Монастырь хиландар афон

От редакции. В продолжение материала о святынях Афона по многочисленным просьбам друзей нашего музейного сайта, особенно читательниц, публикуется небольшая заметка о чудотворной лозе св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар (см. фото). Она прославилась целебной силой разрешать бесплодие супругов, ставшее массовым явлением в наши дни, о чем свидетельствуют толпы страждущих женщин у пояса Пресвятой Богородицы, принесенного в Россию со Святой горы Афон: http://expertmus.livejournal.com/84029.html

Нельзя не отметить, что как «пояски» Богородицы из Ватопеда, так и косточки лозы св. Симеона Мироточивого из Хиландара можно совершенно беспрепятственно получить как афонское благословение всем чающим избавления от недуга, если направить почтой свое прошение на адрес этих обителей (см. ниже).

Благословение Сербской Царской Лавры, монастыря ХИЛЕНДАРА. Святая Гора Афонская

На южной стороне соборной хилендарской церкви Введения Пресвятой Богородицы каждому паломнику бросается в глаза высоко разросшаяся и сильно разветвившаяся виноградная лоза, склонившаяся и образовавшая как бы беседку из своих ветвей (см. фото). Ее стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли, из гробницы святого Симеона (Стефана Немани), которая находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма (см. фото).

Хилендарское предание об этой 800-летней лозе гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона (13 Февраля 1200 г.) прошло семь лет и когда святой Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей святого Симеона в Сербию, чтобы содействовать примирению своих враждующих братьев, монахи Хилендара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенным на родину, но в утешение хилендарским братьям из его пустой гробницы произрастет лоза; и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре».

То, что эта лоза продержалась и до наших дней и что она каждый год, без исключений, богато плодоносит, хотя ей, кроме обрезки, не оказывается никакой другой уход, и никакие меры не предпринимаются против Филлоксеры или других болезней и вредителей, представляет собой великое чудо Божие и является тем самым большим моральным утешением и духовным ободрением для нашего Хилендарского братства и для всех вообще верующих сербов.

Но лоза эта не только поэтому исключительна. Она имеет и другое свойство. От ее плодов разрешается бесплодие супругов, верою и молитвою принимающих это чудотворное средство.

Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 г., когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хилендаре на служение Богу, ибо получил он его, как и других своих детей, после вкушения винограда святого Симеона.

С тех пор и поныне наш святой монастырь непрестанно раздает паломникам или доставляет по почте тем, которые к нему обратятся с письмом, этот чудотворный виноград. Некогда из России массами приходили паломники на Святую Гору и во множестве просили этот виноград. Сейчас просят его со всех концов Греции, потому что, особенно в последнее время, результаты от его употребления — поразительные.

Здесь будет полезным привести один случай, поучительный для тех, которые захотят когда-либо вкусить от винограда святого Симеона. Речь пойдет о госпоже Екатерине Р. из Салоник, которая предложила было своему мужу попросить из Хилендара виноград святого Симеона. Но тот на это не согласился, ибо ему недоставало веры. Однако его супруга потрудилась сама иными путями получить этот виноград и начала поступать по руководству о его употреблении, исполняя и ту часть обязанностей, которые согласно руководству, должен был исполнять и ее супруг. Когда их Господь благословил первым зачатием, эта женщина рассказала своему мужу о своем поступке; и с тех пор эта семья, движимая чувством благодарности, поддерживает постоянную связь с нашим монастырем.

И сербы с древних времен, когда хнлендарские монахи ходили по своему народу, знали об этом чудотворном винограде. В нашем Хилендаре и поныне сохранились напечатанные в старые времена руководства к его употреблению. Но в последние десятилетия сербы не просят его, а молодые поколения о нем уже и не знают.

После показа «Фильма о Хилендаре» наши соотечественники и на Родине, и в заграничном рассеянии в последнее время вновь узнали все необходимое и о лозе святого Симеона. Первым, кто после просмотра этого фильма попросил виноград с этой лозы, а потом получил детей, был брат Никола Дж. из Вустера (Англия).

Так как сейчас возрос спрос на виноград святого Симеона и с сербской стороны, управление нашего монастыря решило в новой форме издать то старое руководство об употреблении этого чудотворного винограда

Поскольку люди нашего времени ослабли верою, а каждое чудо, не исключая и этого, проявляющегося через виноград святого Симеона требует крепкой веры, то перед употреблением этого чудотворного винограда необходимо себя к этому приготовить соответствующим образом.

Вот лишь один пример тому. Недавно, опять в Салониках, произошел такой случай. Один священник, не имевший детей, взял, проезжая через наш Хилендар, от винограда святого Симеона, но медлил с его употреблением. Однажды попросила его некая прихожанка достать и ей этого винограда и он ей охотно уступил свой. Спустя некоторое время, в один из воскресных дней, после святой Литургии, эта женщина вся озаренная радостью вновь поблагодарила этого священника за тот дар. «… Если бы я имел веру, и у меня бы сегодня были дети», — сказал нам совсем недавно этот священник, когда вновь проезжал через наш монастырь.

НАСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛОДНЫМ СУПРУГАМ, ИЗБРАННЫЕ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Нет лучшего учебника для научения вере, чем Священное Писание, и нет лучшего места и времени для жизни по вере, чем наша каждодневная жизнь. Господь наш Иисус Христос всегда спрашивал того, над кем совершал чудо исцеления: «Веруешь ли?». Или же после исцеления Он говорил исцеленному: «Вера твоя спасла тебя!». Итак, наша вера всегда является предварительны условием того, чтобы Господь явил над нами Свою силу.

Мы рекомендуем, поэтому, для научения вере чтение 11 главы Послания святого Апостола Павла к евреям, где особенно говорится о вере, ее силе и ее значении в нашей жизни. Нужно также читать и параллельные места приведенные на полях этой главы.

Но так как нашу веру поддерживает и умножает усердная молитва, то и ей нужно уделять особое внимание. Живущие в молитвенном общении с Господом берут Его обетования из Священного Писания, как, например, «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7) или «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» (Мк. 11,24), и просят у Господа — но просят упорно! — чтобы Он исполнил на них эти обетования. И Он, будучи Отцом нашим Небесным, всегда охотно нам это делает, ибо Господь Иисус Христос нам в Святом Евангелии говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7,11).

И наши святые отцы Симеон и Савва были крепкой верой подвигнуты на то, чтобы оставить мирскую славу и прийти на Святую Гору и чтобы из своего Хилендара, опять-таки с верою, возродить весь свой сербский народ, служа ему и поныне пред Господом. Пусть они и вам, бесплодным родителям, будут примером и побуждением к вере в осуществление вашего родительского желания иметь детей. Молитесь им, чтобы они поддержали вашу веру и дополнили вашу молитву своим заступничеством перед престолом Всевышнего Жизнодавца.

Мы умоляем супругов, которых Господь, после вкушения ими винограда святого Симеона, благословил детьми, сообщить об этом нашему Управлению, чтобы время от времени появляющиеся печатные сообщения об этом укрепляли веру и других бездетных супругов.

Желающие, по Божиему благословению, иметь плод чрева своего должны обратиться с молитвами ко святому Симеону Мироточивому, который, после того как оставил свое сербское царство, был подвижником на Святой Горе Афонской. Он созидал монастырь Хилендар, в котором после многих и великих трудов во время своей богоугодной жизни и умер; и за это получил от Бога дар творить чудеса: разрешать бесплодие тех супругов, которые прибегают к нему с верою.

Для этого берется виноград и веточки с той виноградной лозы, которая чудесным образом выросла из самой гробницы святого Симеона. Нужно взять три виноградины и один кусочек отрезанной лозы. Этот кусочек опускается в половину оки (650 гр.) освященной воды, и эту воду оба супруга пьют натощак в течение 40 дней. Затем супруг съедает одну виноградину, а супруга оставшиеся две. В течение этих 40 дней супруги должны придерживаться следующего правила: вкушать только постную пищу и творить ежедневно по пятьдесят поклонов: 25 утром с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и 25 вечером с молитвой «Преподобие отче Симеоне, моли Бога о нас». Кто желает, может и удвоить поклоны, т.е. прибавить еще пятьдесят поклонов в день с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас». В течение всего этого времени супруги должны иметь раздельное ложе. По истечении этих 40 дней супруги должны исповедаться и причаститься Святым Христовым Тайнам, и тогда им Господь по вере их с благословением Своим дарует плод их чрева.

После зачатия, во все время беременности и кормления ребенка, супруги должны полностью прекратить супружеские связи и жить в чистоте. Из жизни пророка Самуила мы видим, что его мать Анна три года вскармливала своего сына Самуила, живя во все это время отдельно от своего супружеского ложа в чистоте, а после этого у нее были еще дети, хотя все считали ее бесплодной, ибо «идеже хощет Бог, побеждается естества чин», а рождение детей — это дар Божий, а не человеческое изобретение, ибо Господь говорит: «Азъ еемь творяй человека и созидаяй дух в человеке». Апостол заповедует родителям пребывать в посте и молитве и супружеские удовольствия подчинять высшим целям, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие» (1 Кор.7, 29). После этого он убеждает супругов не быть рабами плоти, но жить духом, ибо все христиане призваны Богом не к нечистоте, а к святости.

Посмотрим на животных, которые по закону природы, данному им от Бога еще при сотворении всего мира, и поныне строго соблюдают этот закон в абсолютной точности, ибо после зачатия плода не допускают совокупления не только после разрешения от бремени, но и во все время вскармливания детеныша. А человек, как вы и сами видите, становится в какой-то степени горшим скотом и, предаваясь страстным вожделениям, забывает о своем достоинстве, данном ему от Бога, Который его сотворил по своему образу и по своему подобию, — и тем самым нарушает закон Божий повреждением естества и вызывает этим на свое потомство праведный гнев Божий. Последствиями праведного гнева Божия являются еще и следующие: неверность супругов, расстройство и всякая скорбь, неизлечимые болезни, от которых страдают дети, ранняя и преждевременная смерть мужа или жены, а также дорогих для них детей. И кто бы мог перечислить ужасные проявления гнева Божия над супругами, потерявшими страх Божий и двинувшимися по пути плотского мудрования, которое — враг Богу, и над не покоряющимися Богу и Его закону. Такие убивают своих детей и свое потомство до третьего и четвертого колена и лишают себя навсегда Царствия Небесного.

Супруги должны и до разрешения их бесплодия строго следить за правилами церковными и исполнять церковные правила, установленные для супругов, а именно: супружеские постели должны быть отделены одна от другой в ночь накануне праздничных и воскресных дней, накануне среды и пятницы, во время всех четырех установленных Церковью постов, особенно во время Великой Четыредесятницы, т.е. Великого Поста. Остальное же время они могут в целомудрии и страхе Божием употребить для супружеской жизни. Ибо Господь дал человеку жену как помощь для совместной жизни, и благословил их, и сказал: «Растите и множитесь»; но не ради похотного сладострастия, которое не знает ни времени, ни меры в своем невоздержании.

Поэтому просим вас, благословенные христиане, духовные наши чада во Христе Иисусе и любезные братья по крещению: храните свое святое супружество во всякой чистоте и правде Божией, последуя всем заповедям Божиим, и тогда Небесный Bpач души и тела разрешит ваше неплодство, и вы увидите на своей семье благословение Всевышнего. А за творение дел вашего милосердия нуждающимся братьям во Христе вы не только получите дар рождения детей, но и наследуете Царство Небесное, обетованное любящим Бога, и будете в общении со всеми угодившими Богу делами милосердия, в чем да поможет нам Истинный Господь наш Ии сус Христос, заступничеством Пречистой и Преблагословенной Своей Матери, Девы Марии, молитвами Святого Симеона Мироточивого, чудотворца, и всех святых Афонских: да вси наследуем блаженный конец жизни и перейдем из сей временной жизни в вечную, где будем до века прославлять Всесвятое Имя Пресвятой, Живоначальной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, Которой да будет слава во веки веков. Аминь.

(Издание монастыря Хилендар. Святая Гора Афон. 1966 г.)

Адрес монастыря Хиландар: MONASTERE HILANDAR 63086, KARYES, MOUNT ATHOS, GREECE Телефон: 8-10-30-23770-23797

Для того чтобы получить ягоды винограда целебной лозы нужно всего лишь написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в Святом крещении. Никаких денег монахам не требуется — это совершенно бесплатно. Примерно через месяц-полтора придёт с Афона конверт с 3 ягодами, с подробной инструкцией на русском языке как их вкушать и с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар начала 40 дней усиленно молиться Богу за страждущих, с тем, чтобы Господь разрешил их от бремени сего недуга. Единственное, что потребуется, оплатить почтовую бандероль (в пределах доллара) при получении на почте. И еще братия Хиландара просит, когда у вас родится вымоленный у Бога младенец, сообщить им об этом и, по возможности, прислать фотографию (см. видео: http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/14/ ).

Хиландар

Хиландар

Хиландарский монастырь, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) – самый ранний из монастырей на северо-восточной стороне Афона. Монастырь укрылся среди богатой растительности окружающего пейзажа, находясь в получасе ходьбы от моря, где находится только его пристань.

Название монастыря (греч. Chelandari) происходит, по всей вероятности, от имени основателя пустыни в этом месте, которого звали Хеландарий или Хеландарис. Это имя засвидетельствовано письменно уже в Х веке: «Написали мы через (посредство) Георгия, прозванного Халандарием». В более позднем документе (1141), который хранится в Лавре, среди прочих подписей содержится подпись некоего монаха по имени Симеон (?) из Хе(лан)дария. Мнение, согласно которому название монастыря происходит от типа византийского судна «хеландий», форму которого якобы имеет монастырь, представляется сомнительным.

Многие исследователи называют монастырь «Хилиандарий», «Хилиантарий» или «Хиландарий». Те, кто принимает одну из этих форм, объясняют это слово как производное либо от chilioi (тысяча) и antara (туман), «от тумана, укутывающего эти места», либо от chilioi (тысяча) и andres (мужи), т.е. от числа пиратов, которые, согласно преданию, напали когда-то на монастырь с целью грабежа, разделившись при этом на два отряда, но перебили друг друга из-за густого тумана, мешавшего отличить врагов от сообщников.

Свт. Савва Сербский

В византийских хрисовулах и других старинных документах, а также в различных рукописях, главным образом славянских, встречаются оба типа названия. Обосновавшиеся здесь сербы называли монастырь (возможно, с некоторыми искажениями) «Хеландар» или «Хилантар».

Своим основанием монастырь, как представляется на сегодняшний день, обязан сербскому кралю Стефану Неманю и его сыну Радко. Второй из них, хотя был королевичем и предполагаемым наследником престола, предпочел монашескую жизнь суетной жизни и почестям во дворце. Поэтому он тайно прибыл на Афон в монастырь Солунца или Палиоманастиро (Старый монастырь), где стал монахом по имени Савва. Затем он ушел оттуда и обосновался в Ватопедском монастыре. Вскоре его примеру последовал и отец, который был уже монахом в монастыре Стyденицы в Сербии, приняв имя Симеон.

Оба мужа пребывали здесь, пока по просьбе нового краля Сербии Стефана Хиландарскую пустынь. Эта передача была вскоре подтверждена хрисовулом императора Алексея III (1198), «дабы быть сербам вечным даром». Таким образом, прибыв в монастырь, мужи сразу же позаботились о его восстановлении и расширении, и поэтому их справедливо считают ктиторами и основателями монастыря. Значительную поддержку их трудам оказал брат Саввы Стефан II, пославший для этих целей в монастырь значительную денежную сумму.

Впоследствии Савва уехал в Сербию, где стал архиепископом страны, а Симеон до конца жизни оставался в монастыре, где и умер. Вскоре после их смерти сербская церковь провозгласила их святыми. По призыву Саввы в монастырь стали прибывать многие сербы, вследствие чего число монахов значительно возросло. По этой причине постепенно к нему был присоединен ряд меньших монастырей – таких, как Святого Василия, Комитиссы, Чаши, Папарникиев, Исповедника, Стровилеи и др.

Хиландар

Расцвет монастыря продолжается и в следующие века, и таким образом в течение значительного времени он становится духовным центром всех сербов. Из стен монастыря вышли многие ученые и образованные священники, ставшие затем патриархами, архиепископами и епископами. Здесь были написаны и переведены многие книги, способствовавшие развитию и духовному подъему сербского народа.

Хиландарский монастырь получил множество даров и несказанные богатства от сербских правителей. Особенно значительную материальную поддержку монастырю оказал Стефан Душан, который даровал ему также ряд привилегий, что он, впрочем, сделал и для ряда других монастырей на Афоне. Из хрисовула Стефана, где он назван «царем и самодержцем сербов и греков», явствует, что Стефан посетил монастырь вместе со своей супругой Еленой в 1347 году. Кроме того, монастырю оказывал благодеяния византийский император Андроник II Палеолог, о чем свидетельствует целый ряд его хрисовулов, хранящихся в монастыре: в одном из них речь идет о передаче Хиландарскому монастырю монастыря Святого Николая, а также других владении.

После турецкого завоевания монастырю оказывают помощь русские цари и правители придунайских княжеств, и таким образом расцвет монастыря продолжается. Между тем многие сербские монахи продолжают прибывать не только в Хиландарский, но (по крайней мере, в течение какого-то времени) и в другие монастыри на Афоне, по причине чего в эту эпоху протом неоднократно избирали монахов сербского происхождения.

Часовня рядом с кладбищем. Хиландар

С XVII века начинается упадок монастыря, особенно усилившийся с 1675 года, когда Ипекская архиепископия была присоединена к Вселенской Патриархии. Монахов сербского происхождения становится все меньше, а в следующем веке в монастыре живут, главным образом, болгароязычные монахи (с конца XVIII века), среди которых был и великий писатель Паисий, написавший «Историю Болгарии», и ряд других замечательных произведений.

В 1722 и 1891 годах монастырь пострадал от двух сильных пожаров, которые чуть было вообще не уничтожили все труды прошлых веков и накопленные здесь богатства.

В1896 году монастырь посетил сербский король Александр I, оказавший ему значительную материальную поддержку и приславший сюда многих сербских монахов, которые в результате стали преобладать здесь численно и снова стали руководить монастырем.

В борьбе Афона за воссоединение с Грецией значительный вклад внесли и сербские монахи, причем протом в то время (1913) стал хилаидарский монах из их числа. Во время второй мировой войны они также оказывали помощь грекам в борьбе против оккупантов.

Стены монастыря

Изнутри хиландарский монастырь, как и другие монастыри Афона, производит впечатление крепости благодаря своим мощным стенам, расположению зданий и двум башням, постройка одной из которых, на восточной стороне, приписывается основателю монастыря Святому Савве. Еще одна башня находится за пределами монастыря к северу, по дороге к его пристани: она носит имя своего основателя – Милутина.

Посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы собор монастыря был построен в начале XIV века в византийско-афонском стиле. Один из двух нартексов, наружный, был пристроен позднее королевичем Лазарем. Фресковые росписи храма были выполнены в 1319-1320 годах. Кроме прочих данных, об этом свидетельствует изображение ктитора Милутина, который представлен здесь в возрасте около 70 лет, тогда как на других памятниках, созданных им ранее, Милутин всякий раз изображен в соответствующем возрасте. К сожалению, эти ценные византийские фрески в 1803-1804 годах были покрыты новым слоем живописи. Тем не менее, просматриваются их некоторые характерные черты, каковыми являются повествовательный стиль, динамичность образов, зачастую неестественные позы и жесты, присутствие бытовых сцен и др. При этом во многих случаях живописец Хиландарского монастыря превосходит драматичность, стремительность и экспрессивность современных ему фресок Протата. В последнее время, когда начали производить чистку фресок, уже открыты некоторые сцены.

Большой интерес представляет мраморное покрытие пола храма, а также его послевизантийский иконостас из резного дерева (1774). За епископским (настоятельским) престолом, в «геронтике» находится серебряная гробница Святого Симеона, из которой выросла виноградная лоза, сохранившаяся до сих пор, ягоды ее помогают женщинам от бесплодия. В других местах внутри храма есть еще несколько гробниц ктиторов.

Фиал монастыря

К северу от собора, приблизительно посреди монастырского двора находится фиал водосвятия, который закрывает купол, опирающийся о 8 колонн. Он был создан в 1784 году и расписан фресками, как о том сообщает соответствующая надпись, в 1847 году живописцем иеромонахом Макарием из Галатисты (Восточная Македония) и его помощниками.

Монастырская трапезная, прямоугольное здание с двумя нишами и двумя входами, оказалась встроена в западную сторону, как раз напротив фасада собора. Кроме фресок сербского монаха-агиографа Георгия Митрофановича (1623), которые покрывали всю поверхность стен трапезной, в последнее время были открыты замечательные византийские фрески XIV века со сценами из Ветхого Завета на фронтоне над северной апсидой.

Хиландарский монастырь, кроме собора, располагает еще 13 часовнями. 11 из них находятся в разных местах на территории монастыря и все, кроме одной, расписаны фресками, которые датируются временем с ХIII до XVIII века. Две другие часовни за пределами территории монастыря – Святого Трифона в саду и Благовещенская на кладбище, в которой несколько лет назад были обнаружены под слоем штукатурки и восстанавливаются до сих пор интересные фрески XIV века.

Неподалеку от монастыря находятся две его кельи – Святого Стефана на холме Самарии и Святой Троицы в направлении к Зографову монастырю. Во второй из них, кроме фресок более позднего здания, сохранились только фрагменты фресок ХIII века в небольшой нише какого-то более раннего храма.

Хиландарскому монастырю принадлежат также 15 келий в Карее. Наиболее значительная из них – Башня Святого Саввы под названием Типикарий, куда святой, согласно преданию, принес из Палестины сохранившуюся до сих пор икону Богородицы . Наконец, здесь следует особо упомянуть Моливоклисийскую келью на расстоянии получаса ходьбы к северо-западу от Кареи с замечательными фресками критской школы и очень ценный резной деревянный иконостас XVII века в храме Успения Богородицы.

Из подворий монастыря к настоящему времени сохранились три – Кимицы (или Кимитиссы) на расстоянии около двух часов ходьбы от Хиландарского монастыря, Живоносного Источника в местности Какавос близ Иерисса и Каламарии или Святого Николая в Созополе на Халкидике.

Чудесное извержение пророка Ионы из пасти кита, фреска. Хиландар

Монастырь весьма богат регалиями, большинство из которых хранится в современном здании восточнее собора. Прежде всего это собрание переносных икон, многие из которых относятся к византийской эпохе и сохранились в великолепном состоянии. Наиболее значительные из них: две иконы Богородицы Одигитрии (одна из них мозаичная), иконы Христа, евангелистов, Введения во храм Пресвятой Богородицы, апостолов Петра и Павла, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, пятерых мучеников и др. Кроме того, здесь хранятся 5 резных драгоценных камей с изображениями Христа, Богородицы и Святого Димитрия, знаменитый диптих с 24 миниатюрами, диптих Углеша, триптих 1548 года, алтарные врата с изображением Благовещения работы живописца Митрофановича (1616), потир краля Душана, пастырский посох Синесия Зиroвича (1757) и др.

В соборе, кроме икон Богородицы Троеручицы, Попской и Акафистной, хранится также множество расшитых риз и тканей, из которых особо выделяются две занавеси – Евфимии (1399) и Анастасии (1556), два креста с частями Животворящего Древа Креста Господня, дар императора Иоанна III Ватаца, а также крест, украшенный драгоценными камнями, часть тернового венца, тростина и плащаница Христа, ковчеги с мощами святых и многие другие регалии.

Библиотека рукописей располагается в том же здании, что и монастырская ризница. Она содержит 181 греческих и 809 славянских кодексов, 47 из которых – пергаментные, а остальные составлены на бумаге, а также 7 греческих и 5 славянских рукописей. Декор иллюстрированных рукописей ограничен в основном титлами и начальными буквицами. На остальной площади, под синодиконом монастыря расположены печатные книги, число которых превышает 20000, на греческом (3000) и славянском языках.

Наконец, среди бесценных сокровищ монастыря следует упомянуть его архив, где хранится более 400 документов, 165 из которых – византийские (греческие) хрисовулы, 160 сербских, 9 русских, 2 болгарских, 31 молдовлахийских, а также 70 турецких фирманов и бератов. В число этих документов включены хрисовулы об основании монастыря.

Хиландарский монастырь со дня своего основания и до сегодня занимает четвертое место в иерархии афонских монастырей. Ранее это место, возможно, принадлежала монастырю Зигоса, до его включения в состав сербского монастыря. Недавно Хилаидарский монастырь вошел в число общежительных монастырей Афона. В общей сложности он насчитывает около 60 сербских монахов, которые проживают как на территории самого монастыря, так и за его пределами.

Предание.

Лоза св. Симеона. Хиландар

Она разрослась с тех пор весьма высоко — на южной стороне соборного храма — и каждый год плодоносит. Не трогают ее вредители, не страшна ей непогода — Сам Господь хранит это чудное растение, как огромное утешение всем верующим людям.
Ведь с этой лозой связаны безсчетные чудеса: великому множеству неплодных супругов, принимающих ее плоды с верой и молитвой, Господь посылает детей.
Еще в 1585 году привел в обитель своего сына некий турок, дабы посвятить его Богу, так как Господь даровал его семье именно после употребления виноградных плодов со святой лозы. С тех пор известно немало случаев Божией помощи, и многие дома посетила радость детской улыбки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *