Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице не будут закрывать для прихожан на время реставрации. В ближайшие два года в храме проведут ремонтные работы. Больше чем за век, он сильно обветшал, немалый урон нанесло не столько время, сколько люди. Павел Архипкин узнал, как будет проходить реставрация.
Павел Архипкин, корреспондент: «Специалисты КГИОП приступили к реставрации церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице. Храм был возведён в самом конце XIX века по проекту Николая Никонова. Больше века Покровская церковь является образцом архитектуры русского стиля. Правда, уже не таким ярким. В храме проходят богослужения. Но само здание находится в аварийном состоянии и практически утратило свой первоначальный облик».
От былого наряда «изящнейшего в столице» храма, как его называли современники, мало что осталось. Столетие назад Покровская церковь была в прямом смысле, цветной доминантой Боровой улицы. Интересное сплетение византийской и древнерусской архитектуры, сочетание белой цементной штукатурки и красного кирпича заметно выделяли здание.
Светлана Наливкина, главный специалист отдела северных, южных районов и промышленной архитектуры КГИОП: «Когда этой штукатуркой покрывали лепные детали, мелкий декор. Вот эти белые элементы имитировали белокаменную резьбу характерную для центральной России, для архитектуры XVI-XVII веков».
Исчезли все 9 куполов. Колокольню больше не украшает высокий шатёр, покрытый зелено-серой металлической шашкой. Лепной декор, аркады и тем более цветные майоликовые вставки — все это предстоит восстановить. Но больше всего досталось камню. Церковь в строительных лесах, все силы брошены на спасение фасада.
Сергей Макаров, председатель КГИОП Санкт-Петербурга: «В печальнейшем состоянии кирпичная кладка. Очень много вычинки придется делать, заменять кирпич. На этот год на первоочередные противоаварийные мероприятия городом выделено 15 миллионов рублей. В этом году мы эти работы выполним».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрыли в 30-е годы прошлого века. Серьезный ущерб зданию нанесло военное время. Позже в храме разместили промышленные цеха, что усугубило состояние храма. Архивных документов, по которым можно было бы с легкостью сказать, как изначально выглядела Покровская церковь единицы. Фотографии уже детально изучили реставраторы. Но больше информации и новые факты специалисты получат при обследовании здания. 4 года назад храм получил статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Здесь регулярно проходят службы. Слой белой штукатурки на стенах скрывает историческую роспись. Но вот удастся ли сохранить ее пока неизвестно.
Протоиерей Александр Ежов, настоятель подворья Антониево-Дымского мужского монастыря: «В данном случае, если мы не сможем найти достаточное количество или представляющее художественную ценность фрагментов росписи, то либо храм останется какое-то время белым, а потом будет сделана с разрешения комиссии новая роспись, либо будет реконструкция, восстановление тех росписей, которые были».
Реставрация интерьера пока в ближайших планах КГИОП. В самом храме очень хотят воссоздать уникальный керамический иконостас. По счастливому стечению обстоятельств, его автор Матвей Кузнецов сделал копию для выставки 1900 года в Париже. Сейчас ее изучают реставраторы. В 2018 году Покровская церковь вновь может украсить Боровую улицу и предстать такой же яркой, как и в конце XIX века. Пока же в церковь продолжают идти прихожане. А во внутреннем дворе в теплице даже выращивают помидоры и огурцы.
Еще при жизни преподобного Антония, бывший тогда в Новгороде архиепископ Исайя благословил поставить в обители деревянную соборную церковь преподобного Антония Великого, в честь ангела первоначальника Дымской пустыни, с приделом в ней Покрова Пресвятой Богородицы и кельи для проживания монашествующих (между 1250 и 1273 годами). Когда эта церковь пришла в ветхое состояние, на ее месте был построен деревянный двухэтажный храм с приделами: внизу преподобного Антония Великого, а на втором этаже святителя Николая Чудотворца. После возведения первого храма, «во óбщее же оỳпокоéние брáтiи» была поставлена теплая церковь с трапезою во имя Рождества святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А за полтора километра (одно поприще) от обители возникло монастырское кладбище.
В 1370 году, в дни правления князя Димитрия Иоанновича Донского, были впервые обретены нетленные мощи преподобного Антония Дымского. В 1409 году полчища татар Едыгея вторглись в новгородскую землю. Мощи были спрятаны под спуд. Татары, дойдя до Дымской обители, разграбили ее, а церкви и постройки сожгли.
Казанский храм начал строить в 1655 году при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне монах Филарет. Это был первый каменный храм в Антониево-Дымском монастыре. Но тогда было возведено только каменное подцерковье, куда перенесли обретенные во второй раз мощи основателя монастыря — преподобного Антония Дымского. При устройстве гробницы под церковью стенки ее обложили тесаными плитами фиолетового известняка толщиной от трех с половиной до четырех сантиметров, а неиспользованные остатки были замурованы в нижних ярусах кладки западного входа в храм. Поверх деревянного гроба с мощами вровень с деревянным полом храма положили плиту черного гранита.
В силу неизвестных причин, скорее всего из-за недостатка средств, верха этой церкви были достроены в дереве. Казанский храм был закончен и освящен на память преподобного Антония Великого 17/30 января 1656 года.
Далее Казанский храм монастыря прошел несколько этапов своей строительной истории. В начале 1740-х годов началось строительство в камне первого этажа Казанского храма на уже существующем каменном же подцерковье. Затем строительство продолжилось в 1760-1761 годах, пока окончательно храм не был закончен отделкой и 24-25 февраля 1806 года при игумене Герасиме (Гайдукове) освящен во имя Св. Троицы (верхний главный храм). Мощи при этом оставались на прежнем месте под спудом даже тогда, когда он был окончательно разобран в конце 1950-х годов.
В рукописи тихвинского краеведа И.П. Мордвинова «Монастырь Антониев на Дымях» (1924) мы находим описание Казанского храма: «В центре монастыря стоит главный каменный собор, именуемый ныне Троицким, с находящеюся на нем колокольнею. Построен он в 1735–40 годах, по архитектуре тяжел, безвкусен, представляет собою вытянутый ящик с двумя низкими полукруглыми алтарями с восточной стороны. Колокольня приземиста и давит собою переднюю часть здания. Крыша четырехскатная, довольно высокая. Шейки глав устроены в виде четырехугольных призм, расписанных фальшивыми окнами. Всех глав пять, но расположены они неудачно и представляют собою подобие сплющенной купы; имеют вид довольно плоских луковиц, иногда окрашенных в синий цвет и разделенных позолоченными звездами
В нижнем этаже помещаются приделы Казанский и Антония Великого. Низкие тяжелые своды, арки и глубокие окна дают впечатление старины по крайней мере XVII века. В арке между приделами помещается надгробие Антония Дымского под балдахином. Около гробницы на особой тумбочке лежит железная шляпа с широкими полями и низкой тульей, по преданию принадлежавшая преподобному, но в старых описях она не упоминается, появилась не ранее XVIII века и принадлежала какому-нибудь аскетически настроенному монаху этого времени. В ризнице монастыря еще сохраняется шапка из плоского широкого железа с открытым верхом, который пересечен крестообразно двумя железными полосами. Ранее, в 80-х годах XIX века, шапка эта также находилась при надгробии. Кроме того, сохраняются вериги неизвестного подвижника, состоящие из полос толстого железа с железными же крестами-лямками.
Под надгробием сделано отверстие, из которого верующие берут на память белый песок, обычно добываемый в Дымском озере. Перед гробницею стоит старинный образ Антония Великого (XVIII века) новгородского письма.
В иконостасе Казанского придела замечателен старинный образ Казанской Божией Матери, чрезвычайно чтимый богомольцами.
В нижнем же этаже помещается монастырская ризница, в отношении достопримечательностей уже давно значительно облегченная. В верхнем этаже два придела – Троицы и Антония Дымского – кажутся совершенно новыми.
Кое-где по стенам паперти и церкви развешены в одиночку иконы старинного иконостаса, но подновленные и заолифенные».
На первом этаже было два придела — справа Казанский, слева преподобного Антония Великого, и на втором этаже — Троицкий храм. К концу XIX века на втором этаже слева был устроен четвертый придел — в честь преподобного Антония Дымского.
Троицкий собор в последний раз упоминается как действующий в качестве приходского храма в 1931 году, когда сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина. В советское время храм долгое время использовался в качестве склада.
Храм был окончательно разобран в 1950-х годах. К концу ноября 1993 годаот храма остался стоять лишь полуразрушенный остов четырехъярусной колокольни Троицкого.
Еще до восстановления собора, когда от него оставался лишь остов колокольни, мощи преподобного Антония были обретены 14 июня 2001 года в третий раз. С 2000 года было начато восстановление храма и вскоре для богослужений был благоустроен Казанский придел.
28 декабря 2010 года были освящены и подняты на колокольню храма восемь колоколов.
В настоящее время храм восстанавливается. Регулярные Богослужения совершаются в Казанском приделе.