Монастырь рассказ

Основанный в IV веке христианский монастырь Мар Маттай (монастырь Святого Матфея) — один из древнейших в мире и самый древний на Ближнем Востоке. В лучшие годы в этой обители и ее окрестностях на территории Ирака жили тысячи человек. Сегодня там осталось лишь несколько монахов. И это неудивительно: в стране уже более десяти лет неспокойно, а во время блицкрига «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ) исламские радикалы подошли совсем близко к горе, на которой расположен монастырь. Черные флаги халифата монахи видели невооруженным взглядом. Один из них, отец Иосиф, рассказал корреспонденту «Ленты.ру», как Мар Маттай существовал все это время.

Отец Иосиф: Сейчас в монастыре живут пятеро монахов и епископ. Для сравнения: в IX веке на этой горе и прилегающих к ней землях жили и работали около семи тысяч человек. Теперь нас всего пятеро. Число христиан в Ираке катастрофически снизилось и, к сожалению, продолжает снижаться. Уже некому думать о жизни здесь, нас осталось совсем мало. Наверное, главная причина в том, что мы мирные люди, мирное сообщество, мы не желаем никому зла, как завещал нам Господь.

Это началось в крупных городах, таких как Мосул, Багдад, Киркук, Басра, где-то в 2003-2004 годах. Там погибло очень много наших единоверцев, поэтому из Ирака христиане потянулись сначала в Курдистан, в Эрбиль, Сулейманию и Дахук, а потом многие уехали из этой страны насовсем. До 2003 года в Ираке проживало более полутора миллионов христиан, сейчас — немногим более двухсот тысяч. Просто вдумайтесь: это более 75 процентов, и они никогда не вернутся.

Самый глубокий кризис начался в 2014-м, когда банды ИГ вошли в Мосул. Тогда из города бежали все христиане. Только в этом монастыре поселились примерно 70 семей. Они провели здесь около двух месяцев, с июня по начало августа. Когда исламисты напали на Найнаву (провинция Ирака — прим. «Ленты.ру»), одними из первых под удар попали христиане, жившие здесь с незапамятных времен. Из-за нашествия экстремистов они были вынуждены бросить все, покинуть свои дома, оставить работу, всю свою жизнь. Тогда среди них царили панические настроения: люди видели и слышали, что боевики делают с христианами, как они убивают, режут людям головы, насилуют женщин, все эти чудовищные вещи. А когда ИГ подошло совсем близко к монастырю, глубже в Курдистан бежали и эти люди. Многие из них сейчас живут в Ливане, Иордании, Турции, тысячи семей уехали в Европу, Австралию, Канаду, Соединенные Штаты в поисках новой, другой жизни. Это все, что я могу вам рассказать о положении христиан в сегодняшнем Ираке.

1/1Отец ИосифФото: Александр Харьков

Если вы посетите христианские города в Найнаве, такие как Каракош, Бартелла, Керемлеш, Башика, вы увидите, что они очень сильно пострадали. Там уничтожено практически все, что имело отношение к нашей вере: дома специально поджигали, церкви осквернены, ни на одной нет креста. Именно церкви — их цель, их разрушают за то, что церкви — живой символ нашей истории, истории христианской религии, всех христиан.

Когда равнину начали освобождать, мы узнали о планах разделить ее между правительством Курдистана и центральным правительством Ирака. Это чисто политическое решение. Мы не можем верить никому и уже неоднократно просили международных гарантий, что все христиане, если они захотят, смогут вернуться на свою землю — иначе они уйдут насовсем, так все и происходит. Многие приняли решение об эмиграции уже после освобождения их родных городов, поскольку не чувствуют, что ситуация изменится.

Мар Маттай — древнейший монастырь в регионе. Очень скоро после Мосула ИГ захватило ближайший к нам город Башику, расположенный всего в четырех километрах отсюда. Но мы никуда не ушли, как люди веры мы должны были остаться здесь, вера дала нам смелость. Все братья глубоко убеждены, что наша судьба в руках Господа нашего, поэтому мы остались в монастыре и жили здесь все два года, пока не началась операция по освобождению провинции Найнава и Мосула.

Раньше здесь располагалась крупнейшая библиотека древних христианских книг. Когда мы поняли, что она в опасности, что боевики пойдут дальше, — вывезли все ценные манускрипты в безопасное место, чтобы если монастырь все же захватят, они не пострадали. Мы в курсе, что исламисты делают с библиотеками: либо сожгут, либо продадут. А сейчас книги в надежных руках.

ИГ было создано для того, чтобы уничтожить этот мир, цивилизацию, историю, стереть с лица земли всех, кто думает иначе. И мы видим, как они преуспели в Ираке и Сирии. Это можно объяснить только каким-то международным сговором, желанием очистить Ближний Восток от христиан в принципе. Это происходит в Сирии, Ираке, Египте, Саудовской Аравии — сотни тысяч случаев.

1/1Фото: Александр Харьков

Правительства западных стран заинтересованы в том, чтобы просто наблюдать за событиями в регионе со стороны. Откуда вообще взялись боевики? Кто поддерживал их, кто давал им оружие и деньги? Катар, Саудовская Аравия, Турция. Смешно говорить, что это происходило без ведома таких крупных государств, как Соединенные Штаты. Здесь даже дети об этом знают. Но что мы можем сказать или сделать против воли этой страны? Ничего.

Саддам Хуссейн покончил бы с этим бардаком за пару недель. Он мог бы остановить эти убийства, эти разрушения, хаос, который теперь царит повсеместно.

Как монахи мы должны надеяться на лучшее, но я честно вам скажу: будущего у нас здесь нет. Это просто вывод из наблюдений за тем, что происходит вокруг. Нас не хотят здесь видеть. Многие говорят обратное, мы слышим слова поддержки, но никаких конкретных действий никто не предпринимает. А слова — это просто слова. Их произносят ради голосов на выборах, ради чего-то еще, не знаю. В реальности же мы остались одни.

Мы внимательно следим за происходящим в мире, особенно с тех пор, как появилось ИГ. В Европу хлынул поток беженцев, они приняли очень много людей из Сирии, Ирака и других стран Ближнего Востока. И с ними в западные страны проникли сотни, если не тысячи боевиков или людей, разделяющих их взгляды. Проблема не в ИГ, проблема в мышлении — в идее, которая сейчас расползается по всему миру. Вы знаете, что их богословы умело оперируют отрывками из Корана для привлечения людей на свою сторону. Как можно объяснить поведение молодого человека, который вырос в Европе, а потом наслушался в интернете проповедей, пошел и начал убивать или подорвал себя где-то в метро? У них есть идея — образ мышления, который они экспортируют, навязывают окружающим. Это как рак: начинается с одной клетки и расползается по всему телу. Я хочу обратиться к вам: пожалуйста, не потеряйте свою страну, как это сделали мы.

1/1Монастырь Мар МаттайФото: Александр Харьков

Они проникают в Европу и там живут обычной мирной жизнью, используя европейские ценности в своих целях. Мы слышали уже слишком много таких историй, мы знаем, на что это похоже. Все потому, что в Европе ко всем к ним без исключения относятся как к людям, как к жертвам этого конфликта. Слишком часто это не так: один из лидеров ИГ говорил, что они одержат победу в Европе с помощью европейской же демократии, которая развязала им руки.

Это уже давно витало в воздухе. Еще бывший лидер Ливийской Джамахирии Каддафи говорил, что арабы могут завоевать Европу не на танках и самолетах, а просто растворив ее в себе. В европейской семье растет один, максимум два ребенка, а в их семьях всегда много детей и очень часто больше одной жены, пусть и неофициально. Их число будет расти до тех пор, пока они не возьмут под свой контроль всю власть и даже мысли людей. И тогда они уже не будут меньшинством — это будет их государство на территории вашей страны.

«Забрали в армию» – антивоенная песня группы «Би-2» из альбома «#16плюс». Авторы – Лева Би-2, Шура Би-2 и Ян Николенко. Композиция стала третьим синглом с пластинки. На неё также снят видеоклип, премьера которого состоялась в сентябре 2014 года.

История и трактовка песни

Изначально музыканты планировали сделать третьим синглом с альбома «#16плюс» композицию «Блюз 16+». Однако, в последний момент они изменили свои намерения. Песня «Би-2» «Забрали в армию» была представлена слушателям в августе 2014 года, а её премьера состоялась в рамках программы «Чартова дюжина», что выходит на волнах «Нашего радио».

Релиз сингла совпал с усугублением кризиса на Украине и началом карательной операции Киева на Донбассе. Не исключено, что именно они послужили поводом к написанию песни. Ряд украинских СМИ использовал композицию в свою пользу, позиционируя ею как антивоенную и проукраинскую. Между тем, ехать с гастролями на Украину в рамках тура «#16плюс» группа отказалась, объяснив это тем, что в стране идёт война и ездить туда с песнями в такой момент безнравственно.

Сами музыканты никаких комментариев по поводу непосредственно песни не давали, предоставив почву для размышлений самим слушателям. В сопроводительном тексте к видеоклипу группа лишь пожелала поклонникам, чтобы их друзья всегда оставались друзьями. Произведение не стоит воспринимать в контексте лишь одного конфликта, вылившегося в гражданскую войну.

Официальный клип

Официальный клип «Би-2» «Забрали в армию» был представлен публике 24 сентября 2014 года. Сняла его режиссёр Ирина Миронова, неоднократно сотрудничавшая с коллективом и ранее. Благодаря вниманию СМИ и актуальности поднятой в песне темы клип довольно быстро набрал более двух миллионов просмотров.

Би-2 – Забрали в армию – текст

Я воспитывал чувства в монастыре,
Постигал Заратустру и Пуанкаре,
Но внезапно святые сменились в Раю
На зачистку святилищ

Забрали в армию.

Я, признаться, не думал, что может быть так:
Кто вчера был мне другом – сегодня мой враг.
Мы в прощальных объятиях стоим на краю,
Ведь в друг друга стрелять нас

Забрали в армию.

Над рекою пылает взорванный мост,
Нам победу над слабым бросают, как кость
В долгих поисках правды верим вранью
Дальше думать не надо

Забрали в армию.

Другие песни БИ-2

  • Три сантиметра над землёй
  • Компромисс
  • Хипстер
  • Девушки
  • Шамбала

Посвящаю этот новый сборник рассказов моим дорогим и любимым. Бабушке Валентине Дмитриевне и матушке Аделии Алексеевне. Также моему духовному отцу и мудрому наставнику игумену иеромонаху Серафиму (Тарабыкину).

© Андрей Витальевич Иванов, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Рассказ первый. Имена Господа

С благодарностью к моим будущим читателям. Фото из личного архива автора.

Почту в посёлке обычно приносили в монастырь перед обедом. Или сам батюшка игумен забирал в отделении, или приносила пожилая тучная почтальонша.

Письма, телеграммы, почтовые уведомления складывали в храме на прилавке церковной лавки. И те, кому она полагалась, сами разбирали, когда заходили в храм.

Сегодня, принесла почтальонша, достаточно бодрая женщина лет 55. Она сказала, что есть срочная телеграмма, и попросила позвать того, для кого она предназначалась.

Возле прилавка стояло человек 8 мужчин. Один молодой монах отец Димитрий, высокий, статный, красивый, с немного то ли виноватыми, то ли грустными глазами. Два послушника, один зашел с кухни, второй из гаража. И пять строителей, среди которых был и я.

Послушник Феодор, который помогал готовить на кухне, взял телеграмму, посмотрел и сказал, что телеграмма для Вадима, который месяц назад переехал из монастыря жить и работать в скиту на Волоке. Но, как её туда доставить? Туда или на лыжах идти часа четыре или на снегоходе. А снегохода в монастыре нет. Дороги тоже практически нет. 5 км по тропе охотников, а потом вообще сплошные снега.

Зимняя дорога на Волок, в скит православных отшельников. Фото из личного архива автора.

И, к тому же, темнеет рано, и мороз за тридцать.

В телеграмме сообщалось о заболевшей матери Вадима, которая жила в городе. Вобщем, желающих отнести пешком телеграмму в скит не нашлось.

Немного подумав, я решил пойти потеплей одеться и доставить это срочное сообщение на Волок.

Само название Волок раньше определяло поселение, то ли каторжан, то ли тех из крестьян, кто в незапамятные времена волокли на себе до реки сплава стволы кедров и сосен на лесопильный заводик. Сейчас же весь Волок состоял из пары рубленных домов, сарая и загона для скота.

Жили там несколько человек. Из тех, кому даже за стенами монастыря казалось жить суетно и шумно. Они брали благословение игумена и уходили ещё дальше в таёжную глушь.

Заправляла всем хозяйством скита бабка Варвара, старая монахиня. Электричества в ските не было, Длинные зимние вечера жгли маслянные лампадки и свечи.

Питались очень просто. Гораздо скудней, чем в трапезной монастыря. Если, не было поста, то потребляли рыбку, которая водилась тут, в протоке, и летом и зимой. А в основном, каши, хлеб, овощи и картошечку.

Сейчас тут было тихо и очень безмолвно. Все трое, не считая монахини Варвары были послушники. Вадим, 27 лет, седой бородач Анатолий 55 годков и самый молодой из всех Дима 20 лет, который никак не мог бросить курить в монастыре, и для этого поехал смиряться в скит.

Было около часа дня, когда я вышел из ворот монастыря и двинулся по направлению к скиту…

Шел по холодку бодро, весело, хрустел по снегу валенками, напевал молитовку…

Ветра почти не было. Только морозец крепчал. А, может быть, это обеденные каллории уже выветривались из меня по пути.

Часа через два поднял воротник ватного бушлата и потуже натянул на голову ушанку. Однако заметно холодало.

Ещё, примерно через час, пришло время свернуть с тропинки и топать, проваливаясь по снежной целине. Всё реже попадались лыжни проходивших тут охотников…

Белое безмолвие сибирской тайги. Фото из личного архива автора.

Потом начало темнеть. Север Томской области, зимой день совсем короткий. И сумерки до неузнаваемости изменяют видимую местность.

Вдруг в голову начали заползать неприятные тревожные мысли. А вдруг заблудился?! А, если замёрзну тут?! Ведь никто не найдёт до утра, а может и дольше. А, если волки?!

Стало не по себе. И тут провалился по пояс в снежную яму. Руками гребу, одну ногу вынимаю, вторая утопает в снегу. Такое мягкое снежное болото.

Начал молиться. Начал замерзать. Продолжаю разгребать руками сугроб и чувствую, устал. Хочется расслабиться, отдохнуть, хочется пить, но ем снег, а он не утоляет жажду.

Базилика монастыря Монсеррат В том или ином виде монастырь Монсеррат существует на горе Монсеррат уже с девятого века (подробности далее в разделе «История монастыря Монсеррат»). Эта страница познакомит вас с историей монастыря Монсеррат и бытом монахов, живущих там.

Здесь также есть ссылка на страницу с контактными данными монахов монастыря Монсеррат и с информацией о том, по каким вопросам к ним можно обращаться.

Если вас интересует более общая информация о монастыре Монсеррат и о базилике в целом, то вам стоит прочесть нашу статью о туристических достопримечательностях монастыря Монсеррат. В этой статье есть ссылки на подробные статьи о Черной мадонне, хоре L’Escolania, фуникулерах Монсеррат, заповеднике Монсеррат, музее Монсеррат и магазинах при монастыре Монсеррат.

История монастыря Монсеррат

Точно не известно, когда именно монахи впервые пришли на Монсеррат и начали строить Монастырь. Однако считается, что четыре часовни были построены на горе Монсеррат в девятом веке (святой Марии, святого Искле, святого Петра и святого Мартина). Считается, что там в уединении и молитвах жили монахи-отшельники. Одна из тех часовен сохранилась до наших дней — часовня святого Искле. Если вы захотите увидеть часовню святого Искле, то она расположена в монастырском саду (найти ее можно с помощью нашей карты монастыря Монсеррат).

