Монастырь кадом

Очень хочется поделиться с Вами ещё впечатлениями, фотографиями с нашей поездки в выходные дни.
Ещё одно уникальное место в нашей копилочке путешественника- городок Кадом (Рязанская область), расположенный в живописных местах реки Мокши. Совсем недавно он отметил свой 800-летний юбилей. Впервые поселок Кадом упоминается в 1209 году в Никоновской летописи. Правда, основан он гораздо раньше. Надо отметить, что река Мокша — это достаточно крупный приток Оки, поэтому очень важным торговым узлом и оборонительным пунктом в начале XIII века стал именно поселок Кадом. Рязанская область тогда называлась Рязанским княжеством.
В Средние века этот поселок значился восточным фортпостом, завоеванным славянами.
Здесь же находились оборонительные сооружения для отражения набегов татар и ногайцев. Но постепенно на кадомской земле укрепилось православие.
В 1997 в городке Кадоме начинает восстанавливаться женский Кадомский Свято-Милостиво-Богородицкий монастырь (см.фото). О его существовании было известно еще с 1793 года.
На Кипре, в Киккском монастыре, специально для кадомской обители была написана икона Божьей Матери «Милостивая». В возрождении монастыря участвовал духовник и настоятель обители архимандрит Афанасий, который вложил в него много своих сил и трудов. Отец Афанасий — один из тех, к кому стремятся из разных уголков Росии за советом и утешением, общение с ним сложно передать словами. Батюшка с огромными голубыми глазами , которому можно поведать всё и так от этого становится легко. Кому нужен совет или благословение перед великим делом , попадите в Кадом к отцу Афанасию
Люди стекаются сюда со всех уголков и лучше позвонить в храм и записаться к отцу Афанасию на общение.
Тел.храма:
+79209565227 и +79156133691
Время храма с 07:00 утра , но лучше приехать чуть раньше , заказать псалтыри , записки о здравии и пообщаться с отцом Афанасием (он принимает людей с 7 утра).
Желаю всем, чтобы это место Вас исцелило, направило на верную дорогу , а совет отца Афанасия помог вам решить все проблемные вопросы. Всех Благ

Милостиво-Богородицкий монастырь расположился в самом сердце Кадома, заняв центральный городской квартал. В своей истории он пережил несколько этапов, на каждом из которых его статус неуклонно повышался. Это происходило до 1920-х годов, когда разразилась катастрофа, и богоборцы попытались уничтожить русское монашество. Но обо всём — по порядку. Кадомская женская обитель возникла в последние годы ХVIII столетия по инициативе благочестивых горожан. В 1793 году несколько девиц из купеческих и мещанских семей решили посвятить себя служению Господу. Они стали жить вместе, соблюдая монастырский устав. Одна из них — Елена Филипповна Рожнова — обратилась к игуменье Рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать в Кадом послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую, чтобы та обучила девиц правилам иноческой жизни. Просьба эта была исполнена, а в сентябре 1795 года вышло официальное постановление: «Устроить келии для женской общины при Димитриевской соборной церкви, на порожнем месте, на котором прежде был воеводский дом». Организацию женской общины поручили Елене Рожновой, которая возвела келью неподалёку от собора, «на воеводском месте», и собрала общину примерно из десяти девиц.

В 1797 году городские власти обратились к епископу Рязанскому и Зарайскому Симону с просьбой разрешить создание женской обители, заявив, что готовы полностью содержать монастырь, а также «престарелых и увечных купеческих и мещанских девиц и вдов». Рязанская духовная консистория приняла половинчатое решение, выпустив 3 июня 1797 года указ о создании богадельни при кадомской соборной Димитриевской церкви. Первой настоятельницей Кадомской женской обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская. Дочь сельского пономаря, она поступила послушницей в Рязанский Богоявленский женский монастырь. В 1794 году Екатерину Варфоломеевну перевели в Кадом, вскоре возложив на неё послушание начальницы местного сестричества. Однако душа Горской стремилась в стены родной рязанской обители. Чтобы разрешить свои сомнения, ей потребовался совет духовно зрелого человека. В это время в Саровской пустыни уже подвизался старец Серафим, о которой разносилась молва как о необыкновенном прозорливце. Екатерина Варфоломеевна пришла в Саровскую обитель, чтобы послушать его советы и наставления. Преподобный Серафим благословил её жить в Кадоме и устраивать женскую обитель, сказав при этом, что Царица Небесная поможет ей, а новая обитель прославится в будущем. Сомнения оставили Екатерину Варфоломеевну — с тех пор она постоянно, вплоть до своей смерти в 1840 году, подвизалась в Кадоме. Духовно окормляли кадомских сестёр и другие старцы из Саровской пустыни — игумен Назарий (Кондратьев) и иеромонах Иларион (Здобин), духовник Саровского монастыря.

Сохранилась переписка, которую старцы вели с матушкой Екатериной. Игумен Назарий руководил духовной жизнью сестёр Кадомской богадельни. Он известен тем, что, в своё время вводил в Валаамском монастыре правила иноческого общежития по образцу устава Саровской обители. За несколько недель до смерти отец Назарий благословил матушку Екатерину Варфоломеевну обращаться за советами к его ученику отцу Илариону. Иеромонах Иларион, по утверждению современников, больше других потрудился над устройством монашеской жизни в Кадомской женской общине. Со временем сёстры приобрели участок земли площадью 43 сотки с находящимися на нём строениями и на этом месте построили несколько келий. Уже через три года число сестёр в обители увеличилось до тридцати с лишним человек. Одни насельницы пряли и ткали, другие — красили пряжу и одежду. Некоторые отделывали фольгою образа, шили золотом, занимались шитьём простых одежд и белья, своими неустанными трудами обеспечивая существование общины. Без перерыва, день и ночь, читалась неусыпаемая Псалтирь, с поминовением отошедших в мир иной благодетелей и родственников. Не имея собственной церкви, молились в соборном храме, вместе с мирянами, что конечно же, доставляло монахиням определённые неудобства. Специально для сестёр в 1801 году в Димитриевской соборной церкви был устроен придел во имя великомученицы Екатерины, сохранившийся поныне.

Под духовным руководством саровских старцев сёстры Кадомской богадельни преуспевали в иночестве. Из монастырского синодика видно, что первые из них тайно приняли иноческий постриг и умерли монахинями. Постепенно созревала мысль о создании на месте богадельни полноценного женского монастыря. Однако злой навет городского протоиерея Феоктиста Петрова не дал осуществиться благочестивым планам первой настоятельницы. Екатерину Варфоломеевну Горскую на посту начальницы Кадомской женской общины сменила Акилина Алексеевна Волкова (1786-1858). Матушка Акилина значительно расширила обитель: приобрела несколько участков с домами, выстроила каменный храм в честь Божией Матери «Милостивая» и возвела ещё девять корпусов для сестёр, один из которых — каменный, двухэтажный, крытый железом. Важно, что к этому времени богадельня купила для себя около 400 десятин земли. Очень помогла ей проживавшая рядом с нею поручица Феодосья Михайловна Богданова, в 1820 году прописавшая в завещании сёстрам свой дом с надворными постройками. Эта усадьба понадобилась сестричеству для постройки храма. В 1849 году с разрешения императора Николая I Святейший Синод определил переименовать богадельню в Кадомскую женскую общину. Так был сделан шаг к учреждению в Кадоме женского монастыря. В это время число сестёр в общине достигало ста двадцати пяти человек. Внутренняя её жизнь протекала по-прежнему — по уставу Саровской пустыни, но при этом стали зримо проявляться внешние признаки монастырского уклада. В 1850 году епархиальное начальство разрешило сёстрам носить рясофор, а ещё через год у общины появилась собственная печать.

В 1852 году утверждается проект на постройку каменного храма в честь Милостивой иконы Божией Матери, с двумя пристройками — для больницы и для богадельни. Это посвящение для монастырского храма выбрали потому, что «милостивое соизволение» императора Николая I переименовать богадельню в общину датировалось 12 ноября, то есть днём празднества этой иконы. Уже в 1856 году строительство храма в честь Милостивой иконы Божией Матери завершили — и это, заметим, несмотря на чрезвычайную бедность общины. Одновременно сёстры хлопотали о перестройке зданий в обители и расширений недвижимой собственности, чтобы можно было рассчитывать на получение статуса полноценного монастыря. Появились благотворители, благодаря которым удалось приобрести около 500 десятин земли и леса, а также построить двухэтажный каменный корпус для сестёр и возвести каменную ограду вокруг обители. Третьей настоятельницей Кадомской женской обители стала игуменья Магдалина (в миру Мария Петровна Машкова), родом из дворян Тамбовской губернии. В 1858 году сёстры общим голосованием избрали её своей начальницей. Матушка Магдалина открыла в 1868 году в стенах монастыря женское училище для девочек-сирот из семей священнослужителей, а вскоре, 18 мая 1868 года, Кадомская женская община была преобразована в общежительный Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. Открытие монастыря состоялось 17 августа того же года.

С каждым годом улучшались условия жизни, во владении монастыря находилось до 570 десятин земли. Количество сестёр достигало в последней четверти ХIХ века двухсот человек. В монастырском училище обучались уже двадцать пять девочек. Тринадцать из них — «вольноприходящие», из разных сословий, а остальные двенадцать — сироты, жившие в здании училища на полном монастырском обеспечении. В дальнейшем, до 1920 года, монастырём управляли ещё три настоятельницы: матушка Агния, Филарета и Рафаила. Стараниями этих игумений было создано Аниковское монастырское поместье, расположенное в 4 км от Кадома; организовано Беловское подворье с огородом, расположенное в 3 км от Кадома; построены второй каменный двухэтажный жилой корпус и ещё один каменный храм. Перед Первой мировой войной обитель располагала собственной библиотекой и обширным архивом, владела 622 десятинами земли. Насельниц насчитывалось около трёхсот шестидесяти.

Весной 1920 года Кадомский женский монастырь был закрыт и разорён, его святыни — осквернены или уничтожены богоборческой властью. Монахинь изгнали с монастырской территории, а в зданиях обители разместились различные лавки, предприятия, конторы, учебные заведения. В храме в честь иконы Божией Матери «Милостивая» устроили зернохранилище: в святом месте застучали веялки, загромыхали телеги с зерном, раздалась пьяная ругань грузчиков. Позже власти едва не устроили в церкви свиноферму, но передумали, остановившись на техникуме. В 1930-х годах церковь обезглавили, лишив её куполов и сбросив колокола. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» превратили в склад райпотребсоюза. Теперь он стоит обветшавший, с прохудившейся крышей и ободранными стенами, а на его стенах и сводах проглядывают сквозь копоть чудесные лики святых. Третий монастырский храм, деревянный, и вовсе был снесён с лица земли.

Только через семьдесят с лишним лет, в 1997 году, вновь пришли сюда монахини, задавшиеся целью возродить Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. С осени 2005 года обителью управляет молодая монахиня Евгения (в миру — Мария Валентиновна Свиридовская). Она была принята в сестричество в июне 2005 года, а уже через четыре месяца архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил пострижение послушницы в рясофор и назначил её настоятельницей обители. К 2007 году стараниями настоятельницы выполнен капитальный ремонт корпуса для проживания насельниц и паломников. Отремонтирована часть храма, построена теплица, баня и гараж, строится монастырское подворье. Большой вклад в возрождение монастыря внёс его духовник архимандрит Афанасий (Культинов). Отец Афанасий — личность незаурядная и широко известная в православном мире, к нему за советом ежедневно приезжают сотни людей со всех концов страны. Батюшка говорит: «Есть предание, что здесь преподобному Серафиму явилась Матерь Божия и благословила Кадом. И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Если кадомская обитель возродится духовно, то возродится и сам Кадом…».

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №100, ООО «Де Агостини», 2010

В старину в районе современного села Старый Кадом располагались глухие, девственные леса. Это было тихое, безлюдное место. Во второй половине XVII века сюда забрёл некий инок по имени Иона. Известно, что в 1652 году он основал здесь Старо-Кадомскую Троицкую мужскую Пустынь. Постепенно монастырь обживался и расширялся, а вокруг него со временем образовался небольшой поселок. Троицкая Пустынь просуществовала до 1764 года. Монахи и священники активно занимались миссионерской деятельностью среди местного населения. С их помощью было крещено много татар и мордвы, которые проживали в этом районе. Царское правительство одобряло подобную деятельность, и монастырь пользовался доброй славой. В конце XVII века в селе Старый Кадом на месте ветхой монастырской церкви была построена новая Троицкая церковь, тоже деревянная. Она простояла до середины XIX века, а затем пришла в аварийное состояние и была сломана. В 1860 году на том же месте была выстроена новая деревянная церковь с тем же названием.

Церковь Троицы в 1876 году была приписной к Рождество-Богородицкой церкви села Игнатьевского. В 1885 году при храме была открыта церковно-приходская школа. В 1913 году купец Рожнов на свои средства решил построить в селе новую каменную церковь. После торжественного освящения новый Троицкий храм села Старый Кадом открылся для церковных служб.

В советское время храм постигла та же участь, что и многих других обителей России — он был закрыт и разорен. В 1965 году Кадомский Районный исполнительный комитет просил передать недействующий храм села Старый Кадом колхозу им. Кирова Кадомского района.

И только в 1994 году Троицкая церковь была возвращена верующим. После реставрации и ремонта храм принял первых прихожан. Сегодня в Троицкой церкви, как и прежде, проходит церковная служба, а колокольный звон собирает на молитву верующих.


Недавно мне написали, что в своем блоге я «ужасаюсь провинциальной разрухе». Захотелось ответить: «Это я еще про Кадом не написала», хотя меньше всего мне хотелось бы ужасаться и описывать Кадом в стиле «разруха». Вообще хотелось бы избежать оценок, но не уверена, что получится, потому что Кадом произвел сильное впечатление на залетную столичную туристку — не достопримечательностями, а стилем жизни.
На традиционное мнение о том, что Москва — не Россия и о том, что за МКАДом начинается совсем другая жизнь, отвечаю: по моему субъективному мнению, различия между столицами и большими городами меньше, чем кажется, а вот с малыми городами — гигантские. Не знаю, права ли я, но Кадом в эту картину укладывается.
Итак, Кадом — районный центр на самом краю Рязанской области, на границе с Нижегородской и Мордовией. Расстояние до Рязани 250 км, до ближайшей железнодорожной станции — 60 км. В поселке проживает около 5 тысяч человек.
Мы приехали в Кадом ради фабрики «Кадомский вениз» Это действительно уникальное предприятие — единственное работающее в городе производства, не считая нескольких частных лесопилок. Средняя зарплата — 12 000 рублей.
А теперь давайте посмотрим поселок. К сожалению, из-за дождя знакомство с ним получилось кратким. Также я расскажу о размещении и питании в Кадоме и о странном вечере в местном кафе, вернувшем меня в детство.
Основные достопримечательности города выходят на его главную площадь.
2.Димитриевский собор (конец XIX века) красив и ухожен


4.За собором находится храм действующего женского монастыря (XIX век)

5.Велосипед здесь в почете. По количеству велосипедистов на душу населения, думаю, Кадом может составить конкуренцию Голландии.

6.На той же площади, где находится собор и фабрика «Кадомский вениз», высится небольшой холм

7.С холма открывается вид на поселок (см. также верхнее фото)

8.Это тоже с холма снято. Хорошо…

9.В бывшем здании школы сейчас находятся разные организации, в том числе, краеведческий музей.

11.Вид на поселок с моста через речку Мокшу
12.Впервые за долгое время я столкнулась с необходимостью остановиться в пункте, про который ничего не знает Букинг: он упорно предлагал мне населенный пункт Кадома в Зимбабве. Тем не менее, в Кадоме есть гостиница и гостевой дом. Про гостиницу не знаю, а гостевой дом, где мы остановились, рекомендовать не буду. Однако для того, чтобы сделать несколько фото, он подходит

16.Этой жизнерадостной фотографией я заканчиваю короткий фотообзор, но не могу не рассказать о посещении кафе «Березка», где снимать не рискнула
Похоже, что упомянутое кафе — единственное заведение общепита в поселке; правда еще мы обнаружили пирожковую, где стояла пара столиков.
Меню состоит из одной странички. Наш обед (на двоих курица, котлеты, сырники, салат и вода) обошелся нам в 300 рублей с небольшим. Правда после него я была почти такой же голодной, как и до.
А за соседним столиком сидела немаленькая компания, исключительно женская: похоже это были коллеги-медики, отмечавшие наступающий день медработника.
Это было очень искреннее веселье с танцами под попсу, и это было как flashback… даже не знаю, на сколько лет назад. Точно не в последние СССР-овские годы, потому что в те годы у меня не было опыта провинциальной жизни, а в Москве такое уже непросто было найти. Наверное это был откат в детство, где был райцентр Конаково, где я помню и кафе, и демонстрацию, и жизнь в деревенском доме, и кино в ДК имени Воровского… В общем, тот вечер в Кадомском кафе «Березка» был пронзительным и прекрасным. Даже только ради него стоило ехать почти 500 километров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *