Монахи в горах абхазии

СВЕТ МИРУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 3

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

Предлагаем ознакомиться с ответами кавказского пустынника монаха Константина (Ковальчука), более сорока лет подвизающегося в горах Абхазии, на вопросы православных верующих о некоторых актуальных проблемах современной церковной жизни. Вопросы были заданы отцу Константину на сайте пустыннического Свято-Троицкого скита «Пустынник», созданном по благословению митрополитов Почаевского Владимира и Липецкого и Задонского Никона.

О БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ

Р. Б. Людмила: Знакомый священник дал мне прочесть статью «Ложь о чипизации». Я нашла ее и в интернете. Из Ваших ответов узнала, что Вы не считаете опасными биометрические документы. Но тут мне кажется, что к изложенным в статье аргументам стоит прислушаться. Суть их в том, что последние достижения науки (впрочем, не столь уж последние) позволяют создавать биологические чипы из живых клеток посредством лазерного начертания. И лукавый враг может поступить с нами лукаво… Хотя сейчас во всем этом разобраться вообще трудно, так как много мнений и, наверное, враг также не дремлет и подбрасывает свои уводящие от истины версии…

Монах Константин: Людмила, мы нигде не писали о том, что считаем биометрические документы безопасными. Мы лишь сказали в одной из наших статей, что введение биометрики в документы является прикрытием для присвоения пожизненного идентификатора, а сама по себе биометрия опасности не представляет. Но биометрические документы, во всяком случае те, которые сейчас выдают на Украине и в России, содержат пожизненный цифровой идентификатор, что делает их неприемлемыми для православных христиан.

Однако этот идентификатор не связан с биометрией, не наносится лазером на сетчатку глаза или на лоб при трехмерном фотографировании (которое адептами теории лазерных «печатей» почему-то называется сканированием), а хранится в виде двоичного кода в чипе, интегрированном в документ. Поэтому правильнее было бы говорить, что опасны электронные документы, а не биометрические, если бы последние не имели чипа. Правда, стоит отметить, что создатели системы на Украине предусмотрели это и там можно получить биометрические документы без чипа. Но и это не значит, что они безопасны. Вернее, сами-то документы опасности действительно не представляют, но вот при их получении гражданину присваивается пожизненный цифровой идентификатор. Таким образом, ловушка все равно срабатывает.

Отдельно хотим сказать о том, что, по нашему мнению, действительно безопасно. Действительно безопасно разумное хранение себя от воздействия «сенсационной» информации. То есть – стоит поменьше читать и смотреть, особенно в интернете (не говоря уже о телевизоре), о всяких «открытиях», «ранее неизвестной информации», «невероятных разоблачениях», «биологических чипах из живых клеток, наносимых посредством лазерного начертания» и прочих «удивительных фактах». Существует опасность уподобиться тем, кто, увлекаясь подобным чтивом, сначала теряет душевный мир и покой, а потом надолго впадает либо в депрессивное, либо в возбужденно-агрессивное состояние. Что, собственно, и является целью врага, стремящегося всеми способами смутить, расстроить и отторгнуть от веры православные души.

К сожалению, на этой ниве выросло немало плевел в виде псевдоправославных сайтов и отдельных «специалистов» и «исследователей» со средним специальным образованием, но при этом с академическим апломбом, «громогласно и непререкаемо» вещающих всякую наукообразную отсебятину. От подобных авторов и изданий лучше держаться подальше, а жажду знаний и духовный голод утолять чтением святоотеческой литературы. Тут ошибок не будет.

Но у Вас может возникнуть вопрос: а как определить – правду пишут, красиво лгут или заблуждаются те, кого я читаю в интернете или в современных печатных изданиях? Для ответа есть простой критерий. Если во время чтения или после него в душе возникает смута, волнение, страх, печаль, чувство безысходности, гнев или агрессия, – то очевидно: без диавола здесь не обошлось. Ибо это его воздействие вызывает такие ощущения в душе человека. Стало быть – помолитесь и повнимательнее присмотритесь к себе и своим чувствам, – и все станет ясно.

Бог Вам в помощь!

КАК ОТНОСИТЬСЯ К КАТОЛИЦИЗМУ?

В прошлом номере мы писали о том, что 23 декабря 2013 года по приглашению директора Института всеобщей истории РАН академика А.О. Чубарьяна митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ МП, выступил перед сотрудниками научного центра. В своей речи, как сообщает сайт ОВЦС, он, в частности, заявил, что Русская Православная Церковь и римско-католическая «церковь» считали друг друга еретическими вплоть до XIX столетия, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. Но в XIX веке и особенно в XX веке ситуация якобы изменилась, и сейчас «мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах». Также прозвучало: «Само вступление православных в диалог <…> означало мораторий на использование термина «ересь», «еретик» в отношении католической церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков».

Иерей Роман попросил монаха Константина прокомментировать сказанное митрополитом Иларионом. «Случайно наткнулся на такую информацию, печально, но ведь я правильно понимаю, – пишет священник, – Церковь и ее учение – святы, а мы – грешные (я, Вы, Патриарх с Синодом…), и очернить Церковь мы не можем, ибо она – столп и утверждение Истины; мы сами себя очерняем или просвещаемся светом Иисуса Христа, живя по заповедям Его и учению Его святых? Быть против экуменизма – значит стоять за Христа, даже если идти против Патриарха и всех тех, кто целует руку папе, как будто у них есть частичная благодать (но ее ведь нет!); они стирают границы, положенные Святыми Отцами, чтоб, очернившись сами, очернить и нас… Скажите мне, пожалуйста, свое мнение. Спаси Вас Господи!»

Монах Константин: Отец Роман, благословите! Спаси Господи за предоставленную информацию. Хотя она скорбна, но всем нам нужно знать, какие события происходят в нашей Церкви.

После прочтения заметки о выступлении митрополита Илариона, возникает несколько вопросов: на чем основаны подобные стремления к сближению с римо-католической «церковью»? Это личное желание митрополита, чаяния группы каких-то его единомышленников или исполнение воли творцов глобализации?

Но тема изменения взаимоотношений между Православной Церковью и «церковью» еретической должна рассматриваться и обсуждаться только на Поместном Православном Соборе. Поскольку такого соборного рассмотрения не было, то высказывания митрополита вызывают, мягко говоря, крайнее недоумение.

Безосновательно и его заявление о фактическом признании православными в XIX–XX веках действительности «таинств» еретиков, тем более при отсутствии с их стороны какого-либо покаяния в многочисленных принятых ими еретических заблуждениях и отвержения оных. Окружное Послание Восточных Патриархов 1848 года и ряд святоотеческих высказываний о ереси папизма как раз свидетельствуют об обратном. Например, святитель Игнатий (Брянчанинов) называл католиков папистами, а не христианами, поскольку они вместо Христа почитают папу римского.

Конечно, после такого заявления митрополит Иларион предстает перед русским народом как отступник от православной святоотеческой традиции, а, следовательно, в какой-то степени и от Православия. Да поможет ему Господь осознать ошибку и вовремя покаяться! Иначе его филокатоличество может принести большой вред не только ему самому, но и весьма многим неутвержденным в вере православным христианам.

Сама аргументация возможности сближения с римо-католиками, основанная на решениях второго Ватиканского собора, весьма несерьезна, можно сказать, смехотворна. Например, если мусульмане или идолопоклонники соберут свой собор и подобно католикам признают Таинства Православной Церкви благодатными, тогда, по логике митрополита, и с ними следует стремиться вступить в богослужебное общение?!..

Ко всему прочему, католики придерживаются ереси Варлаама Каламбрийского, содержащей в себе ложное учение о тварной, а не о Божественной, как веруем мы, православные, природе благодати. Так что их признание наших Таинств и уравнивание со своими – больше хула, чем почтение.

Вспоминаются слова святителя Игнатия (Брянчанинова): «О, бедственное время! О, бедственное состояние! О, бедствие из бедствий, примечаемое только одними истинными иноками и истинными христианами и не примечаемое теми, которых оно объемлет и губит!»

Что касается наших личных действий, то, думаю, нам должно поступать по словам того же святителя: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. <…> Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. <…> Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства. <…> необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве».

Господь да поможет всем нам жить по заповедям Божиим, святоотеческому учению и канонам нашей Святой Православной Церкви!

Фотоальбом

Бзыбская котловина славится своими густыми хвойными лесами, необыкновенными водопадами, бурными потоками чистейших горных рек, протекающими в ущельях между скалами.

Правда, добраться в этот удивительный уголок не так-то просто. Псху – самое труднодоступное село Абхазии. Оно находится на высоте 760 метров над уровнем моря. Дороги, связывающие село с внешним миром, ведут через горные перевалы Анчха и Гудаута, преодолеть которые под силу далеко не каждой машине. А восемь месяцев в году сюда можно долететь только при помощи малой авиации — вертолетом или самолетом АН-2, больше известным как «кукурузник».

В селе Псху и по склонам окружающих его гор в годы богоборческих гонений прошлого столетия скрывались от репрессий изгнанные из своих обителей монахи. В результате проведенных в горах Абхазии массовых облав в 1930 г. органы ОГПУ выявили и арестовали несколько сот бывших насельников Ново-Афонского монастыря, а также бывших насельников Афонских подворий, скрывавшихся после их закрытия в горной местности Северного Кавказа: часть монахов расстреляли, а 250 насельников арестовали, депортировали из Псху и многие из них приняли мученическую кончину от потопления в Черном море. Среди репрессированных было немало иноков, что вернулись на Родину с Афона в 1913−14 гг., перед началом Первой мировой войны. По сведениям ОГПУ, только к началу 1927 года в горном районе Псху и озера Рица скрывалось до 400 монахов.

Во времена хрущевских гонений в Кавказских горах подвизались отцы, изгнанные из Глинской пустыни: владыка Зиновий (Мажуга), архимандрит Андроник (Лукаш), архимандрит Серафим (Романцов), позже – архимандрит Виталий (Сидоренко) и др.

Владыка Зиновий, архим. Андроник и архим. Серафим в 2010 году были прославлены как преподобные отцы.

В окрестностях этих мест есть святой источник, собирающийся из множества родничков на месте расстрела монахов в годы гонений.

Сейчас на Псху продолжается подвижническая жизнь – в горах есть монахи-отшельники, а в самом селе действует два храма – старый в честь Пресвятой Троицы и новый – св. Иоанна Предтечи. Новый храм построен недавно по благословению одесского старца схиархимандрита Ионы (Игнатенко). А старый был когда-то устроен в простом деревенском доме вместо сгоревшего Троицкого храма.

Приведение в порядок этого старенького храма к престольному празднику и стало главной целью нашей поездки. Остановились мы в скиту Параскево-Вознесенского монастыря, с насельницами которого часть наших прихожан связывает давняя дружба.

Как рассказали нам местные жители, зима в этом году на Псху была тяжелой – высота снежного покрова доходила до двух метров. Из-за сырости глиняная обмазка и побелка в нижней части храма во многих местах повредилась, а деревянный крест на крыше сильно порос мхом. Мы занялись восстановлением так и не дождавшись хорошей погоды, под почти непрекращающийся моросящий дождик. Никто из нас никогда не занимался строительством мазанок, поэтому учиться приходилось на ходу под руководством брата Николая (при жизни схимонаха Кассиана, подвизавшегося в течение нескольких десятков лет в районе озера Амткел, Николай был его послушником до последнего дня старца).

Внутри храма, несмотря на простоту убранства, возникают особые чувства – и это не удивительно, ведь в нем на протяжении многих лет молятся не только монахи и миряне, живущие непосредственно в самом селе, но и отшельники, спускающиеся иногда с гор для того, чтобы причаститься. Подсвечники в храме деревянные, сделанные местным умельцем Анатолием.

Отдельная комнатка с библиотекой – бывший класс воскресной школы (сейчас дети занимаются в школе, построенной при новом храме). Кстати сказать, нас приятно удивило, что в воскресенье после службы в воскресную школу собралось человек пятнадцать детей, при том, что в общеобразовательной школе учится чуть больше сорока человек. Общеобразовательная школа тоже новая, в ней занимаются ребята из разных горных сел (некоторым приходится добираться от дома пешком в течение полутора часов).

При перелете на Псху и обратно мы останавливались в очень красивом Драндском монастыре в честь Успения Божией Матери неподалеку от Сухума. На этом месте удивительным образом соседствуют древний Успенский храм, совсем недавно освященный источник в честь св. Никиты (бесогона) и находящаяся сразу за забором абхазская тюрьма.

Храм в Дранде является ценнейшим памятником древней христианской архитектуры Абхазии. Он был построен в VI веке византийским императором Юстинианом, который даровал его принявшим христианство абазгам (предкам абхазов). Создание Успенского собора в Дранде описано в трудах придворного историка императора Юстиниана Прокопия Кессарийского, который называл его шедевром византийской архитектуры. В соборе на стене находится большая икона с сюжетом побивания беса кандалами святого Никиты, а некоторые иконы довольно сильно мироточат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *