Монастырь санаксары

Богородичный Санаксарский мужской монастырь основан в 1659 году в царствование Алексия Михайловича в трёх верстах от уездного города Темникова (сейчас Темниковский район Мордовии), на левом берегу реки Мокши. Название свое монастырь получил от расположенного под его стенами небольшого озера Сана́ксар (что на местном наречии означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»). Просуществовав около ста лет, Санаксарская обитель от недостатка средств и братии запустела и была приписана к Саровской пустыни, в самую цветущую её пору.
Период возобновления обители связан с именем Феодора Ушакова (настоятель 1764—1774). В 1759 году под его руководством началась реконструкция обители. На месте старых деревянных построек выросли прекрасные и добротные каменные здания.
«Словарь географический Российского государства» (1807 г.) писал, что Санаксарский монастырь «есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению».
Преподобный Феодор Санаксарский был похоронен слева от собора. Через несколько лет рядом с ним упокоился его племянник – адмирал Федор Федорович Ушаков, прославленный в сонме святых как праведный Феодор Непобедимый. Уйдя в отставку, последние годы своей жизни он провел в своем имении в селе Алексеевке, недалеко от монастыря. Великим постом он обыкновенно жил в монастыре, постился и причащался; жертвовал обители значительные средства, помогал бедным и нищим. Ныне святые мощи двух Феодоров – монаха и моряка – почивают в храме Усекновения главы Иоанна Крестителя. Здесь же — мощи последнего Санаксарского настоятеля – архимандрита Александра (Уродова), который прославлен в сонме новомучеников Российских как преподобноисповедник. Рядом с монастырем, в чудесном сосновом лесу находится источник святого преподобного Феодора Санаксарского.

Санаксарский монастырь Санаксарский монастырь

Дорогие братья и сестры!

Монастырь временно приостановил организацию дальних паломнических поездок. Как только они будут возобновлены, мы сообщим вам об этом.

В начале 2019 года Рыбинский музей адмирала Ф. Ф. Ушакова, непобедимого флотоводца и гордости отечественной истории, переехал в новое здание. Экспозиция музея расширилась и приоткрыла завесу тайны обнаружения могилы и прижизненного портрета Федора Федоровича Ушакова.

1940 год, школьный учитель Николай Ильин стоял на месте разрушенной часовни отца Феодора (в миру Ивана Игнатьевича Ушакова, родного дяди прославленного адмирала) в бывшем мужском Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре, где теперь была школа механизаторов. Среди битого кирпича и мусора лежала мраморная колонна с памятной надписью: «…ДЪСЬ ПОКОИТСЯ ПРАХЪ ЕГО ВЫС…РЕВОСХОДИТИЛЬСТВА И ВЫСОК… ПОЧТЕННАГО БОЯРИНА ФЛОТА А…РАЛА И РАЗНЫХЪ РОСIЙСКИХЪ И I…ТРАННЫХЪ ОРДЕНОВЪ КАВАЛЕР… ФЕОДОРА ФЕОДОРОВИЧА УШАКО… СКОНЧАВШАГОСЯ 1817 ГОДА, СЕНТЯБР… НА 74 ГОДУ ОТЪ РОЖДЕНIЯ».


Николай Алексеевич Ильин родился в 1906 году в городе Темников, после окончания школы 2-й ступени (педагогический техникум) он преподавал физику, математику и астрономию в школах Мордовии. На скромные учительские доходы покупал пластинки, книги, журналы. В книге А. С. Новикова-Прибоя, посвященной адмиралу Ушакову, Н. А. Ильин прочитал, что место погребения прославленного флотоводца в настоящее время неизвестно, его могила утрачена. Однако Николай Алексеевич с детских лет знал, где похоронен адмирал, так как вырос неподалеку от Санаксарского монастыря и бывал там неоднократно. О том, что было в 1940 году на месте могилы адми­рала, Н. А. Ильин написал писателю А. С. Новикову-Прибою. Вот выдержка из его письма: «Могила адмирала Ушакова Ф. Ф. забыта. Мраморный памятник повален и около него колят дрова. Памятник поверженный, валяется среди мусора, где сейчас стоянка лошадей. Могила его находится у стены бывш. Церкви Санаксарского монастыря в 3-х километрах от г. Темникова. Часть надписи отколоты. Никто из преподавателей школы комбайнеров и пионерского лагеря, находящихся на территории этого монастыря, не счел нужным обратить внимание на могилу славного героя-патриота родины».
Адрес писателя Николай Алексеевич нашел в «Роман-газете» №5 – 6 за 1932 г., где, по завершении публикации романа «Цусима», содержалось обращение к читателям и участникам Цусимского боя направлять свои отзывы по адресу автора. Ильин писал Новикову-Прибою дважды. 9 августа 1940 года Новиков-Прибой ответил и сообщил, что по затронутому вопросу он обратился в Теньгушевский райис­полком и в Военно-морской музей в Ленинграде: «Надеюсь, что Ваша инициатива не пропадет даром и теперь на восстановление памятника герою и патриоту – адмиралу Ушакову обратят внимание те, кому ведать Сим надлежит. За сообщение надписей благодарю. Крепко жму руку».
24 сентября 1940 года пришло письмо из Центрального Военно-морского музея. Учителя поблагодарили за внимательное отношение к памятнику и попросили сообщить о том, как пойдет его ремонт. После проведения реставрации памятник был установлен на могилу, место захоронения благоустроено и обнесено оградой. Ильин сделал несколько фотоснимков и отправил их 19 мая 1941 года в Центральный Военно-морской музей. Когда в 1944 году, перед учреждением советским правительством ордена адмирала Ф. Ф. Ушакова, возникла необходимость воспроизвести внешность адмирала, в бывший Санаксарский монастырь был направлен ученый, паталогоанатом и антрополог М. М. Герасимов. Он произвел вскрытие захоронения адмирала Ф. Ф. Ушакова и эксгумацию его останков, затем по черепу Ф. Ф. Ушакова произвел пластическую реконструкцию его внешности.
Скульптурный бюст был установлен на памятник на могиле Ф. Ф. Ушакова. Смогла бы обнаружить экспедиция М. М. Герасимова в 1944 году следы могилы адмирала Ф. Ф. Ушакова, если бы простой школьный учитель-патриот Николай Ильин не забил тревогу, увидев разрушенный памятник и заброшенную могилу великого русского флотоводца?..
В марте 1942 года Ильин был призван в армию и после обучения направлен на фронт связистом, он погиб 26 декабря 1942 года и похоронен неподалеку от деревни Селявное Давыдовского района Воронежской области.
* * *
В коллекции музея первая и единственная живописная копия прижизненного портрета адмирала Ф. Ф. Ушакова, написанная рыбинской художницей Ольгой Цветковой. Отец Спиридон, схиархимандрит, настоятель монастыря Пресвятой Богородицы Высокой на острове Корфу, обнаружил портрет адмирала несколько лет назад в одном из помещений монастыря. Портрет висел на стене в простой деревянной раме, без киота. Несколько десятилетий монастырь был заброшен, стекла в монастырских зданиях разбиты. Грызуны, холод и сырость греческих зим уничтожили многие монастырские книги и архивные документы. Портрет Федора Федоровича сохранился, хотя его клевали птицы (в состав темперной краски входит яичный белок, привлекший пернатых), остались и следы птичьего помета. Но лик флотоводца был неповрежденным. При исследовании этого портрета были обнаружены интересные факты. Датировать портрет удалось по изображению двух петель на рукаве мундира, то есть Федор Федорович имел звание вице-адмирала на момент написания портрета, а это означает, что портрет написан до апреля 1799 года. Мундир, изображенный на портрете, полностью соответствует мундиру, изображенному на медали, отчеканенной греками в 1800 году в честь освобождения русскими моряками Ф. Ф. Ушакова греческих островов Итака и Кефалония, возможно, автор портрета также делал и эскиз для памятной медали. Поражают скрупулезно прописанные неизвестным художником детали элементов мундира, вышитых орденских знаков и – глаза Федора Федоровича. На портрете он как живой. Но внешность на портрете из монастыря очень отличается от всех прочих изображений прославленного флотоводца. Со слов отца Спиридона, портрет был подарен монастырю лично Федором Федоровичем, у которого сложились особые, тесные духовные связи с этим греческим монастырем, где на личные средства адмирала и руками русских моряков были построены келейный корпус (ныне называемый «русский» или «ушаковский») и цистерна для сбора дождевой воды, используемая и поныне.

Федор Федорович Ушаков (13 (24) февраля 1745 г. – 2 (14) октября 1817 г.) – русский флотоводец, командующий Черноморским флотом (1790 – 1798); командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798 – 1800), адмирал (1799). Ушаковская тактика сражений вошла во все учебники морского боя. Он не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен. Ушаков одержал победу в 43 морских сражениях и ни одного поражения не потерпел. Впервые мир услышал об Ушакове в период русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов. Среди его побед самыми важными считаются: 1788 год – победа у острова Фидониси; 1790 год – победа в Керченском сражении; 1790 год – победа у острова Тендра; 1791 год – победа у мыса Калиакрия; 1798 – 1800 года – успешный Средиземноморский поход, в результате которого были взяты Ионические острова, в том числе Корфу, флот полководца овладел Римом и Неаполем.

Считается, что единственным прижизненным портретом Федора Федоровича Ушакова является портрет, написанный в начале ХlХ века неизвестным художником, который хранится в Эрмитаже. Этот портрет также был исследован. Во-первых, на мундире нет ордена Святого Януария 1-й степени, который был пожалован Федору Федоровичу Ушакову в 1800 году неаполитанским королем Фердинандом IV через императора Павла I за освобождение земель Неаполитанского королевства. Во-вторых, Федор Федорович на этом портрете выглядит слишком парадно и похож на придворного вельможу, хотя адмирал провел десятки морских кампаний, подставлял свое лицо солнцу и соленому ветру, болел, постился, питался так, как питаются на борту боевого корабля в походе. В-третьих, муаровая лента для ношения ордена Святого Благоверного князя Александра Невского находится под эполетом, и на этом нужно очень серьезно заострить внимание. Эполет может быть закреплен на мундире только двумя способами – либо быть полностью пришитым, либо крепиться при помощи пуговицы и контрэполета. И в том и в другом варианте протянуть муаровую ленту шириной более 100 мм под эполетом невозможно, что подтверждается портретами других адмиралов начала ХlХ века, у которых орденская лента всегда над эполетом. Даже с точки зрения ношения мундира логично предположить, что орденская лента надевалась ее носителем в последнюю очередь, перед тем, как надеть головной убор. Из Санаксарского монастыря был получен снимок реверса эполета, найденного в захоронении Ф. Ф. Ушакова в 2009 году. Подобный снимок был сделан впервые. Никаких следов контрэполета не обнаружено. Материал контрэполета аналогичен материалу эполета. Так как контрэполет находится на эполете, он бы сохранился. Поэтому был сделан вывод, что эполеты были пришиты к плечевой части мундира. То есть в любом случае муаровая лента должна была проходить над эполетом. Но ни на одном из портретов Федора Федоровича этого не наблюдается. Везде лента проходит под эполетом, что, в принципе, невозможно. Таким образом, можно предположить, что ни один из художников, которые писали портрет, не видели мундир адмирала Ф. Ф. Ушакова и, возможно, не разбирались в деталях военно-морской формы.
На изображении вице-адмирала Николая Львовича Языкова (1805 год) видно, что муаровая орденская лента проходит над эполетом. Мундир на нем – аналогичный мундиру Федора Федоровича Ушакова, «александровский». Напрашивается вывод, что если художник, писавший портрет, допустил грубые ошибки с изображением мундира, то где гарантии, что он действительно писал портрет «с натуры»? И где орден Святого Януария? На портрете с острова Корфу ордена Святого Януария нет по той причине, что портрет написан до апреля 1799 года, когда Ф. Ф. Ушакову было пожаловано звание полного адмирала, а орден он получил в 1800 году от Павла I. Сергей Яковлев, один из авторов реконструкции мундира адмирала Ф. Ф. Ушакова, добавляет, что подзорная труба, которая изображена на портрете, использовалась в начале ХlХ века сухопутными артиллеристами, так как имеет шестигранную форму. И действительно, на портрете из монастыря Богородицы Высокой труба цилиндрическая. На основании сравнительного анализа изображений был сделан вывод, что портрет Федора Ушакова с острова Корфу был прижизненным.

По материалам журнала «Турист».

4225

Адрес: Темниковский район, пос. Санаксарь

Тел./факс: +7(83445)2-91-70

Web-сайт:

E-mail: sanaksar@moris.ru

Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX вв., барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Монастырь был основан в 1659 г. и к началу XIX в. превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е гг. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета(Былинина).

Монастырь расположился в излучине реки Мокши, в 3 км от г. Темникова, ниже по течению реки. С северной и западной сторон к нему примыкают боры и рощи, с юга и востока за Мокшей – богатые разнотравием пойменные луга и бесчисленное количество больших и малых озер.

Пространственная композиция монастыря представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.

Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора.

При монастыре имеется гостиница для паломников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *