Монахи бенедиктинцы

§44. Устав святого Бенедикта

Устав святого Бенедикта, составляющий его славу, открывает новую эпоху в истории монашества. За краткий промежуток времени он вытеснил все современные ему и более древние уставы подобного рода и стал бессмертным законом самого знаменитого монашеского ордена, основой римско–католической монастырской жизни вообще. За предисловием или прологом в нем идет ряд моральных, общественных, литургических и карательных установлений в семидесяти трех главах. В нем проявлено прекрасное знание человеческой природы и практическая мудрость римлянина, он адаптирован к западным обычаям. Простота сочетается в нем с полнотой, строгость — с кротостью, смирение — с отвагой. Он придает монастырской жизни в целом фиксированное единство и компактную организацию, которая, подобно епископату, обладала неограниченной гибкостью и способностью к распространению. Благодаря этому уставу каждый монастырь становился ecclesiola in ecclesia, церковкой внутри церкви, отражая отношения между епископом и душами, вверенными его попечению, — являя монархический принцип власти, покоящийся на демократическом основании равенства братьев, но одновременно претендующий на более высокий уровень совершенства, нежели тот, который мог быть достигнут в «светской» церкви. Для грубого и недисциплинированного мира Средних веков бенедиктинский устав представлял собой полноценный курс обучения и постоянный стимул к повиновению, владению собой, порядку и трудолюбию, необходимым для возрождения и здорового укрепления общественной жизни.

О духе данного устава можно судить из следующих фраз пролога, содержащего благочестивые увещевания: «Итак, братья мои, спросив у Господа о тех, кто пребудет в Его скинии, мы услышали предписания для таких людей. Если мы будем удовлетворять этим условиям, мы станем наследниками царства небесного. Давайте же готовить свои сердца и тела к тому, чтобы свято повиноваться этим предписаниям; если же не всегда наша природа сможет повиноваться, давайте просить Господа о том, чтобы Он удостоил нас поддержки Своей благодатью. Да избежим мы адских мук и получим жизнь вечную, пока еще есть время, пока мы еще в этом смертном теле, пока свет этой жизни еще даруется нам с этой целью, давайте же бежать и стараться, чтобы пожать вечную награду. Мы должны образовать, таким образом, школу божественного служения, в которой, мы надеемся, для нас не будет ничего слишком трудного или сурового. Если же, в соответствии с истиной и справедливостью, мы будем проявлять некоторую строгость в наказании за грехи или в стремлении сохранить целомудрие, тогда старайтесь о том, чтобы под воздействием страха не уклониться с пути спасения, начало которого не может не быть трудным. Сердце человека, который уже какое?то время ходит в повиновении и вере, расширится, и с неизреченной нежной любовью он устремится по пути Божьих заповедей. Да дарует нам Бог способность никогда не удаляться от наставлений Учителя и держаться Его учения в монастыре до самой смерти, чтобы мы могли и терпеливо разделить страдания Христа, и быть достойнымиёё разделить с Ним Его царство».

Основные положения бенедиктинского устава таковы.

Во главе каждой общины стоит настоятель, аббат, избираемый монахами. Он, с их согласия, назначает ректора (praepositus), а если количество братьев того требует, то и деканов (decaniae), руководящих разными отделениями монахов, которые помогают ему. Он управляет как наместник Христа, властью и примером, и является для монастыря тем же, чем епископ для своей епархии. В более серьезных вопросах он советуется с собранием братьев, в решении обычных проблем — только со старейшими членами. Формальному вступлению в монастырь должен был предшествовать испытательный период или послушничество, продолжавшееся в течение года (позже его продлили до трех лет), чтобы никто не совершил этот торжественный шаг преждевременно или опрометчиво. Если послушник раскаивался в своем решении, он мог беспрепятственно покинуть монастырь, а если он настаивал на нем, то по завершении испытательного срока он проходил испытание в присутствии аббата и монахов, а потом, взывая к святым, останки которых хранились в монастыре, приносил на алтаре часовни необратимый обет, письменный или по меньшей мере подписанный собственной рукой, тем самым навеки лишая себя права вернуться в мир.

Когда эти важные правила были приняты, монастырь обрел стабильность и весь институт монашества стал искреннее, прочнее и постояннее.

Обет состоял из трех частей: stabilitas, постоянная принадлежность к монашескому ордену; conversio тоrит, в первую очередь добровольное нестяжательство и целомудрие, которые всегда считались самой сутью монашеского благочестия, в каких бы формах оно ни проявлялось; и obedientia coram Deo et Sanctis ejus, полное повиновение аббату как представителю Бога и Христа. Это послушание является важнейшей добродетелью монаха.

Жизнь в монастыре представляла собой осмысленное чередование духовных и телесных упражнений. Великое преимущество устава Бенедикта в том, что в нем праздность представлена как смертельный враг души и мастерская дьявола. Семь часов посвящались молитве, пению псалмов и размышлениям; два или три часа, особенно по воскресеньям, уделялись религиозному чтению; от шести до семи часов — труду внутри монастыря или в поле, или же воспитанию детей, которых поручали попечению монастыря их родители (oblati).

Отсюда впоследствии возникли знаменитые монастырские школы, и позже физический труд во многих монастырях был вытеснен литературными изысканиями, ставшими одним из главных украшений его ордена — но, впрочем, совершенно чуждыми необразованному Бенедикту и его непосредственным преемникам.

В других отношениях жизнь в монастыре была простой, не слишком суровой и ограничивалась строго необходимым. Одевались монахи в тунику с черным капюшоном (отсюда прозвище «черные монахи», black friars); материал, из которого она была изготовлена, зависел от климата и времени года. Два дня в неделю были постными; был также пост с середины сентября до Пасхи, и в это время монахи ели раз в день. Каждому монаху выделяли на день фунт хлеба и бобов (450 г) и, от распространенного в Италии обычая, полфляги (hemina) вина, хотя рекомендовалось от вина воздерживаться, если это можно было сделать, не нанося вреда здоровью. Мясо разрешалось есть только слабым и больным, к которым относились с особой заботой. Во время обеда читались какие?нибудь назидательные тексты, а братья хранили молчание. У монахов не было личной собственности, даже одежда не принадлежала им. Все плоды их трудов шли в общую казну. Монахам следовало избегать контактов с миром, опасных для души, поэтому каждый монастырь был организован так, чтобы иметь возможность обеспечивать все свои потребности. Гостеприимство и другие дела любви рекомендовались особо.

Нарушение устава наказывалось сперва частным увещеванием, потом отлучением от общения в молитве, потом от общения с братьями и наконец изгнанием из монастыря, после которого, впрочем, было возможно восстановление, вплоть до третьего раза.

Следующая глава >>

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком на Litres.ru

Общежительный устав

Общежительный устав Мы еще не достигли такой степени, чтобы могли нести подвиги отцов, равно как и не подобает стремиться к тому, что выше силы. Ибо и внешние говорят, что величайшая нужда – это неудовлетворенность потребностей. И мы, со своей стороны, будем

Устав (перевод)

Устав (перевод) Преосвященнейший, Богом избранный и поставленный архипастырь и вы, боголюбивейшие архиереи, которых Бог поставил пасти церковь Свою в этой православной христианской молдовлахийской земле! Я, последнейший раб Преосвященств Ваших, стоя перед

Устав брака

2. Устав брака В законе Моисея даются наставления относительно брака. В Лев. 18 перечисляются запреты, имеющие отношение к браку: кровосмешение, скотоложство и гомосексуализм (см. также Лев. 20:17–21; Втор. 27:20–23). Лев. 18:18 можно даже понимать как косвенный совет против полигамии

1.3.13 Устав группы

1.3.13 Устав группы Вопрос:Где проходит грань между системой Каббалы и системой мусар (этики)?С одной стороны духовное, каббалистическое развитие человека должно быть осознанным, добровольным. Оно должно исходить из внутренней потребности самого человека. Ни в коем случае

7. Что было в сосудах святого Бенедикта Нурсийского

7. Что было в сосудах святого Бенедикта Нурсийского Святой Бенедикт Нурсийский родился в Италии, в христианской семье, в конце V столетия. Казалось бы, не было никаких препятствий для того, чтобы жить мирной благочестивой жизнью в стенах отчего дома. Однако он сам выбрал

1. Устав Студийский

1. Устав Студийский Основанный в 463 г. римским патрицием Студием в Константинополе монастырь при церкви Иоанна Предтечи стал очень скоро одним из самых замечательных монастырей столицы Близость к центру церковной, умственной, политической и общественной жизни Византии

3. Устав Святогорский

3. Устав Святогорский Значение св. Горы Афона столь велико в развитии восточного монашества, что этому Уделу Божией Матери должно было принадлежать и видное место в отношении богослужебного устава. Не будучи формально разделено на ордена, как на Западе, восточное

5. Евергетидский устав

5. Евергетидский устав Несколько особое место в ряду типиков занимает и так наз. Евергетидский устав. Это Типик монастыря Пресв. Богородицы Евергетиды или Благодетельницы. Основан был этот монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сначала маленький монастырек, трудами

Устав о светильнах

Устав о светильнах В современном словоyпотреблении «экзапостиларий» и «светилен» — синонимы. Однако здесь есть некоторое разграничение: обычно экзапостиларием называется соответствyющее песнопение, относящееся к Октоихy, а светильном — относящееся к Минее. Давайте

Устав о катавасиях

Устав о катавасиях Что такое катавасия и в чем отличие праздничной катавасии от бyдничного покрывающего ирмоса?Во–первых, катавасия, согласно yставy, поется по каждой песни канона, а бyдничный покрывающий ирмос — только по 3,6,8 и 9 песни.Во–вторых, покрывающий бyдничный

Отшельнический устав

Отшельнический устав Таким образом во отношении и поста и молитвы или богослужения у св. отшельников постепенно выработалась более или менее однообразная практика, общие правила, один устав. Это не покажется удивительным, если принять во внимание то тесное и постоянное

…Устав, что нас от нас же ограждает

…Устав, что нас от нас же ограждает И на строгий Твой рай Силу сердцу подай… Е. Боратынский. Этот самый авва Паламон был учителем Пахомия Великого; вероятно, глядя на муки старца Господь и послал ангела дать преподобному устав, на медной дщице, с начертанием самых

Типикон , или Устав

Типикон, или Устав Эта книга содержит подробные указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Это необходимейшее

Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?

5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? Как в этом, так и во всяких других

Парадоксы Бенедикта XVI

Парадоксы Бенедикта XVI В 2008 году из-за неимоверной алчности Уолл-стрит глобальная экономика пошатнулась. Инвестиционные банкиры, используя таинственные термины – обмен кредитами, производные и ценные бумаги, обеспеченные закладными, – прикрывали ими монополию игрока

В ОБИТЕЛИ БЕНЕДИКТА НУРСИЙСКОГО

В ОБИТЕЛИ БЕНЕДИКТА НУРСИЙСКОГО Святой Бенедикт родился в 480 г. в итальянской области Нурсия, отчего его и стали называть Нурсийским. В тот период блистательная прежде Италия изнемогала от междоусобной борьбы, теряла былую власть и силу, и провинции ее одна за другой

Эта статья о монашеском ордене католической церкви. Для подобных монашеских орденов Восточной Православной церкви см. Орден Святого Бенедикта (Православный) . Для аналогичных монашеских орденов англиканского сообщества см. Орден Святого Бенедикта (англиканский) . Для использования в других целях, см бенедиктин (значения) . «OSB» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см OSB .

Орден Святого Бенедикта

Ордо Санкти Бенедикти

Рисунок на лицевой стороне медали Святого Бенедикта

Сокращение

Девиз

Ora et Labora
( латинское слово «молиться и трудиться»)

Формирование

529 ; 1491 год назад

Основатель

Бенедикт Нурсийский

Основана в

Аббатство Субиако

Тип

Католический религиозный орден

Штаб-квартира

Церковь Сант-Ансельмо-аль-Авентино, Рим

Настоятель примаса

Грегори Полан

Главный орган

Бенедиктинская конфедерация

Головная организация

католическая церковь

Интернет сайт

osb .org

Бенедиктинцы , официально Бенедиктинцы ( латыни : Ordo Sancti Benedicti , сокращенно ОСБ ), являются монашеский религиозным орденом в Католической Церкви после Правила Святого Бенедикта . Их также иногда называют Черными монахами из- за цвета их религиозных привычек . Они были основаны святым Бенедиктом Нурсийским , монахом VI века, который заложил основы бенедиктинского монашества, сформулировав свое Правило святого Бенедикта.

Несмотря на то, что бенедиктинцы называются орденом, они не действуют в рамках единой иерархии, а вместо этого организованы как собрание автономных монастырей; у них нет генерального начальника или материнского дома с универсальной юрисдикцией. Орден на международном уровне представлен Конфедерацией бенедиктинцев , организацией, созданной в 1893 году для представления общих интересов ордена.

Устав ордена святого Августина

1. Превыше всего, братья возлюбленные, должно вам любить Бога, затем ближнего, ибо сие есть две наибольшие оставленные нам заповеди. Посему повелеваем вам, пребывающим в монастыре, соблюдать их. Воедино вы собраны главным образом ради того, чтобы единодушно жить в доме; итак, да будет у вас одно сердце и одна душа (Деян 4, 32) в Боге.
И не называйте ничего своим, но да будет все у вас общим. Начальствующий же да раздает вам пищу и одежду – не всем поровну, ибо не все вы наделены равными силами и здоровьем, но каждому по его потребностям. Ибо и в Деяниях апостолов прочтете вы, что все у них было общее, и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 4, 32. 35).

Итак, имевшие что-либо в миру, поступив в монастырь, пусть охотно соглашаются с тем, что отныне это будет общим. Не имевшие же ничего пусть не ищут в монастыре, чего не могли иметь вовне. Ибо, хотя и должно уделять им то, в чем нуждаются по немощи своей, даже если прежде нужда лишала их самого необходимого, не должны они почитать себя счастливыми оттого, что обрели пропитание и одежду, каковых не могли получить вовне.

Пусть также не гордятся, что сообщаются с людьми, к которым прежде не смели даже приблизиться, но возносят сердца ввысь и не ищут земной суеты, дабы монастыри не становились полезными лишь для богатых; было бы так, если бы богатые в них учились смирению, а бедные исполнялись спесью.

Те же, что почитались знатными в миру, да не имеют в презрении братьев своих, пришедших в святую сию общину из нищеты. Пусть учатся хвалиться не родовитостью богатых родителей, но обществом бедных братьев. Пусть также не превозносятся, привнося в жизнь общины нечто из своего имения, и не гордятся своим богатством более, чем если бы они пользовались им в миру, оттого, что раздают его в монастыре.
Ибо всякое иное беззаконие ведет к совершению злых дел, гордыня же подстерегает и добрые дела, дабы их погубить. Какая же польза была бы в том, чтобы раздать имение бедным и самому сделаться неимущим, если бы несчастная душа, пренебрегши богатствами, исполнилась гордыней более, чем в те времена, когда она обладала ими? Итак, живите в единодушии и согласии и чтите друг в друге Бога, ибо каждый из вас – храм Его.

2. Молитве предавайтесь в установленные часы и времена дня. В оратории же делайте только то, для чего место сие было создано, от- куда и название его происходит, – чтобы тому, кто, будучи свободным от дел, захочет помолиться вне времени установленного, никто не мешал, делая там нечто иное. Молясь Богу псалмами и гимнами, размышляйте в сердце своем о том, что произносят уста. И пойте только то, что для пения предназначено. Чего же не предписано петь, не пойте.

3. Тело умерщвляйте постом и воздержанием в еде и питье, насколько позволяет вам здоровье. Если же кто не может поститься, пусть хотя бы не вкушает никакой пищи в часы, не предназначенные для трапезы, разве что он болен.

Сев за стол, без шума и споров внимайте тому, что вам, согласно обычаю, читают, до тех пор, пока не придет время подниматься, дабы не только уста ваши поглощали пищу, но и уши вкушали слово Божие.

Если братьям, немощным из-за прежнего образа жизни, делают послабления в том, что касается пищи, не должно сие претить другим или казаться несправедливым более закаленным. Да не полагают, что те братья более счастливы, ибо едят то, чего не едят они; скорее, пусть радуются, что имеют такие силы, каких те не имеют.
И если тем, кто ушел в монастырь из жизни более изнеженной, иногда дается такая пища, одежда и кров, каких не получают более сильные, а значит и более счастливые, то пусть не получающие послаблений подумают, сколь смирились те изнеженные братья, переходя от своей мирской жизни к нынешней, хоть они и не смогли достичь той умеренности, в какой живут другие, более крепкие телом. Не должно всем домогаться того, что, как видно, дается лишь некоторым, и то не из чести, а из терпимости к их немощи, дабы не дошло до того мерзостного извращения, когда в монастыре, в котором богатые в меру своих сил усердствуют в работе, бедные бы роскошествовали.

Несомненно, больным следует давать меньше пищи, дабы не отягощать их желудок; после же болезни с ними надлежит обходиться так, чтобы как можно скорее окрепли, даже если в миру они жили в крайней бедности. Ввиду недавней болезни надобно к ним относиться как к богатым ввиду их прежнего образа жизни. Однако, вновь обретя утраченные силы, они должны вернуться к своему счастливому образу жизни, который тем более украшает рабов Божиих, чем менее они для себя требуют; да не возжелают они, будучи уже окрепшими, той пищи, которой по необходимости подкреплялись во время болезни. Пусть почитают богатыми тех, кто стоек в соблюдении воздержания. Ибо лучше меньше нуждаться, нежели больше иметь.

4. Одеяние ваше да не будет нарядным; не одеждами старайтесь угодить, но добрыми нравами. Если выходите, вместе идите; если же придете, куда шли, вместе оставайтесь. В походке вашей, осанке, внешности и во всех ваших движениях да не будет ничего, что могло бы оскорбить чьи-то взоры; все в вас да приличествует вашему благочестию.

Если же случится вам обратить свой взгляд к какой женщине, ни на одну не засматривайтесь. Ибо, когда выходите, не возбраняется вам видеть женщин; однако вожделение или желание быть вожделенным греховно. Не только тайным чувством, но и взглядом можно вожделеть женщину и быть ею вожделенным. Итак, не говорите, что сердца ваши целомудренны, если не целомудренны глаза, ибо нескромные взгляды свидетельствуют о нескромности сердец.
Когда же сердца, пусть без слов, одними лишь взглядами, извещают друг друга о своей нескромности и наслаждаются взаимным телесным вожделением, чистота нравов пропадает, даже если тела и не запятнаны грязным бесчестием. И пусть тот, кто устремляет взгляд на женщину и любит, чтобы ее взгляд был устремлен на него, не думает, что другие того не видят. Вне всякого сомнения, видят; даже те, о ком он и не помышляет.

Но если бы это и было скрыто, если бы и осталось незамеченным людьми, то как быть с Тем, Кто взирает с небес, перед чьим взором ничто не может скрыться? Возможно ли полагать, что не видит сего Он, взирающий тем терпеливее, чем лучше в Своей мудрости видит? Посему муж благочестивый да убоится быть неугодным Ему, дабы не возымел порочного желания быть угодным женщине. Пусть размышляет о том, что Бог всевидящ, дабы не возымел порочного желания взирать на женщину. Воистину уместен здесь страх Божий, ибо сказано: Мерзость перед Господом дерзко поднимающий глаза (Притч 27, 20).

Итак, пребывая вместе в церкви и везде, где только есть женщины, блюдите целомудрие друг друга. Бог же, живущий в вас, подобным образом будет блюсти вас самих.

Если у кого из вас заметите тот дерзкий взгляд, о коем говорю, тотчас предостерегите его, дабы родившееся зло не разрослось, но было немедля исправлено. Если же и после предостережения, сразу или в какой другой день, увидите, что он далее так поступает, пусть тот, кто застанет его за этим, изобличит его словно уже подточенного болезнью и нуждающегося в лечении. Прежде, однако, надлежит рассказать все другому брату или даже двоим, дабы устами двоих или троих можно было виновника уличить и с соответствующей строгостью обуздать.

Не думайте, что, обнаруживая сие, вы поступаете дурно. Ибо разве не были бы вы более виновны, если бы молча позволили погибнуть братьям, которых могли спасти изобличением? Если бы брат твой имел на теле язву и хотел скрыть ее в страхе перед надрезом, не жестокостью ли обернулось бы сокрытие сего и не милосердием ли разглашение? Насколько же более необходимо обнаружить зло, о коем я говорю, чтобы еще худшая язва не растлила сердце!

Однако, если бы изобличенный брат пренебрег увещеванием и отрицал свою вину, прежде чем рассказывать о том другим, дабы могли уличить его, надлежит все открыть начальствующему: быть может, увещевание, сделанное наедине, позволит избежать огласки. Если бы и далее отпирался, следует призвать свидетелей, пусть даже в присутствии всей общины, дабы не один лишь очевидец обвинял его, но двое или трое доказали его виновность.
Будучи изобличенным, должен он по приговору начальствующего или пресвитера, какому подчинен, понести спасительное наказание. Если же откажется принять наказание и, вместе с тем, не уйдет добровольно, да будет исторгнут из среды вашей. Не жестокостью будет сие, но милосердием, ибо пагубное влияние может растлить многих.

Все, что было сказано мною о нескромных взглядах, должно так же неукоснительно и верно соблюдаться при обнаружении, устранении и осуждении всех других грехов – с любовью к человеку и ненавистью к пороку. Всякому же, кто совершил столь великое преступление, что принял втайне письмо или какой подарок, если признается в том добровольно, надлежит простить; должно также молиться о нем. Тот, однако, кто был пойман с поличным и изобличен, должен быть наказан более сурово, по усмотрению начальствующего или пресвитера.

5. Одежду вашу храните вместе, под надзором одного или двоих – смотря по тому, скольких будет достаточно для чистки, – дабы не изъела ее моль; и как вы кормитесь из одной кладовой, так и одевайтесь из одного хранилища. Если возможно, пусть не зависит от вас, какую одежду получите при смене времен года – ту, что отдали на хранение, или ту, что прежде имел кто другой; лишь бы только ни- кому не было отказано в необходимом.

Если возникают между вами споры и ропот, ибо один сетует, что получил одежду худшую, нежели та, какую имел прежде, а иной по- читает постыдным носить то, что носил брат его, то рассудите сами, сколь недостает сердцам вашим облечения в святость, коль скоро вы ссоритесь из-за облачения тела. Если же по немощи вашей вы получаете ту одежду, какую отдавали, пусть все же хранится в одном месте и под общим надзором, дабы никто ничего не делал лишь для себя, но все действовали ради общего блага, даже более усердно и ревностно, чем если бы каждый заботился о себе самом.
Ибо любовь, которая, как сказано в Писании, не ищет своего (1 Кор 13, 5), ставит общее превыше частного, и не иначе. Посему и к совершенству вы приблизитесь настолько, насколько будете заботиться об общем благе, а не о своем, дабы во всем, что служит преходящим нуждам, возвеличивалась непреходящая любовь.

Итак, если бы кто даровал своим сыновьям или другим близким, живущим в монастыре, одежду или что другое, почитаемое необходимым, те не должны принимать сего втайне; пусть передадут полученное начальствующему, дабы стало общим и могло быть отдано тому, кто в нем нуждается. Если же кто утаит дарованную ему вещь, да будет осужден как за кражу

Одежду вашу надлежит стирать вам самим или же особым прачкам, по усмотрению начальствующего. И берегитесь, чтобы чрез- мерная привязанность к чистой одежде не привнесла грязи в душу. Телу также нельзя отказывать в омовении, если требует того болезнь. В случае оной следует безропотно совершить омовение согласно предписаниям врачебной науки, а если кто не захочет, пусть подчинится приказу начальствующего и совершит то, что необходимо для исцеления.
Если же захочет чего-либо, исцелению не содействующего, не должно исполнять таковой прихоти. Ибо зачастую полезным кажется то, что приятно, даже если на деле оно вредит. Наконец, если недуг скрывается в теле, надлежит безоговорочно верить рабу Божьему, сообщающему, что у него болит. Однако при отсутствии уверенности, содействует ли исцелению от недуга то, что приятно больному, следует посоветоваться с врачом.

В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий.

На одного из вас следует возложить заботу о болящих: как о тех, кто восстанавливает силы после недуга, так и о тех, кто испытывает слабость, пусть даже их не лихорадит; должен он брать в кладовой все, в чем заметит нужду у вверенных его попечению собратьях. Те же, кто поставлен распоряжаться кладовой, одеждой или книгами, да служат братьям своим безропотно. Книги можно брать ежедневно, в установленные часы; желающему взять книгу вне этих часов не должно ее давать. Если же случится кому иметь недостаток в необходимой одежде или обуви, те братья, под чьим надзором они хранятся, должны выдать их безотлагательно, по первому требованию.

6. Ссор да не будет между вами вовсе; если же возникнут, старайтесь как можно скорее положить им предел, дабы гнев не перерастал в ненависть, превращая сучок в бревно, а сердце делая человекоубийцей. Ибо сказано: Всякий, ненавидящий брата своего есть человекоубийца (1 Ин 3, 15). Итак, всякий, кто оскорбит другого поношением, злословием или обвинением в грехе, должен помнить о том, чтобы извинением поскорее загладить содеянное, оскорбленный же должен без рассуждений простить ему. Если же двое братьев оскорбят друг друга, то да простят друг другу взаимные долги по молитвам вашим; воистину, чем чаще вы их повторяете, тем благочестивее должны совершать.

Ибо лучше часто гневаться, но, осознав обиду, нанесенную ближнему, спешить к нему с мольбой о прощении, нежели быть нескорым на гнев, но с трудом склоняться к просьбе о снисхождении. Тот же, кто никогда не желает просить прощения или просит неискренне, напрасно пребывает в монастыре, даже если его оттуда не устраняют. Посему избегайте резких слов. Если же таковые изойдут из уст ваших, не медлите теми же устами, что нанесли рану, принести и исцеление.

Однако, когда необходимость обуздания нравов наставлением понуждает вас к высказыванию тяжких упреков, не должно требовать от вас извинений перед подчиненными, даже если вы чувствуете, что вышли за пределы допустимого, дабы чрезмерное смирение не нарушало авторитета власти в глазах тех, кто должен покорствовать. В таких случаях надобно молить о прощении Господа всего сущего, знающего, сколь преданно вы любите тех, кого бранили сверх меры. Любовь же между вами должна быть не телесной, но духовной.

7. Начальствующему надлежит повиноваться как отцу; еще более – пресвитеру, который обо всех вас печется. Преимущественным же служением начальствующего да будет забота о том, чтобы все сие соблюдалось; а что соблюдается менее, да не будет равнодушно оставлено им без внимания, но исправлено и приведено в должное состояние. Если же что-либо будет превосходить его возможности или силы, пусть обратится к пресвитеру, ибо тот имеет среди вас больший вес.

Предстоятель ваш да видит свое счастье не в распоряжении властью, но в служении любовью. Почитаемый вами, да будет первым среди вас; боящийся Бога, да будет подножием ног ваших. Для всех да служит примером благих свершений. Пусть укрощает мятежных, ободряет малодушных, укрепляет болящих; терпеливым же пусть будет для каждого.
Окруженный любовью, да имеет в чести порядок, и да поддерживает его, возбуждая трепет. И, хотя необходимы как страх, так и любовь, пусть стремится к тому, чтобы вы более любили его, нежели боялись, всегда памятуя об отчете, который ему пред- стоит дать за вас перед Богом. Посему и вы, совершенствуясь в послушании, имейте сострадание не только к себе, но и к нему, ибо чем более высокое место среди вас он занимает, тем большей подвергается опасности.

8. Да соделает Бог, чтобы вы соблюдали все сие, возлюбив духовную красоту и разливая совершенное Христово благоухание благою жизнью своею, не как рабы под законом, но как свободные, смиряющиеся перед благодатью. И пусть читают вам книгу сию еженедельно, дабы вы могли всматриваться в нее как в зерцало и не упустили ничего по забывчивости.
Если убедитесь, что выполняете написанное в ней, возблагодарите Бога, щедрого даятеля всякого блага. Если же кто из вас увидит, что не исполнил всего, да раскаивается в минувшем и да остерегается в будущем, молясь о том, чтобы долги его были ему прощены и чтобы он не был введен во искушение.

Источник: Устав ордена святого Августина
Выложил – Мэлфис К.

Орден бенедиктинцев, бенедиктинцы, Орден святого Бенедикта (лат. Benedictini, , Ordo Sancti Benedicti, OSB) – старейший монашеский орден Католической церкви, основанный в Субиако и Мотекассино (Италия) святым Бенедиктом Нурсийским в VI в. Термин «бенедиктинцы» иногда употребляют по отношению к другим монашеским орденам, использующим «Устав святого Бенедикта», например, цистерцианцам, что не вполне корректно. Основа деятельности бенедиктинцев – молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, миссионерская работа. Девиз ордена: «Молись и работай» (лат. «Ora et labora»).
После смерти св. Бенедикта основанный им монастырь Мотекассино просуществовал недолго и был разрушен лангобардами ок. 577 г. (позднее он был восстановлен). Монахи, поддерживаемые в своей деятельности папой римским Григорием I Великим, рассредоточились по разным странам, способствуя распространению устава и идей св. Бенедикта. Вскоре бенедиктинские монастыри возникли в Англии, Франкском королевстве, других странах Западной и Центральной Европы, в XI в. и в Восточной Европе. Среди великих бенедиктинцев этого периода выделяются св.Августин Кентерберийский, св. Виллиброрд, св. Адальберт Пражский и др.
Изначально «Устав св. Бенедикта» не предусматривал централизованной структуры, объединяющей монастыри. Поэтому до XI в. монастыри, использующие бенедиктинский устав, были независимыми. В X-XI вв. орден был реформирован: начали появляться конгрегации монастырей, от бенедиктинцев отделились ордена камальдулов и цитерцианцев, была проведена реформа монашеской жизни, т. н. Клюнийская реформа (см. Клюни).
В XIII в. Образовались новые ордены доминиканцев и францисканцев, изменилась структура европейского общества, что предопределило начало упадка ордена бенедиктинцев. Еще более усилился этот упадок в эпоху Реформации и, особенно, в XVIII в.
В XIX в. орден начал возрождаться. Движущей силой развития ордена стало изучение средневековой литературы, музыки, живописи, а также миссионерская деятельность в Африке и Азии. В 1893 г. папа Лев XIII объединил все бенедиктинские монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию.
Невозможно переоценить вклад бенедиктинцев в культуру и цивилизацию западного общества. В эпоху раннего средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при бенедиктинских аббатствах вышло большинство выдающихся ученых того времени. Многие бенедиктинские монахи были выдающимися философами и богословами. В библиотеках при монастырях сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, организовывались школы. Чрезвычайно велики заслуги ордена бенедиктинцев по отношению к музыке, ее истории и теории. Начиная с папы Григория Великого почти все значительные деятели, о которых упоминает история музыки, были монахами-бенедиктинцами. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, готического – в аббатстве Сен-Дени (Франция). При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Принимая путешествующих, монастыри фактически выполняли роль гостиниц.
В 2010 г. Бенедиктинская конфедерация состояла из 21 конгрегации и 6 независимых монастырей. Общее число монашеских обителей — 352. Общее число монахов — 7438, из них 3999 священников. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, избираемый на срок 8 лет. Он представляет бенедиктинцев перед папой римским, но не имеет права назначать и смещать настоятелей монастырей.
Экспозиция «Католицизм»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *