Молитвы вечерние краткое

К большому сожалению, вера многих людей ограничивается фразами «Господи, помоги» и «слава Богу». Причём не всегда произнесение изречений связано с воспоминаниями о Вседержителе. Это очень печально. Такую ситуацию нужно исправлять. Ведь без Божьего благословения не положено начинать ни одного дела. Для начала следует изучить основные православные молитвы или хотя бы читать их по молитвослову до тех пор, пока они не отложатся в памяти.

Три главные молитвы православных верующих

Молитв очень много, и все они имеют свою классификацию, некоторые следует читать перед началом любого дела, другие – по окончании, существуют утренние и вечерние молитвы, благодарственные и покаянные, перед вкушением пищи и как последование к причастию. Но существуют три основные молитвы, без которых нельзя обойтись, они самые важные и нужные. Их можно читать в любых ситуациях, независимо от того, какие именно события произошли. Если вдруг очень требуется попросить помощи у Всевышнего, но не удалось подобрать нужных слов, то одна из трёх молитв станет прекрасным содействием.

1. «Отче наш». По словам священного Евангелия, данную «Отче наш» подарил Иисус своим ученикам, просившим его научить их молитве. Сам Бог разрешил людям называть его отцом и провозгласил весь род человеческий своими сынами. В данной молитве христианин находит спасение и обретает благодать Божью.

2. «Символ Веры». Молитва объединила в себе основополагающие догмы христианской веры. Аспекты принимаются верующими без требования доказательств и повторяют историю о том, как воплотился в человеческом образе Иисус Христос, явился миру, был распят во имя избавления людей от бремени первородного греха и воскрес на третий день как символ победы над смертью.

3. Молитва Господу Иисусу. Обращение к Иисусу Христу как к Сыну Божьему и доказательство своей веры в него как в истинного Бога. Данной молитвой верующие просят помощи и защиты у Господа.

Что бы ни случилось, в любое время дня и ночи, вспоминай имя Господа Бога твоего. Славь имя его за всякое деяние Божье и за подаренную возможность прожить ещё один светлый и радостный день. А попросив чего-то у Творца нашего, не забывай впоследствии благодарить скорого помощника и заступника нашего.

Десять важных молитв для религиозных верующих

Невозможно представить день богомольца без «Отче наш» или «Символ веры». Но существуют хоть и второстепенные, но всё такие же основные православные молитвы, из которых и складываются дневные и вечерние моления. В обращении к Создателю люди находят успокоение. Стоит только начать читать молитвослов, как жизнь тут же станет проще и легче. Ибо нет силы более человеколюбивой и всепростительной, чем чистая любовь Господа Бога.

  1. Молитва Мытаря.

  2. Трисвятое.

  3. Молитва Деве Марии.

  4. Молитва Святому Духу.

  5. Молитва Пресвятой Троице.

  6. Молитва к Ангелу Хранителю.

  7. Молитва о живых.
  8. Молитва об усопших.
  9. Псалом 50.
  10. Живые помощи.

Перед началом моления следует выучить ещё одну молитву, предначинательную (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе). Она читается после молитвы Мытаря, но перед всеми остальными. Говоря обычным языком, это своеобразное вступление к диалогу с Всевышним.

Основные православные молитвы – первый шаг на религиозной лестнице, ведущей по пути к благочестивой жизни. Со временем будут изучены и другие молитвы. Все они восхитительны и прекрасны, так как наделены огромной любовью к Богу и великим желанием верить, надеяться, каяться, терпеть, прощать и любить.

Молитвы, которые должен знать каждый христианин.

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом.

Преподобный Иоанн Лествичник

Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Отче наш

Отче наш, иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Молитва пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Назад к списку

Есть слова Священного Писания и молитвы, которые необходимо знать наизусть.

Основные Заповеди Ветхого Завета:

Десять Заповедей (Исх. 20, 22):
1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Все эти заповеди сведены в две основные:

Основные Евангильские Заповеди (Мф.5, 3-12):

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешаться.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Основой жизни Православного Христианина является Пост и Молитва.
«Молитва, — говорил Святитель Московский Филарет, — есть разговор души с Богом». Молитвослов предлагает нам Утренние и вечерние молитвы, доступные каждому. Они обращены ко Господу, Божией Матери, Ангелу Хранителю. По благословению духовника в келейное правило можно включить молитвы избранным Святым.

Основные молитвы

Молитва Господня
О’тче наш, Иже еси’ на небесе’х!
Да святи’тся и’мя Твое’, да прии’дет Ца’рствие Твое’,
да бу’дет во’ля Твоя’, я’ко на небеси’ и на земли’.
Хлеб наш насу’щный даждь нам днесь;
и оста’ви нам до’лги на’ша, я’коже и мы оставля’ем должнико’м на’шим;
и не введи’ нас во искуше’ние, но изба’ви нас от лука’ваго.

Песнь Пресвятой Богородице
Богоро’дице Де’во, ра’дуйся, Благода’тная Мари’е, Госпо’дь с Тобо’ю!
Благослове’нна Ты в жена’х и благослове’н плод чре’ва Твоего’,
я’ко Спа’са родила’ еси’ душ на’ших.

Символ веры
Ве’рую во еди’наго Бо’га Отца’, Вседержи’теля,
Творца’ не’бу и земли’, ви’димым же всем и неви’димым.
И во еди’наго Го’спода Иису’са Христа’,
Сы’на Бо’жия, Единоро’днаго, И’же от Отца’ рожде’ннаго пре’жде всех век;
Све’та от Све’та, Бо’га и’стинна от Бо’га и’стинна,
рожде’нна, несотворе’нна, единосу’щна Отцу’, И’мже вся бы’ша.
Нас ра’ди челове’к и на’шего ра’ди спасе’ния сше’дшаго с небе’с
и воплоти’вшагося от Ду’ха Свя’та и Мари’и Де’вы, и вочелове’чшася.
Распя’таго же за ны при Понти’йстем Пила’те, и страда’вша, и погребе’нна.
И воскре’сшаго в тре’тий день по Писа’нием. И возше’дшаго на небеса’, и седя’ща одесну’ю Отца’. И па’ки гряду’щаго со сла’вою суди’ти живы’м и ме’ртвым, Его’же Ца’рствию не бу’дет конца’.
И в Ду’ха Свята’го, Го’спода животворя’щаго, И’же от Отца’ исходя’щаго,
И’же со Отце’м и Сы’ном спокланя’ема и ссла’вима, глаго’лавшего проро’ки.
Во еди’ну Святу’ю, Собо’рную и Апо’стольскую Це’рковь.
Испове’дую еди’но креще’ние во оставле’ние грехо’в.
Ча’ю воскресе’ния ме’ртвых, и жи’зни бу’дущаго ве’ка. Ами’нь.

Распечатать молитвы >>>

Основы Вероучения (Догматы)

Святая Троица:
БОГ – Творец всего мира: видимого (Вселенной: Земли и Космоса) и невидимого (Ангельского). Как Отец, любящий и заботящийся о Своем творении, Он открыл людям Свою непостижимую природу: Единый по Своей Божественной природе, Он существует в трех Лицах. Вот почему мы называем Бога: Святая Троица.
БОГ ОТЕЦ есть Первоначало Святой Троицы. От Отца рождается Сын «прежде всех веков», то есть прежде всякого времени (Пс. 2, 7; 2 Кор. 11, 31).
БОГ СЫН — ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС.
Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий, предвечно рождаемый Отцом. Он стал человеком, и, таким образом, Он есть одновременно совершенный Бог и совершенный Человек.
Православный Символ Веры утверждает веру Православных Христиан в исторического Господа Иисуса Христа в следующих словах: «Верую…во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истина от Бога истина, рожденна, несотворенна, еденосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеся, и сидяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца»…
БОГ ДУХ СВЯТОЙ – Третье Лицо Пресвятой Троицы, единосущное Отцу. Православные Христиане исповедуют свою веру в Святого Духа в следующих словах: «Верую… в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима…» Он был «обещан от Отца».
Православные веруют в библейское обетование, что Святой Дух подается нам в Таинстве Миропомазания или Крещении. Мы должны возрастать в познании Святого Духа в течение всей нашей жизни.
Искупление нашей вины перед Богом за первородный грех и прочие грехи человечества совершено через подвиг самопожертвования Второго Лица Святой Троицы – Господа Иисуса Христа, воплотившегося (принявшего человеческое тело).
ВОПЛОЩЕНИЕ — неотъемлемая часть Христианства. В Новом Завете говорится: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога». Сын Божий, безграничный по Своему Божеству, добровольно наложил на Себя ограничение, восприняв человеческую плоть, пребывая в которой, Он испытывал голод, жажду, усталость и, в конце, претерпел смерть.
Своим воплощением Сын Божий искупил от грехов человеческое естество, и спасение стало доступно всякому, кто соединяется с Ним и Его прославленном человечестве.
ГРЕХ буквально означает «промах». Как пишет апостол Павел, «все согрешили и лишены славы Божией». Мы грешим, когда искажаем то доброе, что было даровано нам Богом, лишая себя того, что он о нас замыслил. Наши грехи отдаляют нас от Бога, делая нас духовно мертвыми. Чтобы спасти нас, Сын Божий воспринял человеческую природу.
Когда мы исповедуем наши грехи и отвращаемся от них, Бог, по Своему милосердию, прощает их нам, подавая нам силу преодолевать их и побеждать зло в нашей жизни: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
СПАСЕНИЕ – Дар Божий, посредством которого люди освобождаются от греха и смерти, соединяются со Христом и приводятся в Его вечное Царство.
Спасение начинается со следующих этапов:
1. Покаяния;
2. Принятия Крещения;
3. Получения даров Святого Духа.
Покаяться – означает измениться по сравнению с тем, чем мы были раньше, отвратиться от греха и вручить свою жизнь Христу.
Принять Крещение – означает родиться заново, соединившись со Христом. Наконец, получить дар Святого Духа – означает получить Самого Духа, Который дает нам возможность восстановить в себе образ Божий.

  • О священнослужителях
  • Как правильно креститься
  • Церковные записки
  • О постах. Великий Пост
  • Иконы. Как устроить домашний иконостас
  • Свеча
  • Святая вода (Агиасма)

16.1. Что такое молитва?

– Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания.

16.2. Зачем надо молиться?

– Молитва есть первое дело в христианской жизни. Она помогает человеку пребывать в духе истинной веры, покаяния, смиренномудрия и любви, быть под водительством Святого Духа: «Ибо все водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии» (Рим. 8:14), «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9).

Молитва также необходима душе как дыхание телу. «Через моление происходит одуховление души Духом Святым. Есть молитва – живет Дух; нет молитвы – нет жизни в духе» (святитель Феофан Затворник).

Молитва – это выражение веры, надежды, любви и благодарности человека к Богу, милосердия к людям и благодатная помощь во всех нуждах самому молящемуся. «Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

16.3. Когда надо молиться?

– Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.

16.4. Какие бывают молитвы?

– Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»

В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Молитва может быть соборная (в храме) и частная (дома).

16.5. О чем можно просить Бога в молитве?

– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о даровании молитвы, терпения, разумения, смирения, покаяния, об укреплении веры, о спасении души своей и ближних, об избавлении от опасности, о помощи в различных ситуациях.

В молитве прежде всего следует искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»

16.6. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему дома?

– Бог, действительно, всегда рядом и молиться Ему можно в любом месте. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25:8–9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53). В храме совершаются богослужения и таинства, в которых человеку подается Божия помощь. Когда человек не ходит в храм, он лишает себя этой помощи.

Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.

Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.

Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависим от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.

16.7. Как представлять себе того, кому молишься?

– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.

16.8. Почему Бог исполняет не все просьбы?

– Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой это кажется неоправданным с человеческой точки зрения. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.

16.9. Кому следует молиться о воинах?

– О воинах молятся Господу и Божией Матери, в православных молитвословах есть молитвы о воинах к архистратигу Михаилу и к святым: великомученику Георгию Победоносцу; благоверному великому князю Александру Невскому; благоверным князьям Борису и Глебу; преподобному Сергию Радонежскому; мученику Иоанну-воину; великомученику Димитрию Солунскому; великомученику Феодору Стратилату; священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси; святителю Никите епископу Новгородскому; преподобному Иову игумену и чудотворцу Почаевскому.

За воинов также читают 90-й и 26-й псалмы.

16.10. Какие допустимы формы поминовения номинальных и отпавших от Церкви православных христиан? Можно ли на проскомидии вынимать частицы за тех взрослых христиан, которые не принимают участия в церковной жизни, не исповедаются и не причащаются? А если такие люди отрицательно относятся к Церкви, выражают неверие в Бога или богохульствуют?

Многие святые Православной Церкви (например, св. Симеон Солунский и преп. Лев Оптинский) выражали мнение, что на проскомидии священник не может приносить частиц за отпавших от Церкви и за тех, кто живет нераскаянно. Подобный подход был у святых отцов и относительно усопших христиан.

Существует мнение, что в древности подобный запрет был обусловлен тем, что приношение хлебов на проскомидию христианами сопровождалось их причащением, в чем и выражалась принадлежность к Церкви.

Относительно частиц, вынутых на проскомидии блаженный Августин Иппоннийский (V век) говорил, что «за весьма добрых они служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых».

В настоящее время в каждом конкретном случае священнику и прихожанам весьма затруднительно и даже духовно опасно пытаться искать грань между «совершенно злыми, упорными во зле», «не совсем дурными (т.е. грешными)», кающимися грешниками или маловоцерковленными христианами. К тому же молитва на литургии за отпавших от Церкви, за инославных христиан, или погрязших в грехах дозволяется и прямо предписывается в литургии святителя Василия Великого: «лукавыя благи сотвори», «прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Церкви», «и любящих…, и ненавидящих нас помяни».

Поэтому на проскомидию следует принимать записки за крещенных православных христиан, исповедующих веру в Святую Троицу и Боговоплощение во Христе, не хулящих Святую Православную Церковь и Святые Таинства (или умерших в мире с Церковью). За ушедших в секты, потерявших веру и богохульствующих, тяжко и открыто согрешающих без покаяния христиан можно молиться своими словами о спасении и Божьем вразумлении.

16.11. Что означают поклоны?

– Поклоны – символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом. Коленопреклонение и восстание символизирует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения молитву сопровождают поклонами.

Отказ от поклонов с Великой Среды до праздника Св. Троицы выражает уверенность христиан в победе Господа над смертью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9). По словам патриарха Вальсамона, «дни пятидесятницы означают ожидаемое нами воскресение».

16.12. Какие бывают поклоны?

– Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь, становятся на колени и касаются головой земли (пола).

16.13. Что важно в молитве и поклонах?

– Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, причем прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь благоговение перед Богом, покаянное чувство и сознание своего недостоинства и вины перед Ним за отступление от Его спасительных заповедей и несоответствие высокому званию христианина. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять посторонние помыслы и устремлять ум к Богу.

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как Всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейным молитвенным внутренним поклонением.

16.14. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?

– В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило христианина. По совету со священником это молитвенное правило может быть сокращено или увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних и служебных обязанностей.

16.15. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила?

Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила желательно согласовывать со священником.

16.16. Как лучше читать молитвы – наизусть или по молитвослову?

– Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.

Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они через некоторое время запомнятся наизусть.

16.17. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

– Молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми – это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу. Прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души. Именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу.

Тем не менее к Богу можно обращаться и своими словами.

16.18. Что такое молебен?

– Молебном называют особое богослужение, состоящее из молитв о живых, в котором просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости, помощи в делах и различных нуждах или благодарят за благодеяния Божии.

16.19. Какие бывают молебны?

– По церковной традиции молебны служатся Господу, Божией Матери, святым Ангелам и святым угодникам Божиим.

Наиболее часто совершаются молебны о болящих, о путешествующих, об учащихся, о благословении на всякое доброе дело, на Новолетие, на освящение воды и благодарственные. Благодарственные молебны адресуются Господу, но могут восполняться благодарственными молитвами Матери Божией и молитвами к святым.

В православном требнике имеется также множество молитв, молитвенных чинов и последований, вносимых в молебны или читаемых отдельно: о примирении враждующих, об умножении любви, при бедствиях (война, засуха, эпидемия) и в других жизненных нуждах.

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, в больнице, в школе, в поле (при освящении посевов) и т.д.

16.20. Что такое панихида?

– Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан.

16.21. Чем отличается молебен от панихиды?

– На молебнах молятся о живых, а на панихидах – об усопших.

16.22. Что такое ектения?

– Ектения (в переводе с греческого «протяжное моление») – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на постоянное сосредоточение внимания. Цельная молитва делится на ряд кратких прошений, произносимых диаконом (или священником), которые чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

Ектения произносится от лица всех верующих. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются поданные записки о здравии и об упокоении.

Наиболее употребительных ектений пять:

1) Великая, или мирная, ектения, которая начинается словами «Миром Господу помолимся». Она имеет много молений и прошений, и после каждого из них поется «Господи, помилуй».

2) Малая ектения есть сокращение великой. Она начинается словами «Паки и паки (т.е. еще и еще) миром Господу помолимся» и имеет всего два прошения.

3) Сугубая ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». На каждое прошение сугубой ектении хор отвечает троекратным «Господи, помилуй». Потому и сама ектения называется сугубой, то есть усиленной.

4) Просительная ектения начинается словами «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви» (Господу). После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет «Подай, Господи».

5) Заупокойная ектения состоит из прошений ко Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном души умерших, простив им все согрешения.

Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *