Монахиня иулиания

Монахиня Иулиания (Ирина Денисова) родилась в 1957 году в Минске. Отец был инженером, мама — кандидат сельскохозяйственных наук. В 1980 году окончила теоретико-композиторский факультет Ленинградской государственной консерватории как музыковед, по классу проф. Бершадской Т. С., затем 27 лет преподавала сольфеджио и гармонию в Колледже при Белорусской академии музыки. Господь даровал троих детей, двое из них музыканты. В 1992 году пришла к вере, начала петь в церковном хоре. С 1997 по 2007 год была регентом Первого хора минского Свято-Петро-Павловского собора. «За усердные труды» во славу Святой Церкви награждена медалью свт. Кирилла Туровского.

В 2007 году пришла в монастырь, по благословению духовника отца Андрея Лемешонка, вскоре была назначена старшим регентом. Руководит Праздничным хором и хором сестер минского Свято-Елисаветинского монастыря.

Монашеский постриг был совершен 3 января 2011 года митрополитом Филаретом (Вахромеевым).

Мать Иулиания — автор около 200 церковных песнопений, обработок и гармонизаций. Издательством Свято-Елисаветинского монастыря выпущен нотный сборник ее сочинений «Пение всеумиленное», а в монастырский период — четыре сборника из Полного собрания песнопений. Под руководством монахини Иулиании вышло в разные годы более 20 дисков с записями хоров (Праздничного и монашеского). В 2006 году Информационное агентство Белорусской Православной Церкви выпустило о ней видеофильм «Регент», а монастырская видеостудия во имя святого Иоанна Воина — документальную киноленту «Инокиня» (2010). В 2010 году вышла в свет ее книга «Две повести о Любви».

Монахиня Иулиания осуществляет большую просветительскую деятельность, проводя лекции по гармонизации, беседы о клиросном пении и открытые спевки в разных городах Беларуси, России, Украины, Сербии, Канады. Является руководителем Международного фестиваля православных песнопений «Державный глас» и фестиваля «Великопостные концерты» в Минске.

  • За служение делу духовного возрождения Отечества награждена медалью «За заслуги» (2014).
  • За усердные труды во славу Святой Церкви награждена медалью свт. Афанасия, Патриарха Цареградского, Харьковского Чудотворца (2017).
  • Лауреат польской премии имени князя Константина Острожского (2017).

Монахиня Иулиания на протяжении шестидесяти лет занималась иконописью. Можно сказать, именно она возродила икону в Русской Церкви. И причем в какое время!… В то время, когда Церковь была гонима, когда было так тяжело, так страшно жить. И в это время происходит возрождение иконописания. Это было подвигом. Монахиня Иулиания всей своей жизнью, подвижническим трудом, глубокой православной верой являла пример того, каким должен быть иконописец.

Мария Николаевна родилась в Москве, на Таганке, в день святого Архистратига Михаила, 21 ноября 1899 года, в семье священника Николая Александровича Соколова. С детских лет ее душа устремилась к Богу.

После смерти отца в 1912 году Мария почувствовала необходимость духовного руководства. Она нашла его в лице московского старца, святого праведного Алексия Мечёва, служившего в храме Николы в Клённиках, в начале улицы Маросейки. Его духовное окормление определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь Марии Николаевны. Впоследствии она составила наиболее полное воспоминание о святом праведном отце Алексии (Жизнеописание московского старца отца Алексия Мечева /Составитель монахиня Иулиания//Русский Хронограф. Москва 1999).

На примере Марии Николаевны и той общины, которая сложилась на Маросейке, вокруг старца Алексия Мечёва, прослеживается проекция на жизнь всей Русской Церкви во время гонений. После кончины святого праведного отца Алексия в 1923 году попечение о пастве и храме перешло его сыну священномученику протоиерею Сергию. Он благословил Марию Николаевну учиться иконописи у известного реставратора и иконописца Василия Осиповича Кирикова. Мария Николаевна написала в это время копию с древней иконы Владимирской Богоматери. В 1928 и 1929 годах она сделала многочисленные зарисовки, изучая древние иконы и фрески в закрытых уже храмах и монастырях Новгорода, Пскова, на Белоозере.

В 1932 году закрыли храм Николы в Клённиках. Начались преследования духовенства и всех прихожан храма. Священномученик Сергий отправлен в ссылку, но община продолжала существовать тайно. Отец Сергий благословил братьям и сестрам общины обращаться к Марии Николаевне по духовным вопросам и полностью доверять ей, так же, как и ему.

Особое место в творчестве Марии Николаевны занимает тема Русских святых. В конце 20-х начале 30-х годов она по благословению святого исповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, пишет икону «Всех святых, в земле Русской просиявших». К этой теме монахиня Иулиания обращалась на протяжении всей своей жизни. Известно шесть икон «Всех святых в земле Русской просиявших» созданных ею. Мария Николаевна создала иконы: «Святые первосвятители всея Руси», «Собор святых святителей в земле Российской просиявших», «Ярославские чудотворцы», «Собор святых града Владимира».

В 1946 году была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра. Монахиня Иулиания получила приглашение от наместника Лавры архимандрита Гурия (Егорова) для участия в восстановлении древней русской обители. На этом поприще в полной мере были востребованы разнообразные дарования иконописца–подвижницы. С этого времени начался основной период в ее творческой жизни. Роспись Серапионовой палаты, посвященная житию преподобного Сергия Радонежского, выполненная в 1949 году, открывает перечень крупных работ этого периода. Для Серапионовой палаты (келии преподобного Сергия) была написана икона «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». В это же время для Никоновского придела Троицкого собора написаны иконы «Преподобный Сергий» и «Святитель Алексий», иконы для сени над мощами преподобного Никона, в их числе – восемнадцать икон с изображением учеников преподобного Сергия, а также икона преподобного Сергия с житием у раки преподобного Сергия.

Одна их больших творческих работ Марии Николаевны — икона преподобного Никона с житием в двадцати клеймах.

В эти же годы, с 1949 по 1954 год, проводилась реставрация Троицкого собора. Мария Николаевна делает списки с икон праздничного ряда иконостаса. Молодые художники, входившие в группу реставраторов, стали учиться у нее иконописи. Это были Екатерина Сергеевна Чуракова и Ирина Васильевна Ватагина, будущии реставраторы высшей категории и иконописцы.

В 1955 году Мария Николаевна расписывает Покровский академический храм с группой молодых художников — ее учеников. Для иконостаса XVII века в этот же храм она пишет одиннадцать недостающих икон. А также иконы для Царских врат. В алтаре, на алтарной преграде, ею был написан ряд ростовых изображений преподобных и святителей. Росписи храма утрачены во время пожара 27 сентября 1987 года.

С 1955 по 1957 год в Троице-Сергиевой Лавре, в храме преподобного Сергия, наместником Пименом (Извековым) были устроены два боковых придела во имя преподобного Серафима Саровского и во имя святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Мария Николаевна выполнила проект иконостасов и написала все иконы для двух приделов.

На протяжении всей своей жизни монахиня Иулиания видела, что нередким было непонимание в церковной среде духовной ценности изобразительного языка древней иконы. Подчас отдавалось предпочтение живописным изображениям. Для утверждения и понимания иконописных традиций именно в Лавре преподобного Сергия, среди братии монастыря, среди будущего духовенства в 1958 году она организует иконописный кружок в стенах Московской духовной академии. Монахиня Иулиания создала свою программу и метод обучения иконописанию. Она подготовила письменный труд по технике иконописи. Мария Николаевна руководила иконописным классом в течении 23 лет.

В 1970 году Мария Николаевна приняла тайный монашеский постриг с именем святой мученицы Иулиании. В 1971 году она написала копию с Владимирской иконы Богоматери в размер подлинника ко дню Интронизации Святейшего Патриарха Московского Пимена. Было получено разрешение писать ее в Третьяковской галерее.

В 1976 году в Лавре по благословению Патриарха Пимена была создана реставрационная мастерская во главе с монахиней Иулианией.

Сейчас уже невозможно с точностью сказать, сколько было написано ею икон, даже трудно установить, где многие из них находятся. Монахиня Иулиания всегда откликалась на бесконечные просьбы желающих иметь ее иконы. Они находятся в разных монастырях и храмах и у частных лиц.

Высоко оценены труды монахини Иулиании священноначалием Русской Православной Церкви. В 1970 году она была награждена Святейшим Патриархом Алексием I орденом князя Владимира III степени, в 1975 году Святейшим Патриархом Пименом — орденом князя Владимира II степени, а в 1980 году – орденом преподобного Сергия Радонежского.

До последних дней жизни монахиня Иулиания неустанно трудилась. 16 февраля 1981 года последовала ее блаженная кончина. Чин погребения совершался в Лавре, в храме преподобного Сергия. Его возглавил наместник Лавры архимандрит Иероним. Первым простился с покойной прибывший в Лавру Святейший Патриарх Пимен. Погребена монахиня Иулиания на кладбище в мкр. Семхоз г. Сергиева Посада.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Иулиания Александровна (Ульяна, Юлиания) (1331 — 17 марта 1391 или 1392) — тверская княжна, великая княгиня литовская. Дочь тверского князя Александра Михайловича, вторая жена великого князя литовского Ольгерда.

Княгиня Иулиания построила в Витебске церковь Иоанна Богослова, а также, согласно преданию, основала Свято-Духов монастырь. В Вильно Иулиания Александровна возвела Троицкую церковь вместо часовни, построенной на месте казни, по приказу Ольгерда, виленских православных мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, а также перестроила деревянную Никольскую церковь в каменный храм.

Биография

В 1349/50 гг. или 1350/51 гг. Ольгерд отправил в Москву послов, просить у московского князя Симеона Ивановича (Гордого) руки его свояченицы Иулиании. Симеон, после совета с митрополитом Феогностом, дал согласие на этот брак, рассчитывая укрепить дружественные отношения с Литвой и Тверью.

В 1368 году тверской князь Михаил Александрович, брат Иулиании, бежал в ВКЛ после нападения московского князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Тверь. В Литве Михаил, с помощью сестры, уговорил Ольгерда напасть на Москву. Это послужило началу войны ВКЛ и Московского княжества 1368—1372 годов.

По убеждению Иулиании Ольгерд принял православное крещение (под именем Александра), а перед смертью стал монахом с именем Алексий. Согласно исследованию польского историка Я. Тенговского, от брака Ольгерда и Иулиании осталось 16 детей.

После смерти Ольгерда великим князем литовским стал Ягайло — один из сыновей Ольгерда и Иулиании, ставший позднее польским королём. Иулиания же получила в управление Витебское княжество, которым правила до своей смерти.

Иулиания вела переговоры с Дмитрием Донским о заключении брака между Ягайлой и дочерью Дмитрия Ивановича и принятием ВКЛ православия. Однако этим планам было не суждено сбыться, и в 1385 году была заключена Кревская уния, согласно которой Литва приняла католичество.

Незадолго до своей кончины, Иулиания приняла постриг под именем Марии (или Марины). Умерла великая княгиня 17 марта 1391 или 1392 года. Согласно местному преданию была погребена в монастыре Святого Духа в Витебске. Московский летописный свод конца XV века сообщает, что Иулиания была похоронена в Киево-Печерской лавре.

Примечания

Источники

Недавно в нашем храме состоялся замечательный концерт хора Свято-Елисаветинского монастыря из Минска под руководством композитора, регента – монахини Иулиании (Денисовой). Сама матушка Иулиания, уйдя в монастырь, получила ещё большую известность, чем при жизни в миру. Об ней сняты замечательные фильмы «Инокиня» и «Регент». Своеобразной «визитной карточкой» инокини стали песнопения «Всего-то навсего» и «Дни мои». У каждого своя дорога в храм. Матушку Иулианию к Господу привело горе – онкологическая болезнь младшего сына – Игната. Господь явил ребёнку исцеление, а Ирина Денисова в благодарность Господу пришла в монастырь, где в полной мере смогла раскрыть своё творчество. Специально для читателей «Романовского вестника» матушка Иулиания дала интервью.

Ищите Бога, ищите слёзно,
Ищите, люди, пока не поздно…

— Матушка Иулиания, расскажите о Вашем воцерковлении.

— Я родилась в светской, атеистической семье. Мои родители были крещены в 20-ые годы XX-ого столетия, но они об этом забыли. Всю жизнь они прожили как хорошие советские граждане, но, слава Богу, закончили жизнь православными людьми.
В 1989-ом году мой муж решил покреститься и покрестить наших детей. Батюшка сказал, что мама тоже должна быть крещёной. Вся наша семья, вчетвером, в один день покрестилась. Однако свято место пусто не бывает. Когда Господь человека очистил таинством святого крещения, а человек в Господа не уверовал, случается нехорошее. В Евангелии сказано: когда уходит бес из человека, и не найдя себе другого места, возвращается обратно и берёт с собой ещё семь более страшных бесов. В моей жизни точно по Евангелию и произошло. После таинства крещения в Бога я не уверовала и продолжала жить светской жизнью. Семья распалась. Муж был творческой личностью, а, как говорится, двум творческим людям трудно быть вместе. Но моя душа всегда искала Бога. Трагедия с сыном послужила началом моего осознанного воцерковления. Если мы сами не идём к Богу, Бог хочет нас видеть и попускает различные жизненные обстоятельства для нашего уразумения.

— Скажите, сколько времени прошло с момента Вашего пострига?

— Решение уйти в монастырь, как и моё воцерковление, было очень быстрым. Внешних причин для ухода в монастырь не было – всё на внутреннем уровне. Тогда моя жизнь пришла к статусу состоявшегося человека. Я отметила своё пятидесятилетие, меня все поздравляли. Я была далеко не последним человеком в лицее при Минской консерватории, регентом в крупном соборе. У меня была известность в определённых кругах, дети были устроены, Игнат здоров, но душа вопила, что погибает. Я молилась Богу и просила, чтобы Он сделал что-нибудь. И Господь предпринял меры, отправил меня в монастырь. Одиннадцать лет прошло с момента моего пострига, совершённого на день Архистратига Михаила. Мой хор всегда был со мной.

— Что подтолкнуло Вас принять постриг?

— Главное, для чего я шла в монастырь – это послушание. Послушание – это палочка-выручалочка. В мирской жизни некого было слушать – в миру ты сам себе начальник. Творческому человеку присуща гордыня, таланты, которые ты присваиваешь себе. В монастыре ты должен слушаться людей, которые зачастую меньше тебя знают и разбираются в той или иной сфере, в которой тебе надо слушаться. А попробуй ты тут смирись! Но всё равно стараешься слушаться, смиряться. Тогда постепенно приобретаешь этот навык, чтобы людей не ранить своими приказами, отказами. Трудно сделать так, чтобы люди, окружающие тебя, не страдали от твоей гордыни.

— Как Ваши близкие отреагировали на желание уйти в монастырь?

— Моей маме понадобилось некоторое время – неделя – для осознания моего решения. Моя мама никогда не настаивала на своём и всегда позволяла мне пройти свой путь. Она поверила батюшке, который сказал, что он сможет отпускать меня к ней жить, если понадобится за мамой уход. Этого не понадобилось, мама тихо и мирно ушла в канун праздника Вознесения. Слава Богу
за всё!

— Какая была Ваша первая икона?

— Это икона Серафима Саровского, наклеенная на картонке. Когда я узнала, что мой сын болен, я побежала к своей подруге, которая была регентом Петропавловского собора. Я стала задавать ей вопросы о том, куда мне идти, что делать, как причащаться, исповедоваться. На тот момент для меня всё это было темень. Я не знала кто такой Николай Угодник, а кто Серафим Саровский. Подруга вернулась из Дивеево и подарила мне икону Серафима Саровского, дала святой воды и освящённых сухариков, велев мне давать это Игнату. Я на сто процентов уверовала, что это поможет. Господь заранее знал, что я пойду в монастырь, и мне надо было пройти этот путь.

— Какие воспоминания у Вас связаны с Литвой?

– Я часто бывала в Литве, ещё в советское время, когда я была светским человеком. Мы приезжали сюда погулять, сходить в магазины, выпить кофе с пирожным. После принятия пострига я уже в пятый раз на фестивале духовной музыки в Вильнюсе.

— В какой мере творчество и православие совместимы?

— Не следует сопоставлять православие и творчество. Всё может быть православным и совершаться во славу Господа. Есть рок-группы, где исполнители являются православными христианами, воцерковлёнными людьми. Там есть своя культура, которая способна привести человека к Богу. Люди по-своему выражают православие. Главное, чтобы дух был правильным. «Люби Бога и занимайся, чем хочешь», — говорил святой Августин.

— Что Вы можете пожелать читателям «Романовского вестника»?

— «Ищите Бога, ищите слёзно, ищите, люди, пока не поздно». Этот замечательный стих висел на домике блаженной Паши Саровской. Во время поездки певчий Андрей заметил этот стих и написал песню. Это можно адресовать как воцерковлённому, так и светскому человеку. Каждый наш концерт – это проповедь. Приятно слышать, когда люди, далёкие от православия, приходят в храм после концертов нашего хора.

— Спасибо Вам, матушка Иулиания, за интересную беседу!

Беседовала Дарья Демченко
«Романовский вестник», май 2018 г., №7 (19)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *