Молитвы протестантские

Если бы Вы умерли сейчас, Вы бы пошли на Небеса? Подумайте хорошо, прежде чем ответить. Закройте глаза и подумайте. Будьте честны, потому что только Вы и Бог знаете всю правду.
Если Вы умрете прямо сейчас, уверены ли Вы на сто процентов, что попадёте на Небеса?
Если нет, то сегодня у Вас есть возможность познакомиться с Иисусом, которого я встретил и которому теперь служу – Царю Царей и Господу.

Если Вы не уверены, что попадете на небеса, помолитесь со мной этой короткой молитвой: «Небесный Отец, я грешник. Сегодня я признаюсь в своих грехах. Я раскаиваюсь и прошу Тебя: прости меня! Пожалуйста, очисти меня кровью Иисуса Христа! Избавь меня от моего беззакония!

Иисус Христос, я верю, что Ты – Сын Бога живого. Я верю, что Ты был распят, что Ты воскрес из мертвых на третий день и теперь сидишь по правую руку Твоего Отца.

Я прошу Тебя, войди в мое сердце сегодня – не только как Спаситель, но и как Господь! Я отдаю тебе свою жизнь, Иисус. И теперь, дьявол, я приказываю тебе во имя Иисуса: убери свои руки от меня. У тебя больше нет власти над моей жизнью.
Меня искупила драгоценная кровь Христа, и я свободен.

Небесный Отец, я благодарю тебя за то, что простил мне мои грехи!

Спасибо за спасение!

Если вы помолитесь этой молитвой, я говорю вам: добро пожаловать в Царствие Божие, в Божью семью!

Детальное описание из нескольких источников: «протестантская молитва за церковь» — в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Содержание

Часто задаваемые вопросы о протестантских церквях в России

Протестанты — кто они?

Протестанты — это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких ветвей христианского учения.

Протестанты, католики и православные придерживаются основополагающих принципов христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году. Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь жизнь вечную и избежать ада. Все вместе эти три группы и составляют самую большую религию в мире — христианство.

По всему миру насчитывается около 720 миллионов протестантов, 943 миллиона католиков и 211 миллионов православных («Операция Мир», 2001).

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия — самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Ниже приводятся ответы на часто возникающие вопросы о различиях между церквями, но сначала — краткая история протестантизма.

Против чего протестуют протестанты?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации.

Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании — против греха и против формального вероисповедания.

Как протестанты истолковывают Библию?

В ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

В Библии говорится: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; … сие помазание учит вас всему» (1 Послание Иоанна 2:27). Иисус Христос сказал: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Евангелие от Иоанна 16:13, 6:45; Книга пророка Исайи 8:20).

Библия одобряет личное изучение Писания: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Интересно заметить, что жители города даже не были христианами, но Божье Слово хвалит их за то, что они сверяли учение Павла с Библией.

Что протестанты думают о церковных традициях?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» и в Евангелии от Матфея 15:3 «…Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? … таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

Почему большинство протестантов не крестят младенцев?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла (Второзаконие 1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «…Но грех не вменяется, когда нет закона».

Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев. Но многие протестанты крестят детей с 10–12 лет, когда они могут осмысленно принять покаяние.

Почему протестанты крестятся в воде снова, когда становятся взрослыми?

В Деяниях Апостолов (19:1–7) апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того как они покаются.

Почему в церквях и домах протестантов нет икон?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…».

Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

Почему протестанты не молятся святым или Деве Марии?

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю.

Они основывают это на Второзаконии (18:10–12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» — консультироваться, узнавать, искать или молиться умершим).

Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1 Паралипоменон 10:13–14). В 1 Тимофею (2:5) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

Что протестанты думают о Деве Марии?

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого является Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Евангелие от Матфея 12:46, 13:55–56; Евангелие от Марка 3:31; Евангелие от Иоанна 2:12, 7:3).

Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.

Как может быть больше одной церкви?

Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение (вселенская) верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится и с православным вероучением.

Вселенская церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от той конфессии, к которой они относятся. Апостол Павел описывает такую вселенскую Церковь так: «Всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:2).

Каково мнение протестантов о мощах святых?

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что случай с костями Елисея, воскресившими умершего (4 Царств 13:21), был ничем иным, как исполнением Божьего обещания дать Елисею вдвойне духа, бывшего на Илии (4 Царств 2:9). Чудо, произошедшее после смерти Елисея, как раз вдвойне превысило количество чудес, совершенных Илией. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, чтобы тела умерших благочестивых людей делать объектом поклонения.

Почему протестантских служителей не называют «отец»?

Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле…», что, по мнению протестантов, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем. В протестантских церквях верующие друг друга называют братьями и сестрами, а руководителей церквей — пасторами и епископами.

Почему протестанты не творят крестных знамений?

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они так же не учат этому.

Почему в протестантских церквях нет иконостасов?

Протестанты верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Евангелие от Матфея 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

Как могут протестанты проводить богослужения в таких местах, как кинотеатры, ведь они не являются святыми и не освящены?

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих.

Верят ли протестанты, что можно попасть в Рай после очищения в чистилище?

Протестанты верят, что существуют Рай и ад, но они не верят в чистилище. Библия говорит: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:14). Так как указывается, что только одно жертвоприношение, страдание Христа, делает нас совершенными, то другие жертвы не требуются. Библия так же говорит: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евреям 10:18).

Другими словами, не требуется никакого страдания в чистилище, если мы прощены. Протестанты верят, что 1 Коринфянам 3:9–15 относится к испытанию дел верующих в судный день, а не к чистилищу. Так же протестанты обеспокоены, что идея чистилища может ввести грешников в заблуждение относительно прощения их грехов после смерти в чистилище, так как это невозможно.

Молятся ли протестанты за умерших?

Описывая Рай или ад в Евангелии от Луки (16:26), Христос говорит только о Рае и аде, а не о чистилище. Дальше Он говорит, что «невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Протестанты верят, что в Библии нет доказательств существования места между Раем и адом, где люди могли бы искупить свои грехи. Также в Библии нет примеров молитвы з аумерших. Протестанты считают, что молитва за умерших неспособна им помочь (Псалом 48:7–8).

Какую Библию читают протестанты?

Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета.

Что нужно сделать для того, чтобы иметь вечную жизнь со Христом на Небесах?

Апостол Петр, когда ему задали подобный вопрос (Деяния 2:37–38), ответил так: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Поэтому нам нужно просто покаяться в своих грехах и креститься.

Иисус в Евангелии от Луки (13:3) сказал, что, «если не покаетесь, все так же погибнете». Покаяние означает отказ от своего грешного образа жизни, решение следовать за Христом и подтверждение этого решения водным крещением, стараясь жить жизнью, угодной Богу. Самопокаяние — это Божий дар, который необходимо принять, не откладывая на потом. Исайя 55:6 говорит: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко». Иисусс казал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 4:17). Ответишь ли ты на Егопризыв? Примешь ли ты Его Господом своей жизни? Если да, то помолись этой молитвой:

«Отец Небесный! Я признаю, что я грешник. Я прошу прощения за свои грехи. Пожалуйста, прости меня. Измени мое сердце и сделай меня таким человеком, каким Ты хочешь меня видеть. Я отворачиваюсь от своих грехов и выбираю следовать за Христом как за Господом моей жизни. Я верю, что Он умер на кресте за мои грехи и воскрес на третий день. Благодарю за то, что Ты простил меня! Веди меня и направляй всю мою жизнь до тех пор, пока я не предстану пред Тобой на небесах прощенным и оправданным кровью Иисуса Христа, пролитой за меня. Во имя Отца, Сына и Святого Духа, Аминь!»

Если ты помолился этой молитвой и сделал это искренне, тогда твои грехи прощены (1 Иоанна 5:13). Продолжай ходить с Богом, и для этого тебе нужна помощь и общение с другими христианами. Читай Библию, ежедневно молись и будешь с Христом.

В Деяниях Апостолов (2:41–42) говорится: «Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».

Далее дана молитва «Отче Наш», данная нам Иисусом Христом для примера, как нужно молиться.

«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; Да будет воля Твоя и наземле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, Как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, Но избавь нас отлукавого; Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь»

В тексте даны ссылки на места из Священного Писания. Например: Деяния 2:41 означает, что место находится в книге Деяний Святых Апостолов, глава 2, стих 41.

Видео ролики (Все видеоролики)

ВНИМАНИЕ! При перепечатке необходимо указание на источник «Пресс-центр церкви Преображение” с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.

Молитва протестантов

Молитва протестантов

. приняли учение дураков вроде кальвина и лютера. Если сравнивать церковь как невесту Христа ,то православная церковь возлюбленная и желанная невеста, а вы обрекли себя на духовный онанизм.

Остается надеяться, что таких, как Ростик в православии меньшинство.

Остается надеяться, что таких, как Ростик в православии меньшинство.

«Добротолюбие». Впрочем, возможно я не класический протестант, хотя корнями (служения) связан (был) с пятидесятниками и полноевангельскими собраниями. Ныне, мое понимание таково, что если Господь не оставляет человека, в некоем труде конфессийном, то ОН выводит своих из загонов на свободу т.е. без бунтовства, а просто в другое разумение.

Конфессийный патриотизм приличествует, до времени, но потом становиться тормозом в отношениях с Богом.

Многие из Святых Отцов выходили за пределы традиции, но не критиковали ее.

(христиан) только мы . (имярек) единственно правильные.

Наверное по другому и невозможно, однако:»Бог нелицеприятен». а мы, из темы в тему, хотим это опровергнуть .

Кроме того, Писание категорически запрещает общение с мертвыми. даже с мертвыми праведниками (1Цар 28:5-12). Саул умер за то, что пренебрег этим Божьим запретом (1Пар 10:13).

При этом, в молитве (как и во всем остальном) протестанты руководствуются ТОЛЬКО указаниями Писания (ибо только такой подход более всего угоден Богу).

Для протестанта, молитва есть живое общение с живым Богом (и ни с кем более. так и учит всех нас Священное Писание).

Овцы Христовы (Его Церковь) идут за Христом, внимая словам Его учения; . бараны и козлы идут за другими баранами и козлами. а то и за волками лютыми, внимая их заблуждениям и их неправде (Деян 20:29-31, Гал 1:8,9).

Copyright © vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved.

Протестанты, кто они?

Ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями. Протестантские Церкви еще называются евангельскими, потому что основное учение построено на Евангелии – письменном изложении жизни Христа, Его учении, Его смерти и Его воскресении (в послании апостола Павла филиппийцам, в 1 главе, 27 стихе написано: «Только живите достойно благовествования Христова…вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую»).

1 Никейский символ веры на современном русском языке: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного с Отцом, Которым все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечившегося. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную (по правую руку) Отца. И опять грядущего со славой судить живых и мертвых, Царству Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.

Статья опубликована отдельной брошюрой в 1958 году.

Как-то утром, несколько лет назад, я собрался в парикмахерскую, потому что днем мне надо было ехать в Лондон. Однако из первого же письма, которое я открыл, я узнал, что ехать туда не надо. Тогда я решил отложить и стрижку. Но тут в уме моем что-то назойливо заговорило, почти зазвучало: «Иди к парикмахеру…» Не в силах это выдержать, я пошел. У парикмахера моего было много невзгод, и мне иногда удавалось помочь ему. Не успел я открыть двери, как он воскликнул: «Ох, я так молился, чтобы вы сегодня утром пришли!» И впрямь, приди я на день позже, я бы не смог ему помочь. Я был поражен; поражаюсь и сейчас. Конечно, бесспорным доказательством это служить не может. Бывают совпадения. Наверное, есть телепатия.

Стоял я у постели больной, буквально изъеденной раком. Подвинуть ее хотя бы немного могли только три человека сразу. Врачи обещали ей месяцы жизни; сестры (которым всегда виднее) — считанные недели. Один хороший человек помолился о ней. Через год она ходила по крутым тропкам, а рентгенолог говорил: «Нет, это просто чудо!».1 Возможно, и чудо, но не доказательство. Все медики согласны в том, что наука их — не из точных. Медицинские прогнозы сплошь и рядом не оправдываются и без чудес. Словом, если хотите, вы вправе не поверить в связь между молитвой и исцелением.

Невольно возникает вопрос: «Какое же свидетельство бесспорно?» Ответ несложен: в отличие от науки, здесь таких свидетельств нет и быть не может. Некоторые явления доказываются единообразием нашего опыта. Закон тяготения — это закон, потому что никто из нас не видел, чтобы тела ему не подчинялись. Однако если бы даже случилось все, о чем молятся люди, это никак не доказало бы того, что зовется силой молитвы. Молитва — это мольба, просьба. Самая суть просьбы, отличающая ее от приказа, в том, что можно ей внять, можно и не внять. Когда Всеведущий слышит просьбы довольно глупых созданий, Он, конечно, может их не выполнить. Неизменный «успех» молитвы не был бы свидетельством в пользу христианства. Это скорее волшебство, магия — способность некоторых людей впрямую влиять на ход событий. Несомненно, в Евангелии есть слова, на первый взгляд обещающие, что исполнится всякая наша молитва. Но есть там и другое. Самый Лучший из всех молившихся просил, чтобы чаша Его миновала. Она не миновала Его. После этого надо бы забыть представление о молитве как о «верном средстве».

Многие явления и законы доказываются не опытом, а опытами, искусственно подстроенными проверками, которые мы зовем «экспериментом». Можно ли провести эксперимент с молитвой? Не буду говорить о том, что истинный христианин не станет в этом участвовать, ибо ему ясно сказано: «Не искушай Господа Бога твоего».2 Хорошо, это запрещено; но выполнимо ли это?

Представим себе, что какое-то количество людей (чем больше, тем лучше) согласятся между собой молиться шесть недель обо всех больных больницы- А и не молиться о больных больницы Б. Потом подсчитают результаты, и увидят, что в первой больнице больше исцелений, меньше смертей. Ради научной строгости можно повторить этот опыт несколько раз, в нескольких местах.

Но я не понимаю, как молиться в таких условиях. «…Слова без мысли до неба не доходят», — говорит король в Гамлете. Проговаривать слова молитвы и молиться — совсем не одно и то же; иначе для эксперимента годились бы обученные попугаи. Если цель наша — не исцеление, мы не сможем молиться о нем. За пределами эксперимента, в царстве молитвы, нет ни малейших причин желать исцеления одним больным, но не другим. Вы читаете молитвы не из жалости, а из научного любопытства. Что бы ни делали язык ваш, губы, колена, вы не молитесь. Таким образом, никакой эксперимент ничего не докажет и не опровергнет. Это не так уж и печально, если мы припомним, что молитва — мольба, и сравним ее с другими просьбами.

Мы молим и просим не только Бога, но и ближних. Просим передать нам соль, прибавить жалованья, кормить нашу кошку, пока мы в отъезде, ответить на нашу любовь. Иногда упросить удается, иногда — не удается. Однако и в случае удачи совсем не просто доказать с научной строгостью причинно-следственную связь между просьбой и согласием. Может быть, ваш сосед и сам кормил бы кошку, даже если бы вы забыли об этом попросить. Может быть, ваш начальник просто боится, как бы вас не переманили. Что же до любви, уверены ли вы, что стали бы просить, если бы прекрасная дама давно не избрала вас?

Друг, начальник, жена могут сказать вам и даже думать, что поступили так, а не иначе, потому что их попросили; мы можем не сомневаться в правдивости их и правоте. Но заметьте — уверенность наша не основана на научных опытах. Она порождена личными отношениями. Мы знаем не «что-то о них» — мы знаем их.

Убежденность в том, что Бог всегда слышит, а иногда — исполняет наши молитвы порождается точно так же. Тот, кто хорошо знает данного человека, лучше поймет, из-за просьбы или по иной причине он сделал то, чего мы хотели. Тот, кто хорошо знает Бога, лучше поймет, в ответ ли на молитву Он послал меня к парикмахеру.

Кроме того, мы неверно ставим вопрос, словно молитва — это колдовство или какой-то автомат. На самом деле она — либо чистый самообман, либо личное общение между неполным, как зародыш, созданием и совершенным Создателем. Молитва-мольба, молитва-просьба — лишь малая часть такого общения. Сокрушение — его порог, благоговение — его святилище, радость о Боге — его трапеза. Когда мы общаемся с Богом, ответ Его на мольбу — лишь следствие, и не самое важное.

И все же молитва-мольба разрешена нам и заповедана: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Тут все непросто. Казалось бы, Всеведущий не нуждается в наших подсказках, Всемилостливый — в понуканиях. Но ровно так же Он не нуждается в посредниках, ни в живых, ни в неодушевленных. Он мог бы поддерживать нашу жизнь без пищи или дать нам хлеб, минуя земледельцев и пекарей, дать знание, минуя учителей, дать веру, минуя проповедников. Однако Он допустил соработничать с Ним и почву, и погоду, и животных, и мысль нашу, и волю. «Бог, — говорит Паскаль,3 — установил молитву, чтобы даровать Своему творению высокую честь: быть причиной». Не только молитву — эту честь Он дарует нам во всех наших действиях. Удивительно, что моя молитва может влиять на жизнь; ничуть не менее (и не более) удивительно, что на нее могут влиять мои поступки.

Мне кажется, Бог не делает Сам того, что может препоручить нам, людям. Он велит делать неуклюже и медленно то, что Он сделал бы блистательно и быстро. Он попускает нам пренебрегать Его велениями и терпит, если мы не сумеем их исполнить. Вероятно, мы очень слабо представляем себе, как соработничает конечная, хотя и свободная воля, с волею Всемогущего. Так и кажется, что Господь непрестанно сдерживает Себя, словно отрекаясь всякий миг от престола. Мы не просто потребители или зрители — нас удостоили участия в игре Господней. Быть может, это просто дело Творения, происходящее на наших глазах? Вот так, именно так Бог творит что-то — да нет, творит богов! — из ничего.

Сам я склонен в это верить. Но в лучшем случае это — лишь модель или символ. Что бы нам ни сказали, все — лишь подобие, лишь притча. Истина как она есть недоступна нашему разуму. Удовольствуемся малым, развеем дурные подобия и притчи. Молитва — не машина. Молитва — не магия. Молитва — не совет Богу. Как и всякое наше действие, она связана с действием Божьим, без которого ничего не значат все земные причины. Еще опасней считать, что те, чьи молитвы исполняются, — фавориты Господни, влиятельные при Его дворе. Одно лишь моление о чаше докажет, что это не так. Опытный и добрый христианин сказал мне суровые слова: «Я видел много исполненных молитв и много чудес, но они обычно даруются новоначальным — перед обращением, сразу после него. Чем дальше ты ушел по христианскому пути, тем они реже». Значит, Господь оставляет без ответа самых лучших Своих друзей? Что ж, Лучший из лучших вскричал: «Для чего Ты Меня оставил?» Когда Бог стал Человеком, Человек этот был утешен меньше нас, меньше всех. Здесь — великая тайна, и, если бы я смог, я бы все равно не посмел разгадывать ее. Сделаем другое: когда, вопреки вероятности и надежде, исполняются молитвы таких, как вы и я, не будем гордиться. Стань мы сильнее и взрослее, с нами обращались бы не так бережно и нежно.

1) Льюис пишет о своей жене Джой (1915-1960), произошло это в 1957 г , молился один из его друзей, бывший ученик, преподобный Питер Байд.

2) См. Втор. 6:16; Мф. 4:7.

3) Паскаль Блез (1623-1662) — французский религиозный мыслитель и математик.

Клайв Стейплз Льюис.

Православных и протестантов разделяет вопрос о молитве за умерших. Протестанты стоят на том, что нет заповеди молиться о них и нет апостольского примера такой молитвы. Протестанты в этом вопросе очень формалистичны – нет заповеди, и всё, точка. Странно только, что они подобным образом не формалистичны в вопросе о каноне Нового Завета, который тоже не определён никакой заповедью. Ну, что тут скажешь – никто не может быть последовательным формалистом, не получается это у людей.
Впрочем, формализм в вопросе о молитве за умерших не совсем уж на протестантской стороне. И мы можем тут порассуждать формалистично, придерживаясь буквы инструкций закона.
Когда протестанты просят нас показать им заповедь, прямым образом предписывающую молиться об умерших, следует с той же формалистичной настойчивостью попросить их показать заповедь, запрещающую молиться об умерших. Где такая заповедь? Нет её.
А если нет заповеди, что-то прямым образом запрещающей, то что мы должны думать по данному вопросу? В этом случае следует руководствоваться апостольской логикой: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим. 7:7). Всё очень просто: нет запрета, данного в заповеди, – нет и греха. И не надо усложнять, придумывая запреты, которых Бог нам не дал.
Пример такого запретительного творчества мы уже имеем – в книге Бытия. Когда Бог запретил вкушать плоды с одного дерева в раю, то некто очень умный попробовал расширить число запретов по числу деревьев и произнёс: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Вот откуда она пошла – традиция запрещать то, что Бог не запрещал, самовольно перенося запрет с одного на другое.
Подобным образом, запрет поклоняться изображениям языческих богов самовольно перенесли на поклонение изображениям Христа. Вот так и в случае с молитвой. Есть апостольский совет не молиться о том, кто согрешает грехом к смерти (1Ин. 5:16), да и то, это даже не заповедь, повелевающая «не молись», а просто слова: «не о том говорю, чтоб молился», т.е. «я не заставляю вас молиться о таковых». А протестанты раздули этот совет в запрет молиться об умерших. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, и они вовсе не из этого совета вывели свой запрет, – ну, тогда всё ещё хуже, потому что, в таком случае, их запрет полностью самодельный. Нельзя молиться за умерших – и всё. А кто запретил? Бог запретил? Да нет, мы запретили… и подписи внизу – тех, кто запрещал.
Запрет молиться об умерших исходит не из заповеди, а из рассуждений; но, знаете ли, человеческие рассуждения – это такой лабиринт, в котором легко пойти в совершенно любом направлении.
Я ведь тоже рассуждать могу – не хуже протестантов, тоже могу делать далеко идущие выводы. Вот сейчас немого и порассуждаю.
Есть заповедь «молитесь друг за друга» (Иак. 5:16), – и вот вопрос: а где-то сказано, что если твой друг умер, то ты имеешь право нарушить эту заповедь и перестать молиться о нём?
Сопоставим с другой, очень похожей по звучанию заповедью: «Да любите друг друга» (Ин. 13:34). Не правда ли, похоже звучат:

«молитесь друг за друга»
«любите друг друга»

И вопрос: заповедь «любите друг друга» означает ли, что если твой друг умер, то любовь к нему должна тут же прекратиться? Нет, не означает? А почему же заповедь о молитве означает именно это? С каких это пор смерть начала вмешиваться в христианские заповеди и диктовать нам условия – дескать, стоп, эту заповедь уже не исполняем, а ну быстро прекратить молитву!.. Что это такое? Мы кому верим, кому повинуемся – Богу или смерти?
Вот в этом вся суть нашего спора с протестантами по данному вопросу. Наша позиция означает: «Мы повинуемся Богу, Который через Своего апостола заповедал молиться о друзьях, и нам без разницы – живы они или умерли, – смерть для нас не препятствие на пути исполнения заповеди». А протестантская позиция означает: «Мы повиновение Богу ограничиваем фактором смерти: жив друг – мы молимся о нём, пришла смерть – мы складываем оружие и сдаёмся в плен, от исполнения заповеди отказываемся».
А ведь прекратить молиться о друзьях своих – это грех. О чём прямо в Писании сказано: «Не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас» (1Цар. 12:23). Протестанты, конечно, скажут, что это только за живых перестать молиться – грех, но чем они подтвердят такой свой вывод? Может быть, вот этим: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38)? Отсюда это следует? Или, может быть, отсюда: «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9)?
Владычество Христа означает, кроме прочего, и то, что Он посылает Свои блага одним людям по молитве за них других людей, – подобно тому как мирской правитель может благодетельствовать одним своим подданным по ходатайству других подданных. Если бы Христос не мог посылать Свою благодать умершим по молитве живых, то это означало бы, что умершие находятся не в Его власти. Так мирской правитель не способен благодетельствовать подданным чужого государства.
Надо ещё заметить, что заповедь о молитве не говорит: «молитесь о живых», а: «молитесь друг за друга». Что из этого следует? Следует то, что пока человек тебе друг – то молись о нём; а разве умерший друг превращается во врага? Разве он перестаёт быть другом? Неужели так у протестантов и происходит? Был у меня друг, но умер – и всё, как отрезало, я его уже другом не считаю… Так, что ли? Не знаю, как там у протестантов, но для меня лично умерший друг продолжает оставаться таким же другом, а значит, заповедь «молитесь друг за друга» распространяется, в том числе, и на него. Если жизнь сделала нас друзьями, то смерть уже не имеет власти над нашей дружбой (что бы там ни говорили протестанты).
Когда же протестанты в оправдание своего запрета молиться об умерших ссылаются на притчу о богаче и Лазаре и цитируют слова Авраама, сказанные умершему богачу: «Между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лук. 16:26), – вот, мол, видите, говорят они, пропасть, и перейти через неё невозможно, – то мне хочется спросить: а вы и ваши умершие братья во Христе по какую сторону этой пропасти находитесь? Вы что, считаете, что ваши умершие братья во Христе оказываются там, где этот богач? В том же безнадёжном положении, что и он? Ну, тогда, конечно, наверное, бесполезно молиться… А я бы и в этом случае помолился.

Мало ли что – хотящие перейти через пропасть не могут этого сделать, – человек, вообще, не может спастись сам: «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мар. 10:27). А раз Бог может сделать то, чего не может человек, то, значит, и перевести через эту пропасть, Он тоже сможет. Тем более что Ему, вообще, свойственно такими делами заниматься – переводить умерших через адскую пропасть: «Господь… низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар. 2:6). Что значит «возводит»? То самое и значит, что выводит из ада. А нам говорят: «Пропасть… перейти нельзя», – с Богом всё можно.
И надо учесть: в притче о богаче и Лазаре совершенно нет этой мысли, что за умерших молиться бесполезно. Ведь там за богача никто не молился, но он сам просил о себе Авраама, – и показано, что такая его просьба о самом себе не была исполнена. А если бы о нём молился кто-то другой? Кто-то облагодетельствованный им при жизни? (Допустим, богач кому-нибудь да подал бы милостыню, и этот кто-то помянул бы его добрым словом в своей молитве.) Вот ЭТОЙ ситуации в притче не описано. Поэтому привлекать данную притчу как критерий для ТАКОЙ ситуации, не очень-то логично. Притча совсем о другом. Для нашей ситуации больше подходит другая притча – записанная в Лук. 16:1-9 («…приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»).
И вообще, решать в соответствии с притчей о богаче и Лазаре вопрос – молиться ли нам за умерших христиан? – значит, делать вид, что оная непроходимая пропасть входит в состав Тела Христова, в состав Его Церкви. Или, может быть, Тело Христово разрублено пополам, и одна половина лежит на одном краю пропасти, а другая – на другом? Своеобразная экклезиология.
Ещё одно протестантское рассуждение, оправдывающее запрет молиться об умерших, исходит из мысли, что умершие, мол, уже осуждены, уже получили своё, и поэтому молиться о них бессмысленно.
То, что это совершенно не так, легко убедиться, открыв Писание и прочитав: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5). Не было ещё суда, поэтому умершие ещё не осуждены, а кто судит до суда Христова, тот нарушает заповедь.
И получается, что заповедь «молитесь друг за друга» протестанты нарушают не потому, что им другая заповедь повелевает «умер твой друг – прекращай о нём молиться», а потому что они позволяют себе судить умерших и выносить вердикт, что им будто бы уже ничто не поможет. В общем, нарушение заповеди «молитесь друг за друга» оправдывают нарушением заповеди «не судите никак прежде времени». Одно нарушение строят на фундаменте другого нарушения.
Понятна ситуация, когда одна заповедь нарушается на основании другой заповеди, исполнение которой более уместно в данной ситуации; так, например, заповедь «просящему у тебя дай» иногда может и даже просто должна быть нарушена на основании заповедей «возлюби ближнего своего» и «не участвуйте в бесплодных делах тьмы». Мало ли о чём меня могут попросить – «дай»… Подходят, например, сопливые пацаны и просят: «Дядя, купи нам пива – нам не продают, 18-ти лет ещё нет», – вот тут и приходится нарушать «просящему у тебя дай». Это понятно. Здесь одна заповедь входит в конфликт с другой, и более важная должна уступить менее важной. Ну, а заповедь «молитесь друг за друга» на основании какой заповеди должна быть нарушена в случае, если мой друг умер?
На основании притчи о богаче и Лазаре? На основании рассуждений, что умершие, мол, уже осуждены или оправданы и молиться нет смысла? Подведение подобных рассуждений под нарушение заповеди о молитве – это ведь как раз то самое, о чём в Евангелии сказано: «Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:6).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *