Монастырь креста

Горная деревня Омодос. Кипр

Деревня Омодос (ударение на втором «о») входит в «Золотой Фонд» деревень Кипра. Ну про фонд это мы только сейчас придумали, но по сути действительно так и есть. Деревня многогранна и может быть интересна самому широкому кругу людей. Она расположена на высоте 810 метров над уровнем моря, поэтому летом здесь намного комфортнее, чем на побережье. Подробности об Омодосе вы можете почитать на официальном сайте деревни, а мы пока начнём рассказ о её достопримечательностях, главной из которых является расположенный здесь старый монастырь Святого (Честного) Креста (Timios Stavros). Но сначала, по традиции, взглянем на карту Омодоса.

Мы сейчас находимся чуть выше левого нижнего угла карты − там как раз расположена парковка. От неё немного поднимаемся вверх (по карте), минуя несколько параллельных улиц, и попадаем на достаточно широкую мощёную площадь, которая правым боком упирается в монастырь.

Сказать по правде, в Омодосе сложно заблудиться. Развернувшись спиной к монастырю, посмотрим на площадь.

Слева от входа в монастырь установлен бюст. Мы неоднократно бывали в Омодосе в разные годы. За это время бюст успел измениться. Первый вариант встретили в 2007 году, а второй можно наблюдать сейчас. Чей это бюст − мы узнаем чуть позже.

Давайте зайдём внутрь монастыря.

Монастырь Святого (Животворящего) Креста

У местных жителей есть предание о том, как их далёкие предки, обитавшие в горном селении Купертон, обрели в одной из пещер крест, от которого происходили чудеса и исцеления. Над пещерой была поставлена небольшая часовня, к ней потянулись паломники, и впоследствии на этом месте был основан монастырь. Он получил название монастыря Святого Креста (Timios Stavros).

Главными святынями монастыря Святого Креста являются частица Животворящего Креста и фрагмент верёвки (Уз Христовых), которой были привязаны руки Христа к столбу при бичевании. Когда мы подошли к Кресту, то вскоре к нам присоединилась небольшая группа киприотов. С ними был местный батюшка, который открыл ключиком заветную дверцу на этом окладе. А вот там, за дверцей, можно было увидеть частицу того самого Креста, именем которого и назван монастырь.

Каким образом эти святыни попали в монастырь, точно неизвестно. По одной версии, их передала монастырю св. Елена, когда была на Кипре. Однако никаких письменных источников, по которым можно судить о происхождении данных реликвий, нет. В частности нет ни письменных, ни устных подтверждений тому, что св. Елене во время её пребывания на Святой земле удалось найти фрагмент уз Христовых.

В монастыре хранится большое число православных святынь, важнейшей из которых является глава апостола Филиппа, находящаяся в специальном ковчеге. Первоначально эти мощи хранились в деревне Арсос, но во времена владения Кипра Османской империей было решено перенести их в более безопасное место − в монастырь Святого Креста в деревне Омодос.

Турецкие власти с уважением относились к этой обители, так как почитание её в народе было очень велико. В 1700 году турецкий султан даже издал указ, запрещающий разрушение монастыря и захват его угодий.

Богатый и известный монастырь Святого Креста имел свои подворья не только в Константинополе, но и в Киеве. Связи этой обители с Россией поддерживались на протяжении столетий. Поэтому в иконостасе монастырской церкви есть четыре иконы, написанные в древнерусском стиле. Они были привезены из России в Омодос в XIX веке. В своё время мы были очень удивлены, увидев что в Евангелии, которое Христос держит в руках, записи сделаны на церковно-славянском языке.

Современный вид монастырский храм приобрёл при игумене Дозитеосе. При входе в храм стоит его бюст. В 1821 году в Греции началось восстание против турецкого ига, и турецкие власти заподозрили кипрское духовенство в симпатии к восставшим. И тогда же настоятель Дозитеос вместе с другими священнослужителями был повешен в Никосии.

Монастырь просуществовал до 80-х годов XIX века. Сегодня это формально приходской храм деревни Омодос. Бросим последний взгляд на бывший монастырь и продолжим изучение Омодоса.

Деревня Омодос известна не только своим монастырём, но славится ещё и как «винная». Не зря же она расположена в самом винодельческом районе Кипра! Мы несколько раз бывали в Омодосе, но так получалось, что всё время зимой. Но это только порой отражалось на качестве фотографий при затянутом тучами небе, но не на самом впечатлении о ней. Впервые попав сюда, мы решили обойти деревню «по периметру». Первое с чем столкнулись обходя территорию, был виноградный «огород» с отдыхающими на этот момент лозами…

и склад пустых «бутылок».

Вино в Омодосе можно попробовать чуть ли не в каждом доме, ну и прикупить, конечно. Самым предприимчивым и «раскрученным» оказался Сократос. Он не просто продаёт своё домашнее вино, но и сделал из своего дома что-то типа музея.

В дом можно зайти и познакомиться с бытом кипрских крестьян. Посмотреть на фотографии его пра- и пра-пра- родственников, их наряды, предметы обихода и орудия труда.

Потом коридор незаметно выведет на небольшой винный «склад», где Сократос угостит вас своим вином или зиванией. Ну а потом по долгу вежливости вы скорее всего прикупите бутылочку-другую на вечернюю посиделку или друзьям в подарок. Во время первого приезда я был не за рулём, поэтому хорошо подегустировал разные образцы продукции. В остальных случаях просто обходили дом стороной, от соблазна.

Фотографии монастыря вы можете найти в нашем фотоальбоме, а пока продолжим изучение других «граней» деревни. Во многих деревнях Кипра есть различного рода музейчики, вход в которые обычно бесплатный.

Вот и в Омодосе нам встретилось несколько таких. Первый был политического содержания и рассказывал о борьбе ЭОКА за независимость Кипра в 1955-59 годах.

Второй рассказывал о традициях изготовления кружев. Таким образом, не только Лефкара славится на Кипре своими кружевами, но и Омодос не отстаёт.

Гуляя по деревне, вы наверняка набредёте на мастерскую по изготовлению изделий из стекла. Советуем зайти в неё и всё спокойно порассматривать. А вдруг симпатичный, и надо отметить, недорогой сувенир ручной работы для себя приглядите!

Ну и конечно же в Омодосе вы найдёте старинный винный пресс. Разве ж винную деревню можно представить без таких экспонатов?

А напоследок просто побродите по узким улочкам Омодоса… и вам не захочется из неё уезжать.

Фотоальбом

Остальные фотографии Омодоса и монастыря Святого Креста вы можете посмотреть в нашем фотоальбоме.

Посмотреть фотоальбом

А теперь мы расскажем как сюда добраться.

Как добраться

Начнём с того, что из Лимасола в Омодос можно добраться на рейсовом автобусе номер 40, правда ходит он редко, и придётся подстраиваться. Вот описан его маршрут. Расписание можно посмотреть там же, щёлкнув по вкладке Timetable.

На машине к Омодосу можно попасть разными путями, но мы обычно добираемся туда по дороге B8 − по маршруту, описанному в рассказе Лимасол-Троодос. Только в конце деревни Trimiklini надо повернуть налево по указателю на Pera Pedi. Проехав Pera Pedi, двигайтесь прямо до деревни Mandria, на выезде из которой не пропустите указатель на Omodos. Дорога к нему будет уходить влево и вниз с разворотом почти в обратную сторону. Через километр нас ждёт ещё одна развилка, на которой тоже надо уйти влево. Ну а дальше трудностей не должно возникнуть, если вы, конечно, не с закрытыми глазами поедете. Сам Омодос лежит немного ниже главной трассы, поэтому при подъезде будет указатель на съезд к нему. Сверните там, и дорога приведёт вас к месту стоянки, которая будет видна по левую руку. Если проехать мимо стоянки, то вы снова подниметесь на трассу, с которой только что свернули. А если продолжить движение по ней в том же направлении, а не возвращаться по трассе обратно, то в итоге вы вновь выберетесь на скоростную трассу Лимасол-Пафос, но на несколько километров ближе в Пафосу от B8. Для разнообразия мы чаще всего так и делаем. Ну а вы сначала просто остановитесь в Омодосе и погуляйте там. Удачной поездки!

Деревня Омодос на карте Кипра. GPS координаты деревни

История

Легенд об основании монастыря великое множество. Самой популярной является предание о том, что основание монастыря относится ко времени правления римского императора Константина Великого (ок. 285—337) и связано с деятельностью императрицы Елены Равноапостольной (ок. 250—330), его матери. Сопоставляя свидетельства предания с известными фактами из жизни императора Константина и его матери, возникновение монастыря можно отнести к 320—330 годам нашей эры. Однако ранние исторические источники ничего не сообщают о роли в деле создания монастыря равноапостольных Елены и Константина.

Есть и другая легенда, утверждающая, что основание обители произошло в IV веке и было связано грузинским правителем Мирианом III, который совершил паломничество в Святую Землю. Якобы равноапостольный император Константин Великий пожаловал ему землю к западу от Иерусалима. Там Мириан III и решил возвести монастырь. Археологами установлено что первая базилика была построена в конце IV века. Ктитором храма учёными подразумевается царевич Бакур Ивериец, дед знаменитого Петра Ивера, который занимал должность дукса Палестины именно в указанное время.

Еще одно предание гласит, что монастырь был построен во время правления византийского Императора Ираклия (610—641). Возвращавшийся из похода на Персию он остановился лагерем недалеко от Иерусалима. Ираклий вез с собой Честной и Животворящий Крест Господень, захваченный персами и теперь у них отбитый. Празднуя возвращение великой святыни и победоносное завершение похода, он повелел выстроить здесь монастырь.

Благодаря научным исследованиям, фактом является, то что монастырь существовал не позднее VII века, первоначально застраивался греками и был основан до арабского завоевания Палестины в 638 году. Полученные результаты позволяют предположить, что монастырь был основан в годы правления императора Юстиниана Великого (527—565).

После этого история монастыря теряется в гуще событий вплоть до середины XI столетия. Тогда монастырь был разрушен или же сильно опустошён. Грузинский царь Баграт IV Куропалат, на свои средства, по благословению преподобного Евфимия Святогорца и стараниями грузинского монаха Георгия-Прохора возродил монастырь Святого Креста.

Период процветания монастыря длился с начала XIV до начала XVI века. Но в 1517 году Палестина перешла под власть турок. В отличие от мамелюков, новые захватчики были не слишком расположены к иберийцам. В то время монастырь обнаруживает первые признаки упадка. Не только неблагоприятная политическая обстановка, но и внутренние разногласия и споры ослабили единство братии. Щедрая финансовая помощь, жалованная в течение минувших столетий правителями Иберии, была почти полностью прекращена или не доходила до монастыря. Число кредиторов росло, в то время как средства монастыря истощались. Монастырь вынужден был продать большую часть своих обширных владений.

В начале XVII были предприняты попытки восстановить иберийскую общину и возвратить имущество монастырей. Но к тому времени долг общины достиг огромных размеров. Из монастырей иберийским оставался только монастырь Святого Креста, но и он находился в весьма плачевном состоянии.

Настоятелем Никифором, весьма энергичным и деятельным, в 1643 году была предпринята попытка реставрации церкви монастыря с восстановлением купола, алтаря и иконостаса. Настенные росписи церкви там, где имелись особенно сильные повреждения, были обновлены, был также написан ряд новых икон.

Однако спустя несколько лет после последней реставрации только небольшое число иберийских монахов оставалось в монастыре. Даже сам настоятель большую часть времени жил в Иберии. Деньги, высланные из Иберии для оплаты долгов монастыря, были потеряны по пути, и монастырем завладели кредиторы. В этих трудных обстоятельствах монастырю помогла Иерусалимская Православная Патриархия во главе с Патриархом Досифеем II (1669—1707): кредиторам были выплачены долги монастыря. По инициативе Патриархии во всех православных странах, включая Иберию, начался сбор средств для монастыря.

Освобождённый от всех закладных монастырь перешел под юрисдикцию Иерусалимского Патриархата. Несколько иберийских монахов, все еще живших в Иерусалиме, перешли в братство Гроба Господня.

В течение всего XVIII и первой половины XIX века монастырь оставался действующим. В монастыре подвизалось относительно большое число монахов, несмотря на то, что их жизни, а также монастырскому имуществу постоянно угрожали мусульмане.

Патриарх Кирилл II, первый за долгое время Иерусалимский Патриарх постоянно живший в Палестине, предпринял ряд шагов по укреплению положения Иерусалимской Церкви. Одним из них было создание полноценной духовной школы для подготовки духовенства. В качестве места для её размещения он избрал Монастырь Святого Креста, из-за чего он отказал России в просьбе предоставить монастырь Святого Креста для размещения там Русской духовной миссии.

В 1853 году Богословская школа Святого Креста была открыта. В 1855 году начался новый расцвет монастыря. Ремонт и перестройка всего комплекса монастырских построек сделали его пригодным для новой роли, но при этом существенно изменился весь облик монастыря. Монашеские кельи были переделаны в лекционные помещения, трапезная была перестроена в соответствии с новыми требованиями, а для совершения ежедневных молитв была сооружена часовня. Библиотека пополнилась сотнями новых томов по различным отраслям знания, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами. Она стала одной из крупнейших в то время библиотек в Палестине. Самое большое помещение в монастыре было переоборудовано под музей. Это был первый музей в Иерусалиме, где среди других экспонатов были выставлены многочисленные археологические находки и разнообразные памятники истории Палестины, а также чучела представителей фауны этого края.

Богословская школа действовала с небольшим перерывом на протяжении 53 лет — до 1908 года, когда она была закрыта в связи с финансовыми трудностями патриархии.

С закрытием богословской школы для Монастыря Святого Креста снова наступил период упадка и безвестности. Многое десятилетия здесь не было других насельников, кроме настоятеля, который одновременно исполнял обязанности сторожа.

Полное восстановление зданий, реставрация мозаичных полов и частичная консервация стенных росписей проводились Иерусалимской Патриархией в 1970—1973 годах. По решению Патриарха Диодора, церковь и остатки когда-то богатых владений обители стали доступны публике и служат приходским музеем.

История одной находки: иерусалимский крест

Однажды, в совершенно тривиальном выходе на пляж, мне удалось извлечь из-под песка удивительную находку. Во-первых, это украшение было серебряным, и вид имело такой, будто его обронили только сегодня. Во-вторых, это был медальон с иерусалимским крестом.

Находка незаурядная, и я задумался, сколько людей в курсе истории данного христианского символа. Для краткости, приведу определение. Крест Святой Земли — крест красного цвета на белом фоне с четырьмя меньшими крестами, по одному в каждом квадранте, также известный как иерусалимский крест, является особым символом Хранения Святой Земли. Иерусалимский крест можно увидеть на грузинском государственном флаге. Также иерусалимский крест применялся в качестве флага Армянского Хаченского княжества и герба Киликийской Армении.

Происхождение и история

Нет достоверно точной информации о происхождении знаменитого символа. Многие исследователи связывают этот крест с королевством, основанным крестоносцами в 1099 г. На самом деле его появление на монетах, печатях и флагах не имеет ничего общего с крестовыми походами – этот символ появился задолго до них. Тем не менее, это правда, что во времена крестовых походов собственно иерусалимский крест приобрел особо важное политическое значение.

Вероятно, иерусалимский крест явился продолжением развития греческого креста с точками вместо маленьких крестов, использовавшихся самой первой христианской общиной на Ближнем Востоке в римские времена, за тысячу лет до крестовых походов. Многие из символов, найденных в разных местах на Святой Земле, напоминают о иерусалимском кресте, включая некоторые мозаики, где он идентичен нынешнему.

Значение символа

Для многих количество крестов (четыре маленьких плюс большой) символизирует пять ранений Иисуса на кресте. Крест, который всегда был особым символом числа четыре, обозначающим четыре кардинальные точки и бесконечность, знаменует небесное присутствие божественной силы. В нынешнее время иерусалимский крест довольно часто используется в церквях на покрывалах на алтаре.

Еще одна трактовка того, что символизирует крест: большой крест знаменует символ Христа, 4 маленьких символизируют четырех Апостолов, которые были авторами 4-х Евангелий и распространяли христианское учение на все 4 стороны света.

До времен крестовых походов такой крест еще символизировал 4 гвоздя, которыми прибили тело Христа, и непосредственно сам Крест Распятия.

Поскольку происхождение креста и деятельность крестоносцев, безусловно, связаны, стоит разграничивать разновидности крестов. Иерусалимский крест – это 5 крестов золотистого (желтого) цвета на белом (или серебряном) фоне, причем главный большой крест имеет Т-образные окончания ветвей. А крест крестоносцев – это модификации иерусалимского креста.

Представитель Тевтонского ордена. Манесский кодекс, 1300 г.

Интересно, что символ Тевтонского ордена, чьи земли находились на территории нынешней Калининградской области, тоже произошел от иерусалимского креста. История его такова: иерусалимский крест из 5 золотистых крестов изобразил на своем гербе граф Бульонский, который возглавил 1-й крестовый поход, очистил Иерусалим от власти мусульман в 1099 г. и был провозглашен правителем Иерусалима. В то же время граф отказался от титула короля Иерусалима и принял почетный титул Защитника Гроба Господня. И 1099-й год стал считаться годом основания знаменитого ордена – Тевтонского ордена, или ордена Госпитальеров.

Такие вот взаимосвязи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *