Монастырь в Курганской области

Ансамбль Далматовского Свято-Успенского мужского монастыря имеет особое значение для Зауралья. Как и многие другие объекты культурного наследия религиозного назначения, он имеет богатую историю становления и, к сожалению, разрушения. Становление Монастырь берет свое начало в 1644 году, когда монах Далмат на высоком левом берегу реки Исети выкопал себе пещеру, ставшую вскоре приютом для других верующих. Постепенно обитель обросла деревянными постройками, постоянно уничтожаемыми пожарами. После очередного пожара в 1704 году было решено строить каменную Успенскую церковь. В это время роль монастыря как форпоста на южных рубежах Российского государства была уже вполне очевидна. Одновременно со строительством Успенского собора, завершившегося в 1719 году, за счет государственных средств было начато строительство каменной монастырской стены с башнями, продолжавшееся около 50 лет. В основном облик монастыря сформировался к середине XVIII века. Монастырские постройки окружила крепость в форме шестиугольника с широкими стенами, завершенными зубцами. На северо-западном и северо-восточном углах были построены бастионы, а юго-западный и юго-восточные углы завершали две башни. Центром архитектурного ансамбля являлся Успенский собор, имевший придельную Дмитриевскую церковь. Еще одна церковь находилась над восточными святыми воротами. Внутри ограды были построены игуменская и братские кельи, многочисленные хозяйственные постройки. В строительстве монастыря проявились лучшие черты архитектурного стиля, получившего название «уральское барокко». Эта архитектурная традиция повлияла на весь историко-архитектурный облик Далматово и его округу. К середине XVIII века монастырь был центром духовного просвещения и образования и одним из ведущих экономических центров восточной части Российской империи. Монастырю принадлежали значительные земельные владения с крестьянами, хозяйственные заимки, а также железоделательный завод, на месте которого впоследствии был основан город Каменск-Уральский. Строительство монастыря продолжалось и в XIX веке.

Самой заметной постройкой стала церковь «Всех Скорбящих Радосте», возведенная около усыпальницы Далмата. Тогда же к южным стенам были пристроены кирпичные кельи, а к западным – помещение, в котором размещалось уездное духовное училище. Из стен этого училища вышло множество выдающихся личностей: будущий настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме, известный ученый и церковный исследователь архимандрит Антонин (Капустин); изобретатель радио А.С. Попов; учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности и красноречия А.Ф. Мерзляков; профессор, попечитель Западно-Сибирского учебного округа, организатор Томского университета В.М. Флоринский; известный зауральский краевед, просветитель, археолог и писатель А.Н. Зырянов; писатель, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов. Разрушение В первые годы советской власти монастырь был закрыт, а в зданиях монастыря располагались краеведческий музей, народный дом, драмтеатр. В годы Великой Отечественной войны помещения были приспособлены под госпиталь. Сразу после окончания войны на территории монастыря разместился завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 года монастырь является памятником местного, а с 1974 года – республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам. С 1989 года начался процесс вывода завода с территории монастыря, завершившийся в 1994 году, когда монастырь полностью был передан в пользование Курганскому епархиальному управлению. С этого времени начался долгий процесс восстановления православной святыни.

Степень утрат историко-культурной ценности и степень сохранности этих объектов различна. Утрачены главы и перекрытия Успенского собора, колокольня и северное крыльцо для входа в верхнюю церковь, собор из двухэтажного переделан в четырех-этажный, при этом были уничтожены его своды. Не сохранились завершения на башнях. Утрачено венчающее Скорбященскую церковь пятиглавие, упрощена форма ее крыши, здание превращено в двухэтажное. При сооружении фундамента заводского цеха разобраны на кирпич северо-западный бастион и часть стены, а также зубцы с северо-восточной и юго-восточной стен. К юго-западным и западным кельям возведены двухэтажные пристрои, а внутренняя планировка, перекрытия, кровля утрачены. На всех объектах не осталось лестничных маршей и крыш, заложены или устроены новые дверные и оконные проемы. Для нужд производства была разрушена значительная часть стены рядом с северными воротами и сделан проезд. С этой же целью демонтирован контрфорс на юго-восточной башне, что привело к ее прогрессирующему отклонению от вертикали. Но далматовская «падающая башня», к сожалению, не предмет для гордости. Особо надо отметить утрату исторически сложившейся планировки и ландшафта территории монастыря, возникновение многих диссонирующих объектов, закрывающих собой виды на древнюю архитектуру. Возрождение Сегодня ансамбль Далматовского монастыря – объект культурного наследия федерального значения.

Комплекс монастыря сохранил свои основные доминанты: Успенский собор – первую каменную постройку в Зауралье, церковь «Всех Скорбящих Радосте», юго-западную и юго-восточную башни, северо-восточный бастион в составе монастырских стен, надвратную церковь у северных ворот. Сохранились также кельи, пристроенные с юга и запада к крепостной стене. За 20 лет, прошедших с момента начала возвращения монастыря епархии, стараниями подвижников сделано немало на пути восстановления былого величия памятника. Не осталось в стороне и государство. Уже в первые годы восстановление монастыря шло при участии средств Министерства культуры РФ.

С 2001 года регион участвует в федеральной целевой программе «Культура России», в результате чего на памятнике проводятся систематические ремонтно-реставрационные работы. За это время освоено около 27 миллионов рублей: восстановлена надвратная церковь – первый (и, к сожалению, не самый удачный) пример комплексной реставрации монастырского объекта; отреставрирована крыша северных келий, и сегодня оба эти объекта используются монастырем. Участками ведется реставрация монастырских стен, восстанавливаются утраченные элементы. Проводится поэтапная комплексная реставрация церкви «Всех Скорбящих Радосте». Именно на этот объект, менее всего пострадавший в период индустриального прошлого, был направлен основной объем денежных средств по федеральной программе. В этом году завершены работы по восстановлению пятиглавия церкви, освоено 6,9 млн. руб. Реставрационные работы проводятся и за счет средств монастыря. Так были восстановлены игуменские кельи и часть братских келий, часовня, находящаяся напротив северных ворот, проводится работа по благоустройству. Благодаря поддержке администраций Далматовского района, города Далматово и при участии местных предприятий территория монастыря постепенно освобождается от поздних диссонирующих построек.

С 2008 года полномочия по государственной охране Далматовского монастыря возложены на Управление культуры Курганской области. В этот же год специалистами управления было проведено полное обследование всех монастырских объектов, благодаря чему стали известны проценты утрат каждого объекта, появилась возможность прогнозировать затраты и планировать работы. В первую очередь управлением разработан проект зон охраны памятника, совместно с администрацией г. Далматово на условиях софинансирования.

В настоящее время проект проходит процедуру согласования. Сегодня на площади в 4,7 га территории, занимаемой монастырем, проживают постоянно или временно 20–30 человек. Конечно, есть движение паломников, туристов, есть прихожане, однако об эффективности использования объекта пока говорить не приходится. Будущее монастыря – в использовании всех потенциальных возможностей, включая существование на базе монастыря образовательного комплекса, производства предметов религиозного назначения, народных промыслов, Юго-западные кельи и башню, постройки духовного училища можно приспособить для размещения муниципального историко-краеведческого музея, что позволит освободить и передать епархии в пользование здание Николаевского храма, ныне занимаемое музеем и также являющееся объектом федерального значения. Это решение приведет и к увеличению площадей музея, и к восстановлению лежащих в руинах исторических построек, и к возможности вкладывать в реставрационные работы средства местного бюджета. Однако возможности использования некоторых объектов можно будет оценить только после проведения инженерных исследований.

Наиболее сложной является ситуация с Успенским собором. Сегодня нет полной уверенности в возможности восстановления утраченных сводов без опасности разрушения здания в ходе снятия межэтажных перекрытий. В настоящее время ремонтно-реставрационные работы финансируются, прежде всего, из федерального бюджета. Средства выделяются Министерством культуры РФ на основе заявок, формируемых регионами. Ежегодный организационно-финансовый план реализации программы утверждается министром культуры после благословения патриарха, поскольку именно в финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата происходит пообъектное распределение средств программы.

Сайт Епархии

оздание музея в женском монастыре Похвалы Божией Матери с. Боровское началось с понимания необходимости изучения истории храма и сохранения памяти о подвизавшихся здесь людях. По благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского, открытие музея состоялось 13 июля 2018 г. во время празднования 100-летия мученической кончины сщмч. Аркадия Боровского. Первыми посетителями стали Глава Курганской митрополии Высокопреосвященнейший митрополит Курганский и Белозерский Иосиф и правящий архиерей Шадринскойепархии Преосвященнейший епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
Музейная экспозиция занимает пока одну комнату в старинном доме, расположенном через дорогу от Никольского храма. Само здание это имеет историческое значение. Скорее всего, это был как раз дом священника, где жил настоятель иерей Аркадий Гаряев.Имеющиеся экспонаты можно условно разделить на несколько типов. Прежде всего, это личные вещи священномученика Аркадия. Затем, старинные предметы церковногообихода из Никольского храма, которые также, конечно, мог использовать о. Аркадий во время богослужения. Вещи, связанные со священно- и церковнослужителями, монашествующими, прихожанами, т.е. теми, кто стал уже живой историей Никольского храма и возникшей при нем женской обители. Среди этих людей — священники, прошедшие лагеря; монахини из закрытых советской властью окрестных монастырей; многолетние прихожане; местные жители, не допустившие разорения родного храма;современные подвижники благочестия. Среди экспонатов музея — старинные предметы быта; найденные в земле с. Боровскрого крестики, монеты, гильзы; старинные книги, иконы, фотографии, копии документов, образцы шитья ручной работы (занавески, скатерть).
Наиболее ценным (как с духовной, так и с исторической точки зрения) экспонатом монастырского музея является наперсный иерейский крест сщмч. Аркадия, найденный во время обретения его святых мощей в 2007 г. Безусловный интерес представляют
напрестольные крест и евангелие, воздухи и покровцы, деревянный ковчег для мощей из Никольского храма (предметы конца XIX — начала XX вв.). Книги из Никольского храма конца XVIII — начала XX вв. сохранились благодаря монахине Олимпиаде (Ивакиной) и инокине Екатерине (Полухиной), подвизавшихся в советское время при храме. От этих же
старых монахинь попали в музей церковные вещи закрытого женского Колчеданского монастыря — книги и икона свт. Митрофана Воронежского.
Необычна вязанная крючком 90-летней бабушкой икона Благовещения Пресвятой Богородицы, занимающая почти всю стену. Особое место в экспозиции музея принадлежит реликвиям одной из первых насельниц женского монастыря Похвалы Божией Матери, убиенной в Никольском храме инокине Антонии (Середкиной). Сохранились ее личные вещи, иконы, записи, сделанные ею выписки из святых отцов и даже собранные на плате капли ее крови.
В 2017 г. в музей была привезена из с. Водолазово Катайского районаьнадгробная плита иерея Евфимия Степановича Дроздова, умершего в 1858 г. в с. Петропавловском Катайского района, где он прослужил много лет и был погребен. В советское время храм в с. Петропавловском был разрушен, а могилы священников разграблены.
Музей также хранит память о Преосвященнейшем епископе Курганском и Шадринском Михаиле (Расковалове), при котором и был учрежден монастырь Похвалы Божией Матери. Среди музейных экспонатов — его панагия и четки, переданные обители Высокопреосвященнейшим архиепископом Курганским и Шадринским Константином.
В музее хранятся документы — копии клировых ведомостей, метрических свидетельств, воспоминания верующих. Ведется летопись монастыря.
Посетить монастырский музей можно в сопровождении экскурсовода — монахини Евфимии (Крейтор), которая и является организатором и хранителем музея, а также несет послушание члена Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии.

МОСКВА, 10 октября. /ТАСС/. Восстановление церкви XIX века Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря в Курганской области, где 3 июля произошел пожар, будет стоить порядка 30 млн рублей, сообщил в четверг в интервью ТАСС губернатор региона Вадим Шумков.

«Порядка 30 млн рублей стоит проект, который посчитали. <…> Благотворительный фонд сформирован, пожертвования достаточно активно . Там уже порядка 8 млн рублей собрано. Восстановление уже идет. Техника на площадку, по нашим данным, уже вышла», — сказал губернатор.

В пресс-службе Курганской епархии уточнили, что в начале октября строители приступили к рытью котлованов. При этом технику выделили промышленные предприятия города.

«Восстановление сгоревшего храма началось практически сразу после случившегося 3 июля пожара. В течение двух недель разобрали завалы, очистили место под будущее строительство. Геодезисты и геологи изучили ландшафт и грунт, чтобы при проектировании знать, какой фундамент закладывать, какого качества должен быть бетон. Эти работы заняли месяц», — пояснили в пресс-службе.

Там добавили, что монастырь восстанавливается за счет благотворительных средств: 12 июля начал свою работу благотворительный фонд «Чимеевская святыня», инициатором создания которого стали губернатор и бывший архиерей епархии митрополит Курганский и Белозерский Иосиф. В попечительский совет фонда вошли композитор и музыкальный продюсер Максим Фадеев, писатель Виктор Потанин, художник Герман Травников и другие деятели искусства, науки и образования.

Чимеевская чудотворная икона Божьей Матери

Шумков также сообщил, что пострадавшую в пожаре Чимеевскую чудотворную икону Божьей Матери XVIII века удалось восстановить.

«Икона уже восстановлена, список с этой иконы есть, в него вкраплены фрагменты пострадавшей. Риза и панагия будут в оригинале, а икона будет отчасти — фрагменты оригинальной, отчасти — список», — уточнил глава региона, не пояснив, кто и на какие средства занимался восстановлением иконы.

Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь образован 17 июля 2002 года. Сам храм деревянный, 1890 года постройки. В нем установлен иконостас Чимеевской церкви, изготовленный на рубеже ХIХ-ХХ веков, украшен оригинальной деревянной резьбой. В храме находились Чимеевская чудотворная икона Божией Матери, частица животворящего Креста Господня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *