Монархическая государственность тихомиров

Д.Р. Манушакова

КОНЦЕПЦИЯ МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В ВОЗЗРЕНИЯХ Л.А. ТИХОМИРОВА

В статье предпринята попытка философского и теоретико-правового анализа доктрины монархической государственности Л.А. Тихомирова как важнейшего достижения русской философии права. Сферой исследовательских интересов для ученого стала русская историческая государственность, монархическая верховная власть в ее идее, государственно-правовом «логосе», специфика правовой сферы и регуляции именно в контексте государственности, адекватной национальным, культурным, вероисповедным началам России.

Ключевые слова: российская государственность, монархическая государственность, верховная власть, российское самодержавие, истинная монархия.

…Идея монархической верховной власти состоит не в том, чтобы выражать собственную волю монарха, основанную на мнении нации, а в том, чтобы выражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала бы и хотела бы нация, если бы стояла на высоте своей собственной идеи. Л.А. Тихомиров

Доктрина монархической государственности Льва Александровича Тихомирова (1852-1923 гг.) принадлежит к числу выдающихся феноменов русской юридической науки, философско- и теоретикоправовой мысли и является примером глубокого правового, философского и исторического анализа проблем государства и права.

Сферой исследовательских интересов для ученого стала русская историческая государственность, монархическая верховная власть в ее идее, государственно-правовом «логосе», специфика правовой сферы и правовой регуляции именно в контексте государственности, адекватной национальным, культурным, вероисповедным началам России.

Работой «Единоличная власть как принцип государственного строения» (1897 г.) открывается период творчества Л.А. Тихомирова, в котором он стремится разработать государственно-правовое учение о монархическом принципе власти. Данный период завершается созданием капитального труда «Монархическая государственность» (1905 г.),

в котором исчерпывающе изложена концепция монархического государства и теоретически выстроена система истинной самодержавной монархии.

Данную книгу Л. Тихомирова, несомненно, можно определить как действительно фундаментальную попытку свести воедино весь исторический опыт русской монархической государственной мысли и даже более того — универсальной монархической идеи вообще. Ему удалось представить целостный взгляд на всемирную историю монархической власти и предпринять попытку обоснования своеобразия российского самодержавия, его принципиального отличия как от восточного деспотизма, так и от западного абсолютизма. Собственно говоря, главная задача Тихомирова сводилась к тому, чтобы перевести идеологему «православие, самодержавие, народность» на язык научной теории.

В «Монархической государственности» были определены основные принципы так называемой истинной монархии (самодержавия) и ее кардинальное отличие от других типов монархической власти. Для становления истинной монархии, полагал ученый, необходимо сочетание обязательных условий: религиозное мировоззрение, определенный социальный строй, сознание и знание. Единоличная власть, не имеющая высшей божественной санкции, может быть только диктатурой. Но не всякое религиозное начало сообщает истинный характер монархии. Только православие способно дать нравственный идеал, единый и для верховной власти, и нации, внести в общественный строй соборность. Общность религиозно-нравственного идеала для власти и подданных есть основа для взаимного понимания и доверия. Народность самодержавия Тихомиров выводил не из независимости монарха от воли или мнения народа, а из всеобщей подчиненности «народной вере, народному духу и народному идеалу». Как и в народнические времена, Тихомиров-монархист стремится найти опору для своей теории в своеобразии идеалов и стремлений русского народа. Он утверждает принцип подчиненности в народном сознании мира «относительного» (общественно-экономических отношений) миру «абсолютному». Русский народ, по Тихомирову, ищет свои политические идеалы в божественной воле и носителе этой воли — царе. Последний же ответственен за свои деяния только перед Богом, но, подчеркивал ученый, эта ответственность более строгая, нежели при конституционном строе, ибо «ответственность царя перед Богом нравственная, впрочем, для верующего вполне реальная».

Но одной православной веры для установления истинной монархии, как доказывает опыт Византии, считал Тихомиров, недостаточно. Религиозное миросозерцание дает основу, порождает лишь инстинктивное стремление к монархии. Важным условием является социальный строй страны, органическое порождение специфики ее исторического развития. Монархические устремления зарождаются из патриархальной власти крестьянской семьи, из сословного строя (верховной власти необходимо учитывать и примирять интересы разных социальных слоев, стоять как бы над ними), из потребностей внутренней и внешней политики. Кроме того, сама власть должна сознавать, в чем состоит источник ее силы и крепости, для того, чтобы хранить и приумножать его. Монархическая власть должна постоянно заботиться о сохранении своей способности быть выразительницей и хранительницей высшего нравственного идеала. Для достижения этой цели она должна иметь правильное государственное устройство, проводить такую политику, которая способствовала бы сохранению религиозно-нравственного идеала как в народе, так и в самих носителях власти. Все это неизбежно требует знания народных потребностей, организации непосредственной связи между народом и монархом, сочетания государственного управления и общественного самоуправления, чтобы избежать опасности превращения самодержавия в абсолютную монархию. В качестве такой опасности Тихомиров указывал на «мертвящую силу» бюрократии, когда она из орудия управления превращается в господствующую силу. Вследствие различий во влиянии религиозного мировоззрения и социального строя, а также по различному состоянию сознательности появляется несколько типов монархии. В основе их три: 1) монархия истинная, составляющая верховенство народной веры и духа в лице монарха — это монархия самодержавная;

2) монархия деспотическая, самовластие, дающее монарху власть верховную, но без обязательного для него и народа известного содержания и 3) монархия абсолютная, в которой монарх, по существу, имеет только все власти управления, но не имеет верховной власти, остающейся у народа, хотя без употребления, но в полной потенциальной силе своей*.

Таким образом, можно заметить, что истинная монархия основывается, по Тихомирову, на абсолютной верховной власти самодержца, даруемой последнему самим Богом и в силу этого имеющей нравственный характер. Юридически такая власть ничем не ограничена, но по природе своей богоданности она ограничена содержанием того идеократического элемента, который выражает и для выражения которого признана верховною. Суть этого «элемента» раскрывается в идее православного царя как покровителя Церкви и попечителя своих верноподданных, для которых он воплощает в своем лице высшее нравственное начало.

Власть монарха возможна только при народном признании, добровольном и искреннем. Будучи связанной с высочайшей силой нравственного содержания, наполняющей веру народа и составляющей его идеал, монархическая власть является представительницей не собственно народа, а той высшей силы, которая составляет источник народного идеала.

Следует сказать, что обращение к трудам по русскому государственному праву привело Тихомирова к выводу о том, что идея самодержавия в них совершенно не разрабатывается. Наоборот, правовая наука только прививала русскому народу чуждые европейские понятия и теории. Лишь публицисты славянофильского направления внесли заметный вклад в разработку этой идеи. Особенно ученому были близки взгляды славянофилов И.С. и К.С. Аксаковых, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, а также занимающего особое положение в русской консервативной мысли К.Н. Леонтьева. Но и славянофильское учение, считал Тихомиров, не смогло дать целостной монархической теории, вооружить самодержавие стратегической программой. Отсутствовала такая программа и какая-либо целостная руководящая идея и у самой самодержавной власти, которая к концу XIX столетия окончательно была извращена бюрократией. В Московский период Россия выработала общую идею самодержавия, требовавшую дальнейшего развития. Исконно самодержавие, согласно Тихомирову, имело две основы — земщину (связь с землей, нравственная связь с народом) и православие. Первый удар идее самодержавия был нанесен церковным расколом. Это привело не только к раздроблению сил православного народа. «Самодержавие, — писал в этой связи Тихомиров, — имеет свой источник в вере; ее нравственным регулятором является только вера, которая свой голос оформляет в церкви… И вот русские именно в вере увидели в себе рознь, т.е. потеряли бесспорное, абсолютное мерило правды». Второй удар истинной монархии, указывал философ, был нанесен Петром I, который ввел в России бюрократическое управление. Он окончательно подчинил церковь государству и тем самым подорвал самую существенную опору своей власти — религиозно-нравственный авторитет православной церкви. Основой власти, как и на Западе, стало насилие.

Из такого понимания основ самодержавной власти проистекали и задачи, которые Тихомиров призывал решать в целях восстановления истинной монархии. Его беспокоило нравственное здоровье и народа, и власти, которые отошли в своих политических действиях от христианских принципов и исторических начал российского общественного и экономического устроения. С этих позиций Л.А. Тихомиров и развернул критику не только либеральных и революционных увлечений в обществе, но и

самой самодержавной власти. Русская интеллигенция (которую он отделял от просто образованных людей), по его мнению, совершенно оторвалась от народа, разошлась с ним в «понимании жизни» и занята лишь попытками «пересоздать нацию» вместо того, чтобы «служить России» согласно тем идеалам, которые уже давно выработаны самим народом. Она может лишь помочь народу сформулировать то, что он имеет уже «как чувство, как стремление». Это был новый призыв идти «в народ», но уже не к крестьянину — не потенциальному социалисту и революционеру, а — к монархисту и православному человеку. Демократический же принцип, по его мнению, порочен в самой своей сути, так как обеспечивает лишь насилие большинства над меньшинством, тогда как перед Россией стоит куда более глобальная задача — установление Правды. Вслед за М.Н. Катковым он пытается примирить монархию и общественное самоуправление, доказывая возможность его самого широкого проявления только при самодержавном строе. Всеобщему избирательному праву он противопоставляет идею соборности как стремление дать целостное выражение мнения всей нации, установить нравственное единство народа и власти, уничтожить бюрократическое «средостение». Основной метод борьбы за восстановление истинной русской государственности — это не уничтожение оппозиционных элементов, а усиление элементов своих, «сознательно-национальных». Нельзя допустить, предупреждал Л.А. Тихомиров, чтобы в ожесточенной политической борьбе потускнел в глазах народа религиознонравственный идеал. Русский человек, предвещал он, если утратит веру в монархию, «то делается или политическим индифферентистом или анархистом».

* См.: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М.: Айрис-пресс, 2006.

Л. А. Тихомиров

Монархическая государственность

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОНАРХИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА

Раздел I ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕ
I Психологические основы общественности
II Психологические основы власти
III Цели общественной власти. Порядок. Осуществление правды

Раздел II ГОСУДАРСТВО И ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ
IV Государство как завершение общества и охрана свободы. Неизбежность государственности
V Содержание государственности
VI Структура государства. Составные его элементы

Раздел III ВЛАСТЬ ВЕРХОВНАЯ
VII Власть верховная и управительная
VIII Простота принципа Верховной власти
IX Единство Верховной власти и разделение властей управительных
X Причина необходимости управительных властей. Закон предельности действия и разделения труда. Действие прямое и передаточное
XI Принцип представительности Верховной власти. Класс политиканов. Бюрократия
ХII Принципы власти и образы правления
ХIII Основные формы власти суть типы, а не фазисы эволюции власти
XIV Внутренний смысл основных типов власти

Раздел IV ОБЩИЕ ОСНОВЫ МОНАРХИИ
XV Общие соображения
XVI Значение религиозных представлений
XVII Реальность религиозных влияний
XVIII Религиозный элемент в единоличной Верховной власти
XIX Нравственный отпечаток религиозной идеи
XX Монархическое начало в связи с явлениями социального строя
XXI Влияния внешней и внутренней политики
ХХII Политическая сознательность
ХХIII Разновидности монархической власти

ЧАСТЬ ВТОРАЯ РИМСКО-ВИЗАНТИЙСКАЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Вступление
Раздел I РИМСКИЙ АБСОЛЮТИЗМ
I Римская историческая идея. Первоначальный строй республики
II Падение патрициата. Господство узурпации
III Императорская идея
IV Юлий Цезарь
V Римская империя как делегация народного верховенства единому лицу, лично почитаемому Богом
VI Абсолютизм Римской империи. Конечный переход его в идею восточной деспотии
VII Эволюция римской государственности

Раздел II ТЕОКРАТИЯ ПРЯМАЯ И ДЕЛЕГИРОВАННАЯ
VIII Идея теократии
IX Подготовка социального строя
X Народное требование власти
XI Царь как Божественная делегация

Раздел III ВИЗАНТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
ХII Конец римского абсолютизма
ХIII Константин Великий
XIV Соединение христианской и римской идеи
XV Церковь и государство
XVI Смешение нации и Церкви
XVII Отношение автократора к Церкви
XVIII Византийская идея двух неразрывных властей
XIX Жизненность византийского церковного строя
XX Значение союза Церкви для государства. Остатки абсолютизма
XXI Недостатки социального строя
XXII Государственные обязанности Церкви
ХХIII Византийская бюрократия
XXIV Непрочность наследственности. Недостаток легитимности
XXV Идея личной заслуги
XXVI Борьба за власть
XXVII Исчезновение патриотизма
XXVIII Причины гибели Византии

Раздел IV ЦЕРКОВНАЯ ИДЕЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МОНАРХИИ
ХХIХ Общая почва европейской монархии
XXX Римская идея Церкви. Борьба Церкви и государства
XXXI Протестантская идея Церкви. Возрождение абсолютизма

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

Предисловие
Раздел I ВЫРАБОТКА ТИПА ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
I Общие благоприятные условия
II Древнерусский князь
III Борьба демократического и аристократического начала
IV Национальная борьба за существование
V Влияние Церкви
VI Влияние религиозной идеи
VII Рост царской идеи
VIII Андрей Боголюбский как носитель идеи самодержавия
IX Выработка престолонаследия
X Московский царь

Раздел II ЕДИНЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ И НАЦИИ
XI Единство идеалов царя и народа. Учение Иоанна Грозного
XII Единение народного идеала с царским
ХIII Правильный рост государственных учреждений
ХIV Общение царя и народа в управлении. Боярская дума. Земские соборы
XV Общение государства и народа в церковном управлении
XVI Царский суд
XVII Единение царя и народа в управительной области. Самоуправление

Раздел III СЛАБЫЕ СТОРОНЫ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
XVIII Недостаток сознательности
XIX Шаткость политического строения
XX Появление бюрократии
XXI Кризис московского миросозерцания. Церковный раскол
ХХII Банкротство сознательности. Появление абсолютизма
ХХIII Европейское умственное иго
XXIV Петр Великий как русский человек
XXV Противоречие принципов Петровской эпохи

Раздел IV САМОСОЗНАНИЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА
XXVI Сложность работы самосознания
XXVII Инстинкт и сознание
XXVIII Публицистическое сознание. М. Н. Катков
XXIX Публицистическое сознание. И. С. Аксаков
XXX А. Киреев, М. Юзефович и др.
XXXI К. Н. Леонтьев
ХХХII Неясность научного сознания

Раздел V УПРАВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И СВЯЗЬ С НАЦИЕЙ ЗА ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД
ХХХIII Подражательность управительной системы. Коллегиальная бюрократия. Петр I. Екатерина II
XXXIV Бюрократия от Петра до Александра II
XXXV Бюрократия в Церкви
XXXVI Связь Верховной власти с нацией. Элемент идеократический
XXXVII Значение дворянства
XXXVIII Сохранение типа Верховной власти

Раздел VI СОВРЕМЕННЫЙ МОМЕНТ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
XXXIX Неясность момента
XL Историческая идея России в конце ученического периода
XLI Революционный дух нового периода
XLII Социальные условия нового периода
XLIII Состояние народной массы
XLIV Исторической момент. Разобщение Верховной власти и народа
XLV Расслабление национальных сил
XLVI Расслабление государственного управления
XLVII Заключение

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ МОНАРХИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.

Несколько слов к читателям
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА 1905 г.

Раздел I ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В ПОЛИТИКЕ
I Что такое политика
II Общество, государство и Верховная власть
III Пределы действия государства. «Естественное право»
IV Монархическая политика
V Свойства различных принципов власти
VI Первенствующее значение монархического принципа. Значение других принципов власти

Раздел II ВЫРАБОТКА НОСИТЕЛЕЙ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ.
VII Общие соображения
VIII Династичность в престолонаследие
IX Династическая политика
X Воспитание
XI Царские принципы

Раздел III ОТНОШЕНИЕ К НАЧАЛУ ЭТИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ
ХII Связь Верховной власти и религии
XIII Независимость религиозно-нравственного союза
XIV Что такое Церковь
XV Отношение государства к Церкви
XVI Церковная политика. Отделение Церкви от государства и союз их
XVII Исповедная политика
XVIII Необходимость религиозной точки зрения для исповедной политики
XIX Исповедная политика монархии
XX Задачи русской вероисповедной политики

Раздел IV ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ СТРОЮ
XXI Связь государства с социальным строем
XXII Строй сословный и общегражданский
XXIII Эволюция социального строя
XXIV Невозможность государства вне социального строя
XXV Правящее сословие «бессословного» государства
XXVI Строение социальных сил
XXVII Система «партийной» связи социального строя с государством
XXVIII Монархическая связь социального строя с государственным
XXIX Связь социального строя с этически-религиозным началом

Раздел V СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
XXX Предмет рассуждения
XXXI Царская прерогатива
XXXII Место монарха в системе управления
ХХХIII Принципы совершенства управительных органов
XXXIV Сочетание бюрократических и общественных сил. Самодержавие и самоуправление
XXXV Бюрократическая узурпация
XXXVI Политиканская узурпация
XXXVII Бюрократия и политиканы
XXXVIII Необходимость сочетанной системы управления в монархии. Принципы общественного управления
XXXIX Монархическая система народного «представительства». Советные люди
XL Бюрократические учреждения
XLI Высшие правительственные учреждения. Земские соборы
XLII Цели разумной организации управления

Раздел VI ЛИЧНОСТЬ, СВОБОДА И ПРАВО
XLIII Государство и личность
XLIV О правах «человека»
XLV О правах и обязанностях
XLVI Система построения права
XLVII Осуществление права

Раздел VII ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ НАЦИИ
XLVIII Национальные цели политики
XLIX Консерватизм и прогресс. Жизнедеятельность
L Общие задачи созидания нации. Развитие материальных и духовных сил
LI Территориальная политика
LII Экономическая политика
LIII Национально-племенные отношения
LIV Международное и мировое существование нации. Всемирное государство
LV Международные права государства

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
LVI Судьбы монархического принципа

ПРИМЕЧАНИЯ
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Описание: Любовь Тихомирова росла очень энергичной девочкой: танцы с самого юного возраста, занятия в театральной студии. Девушка окончила школу с золотой медалью, но сразу не поступила в университет ни в Ленинграде, ни в Москве. Вторая попытка оказалась успешной, и счастливая студентка начала обучение в знаменитой «Щуке». Дебют Любови в кино начался с эротических фильмов «Особенности русской бани» и «Баня – 2», правда в титрах стояла фамилия Нигинская (видимо, для конспирации). Девушка появлялась в образе обнаженной сексуальной ведьмочки. Ходят слухи, что юной красавице пришлось сняться и в жестком порно. В фильме «Масленица» и «Пятая степень порочности» можно увидеть актрису, ну очень похожую на Тихомирову. Не будем сплетничать, девушка сделала достойную карьеру, и то, что она не хочет вспоминать свою молодость в порно, ещё не повод не полюбоваться шикарными формами истинной русской красавицы. Русская баня – место очень интимное, так что вы можете посмотреть, как вместе Любовью Тихомировой развлекаются молодые ребята и девушки. Крутая групповуха обязательно поднимет не только настроение, но и детородный орган, так что приятного просмотра. Девушки — очень яркие русские красотки с хорошими формами. Секс для молодых людей – любимое занятие, так что смотрим яркий и возбуждающий ролик!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *