Монастырь феодора стратилата Крым

История

Челтер-Коба был основан иконопочитателями в VIII–IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы. Здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви располагалась купель. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, возможно, детская, еще пять могил находятся в западной части храма. Такое количество могил дает повод думать, что в монастыре хоронили не только монахов, но и защитников Сюйреньской крепости, находившейся рядом. Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, всего 14–16 человек. Поэтому в огромном храме Челтер-Кобы молились и монахи, и воины Сюйреньской крепости, и жители окрестных деревень.

Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Студит.

В древности все пещеры монастыря соединялись деревянными лестницами и переходами, поэтому татары и дали ему название Челтер-Коба («челтер» означает «решетка», «коба» — »пещера»).

Если от храма пройти дальше по краю обрыва, можно увидеть длинный грот, ведущий к источнику. В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены».

В долине реки Бельбек над селом Малое Садовое возвышаются три скалистых мыса. На восточном мысу Куле-Бурун (в переводе с крымскотат. «Башенный Мыс») стоит Сюйреньская крепость. От нее сохранилась часть оборонительной стены и башня, возведенные примерно в VIII веке. Предполагают, что во втором этаже башни позже устроили церковь. Она была расписана фресками, от которых остались лишь фрагменты.

Справа от укрепления, в обрыве мыса Ай-Тодор (мыс св. Феодора), в средневековье возник небольшой монастырь. Соседство с крепостью не случайно, рядом проходила северная граница княжества Феодоро, которую и защищала Сюйреньская крепость. За ее толстыми стенами в случае опасности могли укрыться жители окрестных деревень и монахи.

Чтобы попасть сюда, нужно через заросли кизила дойти по грунтовой дороге вверх по ущелью, разделяющему Куле-Бурун и мыс св. Феодора. Ущелье предстает перед посетителями по-разному. Одни считают его сумрачным и пугающим, даже скалу, нависающую всей своей мощью над обителью, местные жители прозвали Гроб-скала, а близлежащее ущелье татары нарекли странным именем Хор-Хор, что дословно переводится, как «плохой-плохой». Но у благочестивых паломников ущелье внушает состояние душевного покоя, безмолвного уединения, возвышенной мысли. Оно прекрасно и в сочной зелени лета, и в разноцветье красок осени, и в немного грустном зимнем пейзаже.

Православные всегда трепетно относились к выбору места для монастыря. Не показная суровость условий, а гармония с природой и ее Творцом, красота внутренняя и внешняя были и остаются идеалами монастырской обители.

Монастырь был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро. Монастырь носил имя святого Феодора, оно сохранилось в названии скалы.

Точно не известно, в честь какого из трех святых Феодоров — Стратилата, Тирона или Студита — назван монастырь. Предполагают, что это был Феодор Стратилат.

Феодор Стратилат родом из Евхаит, в начале IV-го столетия прославился добродетелью, мудростью и храбростью. Императором Констанином он был назначен воеводой и правителем города Гераклея близ Черного моря. За свои добрые дела, кротость, правосудие, за веру Христову Федор подвергся гонениям и был распят на кресте. После снятия с креста и чудесного излечения по приказу царя Ликиния он принял мученическую смерть от рук палачей.

Нас встречает самая крайняя очень маленькая пещера-келия всего 4×2 метра, с низким, высотой не более полутора метров, потолком. Кому принадлежала она? Может, благочестивому старцу, подвизавшемуся в обители, аскету и молитвеннику, имя которого известно ныне только Творцу, служению которому он всецело посвятил краткий миг земного бытия?..

Число монахов, проживающих в монастыре, было невелико, не более полутора десятка человек. Всего здесь насчитывается 22 пещеры разных размеров и назначения. Это кельи монахов, некоторые из них совсем маленькие с низкими потолками; складские пещеры, покои эконома, большой трапезный зал и, самое главное, пещерный храм.

Это наиболее значительный пещерный храм в Крыму. Он разместился в большом естественном гроте площадью более 150 кв. метров. Грот имеет скругленную форму, сужаясь к востоку и западу. Для алтаря здесь вырубили специальное прямоугольное углубление, в стенах которого разместили ниши. Невысокая алтарная преграда отделяла апсиду от остальной части храма. В северо-восточной части церкви следы разрушенной купели. Вдоль северной и южной стены тянутся скамьи, в стенах вырублены усыпальницы, в полу — четыре могилы, одна из них маленькая, поэтому ее часто принимают за детскую. Навряд ли это так, скорее, в нее был помещен ковчежец с частицей мощей святого подвижника. Обычно монастыри с трапезными, к которым относится и Челтер-Коба, были особо почитаемыми, в их храмах находились мощи святых и другие реликвии. Такие монастыри посещались большим числом паломников. Еще пять могил находятся в западной части храма.

Следует сознавать, что до нас дошли лишь следы былого величия обители, лишь скальные стены пещер. В древности же пещеры были перегорожены снаружи каменными кладками, защищавшими иноков от непогоды и вторжения непрошеных «гостей», бродивших в окрестностях с целью наживы. Пещеры соединялись целой цепочкой деревянных балок и переходов, балкончиков. Татары, заметив их следы, дали этому месту название Челтер-Коба (челтер означает «решетка», «кружево»; коба — «пещера»).

Проходя далее по краю обрыва, мы видим следы пещерных келий и глубокий, длинный 140-метровый грот, ведущий к живительному водному источнику. Приступать к нему, питавшему много веков назад иноков, следует с большим благоговением, ибо через него мы соединяемся со святостью подвижников Церкви прежних времен.

Надо думать, монастырь существовал долго, по крайней мере, вплоть до 1475 года, когда турецкая армия Кедук-Ахмет-паши, захватив Феодосию, двинулась покорять княжество Феодоро и по пути разорила обитель.

В январе 2001 года древний монастырь посетил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Осмотрев пещерные храмы и источник, он сказал: «Место это создано для молитвы, и нужно вдохнуть снова жизнь в монастырские стены».

С 2003 года начались восстановительные работы. Возобновлены богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *