончании: звон до вечерни.

а. К началу: Перезвон ä /7 или 12/

б. Во время освящения воды: звон в три.

б. Во время освящения воды: -1 в три коротко.

Все седмичные дни и субботы при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

1 СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Звон не полагается

* Здесь и далее Х смотри как в период пения Октоиха

МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Вечерня и В. веч.

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Как в Мясопустной седмице

Как в период пения Октоиха

Невзирая на знаки: Б4 р.

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

К ПОВЕЧЕРИЮ И ПОЛУНОЩНИЦЕ

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха, но от Мясопустной и далее: X :Б3

Как в период пения Октоиха, но на Мясопустной X : Б3

Как в период пения Октоиха

Благовест в недельные дни указан лишь в случаях, если не служится всенощное бдение.

Пнд., вт., чт., сбт., при знаках:

Как в период пения Октоиха

Среда, пятница при знаках:

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но звон в басовой группе несколько медленнее, чем обычно

Б2, звон –1 с редким ударением в бас

Если служится всенощное бдение, то благовест к утрени начинается во время пения «Ныне отпущаеши», а звон при начале Шестопсалмия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха

Звона нет, т.к. Евангелие не читается

Как в период пения Октоиха

Седм.дни при знаках:

Как в период пения Октоиха

Б2/9 или 25/, но на Мясопустной: Б3/9 или 25/

Б3/9 или 25/, кроме среды и пятницы, когда + X не служатся.

Как в период пения Октоиха

Понедельник, вторник, четверг, пятница

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

К 3 часу: Б. знака, а на прочих часах звона нет

Как в период пения Октоиха

Понедельник, вторник, четверг, суббота

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Как в период пения Октоиха

Как в период пения Октоиха, но при

Литургия не совершается, а на Изобразительных звон не полагается

Как в период пения Октоиха

ПЕРИОД ПЕНИЯ ПОСТНОЙ ТРИОДИ

а. К малой вечерне: Б5

б. К великой вечерне: Б3

а. К малой вечерне: Б5

б. К великой вечерне: Б1

а. Малая: «Двузвон» в три.

б. Великая: звон –1 в три.

а. Малая: «Двузвон» в три.

б. Великая: в три

а. Если совершается отдельно от Великой

вечерни: -1 в три.

б. Если совершается на всенощном бдении:

  • Во время пения «Ныне отпущаеши»: Б2
  • При начале Шестопсалмия: -1 в один

Во время пения «Ныне отпущаеши»: Б1

При начале Шестопсалмия: звон в два.

Прзв. å /1/, на Трисвятом: звон –1 в три.

Среда, четверг, пятница

Среда, четверг, пятница

Звон производится во время пения «Во Царствии Твоем…»

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Понедельник, вторник, среда, пятница

Литургия не совершается

Звон не полагается

Литургия не совершается

Литургия не совершается

Звон не полагается

Звон не полагается

УСТАВ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА НА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЕ

Служба этого дня относится к заранее оговоренным (см. Таблицы выше), за исключением IX числа (очем см. данную таблицу)

Во время пения «Тебе одеющагося…» прзв. å /1/. По положении в храме: зв.в. три

Звон не полагается

При чтении Страстей на каждое Евангелие: Б1 /по№Е/. На Е№12 звон в три.

На последнем Трисвятом: Прзв. å /1/. В конце крестного хода: звон в три.

ПЕРИОД ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ И ФОМИНОЙ НЕДЕЛЕ

Звон не полагается

На крестном ходу: звон в один. По прочтении стихир на заходе в храм: в два

Если есть расход до Литургии: звон долго

В современной практике здесь исполняется звон такой же, как и в начале вечерни, хотя Устав этот звон в этом месте не предусматривает.

Во время чтения Е.:

По окончании каждой статии: зв.в один.

По прочтении последней: в три.

Звон целодневный до начала вечерни

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ КОЛОКОЛЬНОГО ЗВОНА В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ И СУББОТЫ ПЕРИОДА ПЕНИЯ ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ

Вплоть до утрени понедельника (включительно): Благовест к службам в 1, а звон: в три.

Праздник Преноловения : Ко всем службам: Б2, звон: -1 в три.

Отдание Пасхи: Ко всем службам: Б2; звон: -1 в три.

Вознесение: Устав звона как в период Октоиха.

Пятидесятница: Устав звона как в период Октоиха, за исключением повечерия: Б4.

День Св. Духа: Ко всем службам: Б1 » , звон в три.

Работает период пения Октоиха.

Устав звона храма Христа Спасителя

18-тонный “Святительский” – Воскресный колокол (1125 пудов)

9-тонный – Великопостный (560 пудов)

5-тонный – Полиелейный (312 пудов)

3,4-тонный – Будничный (200 пудов)

1,95-тонный-Часовой (125 пудов)

Порядок звонов совершаемых в храме Христа Спасителя Звоны при встрече Патриарха

При подъезде Патриарха к Храму (появлении автомобиля с опознавательным знаком впереди) начинается трезвон (включая колокольню Преображенской церкви).

По входе Патриарха в Храм, если прибытие назначено к Литургии, – совершается трезвон в три приёма,

Если встреча к Вечерне или Утрене, то трезвонов по входе Патриарха в Храм больше не совершается.

В будничные дни Великой Четыредесятницы и в период Страстной седмицы встречу Патриарха осуществлять только благовестом в один край в “Царский” колокол (без трезвонов>.

Во всех случаях при встрече Патриарха используется колокольня Преображенской церкви.

Звоны в Великие праздники

Звоны в Средние праздники, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

Перед Утреней – двузвон (краткий трезвон в два приёма через небольшую паузу) со Святительским.

Звон к Евангелию – такой же как к началу службы (т.е. в колокола, находящиеся в Северо-восточной колокольне) со Святительским.

По окончании службы трезвон на Северо-восточной колокольне со Святительским.

Перед началом Литургии – Благовест в Святительский колокол, трезвон в три приёма со Святительским колоколом.

Звон на Евхаристии – 12 ударов в Святительский колокол

По окончании Литургии – трезвон на Северо-восточной колокольне со Святительским.

Звон к Евангелию – такой же как к началу службы (т.е. в колокола, находящиеся в Северо-восточной колокольне). По окончании службы трезвона не совершаем.

Звоны в период Великой Четыредесятницы (в Великий пост) и седмицы подготовительные к ней

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

В среду перед вечерней и Литургией Преждеосвященных даров совершается благовест в полиелейный колокол в один край. К Утрени и Литургии – также благовест в полиелейный колокол в один край.

В пятницу перед Литургией Преждеосвященных даров – звон в двои.

Суббота 5-й седмицы – суббота акафиста. Перед вечерним богослужением в пятницу вечером и в субботу утром совершается благовест в Святительский колокол, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

В неделю к Вечерне: Благовест в Царский колокол в один край через раз (ради Великого прокимна).

Суббота 6-й седмицы – Лазарева суббота. Накануне в пятницу вечером и в субботу перед литургией совершается благовест в Святительский колокол, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне, если служба совершается в Храме Христа Спасителя.

Звоны в Страстную седмицу

К Литургии благовест в Царский колокол в один край, а затем трезвон на Северо-восточной колокольне с полиелейным колоколом.

К Царским Часам – благовест в Царский колокол в один край через раз.

При совершении чина погребения (на крестном ходе) совершаем перезвон во все колокола по одному удару, по установлении плащаницы посреди храма – краткий трезвон во все без Праздничного.

На Евангелие звона не совершают

По окончании службы звонов не совершают

К Часам, Вечерне и Литургии звонов нет.

К началу Крестного хода начинаем Пасхальный трезвон (во все колокола).

Перед Пасхальным началом (в тот момент когда крестный ход станет у Западных дверей Храма) трезвон прекращается.

По совершении Пасхального начала (во время вхождения хода в Храм) трезвон возобновляется.

Перед литургией обычный трезвон в три приема без благовеста перед ним. На Литургии во время чтения Евангелий совершается перезвон (если не Кириопасха).

Во время Евхаристического канона – 12 ударов в Царский колокол.

По окончании Литургии – Пасхальный трезвон (во все колокола).

При совершении крестных ходов совершается трезвон. На время остановок крестного хода трезвон прекращается. По окончании богослужений – праздничный трезвон. Во время крестного хода используется колокольня Преображенской церкви.

Целодневные звоны совершаются в течение всей светлой седмицы, до субботы включительно. Желающим позвонить разрешается только в присутствии сопровождающих ответственных лиц и при условии знания ими правил совершения звонов и правил безопасности (особенно при использовании больших колоколов). Категорически запрещается совершать звоны на колокольнях храма лицам в нетрезвом состоянии.

Особые звоны, совершаемые во время богослужения некоторых праздников

Порядок звонов совершаемых на богослужениях в Спасо-Преображенской церкви

«Благовествуй, земле, радость велию!»

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — один из главных христианских праздников, посвященный воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии и Боговоплощения.

Событие Благовещения

Согласно Евангелию (Лк 1. 26−38), в 6-й месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи арх. Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св. Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. Косвенно о событии Благовещения упоминает апостол Павел: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» (Гал 4. 4).

Согласно апокрифам II в.- «Протоевангелию Иакова» и «Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие псевдо-Матфея») — Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для иерусалимского храма. Согласно 1-му из указанных источников, эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом, согласно 2-му — между ними прошло 3 дня (Новозаветные апокрифы. С. 20, 42). Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 1.С. 197; Т. 2. С. 374).

Датировка

атой Благовещения как на Западе, так и на Востоке (за нек-рыми исключениями — см. Скабалланович. Толковый Типикон. Вып. С. 360−361) считается 25 марта. Эта дата, с одной стороны, отстоит ровно на 9 месяцев от 25 дек., которое с IV в. сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова; с др. стороны, лежит в основе александрийской и более поздней визант. хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Распятия или Пасхи. Какая именно из двух указанных причин (или обе сразу) послужила решающей для закрепления праздника Благовещения за 25 марта, неизвестно. Впервые эта дата появляется в сочинениях зап. авторов III в. Тертуллиана (Adv. Jud. 8) и сщмч. Ипполита Римского (In Dan. IV. 23) как день Распятия Спасителя по рим. календарю (еще в VI в. св. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником (Kellner. S. 40)). При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов (Быт 2. 3; Откр 20. 4−6; Пс 89. 5; 2 Петр 3. 8) и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека (Quaestiones ad Antiochum ducem // PG. 28. Col. 632; Ж.-П.Минь отнес это произведение к неподлинным (Spuria)). Кроме того, место даты Распятия с V в. заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. Согласно Георгию Синкеллу, создателями александрийской хронологической системы следует считать Юлия Африкана (III в.), а также александрийских монахов Панодора и Анниана (кон. IV — нач. V в.). Большое распространение в V—X вв. получила эра Анниана, ею пользовались все александрийские и многие константинопольские и близкие к Константинополю авторы, среди которых прп. Максим Исповедник и крупнейшие хронографисты IX в. В эре Анниана первым днем творения мира является воскресенье 25 марта 5492 г. до нашей эры (эры Дионисия Малого), датами Боговоплощения (Благовещения) и Воскресения Христова — воскресенья 25 марта 9 и 42 г. нашей эры соответственно. С X в. в Византии стала использоваться т. н. визант. эра (впервые эра, близкая к ней, встречается в «Пасхальной хронике» VII в.- PG. 92. Col. 488C), в которой первый день творения мира приходится на воскресенье 31 марта 5508 (или 11 марта 5509) г. до нашей эры, а датами Благовещения и Воскресения Христова являются воскресенья 25 марта 4 г. до нашей эры («5505 г. от сотворения мира») и 31 г. нашей эры соответственно. Несмотря на то, что эра Анниана используется в сравнительно поздних памятниках — таких, как Евергетидский Типикон, сохранившийся в рукописи 1-й пол. XII в., или рус. исторические сочинения (в т. ч. ПВЛ), визант. эра стала офиц. эрой греч. Церквей (см. Летосчисление). Поэтому в визант. традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты др. праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи. День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе (где были известны 2 способа отсчета лет от Благовещения: имевший широкое распространение вплоть до XVIII в. calculus Florentinus (лат. Флорентийский отсчет), а также менее известный calculus Pisanus (Пизанский отсчет)). Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название «Кириопасхи» (Кириопасха — Господственная (т. е. настоящая, нормальная) Пасха; иногда встречается неправильная этимология — Господня Пасха); в наст. время Кириопасхой называют случающееся раз в неск. лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения. (Лебедев Д., свящ. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»? // БВ. 1905. Т. 1.). 25 марта Благовещение празднуется и поныне (в России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта в XXI в. выпадает на 7 апр. по григорианскому («гражданскому») календарю).

Установление

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й пол. II — 1-й пол. III в.; в Равенне (после 400) и в Риме, среди мозаик триумфальной арки ц. Санта-Мария Маджоре (432−445), исполненных при папе Сиксте III (432−440) или даже ранее (Там же. С. 26−27; Петровский. С. 619−622; Арган. С. 94), тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV в.

Открытие св. равноап. Еленой в нач. IV в. святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился арх. Гавриил, была построена базилика — Cabrol. Col. 2245−2246) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В нач. VIII в. арм. автор Григор Ашаруни писал, что праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским (Conybeare. P. 509), т. е. в 3-й четв. IV в. В древнейших арм. Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V в., самостоятельного празднования Благовещению еще нет, но воспоминанию этого события посвящен 4-й день Богоявленских торжеств (т. е. 9 янв.- Ibid. P. 517). Древние груз. рукописные Лекционарии, отражающие литургическую практику Иерусалима VII в., уже содержат под 25 марта особый праздник Благовещения (Кекелидзе. С. 55−56; Tarchnishvili. P. 43−45 (лат. пер.: P. 40−41)).

Поскольку сведения о константинопольском богослужении V—VI вв. немногочисленны, ничего определенного о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но уже к кон. VII в. это один из самых почитаемых здесь праздников: Трул. 52 запрещает совершение полной литургии в период Великого поста, за исключением суббот, воскресений и праздника Благовещения. Прав. 52 Трул. (691−692) восходит к прав. 49 Лаодикийского собора (ок. 343), разрешающему совершать полную литургию Великим постом только по субботам и воскресеньям. Правило. Лаодикийского собора не упраздняет вовсе возможность совершения службы на Благовещение; скорее, из него можно сделать вывод, что первоначально праздник в те годы, когда он попадал на будние дни поста, мог переноситься на субботу или воскресенье. Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура правосл. великопостного цикла во многом обязана этому обычаю. И. Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на который переносилось Благовещение, была суббота Акафиста и что Акафист Пресвятой Богородице в первоначальном виде был сочинён для праздника Благовещения (Карабинов. С. 31 сл.). Все визант. памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение Благовещению неизменно совершается 25 марта.

Под именами церковных писателей III—V вв. (святых Григория Чудотворца (PG. 10. Col. 1145−1169), Афанасия Великого (PG. 28. Col. 917−940), Григория Нисского (Montagna D. La lode alla Theotokos nei testi greci decoli IV-VII // Marianum: Ephemerides Mariologiae. R., 1962. Vol. 24. P. 536−539), Иоанна Златоуста (PG. 50. Col. 791−796; 60. Col. 755−760; 62. Col. 763−770), Прокла Константинопольского (PG. 65. Col. 679), Василия Селевкийского (PG. 85. Col. 425−452)) сохранился целый ряд праздничных слов на Благовещение, но их подлинность сомнительна, и обычно их датируют более поздним временем (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 115−116). Сохранились также беседы на Благовещение свт. Софрония Иерусалимского (VII в.- PG. 87g. Col. 3217), свт. Германа Константинопольского (VIII в.- PG. 98. Col. 321−328), прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.- PG. 96. Col. 648−661), свт. Григория Паламы (PG. 151. Col. 165−177) и мн. др. святых отцов и церковных писателей.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений зап. отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые лат. авторам V в. (блж. Августину (3 проповеди: PL. 39. Col. 2103−2110), святым Петру Хрисологу (5 проповедей: PL. 52. Col. 575−588) и Льву I Великому (PL. 56. Col. 1140−1144)) и последующих веков. Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687−701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия (LP. T. 1. P. 372, 376, 381). Календарь Полемия Сильвия, еп. г. Ситтена в Сев. Италии (435−455), предназначавшийся как для светского, так и для церковного употребления, а потому содержащий наряду с христ. и языческие памяти, упоминает 25 марта еще не как день Благовещения, а как день Крестной смерти Спасителя (Kellner. S. 196). В первой редакции Геласия Сакраментария (VII в.) Благовещение не указано, но уже в Григория Великого Сакраментарии (3-я четв. VII в.) оно находится под 25 марта (то же — и в т. н. Геласиевом Сакраментарии VIII в.); во всех более поздних памятниках рим. традиции в этот день праздновалось Благовещение.

В неримских западных обрядах празднование Благовещению могло переноситься на период адвента. Толедский Собор 656 г. в 1-м прав. предписывает петь службу Благовещению 18 дек. (при этом 25 марта остается датой Благовещения), объясняя это невозможностью устраивать праздник во время Великого поста (Mansi. T. 11. P. 33−34). Вероятно, Собор не просто ввел эту дату, но перенял ее из некой традиции, уже установленной в отдельных местах, напр., в аквилейском и амвросианском обрядах Благовещение также праздновалось в дек. в одно из воскресений (Kellner. S. 147).

Название

Название праздника в древности не было устойчивым, совр. греч. «евангелисмос» засвидетельствовано лишь с VII в. В сочинениях древних авторов встречаются названия: греч. «день приветствия», «возвещение» или «день/праздник Благовещения»; лат. «annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem» (Благовещение ангела ко блаженной Деве Марии), «Mariae salutatio» (приветствие Марии), «annuntiatio sanctae Mariae de conceptione» (Благовещение св. Марии о зачатии), «annuntiatio Christi» (Благовещение Христа), «initium redemptionis» (начало искупления), «conceptio Christi» (зачатие Христа), «festum incarnationis» (праздник Воплощения) (Cabrol. Col. 2242). В истории Благовещение воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. Феодор Продром (XII в.) в четверостишии называет 12 главных праздников, среди которых, за исключением Благовещения, Богородичные отсутствуют. Гроттаферратский Типикон (XIII в.) упоминает Благовещение среди 14 Господских праздников (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907). С XIV в., с включением в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и проч. Богородичных праздников, Благовещение становится одним из них (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401). В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников (полное название — Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католичестве это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis — Благовещение Блаженной Девы Марии) (Хойнацкий. С. 1002).

По материалам статьи «Благовещение Пресвятой Богородицы» («Православная энциклопедия». Т.5. М., 2002. С.254−268)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *