Молящиеся прихожане

Запрет на вхождение женщин в алтарь – это не просто обычай или непонятная традиция. Тем более этот запрет не основан на уничижительном отношении Церкви к женщине.

Во-первых, потому что никакого «уничижительного» отношения к женщине Церковь не знает. Более того, именно христианство возносит женщину на такую высоту, на которую ее не возносит никакая иная религия. Ведь от Женщины родился Спаситель миру, Христос ­– Сын Божий. Во-вторых, эту Женщину Церковь считает «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим». Так что запрет на вхождение женщин в алтарь продиктован не гнушением женской природой. Точно так же, как не продиктован он и тем фактом, что первой согрешила именно Ева. Ведь, как бы там ни было, первородный грех чаще всего называют «грехом Адама», а не грехом Евы.

Тогда в чем же дело?

А дело в том, что алтарь предназначен исключительно для совершения Бескровной Жертвы. И никому из мирян, то есть из людей, которые эту самую Жертву в силу своей непосвященности не приносят, входить в алтарь нельзя – ни женщинам, ни мужчинам. Вот как об этом говорит нам правило Шестого Вселенского Собора: «Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу» (правило 69).

Православный канонист епископ Никодим (Милош) в своих комментариях говорит об этом правиле так: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру… Алтарь предназначен только для священных лиц», – подчеркивает владыка. Кроме того, вхождение женщин в алтарь запрещает и Лаодикийский Собор в 44-м правиле: «Не подобает женщине в алтарь входить».

Тот же толкователь и канонист владыка Никодим пишет о нем так: «Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще, Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей». Так что, поскольку Православная Церковь не приемлет женского духовенства, а также в силу некоторых особенностей женского организма, женщины в алтарь не входят. Исключение составляют (по благословению архиерея) только монахини, да и то, только пожилые и сохранившие девство.

В Викиданных есть лексема прихожанин (L151735).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. прихожа́нин прихожа́не
Р. прихожа́нина прихожа́н
Д. прихожа́нину прихожа́нам
В. прихожа́нина прихожа́н
Тв. прихожа́нином прихожа́нами
Пр. прихожа́нине прихожа́нах

при-хо-жа́-нин

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1°a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: при-; корень: -хож-; суффиксы: -ан-ин .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. религ. лицо, принадлежащее к какому-либо церковному приходу ◆ Случалось тогда и то, что во время богослужения являлся в церковь какой-нибудь пьяный, но богатый и влиятельный прихожанин и, чтобы показать себя, начинал читать священнику нравоучения, и бедняк священник, нуждавшийся в его подачке, должен был выносить все эти безобразия. Н. Э. Гейнце, «Дочь Великого Петра», 1913 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Колокол глухо гудит в отдалении, // В церковь зовет прихожан. Н. А. Некрасов, «Молебен», 1876 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

  1. прихожанка (по признаку пола)

ГиперонимыПравить

  1. верующий

ГипонимыПравить

  1. православный, католик, протестант

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: приход, прихожанка
  • прилагательные: приходский, приходской
  • глаголы: приходить

ЭтимологияПравить

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: parishioner
    • Белорусскийbe: прыхаджанін м.
    • Украинскийuk: парафіянин м.; прихожанин м. (редк.)

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»

      С каждым годом прихожан в церквях Великобритании становится меньше, из-за чего церкви всё чаще открывают свои двери городу. Некоторые приходы сдают помещения в аренду под мероприятия, другие и вовсе закрываются и перерождаются во что-то новое, не имеющее отношения к религии. Strelka Mag выяснил, как трансформируются функции церквей и соборов в Великобритании.

      Фото: paradise-green.co.uk

      ВЕЧЕРИНКА ПОД ЦЕРКОВНЫМ СВОДОМ И РОК-МОЛЕБЕН

      Из англиканского собора Ливерпуля, самого большого в Великобритании, куда привезли участников конференции ООН World Cities Day, раздаётся музыка, однако далеко не церковная. Вместо глубокого звука органных труб слышен ритмичный бит. Гостям выдают по бокалу коктейля, а вход украшает неоновая надпись «I felt you and I knew you loved me» современной английской художницы Трейси Эмин.

      В наосе, центральной части храма, где обычно располагаются молящиеся прихожане, накрыты столы: кроме хлеба и вина, в меню стейк из баранины и шоколадный десерт.

      «Господь всемогущий, мы благодарим тебя друг за друга. Мы молимся за города и страны, из которых приехали. И благодарим тебя за всё то хорошее, что ты даёшь нам в жизни. Особенно за пищу, которую мы сейчас будем есть. Мы молимся за то, чтобы ты мог благословить эту еду для нас и нашу службу тебе», — благословляет светскую вечеринку глава Ливерпульского собора, старший священник Сью Джонс.

      После финального «аминь» все принимаются за еду, и в церкви становится шумно: из-за чуткой акустики собора кажется, что в нём находится в несколько раз больше людей.

      Именно благодаря уникальной акустике, которой сложно добиться даже самым продвинутым концертным площадкам, соборы становятся привлекательным местом не только для церковных хоров, но и для музыкантов разных жанров. Спустя некоторое время на сцену, то есть на средокрестье — центральную часть собора, расположенную прямо под куполом, — выходит кавер-группа Beatles, которую пригласили выступить для гостей конференции. Глава собора приглашает всех танцевать. Кстати, это не первый раз, когда музыка The Beatles звучит здесь. В 2009 году группа звонарей исполнила Imagine Джона Леннона на колоколах Ливерпульского собора.

      Трибьют-Beatles по очереди играют Back in the USSR, Hey Jude, Twist and Shout и другие композиции. В некоторых песнях даже что-то поётся о боге. Танцы продолжаются до позднего вечера, и кажется, что никто из гостей, кроме группы русских журналистов, рок-молебну не удивился.

      ЦЕРКОВЬ В АРЕНДУ

      Церковь святого Августина

      Для британцев аренда церкви под светское мероприятие — привычное дело, на что есть как минимум две причины. Первая из них связана с тем, что у протестантов, которых в стране большинство, здание храма не является сакральным и на протяжении долгого времени выступает в первую очередь в роли общинного центра. Во-вторых, это делается из коммерческих соображений: в период упадка интереса к церкви прихожан становится меньше, а исторические церковные здания, особенно огромные соборы, в светской стране, где церковь отделена от государства, содержать на одни пожертвования невозможно. По данным отчёта Church Statistics, в Великобритании наблюдается сокращение числа регулярно посещающих церкви, сейчас оно составляет около 10 процентов населения страны, а к 2025 году ожидается, что ходить в церкви будет только 8,4 процента граждан.

      По назначению, то есть для служб, церкви в Великобритании используются по утрам воскресенья и в христианские праздники. В остальное время они открывают свои двери для всех горожан и сдаются под мероприятия. Для этого многие приходы нанимают специального человека, который управляет зданием, сдаёт его в аренду в течение недели и составляет расписание.

      «Причина, по которой наша церковь сдаёт свои помещения, заключается в том, что она хочет участвовать в жизни города и быть в контакте с городским сообществом: с благотворительными организациями, коммерческими компаниями и просто с обычными горожанами, — рассказывает Рейчел Фицджеральд, администратор церкви святого Августина в историческом центре Эдинбурга. — Приход нашей церкви хочет открыть двери для различных людей и объединений. Чем больше, тем лучше, чтобы церковь использовалась не только для служб по воскресеньям, но и в течение всей недели. Так что это настоящее живое, дышащее, функционирующее здание. Для этого мы сделали пространство церкви более гибким: убрали прибитые к полу скамьи, чтобы алтарная часть использовалась не только для служб, а могла быстро трансформироваться в просторный зал».

      На сайте церкви есть раздел «Помещение в аренду»: конференции, мастер-классы, еженедельные или разовые мероприятия.

      «Такой выбор продиктован в том числе финансовыми причинами. В последние 30–40 лет количество членов христианских общин сократилось, поэтому у церквей уменьшилась прибыль. А в больших городах, таких как Эдинбург, есть спрос на пространства для мероприятий. Поэтому почему бы не использовать большое, красивое здание для этих целей, тем самым сохранив церковь для города и прихожан? — рассуждает Рейчел. — Ведь церковь в Великобритании — это общинный центр, мультифункциональное здание».

      Для жителей, в свою очередь, есть несколько поводов провести мероприятие в церкви. Во-первых, их привлекает расположение соборов и церквей, которые находятся, как правило, в историческом центре, куда легко добраться; во-вторых, невысокие цены; в-третьих, возможность провести мероприятие в историческом здании, памятнике архитектуры, а не в офисе в многоэтажке.

      Самая необычная трансформация церкви святого Августина, где работает Рейчел, происходит каждый август, когда в Эдинбурге проходит крупнейший международный фестиваль Fringe, который посещают более 2 миллионов человек ежегодно.

      «На шесть недель летом мы передаём здание нашей церкви продюсерской компании Paradise Green, с которой сотрудничаем около 20 лет. Мой офис на время превращается в пресс-комнату, в алтарной части строят амфитеатр, вешают занавес и устанавливают освещение. Когда они заканчивают перевоплощение, уже невозможно поверить, что это церковь. Также они делают маленькие сцены в других помещениях, и всего получается четыре театра в одной церкви, куда в течение шести недель приходят тысячи человек. В день проходит по крайней мере шесть представлений в каждом из пространств, и это просто великолепно. За время фестиваля мы зарабатываем неплохие деньги с аренды, что немаловажно для поддержания исторического здания в хорошем состоянии, — делится Рейчел. — Во время фестиваля службы у нас проходят прямо среди театральных декораций. Мы договорились с продюсерской компанией, чтобы они не проводили свои перформансы в воскресное утро. Пастор читает проповедь прямо на сцене, а прихожане сидят в амфитеатре. Не все, конечно, этим довольны, но относятся с пониманием, прихожанам приятно, что на время здание их церкви становится частью такого крупного и яркого события».

      СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ЦЕРКВИ: ТЕАТР «БЕДЛАМ» И БАР «ФРАНКЕНШТЕЙН»

      Однако театры в церквях Великобритании встречаются не только временные. В нескольких метрах от церкви святого Августина находится самый старый в стране студенческий театр Bedlam, который занимает здание неоготической Новой северной свободной церкви, построенной в 1840 году. В 1937-м здание было передано Эдинбургскому университету, и спустя несколько лет его занял театр.

      Это пример ещё одной тенденции, связанной со снижением интереса к церкви в стране. Если зайти на сайт церкви Англии или церкви Шотландии, можно увидеть список бывших храмов, выставленных на продажу. Маленькие приходы расформировывают, так как они больше не в состоянии поддерживать здания. Приобрести бывшие церкви можно не только под театр, но и под частный или многоквартирный дом, скалодром, бар, ресторан или любое другое место, которое будет полезным для города. Поэтому после закрытия церкви религиозной организации необходимо найти ей новое применение. По данным церкви Англии, ежегодно в Великобритании закрывается около 25 церквей.

      «Здание церкви вполне подходит для театра: тут есть сиденья, возвышение в алтарной части, где сейчас расположена сцена, хорошая акустика, — делится координатор мероприятий студенческого театра Нора Хэмпсон. — Есть, конечно, и проблемы, связанные с тем, что это не специализированное театральное здание. Например, у нас очень минималистская осветительная установка. Так как здание изначально проектировалось как церковь, никто не проверял, сколько веса сможет выдержать потолок. Раз в год к нам приходит инспекция, которая проверяет, не поменяли ли мы ничего радикально и безопасно ли тут находиться.

      Решение о том, во что переродится церковь, принимается официальным органом, которому она принадлежит, например церковью Англии или церковью Шотландии. Перед окончательной переквалификацией того или иного здания церковь тщательно выбирает будущего владельца. Бывшие церкви не могут быть переделаны в секс-шопы или казино, однако один из самых распространённых сценариев — когда церковь превращается в бар или паб.

      «Если бы это здание до сих пор было церковью, его бы посещали от силы человек десять, а наш паб по пятницам и субботам полон людей», — рассказывает владелец паба Frankenstein в Эдинбурге Энди Мердок. Его бар находится в исторической части города в пятидесятнической церкви, которая была построена в середине XIX века. Компания Энди приобрела здание, когда оно уже не принадлежало церкви: до паба в нём на протяжении почти 40 лет находился аукционный дом, а затем ясли.

      Готическое здание сохранилось практически в первозданном виде, только на месте алтаря появилась барная стойка, а над ней — механическая кукла Франкенштейна, которая выдвигается из-под потолка каждый час и зловеще хохочет. В остальном даже о самых небольших изменениях владелец бара должен договариваться с государственным органом Historic Scotland, который отвечает за сохранение исторического наследия: «Мы не можем ничего перемещать и демонтировать. На любое изменение нужно запрашивать разрешение, несмотря на то, что наша компания владеет зданием уже на протяжении восьми лет, — рассказывает Энди. — Каждая компания, чей бар находится в бывшей церкви, сотрудничает с архитектурной фирмой, у которой есть опыт сохранения исторических зданий. Они общаются с Historic Scotland, чтобы убедиться, что всё разрешено. Например, у нас была большая проблема: нужно было заменить одну ступеньку на входе. Поскольку в экстерьере нельзя ничего менять, мы ходили по разным каменщикам и пытались найти мрамор точно такого же цвета и фактуры. Также недавно мы подали заявление на химическую чистку кирпичей на фасаде, но нам не разрешили этого сделать. Хотя у нас на то была причина: мы хотели стереть граффити со стены, но от него невозможно избавиться без повреждения камня», — добавляет он.

      Тем не менее пабы, театры и прочие новые обитатели бывших церквей, идут на компромиссы не только потому, что хотят находиться в необычном здании, но и потому, что понимают, насколько важно сохранить архитектурный облик города и его историю. С этой же идеей выступают и те, кто сдаёт церковные помещения в аренду, — они хотят быть частью повседневной жизни города и делают всё, чтобы наладить отношения не только со своими прихожанами, но и с туристами, офисными работниками, студентами, пенсионерами и другими городскими сообществами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *