Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество.
Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.
Вскоре, по устроении монастыря, князь принимает в нем иноческий постриг с именем Ионы, не оставив впрочем, княжеского сана. Продолжая заниматься делами своего княжения, он периодически уединяется в Солотчинский монастырь.
Скончался князь-инок 5 июня 1402 года, будучи 65 лет от роду, имея за плечами более 50 лет княжения. Пред кончиной своей он принял схиму с именем Иоаким.
Останки его и его супруги великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм. Но по милости Божией останки князя-схимника и княгини-схимницы были с дозволения Святейшего Синода перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.
До революции в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.
Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали кольчугу на себя, и Господь даровал им исцеление.
Вскоре после основания монастырь становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле.
Около 1450 года великий князь Рязанский Иван Феодорович воздвигает в Солотчинском монастыре каменный с трапезою большой храм в честь святого, новоявленного тогда чудотворца Митрополита Алексея. Храм был разобран в середине XIX столетия по ветхости.
Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом «лествице власти», обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей.
Затем, до конца XVII века, монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688 г., когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия был возведен великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. Предположительно автором построек был Яков Бухвостов.
Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единственный аналог — трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского.
Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году. Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы.
В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа, в ней учился, будучи подростком, ставший известным рязанский иконописец Николай Шумов, основатель Дивеевской иконописной мастерской. Архив монастыря хранил множество исторических документов, относящихся к XV — XVII векам.
Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад.
В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.
В 1867 году при настоятеле архимандрите Герасиме была возобновлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт. Здания частично разрушены, храмы изуродованы, многие святыни погибли. Цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа клуб с кинозалом.
Княжеские мощи в 1923 г. были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей, откуда в 1990 г. были перенесены в Иоанно-Богословский монастырь. В 2001 г. рака с мощами благоверного князя Олега Рязанского была препровождена в Солотчинский монастырь, ставший к тому времени женским. Ныне в раке пребывает честная глава великого князя, от которой наблюдается необычное благоухание и мироточение.
В 1994 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Ныне восстановлены: храм Святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен Архиерейский корпус. В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).
Адрес: 390021 РФ г. Рязань пос. Солотча, Монастырская площадь, д.1а Телефон/факс: 8(4912)28-79-37 Телефоны: игуменья Анимаиса — 89051853132 Благочинная инокиня Ирина (Никишина) — 89308832133 Эл.почта: solotcha@inbox.ru Проезд: На рейсовом автобусе или маршрутном такси с автовокзала «Приокский», «Торговый Городок» в Рязани до пос. Солотча, ост. «Монастырская площадь». Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь — место уникального культурного и исторического значения. Природа, образы которой воспеты Есениным и Паустовским, архитектурно-исторические памятники XVII века, а главное, тихая пристань, где теплится монашеская жизнь и где каждодневно совершается Божественная Литургия. Приглашаем Вас в нашу святую обитель разделить с нами молитвы, труды и радость жизни во Христе.
Содержание
- В Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь приглашаются трудницы, в дальнейшем, выдержавшие монастырские послушания и желающие остаться в обители, будут с благословения игумении приняты в число сестер.
- Мужской монастырь
- В советское время
- Современное состояние обители
- Статистика
- Храмы
- Святыни
- Настоятели
- Настоятельницы
- Использованные материалы
В Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь приглашаются трудницы, в дальнейшем, выдержавшие монастырские послушания и желающие остаться в обители, будут с благословения игумении приняты в число сестер.
В Солотчинский монастырь требуется повар, заработанная плата по договоренности.
На 2-ом этаже сестринского корпуса находятся кельи паломниц.
Богородице-Рождественский собор Солотчинского монастыря. Фотография Григория Сидорова, 1 октября 2011, с сайта sobory.ru
Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Солотча Рязанской епархии
Мужской монастырь
Мужской монастырь был основан в 1390 году в сосновом бору на высоком берегу реки Старицы (старое русло реки Оки, ныне в 20 км севернее Рязани, около посёлка Солотча) великим князем Олегом Ивановичем Рязанским. Монастырь также был призван служить для защиты Переяславля Рязанского. Вначале святой благоверный князь Олег выстроил деревянный храм Рождества Богородицы, который сообщался с его теремом, а затем и кельи. Перед смертью Олег принял иноческий постриг с именем Ионы. Усыпальница святого благоверного князя Олега и его супруги княгини Евфросинии была устроена во второй половине XVIII века в склепе под соборным храмом Рождества Пресвятой Богородицы; ранее находилась в древнем каменном Покровском храме, который обрушился с частью обрыва в реку Солотчу в 1768 году.
В начале XVI — XVII веков был перестроен древний храм Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XVII века в монастыре велось обширное строительство, предположительно зодчим Я. Г. Бухвостовым. Кроме трех существовавших до этого храмов (Покровского, Богородице-Рождественского и Алексеевского), были возведены новые — Духосошественский и Иоанно-Предтеченский. В 1694 — 1698 годах с восточной стороны построена высокая каменная крепостная стена с бойницами и угловыми башнями. В юго-восточной башне — часовня. В XVII веке на берегу реки Солотчи сооружен каменный одноэтажный настоятельский корпус, в 1690-х годах — братские кельи. При монастыре были устроены школа, иконописная мастерская, в которой учился известный рязанский художник-иконописец Н. В. Шумов.
В советское время
В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания частично разрушены, многие святыни погибли, остальные переданы в музеи (среди них — кольчуга святого благоверного князя Олега, весом 16 фунтов, ее он носил вместо вериг под монашеской одеждой 12 лет; передана в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник).
В 1960-х годах была произведена реставрация монастыря.
Духосошественский храм Солотчинской обители. Фотография Юрия Булкина, 17 мая 2008 года, с сайта sobory.ru
13 июля 1990 года мощи святого благоверного князя Олега, находившиеся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике, возвращены Русской Православной Церкви.
Современное состояние обители
Монастырь возрожден как женский 26 ноября 1994 года.
К началу 2010-х годов восстановлены: храм Святого Духа, престольный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, построен административный корпус с архиерейской трапезной, новые хозяйственные постройки.
В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство). Действует библиотека. Приезжающим паломницам предлагается трапеза и ночлег. Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов.
Статистика
- ок. 2013 — 21 насельница
Храмы
- Петра Афонского и Онуфрия Великого (реставрируется)
- Сошествия Святого Духа
Надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи Солотчинского монастыря, 28 апреля 2012. Фотография с сайта sobory.ru
Возведен в 1688 — 1689 годах. Каменный, двухэтажный, одноглавый храм с трапезной (колокольня храма сооружена в 1735 году). В советское время частично разрушен. Восстановлен в начале XXI века.
- Рождества Пресвятой Богородицы, собор
Изначально деревянный. Перестроен в начале XVI — XVII веков. Храм пятиглавый, с востока примыкает трехчастная апсида, с запада — двухэтажная пристройка 1691 года (вверху — ризница и библиотека, внизу — трапезная). В советское время частично разрушен. Восстановлен в начале XXI века.
- Рождества Иоанна Предтечи (подлежит реставрации)
Построен в 1698 году над Святыми вратами, взамен обветшавшего храма преподобного Сергия Радонежского. Храм двухъярусный, с подклетом, с восьмигранным барабаном, увенчанным главой. На четырех гранях восьмерика — керамические полихромные вставки с изображениями Святых Евангелистов.
Святыни
- честная глава святого благоверного князя Олега Рязанского, находится в Духосошественском храме
- Казанская икона Божией матери
- икона Божией матери «Отрада и Утешение»
- икона прп. Амвросия Оптинского с мощевиком
- икона вмц. Варвары и прмц. Варвары с мощевиком
- ковчег с мощами святых угодников Божьих
Настоятели
Настоятельницы
Использованные материалы
- История монастыря на официальном сайте Рязанской митрополии
- Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 421 — 423.
«Журнал №139», Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,
«Игумения», официальный сайт Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря,
«Журнал №164», Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2013 года, официальный сайт Русской Православной Церкви,
Монастырь Рождества Богородицы в Солотче относится к обителям, которые были основаны не иноками, искавшими уединённого жития, не духовными властями, а светским правителем. Он возник благодаря трудам и заботам одного из наиболее выдающихся и почитаемых рязанских властителей — великого князя Олега Ивановича Рязанского. Князь Олег Рязанский основал Солотчинскую обитель в 1390 году неподалёку от своей столицы — Переславля-Рязанского, на месте своей встречи с двумя отшельниками в лесном краю. Первым был построен деревянный храм в честь Рождества Богородицы, затем — кельи, что и положило начало новой обители. Впоследствии здесь возвели деревянный Успенский храм и церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В древности Солотчинский монастырь с полным на то основанием называли Домом Божией Матери.
Согласно старинной легенде, монастырь с дворцом князя Олега в Переяславле-Рязанском соединял подземный ход. Но Солотчинская обитель отстоит от Рязани на расстоянии 20 километров, и трудно поверить, чтобы в ХIV веке возможно было проложить под землёй столь длинный тоннель. Эта легенда имеет в своей основе тот факт, что князь, видимо, рассматривал обитель не только как духовный центр, но и как крепость, оборонительный пункт и убежище, в котором можно было укрыться в случае военной опасности. До самой своей кончины князь Олег непрестанно заботился о монастыре, принял здесь монашеский постриг с именем Иона, часто и подолгу жил в обители, выполняя послушания как обычный монах. Согласно преданию, князь постоянно носил власяницу, а под ней, в качестве вериг, стальную кольчугу весом более 7 кг. Супруга Олега Ивановича — княгиня Евфросинья — основала в Солотче Зачатьевский женский монастырь и постриглась в монашество с именем Евпраксия. В 1402 году, незадолго до своей смерти, князь принял великую схиму с именем Иоаким и завещал похоронить себя в Солотчинской обители.
На протяжении всего ХV века, периода независимости Рязанского княжества, Рождество-Богородицкий монастырь пользовался особым вниманием наследников князя Олега. Его сын Фёдор Олегович, внук Иван Фёдорович, последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря. В ХVI-ХVII веках, несмотря на полное присоединение Рязанского княжества к Москве, Солотчинский монастырь не оставался в стороне от крупнейших политических событий. В 1552 году в нём останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казанского ханства. В связи с этим в 1560 — 70-х годах в честь казанской победы в обители была возведена шатровая церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси (её разобрали из-за ветхости в 1847 г.). Коснулся монастыря и опричный террор Грозного царя: сохранились сведения, что по царскому приказу был казнён солотчинский архимандрит Исаак — его имя значится в синодике, в который Иван IV записывал для поминовения имена своих жертв.
В 1570 — 1580-х годах монастырь на Солотче считался одним из главнейших. Об этом говорит то, что его настоятелей, наряду с представителями других крупнейших монастырей, приглашали на Соборы. Так, в 1572 году настоятель Солотчинской обители участвовал в Соборе, где обсуждался четвёртый брак Ивана Грозного, в 1580 и 1583 годах — в Соборах, рассматривавших вопрос церковных имуществ. Значение Солотчинского монастыря подчёркивает и то, что он вошёл в число 46-ти обителей, перечисленных Патриархом Иоасафом в изданном в 1636 году «Лествице властем» — списке самых крупных и значимых епархий и монастырей. Из описания монастыря 1598 года следует, что в конце ХVI столетия в Солотче имелась каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Предтечи, церковь святителя Алексия Московского, надвратный храм преподобного Сергия Радонежского, а за монастырём — деревянная Успенская церковь с приделом святителя Николая Чудотворца, келии архимандрита и братии, множество хозяйственных построек. В 1618 году обитель подверглась опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, которые не смогли тогда взять Рязанский кремль и разорили окрестные города и веси. Документы, датированные тем годом, рассказывают, что «соборная церковь Рождество Пречистые Богородицы да придел Иоанна Предтечи каменная обвалилась, стоит без пения».
Новый расцвет монастыря пришёлся на конец ХVII столетие и был связан с деятельностью архимандрита Игнатия (Шангина), управлявшего Солотчинской обителью почти десять лет — с 1688 по 1697 год. Именно в то время она приобрела свой нынешний вид. При архимандрите Игнатии в ней началось большое строительство в стиле так называемого нарышкинского барокко. В 1689 году была возведена двухэтажная каменная церковь Святого Духа с трапезной и заложена при ней колокольня. В подклете церкви Святого Духа размещался придел во имя святого Онуфрия. В 1698 году заново отстроили Святые ворота с новой надвратной церковью Иоанна Предтечи. Храм строился три года — в 1958 году в его стене обнаружили закладной камень с тайником, в котором хранился листок с надписью ХVII века. В тексте говорилось, что строительство храма началось «при архимандрите Игнатии в лето 7203 (1695) года июля в 4 день». Примерно тогда же были построены настоятельский корпус и братские кельи, в 1694-1698 годах на восточной и южной сторонах возвели стены с угловыми башнями, причём в одной из башен устроили часовню. В ХVII веке при монастыре действовала собственная иконописная школа, в которой в ХIХ веке учился знаменитый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов. Что касается количества братии, то оно в разные времена колебалось от 40 до 65 человек, число же монастырских слуг доходило до 40 душ.
На протяжении веков светские власти делали большие пожертвования Солотчинской обители. В ХVII веке монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязаньщине. Ему принадлежало более 12 тысяч десятин пахотной земли (это более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий; озёра с рыбными и бобровыми ловлями; многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переславле-Рязанском и собственное подворье в Москве. В ХVIII-ХIХ веках монастырём по-прежнему управлял настоятель в сане архимандрита, но монастырская жизнь в этот период не была столь ярка и приметна, как в предыдущую эпоху. В 1720-1729 годах настоятелем Солотчинского монастыря был один из основателей Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в России — Софроний Лихуд. Он вместе со своим братом Иоанникием внёс большой вклад в развитие российского просвещения на рубеже ХVII-ХVIII веков. В 1720 году Софрония назначили настоятелем Солотчинского монастыря. Игуменство его складывалось не вполне удачно: монахи не приняли настоятеля-грека, поставленного не по их выбору, а по решению церковного начальства. Между Софронием и братией начались распри. Насельники отказывались подчиняться его распоряжениям, держали его под арестом в келье и даже, как рассказывали источники, покушались на его жизнь. В результате Софроний в 1729 году бежал в Москву, откуда вёл тяжбу с братией Солотчинского монастыря. Скончался просветитель в Новоспасском монастыре в 1730 году. Вклад Софрония и Иоанникия Лихудов в развитие богословия и российского прсвещения велик. Учёные греки составили учебники по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике на латинском и греческом языках, положили преподаванию философии в России, подготовили множество проповеднических сочинений, воспитали первое поколение российских учёных.
В 1735 году в обители закончили строительство колокольни Свято-Духовского храма. В 1741-1745 годах, наконец построили каменную ограду с северной и западной сторон. Много неприятностей доставляла река, подмывавшая монастырские стены. В 1768 году Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм, в котором находилось захоронение почитаемого святым князя Олега Рязанского и его супруги, княгини Евфросинии. Однако иноки успели перенести чтимые останки основателя монастыря в собор Рождества Пресвятой Богородицы. Вместе с ним обрушился и весь северо-западный угол монастыря с каменными стенами. После этого береговой откос был тщательно укреплён целой системой сложных каменных сооружений. Прошли годы, и в середине ХIХ века из-за размывания грунта вновь обрушилась западная угловая башня вместе с береговым откосом. Тем не менее, на свой страх и риск, на протяжении всего ХVIII века велось строительство различных монастырских зданий на территории в непосредственной близости от речного косогора — так, например, на берегу реки Солотчи были сооружены каменный одноэтажный (на подклете) настоятельский корпус и здание братских келий.
В 1920-х годах Солотчинский монастырь, как и большинство других российских обителей, был закрыт. На его территории представители советской власти организовали колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад хозинвентаря, а в церкви Святого Духа — клуб с кинозалом. К счастью, многие святыни из обители в 1923 году успели передать в Рязанский губернский музей, впоследствии ставший Рязанским историко-архитектурный музеем-заповедником, к примеру, мощи святого благоверного князя Олега и реликвии, связанные с его именем, хранившиеся в обители с 1402 года (супруги Евфросинии — с 1406 г). В 1960-х годах началась частичная реставрация уцелевших строений для устроения здесь экспозиций филиала Рязанского музея-заповедника, но до начала 1990-х годов в церкви Святого Духа ещё показывали кино и устраивали танцы для отдыхающих на турбазе «Солотча».
Лишь летом 1992 года на храме Рождества Пресвятой Богородицы вновь появились золочёные кресты, а в апреле 1994 года монастырь передали Русской Православной Церкви. В том же году он был возрождён уже как женский. 17 апреля 1994 года митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков) освятил святую обитель, храм Святого Духа, куда позже вернулись мощи святого князя Олега, и благословил настоятельницу игумению Варвару (Самарину) на многотрудный путь по возрождению Солотчинского монастыря. 17 апреля 1994 года был освящён и храм Святого Духа, восстановленный стараниями насельниц обители. Спустя некоторое время были позолочены купола и иконостас в обновлённом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построен сестринский корпус (1994), завершена реконструкция всех монастырских зданий, восстановлена монастырская ограда с башнями, возведены новые хозяйственные постройки. В обители имеется большое подсобное хозяйство, специализирующееся на птицеводстве и животноводстве. Число насельниц, ныне подвизающихся в Солотче, насчитывается 23 монахини. Стараниями игумении Варвары и насельниц обитель неузнаваемо преобразилась за последние 25 лет. Здесь вновь звучит молитва, течёт монашеская жизнь, храмы наполняются прихожанами и паломниками. С 25 декабря 2013 года игуменией монастыря является Анимаиса (Данилова).
Отдельно следует сказать о тех строениях, которые имелись ранее в Солотчинском монастыре, но не сохранились до наших дней. В третьей четверти ХVI века в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В ХIХ веке она обветшала и в 1847 году её разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче. В этом храме устроили придел во имя святителя Алексия Московского. Стоял в монастыре Покровский храм, первоначально построенный князем Олегом Рязанским. Известно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Храм находился у самой стены монастыря, на высоком берегу речки Солотчи. Год за годом вода незаметно подмывала обрыв. В середине ХVIII века часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. Как писал летописец, «После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой…». В ХV веке, сразу после причисления к лику святых преподобного Сергия Радонежского, в обители построили Сергиевский храм. Но к концу ХVII столетия церковь обветшала и на её месте возвели Святые врата с церковью Иоанна Предтечи, ныне являющиеся неотъемлемым украшением этой древней обители.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №62, ООО «Де Агостини», 2019