В 1025 году аббат из Риполи и епископ из Вика, Олиба, официально основали монастырь Монсеррат. В течение двенадцатого и тринадцатого веков в монастыре Монсеррат была построена романская церковь, в которой была высечена фигура Богородицы. В этот период в монастырь Монсеррат начали стекаться паломники.

В последующие века значение монастыря Монсеррат только возрастало: первое упоминание о хоре мальчиков в Монсеррат датируется 1223 годом, в 1409 году монастырь стал независимым аббатством, а в 1490 году в монастыре Монсеррат был установлен печатный станок. В 1493 году о монастыре услышали далеко за пределами Испании, один из монахов монастыря, Берналь Боиль, отправился в Америку с экспедицией Христофора Колумба. Один из антильских островов был назван в честь Монсеррат, так началось поклонение Деве Монсерратской в Америке.

В 19 веке монастырь Монсеррат пережил не самые простые времена. В 1811 — 1812 годах Монсеррат был разрушен наполеоновской армией. Затем в 1835 году был издан Закон о земле, согласно которому монастырь терял все свое имущество, после этого его покинули все монахи кроме одного. Однако в 1844 году монахи вернулись в Монсеррат, а в 1858 году началась реставрация монастыря Монсеррат.

И снова, уже в двадцатом веке, монахи переживали трудности во время гражданской войны в Испании (1936 — 1939 г.г.). В этот период монахи были вынуждены покинуть монастырь. За всю войну было убито 23 монаха. К счастью, автономное правительство Каталонии сумело спасти Монсеррат от разграбления и разрушения. После войны монахи вернулись и продолжили восстанавливать монастырь.

В 1947 году был отпразднован день интронизации образа Богородицы (Черная мадонна). С того дня монастырь только процветал. Был построен новый музей, в 1982 году монастырь посетил папа римский Иоанн Павел II, была реставрирована базилика, также был построен целый комплекс для нужд большого количества паломников, которые ежегодно приходят в монастырь.

Жизнь монахов в монастыре

В монастыре Монсеррат живет около сотни монахов. Они состоят в ордене бенедиктинцев и связаны с двумя другими монастырями — El Miracle и St Micheal of Cuixa. Свою жизнь они посвятили молитвам и работе. Монахи-бенедиктинцы отличаются от монахов других орденов своей философией, суть которой заключается в том, что каждый человек по-своему бесценен. Они с радостью принимают у себя в монастыре самых разных людей.

Монахи слышат голос божий посредством святых изваяний, различных событий в церкви и глобальных событий в мире.

Монахи занимаются множеством разных дел. Некоторые занимаются внутренними проблемами монастыря. Другие служат учеными или учителями в таких областях, как история, теология, библеистика, литургия и музыка. Другие монахи трудятся в базилике — они встречают паломников в монастырь, выступают с речами и занимаются хозяйственными работами при монастыре. Другие монахи работают со знаменитым монастырским хором L’Escolania. Они учат мальчиков хоровому пению, сочиняют и изучают музыку, а также продюсируют музыкальные записи.

Монахи живут в здании, расположенном слева от базилики Монсеррат. Попасть туда можно из атриума базилики, но посторонним вход туда запрещен. Чтобы подробнее узнать о том, как живут монахи монастыря Монсеррат, и увидеть закрытые для туристов части монастыря Монсеррат, вам нужно будет сходить в центр Espai Audio Visual. Там есть экспонаты, изображающие жизнь монахов в монастыре.

Как мне связаться с монахами монастыря Монсеррат?

Если вы хотите связать с монахами из Монсеррат, то имейте в виду, что они не относятся к коммерческому отделу монастыря Монсеррат. Они могут ответить на вопросы, касающиеся религиозного уединения в монастыре Монсеррат, проживания там групп религиозных паломников и особых запросов на молитву.

Подробнее о том, как связаться с монахами, и о том, с какими вопросами они могут помочь, читайте в нашей статье об уединении в монастыре Монсеррат.

Монастырь Монсеррат имеет длинную и удивительную историю. Он пережил все смутные времена царившие в Испании. Посещение монастыря будет гораздо более интересным, если сперва познакомиться с история ордена монахов и самого монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *