Молох

Молох — упоминаемое в Библии имя семитского божества, которому поклонялись евреи во время исхода (Амос.5:26) и во времена царя Соломона (3Цар.11:7).

Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву через всесожжение, рудиментом которой ряд исследователей считают Жертвоприношение Исаака и дочери Иеффая (Суд.11:39).

Между тем еще Моисей категорически критиковал подобную форму поклонения Богу (Лев.18:21; Лев.20:2).

Помимо евреев Молоху поклонялись аммонитяне (3Цар.11:7) и финикийцы (им он был известен под именем Мелькарта).

Похожий культ практиковали и моавитяне.

Молох, по-видимому, обозначал верховное божество, также известное под именем Ваала.

Греки отождествляют его с Кроносом, римляне — с Сатурном.

Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое.

Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки.

Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки.

В Библии упоминается о «проведении чрез огонь» детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима, в честь Молоха, при еврейских царях.

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва.

Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном (Иер.32:35).

Женское дополнение Молоха — Мельхет — также чествовалось человеческими жертвами.

Упоминаемый в ассиро-вавилонской мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер.

Молех מלך‎ (всегда с определ. ה‎; в Септуагинте и Вульгате Молох) — бог аммонитян и ханаанеян. Ханаанейское произношение было, судя по ассирийской и греческой транскрипции, Милк, «царь» (= мелек по-евр.), например, в названии бога Baal-milk (ср. Bloch, Phönizisches Glossar, 1890, 22). Также название тирийского Геркулеса — Melkart составлено из Melk (= Milk) и Kart (царь города). М. был богом природы, в частности — тепла. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь М. путем всесожжения, причем ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое, собственные дети. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий, особенно первенцы царей (например, при осаде главного города Моаба; II Цар., 3, 27). Такие жертвы приносились в случаях всенародной опасности; в обычное же время они были приурочены к определенному дню (см. Movers, Die Phönicier, I, 301). Что касается ритуала, то техническое выражение, употребляемое в Библии, различно толкуется исследователями. Полностью оно гласит: «Провести сына своего или дочь свою через огонь М.» (להעביר איש את בנו ואת בתו באש למלך‎; II Цар., 23, 10), но иногда опускаются слова «через огонь» (Лев., 18, 21; Иерем., 32, 35; Иезек., 16, 21; 23, 37; ср. выражение: והעברת כל פטר רחם לה׳‎, Исх., 13, 12; ср. Иезек., 20, 26) или же опускается слово «Молеху», למלך‎ (Втор., 18, 10; II Цар., 16, 3; 21, 6; Иезек., 20, 31), и в таком случае этому выражению аналогично выражение: провести добытые у неприятеля металлические сосуды «через огонь» (Чис., 31, 23), чтобы сделать их ритуально чистыми. На основании этого некоторые экзегеты полагали, что дети не сжигались, а только проводились по огню или между двумя кострами. Но параллельное выражение: «Сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне» (Иер., 7, 31; 19, 5; II Цар., 17, 31) ясно показывает, что дети действительно сжигались. Так как это были жертвы всесожжения (см. II Цар., 3, 27), то дети, по-видимому, не сжигались живыми, а предварительно умерщвлялись; об этом имеются определенные указания (Исаия, 57, 5; Иезек., 16, 21; 23, 39; Псал., 106, 37). Позднейшая народная фантазия нарисовала другую картину этого ритуала, будто живые дети клались на распростертые руки металлического идола с бычьей головой, который нагревался изнутри, а плач детей заглушался грохотом барабанов (последнее, очевидно, заимствовано из слова תפת‎, место приношения детей в жертву близ Иерусалима, причем народная этимология скомбинировала это слово со словом תף‎ — барабан). Но библейские указания, как мы видели, говорят против этого.

Жестокие, связанные с человеческим жертвоприношением, культы господствовали в древнем мире везде. У греков и римлян они были довольно поздно устранены. У африканских пунов они сохранились до времени Тиберия (Тертулл. Apolog., 9), хотя пунам нельзя отказать в высокоразвитой в известном направлении культуре. Древние евреи, отпавшие от чистой религии, временно увлекались этими варварскими культами. Что склонность к ним была очень развита, вытекает из того обстоятельства, что Моисеев закон неоднократно запрещает их под угрозой смертной казни (Лев., 18, 21; 20, 2). О Соломоне рассказывается, что он построил капище (במה‎) Кемошу и М. на горе к востоку от Иерусалима (так называемая гора Соблазна; I Цар., II, 7). Надо полагать, что человеческих жертвоприношений М. Соломон не приносил, иначе Библия упомянула бы об этом, как она не замолчала грехов и преступлений Давида и Соломона. Но другие иудейские цари, как Ахаз, Менаше и Амон, были приверженцами культа М., которому позже Иошия положил конец. Главное место этого культа было в долине Гинном (см.). В Северном царстве также приносились жертвы М. (II Цар., 17, 17; Иезек., 23, 37).

Примеры употребления слова молох в литературе.

Без всяких церемоний помянула она лорда Каслри и мистера Персиваля и обоим дала такую характеристику, которая порознь вполне подошла бы Молоху и Велиалу.

И сразу же приказал выпустить и вывести на орбиту Квинты — впереди нее и за ней — тяжелые магнетронные агрегаты, настоящие молохи, снабженные сидеральным питанием, каждый — массой в семь тысяч тонн, и окружить их для защиты от возможной атаки излучателями концентрированного тяготения.

Куда там Молохам, Сатурнам и Ваалам с их мелкосерийными человеческими жертвоприношениями.

Тридцать лет научных исследований погибли в пылающей мусоросжигательной печи, став горсткой пепла, которая принесена в жертву Молоху традиционности.

Перед молохом военизированного государства пророки переоценили и переосмыслили идеи воинствующего ягвизма.

Долой, служители Вельзевула и Молоха, тартюфства, маммоны и прусских виселиц — все это вы называете Матерью-Церковью и Богом!

Молох — в библейской мифологии божество, для умилостивления которого сжигали малолетних детей.

Этому народу было совершенно безразлично, поклонялся ли их царь богу по имени Хамос, или Молох, или Адонай, или Яхве.

Он магически воскресил страшного идола, всепожирающего Молоха, став одновременно его жрецом и воплощением.

Но иначе следует теперь посмотреть и на Молоха с его детскими жертвами, и на Минотавра, и на пожирательницу детей Ламию, да и на весь генезис сказок о пожирателях детей.

И любые уступки оскорбляют его, пороча его Небеса — Он видел бога Молоха и всех остальных богов даже Бель-Мардука — Ирвин вышел из Африки, из самого центра ее, надув угрюмые губы, и дошел до Египта и Вавилона и Элама, и создавал империи, настоящий Черный Семит, и одновременно Белый Хамит в словах и суждениях своих — В Вавилонской ночи видел он Молоха Ненавидящего.

Молох стоял перед дворцом Тюильри в сияющем солнце июньского утра и, возвысив страшный свой голос, требовал крови.

А воин стоял и издевался над Ваалом, и Молох молчал, будто и он испугался дерзкого вызова, брошенного ему человеком впервые за тысячелетия существования культа Ваала-Молоха.

На этом Молох снял осаду, и членам Конвента, которые до тех пор фактически были узниками, разрешили разойтись.

Бывший казначей городской еврейской общины Петр Молох обратился к Остапу с предложением принять на свой Фонд пять тонн маргарина, присланного американскими хасидами для евреев Харькова.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *