Монастырь в Мордовии

«Санаксарский Богородицкий мужской заштатный монастырь», — отмечал анонимный автор в «Историческом описании Санаксарского монастыря», изданном в 1802 году, — находится в Тамбовской губернии и епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах, по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению…»

Торжественный пафос этих слов легко объясним — к началу ХIХ века Санаксарская обитель вошла в пору своего расцвета. Только что завершилось каменное строительство, и она приняла облик, сохранившийся в общих чертах доныне. Монастырь был многолюден, хватало и благотворителей, причём некоторые из них, местом жительства петербуржцы, носили довольно громкие титулы и фамилии. И уже трудно было представить, что всего за полвека до этого обитель находилась на грани упразднения. Между тем на протяжении первого столетия своего существования Санаксарской пустыни выпало играть довольно важную роль в истории русского монашества. Её основание относится к середине ХVII века, к эпохе царствования Алексея Михайловича. Жил тогда в городе Темникове боголюбивый писец и служилый дворянин Лука Евсюков, «должность которого, — цитируем уже упомянутое «Историческое описание», — была таковая: летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе». Он владел землёю у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар. На местном наречии название озера означает буквально: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности» (стоит отметить, что в ХIХ веке его происхождение было принято вести от местных обильных сенокосов: сено-косарь).

Однажды появилась у Луки Евсюкова мысль устроить на этом месте обитель. Лука пригласил из оскудевшего Старо-Кадомского Троицкого монастыря старца Феодосия, известного своей высокой духовной жизнью. Тот, «пленившись красотой места», решил остаться здесь навсегда — вместе с несколькими учениками. Случилось это в 1659 году. Иноки поставили часовню и принялись понемногу обустраиваться. Обустройство, судя по всему, шло не слишком быстро, потому что лишь спустя десять лет местные жители отправили Святейшему Патриарху Иоасафу II прошение о возведении «церкви во имя Пречистыя Богородицы, Сретения чудотворной иконы Ея Владимирской» и заведении монашеской жизни. Патриаршее благословение было получено, так возникла Санаксарская Сретенская пустынь. Её первоначальник, игумен Феодосий, положил немало сил на то, чтобы обитель расцвела. Он обращался за помощью к самодержцу и Патриарху. Известно, что в 1677 году игумен бил челом юному царю Фёдору Алексеевичу с просьбой передать монастырю перевоз через Мокшу, а также близлежащие покосы, на что получил положительный ответ. Усердие отца Феодосия было оценено в Москве, и в 1681 году его отправили в Сибирь с миссионерскими поручениями — в частности, для устройства нового монастыря в Иркутском наместничестве. Много сделал также для развития обители в первые годы её первоначальник, иеросхимонах Иоанн, будучи ещё монахом Исаакием, подвизавшись именно в Санаксарской пустыни; позже, в 1692 году он ушёл из обители и обосновался на Саровской горе, выкопав там себе пещеру. А спустя 14 лет, здесь Пётр I решит основать здесь монастырь, строения которого сохранились до наших дней. Но это уже совсем другая история…

К середине ХVIII века (1753) Санаксарский монастырь настолько оскудел, что его приписали к Саровской пустыни. О многом говорит тот факт, что присланный в 1752 году из суздальского Спасо-Евфимиева монастыря в Санаксарскую обитель строителем иеромонах Порфирий уже через год запросился обратно. Деревянная церковь ветшала, кельи приходили в негодность, кровли сгнили, братия была крайне малочислена. По всему выходило, что дело шло к окончательному упразднению. Но Господь судил иначе. Всё изменилось, когда в Санаксаре появился подвизавшийся до того в Саровской пустыни (а ещё раньше — в петербургском Александро-Невском монастыре) монах Фёдор Ушаков с учениками. Было это в 1759 году. Преподобный Фёдор буквально возродил обитель, начал в ней ремонт, ввёл строгий общежительный устав. Усердные труды преподобного Феодора по приведению Санаксарской пустыни в порядок имели своим следствием то, что в конце 1762 года его рукоположили в иеромонаха и назначили настоятелем обители. Слава о мудром санаксарском старце распространилась далеко за её пределы, и в Санаксар в большом количестве стали стекаться жаждавшие иноческой жизни. Но постригать в монахи тогда можно было лишь с разрешения императрицы и Святейшего Синода. Преподобный, некогда бывший петербургским гвардейцем, задействовал все свои старые связи, дабы такое разрешение получить. По приказу только что взошедшей на престол Екатерины II весной 1763 года одиннадцать бывших гвардейцев, покинувших в начале 1757 года с преподобным Феодором Санкт-Петербург, были пострижены в монашество. Забегая вперёд, скажем, что и впоследствии в разросшуюся Санаксарскую обитель приходило немало бывших военных, дворян, петербуржцев.

В 1764 году, в пору секуляризационной реформы, Санаксарская пустынь благодаря хлопотам преподобного Феодора избежала грозившей ей участи упразднения. Весной 1765 года императрица предоставила ей самостоятельность, повелела именоваться монастырём и выделила 1000 рублей «на поправление». Эти деньги пошли на возведение каменного собора с верхним летним и нижним тёплым храмами. Делал вклады в монастырь и ближайший приближённый Екатерины Великой, граф Алексей Орлов, знакомый преподобного Феодора ещё по Санкт-Петербургу. «К привлечению сердец благодетелей, к снабдению обители сея таковыми драгоценностями, — читаем в «Историческом описании Санаксарского монастыря» 1802 года, — послужило средством строгая в том монастыре монашествующих жизнь, редкий порядок общежития, милостивое к бедным призрение, нелестная к посетителям искренность, добродушное принятие всех без изъятия монастырским коштом». С соборного храма, оконченного в 1774 году, началось в Санаксаре обширное каменное строительство. Продолжилось оно и при преемниках преподобного Феодора — после того как святого настигла монаршая опала, вызванная наветом темниковского воеводы Неелова, которого настоятель монастыря обличил в грабежах бедняков и притеснении обители. По повелению императрицы святого лишили настоятельского и иеромонашеского звания и сослали простым монахом в Соловецкий монастырь. Любопытно, что буквально через три недели после отбытия старца Феодора в скорбный путь на север, в Темников нагрянули пугачёвцы. Они разграбили город, но в Санаксар прислали весть, чтоб там их не опасались. «Я в то время из монастыря не уходил, — писал архимандрит Феофан Новоезерский, — другие же в немалом количестве бежали в лес; и уже услышав, что команда Пугачёва в монастыре не будет, возвратились оттуда». Надо думать, что чудесное спасение обители было неслучайным — видимо, бунтовщики прослышали, что недавний её настоятель «потерпел» от императрицы, и посчитали монастырь за «свой». Бунт вскоре усмирили. Обитель быстро благоукрашалась, братия числом росла. Связи с преподобным Феодором она не теряла, регулярно получая от него письменные наставления. Ежегодно к нему отправлялись по два санаксарских инока — помогать старцу, испытавшему на Соловках немалую нужду. А в 1783 году, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, преподобному Феодору разрешили вернуться в родную обитель. Отошёл ко Господу он в 1791 году.

К началу ХIХ века архитектурный ансамбль Санаксарского монастыря окончательно сложился — в немалой степени благодаря стараниям иеромонаха Филарета (Былинина). Он поступил в обитель в 1776 году, и через пять лет был пострижен в монашество, с 1803 по 1817 год являлся её настоятелем. Отец Филарет имел изрядный талант зодчего и живописца — практически все значительные монастырские постройки возводились под его присмотром. Братии в те времена в обители насчитывалось до ста человек — цифра внушительная, говорящая о тогдашнем духовном авторитете монастыря. В пору настоятельства иеромонаха Филарета, а именно с 1810 года, неподалёку от Санаксарской обители в деревне Алексеевке, деревне, близкой к святой обители, поселился вышедший в отставку легендарный адмирал российского флота Фёдор Ушаков, родной племянник преподобного Феодора Санаксарского. Будучи примерным христианином, адмирал стал благотворителем обители, возрождённой его дядей. В Великий пост он переселялся в неё, неизменно присутствуя на длительных богослужениях.

Из санаксарских настоятелей ХIХ века нельзя не отметить известного духовного писателя игумена Тихона (Ципляковского), избранного настоятелем общим собранием братии Санаксарского монастыря летом 1879 года и остававшегося им на протяжении пяти лет. В 1886 году он составил и издал обширное «Жизнеописание старца иеромонаха Феодора (Ушакова), основателя Санаксарского монастыря», тем самым подготовив почву для тех, кто спустя век с небольшим собирал материал для прославления отца Феодора в лике преподобных. Кроме того, его перу принадлежит «Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря». О замечательных духовных качествах отца Тихона говорит тот факт, что его избрал своим духовником святитель Феофан Затворник.

В революционную пору в Санаксарском монастыре разыгрались события, показавшие, насколько неслучайной была новая русская смута. Эти события выявили ослабление христианского духа не только в простом народе, но и в самом сердце Русского православия — в монашеской среде. Часть братии тогда восстала против своего настоятеля — игумена Александра (Уродова), обвинив его в антисоветских и монархических взглядах. Отказавшись повиноваться епархиальным властям, взбунтовавшиеся монахи обратились за помощью к захватившим власть большевикам, вследствие чего преподобноисповедник Александр был сначала арестован, а затем удалён из монастыря.

В 1920-е годы обитель долго балансировала на грани ликвидации — окончательно она была закрыта в 1929 году. В монастыре перед закрытием прошёл настоящий грабёж, растаскивали всё, что можно было унести. Церкви позже лишились колоколов, крестов и куполов, было осквернено монастырское кладбище, в Богородице-Рождественском соборе устроили конюшню. Чуть позже, когда на территории Санаксарского монастыря обосновалась школа механизаторов, лошадей в соборном храме сменили трактора.

Первая реставрация в поруганной обители датируется 1970-ми годами. Но подлинное возрождение славного монастыря началось лишь в 1991 году — после того как его вернули Церкви.

Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №35, ООО «Де Агостини», 2009

Расписание маршрута

10-00 ч. – 10.45 – Адреевка, Церковь в честь Живоначальной Троицы

11.00 ч – 11.45 ч – Никольский Кафедральный Собор, г. Ардатов

12.00ч. – 12.30 ч. — Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского,

п. Тургенево.

12.45ч. – 14.00ч. – Казанская Ключевская пустынь

Обед – 14.00ч – 15.00 ч.

15.30ч. – 16.15ч. — Свято-Троицкий мужской монастырь, г. Алатырь

16.30ч. – 17.30 ч. — Киево _ Николаевский Новодевичий монастырь, г Алатырь.

17.30ч. – выезд.

Андреевка

Одна из самых интересных достопримечательностей района — Церковь в честь Живоначальной Троицы в с. Андреевка, памятник архитектуры 1751 года. Церковь в годы Советской власти была единственной действующей на территории района. Каменная церковь была построена в стиле барокко: двухсветный четверик храма с восьмериком, трапезная, трехъярусная колокольня. Храм был построен помещиком П.П. Ермолаевым. Освящение двух престолов было совершено в 1751 г. архимандритом Алатырского Свято- Троицкого монастыря Виктором, по благословению епископа Нижегородского и Алатырского Вениамина. Чин освящения престола в честь Живоначальной Троицы был совершен 5 октября (по новому стилю), а престола в честь Казанской иконы Божьей Матери – 6 октября в день зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. В конце 18 – первой половины 19 века он был единственным на всю округу. В большинстве близлежащих мордовских сел церквей еще не было, поэтому храм можно считать и миссионерским. Среди новокрещеной и еще некрещеной мордвы на ниве миссионерства, христианского просвещения трудились и клирики Троицкой церкви. В конце 19 века и, по – видимому, в первые 20 лет 20 века настоятелем Троицкой церкви был священник Галактион Федорович Иванов, воспитавший со своей матушкой Фелицатой Матвеевной трех дочерей, одна из которых – Анна – стала впоследствии псаломщицей в этой же церкви. В 30 –е годы церковь дважды закрывалась. Окончательно открыли только после войны и с тех пор — она действующая. В годы советской власти Троицкий храм был одним из 21 действующих на территории Мордовии. До начала 90 – х годов 20 века он являлся единственной отрадой и утешением для верующих людей округи.

Особое место среди настоятелей церкви занимает Протоиерей Константин Васильевич Вергаскин, прослуживший здесь около 19 лет, участник Великой Отечественной войны, отбывший за свои религиозные убеждения срок в тюрьме. Вместе с ним служил игумен Серафим. В настоящее время приход Троицкой церкви составляют села Андреевка и Кельвядни.

Памятник архитектуры XVIII века. Находится под охраной государства

Ардатовская епархия

Дата создания:

30 мая 2011 г. Входит в состав Мордовской митрополии

Епархия была учреждена в 1922 году как викариатство Симбирской епархии. Вскоре викариатство было упразднено. 30 мая 2011 года была образована решением Священного Синода путем выделения из Саранской епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Ардатовский и Атяшевский. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. включена в состав Мордовской митрополии. В состав епархии входят Ардатовский, Атяшевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Дубенский и Чамзинский районы Республики Мордовия. Количество приходов – 17

Адрес:

431860, Республика Мордовия, ул. Дючкова, 80

Телефон:

(83431) 3-28-69, 3-14-02

Web-сайт:

Правящий архиерей:

Вениамин, епископ Ардатовский и Атяшевский (Кириллов Эдуард Павлович

Ардатов. Соборный комплекс.

Собор в честь Живоначальной Троицы(1769г.). Церковь во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского (1809г). Дом притча. Вторая половина 19 в.

Каменный пятиглавый собор Живоначальной Троицы был возведен в 1769 г. в барочном стиле, в 1880 г. был устроен придел в неорусском стиле.

Главы собора утрачены в 1930 г., интерьер не сохранился. Каменная церковь во имя Святителя Николая построена в 1809г. в позднебарочном стиле и представляет собой двусветный четверик храма с восьмериком, перекрытом куполом.

Интерьеры церкви утрачены. Отдельно стоящая четырехъярусная колокольня была построена в 1876г. в эклектичном стиле (не сохранилась).

Не сохранилась и часовня. В советские времена собор был закрыт. Были снесены колокольня, главы обоих соборов, часовня, ограда. В 1972 г. остатки собора были признаны памятником архитектуры и взяты под охрану государства. Осенью 1891 г. государство вернуло верующим храм, и в нем возобновились богослужения. Собор возвращает былую красоту и величественность, он становится местом возрождения духовности и нравственности народа.

п. Тургенево

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

Церковь была построена в конце 19 – нач. 20 в. во имя преподобного Сергия Радонежского. Каменная церковь с пятиглавым храмом, трапезной и колокольней(колокольня утрачена). Была выстроена в неоруском стиле на средства выдающихся деятелей русской культуры Тургеневых, среди которых были куратор Московского университета, председатель Российского библейского общества, поэт, реформатор – декабрист.

Казанская Ключевская мужская пустынь.

Казанская Ключевская мужская пустынь была основана в начале 18-го столетия на территории Алатырского уезда (Республика Мордовия) в восемнадцати верстах от города Алатырь.

И по преданию, здесь в это же время был явлен список с иконы Казанской Божьей Матери. На месте обретения иконы забил живоносный источник святой воды, который и по сей день приносит Благодатное исцеление от различных болезней всем. До 1917 года монастырь представлял собой богатый архитектурный ансамбль. За 70 лет советской власти обитель пришла в совершенный упадок. На территории остался только полуразвалившийся фундамент одной церкви. Возрождение монастыря началось 14 лет назад. За это время полностью восстановлена церковь Казанской Божьей Матери, возведены: колокольня, трехэтажный кирпичный корпус со встроенным Храмом в честь Преподобного Серафима Саровского и трапезной на 100 мест, накладезная часовня, построены необходимые хозяйственные строения. Построено и освящено новое здание паломническо-просветительского центра. Теперь это красивое трехэтажное здание сможет одновременно принять около 150 паломников со всей России. В паломническом центре расположены домовая церковь св. преподобного Сергия Радонежского (иконы ее уникального иконостаса написаны на перламутре!), богатая библиотека, трапезная.

Храм возводится на пожертвования частных лиц и благотворительные взносы различных организаций, однако поступающих денежных средств не хватает.

431890, Республика Мордовия, Ардатовский район, пгт Тургенево,

Настоятель монастыря Архимандрит Илларион

Свято-Троицкий мужской монастырь — православный монастырь в городе Алатырь (Чувашия).Ул. Троицкая

Основан в 1584 г. Троицкий собор, Сергиевская церковь с приделом в честь казанской иконы Божией Матери, пещерный храм, жилые и хозяйственные постройки. Все строения каменные XVIII—XIX вв. Памятник истории культуры. В 1995 году передан Чебоксарско-Чувашской епархии. Монастырь получил известность в связи с деятельностью почитаемого народом схимонаха Вассиана. Расположен в северной стороне города.

Почитаемые иконы: Божией Матери Казанской, которая спасла город от эпидемии холеры в 1748 году, «Нерукотворный Спас». С 1748 до начала 30-х гг. существовала почитаемая могила с нетленными мощами схимонаха Вассиана. Рождественский скит. В нескольких километрах к западу от города. 240 га, насельников — 45 чел. Строительство начато в июле 2000 г.

АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Чебоксарской и Чувашской епархии), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого монастыря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть которых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. монастыря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви — Никольская и Покровская.

Алатырский Киево _ Николаевский Новодевичий монастырьзакрыт в 1919 г. 11 июля 1993 г. передан Чебоксарской и Чувашской епархии РПЦ. К началу 2000 г. восстановлены Вознесенский, Покровский храмы, отстроена Никольская надвратная ц. В монастыре 10 насельниц, настоятельница — мон. Тавифа (Козачек).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *