Монах песня

Basile & me & «Abbey Road» (По городу призраков праздно шатаясь…)

Church-blues (Вот мы стоим на площади…)

Free to dissolve (Free to dissolve in streaming summer…)

Freedom of choice (Я знала девочку — муж у нее был скотиной…)

In memoriam (Встань, моя радость, протяни мне руки…)

Test the West (Когда солнце ложится спать…)

Аваллон (Оттепель, сумерки, природа-злая мать…)

Август. Больная птица (Август, божественный месяц, созрели земные плоды, виноград, баклажаны…)

Агиография (Всякое время и всякий час…)

Алая книга (Когда Дженет первый раз не пришла, не вернулась к ночи с Пупурных полей…)

Алкоголье (Где бы не было мне счастья…)

Ангел Катерина (Говорят, что в Петербурге…)

Арго (Началось как поветрие с ближнего моря…)

Баллада о Ханне Каш (С глазами черней, чем омут речной…)

Баллада о двух сестрах (К двум сестрам в терем над водой…)

Баллада о неверной Йенне-яблоне и резчике дерева (Спишь ли ты, Йенна…)

Баллада о принцессе Янине и Джонни-пастухе (Родили его в чистом поле…)

Баллада о честном Томе и старой Джил (Шел по лугу честный Том …)

Бегство из Димчерчна (Мы покинем эту страну…)

Беда (Плохие настали времена…)

Безумие (Асфальтовые реки пересекая вброд…)

Белочка (В нашем лесу, в нашем лесу…)

Белый самайн (Уж раз все это случилось…)

Благословение (Благослови тебя Боже, бедная моя сестра…)

Бледная моль (Мрачная ночь наступила на Санкт-Петербург…)

Блики (Над зеленым стеклом сонных прудов, подернутых ряской…)

Боярышник (Что за весна, что за лето спускается к нам, государи мои…)

Будильник (Я вхожу, как в июльские реки…)

Бузинай (Где мне нужда — там тропы…)

Бык и Танцовщица (Когда в кромешной ночи…)

Велтиста (И вот который вечер в полнолунье…)

Веселая покойницкая с моралью для одного меланхолика (Вот когда ты помpешь — похоpонят тебя…)

Виноделие (Нет у вина адресата…)

Витраж (По лесам зелено-синим, ясным, как стекло…)

Воробьиный индепендент (Я сегодня опять не умру, да и больше того…)

Ворона весною (Спой мне, птица добрая…)

Второй приход Элестрина Майана (Это будет война без пpавил…)

Гаммельнский Крысолов встречает Новый Иерусалим (Сорок сороков лет я хожу по земле…)

Гейдельбориус (Гейдельбориус, черные кудри до плеч…)

Гленда (Когда все начиналось — было все нехитро…)

Гномычья плясовая (Не было счастья под нашей горой…)

Горная колыбельная (В ореховых зарослях много пустых колыбелей…)

Городское Рождество (Полосатый колпак, золотой бубенец…)

Готская пасека (Кругом ночная тишина…)

Грендель (Отец Грендель был священник, а дом его от паствы закрыт…)

Гусейное поле (Увеpнувшись от ножа…)

Давайте резать свинью (Давайте резать свинью…)

Давид (некто бросает пращу на тумбочку…)

Два ветра (Два ветра гуляли над брошенным полем…)

Действо о трех королях (В силу слова, в веленье воли…)

Дженни (Боже мой, Боже…)

Дженнифер (Три брата и Дженнифер, их сестра…)

Динькина колыбельная (Завтра начнется твой новый день, моя радость…)

Дом (Где-то там, среди зимы…)

Ежики (Маленькие домики, цветные фонари…)

Жабий Рил (Утки летят-летят-летят домой…)

Жабий блюз (Уже неделю…)

Жалоба Тикки Шельен св.Патрику (Вы не поверите, Патрик…)

Жив-человек (Ах, как быстро меняется жив-человек…)

Зарисовка (Заколочены двеpи в чеpтоги мои…)

Зеленое пламя (Зеленое пламя подветренных свеч…)

Земляк (Говорила мне бабушка Арина, в девичестве Прасковья…)

Зерна (В глубине, в далекой бездне…)

Зимний регги Новый год (То ли день мой катится ко всем чеpтям…)

Змеиная свадьба (Аспид к аспиде летит…)

Змей (Чья это плоская голова на длнной и тонкой шее…)

Иголка (Как-то в среду…)

Идеальная кошка (Император сказал: «У Нас депрессия…)

Идиоты (Майский день, вишни-яблони-сирень…)

Иеремия (У Лены были самые красивые глаза…)

Изобразительный псалом (В одной стране одному человеку был дан удивительный дар…)

Ионический ветер (За рунической вязью священных холмов…)

Ирландская плясовая (Мы с тобой купим красный шелк…)

Исландская минусовая (Ой, был табак — да вышел…)

История монаха Теодоруса из Гаммельна (Послушайте, братья и сестры, историю древних времен…)

К Лидии (Лидия, сядем рядом, будем следить за теченьем…)

Какой же я несчастный (Какой же я несчастный…)

Капитуляция (Я проиграла три моих войны…)

Каравелла моего карнавала (Третья ночь пролетает мимо, cон касается глаз наутро…)

Катька-humppa (Утро началося, солнце поднялося…)

Кафе «Хамелеон» (В маленьком кафе «Хамелеон»…)

Клоуны (Скажите, дяденька Джул, вы не видели нашего цирка…)

Кобольды (Если пораньше, встанешь пораньше…)

Козловачок (Шел козел по лесу, по лесу, по лесу…)

Колыбельная для Хельги Рэчел (Если полночь приходит, а ты все без сна…)

Колыбельная о белом вороне (Улетает белый ворон…)

Колыбельная о волке из Анжу (Спи, а я тебе расскажу…)

Колыбельная о выходном для ангелов (Этой ночью, этой ночью…)

Колыбельная о горошинах (За морем — за морем…)

Колыбельная о молчаливом колоколе (Там на деревянной башне…)

Колыбельная о непреложности пути (С ветки на ветку, прыг да скок …)

Колыбельная о пилигриме (Опускается ночь, завершая собой…)

Колыбельная о рыбе (Ночь протекает, я по ней плыву…)

Колыбельная о сером ослике (Ослик-ослик с мохнатыми ушками…)

Колыбельная о синем дубе (На краю леса…)

Колыбельная о трех котах (Как во темном да во теплом подвале…)

Колыбельная о трех яблоках (Я даже не знаю, да было ли толком…)

Колыбельная о яблоках (Ой, люли-лили, яблоки плыли…)

Колыбельная об Орешнике (В зарослях орешника у самого ручья…)

Колыбельная под дождем (Нету на свете дождей, кpоме того дождя, что лил…)

Комплексы (Комплекс к комплексу летит…)

Концептуальный блюз правой стороны (Может быть, люди правы…)

Конь (Скажи моему коню, он должен идти на север…)

Королева (Третий вечер моя королева грустна…)

Кошка, которая (Спи-усни. Не бойся…)

Красный самайн (Вознесение на листьях) (Где же я тогда была…)

Ксеньюшка (А куда ты, Ксеньюшка, да рано собралась…)

Куклы (После переучета…)

Летнее регги (Откуда он такой взялся…)

Липа (Протяни мне зеленую руку свою…)

Лиса и виноград (Мы идем вдоль стены. На лозе сухощавой и тонкой…)

Ложка (У тех, кто обедает с чертом…)

Лота (Ночь пришла, незаметно и тихо…)

Мавританский король (Храни Господь твою душу…)

Марш Уродов (March of Morally Depraved Persons) (Купи себе кота, уравновесь свою природу…)

Мерлин (Расскажи нам, что случилось, Мерлин, Мерлин…)

Миниатюра о лисе и церковной колбасе (Всякому зверю — свое уменье…)

Москва (Мой друг, когда ты вправду хочешь…)

Москвовуду (Мы черные пешки барона Самеди…)

Моя любовь (Моя любовь затихла от бессонниц…)

Нам бы (Как-то собрались звери…)

Наркотайм (Здравствуй, птиченька-кукушка, сколько лет мне будет в понедельник…)

Нимврод (В заповедных дремучих библейских лесах…)

О том, как Люди пришли на Запад (Люди пришли на сияющий Запад, миновав по пути Восток…)

Обводный канал (Я живу в горбатом полусонном переулке, и в моем горбатом сердце печаль…)

Обернувшись (Не преодолев искуса разлуки…)

Овердоз (Как чудесна, драгоценна, невъебенна Москва…)

Осенний колокольчик (Осень — время горькое…)

Отшельник (Старый отшельник жил девяносто…)

Охотник (Все неладно в нашем лесу…)

Очень старая песня (Когда на битву пpизывать отвыкнет…)

Очередное незавоевание Манхэттена (Засим сентябрь. И пелена…)

Пасхальная (Похмельная) (Вылетел из рая в ад…)

Первый приход Элестрина Майана (Ой…)

Перелетная осень (Месяц сентябрь, исход индейского лета…)

Песенка о здравом смысле при свободном выборе (Вставши над миpом, много ль увидишь…)

Песенка об астральном базаре (Посвети-ка мне, небо, дырявым мешком…)

Песенка про осеннюю любовь (Любая гордость, поздно или рано…)

Песнь о псах и о трусах (Шотландские воины носят юбки…)

Песня о Весеннем Кормчем (Всякая боль переболит…)

Песня о коне беспечальном (Э-э-э-эй, конь боронит боль, ходит полем с бороной…)

Песня о реке Москве (В этом городе живет мой брат великан…)

Песня о самайнском солнце (Давно ли, недавно ли произошло…)

Пиздец-блюз (Вау! Пятый раз прогнали с работы…)

Плач Ярославны по Интернету (Ветер весенний, через три моря…)

Подарок (Будь четыpежды благословен твой дом…)

Позитив (Вчера в ночи немеряный грохот…)

Полудница (Скажи, ты когда в последний раз встречал Джиневру…)

Полюбившая грифона (Тепеpь он пpиходит ко мне по ночам…)

После твоих слов (Я выйду на берег моря…)

Похититель черешни (Помнишь, как мы курили на лестничной клетке…)

Прежалостная история в оправдание офтальмологов (Возьми мое сеpдце, мой дpуг боевой…)

Про кораблю (Как из славного из города Амстердама…)

Прощай, мясо (Десять ночей подряд…)

Птица-боров (Авой! Ты слышишь этот дикий вой…)

Пчеловечность (Пчелиный яд — это змеиный мед…)

Пчелы (Вот и все, мои живые, дальше с мертвыми пойду я…)

Пчелы-блюз (Я веселого меда блажная пчела…)

Рагнарек (Волны бьются о камень…)

Разгвозделла (Почему с утра все валится из рук…)

Рай (Небо висит за нашей форточкой…)

Райсобес (Райсобес всегда сделает что-то для нас…)

Растаманские перцы (Что бы нам с тобой не плакать…)

Ратта (Глубоко в подвале…)

Регги на семь четвертей (Это регги на семь четвертей…)

Рождество в западно-европейской традиции (В нашу ли сторону дым чужедальних костров…)

Романс волонтера (Между серой прослойкой сумеречных облаков…)

Рэна (Все друзья отдали якорь, отошли…)

СВДВ (Без малого сотню лет мой дом был темен и пуст…)

Серый ветер (Встань со мной и выйди в поле…)

Сиреневое пламя (А когда я стану пищей для ночных мотыльков…)

Сифилис воздушно-капельным путем (Я постепенно растворяюсь…)

Сказка о том, как Янка и Джон обдурили целый город (Послушайте сказку о двух гистрионах …)

Скальд ждет весну (О, запомни, когда совеpшится весна…)

Смешные люди (Ты помнишь тот отвязный дождь…)

Созидание (На кухне в три часа ночи посуда стоит не у дел…)

Сон-трава (Мы сушили траву, сон-траву на чердаке…)

Стекляшки (Я иду по серым землям…)

Студент (Жестокий романс) (В Петербурге во городе…)

Танатоходец (Кому какое ремесло…)

Телефон-блюз (Струн вещих пламенные звуки…)

Точка-блюз (Как жутко, что у точки нету площади…)

Третий приход Элестрина Майана (Знаешь, как порою бывает…)

Троллейбус (На остановке троллейбуса, в сером ларьке…)

Тролли (Как на Муромской на дороге…)

Тэм Лин (На город опустилась мгла…)

Урожай (Осень…)

Фиолетово (В раннем детстве я знала твердо…)

Фолкер (Я с утра пойду на рынок…)

Фуллтайм (Ранним утром от царя к пророку прискакали…)

Харя пахаря (Беги в бигуди да в дуду дуди…)

Хемуль в небе (Пpедположим, что некто по имени Петp…)

Хипповская жизнь (Как хипповская жизнь приходила за мной…)

Хождение за три моря (Я ходила за три моря, даже дальше…)

Через радугу (Ты знаешь, сегодня особенный день…)

Черный самайн (Ах, вот и кто меня сможет отогреть…)

Чудо лесное (В тишине, вдалеке, средь кустов и покоя…)

Шварцерская баллада (Ты не знаешь ли, как туда идти…)

Эгоцентрическая колыбельная (Темный лес ночной, лес осенний…)

Эста (Вдоль серого неба…)

Я не пью с моим народом (Я не пью с моим народом…)

Содержание

Финал четвертого сезона телешоу «Голос» стал не то чтобы непредсказуемым, но неординарным даже для тех, кто назубок знает все перипетии проекта: победителем творческого состязания стал иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов). Еще на слепом прослушивании, едва Фотий пропел первые строки арии Ленского из оперы «Евгений Онегин», Григорий Лепс нажал на кнопку, взяв его в свою команду, а Александр Градский не удержался, и сольное исполнение обернулось дуэтом. В финале за иеромонаха, спевшего на итальянском «Для тебя», проголосовало в прямом эфире 900 тысяч растроганных зрителей.

Впрочем, ажиотаж этот факт вызвал только у нас: священнослужители уже становились участниками зарубежных аналогов шоу. Например, в Италии в 2014 году победительницей певческого состязания стала сицилийская монахиня Кристина Скуччия.

Так что интерес и бурные овации разволнованных уфимских слушателей были ожидаемы. Фотий скромно, но с достоинством держится на сцене, несомненно, обладает очень красивым голосом. Исключительно деликатно подбирает репертуар, находя наполненные духовным смыслом песни у Розенбаума и Окуджавы, Корнелюка и Шварца. Кстати, удивил наставник иеромонаха Григорий Лепс, не принадлежащий к моим кумирам, но оказавшийся автором очень достойной песни, по праву занявшей свое место рядом с упомянутыми авторами.

«Не покрещусь — не стану ангелом»

В общем-то, ничего особо необычного в музыкальном путешествии Фотия (с благословения патриарха) по городам и весям нет: музыка практически вошла в его жизнь вместе с первым вздохом.

Родился он в семье нерелигиозной, с юных лет готовился стать музыкантом. И готовился весьма серьезно: обучался игре на фортепиано, пел соло в музыкальной школе и в детском церковном хоре. Да и мечтал стать композитором, писать музыку для кино. И даже в 16 лет, перекочевав с семьей в Германию, любимого занятия не оставил, правда, отдав предпочтение органу. Кстати, орган стал для него тогда же средством приработка: юноша играл во время церковных служб, участвовал в органных концертах. Словом, все шло к тому, что на небосклоне вечной классики вспыхнет новая многообещающая звезда. В Германии, благодаря социальным программам, семья устроилась неплохо. В те времена немцы предлагали хорошие условия для жизни родственникам евреев, уничтоженных во время холокоста. Еврейкой была бабушка, и у нее получилось всех забрать в Германию. В Россию возвращаться не хотелось.

Тем более, школьные постсоветские годы особой ностальгии не вызывали. Из воспоминаний детства радостью отзывались в душе только летние каникулярные поездки в волжский поселок Васильсурск в Нижегородской области.

«Школьная жизнь была гораздо печальнее, — рассказывает Фотий. — Я все время ощущал себя белой вороной, одноклассники отказывались меня принимать, не любили. Почему? Не знаю. Наверное, меня просто «назначили» мальчиком для битья. Я все время думал о музыке, в опасных играх не участвовал. Вот и оказался подходящей кандидатурой. В ответ на оскорбления ничего не делал. Очень поддерживали родители, особенно мама, которая всячески старалась уверить меня в своих силах.

Почему с такого раннего возраста задумался о Боге? Не знаю. Когда мне было семь лет, я потащил маму в церковь креститься, почему-то считая, что если не покрещусь, то не стану ангелом. Мама крестилась вместе со мной, но на этом пока все и кончилось.

А возобновилось спустя пять лет, когда Виктор Иванович Алексеев, мой педагог по вокалу из музыкальной школы, позвал меня в детский православный лагерь «Благовест». Мой первый, можно сказать, серьезный опыт мне понравился: я принимал участие в литургиях, пел на клиросе, учил первые в своей жизни молитвы, стал покупать маленькие иконы.

Когда вернулся, стал молиться. Даже покупал ладан, на ложке его разогревал…

Ну, и когда в 2005 году приехал из Германии обратно в Россию, все уже для себя решил. Тут, наверное, сыграл роль юношеский максимализм, я решил бросить все, отречься от всего мирского. Рассказал о своем решении учителю по органу. Он меня понял. Сказал: «Да, поезжай, но сейчас, чтобы у тебя не получилось так, что ты бросил орган, но не начал ничего другого». Я все продумал, взвесил, что для меня важнее: Бог или мирское — слава, цветы, музыка для кино… Мама меня благословила. Папа согласился скрепя сердце и отпустил со словами: «Не поминай лихом!». Поймите, я не ушел в монастырь от чего-то, из-за личных проблем. Наоборот, пришел с горящим сердцем, желая все отдать Богу».

Батюшка вышел на сцену

В Боровске, в Свято-Пафнутьевском монастыре, куда приехал тогда еще Виталий, его музыкальные способности не только оценили, но и всячески поддержали: сразу отправили к педагогу по вокалу в Москву. В обитель он вернулся уже с поставленным голосом, а дальше занимался по кассете педагога.

«Между тем прошли годы, мой педагог Виктор Твардовский стал приезжать уже к нам в монастырь давать уроки, — вспоминает Фотий. — Мы начали осваивать более серьезные вещи, оперные арии. Потом перешли к песням, романсам. Так я и подбирал репертуар для маленьких концертов: в каком-нибудь ДК, например. Потом скачивал «минусовки» из интернета и записывался. Мне как раз подарили хорошую технику. Записал в келейных условиях два диска, загрузил их в интернет для общего доступа. Конечно, все это не самое главное в жизни, это увлечение.

Когда появился проект «Голос», друзья спросили, почему бы и мне не попробовать. Мне казалось это нереальным — как вдруг человеку из монастыря оказаться в таком шоу? Но к третьему сезону я решился: отправил заявку. Мне, вообще-то, давно было интересно наблюдать за конкурсом, за тем, как и кого отбирают наставники. Представлял себя на их месте. Но вот мне позвонили с Первого канала, пригласили на кастинг. Первый канал написал официальное письмо на имя митрополита Калужского и Боровского Климента с просьбой отпустить меня. Владыка дал разрешение».

К сожалению, в обществе нередко укореняются стереотипы: если ты, к примеру, библиотекарь — то обязательно сухопарая дама с пучком на затылке, шикающая на посетителей при малейшем покушении на благоговейную тишину. А уж если монах — молиться тебе надо, а не песни распевать, да еще в развлекательном шоу.

Между тем, несмотря на приличествующий сану скромный образ жизни, в остальном Фотий вполне современный человек: пользуется мобильными приложениями, отлично разбирается в технических новинках и компьютерах, увлекается фотографией, видеомонтажом, иностранными языками и даже снимает ролики и документальные фильмы на актуальные темы. Они неоднократно были представлены на всероссийских фестивалях и занимали призовые места.

«Я знал, что мнения будут разные, — отмечает Фотий. — Но мне казалось, что многие будут «за» и адекватно поймут ситуацию: батюшка вышел на сцену, и это не грех. Просто у него есть способности, которыми можно поделиться.

Кстати, проект действительно уникальный и нужный: и руководство Первого канала, и продюсеры «Голоса» к людям относятся не как к товару, которым попользовались и потом выкинули. Они боятся промахнуться, упустить возможность дать человеку раскрыться.

Продюсер шоу Юрий Аксюта вообще сказал: «Мы постараемся, чтобы ваше выступление на канале было как можно более гармоничным и чтобы ничто не запятнало вашего священнического достоинства».

Я не видел, чтобы кто-то «зазвездился». В шоу участвуют, конечно, уже состоявшиеся звезды, для них этот конкурс — просто очередной пиар. Ну а те, кто неизвестен, не делают из него суперсобытие, после которого можно возгордиться и провозгласить себя звездой.

Забавно, что первое время не все понимали, что я участник. Видели, что батюшка мелькает среди конкурсантов, но не знали, что я тоже буду петь, до последнего момента, когда были слепые прослушивания».

Врач душ человеческих

Года два тому назад поклонники поющего батюшки заволновались: по поводу выступлений их любимца было проведено собрание, на котором присутствовали игумены и игуменьи. Священнослужителей смущали не столько концерты, сколько интервью Фотия, ведь он, по сути, представляет церковь. Последнее слово осталось за патриархом Кириллом. По его мнению, выступления стоит продолжать, потому что это помогает приобщать народ к православию. Помимо того, деньги с концертов идут на восстановление храмов.

«Нужно очень хорошо понимать, что запрещать священнику, — отмечает сам Фотий. — А не закрывать дорогу только потому, что не было таких прецедентов. Например, святитель Лука работал хирургом, что даже символично: священник — врач душ человеческих, а хирург — врач тела.

Думаю, все имеет свое время и свое предназначение. Не случайно я пошел в монастырь и не случайно, придя туда, начал заниматься вокалом — смог реализоваться в творческом плане. Нужно слушать свое сердце и идти по пути, который приведет тебя к чему-то новому».

Так что и в обители у Фотия течет вполне гармоничная, сообразно его увлечению, жизнь: он регент монастыря.

«Что касается шоу-бизнеса, я умею абстрагироваться от этого, — уточняет Фотий. — Конечно, бывает время, когда нужно напрячься и быть в этой суете, но потом-то возвращаешься в монастырь — в тишину, покой. Все равно что ил: раз — и оседает, и вода снова становится прозрачной».

Фотий намерен и дальше заниматься творчеством, но, по его словам, он пришел в мир музыки священником, священником и уйдет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *