Монастырь боровск

Монастыри Калужской епархии — Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь 01 Январь 2018

Рождества Пресвятой БогородицыСвято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь

Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1

Телефон: 8 (48438) 4-37-39

Наместник: иеромонах Пафнутий (Архипов)

Официальный сайт: www.pafnuty-abbey.ru

Пафнутьев Боровский монастырь расположен на левом берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской области и в 83 км к юго-западу от Москвы. Он был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским (1395–1477). Перенеся тяжелую болезнь, святой подвижник оставил Боровский Покровский Высокий монастырь, где был игуменом, и поселился в пустынном месте. Вскоре к нему собрались искатели иноческого жития, и возникла обитель. При кончине Преподобного в монастыре было 95 человек братии.

Преподобный Пафнутий Боровский хранил и продолжал традиции русского монашества, распространенного в Московской Руси преподобным Сергием Радонежским –– по принятии пострига преподобный Пафнутий в течение семи лет обучался монашеской жизни у преподобного Никиты, ученика преподобного Сергия.

Великие князья Московские, а потом цари и знатные люди делали богатые вклады в обитель, что позволяло вести в монастыре каменное строительство и приглашать наиболее известных мастеров для росписи храмов: монастырский собор расписывали иконописцы Митрофан и Дионисий. Великие князья часто приезжали в монастырь к преподобному Пафнутию для духовного совета, позже монастырь неоднократно посещали венценосные особы. До самой Смуты XVII в. семейное предание русских царей считало преподобного Пафнутия покровителем царской семьи.

В XVI в. Свято-Пафнутьев монастырь занимал стратегически выгодное положение на подступах к Москве и был одним из известнейших в России. Для его укрепления во второй половине XVI в. были выстроены каменные стены и башни. В 1610 г. в стенах монастыря держали оборону войска во главе с князем Михаилом Константиновичем Волконским, когда Лжедмитрий II шел на Москву с поляками и литовцами. Лжедмитрий вошел в обитель только с помощью изменников. Сам князь Волконский, двенадцатитысячное войско и вся монастырская братия, а также укрывшиеся в монастыре окрестные жители были убиты, а монастырь разграблен.

В конце XVII в. обитель достигла своего наибольшего расцвета. Монастырские здания и постройки были восстановлены на средства от пожалованных ему владений и благодаря богатым вкладам благотворителей. Тогда же завершено строительство всех ныне существующих зданий, кроме храма в честь Всех Святых и трапезной пристройки собора Рождества Богородицы.

В Синодальный период, когда многие монастыри были закрыты или пришли в упадок, Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, как древняя и богатая обитель, уцелел, но по штату 1764 г. в нем было положено только 33 человека монашествующих. Со временем он снова стал процветать. В период церковного раскола здесь содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум.

В 1812 г. войска Наполеона разорили г. Боровск, а в Свято-Пафнутьевом монастыре устроили конюшню. Особенно от неприятеля пострадали верхние этажи монастырских построек, где французские солдаты жгли костры. Тогда же сгорела богатая монастырская библиотека.

К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов: собор Рождества Пресвятой Богородицы с пристроенным храмом в честь великомученицы Ирины, храм Рождества Христова, храм Пророка Божия Илии, храм святителя Митрофана и храм Всех Святых.

Монастырский деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен преподобным Пафнутием в 1444 г. В 1466 г. вместо него был возведен пятиглавый белокаменный собор, который перестроили в 80-х гг. XVI в. В 1837 г. к соборному храму с западной стороны была пристроена трапеза. Храм одноэтажный, с пятью главами и трехапсидным алтарем с полуколонками между частями. Северная, южная и восточная стены сохранились в первоначальном виде. Нижние окна все увеличены для лучшего освещения внутри храма. Четырехскатная кровля собора покрыта листовым железом. Барабаны сквозные, высокие, выведены из кружал, обставленных мысообразными теремками. Главы круглые, крытые, как и все крыши, железом.

Собор однопрестольный, выстроен в виде квадратной палаты, состоит из алтаря, настоящего храма и западного притвора-трапезы, отделенного в основной части глухой стеной с открытой аркой посередине. Своды храма поддерживаются четырьмя четырехгранными столбами. Стены гладкие, с голосниками вверху. В соборе под спудом почивают мощи основателя обители преподобного Пафнутия.

В 1651 г. с северной стороны к собору на средства Великой княжны Ирины Михайловны был пристроен храм в честь великомученицы Ирины. Он одноэтажный, одинаковой архитектуры с собором. Алтарь в виде полукружия соединяется с полукружиями алтаря соборной церкви; главу храма венчает восьмиконечный деревянный крест, обитый медью. В стенах имеются голосники.

Рядом с соборным храмом в 1511 г. была построена двухэтажная трапезная палата с теплым храмом в честь Рождества Христова. Ее второй этаж сооружен одностолпным по образцу Грановитой палаты в Кремле. Храм, трапезная палата и келарская заключены в общий прямоугольник наружных стен. В нижнем этаже в прежние времена размещались кухня, пекарня и кладовые. В верхнем этаже –– храм и братская трапезная, которая впоследствии была упразднена и соединена с храмом открытой аркой. Восточная стена трапезной сохранилась в своем первоначальном виде, к южной пристроены жилые покои. Наружные стены гладкие; посредине храм обведен тройным поясом из кирпича. Окна в верхнем этаже храма и трапезного здания «в один свет», позднее все они были переделаны и расширены, а в нижнем этаже –– заложены кирпичом. Внутри трапезная устроена в виде квадратной палаты и соединена с храмом открытой аркой. Свод над храмом и алтарем круглый, опирающийся пятами на стены; в трапезе своды стрельчатые.

С северной стороны к Христорождественскому храму в 1690 г. была пристроена пятиярусная монастырская колокольня. 3 нижние яруса четырехгранные, а 2 верхние –– восьмигранные. На третьем ярусе колокольни были установлены башенные часы, колокола находились на четвертом. Во втором ярусе располагались монастырская ризница и библиотека, где хранились старинные иконы, духовные грамоты и летописи, а также золотая панагия с резным изображением Спаса, рукописное Евангелие в серебряном окладе тканой работы, украшенное драгоценными камнями и резные кресты XVII в. Наружные стены колокольни декорированы многосложными карнизами и валиками из кирпича. На углах нижних четырехгранных ярусов установлено по четыре гладкие полуколонки, опоясанные валиками; в верхних восьмигранных ярусах на углах по одной большой полуколонне с карнизами. Глава колокольни оканчивается шпилем, увенчанным четырехконечным крестом с полумесяцем в подножии.

Одноэтажный больничный храм в честь Пророка Илии был построен в 1670 г. Его стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме окон, которые для большего освещения были расширены. В 1763 г. к храму были пристроены одноэтажные больничные кельи. В 1768 г. архимандритом Адрианом в нем были размещены больница и братская трапеза.

Храм в честь святителя Митрофана, Патриарха Цареградского пристроен к Настоятельским палатам в 1759––1760 гг. стараниями настоятеля Свято-Пафнутьева монастыря архимандрита Митрофания (Шеинкова) и освящен после освобождения от французов в 1819 г. Он двухэтажный, нижний этаж разделен на две части. В одной из них погребены некоторые настоятели монастыря. Храм имеет 2 входа, один с южной стороны, другой –– из настоятельских келий.

Храм в честь Всех Святых был построен в 1837 г. на месте захоронения защитников монастыря, павших в 1610 г., на деньги князя Н.А.Волконского. Сейчас на месте храма стоит здание училища механизации, построенное в 1930 г. Храм являлся семейной усыпальницей Волконских.

Также в комплекс зданий монастыря входили каменные Настоятельские палаты, 2 корпуса братских келий и погребной корпус. Первоначально все здания были трехэтажными. После Отечественной войны 1812 г. третий этаж сохранился только у Настоятельских палат. На первом этаже Настоятельских палат размещались подсобные помещения и мастерские. Вторые и третьи этажи были жилыми, в них были келии. Погребной корпус с двумя погребами-ледниками представляет собой редкий памятник жилого и хозяйственного строительства.

Все монастырские постройки окружены крепостной стеной с шестью башнями, выстроенными по индивидуальным планам. В общей сложности длина стены составляет 673 м. Толщина стен более четырех метров, а высота 7,5 м.

В 1918 г. монастырь был закрыт, некоторое время здесь находился музей. Насельники продолжали жить при монастыре, образовав сельхозартель. 6 марта 1922 г., при попытке местных властей изъять монастырские ценности, у ворот монастыря начались крестьянские волнения. На следующий день из Калуги и Боровска сюда прибыли отряды ГПУ, которые стали производить аресты. В 1923 г. Пафнутьев Боровский монастырь был окончательно закрыт, братия разогнана, монастырские иконы, утварь и другие ценности частью переданы в музеи, частью расхищены. Иконы XVI в. иконостаса храма великомученицы Ирины использовались для изготовления клеток для кроликов. В помещениях монастыря была размещена исправительная колония. В 1930 г. был снесен храм в честь Всех Святых, а в 1932 г. с монастырской колокольни сброшен и разбит один из древнейших колоколов, отлитый в 1488 г. Но вплоть до 30-х гг. в монастырь к мощам преподобного Пафнутия продолжали стекаться верующие с разных концов России. Как видно из отчета комиссии губотдела ОГПУ, проверявшей 23 августа 1928 г. «на предмет чистки» всех проживающих на территории монастыря, святые мощи Преподобного привлекали огромное число паломников, а также собирали здесь множество священно- и церковнослужителей. В связи с этим даже поднимался вопрос об изъятии мощей.

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 г. была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В трапезной устраивались дискотеки, на территории монастыря работала общественная баня.

В ночь на 14 мая 1954 г., в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90-х гг., когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 г. монастырь был возвращен Церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 г. придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского.

С 2000 г. при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе с. Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 г. еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня.

12 июня 1994 г. проходили празднования, посвященные 550-летию основания обители. Торжества возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который в сослужении архиереев и духовенства совершил торжественное богослужение и Крестный ход на источник преподобного Пафнутия. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход.

В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского, преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Фотографии: Дмитрий Иванов, Олег Гусаров, Василий Шелёмин, Юрий Менделеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *