Молитвы от душевной боли

Физическая и душевная (вернее, духовная, внутренняя) боль знакома всем. Она воспринимается как тяжесть, наказание, несправедливость, зло. Вместе с тем это и крайне мощное средство заставить нас позаботиться о себе. Мы не дожили бы до сегодняшнего дня, если бы не испытывали боли. Без неё никто не лечил бы ушибы, переломы, воспаления… А значит, первая серьёзная болезнь свела бы нас в могилу. Как это ни парадоксально, боль — вернейший помощник, который бережёт нашу жизнь, охраняет благополучие и обращает внимание на неисправность.

Известный православный психолог М.И. Хасьминский предлагает яркое сравнение. Допустим, человек имеет дорогую машину, оборудованную хорошей сигнализацией, и просыпается ночью, поскольку сирена воет на всю округу. Не выясняя причин, он начинает ругать сигнализацию. Ведь, по его мнению, виновата именно она. Не воры, а сигнализация! Конечно, мы сочтём такого водителя не особо умным (если не сказать жёстче).

Иная картина: человек сначала терпит боль, потом пьёт обезболивающие таблетки, несмотря на уговоры близких срочно пойти к врачу. А боль усиливается, состояние ухудшается, и благоприятное для лечения время уже потеряно.

Нередко мы сами не желаем видеть подлинные причины болевого синдрома. Мы мучаемся или подавляем неприятные ощущения: стараемся отвлечься, забыться и порой отчаиваемся. Но упорно отворачиваемся от стонов, которые вырываются из глубин нашего «я».

Попробуем разобраться сначала в истоках душевной боли. Иногда она столь велика, что от неё хотят освободиться даже ценой самоубийства. Эти люди напоминают тех, кто обвиняет сигнализацию, а не грабителя. Они считают, что душевную боль можно устранить, уничтожив тело. Так не тело же болит! Воспаление лёгких не вылечишь ампутацией руки! Это разные органы! Тело и душа — тоже разные, хотя и взаимозависимые части человека.

При телесной боли от нервных окончаний сигнал неблагополучия поступает в соответствующий участок головного мозга. Вот почему мы чувствуем боль. Откуда же и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Современная наука решительно и однозначно утверждает, что сознание, самосознание, свобода воли не локализованы в коре головного мозга и не сводятся к её функциям.

Отчего же болит душа, точнее, дух? Мы не рассматриваем сейчас тяжёлые психические заболевания вроде шизофрении и аутизма, имеющие множество различных причин. Как и тело, душа часто страдает оттого, что её повреждают или лишают питания. Пренебрежение высшими стремлениями личности как раз и порождает грех — источник болезней.

Грех — слово не модное. Люди, далёкие от Церкви, обычно видят в нём нарушение нравственных норм, соблюдение которых нужно Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности — «бери от жизни всё». На самом же деле грех есть преступление не только против закона Божия, но и против собственной души.

Вот происходит какаято трагедия, утрата. А нам и невдомёк, что нахлынувшая боль связана с нашими ошибками. При различных кризисах, стрессах и конфликтах боль вызвана нашей мстительностью, ненавистью, тщеславием, уязвлённым самолюбием и прочими греховными страстями. Разрыв с любимым переживался бы менее болезненно, если бы отношения не омрачались обидой и эгоизмом. Психическая травма от потери близкого человека усугубляется чувством одиночества, несправедливости, отчаянием, ропотом на Бога…

Итак, душевная боль сигнализирует о том, что душа не в порядке. Жизнь души не обеспечивается культурными мероприятиями (вроде посещения музейных выставок, цирковых аттракционов и эстрадных концертов) или образованием (например, чтением светских книг, научными трудами, просмотром познавательных телепередач).

Грех — слово не модное. Люди, далёкие от Церкви, обычно видят в нём на­ру­ше­ние нравс­твен­ных норм, соб­лю­де­ние которых нужно Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз сов­ре­мен­нос­ти — «бери от жизни всё».

Духовная жизнь основывается на богопознании и богообщении: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

K кому же обращаться за помощью, если душа ранена и изнемогает? K «бабкам» и знахарям? Это лжецелители, которые подсовывают суррогат вместо настоящего лекарства! K психологу? Психиатру? Психотерапевту? Да, имеет смысл, особенно если специалист православный и опытный. Но здесь возникает старинный библейский вопрос: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк. 2, 7).

Посредством лекарств удаётся ослабить боль души, благодаря психотерапии — отвлечься от боли, научиться жить с ней, на время заглушить. Но, несмотря на колоссальные достижения, наука не в силах навсегда искоренить её глубинные причины.

Поскольку боль обусловлена нарушением потребностей души, значит, она врачуется правильным удовлетворением этих потребностей. Теперь возьмём практически канонизированные многими психологами списки человеческих потребностей: самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность, безопасность и т.д. Разве перечислено абсолютно всё, что нужно человеку? Даже если вы, согласно такому перечню, удовлетворены на 100%, это не гарантия счастья.

Главная потребность души — любовь. А она в списках не упоминается.

Некоторые светские издания и горепсихологи дают безответственные советы, которые лишь отягощают и запутывают страждущего человека. М.И. Хасьминский справедливо критикует подобные рекомендации и рецепты:

1. «Забудьте психотравму» (конкретного человека, стрессовую ситуацию, обиду, измену и т.д.). А как забыть? Психотравма постоянно «сверлит» мозг, вторгается в сознание навязчивыми мыслями, требует эмоционального ответа и одновременно истощает психологические ресурсы. Одного желания «забыться и заснуть» мало. Так легко боль не отступит и не отпустит.

2. «Поднимите свою самооценку». Речь идёт не о духовной, а именно о психологической самооценке. Предлагается настраивать себя «на позитив» и произносить комплименты: «Я — красивая, умная, успешная…» Каков же итог искусственного самовнушения? Самооценка необоснованно повышается, уровень притязаний растёт, но в реальности ничего не меняется. То есть планка поднялась, а прыгать выше человек не научился. И он ломает внутренний хребет, свой стержень.

Убедив себя в наличии мнимых достоинств, ещё труднее ответить на вопрос: «Если я такая замечательная, самая лучшая, то почему меня оскорбили? Почему не оценили? Почему немедленно не бросаются с извинениями и предложениями руки и сердца?» Получается большое несоответствие между уровнем амбиций и фактическим положением дел.

3. «Сделайте новую причёску, смените имидж, доставьте себе радость». На время это, действительно, ослабляет симптомы кризиса, поскольку психологическая самооценка возрастает. Но опять же: «Кто оценит мой новый образ? Мне же нужно, чтобы оценил не каждый встречный, а он, любимый, для кого я стараюсь!» А он всё равно не оценивает! Или, наоборот, ему не нравится.

4. «Развлекитесь, отвлекитесь». Безумный, неэффективный и, увы, часто встречающийся совет. Подругому он звучит так: «Временно уйди от реальности». Куда? В наркотики, алкоголь, азартные игры, виртуальный мир… А что потом? Ведь всё равно рано или поздно придётся возвращаться. Это сравнимо с похмельем. Придя в нормальное состояние, человек понимает, что попытка уйти от действительности тщетна, он проиграл.

На мой взгляд, усыпление совести происходит путём безжалостного искажения реальности. Подобно незадачливому персонажу басни И.А. Крылова, все мы любим «на зеркало пенять, коли рожа крива». Самооправданий великое множество: «Так сложились обстоятельства», «Меня так воспитали», «У меня не было иного выхода» и пр. Мы ухитряемся перечить даже самым священным устремлениям души.

Вывод прост: «косметический ремонт» приносит лишь временное облегчение. Как горько шутят сантехники, нужно менять не унитаз, а всю систему. Поэтому не раздувайте искусственно мыльный пузырь самоуважения — гордыню и тщеславие. Ищите реальное уважение людей. Это не сложно. Вокруг нас всегда есть обездоленные и нуждающиеся: старики, больные, многодетные семьи, сироты, заключённые, бездомные…

Помощь бывает разной: безвозмездной, молитвенной, словом и делом, работой в благотворительных организациях и фондах, посильной адресной материальной поддержкой конкретных проектов и людей. Например, пожертвуйте деньги, которые планировали использовать на себя; преодолейте своё «не могу» и сделайте то, чего раньше не хотели и не умели.

Но не обманывайтесь: отдать детскому дому старую, изношенную одежду или брезгливо подать мелочь нищему — это вовсе не те добрые дела, которыми движет любовь. Помните меткую русскую пословицу: «На тебе, убоже, что нам негоже». Не стоит также помогать другим из корыстных побуждений, выгадывая пользу для себя. Истинное добро творят ради самого добра, то есть ради Бога.

Если хотите быть здоровыми телесно, соблюдайте правила гигиены и санитарии. Мы же не едим что попало, не пьём из дорожных луж, моем посуду, одеваемся по погоде… А душевное здоровье требует духовной гигиены. Не допускайте в сознание и сердце мусор из Интернета, теле и радиоэфира, не верьте гороскопам, приметам и сплетням, не читайте жёлтую прессу и пошлые романы, сторонитесь сектантов… Если мы игнорируем подобные правила, то духовное здоровье под угрозой.

Если хотите быть здо­ро­вы­ми телесно, соб­лю­дай­те правила гигиены и са­ни­та­рии. Мы же не едим что попало, не пьём из до­рож­ных луж, моем посуду, оде­ва­ем­ся по погоде… А ду­шев­ное здо­ровье требует ду­хов­ной гигиены.

Исстари лечебницей души является Православная Церковь. Господь Бог врачует не за деньги, но бескорыстно, мудро и с любовью, просто и без упрёков. Он всегда протягивает руку помощи, но никому не навязывается и не уговаривает лечиться. У Него ничего нельзя купить. Уважая наш свободный выбор, сей Врач зовёт, а не тащит за Собой. Он рассчитывает на наше доверие и исполнение Его заповедей.

Самое важное для исцеления души — это примирение с Богом через веру и покаяние, осознание собственных грехов и ответственности за прожитое, а также стремление начать новую жизнь по воле Божией.

Универсальные нормы психогигиены и психопрофилактики сформулированы ещё в Библии: «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил… Имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру… В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны…» (Рим. 12, 3; 6–12).

Не случайно молитву сравнивают с дыханием и пищей души. Наука не смогла определить и измерить ту энергию, которая насыщает душу при молитве. Церковь именует это Божественной благодатью.

Молитва — самый быстрый путь исцеления не только душевной, но иногда и физической боли. Об этом свидетельствуют как древние, так и современные случаи целебной помощи угодников Божиих.

Настоятель греческого СвятоПреображенского монастыря Сагмата архимандрит Нектарий (Антонопулос) рассказывает, казалось бы, совершенно невероятную историю. В Афинах тяжело заболел мальчик. Местные врачи отказались его оперировать и отправили в один из лучших медицинских центров Германии. Больного сопровождал и отец Нектарий.

После сложнейшей многочасовой операции хирурги заявили:

— Непонятно, зачем вы привезли ребёнка в наш Центр, если у вас самих есть такой замечательный специалист!

— Какой специалист? — удивился отец Нектарий.

— Ну, тот, что подсказывал нам, давал ценные указания, руководил операцией. Профессионал высочайшего уровня! Можно сказать, что благодаря ему операция прошла блестяще.

— Странно, но никакого специалиста с нами не было. Вы чтото путаете…

— Ну как же?! Такой — в медицинском халате старого образца, сейчас уже таких нет, с седой бородой… Да он вот только что перед нами из операционной вышел. Как же вы его не заметили?..

Изумлённый отец Нектарий попросил показать медицинский журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии оперирующих хирургов, и последней была запись от руки порусски: «Архиепископ Лука».

Воистину, дивны дела Твои, Господи! Святитель Лука (ВойноЯсенецкий), причисленный Православной Церковью к лику святых, продолжает оперировать и ныне!

Мне известно это и из других источников. Вот что произошло с Алексеем. В 37 лет он внезапно заболел тяжёлой формой гайморита. После обследования диагноз уточнили: рак носовой полости с метастазами. Больного госпитализировали в онкологическое отделение.

Ещё до операции крёстная мать горячо молилась об исцелении Алексея перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица», а потом подошла к образу святителя Луки. Женщина обратилась к нему просто и искренне, как к живому доктору: «Если Господу угодно, сделай операцию сам. Я прошу, чтобы ты направлял руки хирурга».

Несмотря на техническую сложность, операция прошла удачно; по словам врачей, буквально на одном дыхании. Уже через три часа Алексей разговаривал и быстро пошёл на поправку.

Теперь второй случай, о котором мне тоже сообщили на консультации. В 29 лет у Нины сильно деформировались шейные позвонки и отнялись руки. Изза острой боли она не могла лежать. Вместе с родной тётей Нина просила помощи у святителя Луки. И — о чудо! — больная сразу внутренне успокоилась, исчезли страхи, тягостные сомнения в необходимости и успехе хирургического вмешательства.

Опытный врач, на счету которого были тысячи подобных изнурительных операций, в этот раз даже не устал. Компьютерная томография показала, что вставленные позвонки отлично прижились. На следующий день восстановились чувствительность и движения рук. А через десять дней Нину выписали домой. Хирург с огромным стажем впервые увидел столь блестящие результаты!

Приведу ещё интересный случай. У Татьяны произошло очередное обострение радикулита. 6 декабря 2010 года она, стиснув зубы, держась за спину и не разгибаясь от боли, брела на работу. В переходе метро Татьяна заинтересовалась названием моей книги «Когда гром грянул. Жить вопреки болезни», купила её и, сев в поезд, принялась читать.

«Очень тронули истории о том, — делилась впечатлениями пациентка, — как немощные люди преодолевали, казалось бы, невозможные трудности: прыгали с парашютом, завоёвывали призы на соревнованиях. Читая притчи в приложении, я даже расплакалась и сказала себе: «Ну, подумаешь, сколиоз второй степени и обычный приступ радикулита! Я ведь не инвалид, не слепая, не глухая. По сравнению с настоящим горем моя проблема — чепуха!” И мне захотелось стать лучше, добрее, отзывчивее; как говорил великий врач Фёдор Петрович Гааз, «спешить делать добро”. Книга вселила оптимизм. Я увидела конкретные пути и плоды духовнопсихологической реабилитации людей.

В другое время я с такими острыми болями ни за что бы не пошла в храм на богослужение. Но тогда я поняла, что себя надо преодолеть: сила Божия в нашей немощи совершается. Захотелось устроить себе праздник в честь любимой святой — великомученицы Екатерины. Служба пролетела почти мгновенно. Все пели акафист, и я со слезами молилась святой об исцелении.

Потом я пошла домой и продолжила чтение книги. На следующий день — снова на работу (опять же не разгибаясь, стиснув зубы от боли). Но ровно через сутки после всенощной свершилось чудо. В магазине я купила продукты и, ковыляя, медленно понесла тяжёлые сумки домой. Подошла к двери подъезда, поставила сумки, разогнулась, и сильная боль мгновенно ушла.

За двадцать пять лет моей болезни я не припомню, чтобы приступ закончился столь быстро. Если бы я не читала вашу книгу и поленилась пойти в храм, то, наверное, недели две мне кололи бы обезболивающие, я бы растиралась разными мазями, делала самомассаж и ходила на физиотерапию. Как правило, каждый приступ выбивал меня из активной жизни на полмесяца.

Слава Тебе, Господи, за Твою милость! Великомученица Екатерина, моли Бога о нас!» — закончила рассказ Татьяна.

Неужели всё это просто совпадение?! Разве при таких благодатных скорых заступниках у нас есть повод унывать и отчаиваться от душевной или телесной боли?

Покаяние и исправление греховного образа жизни, несомненно, способствуют излечению. Однако не каждый желающий выздоравливает. Вопервых, это не всегда угодно Богу, а вовторых, наши вера и усердие зачастую слабы. Кому из нас Господь скажет слова, обращённые к женщине, страдавшей кровотечением: «Вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5, 34)?

Утешая христиан, апостол Павел пишет, что Святой «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 26–28).

Когда духовные чада афонского старца Порфирия Кавсокаливита стали взывать к Богу об исцелении подвижника, он ответил: «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо».

Прислушаемся и к мудрым изречениям древнегреческих мыслителей. «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос», — утверждал философ Плутарх. А историк Геродот указывал: «Твоё здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Не лечи болезнь — лечи свою жизнь, живи по законам природы и разума».

Кто с этим поспорит?

Для быстрого перехода до интересующего вас элемента воспользуйтесь ссылками…..

Немного истории….

Молитвы: ….1 ….2 ….3 ….4

Тропари: ….1 ….2 ….3 ….4 ….5

Кондаки: ….1 ….2

Величание: ….1

Акафист: ….1.

Божия Матерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Перед Ней – бедствующие люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют слова из молитвы к Богородице: «Помощница еси обидимым, не надеющихся на деяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление». Около людей изображены ангелы, которые указывают им на Богоматерь.

Икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» прославилась в конце XVII века. Сестра Патриарха Иоакима, жившая в Москве, страдала от тяжелой болезни. Однажды она во время молитвы услышала голос: – «Евфимия! Отчего в страдании твоем ты не прибегаешь к общей Целительнице всех? В храме Преображения Сына Моего есть образ Мой, именуемый «Всех Скорбящих Радость». Позови священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление». Евфимия исполнила повеление Пречистой Девы и исцелилась. Эта икона и по сей день пребывает в Москве, в храме Преображения Господня. В храмах России находятся великое множество списков с иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», также прославившихся чудотворениями.

К Божией Матери в честь Ее иконы «Всех Скорбящих Радость» православные христиане обращаются во всех бедах, скорбях и нуждах. И само название иконы говорит за себя. Она Целительница всех недугов телесных и душевных.

Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Всех Скорбящих Радость”

Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево!

К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице.

Не презри плача и слез, утехо плачущих!

Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы.

О, Свете Незаходимый!

Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице!

Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея.

К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков.

Аминь.

Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

О, Пресвятая Владычице Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте!

Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы.

Ты Едина еси радости нашея ходатаица, и яко Мати Божия и Мати Милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит.

Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся, отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временной жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Молитва Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище!

Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде;

темже убо, о Мати чадолюбивая вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица, предстоящи Престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити;

сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей;

Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши, се зриши беду нашу и скорбь, яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подажь нам слезы покаяния к очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем к Твоему ходатайству и заступлению.

Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше, Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем целы и сохранены Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

Тропарь Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

глас 4
Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил доныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе,// Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Тропарь Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

глас 4
К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя рабы тщи,// Тя бо и едину надежду имамы.

Ин тропарь Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

глас 2
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Ин тропарь Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

глас 4
Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/ имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/ та бо, верным являющи чудеса,/ низпосылает дары целебныя./ Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/ и на Тоя пречистый образ взирающе,/ яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Присно деву Богородицу,/ и умильно глаголем:/ воззри, Мати Божия, оком милости,/ простри к нам руце Твои пречистыя,/ якоже на иконе Твоей сие зрится,/ и подаждь всем скорбящим радость,/ больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,/ яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших.

Ин тропарь Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

глас 8
Ко источнику приснотекущему милосердия,/ Пречистей Деве Богородице,/ притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/ мужие, и жены, и чада, здравии и болящие,/ в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/ Владычице, помози грешным рабом Твоим,/ яви яко Благая славу Твою,/ присно потщися умилосердитися на ны,/ испросити очищение душ и телес наших/ от Источника жизни нашел, Бога,/ Егоже родила еси, едина Благословенная.

Кондак Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

Кондак Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость”

глас 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Акафист Божией Матери перед иконой Ее «Всех скорбящих Радость»

Кондак 1
Взбранней Воеводе победительная, яко избавльшеся от вечныя смерти благодатию от Тебе рождшагося Христа Бога нашего и Твоим матерним пред Ним ходатайством, благодарственная восписуем Ти, раби Твои: яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед и скорбных обстояний свободи, зовущих: радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Икос 1
Ангел предстатель послан бысть с небесе рещи Богородице: радуйся, возвещая Божественным воплощением Христовым хотящую родитися от Нея Радость всему миру, в скорби погибающу. Темже и мы, грехми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивше, умильно взываем Ти: Радуйся, Божие ко грешным благоволение; радуйся, кающихся пред Господом Богом крепкое заступление. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, греховную отъемлющая скверну; радуйся, бане, омывающая совесть. Радуйся, рождшая Избавителя, беззакония наша туне очищающаго; радуйся, всечудное всех к Богу примирение. Радуйся, мосте, воистину преводяй нас от смерти к животу; радуйся, мир от потопа греховнаго спасшая. Радуйся, лествице небесная, Еюже Господь к нам сниде; радуйся, вина всех обожения. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 2
Видяще токи чудес, изливаемыя от святыя Твоея иконы, благая Богородительнице, яко Ты еси молящихся благая помощница, обидимых заступница, ненадеющихся надежда, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, девственных целомудрие, странных наставница, труждающихся помощь, слепых прозрение, глухих благослышание, больных исцеление, благодарственне вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 2
Разум недоразуменный находящих на ны лютых скорбей разумети ищуще, к Тебе прибегаем, о Мати и Дево, утешения требующе. Ты же, Яко благая, научи ны разумети в них благаго Сына Твоего милосердое промышление во спасение душ наших и очищение многих согрешений, да взываем Ти радостно: Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; радуйся, сумнящихся известное утверждение. Радуйся, едина Мати милосердия; радуйся, скорая помощнице сущим в бедах и напастех. Радуйся, скорбьми грехи наша очищающая; радуйся, печалию наша немощи душевныя врачующая. Радуйся, суетныя радости мира сего презирати нас научающая; радуйся, от мира к премирным ум наш возводящая. Радуйся, от любве земныя к небесней Божией любви нас привлекающая; радуйся, в самых страданиях наших утешение и благодатную жизнь нам подающая. Радуйся, обетование благ вечных; радуйся, Ходатаице вечныя радости. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 3
Силою свыше укрепи мя, благая Владычице, недугующа телом и душею, и посещения Твоего сподоби и промышления, мрак уныния и скорби, облежащий мя, отгоняюще, да спасаемый Тобою, непрестанно вопию Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имущи богатство милосердия неизреченное, всем скорбящим руку помощи простираеши, недуги врачующи, страсти исцеляющи. Не презри и мене, благая Владычице, на одре немощи моея низлежаща и вопиюща Ти: Радуйся, милости сокровище многоценное; радуйся, отчаянных едина надеждо. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, твердая крепосте немощных; радуйся, изнемогающих заступнице и укрепление. Радуйся, гнев Божий Твоим молением скоро утоляющая; радуйся, страсти наша силою молитв Твоих укрощающая. Радуйся, слепых зрение, глухих слышание; радуйся, хромых хождение, немых глаголание. Радуйся, болящих благонадежное посещение; радуйся, Яко Тобою по мере веры подаются благодатная исцеления всем немощствующим. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 4
Буря многих бед и напастей обдержит мя, и волнения не ктому терплю: Ты же, Яко милостивая Мати Спаса моего и Бога, воздвигни руце к Сыну Твоему, молящи Его, да призрит на лютую скорбь сердца моего и воздвигнет мя из пучины отчаяния, вопиющаго Ему: Аллилуиа.

Икос 4
Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, Симеона праведнаго проречение: Тебе же Самой душу пройдет оружие, слагала еси в сердце Твоем вся глаголы сия, разумевающи, яко радость матерняго сердца о чадех многих печалей в мире сем бывает причастна. Темже, яко искушенней по всяческим и спострадати матерней скорби могущей, взываем Ти: Радуйся, радость миру Христа Спасителя рождшая; радуйся, мир от скорбей избавляющая. Радуйся, хуления и клеветы на Сына Твоего терпевшая; радуйся, страданием Его спострадавшая. Радуйся, скорбных матерей утешение; радуйся, чад их благодатное охранение. Радуйся, в бедах скорое нам заступление; радуйся, заблуждших исправление. Радуйся, младенцев питание; радуйся, юных наставление. Радуйся, Мати сиротствующих; радуйся, вдов заступление. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 5
Боготочную Кровь Сына Твоего, на Кресте за спасение наше изливаемую, зрящи, яко Раба Господня, смиренно воли Отца, Иже на небесех, повинующаяся, нам образ злострадания и терпения явила еси, да и мы, в пещи искушений и бед сущии, вопием смиренно Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видя Тя Сын Твой и Бог при Кресте стоящую с возлюбленным учеником и сердцем Ему сраспинающуюся, глаголаше: Жено, се сын Твой, и ученику: се, Мати твоя, всыновляя Тебе вся верующия в Него. Мы же, яко общницы скорби и страданий Сына Твоего, имеюще в Тебе благую Матерь, на Тя все упование в скорби возлагающе, вопием Ти: Радуйся, Мати рода христианскаго; радуйся, усыновившая нас при Кресте Сына Твоего. Радуйся, Бога с человеки соединившая; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, Агнице, рождшая Агнца, вземшаго грехи мира; радуйся, чаше, черплющая нам радость от Источника безсмертия. Радуйся, споручнице спасения грешных; радуйся, взыскание погибших. Радуйся, нечаянная грешных радосте; радуйся, падших востание. Радуйся, целительнице всех немощей; радуйся, утоление всякия печали. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 6
Проповедуют милости Твоя, Богомати, вси концы вселенныя, ибо честным покровом Твоим покрываеши весь род христианский, о немже непрестанно молишися Христу Спасителю нашему и избавляеши от всех бед благонравныя и богобоящияся рабы, верно вопиющия Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсия благодать светозарная от пречудныя иконы Твоея, Богомати, пред неюже со слезами припадающе, молим Ти ся: отжени облак нашедших на ны искушений, да вопием Ти радостно: Радуйся, приносящая к Сыну Твоему и Богу моления верных; радуйся, и Сама у Престола Сына Твоего непрестанно молящаяся о нас. Радуйся, предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, заступнице рода христианскаго, от Бога нам дарованная. Радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози; радуйся, древо светлоплодовитое, имже питаются вернии. Радуйся, покрове миру, ширший облака; радуйся, земле обетования, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, светлый облаче, верныя непрестанно освещающий; радуйся, столпе огненный, наставляяй избранныя к небесному наследию. Радуйся, ниво, растящая обилие щедрот; радуйся, подательнице всякия благости. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 7
Хотящи явити токи чудес от Своея иконы, Всех скорбящих Радости, повелела еси, Владычице, болящей Евфимии молебная пения пред тою совершати, и получивши исцеление, всем проповедати милости, ради тоя иконы явленныя, да не сокрыт будет источник благодатных изцелений всем требующим. Темже и мы не таим Твоих благодеяний, но благодарственне прославляюще Бога, вопием Ему: Аллиуиа.

Икос 7
Новая купель Силоамская паче оныя древния явися, Пречистая Владычице, храм Твой, в немже покланяемся чудотворней иконе Твоей: Ибо не единою в лето и токмо первее входящим здравие тела подаеши, но всегда всякий недуг и всякую язву душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе прибегающих. Сего ради вопием Ти: Радуйся, купель, в нейже вся скорби наша погружаются; радуйся, чаше, Еюже радость и спасение восприемлем. Радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни; радуйся, древо, услаждающее сланыя воды житейскаго моря. Радуйся, животворныя воды неистощимый источниче; радуйся, бане, омывающая греховную скверну. Радуйся, скорбей наших услаждение; радуйся, печалей наших утоление. Радуйся, болезней наших врачевание; радуйся, бед избавление. Радуйся, демонов попрание; радуйся, врагов посрамление. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 8
Странницы и пришельцы вси есмы на земли сей, по глаголу апостолову: беды от врагов, беды от сродник, беды от лжебратии терпяще в лишениих многих и скорбех. Ты же, Владычице, Яко Благая Одигитрие, настави нас к тихому пристанищу, и моли Сына Твоего прощению прегрешений нам прежде конца дароватися, да непрестанно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Все житие наше на земли болезненно и печали исполнено от клеветы, досаждения, укорения и иных многовидных бед и напастей: немощствует бо тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, Богомати, пред пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и веселия скорбная сердца наша, да вопием Ти: Радуйся, путеводительнице, к небесному отечеству нас руководящая; радуйся, Царице неба и земли, врата райская нам отверзающая. Радуйся, милостивая, нас милующая; радуйся, домостроительнице, житие наше добре устрояющая. Радуйся, руно орошенное, еже Гедеон предвиде; радуйся, блаженное чрево, невместимаго всеми Бога вместившее. Радуйся, купино неопалимая; радуйся, нерушимая стено. Радуйся, живоносный источниче; радуйся, цвете неувядаемый. Радуйся, умягчение злых сердец; радуйся умиление благих. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 9
Всякая житейская в мире сем сладость печали бывает причастна: слава не стоит, богатство мимотечет, лепота и здравие увядают, друзи и искреннии смертию отъемлются. Услади убо наша скорби, благих виновная, Твою нетленную дающи радость нам, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещаннии недоумеют, киими словесы скорбящия утешати, но Сама, Владычице, возглаголи сердцам нашим утешение, благодати Твоея лучами облак скорби нашея и мрак уныния разгоняющи, да взываем Ти: Радуйся, обрадовавшая надеянием на Тя всех христиан; радуйся, радосте и умирение миру. Радуйся, подательнице Божественныя благости; радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, верная хранительнице уповающих на Тя по Бозе; радуйся, одеждо нагих дерзновения. Радуйся, хранительнице всех и утверждение; радуйся, всех верных ограждение и священное прибежище. Радуйся, помоще верно молящихся Тебе; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 10
Спасти хотяй род человеческий от вечныя муки и непрестающия скорби, Человеколюбец Господь в приснодевственную утробу Твою вселися и Тебе, Матерь Свою, дарова погибающим в помощь, покров и защищение, да будеши печальным утешение, скорбящим радование, отчаянным надежда, вечныя муки Своим ходатайством избавляющая и к небесному веселию приводящая всех, верно вопиющих Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Твоему покрову прибегающим. Темже молим Тя: заступи, покрый и соблюди всех сирых и безпомощных от искушений, озлоблений и бед, Тебе с любовию взывающих: Радуйся, столпе девства; радуйся, чистоты и целомудрия сосуде избранный. Радуйся, воинствующим на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, во иночестве благоскорбящим подательнице вечнаго радования. Радуйся, пламень страстей изменяющая; радуйся, мрак искушений прогоняющая. Радуйся, наставнице целомудрия; радуйся, чистоты ограждение. Радуйся, исправление человеков; радуйся, Еюже от падения востахом. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, приятное молитвы кадило. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 11
Пение всеумиленное приносим Ти, раби Твои, Богородице, яко всесильней заступнице рода нашего: утоли болезни многовоздыхающих душ наших, укроти гнев Божий, праведно на ны движимый грех ради наших, избави нас от всякия лютыя скорби и болезни, вопиющих о Тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светоприемная свеща, углем благодати Божия возжженная, явися нам пречестная икона Твоя, Владычице, на освящение наше и утешение. Мы же, любовию чтуще ю и с верою припадающе к ней, вопием Ти: Радуйся, сильным Твоим заступлением от всех бед нас избавляющая; радуйся, от труса и потопа нас защищающая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго нас снабдевающая; радуйся, огнь росою молитв Твоих угашающая. Радуйся, от смертнаго губительства нас спасающая; радуйся, в бранех крепкая помощнице. Радуйся, от нашествия иноплеменных нас ограждающая; радуйся, от междоусобныя брани охраняющая. Радуйся, плавающих легкое по водам прехождение; радуйся, путешествующих добрая водительнице. Радуйся, пленных свобождение; радуйся, от належащаго праведнаго прещения Божия скорое избавление. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 12
Благодати залог восхотевши дати роду нашему, цельбоносную икону Твою явила еси нам, Богомати, от неяже токи чудес с верою приходящим источаются, недузи врачуются и скорби утоляются. Сего ради радостно о Тебе вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Твоя милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую предстательницу нашу, и со умилением покланяемся Тебе, молящейся о нас, и просим: воздвигни руце к Сыну Твоему, да всегда в сей жизни и по смерти нашей милосердие Его неотступно будет от нас, взывающих Ти: Радуйся, непостыдное наше упование в животе и по преставлении нашем; радуйся, уповающим на Тя мирен конец жития сего подающая. Радуйся, в день судный наша надеждо и защищение; радуйся, Судии праведнаго умоление. Радуйся, геенны вечныя избавление; радуйся, надеждо вечнаго спасения. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, двере райская. Радуйся, мосте, к небесем приводяй; радуйся, всех кающихся грешников прибежище и благая заступнице. Радуйся, Ангелов радосте; радуйся, всех праведных славо и утешение. Радуйся, Благодатная Богородице Дево, всех скорбящих Радосте.

Кондак 13
О Всепетая Богообрадованная Мати, рождшая на радость небу и земли Царя Христа, Бога нашего! Услыши глас скорбящих раб Твоих, и приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей; недуги наша исцели, напрасныя клеветы потреби, всяку злобу и вражду отжени от нас и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак).

Если кому-то из вас не хватает мудрости, вам следует спросить Бога, который щедро дает всем без вины, и это будет вам дано.

Иногда трудно знать, как молиться и даже что молиться, когда жизнь подводит тебя. Нужно молиться о трех вещах: мудрости, проницательности и воле Божьей.

Молись о мудрости

Когда мы находимся в разгар трудных времен и вынуждены принимать тяжелые решения, которые, похоже, не имеют ответов, может показаться, что мудрость ускользает от нас. Всегда мудро сначала просить Бога о мудрости, чтобы принимать решения. Мы не должны опираться на наши собственные знания и понимание. Согласно Притчам 4: 7 мудрость и здравый смысл являются одними из самых важных вещей, которые нужно приобрести.

Молитесь за проницательность

Крайне важно молиться о способности различать голос Бога, чтобы его можно было без сомнения усилить. Мы все различаем Его голос по-разному: от слышания Его голоса в нашей голове до ощущения полного покоя и неподвижности. Для некоторых из нас он говорит очень громко и четко. Независимо от этого, молитва о различении помогает вашему духу отсеять обманщика от духовно здравого ответа.

Молитесь за волю Бога

Мы иногда зацикливаемся на том, как мы хотим, чтобы все получилось или как мы думаем, что все должно идти. Это часть человеческого бытия. Когда вы осознаете, что делаете это, остановитесь, помолитесь и попросите Бога исполнить Его волю. Благодарите Господа за все.

Неужели сейчас так тяжело, что ты даже не знаешь, о чем молиться? Пусть эти слова будут твоим обращением к Господу.

Молитва, когда жизнь трудна

О, благословенный Господь,

Ты знаешь мою ситуацию. Ты знаешь мою жизнь. Она сложная и трудная. Нет выхода. Почему это происходит со мной?

О, любящий Господь, помоги мне. Ты мне так нужен прямо сейчас.

Позволь мне взглянуть на жизнь и смерть Иисуса для понимания. Он мог убежать от креста. Вместо этого он служил людям. Он отдал свою жизнь за нас.

Дай мне знать Христа, Господи. Помоги мне понять, что все ответы в нем. Понимая действия Иисуса, у меня появляется надежда. Я преображаюсь и знаю что Ты никогда меня не бросишь.

Служение, страдание и боль превращаются в славу.

Только Божий Дух может вдохнуть в меня надежду в этой жизни.

Никто не видит, как я борюсь. Никто, кроме Тебя, о милосердный Господь. Покажите мне как правильно нужно поступать. Иисус любил своего Отца и все человечество. Вот почему он страдал и кровоточил.

Он сделал все это для людей. Для меня.

Пусть Дух Божий откроет мне глубокую надежду и радость в жизни.

Подними и обними меня, о любящий Господь.

Дайте мне знать, что в Твоих руках у меня есть все, что мне нужно.

Во имя Иисуса,

Аминь.

Каждый православный человек оказывался в ситуации, когда молиться искренне не получается. Как найти в себе силы на молитву и что она может дать человеку? Делимся с вами отрывком из книги «Отцовство» Михаила Эпштейна, в котором автор говорит о трудности и радости молитвы, когда ждешь появления на свет нового человека.

В тот день, когда явилась она ко мне из обморочного тумана, из страдания и страха, я впервые нашел в себе силы молиться. Труднее ничего нет для души. Насколько легче и свободнее становится после молитвы, настолько тяжко и почти невозможно к ней приступить. Хочет раскрыться душа Всевышнему, а угрюмая привычка затворничества не пускает. Дверь открыта, тебя ждут — но тем труднее переступить порог. Не с кем бороться, но тем труднее признать себя побежденным.

Наверно, это и есть то, что в старину называли гордыней; я бы еще сказал — собственничество. Жаждет наша душа владеть собой безраздельно, никому прав на себя не вручать.

#BOOK_WITH_PHOTO#

Сколько раз я чувствовал страшную тяжесть, которую мог бы сбросить одним словом молитвы, — но горло сжималось на пути этого слова. Для молитвы нужна какая-то отчаянная смелость, с какой отдают жизнь за близких, за родину, за самое святое. «Рвануть рубаху на груди — и под огонь». Когда же нельзя спасти своей жизнью: умрешь, но чужой боли не облегчишь, страданию любимого не поможешь, — тогда-то и остается отдать свою душу, доверить ее Богу.

Молитва, если отнестись к ней всерьез, — это нечто ужасное, то последнее, чему предшествует даже физическое самопожертвование. Молитва тоже есть принесение в жертву, только не тела, а души: вот, Господи, она Твоя! Отныне уже не я, а Ты ей хозяин.

Исторически так и было: на костер возлагалась жертва, а вослед ей воссылалась молитва. То — Твое, Господи, и это — Твое. Жертвенное мясо и молящаяся душа — все во власти Твоей; слово — как дым восходящий. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние рук моих, жертва вечерняя». Руки воздев, как языки пламени, воскуриться плотью, чтобы и душа, сгорая в молитве, могла небу свое последнее дыхание вознести. Тающим воском свечи и кадильным дымом стали впоследствии символизировать жертву, которая изначально приносилась на огне мясом животного, — однако и та натуральная, кровавая жертва была лишь символом лучшего, что человек «с кровью и мясом» отрывал от себя, от жизни своей и отдавал на заклание — в жертвенный дар Богу.

И видимо, сильна в нас память о той смертной муке, через которую дается истинная мольба (только сама мольба, а еще не милость), если тяжело на нее отважиться. Опасное в этом чудится — возможность кровавой расплаты. Ведь молиться — значит так открываться и предстоять Господу, как после смерти предстоит душа, вышедшая изо всех земных укрытий. Готов ли ты умереть? — вот тайный вопрос, который мы слышим в душе, когда хотим расположить ее к молитве.

Так получилось, что совсем незадолго до этого июльского дня, в июне, я сильнее всего испытал необходимость и невозможность молитвы. Мы случайно оказались в молельном доме баптистов, где громовый проповедник с яростью и упрямством тащил наши души к себе — звал покаяться, и народ из переполненного зала, рыдая и вскрикивая, шел к нему, падал на колени и во всеуслышание исповедовался. И меня тянуло туда, в таинство развоплощения, где нагая представала перед Богом душа, — и страшно становилось от собственной решимости. Если я сейчас встану и втянусь в этот духоворот, уже не будет мне хода обратно.

Весь тот вечер у меня болела душа, растянутая на разрыв непосильным выбором. Чем ближе подступала к сердцу молитва, тем тяжелее было отдаться ей. Все тяжи, которыми душа удерживается в своей обособленности, натягивались до предела: нет, не пущу, останешься при мне. И особенно нехорошо было потом, когда мы шли по вечерним пустым улицам, такие отдельные и непричастные, и я не любил себя за то, что шел среди близких, а не остался с теми, кто воевал за Бога с собой и души своей не щадил. Мы были такие наглухо застегнутые — обсуждали баптистов и на сомнения свои отвечали тем, что, дескать, каяться, как они — громко и прилюдно, — это слишком легко, а нужно внутри себя, наедине с Богом, и т.д.

И стыдно было мне это слушать и говорить, потому что я и совсем никак не мог молиться, ни с большей, ни с меньшей отдачей, — никак. Я упрекал себя в малодушии, в том, что не кинулся навстречу проповеди, не присоединился к общему героическому порыву веры, — спрятался, близкими заслонился. Но то, что толкало меня в гущу молящихся и кающихся и требовало преодолеть свою уединенность, — не было ли это всего лишь проверкой себя на смелость, т. е. вовсе не смирением, а дерзостью перед Господом? Дескать, бери меня, я Тебя не боюсь. Этот ужас и риск предстояния перед Богом — не был ли молодеческой выходкой, когда бросаются в битву, чтобы себя испытать? Тогда некого мне было спасать, и как хорошо, что я не осмелился единственно ради доблести принести себя в жертву, но сохранил «первинок» — непорочную жертву души для своего первенца.

Думалось тогда, что я надолго, если не навсегда лишил себя возможности обращения: стоять так близко — и не посметь, не коснуться! — когда же еще, если теперь не смог? Но вот настал этот день. С утра между нами уже не было телефонной связи, и она одна где-то в казенных, стерильных палатах, под холодом и блеском металла мучится и, может быть, умирает, и никто на всем свете не может ей помочь. И тогда без усилия и без сопротивления, а так обыденно, словно я делал это всю жизнь, я опустился на колени посреди своей уже нежилой комнаты, и лбом прикоснулся к пыльному полу, и сказал — сначала про себя, потом вслух, потом еще раз про себя — то, о чем не мог в эту минуту сказать ей.

О том, как строились отношения папы с новорожденным ребенком, читайте в книге Михаила Эпштейна «Отцовство».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *